Министерство высшего профессиональногообразования РФ
Российский ГосударственныйГуманитарный Университет.Институт Психологии.
Сорокин Александр Алексеевич
1 курс, 1 группаРеферат
“Возникновениепсихики, ситуации где психика не нужна и где она необходима.”Москва, 1999 год.
Что есть психика?
Прежде чем затронуть вопрос о возникновении психики надо немного осветитьвопрос о том, что есть психика в своём усреднённом значении. По одной изформулировок психика есть:существующее в различных формах свойствовысокоорганизованных живых существ и продукт их жизнедеятельности,обеспечивающие их ориентацию и деятельность. Значит это неотъемлемое свойство живого, осуществляющее взаимодействиекаждого живого существа с окружающим миром, которое реализуется посредствомкачественно отличных от физиологических, но неотъемлемых от них процессов,актов, состояний психических.
А с точки зрения материализма психика – это системное свойствовысокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектомобъективного мира, в построении неотчуждаемой от него картины мира исаморегуляции на её основе поведения и деятельности. Человек представляет омире на основе данных объективного мира в совокупности с установками внутреннейсубъективности.
Еслиговорить о функциях психики, то они многогранны, ну например она обеспечиваетболее эффективное приспособление к среде. Психическое отражение мира всегдасовершается только с наличием активной деятельности. В психике человекаупорядочены события прошлого настоящего и будущего, они представлены: прошлое– память, данные опыта; настоящее – в совокупности образов, переживаний,умственных актов; возможного будущего – в побуждениях, намерениях,целях и фантазиях, грезах и.т.п. Психика человека существует в двух основныхизмерениях – осознанная и неосознанная, но и неосознанная качественноотличается от психики животных. Считается, что коренным отличием человеческойпсихики от животной является возможность сознательной целенаправленности психическихпроявлений, которые обусловлены трудовой деятельностью.
В реальной деятельности человека все психические проявления это не разобщённыефакты, а тесно увязанная система переживаний, поступков, актов осмыслениядействующая в едином акте социально обусловленной сознательной деятельностиличности. По ходу физиологического, социального, личностного развития человекавсе его многообразные психические проявления взаимодействуя, постепеннопереходят в разряд относительно устойчивых психических образований, которыесознательно регулируемые могут быть направлены на решение задач разного рода.
Благодаря развитой психики человек может делать поступки адекватные внешнимобстоятельствам Это можно разбить на три пункта.
1) Отражение, дающее образ среды, гдедействуют живые существа.
2) Их ориентация в этой среде.
3) Удовлетворение потребности вконтактах с нею. А эти контакты за счёт обратной связи контролируютправильность отражения.
Контрольнойинстанцией в психике человека есть социальная практика. Благодаря обратнойсвязи результат действия сопоставляется с образом, возникновение коегоопережает этот результат, предваряя его как специфическую модельдействительности. Психика таким образом приобретает характер цикличной системы.В данном случае рефлекторность указывает на первичность объективных условийжизни организма и вторичность их воспроизведения в психике, закономерныйпереход воспринимающих компонентов системы в исполнительные, целесообразностьдвигательных эффектов и их “обратное”влияние на образ.
Такое вот понимание рефлекторной природы психики разработал отечественныйучёный Сеченов. Оно является весомым противовесом против идеалистической теориисчитавшей психику особой бестелесной сущностью (т.е. душой) иматериально-механистическому направлению банально сводившему психику к нервнойдеятельности.
(Здесь я отклонился от самой темы реферата, но это вызвано непременнойнеобходимостью, если в самых общих чертах не осветить вопрос психики, то нельзябраться за вопрос где она возникает, так как что бы понять как она возникаетнадо приблизительно понимать что она есть и зачем служит. прим. автора).
Механистический подход отрицаетналичие активной психики, однако активность существует, в доказательство еёпроявления можно привести по крайней мере три факта.
1) При отображении реальностипроисходит преобразование физико-химических раздражителей, действующих нанервные аппараты, в образы предметов.
2) В сфере побуждений, придающихпобуждению энергию и стремительность.
3) При исполнении программыповедения, включающей поиск и выбор вариантов.
Психика возникает на определённой ступенибиологической эволюции, и составляет неотъемлемый её фактор, в этом контекстеона обеспечивает адекватное приспособление организма ко всё более усложняющимсяусловиям существования. Возникает сознание как ведущий уровень регуляциидеятельности, формируется личность – источник высших проявлений активностипсихики. Одним словом психика всё более качественно преобразуется.
