Реферат по предмету "Психология"


Внушение. Гипноз

Московский городскойпсихолого-педагогический университет
Факультет социальной психологии
Курсовая работа
на тему «Внушение. Гипноз»
Выполнил студент группы Со-3.4
Маеров Антон Павлович
Научный руководитель, кандидат биологических наук,доцент
Маринова Татьяна Юрьевна
Москва, 2010г.

Оглавление
ВведениеГлава 1. Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза
1.1 История гипноза
1.2 Природа гипноза
Глава 2. Эксперимент
2.1 Введение человека вгипноз
Выводы
Заключение
Библиография

Введение
Тывсматриваешься в туман и поэтому можешь внушить себе,
 чтоцель уже близка. Но туман рассеивается,
 ацель еще не видна.
Л.Витгенштейн.
Работаянад данной темой, мне хотелось исследовать природу внушения, природу гипноза.Специфичность гипнотического состояния, феномены гипноза, отличия гипноза отсна и бодрствования, внушаемость, проблема изменчивости внушаемости, историягипноза и т.д.
Часторассказывают, что с помощью внушения и гипноза знающий человек может взятьвзаймы денег в банке, соблазнить любую понравившуюся девушку, расплатиться заобед в ресторане фантиками от конфет, настроить на провальное поражение сборнуюАнглии на предстоящем чемпионате мира по футболу. Эти слухи сильнопреувеличены, но некоторые основания для них есть.  Гипноз — реальносуществующий феномен, давно признанный и используемый официальной медициной.Гипноз — состояние измененного сознания, или транса, в которое человек — субъект, вводится другим человеком — гипнотизером при помощи внушения. Этосостояние, в котором сознание субъекта как бы временно отключается, исчезаютфильтры критического мышления, а команды гипнотизера воздействуют напрямую наподсознание.  Гипнотический транс — измененное состояние сознания с суженнымфокусом внимания. Если в этом фокусе оказываются слова гипнотизера, сознаниеотносится к ним как к собственным продуманным решениям. Если гипнотизера нет,то в этом состоянии транса активизируется воображение и возникающие образывоспринимаются как реальность. На основе многочисленных опытов, наблюдений иисследований развилось представление о гипнозе как о своеобразном видоизмененииобычного естественного сна. Можно представить гипноз, как частичный сон, прикотором среди моря залитых торможением спящих нервных клеток мозга остаетсянебольшой островок клеток бодрствующих, возбужденных, настроенных на восприятиеопределенного раздражителя. Такой вид сна создаётся особыми искусственнымиусловиями. Большую роль при наступлении гипнотического состояния играютсловесное внушение и ряд физических раздражителей, способствующих погружениючеловека в гипнотическое состояние. Слабые физические раздражители, например,поглаживание, тихий шепот, ритмичное, легкое постукивание могут способствоватьбыстроте усыпления, а иногда и вызывать гипнотический сон без всякогословесного внушения. Погружению в гипнотический транс способствуют так же:неподвижное состояние гипнотизируемого, однообразие и монотонность, специальнаямузыка, шум прибоя, прислушивание к дыханью и биению сердца, сосредоточение накаком-либо неподвижном предмете, и самым важным фактором для попадания вгипнотический транс является доверие и ожидание этого состояния. Гипнотизердолжен добиться непререкаемого авторитета в глазах гипнотизируемого, и этоможет быть как авторитет, основанный на вере в то, что гипнотизер способенпомочь, так и авторитет, основанный на страхе. Например, клиенты цыганок — этоте люди, кто в глубине души верит в их способности наводить порчу или пророчитьсудьбу.  Обобщая, под гипнозом можно понимать любое внушение, таким образом,гипнозом владеет любой человек, и свои навыки гипноза можно развивать.Сознательно или нет, но любой человек влияет на окружающих и сам подвержен ихвлиянию. Каждый продавец, адвокат, политик, артист, каждые по-своему используют«гипноз». Мне кажется, что мир, в какой-то степени, представляетсобой цирк, где соперничающие группы гипнотизеров пытаются гипнотизировать другдруга.  И тут возникает вопрос об одном из самых эффективных видов гипноза, прикотором сам человек может себе что-то внушить. Зачем же нужен этот самогипноз? Во-первых, транс – это самый эффективный, помимо сна, способ отдыха. Еслинаучиться входить в это состояние сознательно, можно отдыхать даже в самыхнеприспособленных для этого местах. По одной из теорий, потребность в трансахотносится к одной из основных жизненных потребностей человека. Сам того неосознавая, человек живет от одного позитивного транса до другого. Такиесостояния человек запоминает как незабываемые мгновения своей жизни, насыщенныеположительными эмоциями и описываемые впоследствии как мгновения счастья.Однажды, случайно, оказавшись в таком счастливом трансе, человек в дальнейшемстремится, сознательно или неосознанно повторить подобные состояния еще развсеми доступными средствами. В худшем варианте «полет души» могутобеспечить алкоголь, наркотики, неконтролируемое поведение.
