Реферат по предмету "Психология"


Влияние самооценки студентов на успешность обучения в ВУЗе

--PAGE_BREAK--Назначение методики:
Выявить количественное выражение уровня самооценки. Оборудование: слова, характеризующие отдельные качества личности: аккуратность, беспечность, вдумчивость, вспыльчивость, восприимчивость, гордость, грусть, жизнерадостность, заботливость, завистливость, застенчивость, злопамятность, искренность, изысканность, капризность, легковерие, медлительность, мнительность, мстительность, настойчивость, нежность, непринужденность, нервозность, нерешительность, несдержанность, обаяние, обидчивость, осторожность, отзывчивость, педантичность, подвижность, подозрительность, принципиальность, поэтичность, презрительность, радушие, развязанность, рассудочность, решительность, самозабвение, сдержанность, сострадательность, стыдливость, терпеливость, трусость, увлекаемость, упорство, уступчивость, холодность, энтузиазм.

Порядок исследования:


Испытуемый внимательно просматривает список слов, характеризующих отдельные качества личности. На основе предложенного списка респондент выписывает во вторую колонку таблицы 20 значимых свойств личности, из которых 10 описывают идеального с точки зрения испытуемого человека, а другие 10 – отрицательные, то есть те, которые не в коем случае не должны быть у идеала.

После того, как заполнена вторая колонка таблицы, испытуемый начинает заполнять колонку X1, работая со словами из второй колонки. Он должен описатьсебя таким образом, чтобы на первом месте колонки №1 стояло то качество, которое ему присуще больше всего, на втором месте – присуще, но менее, чем то качество, которое записано под №1 и т. д. Под номером 20 должно стоять то качество, которое испытуемому свойственно менее всего. Очередность положительных и отрицательных качеств в данном случае не учитывается. Главное – максимально достоверно описать себя.

После того, как выполнен этот этап работы, испытуемый заполняет колонку Х2. В ней он должен описать свойидеалчеловека, поставив на первое место в колонке то качество, которое, на его взгляд, должно быть выражено у идеального человека больше всего, на втором – выражено, но менее, чем первое и т. д. Под № 20 должно стоять то качество, которого в идеале практически не должно быть. Для заполнения данной колонки таблицы испытуемый должен работать только со словами из колонки №2. (Колонку №1 с описанием себя испытуемый должен закрыть листом бумаги на время заполнения колонки X1).

В колонке №4 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например: такое свойство как «аккуратность» в первой колонке стоит на 1 ранговом месте, а в третьей – на 7. d будет равно 1–7= -6; такое качество как «отзывчивость» и в первой, и в третьей колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3–3=0; такое качество как «беспечность» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а в третьей – на 2. В этом случае dбудет равно 20–2=18 и т. д.

 В колонке № 5 нужно подсчитать d2 по каждому качеству.

 В колонке № 6 подсчитывается сумма d2, то есть ∑d2 = d12 + d22+ d32+… + d202.
Качества X1 X2 d=X1-X2 d2 ∑d2 1 1 2 2 … … 20 20 Обработка и анализ результатов:
Необходимо подсчитать коэффициент ранговой корреляции по Спирмену:

, где n– количество сравнительных пар.

Так как в случае =20 формула приобретает следующийвид:

R= 1-0,00075 ∑d2, то легче подсчитывать по второй формуле.

Значения Rбудут находится в пределах [–1; +1]. Если R находится в пределах [-1; )], то это свидетельствует о неприятии себя, о заниженной самооценке по невротическому типу.

Если R = 0,1; 0,2; 0,3, то самооценка заниженная.

Если R = 0,4; 0,5; 0,6, то самооценка адекватная.

Если R = 0,7; 0,8; 0,9, то самооценка завышена по невротическому  типу.

         ЕслиR = 1, то самооценка завышенная.
Результаты.

Испытуемый №1: самооценка завышена по невротическому типу(0,7).

Испытуемый  №2: самооценка завышена по невротическому типу (0,8)

Испытуемый  №3: самооценка адекватная(0,54)

Испытуемый  №4: самооценка адекватная(0,4)

Испытуемый №5: самооценка адекватная(0,6).

