Реферат по предмету "Психология"


Влияние игр на развитие самооценки дошкольников

Оглавление
 
Введение
1.1       Психолого-педагогическийподход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшегодошкольного возраста
1.2       Игра как средстворазвития самооценки детей дошкольного возраста
Вывод по I главе
2.1       Исследованиеуровня развития самооценки у детей старшего дошкольного возраста под влияниемигр
2.2       Формированиесамооценки дошкольников в процессе игры
2.3       Оценкаэффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительногоанализа результатов проведенного исследования
Вывод по главе 2
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
Личностью человекне рождается, а становится ею в процессе совместной с другими людьмидеятельности и общении с ними. Совершая те или иные поступки, человек постоянно(но не всегда осознанно) сверяется с тем, что ожидают от него окружающие. Инымисловами он как бы «примеряет» на себя их требования, мнения, чувства.Отталкиваясь от мнения окружающих, человек вырабатывает механизм, с помощьюкоторого происходит регуляция его поведения — самооценку.[4]
Подсамооценкой принято понимать оценку личностью себя, своих качеств и места средидругих людей. Психологические исследования убедительно доказывают, чтоособенности самооценки влияют и на эмоциональное состояние, и на степеньудовлетворенности своей работой, учебой, жизнью, и на отношения с окружающими.Считается, что тот, кто не любит и не уважает себя, редко способен любить иуважать другого, но и чрезмерная любовь к себе тоже может создаватьопределенные проблемы.
Актуальностьформирования самооценки обусловлена тем, что на современном этапе развитиянашего общества возрастает роль общественно значимой активности личности,предполагающей ее высокую сознательность и требовательность как в отношении кдругим людям, так и к самой себе.[25]
Поотношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, преждевсего, развитие у них способности реалистически оценивать собственныевозможности при достижении определенных целей в различных видах деятельности, атакже формирование умения согласовывать свои действия с интересами ипотребностями других людей на основе правильной оценки своих личностныхкачеств, а также — партнеров по общению. Названные особенности психическойрегуляции ребенка-дошкольника являются необходимым условием подготовки его кшкольному обучению, которое, как известно, носит коллективный характер.
Рольсамооценки в формировании личности, приобретении ею социального опыта инахождении своего места в системе общественных отношений анализировалась вцелом ряде исследований. Была обнаружена связь характера самооценки сразличными видами общения и деятельности детей, указаны тенденции ее развития.Результаты исследований позволяют констатировать, что самооценка, являясьнеотъемлемым компонентом потребностно – мотивационной сферы личности,приобретает с возрастом ребенка все большее значение в качестве регулятивногофактора. Как свидетельствует анализ литературы,основное количество работ посвящено изучению самооценки детей школьноговозраста (Л.И. Божович, М.И. Боришевский, М.Л. Гомелаури, А.А. Ершов, Л.М. Запрягалова,Я.С. Коломинский, А.П.Копылова, А.И. Липкина, Л.Г. Подоляк, Б.И. Савонько).[30].
Самооценкадетей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Наиболее ранние работы (Н.Е.Анкудинова, В.А.Горбачева), посвященные самооценке детей этого возраста,обнаруживают ее зависимость от оценочного отношения взрослых врегламентированных правилами видах деятельности.[24]
Вбольшинстве более поздних исследований самооценка ребенка-дошкольникарассматривается в структуре его образа «Я», представляющего собой кконцу старшего дошкольного возраста относительно устойчивое образование (Е.О. Смирнова,Л.П. Почеревина, С.Г. Якобсон).[21], [22]. Появление к концу дошкольноговозраста «собственно осознаваемых» форм самооценки показано в работахРепиной Т.А., Стеркиной Р.Б.[14], [15], [16]. Они раскрыли связь самооценки собщением детей, показали роль результативной деятельности в качестведетерминанты, повышающей уровень осознанности самооценки. Была такжеустановлена зависимость самооценки от типа воздействия воспитателя(Е.А.Архипова).[25]
Анализлитературы показывает, что вопрос о формировании самооценки в игровойдеятельности детей остается еще недостаточно изученным. В частности,экспериментально не исследовалась роль ожидаемой оценки в процессе выборадетьми игровых ролей. Между тем, как указывается в психологической литературе(А.В.Запорожец, Я.З. Неверович) именно благодаря способности ребенка кэмоциональному предвосхищению, предвидению возможного оценочного отношенияокружающих, реализуется важнейшая функция психического — регуляторная.[4].
В то жевремя, как известно, игровая деятельность выступает как реальная практикаотношения к партнеру по игре с точки зрения той или иной роли, которую онвыбирает (Д.Б. Эльконин).[20]. В процессе смены ролей создается возможностьсравнения себя с другими, ребенок может увидеть себя «глазами» другихдетей, пережить их отношение к себе, усвоить оценку ими себя как партнера поигровому общению.
Однако,практика воспитания детей в дошкольных учреждениях свидетельствует о том, чтобогатые потенциальные возможности для развития нравственной самооценки ребенка,существующие в игре, как правило, не реализуются. А именно — без специальногоруководства игровой деятельностью между детьми складываются такие оценочныеотношения, которые не способствуют формированию самооценки ребенка на нравственнойоснове. Так, обычно, одни дети всегда выполняют главные роли и командуютсверстниками, а другие лишь подчиняются, выполняя второстепенные роли,отводимые им постоянными лидерами. Дети — «диктаторы» — чаще всегоподавляют инициативу партнеров, что нередко способствует формированиюнежелательных качеств, как, например, льстивости, пассивности. Такие ведущиепредставляют нежелательный пример поведения для сверстников в группе(Т.А.Репина). В результате этого и возникает, как подчеркивал в своих работахЭ.В. Ильенков, возможность несоответствия между реальной личностью и еесамочувствием – самомнением. На этой основе порождается тенденция к завышенномуили заниженному оцениванию себя как субъекта игровой деятельности.[6].
В связи свышесказанным мы нашли актуальным рассмотрение специфики вопроса взаимосвязиигры и самооценки у детей старшего дошкольного возраста, что и определило темунашего исследования: «Влияние игр на развитие самооценку ребенка».
Объект:дети старшего дошкольного возраста
Предмет:особенности самооценки дошкольников и
условия ееформирования под влиянием оценки игровой группы сверстников.
Цель:обосновать процесс развития адекватной самооценки у детей старшего дошкольноговозраста посредством игры.
Гипотеза:процесс развития адекватной самооценки детей старшего дошкольного возраста будетуспешнее, если реализовать систему игровых занятий, способствующих эффективнойактуализации потенциальных возможностей ребенка при формировании этой сферы личностногостановления.
Всоответствии с целью и гипотезой были выдвинуты следующие задачи исследования:
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адекватнойсамооценки у детей старшего дошкольного возраста в современной науке;
2.Охарактеризовать особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста;
3.Определить уровень самооценки у детей старшего дошкольного возраста;
4.Реализовать систему коррекционных занятий по развитию адекватной самооценки удетей старшего дошкольного возраста.
Реализацияпрограммы настоящего исследования осуществлялась посредством следующих методов:теоретическое осмысление психолого-педагогических исследований в областивозрастной и педагогической психологии; групповой констатирующий, формирующий иконтрольный эксперименты с детьми старшего дошкольного возраста, методыматематической обработки экспериментальных данных.
Исследованиепроводилось на базе МОУ детского сада № 372 комбинированного вида г.Волгограда.