Многие видыспорта можно назвать естественным трансом в движении. Спортсмены используютподобное состояние для улучшения результатов. Например, бегун смотрит на спинувпереди бегущего и представляет, что связан с ним канатом, и поэтому не отстаетни на сантиметр.
Самогипнозпомогает принять решение, а затем его придерживаться. Например, никогда большене пить алкоголь. В обычном состоянии такое решение тоже можно принять, нопомимо этого мозг запомнит массу аргументов, условий, страхов, оговорок исомнений.  Гипнотерапия хорошо действует для лечения различныхпсихосоматических заболеваний, снятия тревоги и фобий, преодолениязастенчивости и страха публичных выступлений, лечения бессоницы и нарушенийсна,  улучшения памяти и концентрации внимания, улучшения спортивныхпоказателей.  Гипнотические внушения так же применяются в боевых частях,религиозных сектах, агитации, пропаганде, рекламе. Вот один из примеровмногочисленных способов внушения, используемых в СМИ: достаточно в текстдобавить фразу «современная наука доказала...», и доверие человека ктексту существенно повышается. В информационной среде в причудливых сочетаниях,различных и многообразных формах переплетены адекватная и иллюзорнаяреальности. Одним из источников неадекватности информационной среды обществаявляется объективная сложность самого мира, процесса его познания, ошибки изаблуждения людей, познающих его. Подобная проблема является предметом анализаво многих исследованиях гуманитарных и естественных наук. В другую группуисточников можно объединить действия тех людей, которые, преследуя собственныецели, искажают информацию. Они используют различные способыинформационно-психологического воздействия на других без учета их интересов, азачастую, просто вводя в заблуждение, действуя вразрез с их интересами и наносяим ущерб. Если рассматривать гипноз как особое состояние, которое всегда включаетглубокий транс, то такой вещи как гипноз не существует. Если же под гипнозомпонимать всё, что изменяет наше восприятие и сознание, то увидим, чтогипнотические явления встречаются везде вокруг нас.
Актуальность работы обусловлена изучением механизмов и результатов воздействиявнушения и гипноза на индивида и общество. Вопросами в специфике внушающеговоздействия индивида на коллектив и аналогичного влияния коллектива наличность, а так же межличностного внушения и гипноза. Изучение данного вопросанам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействияна ее потребности и желания.
Теоретическая значимость работы состоит в оптимизации и упорядочивании существующейнаучно-методологической базы по исследуемой проблематике. Исследование вноситвклад в изучение характера воздействия внушения и гипноза, и на этой основе,могут быть скорректированы новые подходы для изучения этой области.
Практическаязначимость работы имеет значение для развитиятеории психологии. Полученные материалы могут быть использованы при разработкеи создании последующих работ в данной области.
Объектомисследования является влияние начеловека внушения или гипноза и их эффективность.
Предметомисследования является воздействиевнушения и гипноза на психику и поведение человека, рассмотрение внушаемости игипноза с исторической и современной точек зрения, рассмотрение внушаемости игипноза с психологической точки зрения.
Цель работы – изучение влияния внушения и гипноза на человека.
Задачиисследования:
— обзор и анализ литературных источников по вопросам внушения игипнозу.
— теоретически проанализироватьпсихологические аспекты внушения и гипноза.
— выявить значение внушения и гипноза,обусловливающее возможность его использования в качестве фактора воздействия.
— определение методов и методик исследования подверженности человека внушению игипнозу.
— найти причины воздействия внушения игипноза.
— проведение эксперимента.
Гипотеза: внушение и гипноз оказывают воздействие на сознательный ибессознательный уровень психической деятельности человека.
Объем и структура курсовой работы состоит из введения, трёх глав основной части,выводов, заключения, библиографии.
гипнозвнушение человек психологический воздействие

Глава 1.Теоретический анализ воздействия внушения и гипноза
1.1 Историягипноза
Всякийзнает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одноутешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно…действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или нежелающего знать силы внушения.
В.Бехтерев.
Использованиетаких удивительных и еще недостаточно изученных состояний психики человека, каквнушаемость или гипноз, уходит своими корнями в доисторическое прошлое.Внушение в бодрствующем состоянии или особенно в состоянии гипноза применялижрецы и шаманы, вожди и полководцы, целители и мистификаторы. В одном издревних египетских источников о способах врачевания — содержится описание 900прописей целительных трав и снадобий, но самым примечательным является началопапируса, звучащее примерно так: «Слова следует произносить четко и произноситьчасто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членам, для тогочтобы уничтожить поразившие их страдания..."». Во всем тексте папирусапроводится мысль о необходимости сопровождать принятие каждого лечебногосредства обращением к богам и духам. Заклинания благотворны в сопровождениилекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний. Использовалидревние жрецы внушение и в состоянии гипноза. В греческом храме, посвященномбогу-врачевателю Асклепию, имелось даже специальное помещение — абатон, гдепаломники, пройдя предварительные сложные процедуры богослужения, погружались вискусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Характерно, что настенах храма, составленных из огромных каменных плит, были вырезаны надписи сподробным описанием чудесных исцелений, свершившихся в храме. Этот прием,усиливающий суггестию, применяют и в наши дни многие психотерапевты. Одним изнаиболее искусных древних психотерапевтов, можно назвать Иисуса Христа.Удивительно, но и сам Иисус понимает силу внушения и самовнушения. Он говоритлюдям, идущим к нему за исцелением такие слова: «По вере вашей да будет вам».Широко распространено внушение и самовнушение в странах Востока и особенно вИндии. Можно услышать о том, как йог Харид посредством самовнушения погрузилсебя в состояние, близкое к анабиозу, и пробыл в таком состоянии в деревянномящике без пищи и воды в течение 40 дней.