Испытуемый №6: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №7: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №8: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №9: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №10: самооценка адекватная(0,51).

Испытуемый №11: самооценка завышена по невротическому типу (0,9).

Испытуемый №12: самооценка адекватная(0,6).

Испытуемый №13: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №14: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №15: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).

Испытуемый №16: самооценка завышена по невротическому типу (0,7).

Испытуемый №17: самооценка завышена по невротическому типу (0,8).
Таким образом, по двум методикам получились следующие результаты:



Заниженная

Завышенная

адекватная

Методика      Дембо-Рубинштейн

8

-

9

Методика Будасси

5

12

-



           Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Завышенная самооценка так же вредна, как и заниженная. При завышенной самооценке формируются высокие требования к себе, ставятся нереалистичные цели, при недостижении которых человек заболевает.

         Заниженная самооценка отрицательно влияет не только на психоэмоциональное состояние, предрасполагая к развитию психогенных болезней, но и на профессиональные успехи и межличностные отношения. Человек с заниженной самооценкой чувствует себя плохим и недостойным успеха. Отсутствие веры в себя мешает достижению целей, делая их скромными, но более достижимыми. Ответственность вызывает сильную тревогу. Неуверенность приводит к меньшей продуктивности, а положительные события приносят меньше радости. Заниженная самооценка не позволяет человеку полностью использовать свою энергию, которая выливается в повышенную тревожность и различные зависимости.

        Адекватная самооценка — это совпадение ожиданий относительно своих возможностей и реальных возможностей.
2.3 Анализ и интерпретация полученных результатов

         Исследование проводилось в городе Хабаровске в группе студентов Дальневосточного Государственного университета путей сообщения.

Выборку составляли группа студентов.В исследовании принимало участие 17 человек:2 парней и 15 девушек, в возрасте от 19 лет  до 21 года.

  Для выявления влияния самооценки на обучаемость был взят средний балл каждого испытуемого за зимнюю сессию.

Результаты по двум методикам представлены в таблицах:

Таблица №1

Номер       испытуемого

Самооценка по Дембо-Рубинштейн. (баллы)

    Среднее значение по зимней сессии

1

41,8

4,4

2

67

3,8

3

44,5

5

4

39,5

5

5

49,5

5

6

54,5

4,2

7

49

5

8

59

4

9

40

3,8

10

45,5

5

11

47

4,2

12

47,5

3

13

45

5

14

43,5

3

15

41,5

4

16

54

5

17

43

4



Таблица №2

Номер       испытуемого

Самооценка по Будасси

    Среднее значение по зимней сессии

1

0,7

4,4

2

0,8

3,8

3

0,54

5

4

0,4

5

5

0,6

5

6

0,8

4,2

7

0,8

5

8

0,8

4

9

0,8

3,8

10

0,51

5

11

0,9

4,2

12

0,6

3

13

0,8

5

14

0,8

3

15

0,8

4

16

0,7

5

17

0,8

4



Для обработки данных с помощью математических методов мы используем коэффициент корреляции Пирсона, чтобы проследить взаимосвязь между самооценкой и уровнем обучаемости в ВУЗе.

В общем виде формула для подсчета коэффициента корреляции такова:

 


Где  х – значения, принимаемые переменной X,

yi – значения, принимаемые переменной Y;

х – средняя по X,

у – средняя по Y.

Далее приведены полученные данные проведенной корреляции по двум методикам:

Методика №1: Т.Дембо-С.Рубинштейн в модификации А.М.Прихожан для исследования особенностей самооценки и самоотношения.

