Реферат по предмету "Психология"


Девиантное поведение у подростков как проблема социальной работы в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
ГЛАВА 1.Социальная сущность девиантного поведения
1.1 Характеристика понятия«девиантное» поведение, основные его причины
1.2 Виды и основные формы девиантногоповедения молодежи
ГЛАВА 2.Подростковый возраст и его особенности
2.1 Предпосылки девиации вподростковом возрасте
2.2 Особенности осуществленияпрофилактики девиантного поведения у подростков
Заключение
Списокиспользуемой литературы
ПриложениЕ 1
ПриложениЕ 2
ПриложениЕ 3

ВВЕДЕНИЕ
Нормативные системыобщества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы,изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как иследование, им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение отнормы — в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все временаобщество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения.Социологи называют отклоняющееся поведение девиантным. Оно подразумевает любыепоступки или действия, не соответствующие нормам. Резкие отклонения от среднейнормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушениемстабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего. В узкомпонимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которыене влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являютсяпротивоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений,получила в социологии особое название — делинквентное (буквально — преступное)поведение. Оба значения — широкое и узкое – одинаково употребляются всоциологии. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм,приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центрвнимания социологов, социальных психологов, медиков, работниковправоохранительных органов.
Объяснить причины,условия и факторы, детерминирующие это социальное явление, стало насущнойзадачей. Ее рассмотрение предполагает поиск ответов на ряд фундаментальныхвопросов, среди которых вопросы о сущности категории «норма» (социальная норма)и об отклонениях от нее. В стабильно функционирующем и устойчиво развивающемсяобществе ответ на этот вопрос более или менее ясен. Социальная норма – этонеобходимый и относительно устойчивый элемент социальной практики, выполняющийроль инструмента социального регулирования и контроля. «Социальная норма, — отмечает Я.И. Гилинский, — определяет исторически сложившийся в конкретномобществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного)поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций».
Социальная норма находитсвое воплощение (поддержку) в законах, традициях, обычаях, т.е. во всем том,что стало привычкой, прочно вошло в быт, в образ жизни большинства населения,поддерживается общественным мнением, играет роль «естественного регулятора»общественных и межличностных отношений. Английский мыслитель Клайв С. Льюиссклонен видеть в моральных нормах своего рода «инструкции», «обеспечивающиеправильную работу человеческой машины».
Но в реформируемомобществе, где разрушены одни нормы и не созданы даже на уровне теории другие,проблема формирования, толкования и применения нормы становится чрезвычайносложным делом. Можно понять полное горечи высказывание А. Солженицына: «Какаяэто реформа, если результат ее – презрение к труду и отвращение к нему, еслитруд стал позорным, а жульничество стало доблестным?». Полемизирующий с А.Солженицыным по ряду вопросов, связанных с оценкой нынешней ситуации в России,Г. Померанц тоже приходит к близкому по сути выводу: «Вышла не свобода как вГермании или Франции, т.е. жизнь по закону, а воля – бандитам убивать, ворам –воровать, интеллигентам – свободно высказывать, что на душе. К сожалению,достаточно духовной силы, чтобы перевесить, переупрямить хаос, не оказалось, ненадо ее собирать».
Конечно, общество не может долгооставаться в таком положении. Девиантное поведение значительной массы населениявоплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции.
Цель курсовой работы:изучить девиантное поведение у подростков, как проблему социальной работы вРеспублике Беларусь.
Задачи:
1) выявить причиныдевиантного поведения;
2) установить формыдевиантного поведения;
3) описать предпосылкидевиаций в подростковом возрасте;
4) разработать программупрофилактики девиантного поведения.
Объект –социально-психологические причины девиантного поведения у подростков.
Предмет – девиантноеповедение у подростков.
Гипотезанашего исследования состоит в том, что профилактику
противоправногоповедения несовершеннолетних целесообразно начинать с младшего школьноговозраста, направляя воспитательную работу школы, на формированиевысоконравственных и этических ценностей у трудновоспитуемых учащихся.
Методы исследования:изучение и анализ научной и периодической литературы по данному вопросу,проведение диагностических исследований и коррекционных занятий.
Научная новизнаисследования заключается в следующем:
— систематизированы и обобщеныконцепции отечественных ученых по проблеме девиантности школьников;
— определены иохарактеризованы задачи, содержание формирования адекватного поведения устаршеклассников.
Теоретическая значимостьисследования состоит в определении научно-педагогических основ воспитательнойработы с девиантными подростками.
Практическая значимостьисследования характеризуется тем, что основные научные выводы и результатымогут использоваться в школьной практике в целях воспитательной работы сдевиантными детьми.

ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯСУЩНОСТЬ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
 
1.1 Характеристикапонятия «девиантное» поведение, основные его причины
Отклоняющееся поведениеимеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными причинами ифакторами. Выделим причины социальных патологий, т.к. именно они являются объектомвнимания специалистов по социальной работе.
Социально-экономическиепричины: снижения уровня жизни определенной части населения, особенно восприимчивойк этой причине молодежи; расслоение общества на бедных и богатых; наличие вобществе безработных, лиц без определенного места жительства и др.; низкийуровень заработной платы и т.д.
Морально-этическиепричины: низкий морально-нравственный уровень современного общества;бездуховность общества; утрата моральных ценностей; падение нравов; равнодушиеобщества ко многим детским проблемам; алкоголизация и наркотизация населения.
Социально-педагогическиепричины: дефекты семейного и школьного воспитания; неуспехи ребенка в школе;падение престижа образования; педагогическая запущенность и т.д.; негативноевлияние СМИ; учителя в школе больше внимания уделяют успевающим детям, а нетем, кто имеет проблемы в обучении; отсутствие систематической профилактическойработы, неуверенность подростков и молодежи в завтрашнем дне.
Если рассматриватьпричины отклоняющегося поведения среди подростков, то в качестве причины можнорассматривать особенности подросткового возраста. Подростковый и юношескийвозраст входят в группу повышенного риска, так как для него характерны:внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональныхпроцессов и заканчивая перестройкой «Я-концепции»; пограничная неопределенностьсоциального положения: уже не ребенок, но еще и не взрослый; стремление кновизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желаниепонимать, бороться, достигать, утверждаться, попытки изменить существующуюсистему оценок и взглядов, принятых в среде ближайшего окружения
Можно выделить также игруппу биологических факторов, которые в той или иной мере могут выступатьпричинами девиаций. Специальных генов, обуславливающих девиантное поведение несуществует. Однако выделяют причины отклоняющегося поведения, связанные не ссоциально-педагогической коррекцией, а с медицинской. К ним относят:
а) генетические факторы.По наследству передаются некоторые болезни, дефекты, в частности, такие какшизофрения, дефекты зрения, слуха, повреждения нервной системы;нервно-психические нарушения, обусловленные семейным алкоголизмом, наркоманий.
б) психофизиологические факторы.В последние время увеличивается влияние на организм человекапсихофизиологических нагрузок, конфликтных и стрессовых ситуаций,экологического фактора. Все это приводит к различным соматическим,аллергическим и токсическим заболеваниям.
в) физиологическиепричины. Нарушение речи, слуха, внешняя непривлекательность, недостаткиконституционно-соматического склада, которые зачастую вызывают негативноеотношение окружающих, что приводит к нарушению межличностных отношений ребенка(да и взрослых) в группе сверстников, в коллективе.
Психологические факторы,связанные с наличием у человека психопатологии или акцентуации (чрезмерноеусиление) отдельных черт характера, что сопровождается эмоциональнойнеустойчивостью, неврастенией, повышенной возбудимостью нервной системы,психопатией, также могут рассматриваться в качестве причин отклоняющегосяповедения. Человек с явно выраженной психопатией или акцентуированными чертамихарактера нуждается в социально-медицинской реабилитации,психолого-педагогической коррекции.
Личностный фактор. Наиболееопасным представляется заниженный уровень самоуважения и отсутствие сложившихсямеханизмов самоконтроля и самокорректировки поведения. Американский психолог Г.Кэплан своими исследованиями доказал, что понижение самоуважения у юношей связанопрактически со всеми видами девиантного поведения и, как правило, приводит кросту антинормативного поведения. Исследования показывают, что наиболеевосприимчивыми к различным видам отклоняющегося поведения являются подростки14-15 лет.
