Реферат
на тему
«Влияние массовойкультуры на подростка».
Оглавление
Введение
1.Подростоки его интересы
1.1 Особенности подросткового периода
1.2 Телевизор – «за» и «против»
1.3 Влияние музыки на подростка
1.4 Подросток и компьютер
2. Влияниемассовой культуры на интересы подростка
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Подростковый возраст – трудный период полового созреванияи психологического взросления. В самосознании происходят значительныеизменения: появляется чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком; оностановится центральным новообразованием младшего подросткового возраста.Возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считатьсявзрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своейжизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Также меняетсявнутренний мир ребенка, его увлечения и интересы. Именно при их помощиподросток пытается выразить свое чувство взрослости, стремление к эмансипации.На формирование интересов влияют многие факторы: внешняя и внутренняя среда, общениесо сверстниками и взрослыми, а также различная массовая культура. В даннойработе мы попытаемся дать наиболее общую характеристику нескольких составляющихмассовой культуры, а также выявить, насколько сильно они влияют на интересы исклонности подростка.
Актуальность данной темы формируется из потребности всовершенствовании воздействия на формирование интересов подростка. В настоящеевремя массовая культура прочно вошла в нашу жизнь, и она, естественно, имеетогромное влияние на нее.
Цель работы: изучить влияние массовой культуры наформирование интересов подростка.
Задачи данной работы вытекают из общей цели:
Дать краткую характеристику подросткового периода;
Рассмотреть отдельные компоненты массовой культуры;
Изучить, проанализировать специальную литературу поданной теме;
Провести анкетирование с целью выявления предпочтений иинтересов подростка;
Объектом исследования является содержание и формасовременной массовой культуры. Предмет – влияние массовой культуры на интересыподростка.
Перед началом проведения исследования мы выдвинулигипотезу: положительно или отрицательно влияет массовая культура на интересыподростка.
Данная работа может использоваться на уроках возрастнойпсихологии как дополнительный материал при изучении темы «Подростковый возраст».
1. Подросток и его интересы
1.1 Особенности подросткового периода
Отрочество, подростковый возраст – период жизни человекаот детства до юности в традиционной классификации (от 11 – 12 до 14 – 15 лет).В этот самый короткий по астрономическому времени период подросток проходитвеликий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими,через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Однакораскрывающееся его сознанию общество жестоко инициирует его. (6, с. 345)
Подростковый возраст связан с перестройкой организмаребенка – половым созреванием. И хотя линии психического и физического развитияне идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны. Одни детивступают в подростковый возраст раньше, другие – позже. Начинаясь с кризиса,весь период обычно протекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослых.Поэтому подростковый возраст иногда называют затянувшимся кризисом. (5, с. 280)
Половое созревание зависит от эндокринных изменений в организме.Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызываетинтенсивное физическое и физиологическое развитие. Увеличиваются рост и вес, аэто сопровождается изменением пропорций тела. Интенсивный рост скелета,достигающий 4 -7 см в год, опережает развитие мускулатуры. Все это приводит кнекоторой непропорциональности тела, подростковой угловатости. Дети частоощущают себя в это время неуклюжими, неловкими. Появляются вторичные половыепризнаки – внешние признаки полового созревания – в разное время у разныхдетей. У мальчиков меняется голос, причем у некоторых резко снижается тембрголоса, временами срывающегося на высоких нотах, что может переживатьсядовольно болезненно. У других голос меняется медленно, и эти постепенные сдвигиими почти не ощущаются.
В связи с быстрым развитием возникают трудности вфункционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому дляподростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. А такие перепадывызывают быструю смену физического состояния и, соответственно, настроения.Стремительно взрослеющий ребенок может часами гонять мяч или танцевать, почтине чувствуя физической нагрузки, а затем, в относительно спокойный периодвремени, буквально падать от усталости. Бодрость, азарт, радужные планы приэтом сменяются на ощущение разбитости, печаль или полную пассивность. То есть,в подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным.
К этому следует добавить, что ребенок вынужден постоянноприспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в егоорганизме, переживать «гормональную бурю». У подростков половых гормоноввырабатывается больше, чем у взрослых людей. Они как будто все время находятсяв состоянии стресса. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальноевозбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Большинство мальчиковв большей мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек большеиндивидуальных различий: часть из них испытывает такие же сильные сексуальные ощущения,но большинство – более неопределенные, связанные с удовлетворением другихпотребностей (в привязанности, любви, поддержке, самоуважении).
По мнению западных психологов, подросток еще бисексуален.Тем не менее в этот период половая идентификация достигает нового, болеевысокого уровня. Отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности иженственности в поведении и проявлении личностных свойств. Но подросток можетсочетать в себе как традиционно мужские, так и женские качества.
