МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кафедра системорганизационного управления
Факультет управления исервиса
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Человек иего потребности»
на тему:
«ДЕЙСТВИЕ ПОДКРЕПЛЕНИЯ ИНАКАЗАНИЯ НА ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА»
ВОРОНЕЖ 2006
Содержание
Введение
1. Понятие действияподкрепления и наказания на поведение студента
1.1 Что такое позитивноеподкрепление
1.2 Зависимость эффектаподкрепления от интенсивности позитивных эмоций
1.3 Ослабление интересапод влиянием регулярного внешнего подкрепления
1.4 Что такое самоподкрепление
1.5 Самоподкрепление исаморегуляция
1.6 Режим подкрепления.Угасание и поддержка поведения
1.7 Угасаниеповеденческих реакций
1.8 Деньги какгенерализированное подкрепление
1.9 Вознаграждение приразличных формах труда
1.10 Негативная мотивация
1.11 Недостатки наказаниякак метода мотивационного влияния
2. Эмпирическоеисследование действия подкрепления и наказания на поведение человека.
2.1 Разработка программыисследования
2.2 Анализ полученныхрезультатов
2.3 Выводы
2.4 Рекомендации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Понимаямотивы, которые побуждают человека к активности, можно целеустремлённо влиятьна его поведение и деятельность. Одним из способов влияния на поведениечеловека является подкрепление и наказание. Определённой формой поведениязакрепляются и повторяются тогда, когда они сопровождаются позитивнымипоследствиями; вероятность их повторения, как правило, уменьшается, если этидействия, не связаны с приятными действиями, или же, наоборот, сопровождаютсячем-то негативным.
Данная темаактуальна, поскольку она необходима каждому, кто пытается побуждать кдеятельности других людей. Знания по этой теме так же можно использовать вцелях само регуляции.
Целью моейкурсовой работы является комплексное и всестороннее изучение действияподкрепления и наказания на поведение студента.
Задачи этойработы:
1. изучить теоретическийматериал, по данной теме.
2. провестиисследования по изучению, действия подкрепления и наказания на поведениистудента.
Объектомданной курсовой работы является действие подкрепления и наказания на поведение человека,предметом – действие подкрепления и наказания на поведение студента.
1. Понятиедействия подкрепления и наказания на поведение студента
1.1 Чтотакое позитивное подкрепление
Позитивноеподкрепление – это некоторые приятные для человека последствия или результатыдеятельности, которые побуждают его к выполнению какой-либо деятельности.Определенные формы поведения закрепляются и повторяются в будущем тогда, когдаони сопровождаются позитивными последствиями (вознаграждением, одобрением,возможностью самоутвердиться). И вероятность их повторения, как правило,уменьшается, если эти действия не связаны с приятными эмоциями, или женаоборот, сопровождаются чем-то негативным (наказанием, неодобрением и т.п.).Эти закономерности часто применяют учителя и родители: регулярно прибегая кпохвале, они формируют у детей соответствующую мотивацию и поведение. Родители,по мнению Скиннера, могли бы целиком полагаться на позитивное подкрепление,никогда не наказывая ребенка. Вследствие использования одобрения воспитаниеребенка является высокоэффективным и гуманным. Однако в воспитательном процессенередко прибегают к наказанию, которое не всегда является эффективным, а частои вредит воспитанию личности.
Похвала старших (руководителей, родителей и др.), с которыми субъект деятельностипребывает в хороших отношениях, как правило, имеет большое влияние. Однообразиеформ одобрения и слишком регулярное их использование уменьшает действие такогоподкрепления.
Привилегии иувеличение статуса является не менее эффективным видом позитивногоподкрепления. Изменение формального или неформального статуса имеет эффектподкрепления. Ожидание повышения статуса оказывает большое влияние на личностьи стимулирует к деятельности. Возможность получить определенные привилегии,повышение заработной платы, возможность руководить и тем самым удовлетворятьсвою потребность во власти – существенный мотивационный фактор.
Системаоценки также является позитивным подкреплением. Оценки «хорошо» и «отлично»,высокий рейтинг, высокие тестовые баллы оказывают значительное побуждающеевлияние. Следует отметить, что более дифференцированная система оцениванияимеет большее мотивационное значение. Традиционная система оценивания, котораядо сих пор практиковалась в наших школах и вузах, лишена всех преимуществтестирования и дифференцированного оценивания. Ведь получив оценку «отлично» заэкзамен человек не знает, каков уровень его знаний по сравнению с другимистудентами, получившими такие же оценки. Тогда как, например, двадцатибалльнаясистема оценивания имела бы большее мотивационное влияние.