Трактовка причиндевиантного поведения тесно связана с пониманием самой природы этогосоциально-психологического явления. Известно, что в человеческом поведениисочетаются компоненты различного уровня – биологического, психологического исоциального. В зависимости от того, какому из них в той или иной теориипридается главное значение, определяются и основные причины этого поведения. Внаучной литературе выделяют три основных подхода для объяснения девиантногоповедения:
1. Биологические(антропологические) концепции, уделяющие главное или исключительное вниманиебиологическим детерминантам (причинам). Согласно данной концепции — отклоняющееся поведение от принятых в обществе социальных норм связано сбиологическим складом индивида. Значительную роль в развитии биологическойконцепции сыграла антропологическая школа уголовного права, основаннаяитальянским психиатром Чезаре Ломброза (1835-1909 гг.). Ч. Ломброзо обосновывалсвязь между анатомическим строением человека и преступным поведением, ввелтермин «врожденный преступник», которого можно определить по рядуанатомо-антропологических признаков: массивная, выдвинутая вперед челюсть,сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки уха, низкий лоб.
В ХХ веке предпринималисьновые попытки объяснять девиацию биологическими факторами. Так, У. Шелдонобосновывал связь между типами физического строения человека и формамиповедения.
В 60-ые годы в результатегенетических исследований (У.Пирс) ученые пришли к выводу, что наличие лишнейигрек-хромосомы у мужчин обуславливает предрасположенность к криминальномунасилию. Х. Айзенк (1970 г.) пришел к выводу, что экстроверты более склонны кнарушению поведения, чем интроверты, а это в свою очередь детерминировано нагенетическом уровне.
Получили распространениеразновидности биологической концепции: 1) теория наследственнойпредрасположенности к девиации (О. Ланге, О. Кинберг). Ее суть – поскольку понаследству передаются многие психические свойства, это может быть характерным идля склонности к преступлению; 2) концепция конституциональнойпредрасположенности (Э. Кречмер).
В целом биологическиеконцепции мало популярны в современном мире.
2. Социологическиеконцепции.Исследования социологов конца ХIХ — начала ХХ веков (Э. Дюркгейм, Д. Дьюи, М. Вебер и др.)выявили связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существованиялюдей. Было доказано, что число аномалий в поведении людей неизбежно возрастаетв периоды войн, экономических потрясений, социальных потрясений, чтоопровергало теорию «врожденного преступника» и указывало на социальные корниэтого явления.Так, Дюркгейм считал, что нельзя представить общество безпреступлений: оптимальный уровень дивиаций неизбежно присущ человеческомуобществу. Необходимо заботиться не столько об искоренении девиаций, сколько о поддержанииэтого оптимального уровня, предупреждая его всплеск, рост различных формдевиантного поведения. Дюркгейм разработал теорию «аномии» (беззаконный,безнормный, неуправляемый), согласно которой распространение девиантногоповедения, в решающей степени вызвано негативным, или амбивалентным отношениемлюдей к официальным, узаконенным социальным нормам, а также отсутствием у них возможности,поступая в соответствии с этими нормами реализовать свои насущные потребности.
Лишенные идеала, смыслажизни люди оказываются подвержены стрессу, тревожности, что и приводит кразного рода отклонениям в поведении. Искажения в системе ценностей в большейстепени ведут к разложению социальных институтов. Возникает двойная мораль, –при которой противоречивые нормы используются одним и тем же лицом для разныхцелей и в разных ситуациях. Это проявляется сегодня в деятельности отдельныхпредставителей власти, политиков и т.д.
В рамках социологическогоподхода выделяют:
1) интеракционистскоенаправление (Г. Беккер, Э. Лемерт), согласно которому девиантность не свойство,внутренне присущее какому-либо явлению, а следствие социальной оценки(стигмации, «клеймения») определенного поведения. Девиацияобуславливается способностью влиятельных групп навязывать другим слоям определенныестандарты поведения;
2) структурный анализ, врамках которого сложились следующие подходы к объяснению причин девиантногоповедения: а) культурологическое, т.е. причина девиации конфликт между нормамисубкультуры и господствующей культуры, так как индивиды одновременно входят вразные этнические, культурные, социальные политические группы с несовпадающимиценностями; б) теория «социальной аномии» Р.Мертона. Девиантное поведение обусловленоаномией как рассогласованием между провозглашенными данной культурой целями иинституциолизированными средствами их достижения. (Так, не все могут в силуопределенных социально-экономических причин получить высшее образование,престижную работу и т.д.).
В рамках отечественныхисследований проблемы девиантного поведения объясняются в основном двумяпричинами: несовпадением требований нормы с требованиями жизни с одной стороны;несоответствием требований жизни интересам данной личности- с другой стороны.
Психологические ипсихиатрические концепции (З. Фрейд, А. Адлер и др.) Согласно им девиацияобуславливается личностными факторами: в частности, возможностями, овладетьнаиболее значимыми для человека ролями и возможностями их выполнять; отношениемсамой личности к совершаемым ее нарушениям (зачастую это способ самозащиты);уровнем самосознания личности и ее нравственной воспитанностью; социальнымстатусом личности; чувствами и эмоциями негативного характера.
Помимо названныхобъективных причин появление девиаций можно выделить и субъективные. Личностьформируется в первую очередь под воздействием конкретных жизненных ситуаций,которые и могут приводить к дефектам в поведении [1,137 – 141].
В конце XIX и начале XXв. были распространены биологические и психологические трактовки причиндевиации. Итальянский врач Цезаре Ломброзо считал, что существует прямая связьмежду преступным поведением и биологическими особенностями человека. Онутверждал, что «криминальный тип» есть результат деградации к более раннимстадиям человеческой эволюции. Этот тип можно определить по таким характернымчертам, как выступающая нижняя челюсть, реденькая бородка и пониженнаячувствительность к боли. Теория Ломброзо получила широкое распространение, инекоторые мыслители стали его последователями — они тоже устанавливали связьмежду девиантным поведением и определенными физическими чертами людей.
Уильям Шелдон, известныйамериканский психолог и врач, подчеркивал важность строения тела. Он считал,что у людей определенное строение тела означает присутствие характерныхличностных черт. Эндоморфу (человеку умеренной полноты с мягким и несколькоокруглым телом) свойственны общительность, умение ладить с людьми и потворствосвоим желаниям. Мезоморф (чье тело отличается силой и стройностью) проявляетсклонность к беспокойству, он активен и не слишком чувствителен. И, наконец,эктоморф, отличающийся тонкостью и хрупкостью тела, склонен к самоанализу,наделен повышенной чувствительностью и нервозностью. Опираясь на исследованиеповедения двухсот юношей в центре реабилитации, Шелдон сделал вывод, чтонаиболее склонны к девиации мезоморфы, хотя они отнюдь не всегда становятсяпреступниками. Хотя подобные биологические теории были популярны в начале XXв., другие концепции их постепенно вытеснили. Сторонники психологическойтрактовки связывали девиацию с психологическими чертами (неустойчивостьюпсихики, нарушением психологического равновесия и т. п.). Были получены данныео том, что некоторые умственные расстройства, особенно шизофрения, могут бытьобусловлены генетической предрасположенностью. Кроме того, некоторыебиологические особенности могут оказывать влияние на психику личности. Но втаких случаях биологические факторы лишь косвенно способствуют девиации,сочетаясь с социальными или психологическими. Поэтому при любом биологическоманализе девиации необходимо учитывать сложную совокупность многих факторов. Развернутоесоциологическое объяснение девиации впервые дал Э. Дюркгейм. Он предложилтеорию аномии, которая раскрыла значение социальных и культурных факторов. ПоДюркгейму, основной причиной девиации является аномия, буквально — «отсутствиерегуляции», «безнормность». По сути, аномия, — это состояние дезорганизацииобщества, когда ценности, нормы, социальные связи либо отсутствуют, либостановятся неустойчивыми и противоречивыми. Все, что нарушает стабильность,приводит к неоднородности, неустойчивости социальных связей, разрушениюколлективного сознания (кризис, смешение социальных групп, миграция и т.д.),порождает нарушения общественного порядка, дезорганизует людей, и в результатепоявляются различные виды девиаций. По теории Дюркгейма, отклонение от нормнесет не только отрицательное, но и положительное начало.