В истории естествознания психику неоднократнопытались “локализовать” в природе. Подтверждения томусоздание теорий панпсихизма, зоопсихизма, антропопсихизма, биопсихизма инейропсихизма. Ошибка всех заключалась в том, что психику приписывали какому-тоопределённому существу, даже не потому что оно обнаруживало определённые формыповедения, нет, просто оно относилось к определённому классу объектов; наличиепсихики было постулатом и не более. Есть ещё теории исходящие из внутренних,функциональных критериев. Они уже неверны тем, что пытаются свести психику к пунктам,ну ради примера некоторые из них:способность к поисковому поведению,способность к “гибкому” приспособлению к среде, способность “проигрывать”действие во внутренней среде и др. Яркое разнообразие таких теорий указывает нато, что они скорее являются дискуссионными гипотезами, нежели разработаннымитеориями призванными объяснять факты.
Среди этого разнообразия есть довольно неплохая ипризнанная (в нашей психологии) теория Леонтьева. В качестве объективногокритерия психики она предлагает способность организмов реагировать наабиотические воздействия. Реагировать на них полезно потому, что они находятсяв устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются ихпотенциальными сигналами. Отражение абиотических свойств неразрывно связано синой формой активности – поведением. Если раньше существование сводилось кудовлетворению простейших естественных потребностей (пищевых, половых и др.),то теперь получается активность помещённая между актуальной ситуацией ивитальным актом – обменом веществ. Смысл такой активности – это обеспечениеорганизму биологического результата в условиях не позволяющих реализоваться емунепосредственно. С этим критерием связаны два понятия, раздражимость ичувствительность, причём первое предполагает субъективный аспект отражения.
Согласно психоанализу Фрейда, психика состоит изтрёх инстанций – сознательного, предсознательного и бессознательного, а так жесистемы их взаимодействия. Разделение психики на критерии сознательные ибессознательные – основная предпосылка психоанализа, и только оно позволяет нампонять и исследовать часто наблюдающиеся и очень важные патологические процессыв душевной жизни. Итак, мы приходим к итогу наших рассуждений – психика шири,чем сознание, и уж во всяком случае это не тождественные понятия.
Здесь я попытался суммарно изложить существующиевзгляды о понятие психика, с целью создания базы для рассуждений о том когда,как и где психика возникает.
Возникновение психики.
Теперь перейдёмк возникновению психики. Здесь возникает двойственность понимания,рассматривать психику с позиции филогенеза или онтогенеза? Длясоставления общей картины полезно затронуть оба критерия развития, но это былобы слишком большой труд, поэтому чтобы не отклоняться от темы будем рассматриватьразвитие в онтогенезе, иногда добавляя филогенетические факты… Еслиориентироваться на работы П.Я. Гальперина, Л.С. Рубинштейна и Л.С. Выготского,то психика в отношении человека рассматривается ими как фактор, который долженразвиться при должных условиях и то со временем. Новорожденный ребёнок необладает той психикой, который обладает взрослый и сформировавшийся человек,однако со временем если он развивается в нормальных социальных условиях психикавсё же появляется. Гальперин утверждает, что у ребёнка есть предрасположенностьк формированию полноценной психики, а вот какова она будет, это зависит впервую очередь от окружающих его факторов. Поставим в сравнение две ситуации.Первая — ребёнок рождается и вырастает в нормальной семье, которая в своюочередь включена в социум, второе — ребёнок вырастает среди звериной стаи.
Развиваясь в социуме, ребёнок невольно “впитывает” всебя его установки, законы и правила. Человеческое общество на нашей планетеявляется наиболее высоко организованной системой, где элементами являются живыесущества. Следовательно и развитие происходит на высоком плане. Выготскийсправедливо считал, что младенец это “наиболее социально адаптированноесущество”, потому что он может приспособиться к жизни в любойсистеме: относительно высокой и относительно низкой (животнаястая). Если развитие происходит в звериной стае, то большая часть способностейребёнка не реализуется, так как условия для возникновения полноценнойчеловеческой психики отсутствуют, всё способности сводятся к основныминстинктам (добыча пищи, выживание, положение в стае и. т. д.). Но чтобы добытьту же самую пищу опять же нужно “знать”,как это сделать адекватно, а инстинктабывает недостаточно для этого, потому что ситуации не стереотипны, развиваетсяспособность мыслить в одном направлении и целесообразно корректировать действия.А развивается ли психика у животных? Если в формулировке указано,что это свойство высокоорганизованных существ, то ступенью нижечеловека стоят высшие животные, которые так же подпадают под определение. Как ив любых случаях требующих подтверждения, здесь незаменим пример. Известныйполярник Э. Кренкель приводит следующее описание охоты белого медведя натюленя. В бинокль с мыса Выходного, на расстоянии примернооколо километра, а может быть поменьше, я увидел однажды, как к лежачему тюленю(а они очень чуткие) по-пластунски подкрадывался белый медведь. Самоеинтересное, что тюлень, изредка подымает голову, оглядывается – всё ли впорядке, всё ли спокойно, можно ли продолжать отдых, но медведя не замечает. Атот подкрадывался предельно осторожно, распластавшись на снегу, как меховойплаток. Он полз на брюхе и одной лапой прикрывал свой чёрный нос, чтобы невыделяться на фоне белого снега.
