Реферат по предмету "Психология"


Воссоздающее воображение детей 6 7 лет

--PAGE_BREAK---Давай я буду шайба, а ты клюшка, и мы будем сами играть в хоккей.
-Я буду пианино, ты на мне будешь играть, а я буду так: ля-ля-ля!
Из этих примеров ясно, что роли возникают не только из желания занять позицию взрослого. Ребенок представляет устройство или действие предмета через свое собственное действие, принимая на себя роль как образ в действии. Преломляя роль живого или неживого предмета через себя, через свое действие, ребенок строит образ этого предмета. Роль при этом выступает как опора образа.
Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3-летние дети с удовольствием наделяют игрушки ролями и проигрывают с ними различные сюжеты.
С возрастом в игровых сюжетах все большее место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру, но он все-таки нужен как опора образа. Ребенок сам рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.
Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности дошкольника. Наиболее ярко оно проявляется в рисовании и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на непосредственно воспринимаемые предметы или возникающие под их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3-4-летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. Горб задуманного верблюда может превратиться в крыло бабочки, которая потом становится птицей, луна становится солнцем, а солнце превращается в звезду или цветок. Все эти превращения активно комментируются в речи детей и становятся ясны только из этих комментариев, поскольку сами изображения отдаленно напоминают что-то определенное. Но дети не слишком взыскательны к качеству рисунка, их фантазии гораздо богаче. Чем изображения. Точки и черточки на бумаге изображают леса, ягоды, волков и зайцев и пр.
Словесное творчество открывает более богатые возможности, не ограниченные какими-либо техническими приемами. Мы уже отмечали, что дети искренне включаются в литературные произведения и живут в этом воображаемом мире. Многие дети сами сочиняют различные истории, в которых фантазия перемежается с реальностью.
I. 2. Виды и функции воображения; этапы его развития
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко[6], в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.
О.М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). при этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием. 
При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название включение. 
Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.
Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.
Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию.
К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.
Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.
Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают.
 Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.
На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения.
Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.
             Анализируя процесс становления изображения Н.П.Сакулина     отмечает, что важно формировать у детей представление  таких     свойств предметов,  как  цвет,  пространственное  положение,     величина, масса, движение,  которые  затем  помогут  ребенку     создать это изображение.  Форма является носителем содержания   и выступает, поэтому как ведущий признак в изобразительной  деятельности. Но следует учитывать, что цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка.  Необходимо  заметить,  что   степень    выразительности  рисунка зависит от того, развито ли у  ребенка  воображение,   образное восприятие; она зависит  также  от  тех  навыков  и   умений,  которые  ребенок  приобрел  в  процессе   обучения. Кершенштейнер, производивший опыты над детским рисованием, распределяет весь процесс развития  детского  рисунка  на  4   ступени[7].
          1 ступень — ступень схемы.
          Ребенок рисует  схематические   изображения   предмета, очень далекие от правдоподобности и реальной передачи его.
          2 ступень.  Ее  называют  ступенью возникающего чувства формы  и   линии.   Пробуждается   потребность   не   только перечислить конкретные признаки описываемого предмета,  но и   передать   формальные   взаимоотношения    частей.    Смесь  формального  и  схематического изображения,  это еще рисунки  схемы,  и с другой стороны появляются  зачатки  изображения,   похожего  на  действительность.  Эта  стадия характеризуется   большим   числом    подробностей,    более    правдоподобным   размещением   отдельных   частей  предмета:  таких  вопиющих   пропусков,  как  пропуска  туловища,  не  замечается,   весь     рисунок приближается к действительному виду предмета.
          3 ступень,   по    Кершенштейнеру,    является    ступень  правдоподобного изображения,  при котором схема уже исчезает из детского рисунка. Рисунок имеет вид силуэта или контуров.  
          4 ступень -  пластического  изображения.  Отдельные  части     предмета изображаются выпукло при помощи распределения света и тени,  появляется перспектива, передается движение и более  или менее полное пластическое впечатление от предмета.   
 
IIглава. Проявление воссоздающего воображения
Введение:
Методика «Воссоздающее воображение» представлена в книге «Практикум по детской психологии» Урунтаевой Г.А, Афонькиной Ю.А.
ЦЕЛЬ: сравнение воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.
ОБЪЕКТ:  воссоздающее воображение
ПРЕДМЕТ: воссоздающего воображения в речевой и изобразительной деятельности детей дошкольного возраста (6-7лет).
ГИПОТЕЗА: воссоздающее воображение в речевой деятельности развито лучше, чем в изобразительной деятельности у детей 6-7 лет.
ЗАДАЧИ:
1.     проанализировать рассказы и рисунки детей;
2.     определить соответствие описаний и рисунков заданному тексту.