Девиация подтверждаетроль норм, ценностей, дает более полное представление о многообразии норм.Реакция общества, социальных групп на девиантное поведение уточняет границысоциальных норм, укрепляет и обеспечивает социальное единство. И, наконец,девиация способствует социальному изменению, раскрывает альтернативусуществующему положению дел, ведет к совершенствованию социальных норм. Теорияаномии получила дальнейшее развитие у Р. Мертона. За главную причину девиациион принял разрыв между целями общества и социально одобряемыми средствамиосуществления этих целей. В соответствии с этим он выделяет типы поведения,которые, с его точки зрения, являются вместе с тем типами приспособления кобществу.
На данный момент, теорияДюркгейма является наиболее аргументированной и популярной. Известныйсоциальный антрополог Р. Линтон ввел понятия модальной и нормативной личности,обстоятельства и выглядеть, на первый взгляд, похожими. Нормативная личность — та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это как бы идеалличности данной культуры. Модальная личность — статистически болеераспространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. И чем более нестабильнымстановится общество, тем относительно больше становится людей, социальный типкоторых не совпадает с нормативной личностью. И, наоборот, в стабильныхобществах культурное давление на личность таково, что человек в своих взглядахи поведении все меньше и меньше отрывается от навязанного «идеального»стереотипа. Согласно культурологическим объяснениям, девиация имеет место,когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречатнормам доминирующей культуры. Но здесь возникает вопрос: почему лишь некоторыелюди усваивают ценности «девиантной» субкультуры, в то время как другиеотвергают ее?
Люди усваивают девиантноеповедение в ходе общения с преступниками. Если большинство друзей иродственников того или иного человека занимаются преступной деятельностью,существует вероятность, что он тоже станет преступником.
Конфликтологическийподход к девиации представлен группой социологов, которые называют себя«радикальными криминологами». Они отвергают все теории преступности, трактующиеее как нарушение общепринятых законов. Согласно конфликтологам, созданиезаконов и подчинение им является частью конфликта, происходящего в обществемежду различными группами. Так, когда возникает конфликт между властями инекоторыми категориями граждан, власти обычно избирают вариант принудительныхмер. «Радикальная криминология» не интересуется, почему люди нарушают законы, азанимается анализом сущности самой законодательной системы. Сторонники этойтеории рассматривают «девиантов» не как нарушителей общепринятых правил, аскорее как бунтарей, выступающих против капиталистического общества. Девиантностьопределяется соответствиями и несоответствиями поступков социальным ожиданиям.Один человек может иметь отклонения в социальном поведении, другой — вструктуре своей психики, третий одновременно в том и другом. Можно наблюдатьличностную дезорганизацию и групповые отклонения в поведении людей. Личностнаядезорганизация (индивидуальное отклонение) возникает тогда, когда отдельныйиндивид отвергает нормы своей субкультуры.
Но отклоняющеесяповедение имеет не только негативный характер, но и позитивный. Оно можетвыступать как стремление личности к превосходству, к новому самоутверждению всоциальнополезных видах деятельности. В нормально развивающемся обществе 10 — 12% населения приходится на отрицательную девиацию и столько же наположительную. Оставшаяся часть — немногим более 70% населения составляют людибез отклонений в поведении. Групповые отклонения рассматриваются какколлективное поведение членов девиантной группы и их заинтересованное отношениек собственной субкультуре. Девиация начинается с фрустрации, с возникновениясоциального напряжения, невозможности для индивида реализовать поставленнуюцель. Данное напряжение может проявляться как агрессия, озлобленность, котораянаправлена на других или на самого себя. Если человек длительное время невыходит из этого состояния, то формируется невроз — болезнь, которая возникаетв результате конфликта человека с социальной средой, столкновений желанийчеловека и реальной действительности, которая его не удовлетворяет. Тогдапредпринимаются попытки достигнуть своей цели другими, отклоняющимися от нормпутями.
В данном случае имеетместо бесконфликтная девиация. Если же субъекты идут на прямую конфронтацию,борьбу и таким образом пытаются добиться своих целей, то это уже будетконфликтная девиация. В данной ситуации выделяется несколько этапов:становление, формирование, развитие и разрешение конфликта, послеконфликтноеразвитие. Если в ходе разрешения конфликта требования и цели ущемленной илинаступающей стороны удовлетворяются, то девиация прекращается. Если нет, то онапродолжается в формах делинквентного поведения человека или группы людей, чтоозначает серьезные нарушения, подпадающие под категорию противоправных действийи социально наказуемые. В любом обществе, или на различных этапах егоисторического развития вырабатываются свои критерии оценки поведения согражданили групп людей. Одни отклонения могут осуждаться, другие — поощряться. Дляотдельных статусов и ролей существуют свои оценки со стороны девиантологии, адля других — иные. Например, такое свойство личности, как«сверхинтеллектуальность», Не всегда приводит к социальной поддержке.
Для ученого, культурногодеятеля она необходима, а для актера, спортсмена, бухгалтера, политическоголидера, министра менее необходима, а в отдельных случаях даже является помехой.Фактор «сверхинтеллектуальности» не популярен в народе. Больше ценится твердыймужской характер, волевая личность, практическая ориентация. Преобладаниеподобных качеств в человеке воспитывает время, историческая эпоха. Личностныекачества и свойства способствуют возвышению человека, усилению егоположительной девиации. Например, мужество и отвага открывают солдату путь куспеху, признанию, но они не столь важны для художника или поэта.Общительность, твердость характера в трудных ситуациях необходимы политику ипредпринимателю, но не имеют особого значения в творческом пути писателя,художника или ученого [2, 479 – 482]. Американские социологи ещё в 30-е годы ХХв. обнаружили, что причиной девиации является разрыв между культурными целямиобщества и социально одобряемыми средствами их достижения [4] (Таблица.Приложение 1.1).
1.2 Виды и основныеформы девиантного поведения молодежи
При всей относительности понятия«девиантное поведение» за ним, тем не менее, скрываются вполне реальные иразличные социальные явления, проявляющиеся в различных видах и формах.
К основным формамдевиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность,алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. Преступность.Социологические исследования преступности и ее причин берут начало в работахрусского статистика К.Ф. Германа (1824 г.). Мощный толчок развитию социологиипреступности дала работа франко-бельгийского ученого математика-статистика Л.А.Кетле «Социальная физика» (1835 г.). В ней, опираясь на статистический анализ,Кетле приходит к выводу о том, что всякий социальный строй предполагаетопределенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из егоорганизации. По мере изучения проблем преступности все большее количествофакторов, воздействующих на ее динамику, попадает в поле зрения исследователей.К ним можно отнести: социальное положение, род занятий, образование. Выявленотакже особое значение деклассирования, то есть разрушения или ослабления связеймежду индивидом и социальной группой. В 30-е годы исследования выявили влияниевнутригородских различий на уровень преступности: самые «преступные районы» — районы, где присутствует высокая степень социальной дезорганизации. Какотмечают исследователи, развитие преступности в нашей стране по основнымкачественным показателям приближается к общемировым тенденциям. Хотя покарегистрируемый уровень преступности у нас ниже, чем в некоторых индустриальныхстранах, но очень высок темп прироста преступлений. В этой связи нужноучитывать, что преступность имеет порог количественного и качественногонасыщения, за которым она из криминологической, правоохранительной проблемыпревращается в проблему политическую. Преступность — отражение пороковчеловечества. И до сих пор искоренить ее не удалось ни одному обществу. Внастоящее время необходимо сосредоточиться на реальной задаче — снижении темповприроста и удержании преступности под контролем на социально терпимом уровне. Алкоголизм.С давних пор человечеству известны опьяняющие напитки. Изготавливались они израстений, и их потребление было частью религиозного ритуала, которымсопровождались празднества. Сравнительно дешевый способ получения крепкихнапитков был освоен в XVI в. Коренные перемены произошли после того, как былоткрыт промышленный способ получения этилового спирта. Именно это открытиесделало возможным массовое потребление алкоголя, и в XVIII в. пьянствоприобрело широкий размах в таких европейских странах, как Англия, Германия,Швеция и др. Примерно в это же время быстро входит в употребление водка.
