Реферат по предмету "Психология"


Гештальтпсихология и бихевиоризм

Содержание
 
Введение
Бихевиоризм
Гештальтпсихология
Заключение
Список использованныхисточников

Введение
 
В начале десятых годов ХХ века психология вступила в периодоткрытого кризиса, который продолжался до середины 30-х годов. По оценке Л.С. Выготского,это был кризис методологических основ психологии и он является выражением тогофакта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свететребований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиесятеми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология вконце ХVII – начале XIX века. Выход из кризиса определялся поиском как новыхтеоретических подходов к пониманию предмета психологии, так и новыхэкспериментальных методов исследования психики.
Радикальное изменение ориентации в психологической науке отражалокак запросы логики научного познания (переход к биологической причинности), таки актуальные общественные потребности. Это ярко проявилось в поисках факторов,обучающих организм эффективным приспособительным действиям, и в успехахпсиходиагностики.
Под влиянием их идей возникает мощное направление, утвердившее вкачестве этого предмета поведение, понятое как совокупность реакций организма,обусловленных воздействием стимулов среды, к которой он адаптируется. Кредонаправления запечатлел термин «поведение» (англ. behaviour), а само онобыло названо бихевиоризмом.
При всех преобразованиях, которые испытывала психология, понятие осознании сохраняло в основном прежние признаки. Изменялись взгляды на егоотношение к поведению, неосознаваемым психическим явлениям, социальнымвлияниям. Но новые представления о том, как само это сознание организовано,впервые сложилось с появлением на научной сцене школы, кредо которой выразилопонятие о «гештальте» (образ, целостая форма, целостная структура). Впротивовес трактовке сознания как «сооружения из кирпичей (ощущений) и цемента(ассоциаций)» утверждался приоритет целостной структуры, от общей организациикоторой зависят ее отдельные компоненты. Сама по себе мысль о том, что целое несводится к образующим его частям, являлась очень древней. С ней можно былостолкнуться также в работах некоторых психологов-эксперименталистов.Указывалось, в частности, что одна и та же мелодия, которую играют в различномключе, воспринимается как та же самая, вопреки тому, что ощущения в этом случаесовершенно различны. Стало быть, ее звуковой образ представляет собой особуюцелостность. Множество аналогичных фактов говорили о целостности восприятия.
Идея о том, что здесь действует общая закономерность, требующаянового стиля психологического мышления, объединила группу молодых ученых. В неевходили М. Вертгеймер (1880–1943), В. Келер (1887–1967)и К. Коффка (1886–1941), ставшие лидерами направления, названного гештальтпсихологией.
Так давайте же подробнее рассмотрим этапы становления и основныеположения бихевиоризма и гештальтпсихологии.
В то времяеще казалось, что исследования разных школ приведут к единому мнению, ивыстроится методология новой, позитивной психологии. Общей тенденцией был переходот психологии, изучающей феномены сознания, к психологии, исследующей целостнуюсистему – организм-среда. Однако логика развития этих направлений показала, чтосуществует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинальноотличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задачпсихологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики.Разным являлся и подход к динамике психического развития, его закономерностей иусловий, способствующих или препятствующих его протеканию.