Благодаря бурному росту и перестройке организма вподростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируетсяновый образ физического «Я». Из-за его особой значимости ребенком остропереживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональностьчастей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющаядетскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводитк чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозу.
Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность уподростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими людьми,которые должны проявить и понимание, и тактичность.
На образ физического «Я» и самосознание в целом влияеттемп полового созревания. Дети с поздним созреванием оказываются в наименеевыгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможностиличностного развития. Даже девочки с ранним физическим развитием обычно болееуверенны в себе и держатся спокойнее. Для мальчиков же сроки их созреванияособенно важны. Физически более развитый мальчик вызывает отношение к себе какк более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятсякак к ребенку и тем самым провоцируют его протест или раздражение. (5, с. 283)
В современном информационном обществе стремлениеподростка к статусу взрослого – мечта малодоступная. Поэтому в отрочествеподросток обретает не чувство взрослости, а чувство возрастной неполноценности.Он психологически попадает в зависимость от предметного мира как ценностичеловеческого бытия. (6, с. 345)
Подросток обладает сильными, иногда гипертрофированнымипотребностями в самостоятельности и в общении со сверстниками. Подростковаясамостоятельность выражается в основном в стремлении к эмансипации от взрослых,освобождении от их опеки, контроля, а также в разнообразных увлечениях,интересах – неучебных занятиях. Эти потребности так ярко проявляются вповедении, что говорят о «подростковых реакциях».
Интересы – сильные, часто сменяющие друг друга, иногда«запойные» — характерны для подросткового возраста. Считается, что подростковыйвозраст без увлечений и интересов подобен детству без игр. Выбирая себе занятиепо душе, подросток удовлетворяет и потребность в самостоятельности, ипознавательную потребность, и некоторые другие.
Именно в этот период появляется потребность в серьезнойсамостоятельной деятельности, которая в принципе может удовлетворяться в рамкахшкольного обучения. По мнению Д.Б. Эльконина, младший подростковый возрастсензитивен к переходу учебной деятельности на более высокий уровень. Учениеможет приобрести новый личностный смысл стать деятельностью по самообразованиюи самосовершенствованию. К сожалению, это случается не очень часто. Руководитьинтересами подростка в этом направлении могут взрослые – любимые учителя и родители,искренне увлеченные своим делом. Побудить его к дополнительным занятиямопределенным учебным предметом им удается, только соблюдая осторожность:излишнее давление с их стороны приводит к противоположной реакции – нежеланиюделать то, что навязывают, к апатии или бунту.
Как правило, интересы и увлечения имеют неучебныйхарактер.
Самый примитивный вид увлечений –информативно-коммуникативные увлечения. В них проявляется жажда полученияновой, не слишком содержательной информации, не требующей никакой критическойпереработки, и потребность в легком общении со сверстниками – во множествеконтактов, позволяющих этой информацией обмениваться. Это многочасовые пустыеразговоры в привычной дворовой компании или со случайными приятелями,созерцание происходящего вокруг (от витрин магазинов до уличных происшествий),длительное просиживание перед телевизором. (5, с. 294)
1.2 Телевизор – «за» и «против»
Значительную часть досуга подростков заполняютэлектронные средства массовой информации – телевидение, радио, видео, сеть Интернет.Посредством их сегодня формируется внутренний мир школьников, их художественныепредпочтения, ценностные ориентации, культурные установки. При этом контакты соСМИ носят в подавляющем большинстве не познавательный, а развлекательный характер.С точки зрения реализации функций массовой культуры — развивающей,воспитывающей и развлекательной, — преобладает последняя.
За последнее десятилетие накапливаются данные,свидетельствующие о все более деструктивном влиянии многих средств массовойинформации на психическое здоровье населения, в частности, детей. Это вызываеттревогу и озабоченность медицинской общественности и широких кругов общества.
На телеэкранах российского телевидения почти ежедневноосвещаются в подробностях «кладбищенские» новости, траурные события,катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники.Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, в каждую семью. Всилу психологического механизма сопереживания, эмпатии, эмоционального резонансаподобное зрелище вызывает у многих телезрителей чувство сострадания, снижениенастроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных иличрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотреподобных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить кподрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушением сна,развитию предневротических и невротических расстройств. То же самое можносказать о воздействии кино, которое призвано развлекать, а не нести информацию.Изображение дерущихся и убивающих друг друга людей может усилить в ребятах ихагрессивные наклонности. Это влияние варьирует в диапазоне от «слабого» до«среднего». Поскольку средства телевещания показывают фильмы многим миллионамтелезрителей, по всей стране в течение любой недели может произойти нанесколько сот серьезных актов насилия большее, чем их было бы в том случае,если бы такие фильмы не демонстрировались.