Фактически алкоголь вошелв нашу жизнь, став элементом социальных традиций, обязательным условиемофициальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпрепровождения,решения личных проблем. Однако эта ситуация дорого обходится обществу. Каксвидетельствует статистика, 90% случаев хулиганства, 90% изнасилований приотягчающих обстоятельствах и почти 40% других преступлений связаны сопьянением. Убийства, грабежи, разбойные нападения, нанесение тяжких телесныхповреждений в 70% случаев совершаются лицами в нетрезвом состоянии; около 50%всех разводов также связано с пьянством. Изучение различных аспектовпотребления алкоголя и его последствий представляет большую сложность. Какправило, используются три группы социологических показателей остротыалкогольной проблемы и масштабов распространения пьянства в стране: во-первых,уровень потребления алкоголя на душу населения и структура потребления;во-вторых, характеристики массового поведения, являющегося следствиемпотребления спиртного; в-третьих, ущерб, причиненный экономике и обществупьянством.
Показатель уровняпотребления алкоголя имеет смысл только в сочетании с данными о структурепотребления. Следует учитывать и еще целый ряд характеристик, например,регулярность потребления, длительность, связь с приемом пищи. Важны иособенности распределения общего объема потребления алкоголя среди населения:численность и состав пьющих, непьющих, пьющих умеренно; распределениепотребления алкоголя между мужчинами и женщинами, по возрастам и другимсоциально — демографическим признакам. Поведение при одинаковой степениопьянения и оценки этого поведения также существенно различаются всоциокультурных и этнических группах. Все перечисленные характеристики входят впонятие модели алкогольного потребления.
В истории борьбы обществас алкоголизмом можно обнаружить два направления. Во-первых, ограничениедоступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышениецен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений.Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшениесоциальных и экономических условий жизни, рост общей культуры и духовности,спокойная, взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населениябезалкогольных стереотипов поведения. История борьбы с алкоголизмом знала ипопытки введения на территории некоторых стран «сухого закона» (Англия, США,Финляндия, Россия). Все они не достигли своей цели; потому что наличие алкоголя– не единственная и не главная причина существования алкоголизма. Проблемапреодоления пьянства и алкоголизма является сложнейшей, она включаетэкономический, социальный, культурный, психологический, демографический,юридический и медицинский аспекты. Только с учетом всех этих аспектов,возможно, ее успешное решение.
Термин происходит отгреческих слов narke — «оцепенение» и mania — «бешенство, безумие». Это заболевание,которое выражается в физической и (или) психической зависимости отнаркотических средств, постепенно приводящей к глубокому истощению физических ипсихических функций организма. Наркомания (наркотизм) как социальное явлениехарактеризуется степенью распространенности потребления наркотиков илиприравненных к ним веществ без медицинских показаний, куда входит какзлоупотребление наркотиками, так и болезненное (привычное) их потребление.Конвенция о психотропных веществах 1977 г. в качестве наркотиков рассматриваетвещества, вызывающие зависимость (привыкание) на основе возбуждения илиугнетения центральной нервной системы, нарушения моторных функций, мышления,поведения, восприятия, появления галлюцинаций или изменения настроения. Всегонасчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химическогопроисхождения. Точное количество лиц, злоупотребляющих наркотиками в нашейстране, определить вряд ли возможно из-за несовершенства системы социальногоконтроля, но если по некоторым оценкам в 1998 г. их число могло составить от 2до 4% всего населения России, то в наше время это уже намного большая величина.Подавляющее большинство наркоманов (до 70%) — это молодые люди в возрасте до 25лет. Соотношение мужчин и женщин составляет примерно 10:1 – (на Западе – 2:1).Более 60% наркоманов впервые пробуют наркотики в возрасте до 18 лет.
Таким образом, наркомания– это, прежде всего, молодежная проблема. Тем более что значительная частьнаркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые «радикальные»наркотики (производные опийного мака), до зрелого возраста не доживает.
Суицид — намерение лишитьсебя жизни, повышенный риск совершения самоубийства. Эта форма отклоняющегосяповедения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, отсамой жизни. В разные эпохи и в разных культурах существовали свои оценки этогоявления: часто самоубийство осуждали (с точки зрения христианской моралисамоубийство считается тяжким грехом), иногда же допускали и считали вопределенных ситуациях обязательным (например, самосожжение вдов в Индии илихаракири самураев). При оценке конкретных суицидальных актов многое зависит отмотивов и обстоятельств, от особенностей личности. Исследованиясвидетельствуют, что фактором, провоцирующим суицидное поведение, выступаетспецифическая комбинация таких характеристик, как пол, возраст, образование,социальное и семейное положение. Мировой опыт исследования самоубийств выявляетосновные закономерности суицидного поведения. Суициды в большей степенихарактерны для высокоразвитых стран, и сегодня существует тенденция кувеличению их числа. Суицидная активность имеет определенные временные циклы.Факт весенне-летнего пика и осенне-зимнего спада ее был отмечен еще Э.Дюркгеймом. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду — четверг. Конец недели больше «опасен» для мужчин.
Соотношение междумужчинами и женщинами примерно таково: 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2при попытках, т. е. суицидное поведение мужчин чаще приводит к трагическому исходу.Отмечено, что вероятность проявления этой формы отклонений зависит и отвозрастной группы. Самоубийства совершаются чаще в возрасте после 55 и до 20лет, сегодня самоубийцами становятся даже 10-12-летние дети! Мировая статистикасвидетельствует, что суицидное поведение чаще проявляется в городах, средиодиноких и полюсах общественной иерархии. Существует два типа распространениясамоубийств: азиатский и европейский. Азиатский тип распространениясамоубийств, объясняется национально-религиозными традициями, особенностямимежличностных отношений, большим количеством многодетных семей,псевдо-урбанизацией; европейский — неблагоприятной социально-экономическойобстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособныхселян в города, старением сельских жителей. По этим же причинам среди городовпо числу самоубийств лидируют малые и средние.
Наконец, несомненна связьсуицидного поведения с другими формами социальных отклонений, например, спьянством. Судебной экспертизой установлено: 68% мужчин и 31% женщин покончилис жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хроническиеалкоголики состояли 12% совершивших самоубийство лиц и 20,2% всех покушавшихсяна свою жизнь [3].
Так же можно отнести:
1) Девиантное поведениепо почве сексуальных отклонений. К ним относят отклонения в отношении объектасексуального удовлетворения ( зоофилия (скотоложство содомия)); отклонения вспособах реализации половой страсти (садизм, мазохизм); нетипичные отклонения вформе половой страсти к лицам своего пола или близким родственникам (гомосексуализм, лесбиянство, инцест (кровосмешение)), отклонения, связанные снарушением полового самосознания (транссексуализм ); половой фетишизм (влечение к отдельным предметам или частям тела, которые символизируют полового партнера);юношеский нарциссизм (любование собой, половое влечение к собственному телу);эксгибиоционизм (влечение к обнажению своего тела, особенно полового органаперед лицами противоположного пола).
2) Бродяжничество, побегииз дома. Социальный аутсайдер – это люди, которые в силу ряда объективных исубъективных причин не смогли найти достойное место в обществе и оказались всамых низших его слоях. Бродяжничество является крайней формой социальногоаутсайдерства. В отечественной литературе под термином «бродяжничество» принятопонимать систематическое перемещение лица в течение длительного времени изодной местности в другую, либо в пределах одной местности (например, города) безпостоянного места жительства с существованием при этом на нетрудовые доходы.Основными характеристиками бродяжничества являются: отсутствие определенногоместа жительства и существование на нетрудовые доходы. В административнойпрактике и социологической литературе лица бомж относят к социальнодезадаптированным группам населения.