Велика вИндии вера в могущественную чудотворную силу заклинаний. В тайной книгебрахманов «Атхарваведы» собраны заклинания. При этом брахман раскачивается втакт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев целебногорастения, заклинание оказывает исцеляющее воздействие, если произносится 70раз. Царь Пирр и император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальцаправой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки.Таким образом, стихийно было накоплено множество психотерапевтических приемов,но проблема заключалась в их научной интерпретации. Учение о гипнозе неразрывносвязано с именем венского врача Франца Антона Месмера. Он был один изобразованнейших людей своего времени, имел три диплома: доктора медицины, праваи философии. Месмер музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом и был дружен сего отцом, Леопольдом Моцартом. Редко, в свободное от науки и музыки время,Месмер практиковал как врач, используя в качестве лечебного средства магнит,введенный в практику Парацельсом. Месмер неожиданно для себя обнаружилинтересный лечебный эффект, что выздоровление у определенной категории больныхнаступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своейрукой. Из этого он делаетвывод о том, что целебная сила заключается не в магните,как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Собственное открытие ставитМесмера в тупик, но как добросовестный ученый он стал искать этому явлениюобъяснение.
Врезультате чего, он создал теорию, сущность которой сводилась к тому, что всявселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией — магнетическим флюидом,и отдельные, особо одаренные личности, к ним Месмер причислял и себя, обладаютспособностью накапливать в себе магнетические флюиды, а затем непосредственноили через специальные приспособления передавать их другим людям. Для лечениябольных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками,в крышке каждого чана были сделаны отверстия, из которых наружу выходилиподвижные железные стержни. Больные располагались вокруг чанов, брались застержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. А сам Месмер выходил влиловой одежде и намагничивал чаны, прикасаясь к ним хрустальным жезлом. Вовремя сеанса играла нежная музыка, больные доводили себя до состояния кризиса,во время которого плакали, кричали, корчились в судорогах, потом их переносилив специальный зал, где они засыпали, а очнувшись от сна, чувствовали себяосвобожденными от страданий.
Месмеранельзя назвать шарлатаном, он был глубоко уверен в правильности своей теории,которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, чтосуществование флюида так же реально и материально, как, например, действиеметаллического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животныймагнетизм» сильно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, чтокроме флюидов на больного воздействуют еще какие-то силы. Отсюда все этиритуалы с камзолом, музыкой и жезлом. Не следует забывать, что в 18 веке, векеэнциклопедистов, процветало суеверие, вера в колдовство и в то время ещесжигали колдуний на кострах. В 1774 г. месмеровская теория «магнетическихфлюидов» рассматривалась на заседании Французской академии и Королевскогомедицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, какЛавуазье, Франклин, Жюсье, Байли. Приговор комиссии экспертов был суров икатегоричен, а «Животный магнетизм» осужден. Целебное действие, а его отрицатьбыло невозможно, приписывалось не флюидам, существование которых ставилось подсомнение, а воображению. Воображение без магнетизма вызывает конвульсии,говорилось в заключении, а магнетизм без воображения не вызывает ничего.Осуждена была не только теория Месмера, но и сам его метод лечения, который, помнению академиков, отрицательно влияет на нравственные устои общества. В 1776г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика изаручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты.
На научныйОлимп начинает оказываться давление, но Академия остается непреклонной в своемрешении. Во время французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где иумер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, позже даливсходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала методлечения гипнозом научно обоснованным, то есть одобрила, по существу, то, чтосто лет назад решительно отвергла. В 1818 г. поклонник Месмера Шостенье деПьюисегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадиюгипноза — сомнамбулизм. Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациентпогружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но ипод воздействием слова или приказа. Выходит, что флюиды здесь не при чем, аглавный действующий фактор – внушение. Однако началом научного изучения гипнозаследует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда.Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена,внука знаменитого баснописца, Брейд обратил внимание на то, что подопытный,впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой ивообще напоминает спящего человека.