Иногда зрители, особенно подростки, отождествляют себя стеле — и киногероями, что также влияет на силу их впечатлений от увиденного наэкране. Отождествляя себя с одним из персонажей, они, по сути, воображают себяэтим человеком. Как следствие, подростки очень эмоционально реагируют на все,что бы ни случилось с их персонажем.
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилияявляется в настоящее время одним из наиболее типичных способов времяпровожденияподростков. Что скрывается за притягательностью кровожадности и зверскогонасилия для детей, и какие мотивы объединяют их в группу, сидящую у телеэкрана?По сюжетам видеофильмов ужасов и насилия в банды и другие группировки обычнообъединяются только мужчины. Женщины, будучи героическими персонажами,выступают лишь в роли борцов-одиночек, имея при этом за своей спиной поддержкумужчины — супергероя. Еще в 1956 году в книге «Юность и опасность» американскийсоциолог Роберт Гендриксон писал: «Жестокость и садизм, небывалый ростпреступлений с применением насилия, юный возраст преступников – все этоговорит, что мы стоим перед сложнейшей проблемой нашего времени. Все этикричащие факты преступности несовершеннолетних требуют, чтобы мы хоть сейчаснаправили все наши усилия на ее искоренение, иначе этот «девятый вал»захлестнет наших сыновей и дочерей». (9, с. 476)
Характерен и такой эпизод: в последние годы нателевизионных экранах стал весьма популярным сюжет «киднэппинга», то есть кражидетей с последующим требованием выкупа. Вскоре заработала линия «связи»:телевидение – правонарушения несовершеннолетних. Участились случаи, когдастаршие подростки крали детей и требовали выкупа у родителей. Нередко такиеслучаи заканчивались трагически. Таким образом, телевидение помогаетсформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, что жестокостьагрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами в межличностныхотношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числа тех молодыхлюдей, которые не только не восхищаются насилием, но и даже обожествляют его.Однако некоторые исследователи Ф.С. Махов, Л. Берковиц и другие утверждают, чтопоказ насилия на экранах телевизоров действуют благоприятно на психику ребенка,так как безвредным путем дает выход скопившейся у него агрессивности, ослабляяего агрессивные инстинкты, выполняя функции своеобразных «предохранительныхклапанов».
Существует и третья группа, которая пытается«синтезировать» точки зрения двух первых. Так, признавая тот факт, что показнасилия в больших дозах, не являясь главным фактором в формировании преступныхнаклонностей, все же усиливает возможность того, что кто-то из зрителей будетвести себя более агрессивно в определенной ситуации. Представители этой теориисчитают, что «телемодели» могут быть восприняты подростком в качестве эталонаповедения столь же эффективно, как и реальные модели, так как некоторыеподростки с одинаковым успехом копируют как реальность гангстеров, так и их«киномодели». Однако, по их мнению, агрессивность, насилие могут иметь место уребенка лишь тогда, когда, он находиться в состоянии фрустрации. «Мненравилось, когда по телевидению кого-то убивали», — это слова 15 – летнегомальчугана. А произнес он их на судебном процессе. Его судили за то, что онзадушил маленькую девочку.
Иногда жертвами становятся сами юные зрители. Так,однажды в Нью-Йорке из окна седьмого этажа выбросился ребенок. Это не былосамоубийством. Впечатлительный мальчик решил повторить подвиги своего любимогогероя – супермена. (2, с. 13)
Пожалуй, не найдется ни одного человека, который неосознавал бы, насколько в нашем обществе распространено насилие. Почти каждыйдень в сводках новостей сообщается о том, что кого-то застрелили, удушили,зарезали, о происходящих в мире войнах и убийствах. Тот факт, что на переломемежду детством и юношестве молодые люди объединяются в группы и разрабатывают вних определенные ритуалы. Основой просмотра видеофильмов является общность,задаваемая определенным возрастным периодом, а также то, что привлекательно длякаждого в острых ощущениях во время показа сцен ужасов и насилия. При этом неимеет значения различия в интересах и потребностях членов группы в другихсферах жизни.