Бродяжничество сопряженос другими видами девиантного поведения: алкоголизмом, наркоманией,преступностью. Лица БОМЖ являются также разносчиками инфекционных заболеваний.Общество вынуждено тратить значительные средства ни их содержание в спецучреждениях,социальную помощь, медицинское обслуживание. Кроме того, бродяжничество наноситущерб морально-психологический и самой личности. Причины бродяжничества можноразделить на объективные (потеря жилья, безработица, стихийные бедствия ит.д.) исубъективные (нежелание работать, завышенные требования, семейные неурядицы, уклонениеот уголовной ответственности).
3) Вандализм, граффити. Вандализм– форма разрушительного поведения человека. Определяется как «бессмысленноеуничтожение культурно-материальных ценностей». Сегодня говоря о вандализме,исследователи подразумевают разнообразные виды разрушительного поведения: отзамусоривания парков и вытаптывания газонов до разгрома магазинов во время массовыхбеспорядков. По данным исследований вандализм в основном мужской феноменИсследования не выявляют корреляционной связи между склонностью к вандализму уподростков и их принадлежностью к определенному социальному слою. Вместе с темпо результатам исследования большинство вандалов находятся в кризисной ситуации.
Граффити. В переводе ситальянского – нацарапанный, проводить линию, писать каракули. Сейчасобозначает всякую неразрешенную надпись, знак, символ, сделанные любым способамна объектах общественной и частной собственности. В современном мире граффитиявляется распространенной формой вандализма и наносит значительный финансовый исоциальный ущерб городской среде.
4) Проституция.Вступление за плату в случайные, внебрачные сексуальные отношения, неоснованные на личной симпатии, влечении, или, систематическое (в виде промысла)вступление в половую связь за вознаграждение, которое служит основным либо существеннымдополнительным источником средств для избранного (ведомого) образа жизни [1,141– 144].
Исследования последнихдесятилетий (А.Е. Личко, 1983, А. А. Александров, 1981, В. В. Ковалёв, 1981,1995 и др.) и клинические наблюдения позволили выявить определённую зависимостьмежду ситуационно-личностными, и реакциями и основными формами девиантногоповедения, с одной стороны, и типами особенностей (акцентуации) характера – сдругой.
Поэтому больший интереспредставляет взаимосвязь типов особенностей характера и форм девиантногоповедения [5,89] (Таблица. Приложение 1.2).

ГЛАВА 2. ПОДРОСТКОВЫЙВОЗРАСТ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ
 
2.1 Предпосылкидевиации в подростковом возрасте
Девиантное поведениеподростков не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегосяповедения. Так, криминология объясняет нарушение преступниками общепринятыхнорм поведения наличием у них специфической системы ценностей, противостоящейофициально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. И поэтому анализпреступности, прежде всего профессиональной, опирается на теорию асоциальныхсубкультур. Но применительно к несовершеннолетним такой подход правомерен невсегда. Чаще бывает, например, что подросток, не отрицая самого фактасодеянного, не признает свою вину или нарушает правовой запрет, который впринципе не отвергает.
Для объяснения такихявлений обычно обращаются к теории нейтрализации, суть которой заключается втом, что подросток становится правонарушителем, усваивая приемы нейтрализацииобщепринятых норм, а не моральные требования и ценности, противоположные этимнормам [6]. Иначе говоря, подросток стремится бессознательно, как бы расширитьв отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои действия,даже внести в них элемент рациональности. Так, опросы показывают, чтобольшинство подростков видят причину своего преступления во внешнихобстоятельствах, четвертая часть опрошенных убеждена: в аналогичной ситуациикаждый совершил бы подобное [7, 61]. Характерна также неадекватная оценкастепени нанесенного вреда.
Кроме того, довольночасто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто!), отрицанияналичия жертвы (сама виновата!), обращение к более важным обязательствам (немог бросить товарищей, не имел права трусить и т.д.). Все это свидетельствует овысоком уровне инфантилизма, неспособности сопереживать, сочувствовать. Ксожалению, подобное отношение к своему поведению в значительной степени обусловливаетсяособенностями юридической практики и правового воспитания, приводящими нередкок формированию у несовершеннолетних представления о своей безнаказанности. Этоне может не беспокоить, так как сегодня на общем фоне роста различных формдевиантного поведения имеет место тенденция «омолаживания» преступности. Так,среди несовершеннолетних правонарушителей заметно (на 46 %) увеличилась доляшкольников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков послевозвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон.
Все большеераспространение получают половая распущенность, детская проституция,извращения. В стране среди молодежи растет число алкоголиков, наркоманов.Опросы учащихся в 1990 году (возраст 14-17 лет, половина — девочки) показали,что 52,8 % достаточно часто употребляют спиртные напитки, 10,2 % хотя бы раз вжизни пробовали наркотические, а 9,8 % — токсические вещества. [9, 90 – 94].Фактически каждый десятый из них рискует стать хроническим алкоголиком, нарко — или токсикоманом.
В основе же всехотклонений подросткового поведения лежит неразвитость социально-культурныхпотребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Но молодежная девиация естьслепок социальных отношений в обществе.
Нами было проведеноисследование целью выявления причин девиантного поведения в молодёжной среде. Ванкетировании приняло 30 респондентов в возрасте от 15 до 20 лет, 11юношей и19 девушек. (Таблица. Приложение 2. 3).
В ходе анализа анкетыбыли получены следующие данные.
Под девиантным поведениемпонимают – агрессивное поведение, вредные привычки, употребление наркотическихвеществ. Способствует формированию девиантного поведения: конфликтность вобщении с родителями, отрицательный пример взрослых, отсутствие интересов,плохие взаимоотношения с учителями. Типичными чертами характера являются:грубость, жестокость и агрессивность. Больше внимание уделяют мать и отец. Всемье преобладает дружелюбие, сотрудничество и взаимоподдержка. В семье имеетместо постоянные ссоры, скандалы, оскорбительные и бранные слова в адресреспондентов. Девушкам и юношам нравится учиться, несмотря на то, чтоиспытывают трудности при изучении отдельных предметов. Респонденты иногдавступали в конфликт с учителями. Чаще всего причиной этих конфликтов являетсянесправедливое отношение со стороны учителя. Своё свободное время проводят скомпанией друзей. Своё свободное время респонденты проводят, посещаяувеселительные заведения. Спиртные напитки употребляют из-за праздностиобстановки, за компанию. Также огромное значение имеет компания друзей. Скомпанией связывают общие взгляды на жизнь. Имеет место в компании употреблениеспиртных напитков. Избавиться от вредных привычек и изменить взаимоотношения сродителями решило большинство респондентов. Девушки и юноши пропускали учебныезанятия и сквернословили. В школе должны проводиться работы по профилактикедевиантного поведения, так ответило большинство респондентов. Даннаяпрофилактическая работа должна проводиться следующих формах: лекции, беседы,индивидуальные консультации.
2.2 Особенностиосуществления профилактики девиантного поведения у молодежи
Общей закономерностьюотклоняющегося поведения выступает факт относительно устойчивой взаимосвязимежду различными формами девиаций. Эти взаимосвязи могут, носит вид индукциинескольких форм социальной патологии, когда одно явление усиливает другое. Кпримеру, пьянство способствует усилению преступности.
Общество всегда прилагалобольшие усилия в борьбе с нежелательными формами отклоняющегося поведения вцелях сохранения порядка и поддержания стабильности и безопасности. Для этогоиспользовались и используются технологии профилактики и коррекцииотклоняющегося поведения, а также технологии социального контроля.
Профилактика – этосовокупность государственных, общественных, социально — медицинских иорганизационно воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение,устранение и нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различногорода социальные отклонения в поведении подростков. Условиями успешнойпрофилактической работы считают её комплексность, последовательность,дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно вработе с активно формирующейся личностью, например с подростками.
Существуют различныеформы психопрофилактической работы.
1) Организация социальнойсреды. В её основе лежат представления о детерминирующем влиянии окружающейсреды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можнопредотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может бытьнаправлено на общество в целом, например через создание негативногообщественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работытакже может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретнаяличность.
2) Информирование. Этонаправление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространенияспециальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается впопытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения еёспособности к принятию конструктивных решений.