1.     Методика исследования:
ИСПЫТУЕМЫЕ: 15 детей подготовительной группы (6-7 лет) детского сада №2160, среди них 8 девочек и 7 мальчиков.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: сказка «Машенька и медведь», листы белой бумаги 21x29 см, 2 набора из цветных карандашей.
ПРОВЕДЕНИЕ: перед экспериментом проводилась психологическая разминка, цель которой – добиться спонтанности (раскованности) испытуемых. Эксперимент проходил индивидуально. В ходе эксперимента ребенку неторопливо и выразительно зачитывалась русская народная сказка «Машенька и медведь». После чтения сказки детям предлагали:  -  «Расскажи то,  о  чем  говорится в сказке». Затем: «Нарисуй то, что говорится в сказке». Для рисования давалось 2 набора  цветных  карандашей  12-ти  цветов  и стандартный лист бумаги. Лист заранее не подписывался. В процессе эксперимента экспериментатор фиксировал все то, что говорил ребенок,  его эмоциональные реакции и поведение. После того как рисунок закончен, у ребенка спрашивали: «Расскажи, что ты нарисовал». Ответы также фиксировались. По оставленным записям и рисункам детей составлялись таблицы для исследования полученных данных.
2. Полученные результаты
Таблиц № 1 Воссоздающее воображение в речевой деятельности

испытуемый
Рассказ дословно
Поведение,
 эмоции
1
Крошкова Аня
Жила – была Машенька. Она пошла в лес за грибами. А бабушка с дедушкой ей говорили, чтобы она далеко не уходила. И она заблудилась…увидела избушку, а там медведь…он ей и говорит: «Теперь у меня жить будешь и готовить»…Машенька решила убежать от злого медведя. Залезла в короб и говорит, чтобы бабушке и дедушке отнес пирожки. Медведь хотел съесть пирожки, но…не съел…принес бабушке и дедушке, а его собаки прогнали. Машенька обрадовалась…и бабушка с дедушкой тоже обрадовались.
Постоянно смотрит в потолок, вспоминает, крутит ру
ки. Говорит неторопли
во. Задумы
вается.
2
Жогина Оля
Маша пошла гулять в лес и встретила там медведя страшного и злого. Он ее не отпускал домой, заставлял готовить кашу. Она привела его в деревню, а его тут собаки покусали…нет…она сначала пирожки испекла и залезла в короб и говорит: «Я все вижу, не ешь пирожки, они для бабушки и дедушки». А потом медведь убежал в лес. Вот. И бабушка обрадовалась.
Рассказы
вает медлен
но, невыра
зительно. Руки на ко
ленях. На
пряженний
взгляд.
3
Степанова Юля
Машенька жила с дедушкой и бабушкой. Она хотела погулять и пошла в лес за грибами…с подругами. Она ходила, ходила, ходила и ушла далеко-далеко. Зашла в домик и испугалась медведя…он был большой и лохматый. Он ей говорит: «пеки мне пирожки и кашу вари». Она испекла много пирожков и залезла в сумку…а пирожки положила на голову, чтобы медведь не увидел. И говорит: «Не подглядывай, я все вижу». А медведь устал и есть хочет, а Маша говорит, что все видит. Он принес ее к дедушке и бабушке и убежал…нет его собаки прогнали. Они ее достали из сумки и больше никуда не отпускали.
Держится
свободно,
рассказыва
ет с интере
сом и вы
раженной
интонацией
4
Косорева Ира
Жила – была девочка. Ее звали Машенька. Она говорит бабушке: «Я хочу погулять, я принесу вам грибов и ягод из леса». Бабушка очень любила грибы и отпустила, а дедушка сказал, чтобы далеко от подружек не уходила. А она перепутала тропинки и пришла к медведю в дом. Медведь обрадовался и говорит: « Теперь мне готовить будешь, а то я тебя съем». А Маша хотела убежать, но забыла как идти обратно. И решила пирожки испечь. А в лесу очень темно было и большие деревья. Залезла в короб и говорит: «Неси пирожки дедушке и бабушке». Медведь долго шел и устал…и сел на пенек…Маша поругалась и медведь пошел дальше. Бабушка в деревне ждет внучку…а медведь испугался собак…и убежал опять в лес…все.
Наклони
лась вперед,
вниматель
но следит
за реакцией
эксперимен
татора. Улы
бается.
5
Шимарданова Исамия
Жили – были бабушка и дедушка. И была у них внучка Машенька. Пошла она в лес с подругами…шла…и заблудилась…и встретила страшного медведя. Он ее не отпускал домой. А она соскучилась по бабушке с дедушкой…и решила убежать…нет…решила спрятаться в коробе…сначала пирожки испекла, а потом спряталась. И говорит медведю: «Неси пирожки. И не ешь их. Я все вижу». А медведь говорит: «Какая глазастая». Пришел к бабушке и поставил короб. Потом собаки его прогнали…они помогли бабушке с дедушкой…медведь убежал. А Машенька вылезла из пирожков и поцеловала бабушку.