Глава 1.Теоретические основы проблемы исследования влияния игры на развитие самооценкидошкольников
 
1.1 Психолого-педагогическийподход к сущности понятия самооценки и ее особенности у детей старшегодошкольного возраста
Рассматриваяразвитие самооценки в онтогенезе, можно заметить, что новорожденные и младенцыне имеют четких границ своего существа, не понимая, что они — особая, отдельнаяот остального мира его часть. [1].
Младенец незнает, где кончается он сам и начинается другой человек. Он считает именно себяпричиной всех изменений и всякой активности вокруг. Малыш верит, что он, егомысли и поступки управляют миром.
Годовалыйребенок начинает осознавать свою обособленность от других людей и предметов, онначинает понимать, что поведение других людей не зависит от его воли. Тем неменее, малыш уверен, что восприятие других людей такое же, как и у него. В 2-3года дети начинают сравнивать себя с другими, вследствие чего у них постепенноскладывается определенная самооценка.[28]
Присравнении ребенок, как правило, ориентируется на социальные нормы, приемлемые вего окружении. Часто можно слышать, как родители или другие взрослые говорят:'Какой хороший мальчик, он моет руки'. Сравнивая себя с этим ребенком, малышделает вывод о том, к какой категории себя отнести. Положительное самоощущениеразвивается у ребенка тогда, когда взрослые, устанавливая четкие 'границы',поощряют его самостоятельность. В противном случае у ребенка может возникнутьчувство стыда и сомнения в собственных способностях.
Так, умаленького ребенка формируется чувство гордости, чувство стыда, уровеньпритязания. К 4-5 годам многие дети могут правильно оценивать себя, своиличностные качества, достижения и неудачи. Причем, если ранее это, в основном,касалось игры, то теперь переносится и на общение, и на труд, и на учение. Вэтом возрасте уже можно прогнозировать ближайшие перспективы освоения различныхвидов деятельности. Учеными было установлено, что если самооценка ребенка вкаком-либо виде деятельности является неадекватной, то, обычно, задерживается исамосовершенствование в данном виде деятельности. Следует отметить, что ведущуюроль в формировании самооценки дошкольника играют окружающие ребенка взрослые(в первую очередь родители), т.к. ребенок впитывает оценки своих качестввзрослыми.[29]
Самооценкаявляется центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направлениеи уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена вомножество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности ивыступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оцениватьсебя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование егопроисходит в течение всей жизни человека.[5].
В старшемдошкольном возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какоеположение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальныевозможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобызанять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую,важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребеноккак бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к немупедагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. Вусловиях всеобщего школьного обучения это прежде всего проявляется в стремлениидетей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимойдеятельности («В школе — большие, а в детском садике — толькомалыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых,взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.[26]
Появлениетакого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка ивозникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя нетолько как субъекта действия, но и как субъекта в системе человеческихотношений. Если переход к новому социальному положению и новой деятельностисвоевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.Ребенок начинает осознавать свое место среди других людей, у него формируетсявнутренняя социальная позиция и стремление к соответствующей его потребностямновой социальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания,формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху инеудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высокимдостижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятныхпереживаний).[2].
Под словом«самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую всознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к немусамому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие:содержательную — знания и представления о себе (Кто я?) — и оценочную, илисамооценку (Какой я?).
Содержательныйи оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякоесуждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку.Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают иопределенным отношением к себе.
В процессеразвития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествахи возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), нотакже и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видетьокружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотелбыть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важнымпоказателем эмоционального благополучия.
Оценочнаясоставляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам,его самооценку.[22].
Положительнаясамооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности иположительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе.Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативноеотношение к своей личности.
В старшемдошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализироватьсвою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями иоценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возрастастановится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видахдеятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычныхвидах деятельности их самооценка завышенная.
Заниженнаясамооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение вразвитии личности. [11].
Впсихологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценкеуделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций,возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович,И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов. Самооценкаинтерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственноеучастие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристикаличности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самойличности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.
Ведущаяроль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: онахарактеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровняего развития, его личностный аспект, органично включенный в процесссамопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания,вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, спецификапонимания ею самой себя.
В качествеосновных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственнаядеятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, виндивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами.Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способыоценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на другакритериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным иэмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение ксебе как меру удовлетворенности собой.
Вдеятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывномединстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое (И.И. Чеснокова).Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежнообрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью дляличности оцениваемого содержания. [19]. Основу когнитивного компонентасамооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставлениесвоих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованностиэтих величин (Л.И.Корнеева). В раннем возрасте у детей отмечается слабоеразвитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалируетэмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка ксебе, заимствованное из отношения взрослых (М.И.Лисина, 1986).
Вступая вдошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Покаеще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть,как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальныхвозможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемыевзрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.[13].
Развитиеподлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатовсвоей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период детиоценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, начто их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.[27]
Для того чтобынаучиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оцениватьдругих людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходитдалеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяетмнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при оцениваниисебя. («Я хороший, потому что мама так говорит»).
Считаясамооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка,Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценоквзрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новымсодержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самогоребенка. Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такимифеноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет (В.В. Столин); с возникновениемэтических инстанций, обусловливающих произвольность поведения (Л.И.Божович); споявлением представлений о своих возможностях (Х.Хекхаузен). По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямоепринятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственнымзнанием себя. Старшие дошкольники, в основном, верно осознают свои достоинстваи недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имеетогромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоениянорм поведения, следования положительным образцам.[17].
К концудошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентовнесколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развитиякогнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка ксебе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.
С возрастомребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себерасширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными,усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностноеотношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретаетстабильность.
1.2 Игра каксредство развития самооценки детей дошкольного возраста
Перспективы обогащения функциональной характеристики самооценкикак регулятивного фактора отношений раскрываются в процессе игровойдеятельности дошкольников. «В регулировании поведения самооценке принадлежитособая роль, она выступает «стержнем» всего процесса саморегулированияповедения на всех этапах его осуществления… Вместе с тем в процессесаморегулирования поведения в различных видах социального взаимодействиясамооценка непрерывно развивается, корректируется, углубляется идифференцируется» [19].
В игровой деятельности детей, которую взрослый не может жесткорегламентировать, особенно важно научиться управлять оценочными отношениями итаким путем способствовать нравственному развитию дошкольников. При разработкеметодики исследования мы исходили из сформулированного в советской психологииположения, что самооценка — одно из основных новообразований дошкольноговозраста, важное звено мотивационно-потребностной сферы личности ребенка,которое формируется только при условии, когда ребенок не только объект, но исубъект оценочной деятельности [19].
В игре можно не только формировать самооценку, но и развивать еерегулятивную функцию. Из всей совокупности факторов, действующих наформирование отношения личности к себе в процессе деятельности, можно выделитьдве группы, наиболее существенных: во-первых, собственные достижения и ихсамооценка, а также соотнесение своей оценки с общественной оценкой и оценкойтеми членами коллектива, мнение которых по определенным для личности критериямявляется значимым; во-вторых, отношение других людей, партнеров по совместнойдеятельности, к данному человеку как личности [19].
В отличиеот предыдущих периодов жизни ребенка, в возрасте 3-7 лет общение сосверстниками начинает играть все более существенную роль в процессесамосознания дошкольника. Взрослый — это недосягаемый эталон, а с ровесникамиможно себя сравнивать запросто. При обмене оценочными воздействиями возникаетопределенное отношение к другим детям и одновременно развивается способностьвидеть себя их глаза-щи. Умение ребенка анализировать результаты собственнойдеятельности прямо зависит от его умения анализировать результаты других детей.Так, в общении со сверстниками складывается способность оценивать другогочеловека, которая стимулирует возникновение самооценки.
Чем младшедошкольники, тем менее значимы для них оценки сверстников. В 3-4 годавзаимооценки детей более субъективны, чаще подвержены влиянию эмоциональногоотношения друг к другу. Малыши почти не могут обобщать действия товарищей вразных ситуациях, не дифференцируют близкие по содержанию качества(Т.А.Репина). [15]. В младшем дошкольном возрасте положительные и отрицательныеоценки сверстников распределяются равномерно. У старших дошкольников преобладаютположительные. Наиболее восприимчивы к оценкам сверстников дети 4,5-5,5 лет.Очень высокого уровня достигает умение сравнивать себя с товарищами у детей 5-7лет. У старших дошкольников богатый опыт индивидуальной деятельности помогаеткритически оценивать воздействия ровесников. [12].
Важноеместо в оценке сверстников в любом возрасте занимают их деловые качества,навыки и умения, обеспечивающие успешность совместной деятельности, а такженравственные качества. В группе детского сада существует система ценностей,которая определяет взаимооценки детей. Постепенно расширяется диапазонморальных проявлений, который ассоциируется у ребенка с понятием «хороший» вотношении сверстника и себя. В 4-5 лет он невелик (не бить никого, слушатьвоспитательницу, маму). В 5-6 лет он становится больше, хотя по-прежнемуназываемые качества касаются только отношений в детском саду и семье (защищатьдетей, не кричать, не баловаться, быть аккуратным, не жалеть, когда что-тодаешь, помогать маме, делиться игрушками). В 6-7 лет моральные нормы осознаютсядошкольниками точнее и относятся к людям более широкого окружения (не драться,слушаться, со всеми дружить, принимать в игру, угощать всех, помогать младшим,не обзываться, не врать, никого не обижать, уступать место старшим). В 6-7 летбольшинство детей правильно понимают те нравственные качества, по которымоценивают сверстников: трудолюбие, аккуратность, умение дружно играть,справедливость и др.
Оценитьсебя дошкольнику гораздо труднее, чем сверстника. К ровеснику ребенок болеетребователен и оценивает его более объективно. Самооценка дошкольника оченьэмоциональна. Он легко оценивает себя положительно. Отрицательные самооценкинаблюдаются, по данным Т.А.Репиной, лишь у незначительного числа детей седьмогогода жизни.
Причинанеадекватной оценки состоит в том, что дошкольнику, особенно младшему, оченьтрудно отделить свои умения от собственной личности в целом. Для него признатьто, что он что-то сделал или делает хуже других детей, значит признать, что онвообще хуже сверстников. Поэтому даже старший дошкольник, понимая, что поступилили сделал что-то плохо, часто не в состоянии это признать. Он понимает, чтохвастать некрасиво, но стремление быть хорошим, выделиться в среде других детейнастолько сильно, что ребенок часто идет на уловки, чтобы косвенно показатьсвое превосходство. Большие возможности вформировании у ребенка педагогически целесообразной самооценки имеет игра. [9].
Играпомогает детям ощутить единение с другими, дать понять, что ребенок не одинок.Бывает так, что у ребенка уже есть негативный опыт общения и им приходитсязаново учится доверять другим. Игровое пространство помогает ускорить иобезопасить этот процесс.
С помощьюигры можно помочь ребенку понять, что он сам может быть успешным. Моделируя жизненныеситуации, игра дает бесценный опыт и может научить гордиться собой. Онапозволяет пережить те трудности, с которыми можно встретиться в реальной жизни,поможет почувствовать внутреннюю силу и сформировать целеустремленность.
В процессеигры дети научаются правилам хорошего тона, в них культивируется культураобщения. Именно в игре прививается закладывается основа уважения к себе как кличности и понятие, что право на уважение имеет каждый.
Игры учатзаботиться о других, при этом забота не проявляется непосредственно. С каждойновой игрой и каждым новым упражнением закладывается по маленькому кирпичикувот этой заботы о других, которые потом позволят построить целый домуважительного отношения к себе и другим.
Играспособствует выявлению творческих способностей и развитию личностно-творческогопотенциала, формированию адекватной самооценки, развитию умения приниматьсамостоятельные решения, формированию навыков саморегуляции и коррекцииэмоциональной сферы. Игра учит уважать, любить, сочувствовать, сопереживать,развивает рефлексию, формирует чувство собственного достоинства.[7].