Бихевиоризм
Бихевиоризм(от англ. behaviour – поведение), ведущее направление в американскойпсихологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные сизучением человека. В основе бихевиоризма лежит понимание поведения человека иживотных как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных иэмоциональных ответов (реакций) на воздействия (стимулы) внешней среды.
Его «отцом»принято считать Дж. Уотсона (1878–1958), в статье которого «Психология,каковой ее видит бихевиорист» (1913) излагался манифест новой школы. В немтребовалось «выбросить за борт» как пережиток алхимии и астрологии все понятиясубъективной психологии сознания и перевести их на язык объективно наблюдаемыхреакций живых существ на раздражители. Ни Павлов, ни Бехтерев, на концепциикоторых опирался Уотсон, не придерживались столь радикальной точки зрения. Онинадеялись, что объективное изучение поведения в конце концов, как говорилПавлов, прольет свет на «муки сознания». Д. Уотсон открыто провозгласилнеобходимость замены традиционного предмета психологии (душевных явлений) нановый (поведение), объявив психические явления принципиально непознаваемымиестественнонаучными методами.
Д. Уотсонсчитал, что конечная цель науки о поведении состоит в том, чтобы понять иобъяснить его, а не душевные феномены, без которых наука о поведении вообщеможет обойтись. Для достижения этой цели вполне достаточно выполнить триусловия: точно описать само поведение, выяснить те физические стимулы, откоторых оно зависит, и установить связи, существующие между стимулами иповедением.
Общеметодологическимипредпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласнокоторым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любыепопытки анализа внутренних, непосредственно не данных для наблюдения механизмовотклоняются как философские спекуляции. Отсюда основной тезис бихевиоризма:психология должна изучать поведение, а не сознание, которое в принципенепосредственно не наблюдаемо; поведение же понимается как совокупность связей «стимул– реакция».
С точкизрения бихевиориста (того времени), поведение животного и человекапринципиально одинаково. Поэтому вполне допустимо, изучая поведение животных,непосредственно переносить на человека результаты соответствующих исследованийи, наоборот, «по-человечески» трактовать виды и формы поведения животных.Утверждалось, то человек отличается от животного только большей сложностьюсвоих поведенческих реакций и большим разнообразием стимулов, на которые он способенреагировать.
Согласнобихевиоризму, у человека при рождении имеется относительно небольшое числоврождённых схем поведения (дыхание, глотание и т.п.), над которыминадстраиваются более сложные процессы, вплоть до образования сложнейших «репертуаровповедения» (Б. Скиннер). Удачная реакция закрепляется и впредь имееттенденцию к воспроизведению – «закон эффекта». Закрепление реакций подчиняется «законуупражнения», т.е. многократного повторения одних и тех же реакций в ответ наодни и те же стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Дляобъяснения того, каким образом выбирается данная реакция в ответ на данноевоздействие, Торндайк выдвинул принцип «проб и ошибок», согласно которомувыработка всякой новой реакции начинается со слепых проб, продолжающихся до техпор, пока одна из них не приведет к положительному эффекту.
Сторонники этого направления рассчитывали, что, опираясь на данныеэкспериментов, удастся объяснить любые естественные формы поведения людей,такие, например, как строительство небоскреба или игру в теннис. Основа жевсего – законы научения.
В психологической науке утверждался новый взгляд, согласнокоторому: 1) предмет психологии (бихевиоризма) – поведение человека как любаявнешне наблюдаемая реакция человека на внешний стимул; 2) поведение – результатнаучения; 3) главная психологическая проблема – формирование навыка и научение;4) человек «представляет собой животное, отличающееся словесным поведением».
Бихевиоризмстали называть «психологией без психики». Этот оборот предполагал, чтопсихика идентична сознанию. Между тем, требуя устранить сознание, бихевиористывовсе не превращали организм в лишенное психических качеств устройство. Ониизменили представление об этих качествах. Реальный вклад нового направлениязаключался в резком расширении изучаемой психологией области. Она отныневключала доступный внешнему объективному наблюдению, независимый от сознаниястимул – реактивные отношения.
Изменились схемы психологических экспериментов. Они ставилисьпреимущественно на животных – белых крысах. В качестве экспериментальныхустройств, взамен прежних физиологических аппаратов, были изобретены различныетипы лабиринтов и «проблемных ящиков». Запускаемые в них животные научилисьнаходить из этих ящиков выход.
Тема научения, приобретения навыков путем проб и ошибок сталацентральной для этой школы, собравшей огромный экспериментальный материал офакторах, определяющих модификацию поведения. Материал подвергался дотошнойстатистической обработке. Ведь реакции животных носили не жесткопредопределенный, а статистический характер. Изменялось воззрение на законы,правящие поведением живых существ, в том числе человека, который предстал вэтих опытах как «большая белая крыса», ищущая свой путь в «лабиринте жизни»,где вероятность успеха не предопределена и царит его величество случай.
Довольноскоро ортодоксальные взгляды основоположника бихевиористского учения былисмягчены его последователями, которые одновременно пытались приблизить науку оповедении к действительности, примирить ее со сложившимся философскимпониманием человека, в жизни которого психические явления играют заметнуюположительную роль. Это было сделано необихевиористами в 30-е годы XX столетия,и наибольшую известность из них получили Э. Толмен и К. Халл.Представители необихевиоризма попытались с позиций методологии бихевиоризмаобъяснить психическую деятельность человека. Они выступили с концепцией «медиаторов»– внутренних процессов, совершающихся между стимулом и реакцией. При этом ониисходили из того, что и для «незримых медиаторов» должны существовать такие жеобъективные показатели, какими пользуются при изучении доступных внешнемунаблюдению стимулов и реакций.
В новейшеевремя бихевиористские идеи не пользуются особой популярностью среди психологов,но продолжают привлекать к себе внимание, особенно в связи с интереснымиработами на человеке одного из наиболее известных современных сторонников этогоподхода Б.Ф. Скиннера.
Гештальтпсихология
 