Рассказыва
ет заинтере
совано, иногда с ин
тонацией.
Периоди
чески заду
мывается.
Улыбается.
6
Вишнякова Наташа
Маша очень красивая девочка. Она добрая. Любит бабушку с дедушкой…испекла пирожки…ой! Нет!.. пошла в лес и ее там поймал медведь…страшный и злой…а она дорогу не знает…чтобы вернуться домой…заблудилась…испекла пирожки и залезла в короб с пирожками и медведь ее отнес домой…бабушка обрадовалась, а медведь убежал…
Рассказы
вает мед
ленно. Инто
нация меня
ется только
тогда, ког
да ошибает
ся.  Крутит
кофту. Сос
редаточена.
7
Митин Сережа
Жили – были дедушка и бабушка. И была у них внучка Машенька. Однажды…дети собрались в лес за ягодами и грибами и стали звать с собой Машеньку. Дедушка с бабушкой сначала не отпускали…они очень волновались за нее…а потом отпустили. Дети шли, шли, собирали ягоды и грибы, а Машенька увидела бабочку, стала любоваться ею…куда бабочка полетит, туда и Маша побежит…и заблудилась. Огляделась…нет никого. Стала кричать и звать на помощь, но никто не отзывался. Ей стало грустно и страшно. Она даже заплакала. Потом шла, шла и увидела избушку. Вошла туда. Увидела, что грязно и убралась…и сварила кашу. Вдруг заходит большой медведь…он увидел Машеньку и обрадовался. «Теперь вместе жить будем. Ты мне будешь готовить, а я тебе ягоды приносить». Она соскучилась по дедушке с бабушкой, а дорогу не знает и решила схитрить. Напекла пирожки, а сама в коробе спряталась и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой гостинец, но только не заглядывай в короб». Он согласился. Идет…идет…идет…медведь по лесу и проголодался…говорит: «Сяду на пенек, съем пирожок». А Маша из короба: «Не садись на пенек, не ешь пирожок». Дошел медведь до бабушки с дедушкой и оставил короб у ворот, а сам убежал. Бабушка с дедушкой обрадовались…что внучка вернулась.
Рассказыва
ет сосредо
точено, уве
рено, не де
лает длин
ных пауз.
Руки на ко
ленях, спин
ка вытяну
та. Речь
ярко эмо
ционально
окрашена.
8
Белова Настя
Жила – была Машенька. Она очень любила своих бабушку и дедушку. И однажды решила пойти в лес за грибами…вместе с друзьями. Она гуляла, гуляла и потерялась. Испугалась, звала на помощь…и увидела избушку. Зашла в нее и легла спать…заснула…и входит медведь. Она испугалась. А медведь ей и говорит: «Будем жить вместе. А если убежишь, я тебя съем». Машенька решила испечь пирожки…она хитрая бала. Залезла в короб и говорит медведю: «Отнеси бабушке с дедушкой и не ешь пирожки…я все вижу». Медведь шел долго-долго и устал…сел отдохнуть и съесть пирожок   а Машенька из короба говорит: «Не ешь пирожок, все вижу». Медведь пошел дальше. Пришел в деревню к бабушке с дедушкой…а его собаки прогнали. Машенька вылезла из короба и обрадовалась.
Рассказыва
ет быстро,
торопливо.
Оглядывае
ся по сторо
нам. Улыбается.
9
Никсааев Костя
Маша пошла гулять и заблудилась. А медведь добрый был…но…у…добрый был…но и хитрый. Он хотел, чтобы за ним ухаживали, поэтому Машеньку и не отпускал домой. Но она все равно обманула его…залезла в короб с пирожками…спряталась. И он ее вместе с пирожками отнес бабушке с дедушкой. Хотя мишка и хороший, но его, наверное, трудно расчесать…его волосы жесткие, плотные…и Маша хорошая. А бабушка с дедушкой обрадовалась, когда медведь принес пирожки с Машенькой.
Активно жестикули
рует, рассказыва
ет с  инте
ресом. Наклонен
вперед.
10
Марков Алексей
Жила Машенька с бабушкой и дедушкой. Она отпросилась у бабушки с дедушкой в лес гулять…нет! Она пошла за грибами и за ягодами. Бабушка не отпустила, но она все равно пошла и заблудилась. В лесу было очень темно и страшно. Она попала в избушку. Там жил большой медведь. Он ей сказал, что теперь они будут жить вместе и она ему будет готовить, а если убежит, то он ее съест. А она обхитрила медведя…испекла пирожки…вкусные…с яблоками и мясом…залезла в короб и он ее отнес в деревню. А по дороге он хотел съесть пирожки, но Машенька все видела и не дала ему съесть…бабушка обрадовалась. А медведь убежал…нет…да…его собаки прогнали.