Вывод по 1главе
Наиболееранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника ототношения взрослых в регламентированных правилами видах деятельности. Более поздниеработы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.
Для тогочтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научитьсяоценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А этопроисходит далеко не сразу. Оценивая сверстников, ребенок просто повторяетмнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при самооценке.Этот процесс следует понимать как осознание своей личности, своего «Я», какфизического, духовного и общественного существа. Самосознание – это знание и втоже время отношение к себе как к определенной личности. Все стороны личности(физическая, духовная, общественная) находятся в теснейшем единстве, влияютдруг на друга.
Возникновениеи развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывносвязаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы иправила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценкедругих людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее.Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки,заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяютбеспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только наосновании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками,качествами других людей.
Такимобразом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны ивзаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение кдругим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности вцелом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети проигрывая различныежизненные ситуации, учатся гордится собой, преодолевая трудности, воспитывая всебе целеустремленность чувство уважения к себе и другим как к личности.

Глава 2.Исследование самооценки детей старшего дошкольного возраста
 
2.1Исследование уровня самооценки у детей старшего дошкольного возраста
играсамооценка дошкольник
С цельюизучения уровня развития самооценки дошкольников в начале практическогоисследования в этой области мы организовали констатирующий этап. Исследованиепроводилось на базе муниципального образовательного учреждения детского сада №372 комбинированного вида г. Волгограда. В исследовании участвовали дети 5 – 6 лет(10 человек).
Нашеисследование было направлено на решение следующих задач:
1.выявление у детей уровней адекватности самооценки;
2.разработку программы коррекции выявленных у детей негативных особенностейформирования самооценки;
Дляреализации поставленной цели нами были подобраны следующие методики:
1. Методика Марцинковской Т.Д. «Лесенка» [3];
2. Методика «Какой я?» [8];
3. Методика Щур В.Г. по определению своего места среди всех детей [8].
1. Процедурапроведения методики Т.Д. Марцинковской «Лесенка».
Цель:исследование самооценки детей 4 – 6 лет.
Задача:выявить уровень адекватности самооценки детей дошкольного возраста.
Стимульныйматериал теста «Лесенка». Рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек.Посередине располагают фигуру ребенка. Для удобства может быть вырезана избумаги фигурка мальчика или девочки, которую можно ставить на лесенку взависимости от пола тестируемого ребенка.
Инструкция:Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (девочка). На ступеньку выше(показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхнейступеньке – самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хорошихдетей (показывают), еще ниже – еще хуже, а на самой нижней ступеньке – самыеплохие ребята. На какую ступеньку ты сам себя поставишь? А на какую ступенькутебя поставит мама? Папа? Воспитательница?
Проведениетеста. Ребенку дают листок с нарисованной на нем лестницей и объясняют значениеступенек. Важно проследить, правильно ли понял ребенок ваше объяснение, вслучае необходимости следует повторить его. После этого задают вопросы, ответызаписывают.
Анализрезультатов. Прежде всего, обращают внимание, на какую ступеньку ребенок самсебя поставил. Считается нормой, если дети этого возраста ставят себя наступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. В любом случае этодолжны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (ауж тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а оботрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах.
Врезультате проведенного исследования мы получили следующие результаты. (подробнеесм. Приложение № 1)
Из 10опрошенных детей семеро поставили себя сами на высшую ступеньку «лестницы»,двое на пятую ступеньку и один на четвертую. При предположении, куда быпоставила мама – трое детей расположили себя на 7 ступени, один – на 6, четверо– на 5 двое – на 4; куда бы поставил папа: на 7 ступень – пять испытуемых, на 6– двое и на 5, 4, 3 ступени – по одному ребенку. При ответе, куда бы поставил тебявоспитатель: по три человека оказались на 7, 6 и 4 ступени, один ребенок – на5. Таким образом, мы наблюдаем завышенную самооценку у всех данной группы впозициях «Я (сам)», «Мама»; в позиции «Папа» завышенная самооценка наблюдаетсяу 8 детей; в позиции «Воспитатель» — самооценка завышена в 7 случаях.
2.процедура проведения методики «Какой Я?»
Этаметодика предназначается для определения самооценки ребенком-дошкольникомналичия у него некоторых качеств личности. Экспериментатор, пользуясьпредставленным протоколом (см. Приложение № 2), спрашивает у ребенка,как он себя сам воспринимает и оценивает по десяти различным положительнымкачествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, проставляютсяэкспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся вбаллы. В данной методике оцениваются следующие качества личности:
1. Хороший
2. Добрый
3. Умный
4. Аккуратный
5. Послушный
6. Внимательный
7. Вежливый
8. Умелый(способный)
9. Честный
10. Смелый
Ответыоцениваются по вербальной шкале: да, нет, не знаю, иногда (не всегда). Оценкарезультатов: ответы типа «да» оцениваются в 1 балл, ответы типа «нет»оцениваются в 0 баллов. Ответы типа «не знаю» и «иногда» оцениваются в 0,5балла. Самооценка ребенка определяется по общей сумме баллов, набранной им повсем качествам личности.
Выводы поуровню развития
10 баллов –очень высокий; 8-9 баллов – высокий; 4-7 баллов – средний; 2-3 балла – низкий; 0-1балл – очень низкий.
Проведяисследование по данной методике, мы получили следующие результаты. У пятерыхдетей (Соня Л., Лера М., Леша Л., Рома Л.) очень высокий уровень самооценки.Все перечисленные выше набрали по 10 баллов, у пятерых – высокий уровеньсамооценки, причем, двое (Алиса Ю. и Костя К.) набрали по 8,5 баллов каждый,трое (Денис Х., Саша П., Стася И.) набрали по 9,5 баллов каждый. (подробнее см.Приложение № 2). В процентном соотношении это выглядит следующимобразом. (см. рис. 1)
/>
Рис. 1
Такимобразом, мы видим завышенную самооценку во всех случаях.
3. Процедурапроведения методики В.Г.Щур по определению своего места среди всех детей.
Ребенкупредлагаются шесть вертикальных отрезков одинаковой длины. Можно использоватьвместо отрезков лесенку из пяти ступенек, где верхняя ступенька – позитивнаяоценка, а нижняя – негативная. Ребенка просят отметить крестиком на каждомотрезке свое место «среди всех детей» по уровням соответственно «здоровья»,«ума», «счастья», «доброты», «красоты». Считается, что отмеченные значенияхарактеризуют общую удовлетворенность – «счастье» и частные самооценки –«здоровье», «ум», «красота», «доброта».
Проведяданное исследование, мы получили следующие результаты. Практически все детиоценили себя по максимальному баллу по всем критериям, исключение составили дваребенка, оценившие себя на 4 балла по одному критерию (Стася И. – доброта,Денис Х. – счастье) и один по двум параметрам (Костя К. – ум, доброта) (см. Приложение№ 3). В процентном соотношении это выглядит следующим образом. (см. рис. 2)
/>
Рис. 2
Такимобразом, проведя контрольный эксперимент, мы обнаружили завышенную самооценку увсей группы дошкольников.
 