Наконец, медведь оказался совсем рядом, а его жертва так ничего и не замечала.Медведь прыгнул. Но… видимо, это был молодой зверь. Он не рассчитал прыжок ипримерно на полметра перемахнул через тюленя. Оглянулся – тюленя не было. И чтовы думали, сделал медведь?Он пошёл обратно и два раза прыгал на лунку, пока неотработал достаточной точности прыжка. Молодой охотник за тюленямитренировался… Зверь твёрдо знал, что если он не отработает номер, останетсяголодным>>. Конечноэтот пример можно встретить в работе П.Я. Гальперина ”Введение в общую психологию”. Но это не так уж и важно откуда пример, главное оннагляден и его можно разобрать на предмет наличия здесь психики у животного.Конечно по большому счёту в примере говорится о научении, а не о психическомаспекте вообще, да но возможность научения это один из показателей её наличия.Зверь здесь подчинялся чувству голода, но срабатывание стереотипного инстинктав этой ситуации невозможно, потому что каждый очередной тюлень не будет лежатьв одной и той же позе, необходимо наличие чего-то третьего, ответ – опятьпсихика. Медведь не осознавая, построил функциональную систему для достиженияполезного результата, в данном случае удовлетворения голода, не получивполезного результата, в нём запустился акцептор полученного результата, которыйперезапустил программу, для её отработки. Неужели животное выполняет такиесложные действия на одном только инстинкте? Истинкт предполагает стереотипность, есливыполняется инстинктивное действие, то кто-то может нарушать одновременно этовыполнение, а выполнявший этого не заметит, так как выполняет лишь программу,не взирая на результат (очень хороший пример этого будет приведён дальше онвзят из работы Л.С. Рубинштейна, там описывается действия пчелы закупоривающейсоту). Так же медведь знает как охотится,но повторяю, ситуации не стереотипны. В нём так же есть возможность к развитиюпсихики, пускай мизерной и несравнимой с человеческой, но всё же психики.
Итак, психика есть свойство не всеобщее и не первичное, а вторичное ипроизводное. Она предполагает наличие механизмов, которые её производят, инесомненную полезность её для организма, которая оправдывает её производство. Если не концентрироваться на общепринятых нормах ипопытаться свободно мыслить в этом вопросе, мне представляется, что психика– это законы обратных связей между объективностью и субъективностью, которыеусложняются и дополняются опять же за счёт сложности внешних обстоятельств и ихсвязи с внутренними установкам, и в таком понимании она служит для начальногоразвития и последующего совершенствования человека. Конечно я такой видобъяснения отношу лишь к отражению. То есть возникновение начальной психики (ноне дальнейшее развитие!) обязано внешним факторам, которые отражаясь в сознанииформируют субъективную реальность. Развитие такой психики до нормального (счеловеческой точки зрения) уровня происходит при сложном взаимодействии исоциальных, и физиологических, и психологических факторов, а так же приактивном самопознании человеком самого себя. У животных нету сознания, поэтомуприсутствуют лишь элементы нашей психики, но для них она отдельна и полноценна,так как более развитой им не обладать хотя бы потому, что нервная система недостаточно высока по сравнению с человеком.
Надо осознавать, что такая сложная проблема не может уложиться в рамки одногореферата, необходимо провести большую работу, которая к тому же может занять неодин год, а здесь это не представляется возможным. Было сказано о возникновениипсихики, теперь же перейдём к тому, где она необходима, а где нет.
Где психика не нужна.