Номер испытуемого

   Х

  У



Х*У



Х*Х



У*У

самооценка

обучаемость

1

41,8

4,4

183,92

1747,24

19,36

2

67

3,8

254,6

4489

14,44

3

44,5

5

222,5

1980,25

25

4

39,5

5

197,5

1560,25

25

5

49,5

5

247,5

2450,25

25

6

54,5

4,2

228,9

2970,25

17,64

7

49

5

245

2401

25

8

59

4

236

3481

16

9

40

3,8

152

1600

14,44

10

45,5

5

227

2070,25

25

11

47

4,2

197,4

2209

17,64

12

47,5

3

142,5

2256,25

9

13

45

5

225

2025

25

14

43,5

3

130,5

1892,25

9

15

41,5

4

166

1722,25

16

16

54

5

270

2916

25

17

43

4

172

1849

16

сумма

811,8

80,6

3498,82

36619,24

324,52

rэмп=-0,99  rкр=17-2=15      

rкр= 0,48 для р=≤0,05 и 0,61 для р=≤0,01

значение равное -0,99 попадает в зону  незначимости, следовательно мы отвергаем нашу гипотезу  что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.
Методика № 2: тест «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси);

Номер испытуемого

   Х

У

Х*У

Х*Х

У*У

самооценка

обучаемость

1

0,7

4,4

3,08

0,49

19,36

2

0,8

3,8

3,04

0,64

14,44

3

0,54

5

2,7

0,3

25

4

0,4

5

2

0,16

25

5

0,6

5

3

0,36

25

6

0,8

4,2

3,36

0,64

17,64

7

0,8

5

4

0,64

25

8

0,8

4

3,2

0,64

16

9

0,8

3,8

3,04

0,64

14,44

10

0,51

5

2,55

0,3

25

11

0,9

4,2

3,78

0,8

17,64

12

0,6

3

1,8

1,8

9

13

0,8

5

4

0,64

25

14

0,8

3

2,4

0,64

9

15

0,8

4

3,2

0,64

16

16

0,7

5

3,5

0,49

25

17

0,8

4

3,2

0,64

16

сумма

12,5

80,6

51,85

10,4

324,52

rэмп=2,3  rкр=17-2=15

rкр=0,48 для р=≤0,05  и  0,61 для р=≤0,01

значение равное 2,3 попадает в зону  значимости, следовательно мы принимаем нашу гипотезу  что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе.    продолжение
--PAGE_BREAK--
Вывод: Проведя корреляционный анализ по двум методикам мы пришли к выводу, что по методике для исследования особенностей самооценки и самоотношения  Т.Дембо-С.Рубинштейн гипотеза не подтвердилась.Это явилось следствием того, что мы не можем наблюдать самооценку непосредственно, но только косвенно – по поведению или со слов испытуемого. Высказывание психолога о самооценке – это гипотеза по поводу испытуемого, которую следует проверить по многим индикаторам.В методике Дембо-Рубинштейн прослеживается фактор социальной желательности, то есть испытуемые могли осознанно оценить себя по более высоким или низким показателям нежели есть на самом деле.

         По тесту «нахождение количественного выражения уровня самооценки» (по С.А.Будасси) мы пришли к выводу, что наша гипотеза о том что, существует прямая взаимосвязь между уровнем самооценки и успешностью обучения студента в ВУЗе подтвердилась.
Заключение
Самооценка студента — оценка студентом себя, своих возможностей стать специалистом, своих качеств и места среди других студентов. Относясь к ядру личности будущего специалиста, самооценка студента является важным регулятором его поведения и учебной деятельности. Под самооценкой студента специфических интересов и способностей понимается осознание ими своего отношения к обучению и своих успехов в овладении учебным материалом или видом учебной деятельности. Под влиянием самооценки студента в зависимости от направленности, характера, способностей складывается или правильное, или неправильное отношение к себе, вследствие чего самооценка студента может стать либо стимулом, либо тормозом развития личности. Самооценка студента тесно связана с уровнем его притязаний. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями студента ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение и учебная деятельность становятся неадекватными.

По результатам проведённого исследования, можно сделать вывод, что самооценка влияет на обучаемость в ВУЗе, но также влияют и другие факторы, такие как: посещаемость занятий, взаимоотношение с преподавателем, психолдогический климат в группе и т.д.Изучение влияния этих факторов даёт почву для дальнейшего исследования.
Список используемой литературы
1.А.Маслоу. Мотивация и личность. 3-е изд./ пер. с англ. — СПб.: Питер, 2007.-С.313

2. Психологический словарь под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. М.:

Педагогика — Пресс, 2001 г., 440 с.