2.2 Формированиесамооценки дошкольников в процессе игры
Длядошкольника благоприятны завышенные самооценки с различных позиций по всемуровням (самый умный, самый красивый… и т.д.). Низкие же самооценкихарактеризуют наличие внутриличностных и межличностных конфликтов у ребенка, нов группе обследуемых детей таковых не выявлено.
Одна изнаших задач – формирование адекватной самооценки дошкольника. На основеполученных нами результатов мы подобрали комплекс для достижения поставленнойцели. Он состоял из 10 игровых занятий.[23].
Занятие 1.
Цель.Развитие способности понимать эмоциональное состояние окружающих людей,возможности самовыражения, снятие барьеров в общении. Формирование моральныхпредставлений, коррекция поведения. Снятие психомоторного напряжения.
Тренингузнавания эмоций по внешним сигналам.
Каждыйребенок по очереди задумывает эмоцию и показывает ее с помощью мимики.Остальные должны узнать эмоцию.
Детивспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами,пластикой – всем телом. Наблюдают, как делают это другие.
Детивспоминают что-нибудь печальное.
Детивспоминают что-нибудь вызывающее злость.
Этюды наотображение положительных черт характера.
«Смелыйзаяц»
Заяц любитстоять на пеньке, громко петь песни, читать стихи. Он не боится, что его можетуслышать волк.
Выразительнаяпоза: положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину,подбородок поднят.
Мимика:уверенный взгляд.
«Внимательныймальчик».
По улицешла женщина с покупками. У нее упал сверток. Мальчик, увидев это, подбежал,поднял сверток и подал женщине. Женщина поблагодарила мальчика.
Настольнаяигра «Оцени поступок». Игра состоит из 10 больших карт, на которых изображеныразличные жизненные ситуации. К каждой большой карте прилагается по 4 маленькиекарточки, на 2 из которых представлены модели желательного поведения в даннойситуации, а на 2 – нежелательного. Детям предлагается рассказать, в какихслучаях ребята, изображенные на картинках поступили хорошо, а в каких – плохо,и объяснить – почему.
Играспособствует формированию у детей моральных представлений, используется втренинге социальной компетентности, при коррекции поведения и нежелательныхчерт характера. Дети учатся понимать, какое поведение, какой черте характерасоответствует и как оно оценивается. (Примерное содержание картинок см. в Приложении№ 4.)
Релаксация.«Сон на берегу моря». Дети слушают аудиозапись шума моря. Ведующийговорит детям, что им снится один и тот же сон: дети видят во сне то, что ониделали на занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков). Пауза.Ведущий сообщает по какому сигналу дети проснутся. Звучит сигнал. Дети спокойновстают.
Занятие 2.
Цель:Формирование представлений, регулирование поведения и характера. Снижениепсихоэмоционального напряжения.
Этюды наотображение положительных черт характера.
«Посещениебольного». Мальчик заболел. К нему пришелдруг. Он с сочувствием смотрит на больного, потом дает ему попить, заботливопоправляет одеяло.
«Любящийсын». Мальчик потихоньку входит в комнату сподарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает,что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
Настольнаяигра «Оцени поступок»
Релаксация. «Сон на берегу моря»
Занятие 3.
Цели:Формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Снижениепсихоэмоционального напряжения.
Этюды наотображение положительных черт характера.
«Так будетсправедливо». Мама уходит в магазин. Кактолько за нею закрывается дверь, братья начинают баловаться: бегают вокругстола, борются, кидают друг в друга диванную подушку. Вдруг щелкает замок – этовернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро садится надиван, а младший не заметил маминого прихода и продолжает играть с подушкой.Вот он подбрасывает подушку вверх и попадает ею в люстру, которая начинаетраскачиваться. Мама, рассердившись, ставит провинившегося в угол. Старший братподнимается с дивана и встает рядом с братом.
— Почему тывстал в угол? Ведь я тебя не наказывала, — спрашивает мама.
— Так будетсправедливо, — ответил серьезно старший сын. – Ведь эьо я придумал кидатьсяподушкой.
Мамарастрогано улыбается и прощает обоих.
«Вежливыйребенок». На стульях сидят дети. Входит ребенок ивежливо здоровается с каждым сидящим (дети по очереди играют роль вежливогоребенка).
Релаксация.Комплекс «На берегу моря».
Игры спеском. Набрать в руки воображаемый песок. Сильно, сжав пальцы в кулак,удержать песок в руках. Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы.Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить руки бессильно вдольтела (лень двигать тяжелым руками!). Повторить 2 – 3 раза.
«Солнышко итучка». Солнце зашло за тучку, стало свежо – сжаться в комок. Солнце вышлоиз-за тучки, стало жарко – расслабиться, потому что разморило на солнце.Повторить 2 – 3 раза.
«В ушипопала вода». Дети купались, им в уши попала вода. В положении лежа на спинеритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха, потом из другого.
«Лицозагорает». Подбородок загорает — подставить солнышку подбородок, слегка разжатьгубы и зубы. Нос загорает – подставить нос солнцу, рот полуоткрыт. Не открываяглаз, принять удобную позу. Звучит тихая спокойная музыка. С окончанием музыкидети тихо встают.
Занятие 4.
Цель:формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера, снижениепсихоэмоционального напряжения.
Этюды наотображение отрицательных черт характера.
«Робкийребенок». Ребенок первый день в детском саду. Онробеет. Ему кажется, что воспитательница, им недовольна, а дети вот-вот егообидят.
Выразительныедвижения: сидеть на кончике стула очень прямо, колени сдвинуты, пятки и носкисомкнуты, локти прижаты к телу, ладони лежат на коленях, голова опущена.
«Жадныйпес». Ведущий читает стихотворение В. Квитка.
Жадный песдров принес,
Водынаносил, тесто замесил,
Пироговнапек, спрятал в уголок,
И съел сам– гам, гам, гам!
Затем одинребенок имитирует действия, о которых говорится в стихотворении.
«Эгоист». Мама приносит к чаю 3 пироженых. Мальчик берет себе однопироженое и показывает на 2 других: « А эти я съем вечером». Мама огорчена:«Мой сын – эгоист».
Игра «Оценипоступок».
Релаксация.«На берегу моря».
Занятие 5
Цель:формирование моральных представлений, коррекция поведения и характера. Снижениеэмоционального напряжения.
Этюды наотображение отрицательных черт характера.
«Кривляка».
Когдакто-нибудь чужой входит в комнату, мальчик начинает гримасничать и кривлятся.Ему хочется, чтобы новый человек смотрел только на него одного.
«Упрямыймальчик»
Уже вечер.Пора идти ужинать и ложиться спать. Мама берет мальчика за руку, чтобы отвестиего домой, а он упирается, вырывает руку и топает ногами: «Не хочу! Не пойду!»
Этюд«Злюка».
Ребенокизображает злюку. Он сидит на стуле, смотрит на каждого присутствующего созлостью и недовольством.
Мимика:брови сдвинуты, верхняя губа закушена.
Игра «Оценипоступок»
Релаксация.«Сон на берегу моря».
Занятие 6.
Цель:Коррекция эмоционально – личностной сферы психики. творчества. Закреплениеприемов саморасслабления.
Коммуникативныеигры.
Упражнениена сплоченность группы.
Руки всехдетей вытянуты вперед. На счет 3 все должны одновременно хлопнуть в ладоши.
«Сороконожки».
Все детивстают в затылок друг другу, берут впереди стоящего за пояс, садятся накорточки и двигаются по кругу. Задача: не упасть.