Далеко не все производимые животным и человеком действия требуютнепосредственного “подключения” психики. Существуют такиеситуации, в которых успешность поведения нельзя объяснить иначе, как с учётомориентировки на основе образа наличной ситуации. Какие ситуации относятся ктакой категории? Например ситуации, где весь процесс обеспечивается чистофизиологической связью с внешней средой. Например процесс дыхания илитерморегуляции, рассмотрим для наглядности первый, конечно кое что сократив. Внормальных условиях оно таково: насыщение крови CO2 и обеднение O2, раздражают дыхательный центр, рассположенныйв одном из участков головного мозга. Получая раздражение, центр посылаетсигналы расширяющие грудную клетку. Тогда между внутренней поверхностью груднойполости и наружной поверхностью лёгкимобразуется полость сотрицательным давлением, и наружный воздух проникает в лёгкие. В нормальныхусловиях в воздухе достаточный процент кислорода, который в альвеолах лёгочнойткани вступает в взаимодействие с гемоглобином красных кровяных телец, иорганизм получает необходимую очередную порцию кислорода. Если содержаниекислорода в воздухе уменьшилось, то дыхание автоматически учащается, причём намне надо это осознавать и регулировать, организм (а вернее нервная система) самотрегулирует всё в нужном порядке. Все части такого процесса максимально идеально подогнаны друг к другу и нетребуют психики и сознательной регуляции, в данном случае их вмешательствоизлишне.
По такой же системе построены и инстинктивные действия. Они отличаются частобольшой целесообразностью, т.е. приспособленностью или адекватностью поотношению к определённым, жизненно важным для организма ситуациям, совершаясь,однако, без осознания цели, без предвидения результата, чисто автоматически.Хороший пример этого можно прочитать у Л.С. Рубинштейна: Есть немало примеров высокой целесообразности инстинкта. Самкалистовёрта, изготавляя из листа берёзы воронку, в которую она потом откладываетсвои яйца, предварительно разрезает этот лист, как это требуется, чтобы можнобыло свернуть его, — в полном соответствии с тем решением этой задачи, котороебыло дано знаменитым математиком и физиком Х. Гюйгенсоном, определившим способпостроения так называемой эволюты по данной эвольвенте. Пчела строит свои сотытак, как если бы она владела математическими методами для разрешения задач намаксимум и минимум:на наименьшем пространстве с минимумом материала онастроит соты, имеющие при данных условиях максимальную вместимость. Всё это инстинкты>> — действия совершающиеся без знания и учёта их значений и последствий, но их целесообразность>>для организма бесспорна>>.
Поформулировке (см. лист 1) психика служит ориентации и деятельности, прибавимсюда слово адекватной. Здесь же происходят максимально адекватные действия(которые являются в общих чертах стереотипными), которые не требуют постоянногоконтроля и решения, а лишь слепого повторения.
Такая целесообразность инстинкта сделала его излюбленным детищем метафизическойтелеологии различных толков и видов, — начиная с наивных старых телеологическихразмышлений о целесообразности инстинктивной деятельности организмов какдоказательство мудрости их творца и, кончая утончённой виталистически — спиритуалистической концепцией А. Бергсона, которая противопоставляетинтеллекту, обращённому вовне, к материи, инстинкт, как более глубокую силу,связанную с самыми истоками творческого жизненного порыва и потомупревосходящую интеллект надёжностью своих достижений: интеллектвсегда ищет, исследует – и очень часто, если не большей частью, заблуждается; инстинктникогда не ищет и всегда находит.
Такая вот пресловутая целесообразность дала повод другим проводить всравнительной психологии антропоморфические тенденции - приписывать животнымна ранних стадиях развития человекоподобные интеллектуальные способности,объясняя инстинкт как первоначально разумные действия, наследственнозакрепившиеся и автоматизировавшиеся (Д. Романес, В. Вундт).
Нетрудно, однако, опровергнуть это, и убедиться, что пресловутаяцелесообразность инстинкта неразрывно связана и с крайней егонецелесообразностью, так как стереотип не всегда действует.