Обобщая, можно сказать, что увлечение ужасами и насилиемв видеофильмах связано с выражением заторможенных страхов и агрессивности.Видео как средство массовой информации, вероятно, привлекает потому, что влюбое время и с любой частотой можно воспроизвести те картины, которые ты тамсоздать не в состоянии или которые хочется посмотреть, а в неисчерпаемоммногообразии фильмов можно воссоздать любые нюансы внутренней напряженности. Взависимости от того, что играет центральную роль в фильме, индивидуальныепредпочтения могут быть отданы тем или иным сценам или же фильмам в целом. Запределами этого глубоко личностного взаимодействия с собственнымбессознательным феномен насилия и ужасов в видеофильмах становится ситуативнымвыражением пубертатных ритуализаций коллективного бессознательного в том, чтоотдельный подросток находит важным для самого себя. Так как взрослые относятсябез понимания и даже с возмущением или осуждением к увлечению подростка такимифильмами, то в этом можно усмотреть существующую в нашем обществе формустолкновения взрослых и подростков, сравнимую с ритуалом инициации. Телевидениене только дает определенную информацию, но и показывает варианты действий,ребенок может их либо отвергать, основываясь на моральных убеждениях, а может ипринимать как легитимные точки зрения морали. Предоставляется широкий выбордействий, нужно только научиться выбирать правильный.
1.3 Влияние музыки на подростка
Особое, приоритетное место в подростковом возрастезанимает восприятие музыки. Пение и музыка всегда играли важную роль в обучениии коммуникации. Дети изучают мир из образцов для подражания, того, что онивидят и слышат. Музыка – часто важная часть внутреннего, отдельного мираподростка. Здесь следует сразу отдифференцировать современную музыку большихчастот и классическую музыку.
Музыка больших частот пользуется массовым спросомподростков. Благодаря экспрессивности, призывающей своим ритмом к движению, этамузыка позволяет подростку включиться в задаваемый ритм и через телесныедвижения выразить свои смутные переживания. Музыка для них выступает в качестверегулятора поведения: «Являясь знаками аффективных состояний, музыкальныепроизведения организуют поведение (в первую очередь аффекты), то овладевая ими,то преодолевая его» (1, с. 199)
Многие исследователи показали, что музыка оказываетглубокое влияние на физиологические реакции – усиливает метаболизм (обменвеществ), усиливает или уменьшает мускульную энергию, изменяет дыхание, меняеткровяное давление, дает физическую основу для эмоций. Музыка, и в частностимузыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которыеподобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах. Классическойработой в этой сфере является исследование, проведенное в конце 19 века К.Бюхером, в котором он показывает перспективность ритмического строя работы,осуществляемой благодаря различным видам трудовых песен. Сегодня исследованиявоздействия музыки на физиологию и психику человека продолжаются. (6, с. 378)
Оказалось, что именно подростки и юношество наиболеесензитивны к воздействию музыки. Именно эта категория людей стремитсявоспринимать музыку на пределе возможного. Поэтому молодая аудитория такстремится к поп — и рок-музыке.
Как ритм, так и частота ведут к зависимости от них –появляется потребность во все более высоких частотах, приближающихся культразвуку.
При всем внешне демонстрируемом стремлении ксамостоятельности подросток, по существу, проявляет себя как негатив иконформист. Именно в зависимости от сверстников он утверждает свою «самость».Музыка как нельзя лучше погружает подростков в зависимость от ритмов, высоты,силы и т.д., объединяет всех метаболическими ощущениями темных телесных функцийи создает сложную гамму слуховых, телесных и социальных переживаний. При этомчем более мощное психофизиологическое воздействие оказывает музыка, тем больший«кайф» получает погруженная в музыку масса подростков, тем в большей мерекаждый подросток отрешается от самого себя. Японские журналисты провелиэкспресс-исследование в крупнейших рок — залах Токио. Они произвольно задавалиюной публике три вопроса: «Как вас зовут?», «Где вы находитесь?», «Какой теперьгод?». Оказалось, что ни один из опрошенных не смог ответить на эти простые, обычныевопросы. Под воздействием музыки произошла потеря самоидентичности. (2, с. 14)
Увлечение рок – музыкой (рокеров) нередко сравнивают снаркоманами, так как они уже не могут отказаться от препровождения времени внерок-музыки. Действительно, привыкание к высоким частотам, к выраженному ритмуобъясняется возникающей зависимостью психофизиологического и социального плана.
Одна из потребностей восприятия музыки –музыкально-ритмическое чувство, то есть способность активно (двигательно)переживать музыку и точно воспроизводить его. Слышание музыки совершеннонепосредственно сопровождается двигательными реакциями. В подростковойсубкультуре эти реакции оформлены в определенные (современные) танцевальныедвижения. Чем отчетливее ритмы, тем более совпадают с ними танцевальныедвижения.
То, что происходит в массе случаев с подростом в этойсфере, — явление, отражающее начальный уровень развития восприятия музыки. Посуществу, оно сводится к переживанию ритма и больших частот музыкальных звуковв сочетании с телесными движениями. Это явление относится к возрасту, поэтому вдальнейшем выросшие из подросткового возраста люди перестают с таким жеэнтузиазмом отдаваться музыке больших частот.