Еслибихевиоризм как один из путей выхода из состояния кризиса психологии возник иполучил развитие в США, то данное направление зародилось в Германии в 20-е годыи получило признание в Европе. Гештальтпсихология тоже ориентировалась наестественные науки как на образец научного знания, но больше использоваладостижения физики и математики, а не физиологии организма. Ее создание связанос именами М. Вертгеймера (1880–1943), В. Келера (1887–1967), К. Коффки(1886–1941) и К. Левина (1890–1947), заложивших методологию этой школы.Первая работа Вертгеймера, в которой раскрывались принципы гештальтпсихологии –«Экспериментальные исследования видимого движения» была опубликована в 1912году, однако окончательное оформление нового направления произошло уже послепервой мировой войны.
Главная идея этой школы состояла в том, что в основе психики лежатне отдельные элементы сознания, но целостные фигуры – гештальты, свойствакоторых не являются суммой свойств их частей. Таким образом опровергалосьпрежнее представление о том, что развитие психики основывается на формированиивсе новых ассоциативных связей, которые соединяют отдельные элементы междусобой в представления и понятия. Взамен этого выдвигалось новая идея о том, чтопознание связано с процессом изменения, трансформации целостных гештальтов,которые и определяют характер восприятия внешнего мира и поведения в нем.Поэтому многие представители этого направления уделяли значительное вниманиепроблеме психического развития, так как само развитие отождествлялось ими сростом и дифференциацией гештальтов. Таким образом, в отличие от другихпсихологических направлений (психоанализа, бихевиоризма), кардинальнопересмотревших предмет психологии, представители гештальтпсихологии по-прежнемусчитали, что предметом психологической науки является исследование содержанияпсихики, анализ познавательных процессов, а также структуры и динамики развитияличности.
Идеи,развиваемые гештальтпсихологами, основывались на экспериментальном исследованиипознавательных процессов. Необходимо подчеркнуть, что эта школа является однойиз первых, которая существенное внимание обращала на разработку новых,объективных экспериментальных методов исследования психики. Это была первая (идолгое время практически единственная) школа, которая начала строгоэкспериментальное изучение структуры и качеств личности, так как методпсихоанализа, используемый глубинной психологией, нельзя было считать ниобъективным, ни экспериментальным.
Методологическийподход гештальтпсихологии базировался на нескольких основаниях – понятиипсихического поля, изоморфизма и феноменологии. Понятие поля было заимствованоими из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия. Изучениеприроды атома, магнетизма, позволило раскрыть законы физического поля, вкотором элементы выстраиваются в целостные системы. Эта мысль и стала ведущей длягештальтпсихологов, которые пришли к выводу, что психические структурырасполагаются в виде различных схем в психическом поле. При этом сами гештальтымогут изменяться, становясь все более адекватными предметам внешнего поля.Может происходить и переструктурирование поля, в котором прежние структурырасполагаются по-новому, благодаря чему субъект приходит к принципиально новомурешению задачи (инсайт).
Висследованиях ученых этой школы были открыты почти все, известные в настоящеевремя свойства восприятия, доказано значение этого процесса в формированиимышления, воображения, других когнитивных функций. Впервые описанное имиобразно-схематическое мышление позволило по-новому представить весь процессформирования представлений об окружающем, доказало значение образов и схем вразвитии творчества, раскрыв важные механизмы творческого мышления. Такимобразом когнитивная психология ХХ века во многом опирается на открытия,сделанные в этой школе, также как и в школе Ж. Пиаже.