Материальноевознаграждение оказывает большое влияние на мотивацию любой деятельности. Нопри систематическом использовании эта форма позитивного подкрепления можетнегативно влиять на процессуально-содержательную мотивацию.
1.2Зависимость эффекта подкрепления от интенсивности позитивных эмоций
Главное вподкреплении – это наличие позитивных эмоций, с которыми мы сочетаемопределенную деятельность, к которой стремится сформировать интерес. Если привыполнении деятельности научиться вызывать удовольствие, то таким образом можносформировать интерес к этой деятельности. Чем сильней удовольствие, котороеполучил человек от подкрепления или самоподкрепления определенной формыповедения, тем сильнее поведение (или деятельность) будет закрепляться. Оченьважно знать, что именно у конкретного человека будет вызывать наибольшееудовольствие, какая форма подкрепления будет наиболее эффективной. Подкреплениеимеет значительный эффект, если оно сочетается с быстрой и адекватной обратнойсвязью относительно успехов или неудач. При этом фиксируется и указывается иуказывается результат деятельности, прогресс или ухудшение по важнымкомпонентам деятельности.
Подкреплениеимеет наибольшее влияние тогда, когда его сочетают с поэтапной программой, т.е.когда желательные формы поведения достигаются и подкрепляются постепенно.Необходимо выделить в поведении небольшие фрагменты и создать такие условия,которые предоставили бы возможность достичь максимального успеха и минимумнеудач. Каждый шаг должен быть небольшим и несложным, его выполнениесопровождается позитивными эмоциями.
Любое поведениезакрепляется благодаря позитивному подкреплению, а повторение такого поведениябез переживания удовольствия содействует его угасанию. Это касается и социальнонежелательных форм поведения.
1.3Ослабление интереса под влиянием регулярного внешнего подкрепления
Ели учеловека существует определенный интерес к процессу и содержанию деятельности,то, представив еще внешне подкрепление, общий уровень мотивации может возрасти.Условно это можно изобразить следующей формулой:
Мо=Мвн+ПД
Где Мо –общий уровень мотивации; Мвн – процессуально-содержательная мотивация; ПД –внешнее подкрепление.
Представляявнешнее подкрепление, в течение определенного времени можно поддерживатьдостаточно высокий общий уровень мотивации, ведь к Мвн прибавляется еще ивнешнее подкрепление в виде материального вознаграждения, символического илисловесного одобрения. После прекращения регулярного подкрепления наблюдаетсяуменьшение процессуально-содержательной мотивации, то есть интереса ксодержанию деятельности.
Позитивное подкреплениеснижает процессуально-содержательную мотивацию: если внешнее подкреплениеформирует чувство, что тобой манипулируют; если у человека нет чувства гордостиза свои достижения; когда подкрепляется деятельность, которую человек без тоговыполнял с интересом; когда подкрепление не зависит от достижений; когдаподкрепляются как хорошие, так и удовлетворительные результаты; если наградыиспользуются очень часто, существует угроза пресыщения.
1.4 Чтотакое самоподкрепление
Дляформирования мотивации к определенному поведению или деятельности наряду свнешним подкреплением человек может использовать и самоподкрепление: самхвалить себя, создавать ситуацию успеха, вознаграждать себя покупкой давноожидаемых вещей за выполнение деятельности. Успех сам по себе являетсясамоподкреплением, поскольку позитивный результат важной для вас деятельностивсегда вызывает приятные эмоции. Вследствие достижения некоторого результатапроисходит удовлетворение потребности в самореализации, что, конечно, являетсяподкреплением. Улучшение, своеобразное соревнование с самим собой такжеоказывают значительное мотивационное влияние.
Используяпокупку вещей как самоподкрепление, человек сам себя вознаграждает за успешноевыполнение деятельности. Здесь важно не позволять себе покупку желанной вещи,до достижения желаемого результата.
Похваласамому себе, подбадривание самого себя также вызывают эффект самоподкрепления.Не ожидая, что вас похвалят, вы хвалите самого себя, даже за незначительныйуспех, даже за усилие. Переход от внешнего подкрепления к самоподкреплениюявляется признаком развития личности. То, что человек приобретает способностьруководить своими потребностями и мотивами, свидетельствует о достаточнойзрелости.