Наряду с массовым погружением в поп — и рок-музыку можноотметить склонность отдельных подростков к восприятию классической музыки.Последнее требует наличия трех основных музыкальных способностей. Б.М. Тепловхарактеризует эти способности следующим образом:
Ладовое чувство, то есть способность эмоциональноразличать ладовые функции звуков мелодии или чувствовать эмоциональнуювыразительность звуковысотного движения. Эту способность можно назвать иначе –эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовоечувство образует неразрывное единство с ощущением музыкальной высоты,отчлененной от тембра.
Проявляется оно в восприятии, узнавании мелодии, вчувствительности к точности интонации. Наряду с чувством ритма ладовое чувствообразует основу эмоциональной отзывчивости на музыку. В детском возрастехарактерное проявление этого чувства – любовь и интерес к слушанию музыки.
Способность к слуховому представлению, то естьспособность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающимизвуковысотное движение. Эту способность можно иначе назвать слуховым или репродуктивнымкомпонентом музыкального слуха. Она образует основное ядро музыкальной памяти имузыкального воображения.
Музыкально-ритмическое чувство. Комплекс основныхмузыкальных способностей образует ядро музыкального восприятия. Специальнойспособностью, сформированной на восприятии музыки, является музыкальный слух. (8,с. 322)
В музыкальном слухе слиты в неразрывное целое восприятиевысоты, силы, тембра, а также и более сложных элементов: фразировки, формы,ритма и т.д.
С.Л. Рубинштейн писал, что «музыкальный слух в широкомсмысле слова выходит собственно не только за пределы ощущения, но и за пределывосприятия. Музыкальный слух, понимаемый как способность воспринимать ипредставлять музыкальные образы, неразрывно связан с образами памяти и воображения».(7, с. 111)
Подросток, увлеченный слушанием музыки и включенный висполнительскую музыкальную деятельность, погружен в развитие у себямузыкальных способностей: он стремится совершенствовать мелодический слух,ладовое чувство, стремится развить гармонический слух и способность к слуховымпредставлениям. Развивая внутренний слух, он погружается в поток музыкальноговоображения и испытывает глубокое духовное чувство. (6, с. 389)
Но часто подростки получают удовольствие от недопущениявзрослых к своей музыкальной культуре, а для родителей это становится поводом красстройству.
Родителей часто беспокоит серьезные ухудшения в тематикенекоторой рок-музыки, включая пользующиеся спросом альбомы, продвинутыеведущими звукозаписывающими компаниями, например:
Пропаганда и гламуризация употребления наркотиков иалкоголя;
Образы и явная лирика, представляющая самоубийство как«альтернативу» или «решение»;
Сцены насилия в клипах;
Занятия оккультизмом; песни о сатанизме и человеческойжертве, частые инсценировки этих ритуалов во время концертов;
Секс, который сосредотачивается на садизме, мазохизме,кровосмешении, обесценивании женщины, и насилие по отношению к ней.
Родители должны помочь подросткам, обращая внимание на ихпокупки, прослушивая и просматривая образцы и помогая им идентифицироватьмузыку, которая может быть разрушительной.
Музыка не будет представлять опасность для подростка,жизнь которого счастлива и здорова. Но если подросток постоянно окруженмузыкой, которая отражает серьезные разрушительные темы, и при этом у негонаблюдаются изменения в поведении, вроде изоляции, депрессии, злоупотреблениямилекарственными препаратами, алкоголем или наркотиками, то в этом случаенеобходимо обратить внимание на его душевное здоровье.
1.4 Подросток и компьютер
Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Технический прогрессостановить невозможно, и, хотим мы того или нет, компьютерная грамотностьстановится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, еслихотите, цивилизованности человека. Трудно представить себе человека,претендующего на хорошую должность и при этом не владеющего компьютером. Современноесостояние дел таково: если в середине-конце 90-х годов в числе наиболее частыхзанятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то теперьувлечение компьютером потеснило прежние увлечения. Около 70% современныхшкольников, отвечая на вопрос о своих интересах и увлечениях, упоминаюткомпьютер, Всемирную сеть Интернет, практически наравне с занятиями спортом,прогулками и общением с друзьями. Что такое Интернет? «Интернет – этоглобальная компьютерная сеть, предоставляющая огромные свободы пользователям».Но сейчас, это уже нечто большее, чем просто сеть. Теперь Интернет стал еще иисточником, через который террористы организовывают теракты, через которыйпродают наркотики, через который продают детей. В Интернете есть пристанищатысячи извращенцев и психически неполноценных личностей.