Брейдрешает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свойоригинальный подход. Он предлагает пациенту фиксировать взор на каком-нибудьпредмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна.Результаты опытов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минутобщей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейдназвал гипнозом. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге«Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз, как особый вид сна, наступающий врезультате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц изамедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовалгипотезу о моноидеизме, о состоянии охваченности одной единственной мыслью. Этосостояние, он полагал, возникает у загипнотизированного в результатесосредоточения взора и мысли на одном предмете. Теоретическое объяснениеБрейдом гипноза в наше время представляется наивным, но практическиенаблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности. Брейд одним из первыхотметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации, «гипнабельность»,неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояниянервной системы пациента. Он обратил внимание, что глубина гипноза у различныхлюдей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того жесеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовалэтот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков. Но главнойзаслугой является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явлениеземное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.
Послесмерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, воФранции образовались два центра по изучению гипноза: первый во главе с всемирноизвестным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко, а второй в Нанси воглаве с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Бернгеймом.Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, чтоШарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии. Так,французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизмадотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого непроисходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка.В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президентуФранцузского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этихявлений, в ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученныеБюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая вкомиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. Вту пору его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. Итот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально на глазахисчезали или, наоборот, проявлялись, привели ученого к выводу о том, что гипнозявляется не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом. Шаркоразработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полузатененныйзал, вдруг раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркийсвет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубиныгипноза: каталепсию, летаргию и сомнамбулизм. Но главной заслугой Шаркоявляется, пожалуй, то, что он привлек к гипнозу внимание мировой научнойобщественности. Под его влиянием изучением гипноза занимались видные ученые иневрологи Парижа.
Представителинансийской школы считали, что гипноз — это психологический феномен, связанный свнушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемыйподдается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточнойкритики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев, чтогипноза нет, есть только внушение. И в то же время они категорически отрицалиболезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школамигипнологов развернулась длительная и острая научная дискуссия. В конечном итогена первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся вПариже в 1889 г., нансийцы одержали победу. Следует отметить, что ошибок неизбежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией,ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм отождествляя понятиягипноз и внушение, отрицали самостоятельность гипноза и существование его внесферы вербального воздействия. С современных позиций следует признать, что,хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, но это отличающиеся друг от друга явленияхотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но иживотных, в то время как восприятие словесного внушения присуще толькочеловеку. Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 19 веке занималисьисключительно в Англии и Франции. Большой вклад в исследование гипноза внесшведский психотерапевт Отто Веттерстранд, опубликовавший книгу «Гипнотизм и егоприменение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозомсоматических заболеваний, болезни сердца, желудка, астмы, и впервые ставитвопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.
Немалуюроль в развитии учения о гипнозе сыграли и труды немецких врачей Левенфельда иМолля. Одновременно с работами Шарко и Бернгейма, професеор физиологииХарьковского университета Даншевский в многочисленных экспериментах показалвозможности гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследовании насамых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях,тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах,омарах и каракатицах, рыбах и птицах. А в 1891 г. выступил с докладом на 4съезде Обшества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единствоприроды гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар понансийской школе. На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемыгипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстныйсторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе чтосмешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храманауки, что это подкидыш, воспитанный невеждами, можно только сказать, чтоневежды его достаточно понянчили и захватали руками. Прошло больше ста лет, ноэти слова актуальны и сейчас. В начале 80-х гг. 19 века Токарский впервые началчитать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультетеМосковского университета. Известно о благосклонном отношении Токарского кнародным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого икосвенного внушения в лечебных целях. В 70—80-х гг. в селе Нахабино священникСергий Пермский исцелял хронических алкоголиков. Он брал с них «зарок» не питьспиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию, в проповеди,предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновьначавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех.
Такимобразом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников».Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл ВладимирМихайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семьестанового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическуюакадемию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному,похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, ноБехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедитьего, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности иработоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателемакадемии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии,участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторовстуденческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-зачего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы,ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен вдолжности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский,ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 годаБехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется заграницу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получаетофициальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занятькафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характерученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать вКазани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистентакафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.
Всетребования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется вСальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатокамозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активнымпоборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтеревназначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинскойакадемии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличнымклиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом,относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотическийбум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России ксередине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета обосторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которомуприбегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательнов присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этихограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом.Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложиливыступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, апозже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его рольв общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этойкниге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такиепонятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит всферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваиваетсянами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашегоЯ. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психическихсостояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воливоспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз,по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванныйвидоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт сгипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, всилу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.
Внушениямогут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. Команда действует нетолько силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известнойидеи. Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенноневольному и безотчетному подражанию. Сначала идеологическая обработка, потомстроевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ и солдат идётисполнять его. Таков механизм поведения солдат на войне. Внушение, действуетпутем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей,чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь влогике. Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другоголица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики. Пути передачипсихического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны,чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому внушение представляетсобой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор,нежели убеждение.