Эффективнойформой формирования мотивации через подкрепление является проигрываниесоответствующих ситуаций в воображении. Проигрывая в воображении ситуациюуспешного выполнения деятельности, человек использует самоподкрепление.Подкрепление в воображении слабее воздействует на мотивацию, чем реальноеподкрепление. Настоящее материальное вознаграждение или одобрение производитболее сильное впечатление, чем фантазии о нем. Но предвидение возможностиудовольствия следствие выполнения деятельности содействует развитию интереса кней.
Если образсочетается с определенным переживанием и это повторяется достаточно часто, топостепенно сам образ становится источником такого переживания.
1.5Самоподкрепление и саморегуляция
Для созданияболее сильного мотивационного эффекта следует, как можно конкретней вообразить,что вам сулит успешное выполнение деятельности в будущем. Вспомните, как былоприятно, когда вы когда-то достигли определенных успехов в деятельности.Эмоциональная память в таком случае способна стать неплохим самоподкреплением.
Человек,который использует самоподкрепление сам выбирает тот или иной способ илиинтенсивность самоподкрепления, сам выбирает, когда использовать эту формуподкрепления.
Самоподкреплениев воображении характеризуется тем, что человек вознаграждает себя засоответствующее поведение в воображении. Сначала человек воображает, что онвыполняет необходимую деятельность, потом, что он получает определенное, важноедля него вознаграждение. Такая процедура используется 5 – 10 раз ежедневно.
1.6 Режимподкрепления
Режимподкрепления – это правило, которое устанавливает, как часто определенныедействия будут подкрепляться.
Скорость, скоторой поведение приобретается и сохраняется, зависит от режима подкрепления.
Режимнепрерывного подкрепления – предъявление подкрепления каждый раз, когда субъектдает желаемую реакцию – является простейшим способом подкреплением. Режимвременного подкрепления – это режим подкрепления, когда подкрепление происходиттолько после окончания определенного времени с момента предыдущегоподкрепления. Режим пропорционального подкрепления – это режим подкрепления,когда с момента подкрепления проходит определенное число реакций. Всоответствии с этими двумя параметрами выделяют четыре основных режимаподкрепления. В режиме подкрепления с фиксированным коэффициентом реакцийпроисходит после выполнения определенного числа действий. Данный режимхарактеризуется тем, что подкрепление предъявляется только после выполнениянекоторого стабильного числа действий (реакций). В режиме подкрепления свариативным коэффициентом реакций поведение подкрепляется после некоторогосреднего числа реакций, четко не определенного в каждом конкретном случае.Такой режим подкрепления является для нас более естественным. Например, насхвалят время от времени, и мы не знаем, когда получим следующее подкрепление.Это поддерживает мотивацию к деятельности или поведение, которое подкрепляется.В режиме подкрепления с постоянным интервалом времени поведение подкрепляетсятолько после того, как проходит определенное устоявшееся время с моментапредыдущего подкрепления. В данном режиме может отмечаться некоторый перерыв вдеятельности после получения предыдущего подкрепления. В режиме подкрепления свариативным интервалом времени индивидуум получает подкрепление после того, какпроходит неопределенный интервал времени. Время подкрепления в этом режимеварьирует около некоторой средней величины, которая не является четко установленной.При отсутствии подкрепления в режиме с вариативным интервалом реакции угасаютмедленнее, чем в режиме постоянного интервала времени.
Постоянное инерегулярное подкрепление и угасание реакций. Существуют значительные отличиямежду этими двумя режимами подкрепления. В период приобретения, когда поведениеформируется, желательным является постоянное подкрепление. Его преимуществасостоят в том, что поведение, которое подкрепляется, формируется скорее.Преимущество эпизодического подкрепления заключается в том, что в таком режимеповедение угасает медленнее (в случае прекращения подкрепления).
Расширениекоэффициента. Человек способен выполнить огромный объем работы радинезначительного вознаграждения, причина в том, что расширяя коэффициент можнопостепенно формировать настойчивость в действиях человека. Постепенно расширяякоэффициент, подкрепление предъявляется все реже, человек для получениявознаграждения должен выполнить все больше действий. Однако частотаподкрепления уменьшается постепенно: после подкрепления в течение некотороговремени каждого второго действия переходят к подкреплению каждого третьего,потом четвертого или пятого, главное нельзя делать резких переходов. Такимобразом, постепенное расширение коэффициента реакций – эффективный методподдержки поведения и формирования настойчивости.