«Чего нехватает в изображении».
Вниманиюдетей предлагаются карточки с изображением предметов, на которых надо найтинедостающие детали. Карточки: девочка без рта, гребень без зубчика, лиса безуха, ботинок без шнурка, кошка без усов стол без ножки, ножницы без винта,пиджак без петель, рыба без спинного плавника.
Аутотренинг.
Дети лежа сзакрытыми глазами слушают тихую спокойную музыку. У них возникает приятнаядремотность и психофизический покой.
Занятие 7
Цель:развитие выразительной моторики, способности адекватно выражать своеэмоциональное состояние, понимать состояние других людей. Совершенствованиевнимания, развитие быстроты реакции. Снятие психического напряжения.
Этюды навыражение внимания, интереса, сосредоточия.
«Любопытный»
Представьте,что по улице идет мужчина и несет в руке спортивную сумку, из которой что-товыпирает. Мальчику очень хочется узнать, что лежит в сумке? Мужчина идетбольшими шагами и не замечает мальчика. Мальчик прямо таки вьется околопрохожего: то с одной стороны подбежит, то с другой и, вытягивая шею,заглядывает в полуоткрытую сумку. Вдруг мужчина остановился, положил сумку на землю,а сам пошел в телефонную будку. Мальчик присаживается на корточки около сумки,слегка приоткрывает молнию и заглядывает внутрь сумки. Там лежат всего-навсегодве обыкновенные ракетки. Мальчик разочарованно машет рукой, встает и не спешаидет к своему дому.
«Раздумье»
Мальчиксобирал в лесу грибы и заблудился. Наконец он вышел на большую дорогу. Но вкакую сторону идти? – выразительная поза: ребенок стоит руки сложены на грудиили одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.
Игра сфлажками.
Когдаведущий поднимает красный флажок, дети должны подпрыгнуть, зеленый – хлопнуть владоши, синий – шагать на месте.
Игра «Тутчто-то не так»
Ведущийдостает куклу Тимошу. Тимоша обращается к детям:
— Здравствуйте, ребята! Что я вам расскажу. Иду я вчера по дороге, солнышкосветит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла каквыскочит собака, как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!!!» и рога уже наставила, яиспугался и убежал.
Иду я полесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу гриб! На веточкерастет, среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.
Пришел я наречку. Смотрю сидит на берегу рыба, нога на ногу закинула и сосиску жует. Яподошел, а она прыг в воду и уплыла.
Детиотвечают, что было неправильно, что было в рассказах Тимоши.
Подвижныеигры.
Игра«Сова».
Детивыбирают водящего – сову, которая садится в гнезда и спит. В это время детиначинают бегать и прыгать. Затем ведущий говорит: «Ночь». Сова открывает глазаи начинает летать. Все игроки сразу должны замереть. Кто пошевелится илизасмеется – становится совой. И игра продолжается.
Игра «Белыемедведи».
Намечаетсяместо, где будут жить белые медведи. 2 детей берутся за руки. Это белыемедведи.
Со словами:«Медведи идут на охоту» они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь изиграющих. Затем снова идут на охоту. Когда они переловят всех играющих, игразаканчивается.
Психомышечнаятренировка.
«Факиры»
Детисадятся на ковер по-турецки скрестив ноги, руки на коленях, кисти свисают вниз,спина и шея расслаблены, голова опущена (подбородок касается груди), глазазакрыты. Пока звучит тихая спокойная музыка, факиры отдыхают.
Занятие 8
Цель:коррекция взаимоотношений детей, эмоционально-личностной сферы психики детей.Закрепление приемов релаксации.
Упражнение«Ток». Дети встают в круг, держась за руки ипередают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящегосправа).
Игра«Пожелание». Дети сидят в кругу и,бросая друг другу мячик, говорят друг другу добрые пожелания.
Игра «Урапобедителю!» Стулья расставляются покругу спинками внутрь. Стульев на один меньше, чем участников игры. Все бегаютвокруг стульев, пока ведущий не хлопнет в ладоши. Как только это произошла,нужно успеть занять стул. Участник, оставшийся без стула, выходит из игры. Приэтом он должен издавать звуки, имитируя какое-нибудь животное (хрю-хрю, му-му,мяу-мяу и т.д.). Бегающие по кругу оставшиеся участники опять должны по сигналуведущего успеть занять стулья, которых снова на один меньше, чем участников.Игра продолжается, пока не останется один победитель. Он залезает на стул икричит: «Ура победителю!», а все остальные хором издают звуки, которые онииздавали во время игры.
Задачи-шутки. Детям предлагается решить задачу-шутку: «Ты да я, да мы с тобой.Сколько нас всего?» выслушав ответы, ведущий предлагает детям встать параминапротив друг друга и поочередно проговорить задачу, соотнося слова ссоответствующими действиями.
Примерныезадачи-шутки:
Едеттележка: два колеса впереди, два – сзади, два – слева, два – справа. Скольковсего колес?
Решил петухпроверить свой вес. Встал он на весы двумя ногами и увидел, что весит 2 кг.Сколько весит петух на одной ноге?
У бабушкиДаши внучка маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?
Релаксация.Комплекс «На берегу моря»
Занятие 9
Цель:коррекция взаимоотношений детей, нежелательных черт характера, поведения детей.Снижение психического напряжения.
Коммуникативныеигры.
«Доброеслово». Дети сидят в кругу. Каждый по очередиговорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глазатому, о ком говорит.
Упражнение«Ток». Дети встают в круг, держась за руки ипередают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящегосправа).
«Молекула». Все бегают по комнате. При слове «молекула», которое произноситведущий, все собираются в кучу, плотно прижимаясь друг к другу.
«Волшебноезеркало». Выбирается «зеркало» — это может бытьдругой ребенок или взрослый. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет всеего движения, жесты, мимику.
Аутотренинг.«Волшебный сон». Лежа с закрытыми глазами,дети слушают тихую, спокойную музыку. Ведущий сообщает им, что они видят один итот же сон и рассказывает его содержание: дети видели во сне то, что они делалина занятии (закрепление полученных впечатлений и навыков).
Занятие 10.
Цель:коррекция взаимоотношений детей, эмоционально-личностной сферы психики.Закрепление приемов саморасслабления.
Коммуникативныеигры.
Упражнениена сплоченность группы. Руки всех детейвытянуты вперед. На счет «Три» все должны одновременно хлопнуть в ладоши.
«Колокол». Все встают в плотный круг, один ребенок – в центре. Стоящему вцентре нельзя переступать с ноги на ногу, отрывать ноги от пола. Все толкаютего от себя, и он свободно падает из стороны в сторону, как язык колокола.
«Сороконожка». Все дети встают в затылок друг другу, берут впереди стоящего запояс, садятся на корточки и двигаются по кругу. Задача: не упасть.
«Доброеслово». Дети сидят в кругу. Каждый по очередиговорит что-то приятное о своем соседе. Условие: говорящий смотрит в глазатому, о ком говорит.
Упражнение«Ток». Дети встают в круг, держась за руки ипередают по кругу «ток» (по цепочке, друг за другом пожимая руку стоящегосправа).
«Я –разный». Для проведения данной игры потребуетсялист бумаги, разделенный на три части, цветные карандаши. Детям предлагаетсянарисовать себя в трех рисунках: какой был раньше, какой он сейчас и каким быон хотел стать (какой он будет). После рисования обсудить рисунки: в чем ихразница, что необходимо, чтобы стать таким, каким хочется, что для этого нужно.
Аутотренинг.«Волшебный сон»
 