Внушение,обычно, сочетается с взаимовнушением и самовнушением, которые могут привести кпсихическим эпидемиям. Их характер определяется господствующими в данный периодвоззрениями. Так, для 16 века были характерны «эпидемии» колдовства, для17 века– бесноватость и одержимость, для 19 века — мании величия и преследования. Вовремена Бехтерева верили в спиритов, в духов, не утихала деятельностьмистификаторов и шарлатанов. Внушенные идеи Бехтерев называл «психическимимикробами». Он говорил, что не подлежит сомнению, что психический микроб визвестных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб,побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению,возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гоненияновых эпидемически распространяющихся учений. Всю свою сознательную иплодотворную жизнь ученый способствовал внедрению в практику медициныгипносуггестивной терапии. И когда в декабре 1927 году Бехтереву, в ту порупризнанному лидеру отечественной невропатологии и психиатрии, предложиливыступить на 1 Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, он сделал докладо коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом. Триадаусловий, определяющих сущность и эффективность этого метода лечения, триадаБехтерева, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она включает:разъяснительную беседу рационального плана; внушение в гипнозе; обучениеучастников группы формулам самовнушения. Этот доклад Бехтерев сделал за 30 ч досмерти.
Историяотечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именамиДанилевского, Токарского, Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетическойпсихотерапии внес Мясишев, активизирующей терапии — Консторум,психосоматической терапии — Платонов, эмоционально-стрессовой терапии — Рожнов.За каждым из этих имен стоят десятки учеников. Отечественная психотерапиянемыслима и без таких имен, как Рыбаков, Хорошко, Подъяпольский, Яроцкий,Лазурских, Нарбут, Неткачев, Гиляровский, Кутании, Стрельчук и многие другие.История отечественной психотерапии по существу является историей развитияучения о гипнозе и внушении. Недирективные методы психотерапии, в том числе ипсихоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале 20века, были осуждены как метафизические, чуждые материалистическомумировоззрению, и на них было наложено табу. Следует отметить, что сам Фрейд сыгралотрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что иортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу. Фрейд сначалаинтересовался гипнозом и ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, нопотом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме.
В 1910 годус кафедры Кларковского университета в Америке он говорил, что вскоре гипнозстал для него неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство.Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление ивытеснение и получите действительно правильное представление о патогенномпроцессе. Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитетФрейда сыграли в этом свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странахЗапада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождатьсяснова. Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 году гипноз былполностью реабилитирован в Англии.
В 1958 годуАмериканская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию.В 1955 году во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которойгипнозу, посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 году, после 65-летнегоперерыва, в Париже состоялся 3 Международный конгресс по гипнозу. Это незначит, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение игипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближениюдирективных и недирективных методов психотерапии.
1.2 Природагипноза
…самоемогущественное внушение добра есть пример доброй жизни. Л. Толстой.
Гипнозтакой, каким он практикуется, на деле относится к взаимодействию между двумялюдьми, один из которых определяется как гипнотизер, другой же — как субъект. Вслучае группового гипноза возможно, конечно, большее число субъектов. Гипнотизердает гипнотические инструкции, а субъект на них отзывается.
Гипнозявляется сложным феноменом, объединяющим ряд физиологических процессов. Онпредполагает селективное внимание: такое, при котором субъект сфокусирован наограниченном числе раздражителей — как правило, внутреннего происхождения,таких как ощущения и воображение. Он предполагает релаксацию: почти внезависимости от клинических задач субъект (пока он не начнет переживать, скажем,какую-нибудь развивающуюся фантазию) расслаблен как душевно, так и телесно.Гипноз также подключает состояние ожидания и его воздействие на переживание иреагирование субъекта: другими словами, он создает условия, в которых субъектожидает от себя особенных ощущений, мыслей и реакций, и формированиегипнотизером в сознании субъекта такого ожидания повышает возможнуюэффективность суггестии. Гипнотическому переживанию очень часто сопутствуетвоображение: субъект поглощен представлением какой-либо сцены обычно подуправлением гипнотизера. В общем и целом между гипнотизером и субъектомустанавливается прочная связь; кроме того, гипноз, несомненно, подразумеваетопределенную податливость или подчиненность со стороны субъекта: последний,соответственно, мотивирован к подчинению пожеланиям гипнотизера, и егоповедение частично может объясняться этими моментами. Например, гипнотизерможет внушить, что рука субъекта настолько невесома, что будет непроизвольноплавать в воздухе (суггестия поднятия руки). Субъект, однако, способен поднятьруку потому, что ему будет трудно ослушаться инструкции гипнотизера. Возможноподключение ролевой игры, когда субъект ведет себя в соответствии ссобственными представлениями о поведении лица, находящегося под гипнозом.