1.7Угасание поведенческих реакций
Угасание –это постепенное ослабление поведенческих реакций вследствие отсутствияподкрепления тех действий, которые раньше подкреплялись. В результате угасаниядействия начинают появляться все реже и реже и в итоге исчезают совсем. Важныйфактор в угасании реакций – прекращение их подкрепления.
Скорость скоторой будут угасать приобретенные реакции, зависит от режима подкрепления,под действием которого они приобретались. Поведенческие реакции, которыеподкреплялись постоянно, имеют тенденцию быстро угасать после прекращенияподкрепления. А когда реакции подкрепляются время от времени, то послепрекращения позитивного подкрепления падение угасает медленнее.
Кроме режимаподкрепления на скорость угасания влияет случайное подкрепление. Когдаподкрепление появляется в период угасания, то необходимо значительно большевремени, чтобы такая реакция полностью исчезла, потому что такое единичноеподкрепление переводит ситуацию в режим эпизодического подкрепления.
Важнаяхарактеристика угасания – это спонтанное восстановление реакций. Поведениеможет проявляться снова, даже когда оно не проявлялось в течение определенноговремени в процессе угасания. Спонтанное восстановление – это естественнаятенденция поведения возобновляется в ситуациях похожих на те, которые имелиместо до угасания.
Угасаниеповедения предусматривает, что прекращается подкрепление, которое поддерживалораньше это поведение. Но очень важно определить, что именно подкрепляетповедение.
Чтобыповедение продолжалось после прекращения внешнего подкрепления, его следуетперевести под контроль стимулов, естественных для данного поведения илидеятельности. Точнее сказать, подкрепление не прекращается, только меняется егоформа. Сначала, в процессе формирования деятельности подкрепление происходит,например от учителей, позже от людей, которые составляют ближайшее окружениесубъекта.
1.8 Деньгикак генерализированное подкрепление
Деньгиявляются универсальным средством генерализированного подкрепления, поскольку заденьги можно приобрести практически все. Деньги – это и условное подкрепление,поскольку их ценность как средства подкрепления приобретается в процессенаучения. Для животного или младенца деньги – это не подкрепление.
Насыщаемость– основная характеристика денег как генерализированного подкрепления. Денегникогда не бывает слишком много ими сложно пресытиться.
Возможностьоткладывать удовлетворение многих потребностей с помощью денег на будущее имеетбольшое значение. Получая деньги, мы получаем двойное удовольствие. Во-первых,удовольствие от предвкушения удовлетворения с помощью денег некоторыхпотребностей, во-вторых, непосредственное удовлетворение эти потребностей. Спомощью денег можно подкреплять любую деятельность и в любой момент времени. Вэтом состоит преимущество денег как подкрепления.
Не смотря нанасыщаемость потребности в деньгах, стремление к материальному обогащению свозрастом и с определенным уровнем достижения материального благополучиянесколько ослабевает. Для некоторых людей деньги являются слабым мотивационнымфактором, их больше побуждает к деятельности ощущение компетентности,стремление развиваться, желание руководить людьми и другие мотивы. Но длячеловека, который материально не обеспечен, деньги – достаточно сильныймотивационный фактор. И все-таки для большинства людей деньги являютсядостаточно сильным подкреплением.
1.9Вознаграждение при различных формах труда
Для различныхформ труда существуют различные виды вознаграждения. Многие формы труда – коллективныепо своей природе, и вознаграждение каждого участника трудового процесса зависитот успеха всей группы. При кооперативной форме труда вознаграждение, котороеполучает коллектив, делится между всеми его членами. Сплоченность такой группывыше, чем в случае, когда при оплате учитывают лишь индивидуальные достижения.Негативным моментом, однако, может быть снижение личной ответственности.
Прииндивидуальной форме труда зарплата работника зависит исключительно от еголичного вклада. Для этой формы трудовой деятельности характерен индивидуализм.Минусом является возможная зависть, недоброжелательность и даже вредительство.Существует угроза ухудшения психологического климата в коллективе.