3. Шибутани Т… Я – концепция и чувство собственного достоинства.

Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах»

4. Ананьев Б.Г… К постановке проблем детского самосознания // Известия АПН РСФСР// Вып.18, 1948 г., с.111-115.

5. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф.). С- пб, Издательство «Речь», 2001г., 688с.

6. Кон И.С… Открытие Я. М.: Политиздат, 1978 г., 367 с.

7. Леонтьев А.Н… Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г., с.304.

8. Чамата П.Р… Вопросы самосознания личности в советской психологии //

Психологическая наука в СССР. М., 1960 г., т.2., с.91-109

9. Петровский А.В… Введение в психологию. М., 1995 г., с.410

10. Джемс У… Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

11. Бороздина Л.В… Исследование уровня притязаний // Учебное пособие. -

М.: Инс-т Психологии РАН РФ, 1993 г., с.141

12. Хекхаузен Х… Мотивация и деятельность в 2 т.// пер. с немец. под ред.

Величковского Б.М… М.: Педагогика, т.1, 1986 г..

13. Джемс У… Психология. М.: Педагогика, 1991 г., с.88

14. Бернс Р. Я – концепция и Я – образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г., 656 с.

15. Квинн Вирджиния Н… Прикладная психология. – С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000г., 560 с.

16. Рубин Б., Колесников Ю., 1968 с.33

17. Якунин В. А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень. учебной активности студентов. //Вестник ЛГУ, 1977, с.236

18. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы: Учеб. пособие для вузов, с.123

19. Пейсахов Н. М., Шевцов М.Н. Прикладная психология., с.35

20. Зимбардо Ф… Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара. Изд. Дом «Бахрах», 2003г.
Приложение 1.Сводная таблица по двум методикам.





Заниженная

Завышенная

адекватная

Методика      Дембо-Рубинштейн

8

-

9

Методика Будасси

5

12

-


Приложение 2. Полученные данные по методике Дембо-Рубинштейн



Номер       испытуемого

Самооценка по Дембо-Рубинштейн. (баллы)

    Среднее значение по зимней сессии

1

41,8

4,4

2

67

3,8

3

44,5

5

4

39,5

5

5

49,5

5

6

54,5

4,2

7

49

5

8

59

4

9

40

3,8

10

45,5

5

11

47

4,2

12

47,5

3

13

45

5

14

43,5

3

15

41,5

4

16

54

5

17

43

4


Приложение 3. Полученные данные по тесту Будасси



Номер       испытуемого

Самооценка по Будасси

    Среднее значение по зимней сессии

1

0,7

4,4

2

0,8

3,8

3

0,54

5

4

0,4

5

5

0,6

5

6

0,8

4,2

7

0,8

5

8

0,8

4

9

0,8

3,8

10

0,51

5

11

0,9

4,2

12

0,6

3

13

0,8

5

14

0,8

3

15

0,8

4

16

0,7

5

17

0,8

4


Приложение 4. Корреляция по методике Дембо-Рубинштейн



Номер испытуемого

   Х

  У



Х*У



Х*Х



У*У

самооценка

обучаемость

1

41,8

4,4

183,92

1747,24

19,36

2

67

3,8

254,6

4489

14,44

3

44,5

5

222,5

1980,25

25

4

39,5

5

197,5

1560,25

25

5

49,5

5

247,5

2450,25

25

6

54,5

4,2

228,9

2970,25

17,64

7

49

5

245

2401

25

8

59

4

236

3481

16

9

40

3,8

152

1600

14,44

10

45,5

5

227

2070,25

25

11

47

4,2

197,4

2209

17,64

12

47,5

3

142,5

2256,25

9

13

45

5

225

2025

25

14

43,5

3

130,5

1892,25

9

15

41,5

4

166

1722,25

16

16

54

5

270

2916

25

17

43

4

172

1849

16

сумма

811,8

80,6

3498,82

36619,24

324,52
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.