Наконец, мыдолжны обратиться к понятию атрибуции: чему именно приписывает свои переживаниясубъект? Говорит ли он: «Да, я чувствовал себя под гипнозом, потому чтосильно расслабился и глубоко погрузился в свои фантазии», или же онзаявляет: «Нет, я не чувствовал себя загипнотизированным, так как сильнорасслабился и глубоко погрузился в свои фантазии»? Атрибуции гипнотизератоже имеют фактическое отношение к делу. Чем, с точки зрения гипнотизера,вызвано поведение и предъявленные переживания субъекта: состоянием гипноза илиже просто выраженной релаксацией, или состоянием подчиненности, и так далее? Всамом деле: некоторые из процессов, упомянутых выше, могут также относиться кповедению гипнотизера, например, ролевая игра и ожидание.    Отвечая на вопрос«Что такое гипноз?», если мы остановимся на сказанном, то читательможет справедливо заключить, что «гипноз» не является по праву особымсостоянием сознания, но есть лишь простое название для взаимоотношений междудвумя людьми, отличающихся определенной комбинацией вышеупомянутыхпсихологических феноменов.
Существуютвлиятельные теории гипноза, которые в большей или меньшей степени подтверждаютподобный вывод и каждая из них делает акцент на одной из составляющих,представленных выше. Например, феномен гипноза может объяснятьсяпреимущественно явлениями релаксации, проигрыванием ролей, подчинением,воображением и различными сочетаниями указанного. Подробное обсуждение этихтеорий здесь не планируется, однако мы можем отметить, что все они в целомотносятся к «теориям не-состояния» в отличие от «теорийсостояния», которые исходят из измененного состояния сознания.Затронутость или незатронутость состояния сознания является предметом наиболеестойких и горячо обсуждаемых разногласий в современном экспериментальномгипнозе.
 
 

Глава 2. Эксперимент
 
Введение человека в гипноз
Испытуемый- мужчина 19лет, студент 3 курса МГППУ. Испытуемый был подобран в связи с тем, что внушениюи гипнозу подвержены наиболее эмоциональные люди. Я знал, что испытуемыйдостаточно эмоционален, поэтому выбрал его.
Целью являлось ввестииспытуемого в состояние гипноза и дать постгипнотическое внушение. Выяснитуровень подверженности гипнозу у испытуемого.
Гипотеза, чтоиспытуемый подвержен гипнозу.
Задача заключалась втом, чтобы вызвать доверие, снять фильтр сознания, ввести человека в состояниегипноза, дать постгипнотическое внушение, вывести испытуемого из состояниягипноза.
Процесс: Первым этапомнужно было снять психомышечный зажим. Это делается дляувеличения чувствительности. При правильном подходе порог внушаемостиуменьшается. Цель этой комбинации добитьсямаксимального расслабления мышц. Как правило,до того как приступить к выполнению этого упражнения нужно принятьудобнуюпозу, закрыть глаза. Затем конкретно, по частям, производится расслабление телас направлением внимания на те части тела, которые расслабляются. При этом нужнопрочувствовать то, о чем проговаривалось.
Проговариваемиспытуемому.
   Внимание переходитна руки
   Расслабляются пальцыи кисти рук
   Расслабляютсяпредплечья
   Расслабляются плечи
   Мои рукирасслабляются
   Мое вниманиепереходит на лицо
   Мышцы лицарасслабляются еще сильнее
   Мое вниманиепереходит на ноги
   Расслабляются пальцыног и голеностопы
   Расслабляютсяикроножные мышцы
   Расслабляются мышцыбедра
   Мои ноги расслаблены
   Мое вниманиепереходит на лицо
   Лицо полностьюрасслаблено
   Мое вниманиепереходит на туловище
   Расслабляются мышцыгруди
   Дыхание спокойное илегкое
   Сердце работаетхорошо и ритмично
   Расслабляются мышцыживота
   Расслабляются мышцыспины
   Все мое туловищерасслабляется
   Я полностьюрасслабляюсь
   Я расслаблен
Проводится проверка:
Потряхивая кистьюнесколько раз, отпускать ее, чтобы она упала на колени или бедро внушаемого,затем упустить кисть в очередной раз, но нарочно мимо колен, так чтобы онаповисла: если внушаемый не расслабился, то его рука не упадет безвольно, аостанется на весу или слишком медленно опустится, значит нужно дальшепродолжить расслабление.
Переходим ко второмуэтапу.
Снятие фильтрасознания, вызывание доверия. Необходимо заставить испытуемого с обострениемчувствовать, отвлечь внимание его сознания, перевести внимание сознания вобласть ощущений.
   1. Испытуемому нужнопоставить ноги вместе, глаза закрыть, максимально расслабиться.
   2. С обеих сторонсзади я подношу к его голове в области ушей свои руки на расстояние 5-10 см.Волевым усилием вызываю из кончиков пальцев и ладоней поток тепла до ощущенияпокалывания в ладонях.
   3. Даю установкуиспытуемому: «Сосредоточьте свое внимание на ощущениях в областиголовы».
   4. Спрашиваю, что онощущает. Ответ: «Ощущение тепла».
Говорю: «Сейчасощущение  тепла  усилится». 