Более 54% пользователей Интернета уверены, что сетьоказывает положительное влияние на их жизнь, но 46% ощущают негативное влияниеИнтернета. Эта часть пользователей опасаются отрицательного влияния «сетевогообраза жизни» на свое здоровье и физическую форму. Они чаще всего замечалинегативное влияние Интернета на состояние их рук и пальцев, на режим сна, зрение.А молодежь от 14 до 34 лет, которая более склонна видеть в сети сильныйположительный фактор, при этом значительно чаще жалуется на порчу зрения иосанки из-за долгого сидения за компьютером. (4, с. 211)
Что же такое Интернет глазами подростка? Прежде всего – этосредство развлечения, а уж потом источник знаний и помощник в учебе. Да и, честноговоря, не все второе применяют. Очень малый процент подростков используюткомпьютер и Интернет в учебных целях. Большая часть подростков проводятогромное количество времени в различных чатах и форумах, что, по их мнению,расширяет кругозор и мировоззрение. Но ведь на самом деле это совершенно нетак. От этого они становятся только глупее и ограниченнее – в общении и всвободе в целом. Это уже в некоторых случаях перерастает в зависимость. Но, ксожалению, доказать это самому подростку невозможно. Он должен сам это понять иосознать, только тогда возможно все изменить. Для большинства подростковВсемирная сеть – это очередная игрушка для получения интересующей его информации,полезной с его точки зрения, но никак не сточки зрения взрослых. Миллионы людейнаходятся в своеобразной зависимости от Интернета, и это не только подростки, нои вполне взрослые мужчины и женщины. Интернет помогает многим заменять общениев реальной жизни. Интернет дает иллюзию вседозволенности. В сети существуютклубы самоубийств, клубы наркоманов, клубы начинающих террористов. В такихклубах можно заказать собственную смерть, купить пару шашек динамита, обучитьсяправильно подбирать и колоть наркотики. В Интернете полно порнографии.Большинство молодых людей покупают модем лишь для того, чтобы зайти напорносайт. В Интернете легко можно найти сайты, где свободно продаютсявидеоматериалы с детской порнографией. А ведь на подобный сайт может зайти любойчеловек, в том числе и дети 13-16 лет. К сожалению, негативная информация вИнтернете на данный момент преобладает. Длительная работа за компьютеромнегативно сказывается на многих функциях человеческого организма, особенновредоносно влияние в подростковом возрасте, так как именно сейчас организмребенка усиленно растет и развивается.
Если зрение, слух могут испортиться посредствомклавиатуры, «мыши» или монитора, то на психику человека в первую очередь влияютвиртуальные вещи – игры и Интернет. Вот какие психологические симптомы можетиспытывать подросток, если он относится к группе Интернет — зависимых людей:
Хорошее самочувствие или эйфория за компьютером
Невозможность остановиться
Пренебрежение семьей и друзьями
Ощущение пустоты, раздражения не за компьютером
Проблемы с учебой
Интернет плох тем, что не имеет границ. То есть, он неограждает подростков от ненормативной информации, которую им совершенно незачемзнать. Из всего выше сказанного следует то, что остается надеяться только насознание самих детей, на их честность. Было бы лучше, если бы каждый ребенокзадумался о своих поступках, о том, сколько драгоценного времени он теряет,просиживая в Интернете за бессмысленным занятием. Подростковый период – этосамое замечательное время, которое нужно заполнить яркими моментами и провестиего с пользой.
Как бороться с негативным влиянием Интернета на ребят? Наданный момент во всех общеобразовательных школах подключен бесплатная Всемирнаясеть. И поставлены специальные «фильтры», которые не позволяют заходить насайты неучебного характера. Это только один из способов борьбы государства снегативным влиянием Интернета на подростков.
Интернет с каждым днем все больше развивается, сферауслуг его расширяется. А такими темпами, если не придумать радикальных методовпо контролю над теми, кто его посещает, то наше общество начнет деградировать.Этот процесс уже начался, а что будет дальше, зависит только от нас самих.Бесконтрольное посещение Интернета – это на самом деле очень большая проблема,которая требует незамедлительного решения.
Здесь же хочется отметить о влиянии компьютерных игр наподростка. Только в начале 70-х годов озабоченная благом детей общественность иотдельные родители и воспитатели начали проявлять беспокойство по поводувоенных игрушек. Затем внимание к себе привлекли игровые залы и установленные вних автоматы с военными играми. Сейчас же основное зло для подростков видят ввидеоиграх в войну на персональных компьютерах третьего поколения.