Немецкийпсихолог Макс Вертгеймер – один из основателей гештальтпсихологии – исследовалзрительное восприятие. В качестве основного принципа формирования психики онутверждал принцип целостности. Им сформулированы основные постулатыгештальтпсихологии. Является автором статьи «Исследования, относящиеся к учениюо гештальте» (1923), книги «Продуктивное мышление» (1945).
Вольфганг Келер – известный немецкий психолог, один из основателейгештальтпсихологии, сделал открытие «инсайта» (озарение). Автор сочинений «Исследованиеинтеллекта человекообразных обезьян» (1917), «Физические гештальты в покое истационарном состоянии» (1920), «Гештальтпсихология» (1929). Один из егоподопытных шимпанзе (Келер назвал его «Аристотелем среди обезьян») справлялся сзадачей доставания приманки (банана) путем мгновенного схватывания отношениймежду разбросанными предметами (ящиками, палками), оперируя которыми ондостигал цели. У него наблюдалось нечто подобное «озарению».
Одним изучеников Вертгеймера Куртом Левиным (1890–1947) была создана «теория поля»,которая, по его мнению, должна объяснить соответствующие моменты в отношенияхчеловека и среды, в которой осуществляется его жизнедеятельность, а также вотношениях людей друг к другу. К. Левин считал, что психология должнаобъяснять психические явления прежде всего в категориях «отношений», а неизолированных «вещей». К заслугам К. Левина относят глубокоеэкспериментальное исследование мотивационной стороны поведения людей. В то жевремя отмечают, что в его концепции мотивация рассматривается во многомизолированно от других сторон поведения человека. В дальнейшем, эмигрировав изфашистской Германии в США, Курт Левин занялся изучением проблемы межличностных,отношений, а также анализом таких проблем, как стили руководства коллективом,типы конфликтов, способы их разрешения и т.п. Все эти проблемы имеют прямоеотношение к психологии и этике делового общения.
Изучая мышление человека, гештальтпсихологи доказывали, чтоумственные операции при решении творческих задач подчинены особым принципаморганизации гештальта («группировка», «центрирование» и др.), а не правиламформальной логики.Автор Предмет и задачи исследования Основные результаты М. Вертгеймер Исследование феноменов психического поля, законов, по которым оно образуется и реорганизуется Законы и свойства восприятия (законы гештальта), механизмы творческого мышления К. Коффка Изучение свойств, законов и развития восприятия Синтез психологии развития и гештальтпсихологии, законы развития гештальтов В. Келер Изучение законов и развития образно-схематического мышления, изоморфности психического, психофизического и физического полей Инсайт, законы образно-схематического мышления К. Левин Исследование психологического поля личности и социального поля группы Структура и качества личности, уровни регуляции поведения, групповая дифференциация и виды лидерства
Работы гештальтпсихологов заложили новые подходы к разнообразнымпроблемам – от творческого мышления до активности личности. Многообразныеисследования психики дали возможность понять закономерности развитиявосприятия, мышления и личности, сформировать принципиально отличные от прежнихэкспериментальные методики.
В предвоенные годы прошлого века школа гештальтпсихологиираспалась из-за неспособности разработать единую схему анализа психическойреальности. Скорее всего, основная причина в том, что психические и физическиеявления в гештальтпсихологии рассматривались по принципу параллельности, внепричинной связи. Гештальтизм претендовал на общую теорию психологии, но насамом деле его достижения касались исследования одной из сторон психического,на которую указывала категория образа. При объяснении же явлений, которые немогли быть представлены в категории образа, возникали огромные трудности.