3) Активное социальноеобучение социально важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется вформе групповых тренингов.
4) Организациядеятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана спредставлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Предполагается,что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор,пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активностипризнаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт сриском), значимое общение, любовь, творчество.
5) Организация здоровогообраза жизни.
6) Активизация личностныхресурсов. Активные занятия индивида спортом, его творческое самовыражение,участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – всё этоактивизирует личностные ресурсы, обеспечивающие активность личности, еёздоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
7) Минимизация негативныхпоследствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаяхуже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактикурецидивов или их негативных последствий.
Отличительной чертойсовременной системы ранней профилактики является то, что она представленамногочисленными и разноведомственными органами и социальными институтами,которые решают воспитательно-профилактические задачи самыми разнообразнымиметодами и средствами.
Социальный контроль –совокупность средств и методов воздействия общества на нежелательные формыотклоняющегося поведения с целью их устранения или минимизации и приведение всоответствие с социальными нормами. К субъектам, осуществляющим социальныйконтроль относят практически все социальные институты, однако особая рольпринадлежи семье, школе, государству и его учреждениям (Инспекциям по деламнесовершеннолетних, Комиссиям по делам несовершеннолетних, органам внутреннихдел). Социальный контроль может быть формальным, т.е. осуществляетсякомпетентными организациями и неформальным (неофициальный). Факторами,способствующими эффективности социального контроля девиантного поведения могутвыступать: снижение репрессивных мер воздействия; создание эффективной системыпревентивно-профилактических мер; повышение социокультурного и воспитательногоуровня общества; контроль за СМИ; подготовка специалистов для работы сдевиантами; методы и средства социального контроля должны быть адекватнымиконкретным видам девиантного поведения; создание системы социальной помощи,социально-психологической реабилитации лиц с разного рода девиациями; совершенствованиезаконодательной базы [1, 143 – 145].
Чтобы преодолетьсоциальную дезорганизацию-девиацию, аномию, хаос, беспорядки, нарушения вценностно-нормативной системе общества, необходим социальный контроль. Социальныйконтроль (controle — франц. проверка) — это механизм саморегуляции в социальныхсистемах (группах, коллективах, организациях, обществе в целом), осуществляющийее с помощью нормативного (морального, правового, административного и т.д.)регулирования поведения людей. Контроль можно представить как центральнуюнервную систему социального института. Без функций социального контроляобщество существовать не может. Ему необходимы правила и нормы поведения,закрепленные законом. Социальный контроль выполняет охранительную истабилизирующую функции, без которых общество как система распалось бы вкратчайшие сроки. Такие понятия, как власть, социальные нормы, санкции,составляют содержание и механизм социального контроля. Власть – формасоциальных отношений, характеризующая способность влиять на направлениедеятельности и поведение людей, социальных групп, общностей посредствоморганизационно-правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиций,контроля и насилия.
Сущностью власти являютсяотношения руководства, господства и подчинения. Власть существует ифункционирует не только в разных сферах общества, но и на трех уровнях егосоциальной структуры: общественном, охватывающем наиболее сложные социальныеотношения; публичном, или ассоциативном, объединяющем общности и отношения вних (организации, объединения, союзы, социальные группы, трудовые коллективы),и личном (частном), в малых группах и т.п.
Так же социальныйконтроль подразумевает наложение на личность определенных обязанностей ипредоставлении ей некоторых прав. Различие прав и обязанностей,регламентирующих поведение и отношение человека, заключается в том, что однисвидетельствуют о том, что исполнитель данной роли, или носитель данногостатуса, должен делать по отношению к другим; другие говорят о том, что можетчеловек себе позволить или допустить по отношению к другим, в чем заключаетсяотносительная самостоятельность человека.
Соотношение прав иобязанностей в различных типах общества и социальных группах различны: статусраба в древнем мире предполагал только обязанности и никаких прав; приавторитарном режиме права и обязанности асимметричны — у лидеров и правящегокласса права максимальны, а обязанности минимальны; у рядовых граждан многообязанностей, но мало прав. В демократическом обществе права и обязанностиболее или менее уравновешены. Правовое регулирование существовало не всегда.Вначале появились обычаи и традиции, затем табу. Обычаи соблюдаются людьми попривычке. Это воспринятая из прошлого форма поведения и регулированиядеятельности человека. Традиции — это элементы социального и культурногонаследия, передающиеся от поколения к поколению и соблюдающиеся в силуобщественного принуждения. Прообразом права были табу (запреты) в поведениичеловека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать вполовые связи с родственниками.
Жизнь людейрегламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой и авторитетомгосударства. Появились правовые законы как средства общественного согласия.Право стало представлять собой договор людей о правилах поведения. Одна частьправил стала обязанностью человека, другая его правом. Первая ограничиваласвободу действий, вторая ее расширяла. В древнем мире преобладали законы,ограничивающие свободу. Право на свободу действий — это уже достижение эпохиНового времени. Социальные санкции — оперативные средства социального контроля,выполняющие функции интеграции, стабилизации, социализации субъектовобщественных структур. Санкции — это не только наказания, но и поощрения,которые способствуют соблюдению социальных норм. Вместе с ценностями санкцииопределяют выполнение человеком норм, следование им. Нормы как бы защищены сдвух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Санкции — этосовокупность поощрений при выполнении норм, за согласие с ними, то есть законформизм и система наказаний за отклонение от них, то есть за девиантность.Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятыми нормами потому,что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никто небудет знать об этом. По существу установление конформизма — это одна из целейсоциального контроля.
Можно выделить четыретипа санкций: 1. Формальные (позитивные санкции) — публичное одобрение состороны официальных организаций: правительства, министерств, ведомств, союзов, творческихобъединений. 2. Неформальные (позитивные санкции) — публичное одобрение:дружеская похвала, молчаливое признание, аплодисменты, комплименты, слава,почет. 3. Формальные (негативные санкции) — наказания, предусмотренныеправительственными указами, административными инструкциями, предписаниями,распоряжениями, приказами, юридическими законами. 4. Неформальные (негативныесанкции) — порицания, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестнаякличка, пренебрежение, игнорирование, клевета, недоброжелательный отзыв,жалоба. Индивид может и сам контролировать свои действия, заставляя себя делатьто, что не хочется, или отказываться от того, что является отклонением отнормы. Применение санкций человеком к самому себе называется самоконтролем. Входе социализации осуществляется одновременно, и социальный контроль, но есличеловек нарушает нормы, то он испытывает чувство вины и у него пробуждаетсясовесть. Совесть — это проявление внутреннего контроля, своего рода внутреннийтрибунал. Волевые усилия человека, его самоконтроль как принцип реальностисдерживают поток энергии бессознательных процессов, стихийных импульсовличностной структуры индивида. Примерно на 70% социальный контрольосуществляется за счет самоконтроля. Чем выше уровень самоконтроля у человека,тем меньше социальным организациям приходится применять к нему внешнийконтроль. Но, если у человека самоконтроль находится на низком уровне, тоорганизациям социального контроля (государству, милиции, судам, армии и т.д.)вынужденно приходится вступать в действие для нейтрализации негативных действийотдельных своих граждан. В то же время жесткий детерминизм, постоянныеограничения дают не лучшие результаты. Человек тормозит развитие собственногосамоконтроля, сдерживает самореализацию, самосозидание себя как личности. Можносделать вывод: при развитом самоконтроле высока вероятность установлениядемократии, при неразвитом — авторитарного режима.