Рассказыва
ет оживлен
но. Улыбает
ся, когда
сбивается с мысли и за
думывается.
11
Башманов Саша
Жила Маша с бабушкой и дедушкой. Она пошла в лес с девочками и мальчиками…собирать грибы и ягоды. Шла, шла и заблудилась. Испугалась. И встретила медведя. Она хотела убежать, но не знала куда. Она была маленькая и помещалась в большой короб. Медведь пошел посмотреть погоду, а Машенька залезла в короб и пирожки положила сверху. А медведь ее не заметил…отнес пирожки бабушке и дедушке…но он сам их хотел съесть, а Маша говорит из короба, чтобы он их не ел. Медведь испугался и пошел быстро в деревню…поставил короб…а собаки все хорошо нюхают и унюхали медведя…и много много собак стали на него лаять и он опять убежал в лес. И все обрадовались.
Рассказыва
ет спокой
но, степен
но, не торо
пится. Без
эмоций.
12
Белова Алиса
Маша живет с дедушкой и бабушкой…Маша пошла в лес. Гуляла долго-долго и потерялась, забыла тропинку домой. А потом зашла в избушку, где жил медведь. Медведь потом пришел и обрадовался. «Теперь ты мне будешь готовить. Я люблю кашу и пирожки». Она соскучилась по дедушке с бабушкой и решила убежать. Испекла много пирожков и залезла в короб…да…залезла и сидит…ее совсем не видно…медведь не догадался и понес ее в деревню. По дороге он устал и хотел съесть пирожок, но Машенька ему не разрешила и он пошел дальше. Опять хотел съесть и она опять ему не разрешила. Медведь пришел в деревню…испугался собак и опять убежал в лес. Дедушка с бабушкой увидели Машеньку и обрадовались… и Машенька обрадовалась тоже.
Задумчи
вый взгляд
в сторону. Рассказыва
ет осторож
но с инте
ресом и ин
тонацией.
13
Цибин Саша
Бабушка с дедушкой очень любили Машеньку. Они жили дружно и весело в своем доме. Однажды…Маша с подругами пошла в лес по грибы и по ягоды и … встретила медведя страшного…нет…она сначала зашла в избушку. А медведь обрадовался. Ему скучно жить одному в лесу. Маша хотела домой к бабушке и дедушке…и она придумала…обманула медведя…залезла в короб и спряталась в пирожках. Медведь сказал, что она молодец, что она заботится о бабушке с дедушкой. Он тоже очень любил пирожки. И пошел в деревню. Хотел съесть все пирожки, но Маша все видела и стала на медведя ругаться. Он отдал мешок и ушел обратно в лес…его собаки напугали. А Машенька засмеялась и больше не ходила в лес.
Болтает ногами и перебирает в руках игрушку. Рассказы
вает с заминками и паузами, но с инто
нацией. Улыбается.
14
Скоробогатов Дима
Жила – была маленькая девочка Машенька. Жила она не одна, а со своими дедушкой и бабушкой. Жили они бедно. Было лето. Есть было нечего. И отправили они Машеньку в лес за грибами, за ягодами, за корнями. Взяла Машенька большое лукошко и отправилась далеко-
далеко в лес, где много всего. Собирала ягоды, грибы…и вдруг она встретила зайца. Он рассказал Машеньке дорогу, где можно отдохнуть и поесть…она очень устала и решила в доме поспать. Вдруг пришел медведь…страшный. Она напугалась…и он ее не захотел отпустить домой, сказал: «Будешь мне каши варить». Но Машенька решила убежать…она спряталась к большом коробе и медведь понес гостинцы бабушке и дедушке… его собаки прогнали из деревни…а Машенька вылезла из короба и побежала к бабушке. Они все обрадовались.
Рассказыва
ет с уверен
ностью, интонацией
смотрит по сторонам, жестикули
рует. Заинтересо
ван в рас
сказе.
15
Марков Петя
Маша пошла в лес за грибам и за ягодами. Шла, шла и наткнулась на избушку…а в этой избушке был беспорядок…и она все помыла и навела порядок. А потом пришел медведь, она спряталась, но медведь все равно ее нашел и сказал, что не отпустит домой. А она спряталась в коробе с пирожками, которые сама испекла и сказала, чтобы он отнес бабушке с дедушкой эти пирожки и чтобы по дороге их не ел. Медведь хотел их съесть….но потом передумал и отнес в деревню. Бабушка с дедушкой обрадовались и стали дальше хорошо жить.
Рассказы
вал быстро, иногда вставал и опять садился. Отвлекался на звуки за окном.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.