Существуетеще Кооперативно-индивидуальная форма труда. При такой форме зарплата каждогозависит от успеха всей группы, с поощрением высоких индивидуальных результатов.Когда существует тесная связь между личным достижениям и вознаграждениеммаксимальный эффект гарантируется.
Существуеттак же и негативное влияние денег на процессуально-содержательную мотивацию.Деньги подрывают прцессуально-содержательную мотивацию. Деньги – это большойсоблазн, сильное подкрепление; и интерес смещается с самой деятельности наденьги.
1.10Негативная мотивация
Негативнаямотивация – это побуждения, вызывающиеся осознанием некоторых неудобств,неприятностей, наказаний, которые имеют место в случае невыполнениядеятельности. Если человек побуждается к деятельности угрозой наказания илинеприятностей, то его целью становится снижение этой угрозы и сопутствующегоего страха. В социальном контексте негативная мотивация занимает более низкоеместо в иерархии мотивов и является социально менее желательной.
Действенностьнегативной мотивации заключается так же в том, что человек действует, стремясьв первую очередь избежать негативных последствий, однако избежать наказаниявсегда приятно, и эта радость становится позитивным подкреплением.
Наказаниестимулирует к деятельности только в период действия угрозы, после исчезновениятакой угрозы, как правило, быстро прекращается.
Если человекуверен, что за нежелательные действия или поступки он в любом случае будетнаказан, то это будет иметь больший мотивационный эффект, чем в случае, когдаон думает, что все может обойтись.
Наказаниебывает более действенным, если его применяют сразу после совершения человекомнежелательных действий, а не грозят применять его когда-то в будущем.
Максимальныэффект дает сочетание наказания с позитивным подкреплением. Почемудвухсторонняя мотивация является наиболее желательной?
Во-первых,это возможность избежать такого нежелательного эффекта наказания, какнегативное восприятие человека, который «карает»; во-вторых, включениепозитивного подкрепления увеличивает возможности влияния именно на тех людей,для которых негативные санкции недостаточно эффективны.
1.11Недостатки наказания как метода мотивационного влияния
1. Наказаниеможет играть роль подкрепления негативного поведения ребенка.
2. Можетнарушить поведение, поскольку оно вызывает озлобление и негативизм у детей.
3. Ожиданиенаказания вызывает состояние повышенной тревожности.
4. Наказаниявызывают имитацию деятельности.
5. Стремлениеизбежать наказания продолжается только до тех пор, пока существует угрозанегативных санкций.
2.Эмпирическое исследование действия подкрепления и наказания на поведениечеловека
2.1Разработка программы исследования
Программа исследованиявключает в себя тест, разработанный О.Ф. Потемкиной (текст опросника – приложение1) и методику «Шкала совестливости» В.М. Мельникова и Л.Т. Ямпольского(текст опросника – приложение 2).
ТестПотемкиной направлен на выявление установок труд – деньги. Деньги являютсяуниверсальным средством генерализированного подкрепления, поскольку за деньгиможно приобрести почти все: пищу, жилье, комфорт, модную одежду, образование ит.д. Следовательно, чем больше заработная плата у человека, тем больше у негостремление к работе. Кроме того деньги обладают такой характеристикой, какненасыщаемость.
Группа испытуемыхсостояла из 20 студентов в возрасте 17 – 20 лет.
Испытуемыедолжны были ответить «да» или «нет» на 20 вопросов, свои результаты они должныбыли занести в таблицу (таблица 1).
«Шкаласовестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормами этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливости»характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, какчувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. Всвоем поведении они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этическиестандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокаядобросовестность обычно сочетается с высоким самоконтролем.
Переход отвнешнего подкрепления к самоподкреплению является признаком развития личности.То, что человек приобретает способность руководить своими потребностями имотивами, свидетельствует о достаточной зрелости личности. Процесс воспитаниясостоит в формировании у человека способности к созданию самоподкреплениясоциально желательных норм поведения и деятельности.
Группаиспытуемых состояла из 14 человек в возрасте 17 – 20 лет. Испытуемые должныбыли ответить «да» или «нет» на 14 вопросов. Результаты предлагается занести втаблицу (таблица 2.) Таблица 2.
2.2 Анализполученных результатов
В тесте О.Ф. Потемкинойза каждый положительный ответ опрашиваемый получает 1 балл. Баллы суммируютсяотдельно за ответы на четные и нечетные ответы. Анализ полученных результатовпо первому тестированию свидетельствует о том, что 70% опрашиваемых студентов вбудущем ориентированны на зарабатывание денег, и только 30% – процесс труда.