Сама система социальногоконтроля может разбалансироваться, и начать допускать дисфункциональное поведениеиндивидов. Такие деструктивные процессы происходят, прежде всего, в периодыкризисных ситуаций в обществе. Отношение «человек — общество» является главнымв системе отношений социального контроля. Данное отношение осложняется наличиемуровня индивидуального сознания в структуре общественного сознания. Появляютсявозможности сознательной оценки, принятия, отвержения или изменения техстереотипов, норм и ценностей, которые предлагаются индивиду на уровнеобщественного сознания. Индивидуальное сознание является основаниемсамоконтроля; общественное сознание — социального контроля. Субъектамиконтролирующего действия выступают не только государство, но и социальныеинституты: образование, мораль, культура, семья и т.п. Эффективностьсоциального контроля, группового давления на индивида, нарушающего нормы,зависит, прежде всего, от его статуса. К людям, имеющим различные лидерскиевозможности в группе, применяются различные способы группового воздействия илидавления. Борьба с девиациями часто перерождалась в борьбу с разнообразиемчувств, мыслей, поступков. Обычно она оказывается нерезультативной: черезкакое-то время отклонения возрождаются, и в еще более яркой форме. В конце 80-хгодов советская молодёжь (а что уже говорить о современном российском тинэйджере)подражала западным моделям поведения настолько откровенно, что бороться с этимобщество было не в силах. В большинстве обществ контроль девиантного поведениянесимметричен: отклонения в плохую сторону осуждаются, а в хорошую — одобряются. В зависимости от того, позитивным или негативным являетсяотклонение, все формы девиаций можно расположить на некотором континууме.
На одном его полюсеразместится группа лиц, проявляющих максимально неодобряемое поведение:революционеры, террористы, не патриоты, политические эмигранты, предатели,атеисты, преступники, вандалы, циники, нищие. На другом полюсе расположитсягруппа с максимально одобряемыми отклонениями: национальные герои, выдающиесяартисты, спортсмены, ученые, писатели, художники и политические лидеры, миссионеры,передовики труда. Если мы проведем статистический подсчет, то окажется, что внормально развивающихся обществах и в обычных условиях на каждую из этих групппридется примерно по 10-15% общей численности населения. Напротив, 70%населения страны составляют «твердые середняки» — люди с несущественнымиотклонениями. Хотя большая часть людей преимущественно живут в согласии сзаконами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальнымиконформистами. Полную картину девиантного поведения в конкретном обществесоставить весьма трудно, поскольку полицейская статистика регистрируетнезначительную часть происшествий [Приложение 2. 4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, всякое поведение,которое вызывает неодобрение общественного мнения, называется девиантным. Эточрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до убийствачеловека. В широком смысле девиант — любой человек, сбившийся с пути илиотклонившийся от нормы. Стоит ли говорить, насколько опасно для обществараспространение преступной идеологии, ведущей к эрозии моральных ценностей инравственной деградации значительных слоев населения. Формируются неписаныенормы общественной безнравственности, оправдывающие нетрудовые доходы,воровство, насилие и т.п.
Размытость нынешних,внедряемых свыше современными реформаторами норм, их неубедительность делаютпроблему определения девиации чрезвычайно сложной. Все труднее и теоретикам ипрактикам становится ответить на вопрос: В чем и от чего происходит отклонение?
В самой острой формедевиантность выступает как преступность, как посягательство насоциально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность иблагополучие его граждан. Рост преступности представляет сегодня наибольшуюугрозу стабильности и безопасности общества и личности.
Социальное влияние идавление преступного мира на общество, распространение его морали,психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенномолодежи) — тревожная реальность наших дней. Происходящая деформация ценностныхориентаций у молодых людей создает предпосылки для воспроизводствазакононепослушания, утверждения своеволия, права сильного и жестокого. Борьба спреступностью сегодня превратилась в острейшую, самостоятельную проблему,решение которой требует комплексного подхода. Это значит, что все предпосылки,пограничные к преступлению, явления, связанные с состоянием общественногоорганизма, должны учитываться, ибо грань между аморальностью и преступностьювесьма подвижна. Более того, именно отрицание моральных норм лежит в основе многихпреступлений.
Разрушительные масштабыдевиантности приводят общество к состоянию социальной аномии, общество теряетсвою историческую память, девальвирует свою систему ценностей. Иначе говоря,ему грозит перерождение, ведущее к деградации, социальному регрессу. Нечтоподобное может произойти сегодня и в России, если не будут приняты эффективныемеры по остановке падения производства и снижения жизненного уровня большинстванаселения страны. Иначе ситуация с девиантным поведением еще более усложнится.
Сегодня эта проблемаприобрела особую остроту в нашей стране, где все сферы общественной жизнипретерпевают серьезные изменения, происходит девальвация прежних нормповедения. Рассогласованность между ожидаемым и реальным повышает напряженностьв обществе и готовность человека изменить модель своего поведения, выйти запределы сложившейся нормы. В условиях острой социально-экономической ситуациисущественные изменения претерпевают и сами нормы. Зачастую отключаютсякультурные ограничители, ослабевает вся система социального контроля.
Есть объективныеоснования считать, что в ближайшие годы масштабы девиантного поведения будутвозрастать, а значит и расширять причинную базу преступности.
Значительное ухудшениесоциальных условий, детерминирующих характер и масштабы девиаций, требуетразработки в кратчайшие сроки системы мер, дифференцированных по регионам игруппам населения. Причем меры эти должны быть не только прямого,непосредственного воздействия на разные категории людей, но и опосредованного,связанного с оздоровлением образа жизни людей, повышением их культуры исоциальной активности, изменениями в их ценностных ориентациях и установках, вих нравственной устойчивости.
Профилактика социальныхотклонений может быть эффективной, если в центре предпринимаемых мер будетстоять конкретный человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными ислабыми сторонами.
Разумеется, выработкаэффективной системы мер по преодолению, ограничению и профилактики девиации вповедении разных групп населения возможна только на основе специальноорганизованных социальных, социально-психологических, криминологических идругих исследований. Полученные на их основе социальные показатели могут в своюочередь повлиять на саму систему принятых в обществе норм, сделать их более адекватнымисложившимся условиям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1.     Теория социальнойработы: Курс лекций. Автор составитель. – Г.А. Качан – Витебск: Издательство УО«ВГУ им. П.М. Машерова», 2007. – 243с.
2.     Социологиямолодёжи: Учебное пособие /Под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – Ростов н/Д, 2001. –576с.
3.     www.mail.ru//sokrat.info реферат «Девиантное поведение».
4.     Смелзер Н.Социология /пер. с англ. – М., 1985. – 121с.
5.     Девиантноеповедение у подростков: Диагностика. Профилактика. Коррекция: Учебное пособие/В.Г. Кондрашенко, С.Л. Игумнов. – Мн.; Аверсэв, 2004. – 365с.
6.     Коэн А.Содержание делинквентной субкультуры //Социология преступности. М., 1966.
7.     Курганов С.М.Мотивы действий несовершеннолетних правонарушителей // Социс, 1989. №5. С.61.
8.     Петелин Б.Я.Организованная преступность несовершеннолетних // Социс. 1990., №9. C. 94.
9.     Габиани А.А.Наркотики в среде учащейся молодёжи // Социс. 1990., №9. С. 90 – 91.
10.     www.mail.ru//5ka реферат «Девиантное поведение»
11.    Стариков Е. Маргиналы, илиразмышление на тему: «Что с нами про
 исходит?» //Знамя. 1989. №10. С.133.
12.     Социальная педагогика: Проблема«трудных» детей: Теория. Практика. Эксперимент: пособие для учителей,воспитателей, студентов, магистров, аспирантов пед. Высш. учеб. Заведений /В.Н.Наумчик, М.А. Паздников. – 2005. – 400с.
13.    Социальная работа: Учебное пособие//В.И. Курбатов [и др.]. – 5-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 480с.
14.     Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. Мн.: Сфера, 1997. – 528с.
15.    Кротов В.Г. Массаж мысли. Притчи,сказки, сны, парадоксы, афоризмы. Мн.: Совершенство, 1997. – 176с.
16.    Социально-психологическийкоррекционный инструментарий /Под ред. С.А. Беличевой. М.: Социальное здоровьеРоссии.1993. 116с.
17.    Фигдор Г. «Я тебя понимаю, но я тебеэтого не скажу» (О возможностях психоаналитической педагогики в работе струдными детьми) //Психологическая наука и образование 1998. С. 59 – 74.
18.    Мирошниченко Л.Д., Пелипас В.Е.,Рыбакова Л.Н. Проблемы антинаркотической профилактика в подростковой среде//Педагогика, 2000, №3. С.9.
19.    МенделевичВ.Д. Психология девиантного поведения. – М… 2001.