Но игры бывают разными. Например, в операционную системуWindows входит стандартный набор игр — как правило, пасьянсы. Могут быть хорошидля отдыха и переключения, если приходится долго работать за компьютером,тренируют мышление, внимание. Из этой же серии игры-головоломки, игры набыстроту реакции, например, компьютерный настольный теннис. Стратегические игрыпредполагают, что игрок управляет целым компьютерным миром — строит дома,завоевывает территории, добывает, например, нефть, золото. Есть разновидностькомпьютерных игр, называемых «Квест». Суть в том, что герой попадает в какую-тосложную, запутанную ситуацию, или получает какое-то задание, ему предстоитприключение. Задача играющего — разгадывать тайны, головоломки, сопутствующиеприключению. Такие игры, как правило, не содержат сцен насилия. Такие игрымогут быть хороши тем, что развивают пространственное мышление, память. Воснове таких игр могут лежать реальные исторические события — например, расцвети падение римской империи, великие войны. Так что при грамотном подходе такиеигры могут пробудить интерес к истории, дают возможность почувствовать себяучастником событий, происходящих давным-давно. Отрицательным моментом таких игрможно назвать возникающую иллюзии всевластия и опасность ухода от реальности ввиртуальный иллюзорный мир. Кроме того, практически все компьютерные игры имеюттакую особенность: на определенном этапе игры можно сохраняться, чтобы в случаенеудачи (например, гибели героя) можно было вернуться и начать сначала. Вреальной жизни такой возможности нет, но дети, к сожалению, этого не понимают — что живем-то мы без черновика, и то, что сделано, порой уже не исправить. Хужедело обстоит с различными «стрелялками». Вид на экране, как правило,соответствует виду из собственных глаз, то есть играющий не просто видит героя,а сам превращается в него. При этом его задача — уничтожить как можно большеврагов. В таких играх сцены насилия действительно могут оказатьсяразрушительными для детской психики, провоцируя детей на агрессивное поведениев реальной жизни. При современном уровне графики кровь на экране после выстрелагероя может показаться вполне реальной. Задача родителей — однозначно недопустить появления таких игр у ребенка. Однако возросшая опасность, тем неменее, не повод для вторжения в сферу влияния семьи даже с целью защитымолодежи. Кроме того, уже нереально остановить творческую фантазию детей иподростков, которые порой лучше многих взрослых педагогов составляюткомпьютерные программы для таких игр. До сих пор идет жаркая дискуссия о том,оказывает ли на самом деле эти военные действия огрубляющее действие на нашумолодежь, действительно ли они прокладывают им путь, если не к третьей мировойвойне, то, по меньшей мере, к тотальному подчинению игровых установок военныминтересам. Считается, что вредное влияние хотя и не было доказано, но егополностью нельзя исключить. Не хватает методически безупречных исследований,касающихся влияния видеоигр на детей и подростков.
В этой главе мы попытались показать особенностиподросткового периода, а также влияние массовой культуры на интересы иувлечения подростков. (3, с.154)
2. Влияние массовой культуры на интересы подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуютразличные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информациюиз наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов. Ряд интересов,видов их времяпрепровождения подростков мы попытались выстроить на основевыводов собственных исследований.
Так, посмотреть телевизор в среднем предпочитают около70% учащихся, слушать музыку – 65%, проводить время с друзьями – 43.4%, читатькниги, газеты, журналы 15.8%, играть в компьютерные игры – 24%, посещатьспортивные кружки – 12.3%.
Учащимся – подросткам в возрасте от 12 до 16 лет былопреложено ответить на вопросы в форме анкеты. В анкетировании принимало участие23 подростка. Анкета носила открытый характер, то есть дети сами вписывалиответы, исходя из личных эмоций и предпочтений.
Вопросы анкеты:
Укажи имя, возраст
Много ли у тебя свободного времени?
Что ты любишь делать в свободное время?
Есть ли у тебя хобби? Какое?
Что ты любишь смотреть по телевизору?
В какие компьютерные игры ты любишь играть?
Как долго ты проводишь время перед телевизором,компьютером, сколько времени общаешься по телефону?
Любишь ли ты читать? Если да, то каким книгам, газетам,журналам ты отдаешь предпочтение?
Какую музыку ты любишь слушать?
Как вы думаете, хорошо или плохо влияет Интернет на человека?
Результаты анкеты представлены в форме диаграммы вприложении №1.