Заключение
Рассмотрев вданной работе основные положения бихевиоризма и гештальтпсихологии, мы можемсказать, что ни одна из этих школ не оправдала надежды на создание полнойобъективной позитивной психологической теории, но их идеи все еще имеютвлияние, хотя и не столь популярны в современной психологии.
Наивысшегоразвития бихевиоризм, в его классической форме, достиг в 1920-х годах. Основныеидеи, методики исследования и термины бихевиоризма были перенесены вантропологию, социологию, педагогику. В США эти науки, объединяемые изучениемповедения, получили общее название «бихевиоральных наук»; это названиесохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражаетнепосредственного влияния идей бихевиоризма. Осуществленный бихевиоризмомповорот к объективному изучению психики, разработанные им новые методикиэксперимента, широкое привлечение в психологию математических средств составилисильную сторону бихевиоризма. Однако в советской и зарубежной психологиибихевиоризм был подвергнут серьёзной критике (она была начатагештальтпсихологией и продолжена в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна,Ж. Пиаже и др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий,как сознание, мышление, воля и т.д., за игнорирование социальной природыпсихики, за огрубление и примитивизацию вследствие этого поведения человека, и,в конечном счёте, за утрату собственно предмета психологии.
Идеигештальтпсихологии сыграли положительную роль в разработке ряда важных проблемпсихологии. Они затронули восприятие, мышление, память, личность имежличностные отношения. Они также способствовали применению в областипсихологии полезных для нее теорий и понятий, заимствованных изестественнонаучных исследований. Они преобразовали старую интроспективнуюпсихологию, сделав ее более соответствующей достижениям естественных наук.Вместе с тем основные проблемы, породившие общий кризис психологической науки,гештальтпсихология так же, как и бихевиоризм, не решила, а только несколькоснизила их остроту, привлекая внимание исследователей к новым интереснымпроблемам. Как целостная психологическая концепция гештальтпсихология невыдержала испытания временем. Её слабыми пунктами оказались неисторическоепонимание психики, преувеличение роли формы в психической деятельности исвязанные с этим элементы идеализма в философских основаниях. Однако дажесейчас можно говорить о влиянии этой школы на многие современные концепции. Общеизвестно,например, что именно ореол личности Вертгеймера повлиял на молодого ученого А. Маслоу,который начал изучение проблемы самоактуализированной личности, одним изобразцов которой и стал Вертгеймер.
Такимобразом, можно сделать вывод, что и бихевиоризм, и гештальтпсихология, несмотряна все их положительные и отрицательные стороны, явились важным этапомпостроения современного здания психологической науки.

Списокиспользованных источников
 
1. Анциферова Л.И., Ярошевский М.Г. Развитиеи современное состояние зарубежной психологии. М., 1974
2. Ждан А.Н. Историяпсихологии: от античности до наших дней. М., 1990.
3. История зарубежнойпсихологии. Тексты. М., 1986
4. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Историяи теория психологии. Ростов-на-Дону, 1996, 2т.
5. Хрестоматия по историипсихологии. М., 1980
6. Шкуратов В.А. Историческаяпсихология. М., 1998.
7. Ярошевский М.Г. Историяпсихологии. М., 1996
8. ozon.ru/context/catalog/id/1087032/
9. biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7845
10. effecton.ru/189.html


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.