Наряду с высокой целесообразностью инстинкта существует ряд фактовсвидетельствующих о его слепоте. Так, пчела столь же старательно будетзакупоривать ячейку соты, в которой проткнуто дно, как если бы всё было в порядке,несмотря на полную бесцельность этого действия. Гагарка, яйцо которой во времяполёта за пищей было переложено на другое место, по возвращении садится сматематической точностью на прежнее насиженное место, усердно греет грудью и > площадку на скале, нимало не заботясь о яйце, находящимся в поле еёзрения (из наблюдений Г. С. Рогинского). Таким образом, инстинкт при измененииситуации не всегда целесообразен, однако отсутствие здесь психики вполнеоправдано. В статистическом плане успешных инстинктивных действий гораздобольше, нежели неуспешных, потому погрешности простительны, чтобы их уменьшить,нужно подключать к работе психику, и не переходить на автоматизм, а без концаконтролировать ситуацию. Согласитесь, что автоматизм с погрешностями удобнее,нежели постоянный психический контроль с меньшими погрешностями. Автоматизмдоведён до максимума, никакое психическое вмешательство не требуется. Систематакова:/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/> Раздражитель Инстинкт Запуск готовой программы
/>/>/>
Наконец если сопоставить все случаи, где психика не нужна, то их можно разбитьна пункты по характеристикам:
1) Все необходимые условия для жизниживотного имеются в среде его обитания.
2) Все эти условия действуют на животное в качестветех или иных раздражителей готового механизма, который и запускаетсоответствующую и адекватную реакцию. Когда нет потребности, но налицораздражитель (скажем, сытый удав оказывается неподалёку от кролика) реакция незапускается, так как на время сытости разрывается цепь системы.
3) И основное, это то, что соотношение междудействующим органом и объектом воздействия обеспечено настолько, что вбольшинстве случаев реакция оказывается положительной и оправдывает себя тем,что приносит полезный результат.
Реакции животных могут быть крайне сложными и целесообразными, от этого онимогут даже показаться сознательно направленными, но на самом деле они таковымине являются.
Где психика необходима.
Теперь сконцентрируемся наситуациях, где для адекватного выполнения действия не обойтись без психики. Дляпримера можно опять взять дыхание. Если в помещении, где человек дышит легко исвободно вдруг начинает образовываться в больших количествах углекислый газ, точеловек так же начинает усиленно дышать. Но если его количество становитсятаково, что не помогает и учащение дыхания, приходится искать выход изпомещения, либо пытаться выровнять баланс. Но ведь это уже не автоматическипроисходящее действие! Человек должен знать, обладать навыком устранить нестереотипную ситуацию. Приведём другой пример, спортсмен ежедневно бегает постадиону с целью поддержания должного физического состояния, когда он бежит, онможет думать совершенно о посторонних вещах (ведь круг замкнутый, гладкий ивсё может происходить на >).Но на следующий день он вдруг обнаруживает, что беговая дорожка перерыта, насыпан гравий и вообще полно препятствий.Допустим, что спортсмен не будет нарушать свою привычку и начнёт бегать, но этобудет уже совершенно не тот бег на >, ему придётся всячески регулировать свои действия под новые условия,и хотя механизм бега может быть отработан до автоматизма, нужно будет постояннонаходится в активном внимании, чтобы не оступиться и не упасть. Приведу ещё итретий пример. Если человек много раз ходил куда-то одной и той же дорогойднём, то он хорошо её выучил, для того чтобы идти по ней не смотря себе подноги, а наоборот по сторонам. Но если ему случается попасть на эту дорогу неднём, а ночью, привычное представление на основе субъективного отражения здесьне может помочь, поэтому приходиться двигаться на ощупь, но, обязательноприпоминая, как выглядит участок дороги, в котором он сейчас возможнонаходится, днём.
Во всех вышеприведённых ситуаций психика играет одну и ту же роль – факторадекватного поведения, принятия решения или действия. Пока какая-либо ситуацияне перешла в разряд обыденных и стереотипных, она требует психической обработки,сознательного понимания её и нахождение верного решения. Как только научениедошло до необходимого уровня (у каждого он свой) ситуация уже может выполнятьсяавтоматически, и так до очередного изменения параметров ситуации. Конечно еслиситуация изменилась не намного, то учитывается опыт прошлой приблизительно похожейситуации, но осуществляется > к новым условиям, психика перестраивает действия так,как они ей кажутся наиболее адекватными в данном случае. Надо не забытьупомянуть об очень ключевом аспекте, >к имеющейся ситуации должна быть осуществлена или в начала запуска действияили по ходу выполнения, в любом случае перед завершением действия её ужебессмысленно выполнять.
Списокиспользованной литературы.
1) Гальперин П. Я. Введение вобщую психологию. М. 1999.
2) РубинштейнЛ. С. Основы общей психологии. С. –Петербург. 1998.
3) ГиппенрейтерЮ. Б. Введение в общую психологию. М. 1998.
4) Словарьпрактического психолога. Сост. С.Ю. Головин. Минск. 1997.
5) АртурШопенгауэр. Афоризмы для усвоения житейской мудрости. Минск 1998.
6) ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология. М. 1996.