/>
В тесте В.М. Мельниковаи Л.Т. Ямпольского За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу иподсчитывается их сумма. Чем большую сумму баллов набрал испытуемый, тем большеу него выражены совестливость и чувство ответственности. Анализ полученныхрезультатов по второму тестированию свидетельствует о том, что у 40%опрашиваемых фактор «совестливости», влияющий на мотивацию поведения, развитсильно, у 60% опрашиваемых – слабо.
/>
2.3 Выводы
1. Порезультатам первого тестирования, ориентированного на установок труд – деньги,можно сделать вывод, что у возрастной категории 17 – 20 лет большиймотивационный эффект дают деньги, нежели самоподкрепление или другие видывнешнего подкрепления. То есть в будущем большая часть студентов будет работатьради денег, а не ради результата.
2. Порезультатам второго тестирования «Шкала совестливости», можно сделать вывод,что у возрастной категории 17 – 20 лет фактор «совестливости» развит слабо, уданной аудитории низкая добросовестность и слабый самоконтроль, отсутствуетстойкость моральных принципов, что говорит о том, что большая часть современныхстудентов является слабыми личностями, и им необходимо развиваться.
2.4 Рекомендации
Первый тестпроводился на выявление установок «труд – деньги». Рекомендован для студентов ввозрасте 17 – 20 лет, он поможет опрашиваемым определить, на что ориентированих будущий труд и если выяснится, что он ориентирован на только получение денег,пересмотреть свои взгляды до начала работы, чтобы кроме материальногоподкрепления получать и моральное удовлетворение, иначе качество их работыбудет снижаться и они в своей профессии окажутся невостребованными.
Второй тестпроводился на измерение степени уважения к социальным нормам и этическимтребованиям. Рекомендован для студентов 17–20 лет, он поможет им определитьфактор «совестливости» и уровень добросовестности, и если выяснится, что этотуровень низкий, начать развивать его в этом возрасте, чтобы стать сильнойличностью.
Заключение
Подводя итогимоей курсовой работе, видно, что позитивное подкрепление намного эффективней,чем наказание. Эффективность подкрепления в свою очередь зависит отинтенсивности позитивных эмоций, выбора режима подкрепления. И очень важноопределить, что именно подкрепляет поведение конкретно взятого человека.Негативная мотивация является не только менее эффективной, но и социально менеежелательной, поскольку наказание вызывает состояние повышенной тревожности,имитацию деятельности.
Максимальныйэффект дает сочетание наказание с позитивным подкреплением.
Нежелательныедействия, как правило, не одобряются, а желательная форма поведенияподкрепляется.
У возрастнойкатегории 17 – 20 лет больший мотивационный эффект дают деньги, нежели другиевиды внешнего подкрепления или самоподкрепление, то есть в будущем большаячасть студентов будет работать ради денег, а не ради морального удовлетворения.Это явилось следствием того, что наше поколение слишком рано стали подкреплятьматериально, многим родителям проще подкреплять поведение своих детей, даже враннем возрасте, давая им деньги, чем воспитывать их на моральных принципах,кроме того деньги играют слишком большую роль в современном социальном обществе.
Степеньуважения к социальным нормам в большинстве случаев среди людей
17 – 20 леттак же развита слабо. Качества, влияющие на мотивацию поведения такие, какчувство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов, убольшей части опрашиваемых отсутствуют. Это явилось следствием того, чтородители испытуемых, когда их дети были в дошкольном возрасте, воспитывали ихнедостаточно строго, например, разрешали слишком многое, велись на поводу уребенка, когда тот отказывался заниматься в той или иной секции, потому что емунадело или потому что он не добился никаких высоких результатов.
Списокиспользуемой литературы
1. Занюк С. Психологиямотивации. – К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2002. – 352 с.
2. Асеев В.ГМотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.
3. Максименко С.Д. Общаяпсихология. – К., 1999.
4. Маркова А.К. Психологияобучения подростка. – Москва 1975 г.
5. Вилюнас В.К. Психологияэмоциональных явлений. – М., 1976.
6. Немов P.С. Психология.Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основыпсихологии. — М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 стр.
7 Москвичев С.Г. Проблемымотивации в психологических исследованиях. – К., 1975.