Переношу  ладонь  ко лбу  партнера. Чувствительность лба выше, поэтому он сразу почувствует усилениетепла, то есть получит подкрепление слов действием. Это ответственнейший моментпроникновения в подсознание. Нужно следить внимательнейшим образом за партнероми подкреплять его ощущения словами. Вся сила — в подкреплении слов действием!Таким образом, закрепляется вера на бессознательном уровне (в подсознании). Помере подкрепления слов действием снижается порог внушаемости.
Третий этап. Введение в гипноз.
Я говорю испытуемому:
   — Через несколькоминут вы погрузитесь в сон и будете слышать только мой голос
   — Ваши векитяжелеют
   — Вам трудносопротивляться желанию спать
   — Желание спатьнарастает
   — Веки тяжелеют всебольше и больше
   — Вы не можетесопротивляться все нарастающему желанию спать.
   — Сейчас я досчитаюдо десяти, и вы заснете
   — Один. Векитяжелеют. Сонливость нарастает.
   — Два. Вы будетеспать и слышать мой голос.
   — Три. Желаниеспать усиливается.
   — Четыре. Вырасслабляетесь. Сонливость нарастает.
   — Пять. Векитяжелые, мышцы расслаблены.
   — Шесть. Вызасыпаете, засыпаете, засыпаете.
   — Семь. Сонливостьнарастает все сильнее.
   — Восемь. Вы неможете сопротивляться желанию спать
   — Девять. Вызасыпаете. Засыпаете. Засыпаете.
   — Десять. Вы спите.
Постгипнотическоевнушение.
Испытуемый спит. Даюпостгипнотическую установку:
— Через минуту послетого как я Вас разбужу у Вас появиться сильнейшее желание попрыгать на однойноге.
Вывод из состояниягипнотического сна.
Выводить из состояниягипнотического, сна следует не спеша.
Даю установку:
«Через минуту явыведу Вас из гипнотического сна. Сейчас я сосчитаю до трех. На цифре»три" Вы проснетесь. «Раз» — освобождаются от
сковывающего действияруки. «Два» освобождаются ноги и все тело. «Три» – выпроснулись, откройте глаза! Настроение и самочувствие очень хорошее, ничто немешает, побеспокоит. Вы очень хорошо отдохнули. Вам приятно и спокойно".
Осложнений нет, на этомможно закончить «выход».
Заключениеэксперимента.
Испытуемый вошёл всостояние гипноза. Испытуемый подвержен гипнозу. Постгипнотическую установкуиспытуемый не выполнил.
 
 

Вывод
 
Резюмируя, можно ещё раз сказать, чтогипноз – это временное состояние сознания, характеризующееся сужением егообъёма и резкой фокусировкой на содержании внушения, что связано с изменениемфункции индивидуального контроля, самосознания. Состояние гипноза наступает врезультате специальных, особых воздействий гипнотизёра или целенаправленногосамовнушения. В общем смысле гипноз это социально-медицинское понятие окомплексе методик целенаправленного словесно-звукового воздействия на психику человека через заторможенное определённым способом сознание, приводящее к бессознательному выполнению различных команди реакций, находящегося при этом в искусственно вызванном состояниизаторможенности организма в особенном сне.
По самой своей природе гипноз состоит из массивныхпсихотерапевтических взаимоотношений, в которых сочетаются психологические ифизиологические факторы. Он также является приемом, позволяющим в относительноизолированном виде выявить межличностные отношения. Принимая во внимание всеметодологические трудности изучения психологии отношений, можно оцениватьгипнотическую технику как наиболее адекватный способ подобных исследований.Гипнотерапия, примененная с достаточным основанием, может быть включена впсихотерапевтический арсенал.
 
 

Заключение
Закончив эту работу, я прекрасно понимаю, что далеконе полно раскрыл данную тему. Возможно мне не удалось дать исчерпывающуютрактовку всех изучаемых аспектов, я был вынужден оставить в стороне рядвопросов, в частности, значительные экспериментальные работы, посвященныефизиологии и психологии, гипнотическим феноменам. Тем не менее я надеюсь, чтомне удалось достаточно убедительно рассказать, вопреки многим, кто думаетиначе, что гипноз не является законченной проблемой. Это не значит, будто япопытался связать одно из направлений психиатрии с теми методологическимиисточниками, с которыми она якобы должна была радикально порвать уже в началевека. Я лишь старался показать в исторической перспективе славные вехи гипноза,источника современной психотерапии. В настоящее время мы не располагаем полнойи исчерпывающей теоретической базой гипноза.
Нейрофизиологические исследования до сих пор не далиполного объяснения его механизма. Другие различные исследования, хотя они иоткрыли новый, богатый перспективами путь, также не дали окончательного ответа.Тем не менее, я считаю, стоит рассматривать гипноз как факт, заслуживающийсерьезных научных исследований и признать его большую ценность. Интересно, чтоименно школа материалистического мышления признала феномен, который долгоевремя страдал от предубеждения и предрассудка, приписывающего ему чистомистический характер.
Теории экспериментальной психологии так же не далинам ответов к пониманию гипноза. Говоря о психоаналитических объясненияхгипноза, то они претерпели ту же эволюцию, что и психоаналитическая теория вцелом. Сперва выделялось значение сексуальных отношений, характерных дляпериода эдипова комплекса, позже принимались во внимание предгенитальная стадияразвития либидо и психология «я», наконец, акцент был поставлен на ролиагрессивных тенденций в динамике гипнотических отношений. Все эти объясненияоткрыли новые перспективы, однако не вскрыли специфическую природугипнотического состояния.
Можно сказать, что указанные факторы действуют вовсех психотерапевтических отношениях и если психоанализ не объясняетокончательно природу гипноза, то, освещая психодинамику функции отношения, хотябы позволяет лучше понять этот главный аспект гипноза, а следовательно, лучшепонять и разумнее использовать его терапевтическое действие. И если теории,относящиеся к экспериментальной психологии, обнаруживают суперструктуры, топсихоаналитические теории освещают интраструктуры. Остается найти специфическийэлемент гипноза. Возможно, что психологические элементы феноменологии гипнозане представляют собой ничего специфического, что могло бы отличить их отфеноменов других психологических состояний, будь они нормальными илипатологическими.
Собственно гипнозу присущ психофизиологическийконтекст, в котором протекают психологические процессы. Именно этот особыйпсихофизиологический контекст и придает гипнозу его специфический характер.Видимо, для освещения гипноза мы должны прибегнуть к многоотраслевымисследованиям. Подобные исследования принесут существенную пользу, еслисчитать, что гипноз — подход к пониманию психических заболеваний. Стоитнапомнить, что в настоящее время психические заболевания и рак представляют двеосновные проблемы, стоящие перед исследователями.
Следовательно выходит, что необходимо очень точноопределить область изучения и пересмотреть имеющиеся концепции. Гипноз создаетспецифическое поле взаимодействия физических и психических феноменов, освещая темсамым широкие перспективы для психосоматических исследований. Он также можетблагодаря своей способности экспериментально изменять состояние сознаниясыграть значительную роль в психопатологических исследованиях.
Гипноз, оказавшийся таким плодотворным в прошлом,заслуживает внимания современных исследователей и в наши дни.

Библиография
1.Горин С. А вы пробовали гипноз? – Лань. 1995.
2.Брэг. Р. Гипноз. Самоучитель. – Эсперо. 1992.
3.Васильев Л.Л. Внушение на расстоянии. Заметки физиолога. — Госполитиздат. 1962.
4.Васильев. Л.Л. Экспериментальные исследования мысленного внушения. –Госполитиздат. 1962.
5.Тукаев. Р.Д. Гипноз. – МИА. 1996.
6.Пирогов. А.Г. Гипноз – феноменология повседневности. – Пермь. 2008.
7. БехтеревВ. Гипноз. Внушение. Телепатия. – Мысль. 1994.
8.СпаносН.П. Поведение в гипнозе: когнитивная, социальная, психологическая перспектива.- Psychiatry and Behavior №7. 1982.
9.Китаев Н.Н. Гипноз и преступления. – БГУЭП. 2006.
10.Орлов. В. Гроссмейстер гипноза. – Powerbooks. 2003.
11.Гришин А. С подсознанием на «ты». Практика использования самогипноза. – Путь ксебе №19. 1991.
12.Борта Ю. Беляков А. Всем спать! Или кого вылечит гипноз. – АиФ №3. 2004.
13. ХьюиттВ. Гипноздля начинающих. — www.koob.ru/hewitt/hipnotism
14. Уотерфилд Р. Гипноз. Скрытыеглубины. История открытия и применения. — log-in.ru/books/67306/
15. Гипноз. Парапсихология.- nauka.bible.com.ua/religion/rel3-02.htm
16. Зорин Я.П. Гипнотизм ипсихология общения. — www.log-in.ru/books/67376/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вклад Леона Вальраса в экономическую науку
Реферат Соціологія сім’ї
Реферат ЛфК при заболеваниях дыхательных путей
Реферат Разновидности биполярных транзисторов (БТ)
Реферат 1 Роджер Олссон, журналист и популяризатор науки Охват и методология
Реферат Лингвистические и экстралингвистические аспекты перевода общественно-политической тематики
Реферат Бухгалтерский баланс: назначение, принципы построения, техника составления. На материале организации
Реферат Анализ эффективности проекта строительства коммерческой недвижимости
Реферат ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО (IX- ПОЛОВИНА XII ВВ.)
Реферат Формування, ріст і розвиток мітохондрій в гаметогенезі та ранньому ембріогенезі хребетних.
Реферат Місце і роль освіти у сучасному світі
Реферат The Educated Man Essay Research Paper The
Реферат План изучения родного края в процессе школьного краеведения
Реферат Проблемы европейской валютной интеграции
Реферат Психотропные препараты