2.3 Оценкаэффективности развития самооценки дошкольников через игру на основе сравнительногоанализа результатов проведенного исследования
Результатыпрактического исследования, полученные в первом параграфе второй главы нашегоисследования, показали, что самооценка дошкольников завышенном уровне.
С цельювыявления уровня самооценки у детей после проведенной коррекционной работы мыорганизовали контрольный эксперимент, используя те же методики, что и вконстатирующем.
1. МетодикаМарцинковской Т.Д. «Лесенка»
2. Методика«Какой я?»
3. МетодикаЩур В.Г. по определению своего места среди всех детей.
1. Приповторном проведении методики Марцинковской Т.Д. мы получили следующие результаты.На 7 ступень себя не поставил ни один ребенок (при проведении констатирующегоэксперимента было 7 человек); 9 детей расположили себя на 5 ступень и один(Соня Л.) на 6 ступень; при предположении, куда бы поставила мама: на 7 ступени– 3 ребенка (без изменений), на 6 ступени – 4 (был 1), на 5 ступени – 4 ребенка(без изменений); при предположении, куда поставил папа: на 7 ступень – 2ребенка (было 5), на 6 ступени – 4 ребенка (было 2), на 5 ступени – 3 (было 1),на 4 ступени – 1 ребенок, который изначально отводил себе место на 3 ступени;куда поставила воспитательница: на 7 ступень не поставил себя никто, на 6ступени – 3, на 5 ступени – 4 ребенка (был 1), на 4 ступени – 3. (см. Приложение№ 5). Здесь важно отметить отношение родителей к ребенку и их требованиях.Об этом говорят ответы на вопрос о том, куда их поставят взрослые – папа, мама,воспитательница. Для нормального, комфортного самоощущения, которое связано споявлением чувства защищенности, важно, чтобы кто-то из взрослых поставилребенка на самую высокую ступеньку. При этом дети говорят: «Ну, я не самыйхороший, балуюсь иногда. Но мама меня поставит сюда, она ведь меня любит».Ответы такого типа как раз свидетельствуют о том, что ребенок уверен в любвивзрослого, чувствует себя защищенным, что необходимо для нормального развития вэтом возрасте. Однако при ответе на вопрос «Куда тебя поставитвоспитательница?» помещение на ступень ниже, чем родители нормально и можетслужить доказательством адекватной, правильной самооценки особенно в том случае,если ребенок действительно плохо себя ведет и часто получает замечания отвоспитательницы.
2. Приповторном проведении методики «Какой я?» мы получили следующие результаты.Очень высокого уровня не оказалось ни у одного ребенка. Высокий уровеньсамооценки присутствует у 5 детей, причем, если при проведении констатирующегоэксперимента сумма баллов колебалась от 8,5 до 9,5, то при вторичномисследовании она составила 8 – 8,5 баллов. На среднем уровне оказалось 5 детей,где сумма набранных баллов 7 – 7,5. (см. Приложение № 6). В процентномсоотношении это выглядит следующим образом. (см. рис. 3)Результаты исследования в констатирующем эксперименте Результаты исследования в контрольном эксперименте
/>
/>
Рис. 3