20.    КрайгГ. Психология развития. — СПб., 2001
21.    Смит Н. Психология. Психология.Современные системы: история, постулаты, практика/ Н. Смит. СПб., 2007.
22.    12. Янчук В.А. Введение в современнуюсоциальную психологию/В.А. Янчук / Минск,2005
23.    Стили семейного воспитания,стимулирующие нарушения поведения детей старшего школьного возраста. И.А.Фурманов// История психологии в Беларуси. Минск: Тесей.2004. С.301-306

Приложение1
 
Сводная таблица поанкетированиюНазвание вопроса Вариант ответа % соотношение по полу Ж М Что вы понимаете под девиантным (отклоняющимся) поведением? Агрессивное поведение 60 10 Употребление спиртных напитков 15 10 Употребление наркотических веществ 30 5 Хорошие взаимоотношения с родителями, учителями 5 Вредные привычки 15 20 Уход из дома 15 Что, по вашему мнению, способствует формированию девиантного поведения у подростков? Отрицательный пример взрослых 35 35 Конфликтность в общении с родителями 55 10 Отсутствие интересов 30 20 Неумение занять себя 25 5 Негативное влияние друзей 25 Плохие взаимоотношения с учителями 35 40 Какие типичные черты характерны, с вашей точки зрения, для подростков с девиантным поведением? Агрессивность 40 5 Грубость 50 5 Конфликтность 30 5 Демонстративность 5 10 Лживость 15 30 Жестокость 45 10 Замкнутость 20 5 Кто из членов семьи больше уделяет вам внимание? Мать 45 20 Отец 5 Оба родителя 25 20 Бабушка 10 Никто 15 Какие взаимоотношения преобладают в вашей семье? Дружелюбие 30 25 Согласие 15 15 Сотрудничество 20 5  Взаимоподдержка 20 5 Враждебность 5 Равнодушие 20 Холодность 5 5 Имеет ли место в вашей семье следующее? Частое употребление спиртных напитков родителями 5 Постоянные ссоры, скандалы 25 15 Оскорбительные и бранные слова в ваш адрес 35 15 Длительное нахождение посторонних людей в вашем доме 10 10 Драки между членами семьи 10 Нет 15 10 Нравится ли вам учиться? Да, но некоторые предметы даются не легко 25 10 Да, несмотря на то, что испытываю трудности при изучении отдельных предметов 30 25 Нет, но некоторые предметы даются легко 20 10 Нет 25 10 Вступаете ли в конфликт с учителями? Да 10 10 Иногда 50 35 Нет 20  Часто 15 10 Что чаще всего является причиной этих конфликтов? Непонимание и неприязнь 25 10 Несправедливое отношение со стороны учителя 60 15 Предвзятое отношение 5 20 Неуважительное отношение учителя 20 10 С кем вы предпочитаете проводить свое свободное время? С семьёй 10 С компанией друзей 65 40 Один 25 15

Своё свободное время вы проводите? Посещая увеселительные заведения 35 5 Читая художественную или периодическую литературу 20 Занимаясь спортом 15 10 Употребляя спиртные напитки 5 10 Просматривая видео 20 15 Ничего не делаете 20 15 Гуляю 5 Если вы употребляете спиртные напитки, то каковы мотивы этого? Хочется быть взрослым Для храбрости 515 Стесняюсь отказаться 25  Праздность обстановки 45 20 За компанию 30 20  Для поднятия настроения 25  Для улучшения самочувствия 5 В жизни подростка огромное значение имеет компания друзей. Согласны с этим? Да 70 10 Нет 30 25 Затрудняюсь ответить 15 Что связывает вас с вашей компанией? Возможность быть раскованным, свободным 25 5  Общие взгляды на жизнь 45 25  Интерес к определённому делу 25 15 Отсутствие норм и правил, принятых у взрослых 10 Общность судьбы 10 5 Совершали ли вы какие-либо проступки, правонарушения? Пропуск учебных занятий 50 30 Употребление спиртных напитков 30 10 Сквернословие 50 15 Воровство 5 Нанесение телесных повреждений другому лицу 5 Как вы считаете, должны ли в школе проводиться работы по профилактике девиантного поведения? Да 75 35 Нет 10 10 Не знаю 10 10 В каких формах, по вашему мнению, должна проводиться данная профилактическая деятельность? Лекции 30 10 Беседы 35 15 Распространение специальной литературы и видеофильмов 10 25 Тренинги Индивидуальные консультации 35 5 Ролевые игры 10 /> /> /> /> />

Приложение2
Теория девиацииПодход в объяснении девиации Теория Автор Основная идея 1 2 3 4 Биологический Физические черты связаны с преступными наклонностями Ломброзо Физические особенности тела человека являются при чиной девиации Определённое строение тела, наиболее часто встречающееся среди девиантов Шелдон Психологический Психоаналитическая теория Фрейд Конфликты, свойственные личности, вызывают девиацию Социологический Аномия (рассогласование) Дюркгейм Девиация, в частности, самоубийства, происходят вследствии нарушения или отсутствия ясных социальных норм Социальная дезорганизация Шоу и Маккей Девиация многих видов возникает в тех случаях, когда культурные ценности, нормы и социальные связи разрушаются, ослабевают и становятся противоречивыми Аномия Мертон Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между обостряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения Культорологические теории
Селлин,
Миллер, Сутерленд,
Клауорди,
Оулин Причиной девиации являются конфликты между нормами субкультуры и господствующей культурой Теория стигматизации (клеймения) Беккер Девиация – своего рода клеймо, которое группы, обладающие властью, ставят на поведение менее защищенных групп Радикальная криминология
Турк,
Квинни,
Тэйлор,
Уолтон и Янг Девиация является результатом противодействия нормам капиталистического общества

Приложение3
Частота сочетания формдевиантного поведения и типов особенностей характера у подростковФормы девиантного поведения Типы особенностей характера Сочетаются очень часто (свыше 50% случаев) Сочетаются часто (до 50%) Сочетаются редко (до 20%) Практически не сочетаются Пьянство Эксплозивный, неустойчивый Эпилептоидный, истероидный, гипертимный Психастенический, эмоционально-лабильный Шизоидный, сенситивный, астенический Правонарушения Эпилептоидный, эксплозивный, неустойчивый Гипертим-ный, истероидный Шизоидный, эмоционально-лабильный психастенический, сенситивный, астенический Бродяжничество Эпилептоидный, гипертимный Эксплозивный, шизоидный, истероидный Неустойчивый Психастенический, сенситивный, астенический, эмоционально-лабильный Сексуальные девиации Эпилептоидный Шизоидный, эксплозивный, истероидный, неустойчивый, гипертимный Эмоционально-лабильный Психастенический, сенситивный, астенический Суицидальные намерения Истероидный Эксплозивный, неустойчивый, эмоцианально-лабильный Эпилептоидный, астенический, сенситивный Шизоидный, психостенический, гипертимный Суицидальные демонстрации Истероидный, эксплозивный Астенический, эмоционально-лабильный Неустойчивый Шизоидный, эпилептоидный, психастенический, сенситивный, гипертимный Покушения на самоубийство и убийство Шизоидный, сенситивный Эпилептоидный, психастенический Эксплозивный, эмоционально-лабильный Астенический, гипертимный, неустойчивый, иистероидный /> /> /> /> /> />


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Влияние эстетических норм на межличностные отношения старших школьников
Реферат Влияние оценки группы на самооценку подростков
Реферат «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения»
Реферат Влияние окружающей среды на личность младшего школьника
Реферат Международные торговые организации
Реферат Влияние стиля руководства на удовлетворенность работой его подчиненных
Реферат Влияние хронических соматических заболеваний на психическое развитие подростков особенности
Реферат Дмитревский, Владимир Александрович
Реферат Святой благоверный царь Давид Строитель
Реферат Пиар и бизнес в России
Реферат Влияние семейных взаимоотношений на развитие ребенка
Реферат Правовая защита брака по семейному кодексу РФ
Реферат 100 ответов на билеты по психологии
Реферат Влияние насилия на формирование личности
Реферат Влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе