Реферат по предмету "Психология"


Воображение и его роль в практической деятельности человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ивановскаягосударственная текстильная академияКОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ ИПЕДАГОГИКА»
Выполнила:Серихина И.И.
Спец. 280900
Код 98918
Курс VI
Проверил:________________
Н. Новгород — 2003
СОДЕРЖАНИЕ
1. Воображение и его роль в познании и практическойдеятельности человека
1.1 Классификация воображения
1.2 Операции воображения2. Функциональный анализ управленческойдеятельности (функции руководителя)
2.1 Управленческая культура руководителя
2.2 Анализ управленческой деятельности

1. Воображение и егороль в познании и практической деятельности человека
 
1.1 Классификация воображения
Воображение – отражение будущего, создание новогообраза на основании прошлого опыта.
Воображение– это процесс отражения действительности за пределами существующих связей иотношений. Преобразуя образы и представления, воображение направлено насоздание продуктов, не имеющих аналога в реальной действительности и заменяющихее.
Воображение, так же как ивосприятие, память, мышление, является процессом познания. Оно расширяетграницы нашего опыта, продуцируя новые, еще несуществующие в действительностифакты и ситуации, часто помогая предугадать последствия наших действий и,соответственно, выстроить адекватную схему поведения. Воображение можетпредсказать и тенденции развития реальности, иногда задавая направление иориентиры для этого пути. Так, научная фантастика предсказала появление многихтехнических открытий, а художественные произведения послужили стимулом длястановления новых этических форм и идеалов.
Классификация воображенияосновывается на степени его активности, т.е. возможности сознательно ипроизвольно направлять его ход и содержание.
ВООБРАЖЕНИЕ/>
Ведения, которые являются человеку во сне или в бреду, совершенно независят от его желания (или нежелания) видеть именно этот образ. Точно так жемы не можем направлять содержание сна, а его содержание часто расплывается впамяти, оставляя лишь смутные воспоминания о приснившемся.
Грезы подразумеваютвозможность вызвать их содержание по собственному усмотрению, как правило,человек воображает в этом случае желаемые, приятные для себя картины. Артистическоемышление помогает воображению, строя различные, наиболее желаемые иблагоприятные варианты развития событий, хотя и весьма далеких от реальности(воздушные замки).
Более активный вариантгрез – мечты, как образа желаемого будущего, но уже гораздо более реального исвязанного с действительностью, чем грезы. Мечты обычно человек стараетсявоплотить в жизнь, здесь возможна сознательно регуляция вызываемых образов,создание достаточно жесткой схемы их реализации.
Репродуктивноевоображение, как и репродуктивное мышление, связано с воссозданием образов,сотворенных с другими. Это может быть описание природы или героев литературногопроизведения, произвольно регулируется не только само содержание, достаточноиндивидуальное в каждом случае, но и яркость и живость этих образов, взависимости от мотивации зрителя или слушателя, а также от таланта автора. Чембольше субъективного вносит читатель в образы, создаваемые воображением поимеющимся описаниям, тем больше активным становится сам процесс воображения,превращаясь в своеобразное сотворчество.
Творческое воображение,часто отождествляемое с творческим мышлением, креативностью, т.е. створчеством, предполагает наибольшую активность и субъективность автора, т.к.содержание продукта полностью зависит от него, его мыслей, переживаний, опыта.Однако такая всецелая зависимость от субъекта творчества не приводит кабсолютной оторванности от действительности, как в грезах. Именно поэтомурезультаты творчества значимы и интересны не только автору, но и окружающим.1.2 Операции воображения
Для трансформации данныхи создания продуктов в воображении, как и мышлении, используются операции–слияние (комбинирование), агглютинация, гиперболизация, типизация.
Слияние – произвольноекомбинирование, сравнение и объединение качеств и характерных разных объектов водном образе. Особый вид слияния – это агглютинация, при которой соединяютсянесоединимые в реальности черты.
Гиперболизацияповышает яркость и выразительность образа, выдвигая на первый план какие-тоопределенные черты.
Акцентирование связано снамеренным усилием какой-то одной черты описываемого образа. Особенность этойоперации в том, что в этом случае выделяется какая-то часть или деталь, котораястановится доминирующей. Наиболее распространенной формой акцентирования являютсяшаржи и карикатуры.
Другимспособом придания дополнительной выразительности образу, является типизация,связанная с обобщением наиболее типичных для данной группы людей черт.Естественно, что полностью игнорируются все специфические личностные качества.
Воображениетесно связано с другими сторонами психики – эмоциями, памятью, мышлением.
Любая сильная эмоциястимулирует работу воображения. Испытывая страх, люди воображают себе различныеопасности, часто существенно их преувеличивая. Чувство неуверенности в себечасто связано с воображаемыми «косыми взглядами» окружающих, упреками вабсолютно нейтральных замещениях и т.д. положительные эмоции, например,ожидаемая радость, также вызывают в воображении разнообразные картиныреализации желания.
Однако не только чувствавызывают воображение, но и воображение усиливает переживания.
Не менее тесной являетсяи связь воображения с памятью, с опытом людей. Существует распространенныйстереотип о том, что у детей воображение более живое и богатое, чем у взрослогочеловека. Однако это мнение в корне неверно, т.к. у детей, несмотря на их болеегибкую психику и способность быстро откликаться на события, крайне низкапродуктивность воображения. Их фантазии отражают их эмоциональные переживания ижелания. В своих рассказах дети на стремятся создать что-то, но хотят снизитьэмоциональное напряжение. Поэтому ни содержание, ни форма рассказа их неволнуют, и переживания выливаются в традиционный набор фраз и фабул,заимствованных из разговоров взрослых, фильмов или сказок. Упомянутый стереотипотражает только тот факт, что дети чаще делятся своими желаемыми желаниями истрахами, чем взрослые, а их содержание более оторвано от жизни (так как нетопыта этой жизни).
Роль памяти, знанийособенно видна в репродуктивном воображении, так как многие факты, не известныечеловеку, он просто не может себе представить. Воображение заменяет мышление взатруднительных случаях при решении проблемных ситуаций, помогая дополнитьнедостающие данные воображаемыми.
Творческое воображение,как и творческое мышление, связаны с креативностью, т.е. творчеством,стремлением к продуктивной деятельности, ставшей устойчивой чертой личности.
Выделяют образную ивербальную креативность, т.е. преимущественную способность создавать новое вобразном или словесном (вербально) планах. Первой в онтогенезе проявляетсяобразная креативность, которая до 7-8 лет существенно опережает вербальную увсех детей. Развитие креативности подтверждает сензитивность творческогомышления в схеме, т.к. вербальный план в творчестве, как правило неразвивается, если ему не предшествовал образно-схематический. У старших детей ивзрослых появляются уже индивидуальные склонности к виду творческойдеятельности, причем ее продуктивность редко бывает одинаково высокой в обоихпланах.
Важным моментом являетсянесовпадение уровня креативности с уровнем интеллекта, прежде всего с уровнеммышления. Как показали исследования, интеллект только до определенного уровнястимулирует развитие творчества, а высокоразвитое мышление (особенно словесно-логическое)может даже ему препятствовать, направляя интеллектуальную деятельность набыстрое достижение правильного, но не оригинального, результата. Более теснойявляется связь творческих способностей с памятью, а не с мышлением, при этомхорошая механическая память может быть показателем творческих способностей, ноее отсутствие не говорит о низком уровне креативности.
2. Функциональный анализуправленческой деятельности (функции руководителя)
 2.1 Функции и управленческая культураруководителя
К основным функциямуправленческой деятельности руководителя относят:
·    информационно-аналитическую;
·    мотивационно-целевую;
·    планово-прогностическую;
·    организационно-исполнительскую;
·    контрольно-диагностическую;
·    регулятивно-коррекционную.
Эти функции в управлениипредприятием реализуются директором и его заместителями. На качествофункционирования предприятия влияет способность всех членов управленческогоаппарата выполнять свои функциональные обязанности и согласованность действийпри реализации управленческих стратегий.
Функциональныеобязанности директора предприятия:
·    несет ответственность передгосударством и обществом за соблюдение требований охраны прав людей;
·    представляет интересы предприятия вгосударственных и общественных органах;
·    создает необходимые условия дляорганизации работы на предприятии;
·    проводит подбор заместителейдиректора, определяет их функциональные обязанности, осуществляет расстановкукадров предприятия;
·    по согласованию с советом предприятияустанавливает надбавки к заработной плате персоналу;
·    несет ответственность за своюдеятельность перед соответствующим органом.
 
2.2 Управленческаякультура руководителя
Управленческая культураруководителя предприятия представляет собой самореализацию личностируководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной насоздание, передачу и усвоение ценностей и технологий в управлении предприятием.
КОМПОНЕНТЫУПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
/>
Аксеологический компонентпредставлен группой управлеческо-педагогический ценностей, которые имеютзначение в руководстве современного предприятия. Имеющие большую значимость дляэффективного управления знания, идеи, концепции выступают в качествеуправленческо-педагогических ценностей. Такими ценностями в свою очередь, могутбыть:
-      ценности-цели, раскрывающие значениеи смысл управления целостным педагогическим процессом в разных уровняхиерархии;
-      ценности знания, раскрывающиезначение и смысл знаний в сфере управления (знание управления, менеджмента,критерием эффективности управления педагогическим процессом и т.д.);
-      ценности-отношения, которыераскрывают значимость взаимоотношений между участниками педагогическогопроцесса, отношения к себе, к своей профессиональной деятельности,межличностных отношений в коллективе, возможности его формирования иуправления;
-      ценности-качества, раскрывающиемногообразие индивидуальных, личных, поведенческих качеств руководителя(способности прогнозировать свою деятельность и предвидеть ее последствия,способности соотносить свои цели и действия с целями и действиями других,способности к сотрудничеству и т.д.).
Технологический компонентуправленческой культуры включает в себя способы и приемы управленияпедагогическим процессом. Технология управления внутри предприятия предполагаетрешение специфических задач. Решение данных задач основывается на уменияхруководителя-менеджера, в области педагогического анализа и планирования,организации контроля и регулирования педагогического процесса. Уровеньуправленческой культуры директора предприятия зависит от уровня овладенияприемами и способами решения указанных типов задач.
Личностно-творческийкомпонент управленческой культуры директора предприятия раскрывает управлениепедагогическими системами как творческий акт. При всей заданной алгометричностиуправления деятельность руководителя является творческой. Осваивая ценностиуправления, руководитель-менеджер их преобразовывает в зависимости отличностных особенностей и особенностей объекта управления. То есть управлениепедагогическими системами выступает как область приложения и реализацииспособностей личности руководителя, сфера профессиональной и личностнойсамоактуализации.2.3 Анализ управленческойдеятельности
Взаимодействиеучастников целостного управленческого процесса складывается какпоследовательность взаимосвязанных действий управленческого анализа,целеполагания и планирования, организации, контроля и регулирования.

ВИДЫУПРАВЛЕНЧЕСКОГО АНАЛИЗА
/>
Параметрический анализнаправлен на изучение ежедневной информации о ходе и результатахобразовательного процесса, выявление причин, нарушающих его. Параметрическийанализ осуществляется директором предприятия и его заместителями.Параметрический анализ – это не просто констанция фактов, а их сравнение,обобщение, поиск причин их возникновения и прогнозирование возможныхпоследствий. Результаты такого анализа и принятые на их основе решения требуютоперативного выполнения.
Тематический анализнаправлен на изучение более устойчивых, повторяющихся явлений, тенденций в ходеи результатах управленческого процесса. В содержании тематического анализа вбольшей мере проявляется системный подход к изучению деятельности предприятия.Опираясь на данные параметрического анализа, руководителя предприятия в ходетематического анализа подготавливают и обосновывают содержание и технологиюитогового анализа.
Итоговый анализохватывает более значительные временные, пространственные или содержательныерамки. Информация для итогового анализа складывается из данных параметрическогои тематического анализа, из данных официальных отчетов.
Процесс управления любойуправленческой системой предполагает постановку целей (целеполагание) ипринятие решений (планирование). Управленческая деятельность целенаправленна.
Цель управленческойдеятельности – это начало, которое определяет общее направление, содержание,формы и методы работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорович Л.А., МарцинковскаяТ.Д., Педагогика и психология: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.