3. Приповторном проведении методики Щур В.Г. по определению своего места среди всехдетей мы получили следующие результаты. По критерию «Здоровье», «Счастье»,«Красота» все осталось без изменений, в критерии «Ум» трое детей поставили себяна 4 ступень, аргументируя это примерно одинаково: «Я иногда на все понимаю, очем мне говорят» (был 1 ребенок), по критерию «Доброта» на 4 ступень поставилисебя 5 испытуемых, объясняя это: «Я не всегда бываю добрым», «Я иногда злюсь».(см. Приложение № 7).
В процентомсоотношении это выглядит следующим образом. (См. рис. 4)Результаты исследования по методике Щур В.Г. при проведении констатирующего эксперимента Результаты исследования по методике Щур В.Г. при проведении контрольного эксперимента
/>
/>
Рис. 4
 
Вывод по IIглаве
В ходепроведенной повторно диагностики мы видим, что самооценка стала болееадекватной во всех случаях. В этом случае мы склонны утверждать, чторазработанный нами комплекс мероприятий в виде игровых занятий оказываетположительное влияние на формирование самооценки дошкольников. Это сталовозможным в виду того, что при проведении первой половины комплекса детизнакомились с положительными и отрицательными чертами характера, обыгрывая их вразличных этюдах и ситуациях, учились их дифференцировать. Каждый «примерил насебя» то или иное качество характера или манеры поведения. И только «пропустивчерез себя», ощутив на личном, пусть игровом, но опыте, понял те моральныенормы, которые общество воспринимает адекватно. Во второй половине игровыхзанятий нами использовались коммуникативные игры, на которых проводиласькоррекция взаимоотношений детей в группе. Это все сказалось и на самооценкеребят. Они более обдуманно выполняли задания методик при проведении контрольногоэксперимента, стараясь оценить себя.

Заключение
Самооценкаявляется центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направлениеи уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена вомножество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности ивыступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оцениватьсебя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование егопроисходит в течение всей жизни человека
Наиболееранние работы ученых указывают на зависимость самооценки дошкольника от отношениявзрослых в регламентированных правилами видах деятельности. Более поздниеработы раскрывают связь самооценки с общением между детьми.
Возникновениеи развитие самосознания ребенка на протяжении первых 7 лет жизни неразрывносвязаны с развитием межличностных отношений с другими. По мере усвоения нормы иправила поведения становятся теми мерками, которыми пользуется ребенок в оценкедругих людей. Но приложить эти мерки к самому себе оказывается гораздо труднее.Переживания, захватывающие ребенка, толкающие его на те или иные поступки,заслоняют от него действительный смысл совершенных поступков, не позволяютбеспристрастно их оценивать. Такая оценка становиться возможной только наосновании сравнения своих поступков, качеств с возможностями, поступками, качествамидругих людей.
Такимобразом, самосознание и отношение к другим неразрывно связаны ивзаимообусловливают друг друга; на всех этапах возрастного развития отношение кдругим отражает особенности становления самосознания ребенка и его личности вцелом. Ярко этот процесс выражается в игре, где дети проигрывая различныежизненные ситуации, учатся гордится собой, преодолевая трудности, воспитывая всебе целеустремленность чувство уважения к себе и другим как к личности.
Проведяконтрольный эксперимент, мы увидели неадекватную, а именно, завышенную оценкудошкольника. В принципе, такая оценка является нормальной для детей данноговозраста, но дело в том, что дошкольник не может оценить себя и свои поступкиадекватно в силу того, что еще не очень хорошо дифференцирует моральные нормысоциума. С этой целью нами были подобран ряд игровых занятий, на которых детирассмотрели и научились оценивать принципы поведения и взаимодействия вобществе.
Приповторном проведении методик, использованных при проведении констатирующегоэксперимента, мы получили следующий результат – самооценка детей приблизилась кадекватной.

Списоклитературы
 
1.  Аверин В.А. Психология развития ребенка. – СПб., 2000.
2.  Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976
3.  Детская практическая психология. Под ред. Т.Д. Марцинковский. –2001.
4.  Запорожец А.В. О значении ранних периодов детства для формированияличности ребенка // Современные проблемы дошкольного образования ипедагогические технологии: Сборник научных трудов. — Смоленск: СГПУ, 1998.-С.3-10.
5.  Иванов М.А., Мастеров Б.М. Саморегуляция во взаимодействии //Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высшихучебных заведений. / Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В. Соловьевой. — М., 1996.
6.  Ильенков Э. В. Что такое личность? – В кн.: Психология личности.Тексты — М.: МГУ, 1982.
7.  Леванова Е.А., Волошина А.Г. и др. Игра в тренинге. Возможностиигрового взаимодействия. – СПб.: Питер, 2008
8.  Немов Р.С. Психология. Кн. 3. – М.: Просвещение, 1994
9.  Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995
10.  Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. –Ростов-на-Дону, Феникс, 2005
11.  Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. — М., 2000.
12.  Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Подред. Н. Н. Поддъякова и Н. Я. Михайленко. — М., 1987.
13.  Репина Т. А. Отношение между сверстниками в группе детского сада.- М., 1978.
14.  Репина Т. А., Смолева Т. О. Проявление неуверенности у старшихдошкольников и пути ее коррекции. — М. 1995.
15.  Репина Т.А. Психология дошкольника. Хрестоматия. — М.: Академия,1995.
16.  Стеркина Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детейдошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1977.
17.  Уманец Л.И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников.// Вопросы психологии. – 1986. – № 11. – С.61 – 67.
18.  Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие длястудентов средних пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2001.
19.  Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144с.
20.  Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Владос, 1999.
21.  Якобсон С. Г., Почеревина Л.П. Роль субъективного отношения кэтическим эталонам в регуляции морального поведения дошкольников // Вопр.психол. — 1982. — № 1.
22.  Якобсон С.Г., Морева Г.И. Образ себя и моральное поведениедошкольников // Вопр. психол. — 1986. — № 6.
23.  Яковлева Н. Г. Психологическая помощь дошкольнику. – СПб.: ВалериСПД; М.: ТЦ Сфера, 2002.
24.  Якунин В. А. История психологии. — СПб., 1998.
25.  Якунин В. А. Педагогическая психология. — СПб., 1998.
26.  Белобрыкина О.А. Влитяние социального окружения на развитиесамооценки старших дошкольников www.portalus.ru/modules
27.  Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/
28.  />Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста biblios.newgoo.net/t5572-tema#9677
29.  Маслова Е.А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезеhttp://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya
30.  Суверова Э.И. Самооценка в дошкольном возрасте www.psi.lib.ru/detsad/sbor/saodshv.htm

Приложение№ 1
 
Протоколисследования к методике Марцинковской Т.Д. «Лесенка»№ п/п Имя ребенка № ступеньки, куда бы поставили: сам мама папа воспитатель 1 Саша П. 7 4 6 5 2 Алиса Ю. 7 7 7 7 3 Миша С. 7 7 7 4 4 Соня Л. 7 7 7 7 5 Лера М. 4 5 6 7 6 Денис Х. 7 4 5 6 7 Стася И. 7 5 4 6 8 Леша Л. 5 5 7 6 9 Рома Л. 7 5 3 4 10 Костя К. 5 6 7 4
 

Приложение№ 2
 
Протоколисследования к методике «Какой я?»№ п/п Имя ребенка Критерии Баллы Хоро-ший Доб-рый Умный Аккурат-ный Послуш- ный Внима-тельный Вежли -вый Умелый (способ -ный) Честный Сме-лый 1 Денис Х. Да Да Да Да иногда Да Да Да Да да 9,5 2 Соня Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10 3 Лера М. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10 4 Миша С. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10 5 Саша П. Иногда Да Да Да Да Да Да Да Да Да 9,5 6 Алиса Ю. Да Да Да Иногда Иногда Не всегда Да Да Да Не всегда 8,5 7 Стася И. Да иногда Да Да Да Да Да Да Да Да 9,5 8 Леша Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10 9 Рома Л. Да Да Да Да Да Да Да Да Да Да 10 10 Костя К. Иногда Да Да Да Иногда Иногда Да Да Да Да 8,5

Приложение№ 3
 
Протоколисследования по методике Щур В.Г.№ п/п Имя ребенка Номер ступени Критерии оценки здоровье ум счастье красота доброта 1 Саша П. 5 5 5 5 5 2 Алиса Ю. 5 5 5 5 5 3 Миша С. 5 5 5 5 5 4 Соня Л. 5 5 5 5 5 5 Лера М. 5 5 5 5 5 6 Денис Х. 5 5 4 5 5 7 Стася И. 5 5 5 5 4 8 Леша Л. 5 5 5 5 5 9 Рома Л. 5 5 5 5 5 10 Костя К. 5 4 5 5 4

Приложение№ 4
 
Примерноесодержание картинок к игре «Оцени поступок»
/>/>
 

Приложение№ 5
Протоколисследования к методике Марцинковской Т.Д. «Лесенка»№ п/п Имя ребенка № ступеньки, куда бы поставили: сам мама папа воспитатель 1 Саша П. 5 7 7 5 2 Алиса Ю. 5 7 6 5 3 Миша С. 5 7 5 4 4 Соня Л. 6 7 7 6 5 Лера М. 5 6 6 5 6 Денис Х. 5 5 5 6 7 Стася И. 5 6 6 6 8 Леша Л. 5 7 7 5 9 Рома Л. 5 6 4 4 10 Костя К. 5 6 6 4

Приложение№ 6
 
Протоколисследования к методике «Какой я?»№ п/п Имя ребенка Критерии Баллы Хоро-ший Доб-рый Умный Аккурат-ный Послуш- ный Внима-тельный Вежли -вый Умелый (способ -ный) Честный Сме-лый 1 Денис Х. Не всегда Не всегда Да Иногда Иногда Не всегда Да Да Да да 7,5 2 Соня Л. Да Да Да Не всегда Не всегда Да Не всегда Да Да Да 8,5 3 Лера М. Да Не всегда Да Не всегда Иногда Не всегда Не всегда Да Да Иногда 7 4 Миша С. Да Да Да Не всегда Не всегда Да Не всегда Да Да Да 8,5 5 Саша П. Иногда Да Да Не всегда Не всегда Да Да Да Да Не всегда 8 6 Алиса Ю. Да Не всегда Да Иногда Иногда Не всегда Не всегда Да Да Не всегда 7 7 Стася И. Да иногда Да Не всегда Не всегда Да Да Да Да Не всегда 7,5 8 Леша Л. Иногда Да Да Не всегда Да Не всегда Да Да Не всегда Да 8 9 Рома Л. Да Да Да Не всегда Не всегда Не всегда Не всегда Да Да Да 8 10 Костя К. Иногда Да Да Не всегда Иногда Иногда Не всегда Да Да Не всегда 7

Приложение№ 7
 
Протоколисследования по методике Щур В.Г.№ п/п Имя ребенка Номер ступени Критерии оценки здоровье ум счастье красота доброта 1 Саша П. 5 4 5 5 4 2 Алиса Ю. 5 5 5 5 5 3 Миша С. 5 5 5 5 5 4 Соня Л. 5 5 5 5 4 5 Лера М. 5 4 5 5 5 6 Денис Х. 5 5 4 5 5 7 Стася И. 5 5 5 5 4 8 Леша Л. 5 5 5 5 5 9 Рома Л. 5 5 5 5 4 10 Костя К. 5 4 5 5 4


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.