Приоритеты в выборе той или иной формы досуга не совпадаюту девочек и мальчиков, у младших и старших школьников, но телевидение – почти увсех на первом месте. Мы задали вопрос ребятам, какие телепередачи онипредпочитают смотреть по телевизору. Данные этого опроса представлены вприложении №2. Являясь доминирующим досуговым компонентом, оно заслуживаетособого внимания при анализе его роли в освоении различной информацииподростками и юношеством, ведь для этого возрастного периода характерныинтенсивное формирование мировоззрения, становление духовно-нравственных основи ценностных ориентаций личности, ее социализация. Оценки роли массовойкультуры в обществе, его влияния на духовное развитие человечества порой бываютсовершенно противоположными. СМИ как бы и «окно в мир», но с другой стороныего, а особенно телевидение и компьютер, с уверенностью можно назвать и «ящикомдля дураков». Мнение подростков по поводу вопроса о том, положительно илиотрицательно влияет Интернет на подростков, также представлен в форме диаграммыв приложении №3.
Вопрос об избирательном отношении подростков к информациив силу несформированности их убеждений может рассматриваться в двух плоскостях.С одной стороны, многое зависит от степени привлекательности формы подачиматериала, способов организации воздействия на подростка, с другой – отгруппового (семья, сверстники) опосредования личностного восприятия или диктатамоды. Кроме этого, механизм восприятия и освоения культурной информацииподросткам сопоставим с тем, что мы называем эффектом ненаправленноговоспитания: скажем, ребенок в семье воспринимает не вербализованные формулыродителя, а модель его реального поведения.
Указанный способ воздействия массовой культуры наподростка представляет собой явление глубоко неоднозначное: его положительныестороны связаны с процессами социализации индивида, эффективными способамипередачи социального опыта; отрицательные касаются же возможностейманипулирования сознанием, навязывания тех или иных стереотипов мышления иповедения. Здесь возникает проблема поиска своего рода «противоядия» противподобного манипулирования. Основой такого «противоядия» является воспитание идуховное развитие личности подростка.
Специфика восприятия и освоения школьником информации вогромной степени зависит от той среды, того круга общения и тогосоциально-культурного и духовного контекста, в которых происходит еговзаимодействие с информационным каналом. Кроме того, сам акт восприятия нередкосопровождается интенсивным межличностным общением по поводу воспринимаемогоматериала, чем в значительной мере определяется механизм его усвоения.
Заключение
В данной работе мы исследовали влияние массовой культурына увлечения подростков. Мы считаем, что все поставленные цели и задачи былидостигнуты. Массовая культура в той или иной степени, несомненно, влияет наинтересы подростка. Было выявлено как положительное, так и отрицательноевлияние.
Содержательные интересы, увлечения, стремления дают стольхарактерную для подросткового и юношеского периодов развития интенцию вбудущее. Только на основе личных, неотчужденных интересов возможна полноценнаясоциализация подростка, его интегрирование во взрослый мир, где царствуетсвобода выборов и поступков и ответственность за их последствия.
Вместе с тем сегодня можно наблюдать у подростков июношей нарастающий дефицит интересов и увлечений. Стало типичным обращение кпсихологу родителей старшеклассников в связи с тотальным отсутствием каких-либосодержательных интересов у их взрослеющих детей. Родители ждут от специалистаприменения особых средств, помогающих определить сферу, в которой их ребенокволшебным образом найдет себя и станет с охотой и усердием учиться и трудиться.
К сожалению, эти нереалистические ожидания обычнооказываются обманутыми: никакое, даже идеально подходящее к имеющимся задатками способностям человека занятие не может стать для него желанным и приносящимудовлетворение, если отсутствует интерес. При внимательном рассмотрениидефицита склонностей и интересов, типичного для старшеклассников, оказывается,что в большинстве случаев речь идет не о полном их вакууме, а о некоторомнаборе, который, однако, не удовлетворяет старших и не может определить важныежизненные выборы подростка. Взрослеющего ребенка тянет к обществу сверстников,занятых, на взгляд стороннего наблюдателя, пустым времяпрепровождением. Он склоненпросиживать часы перед телевизором, просматривая не слишком интеллектуальныефильмы, или за компьютером, путешествуя маршрутами «ходилок» и «стрелялок». Онведет бесконечные, раздражающие старших своей очевидной бессодержательностьютелефонные разговоры или предается аналогичному процессу в виртуальномпространстве чата. Но зачастую он совершенно не способен сосредоточиться наболее содержательном занятии, так как оно представляется ему скучным и к томуже незначительным в глазах его друзей. На деле такие «бессодержательные» видыдеятельности (или бездействия) подростков достаточно важны. Общение сосверстниками, обмен ничего не значащими (для постороннего взгляда), ноисполненными глубокого смысла (на взгляд самих ребят) репликами, мнениями,впечатлениями — тонкая работа, результат которой — новый уровень самосознания,понимания себя и другого.
Список использованной литературы
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.,1968
2. В поисках допинга//Московский комсомолец, 29.08.2002. –с.8
3. Кент П.Интернет/ пер. с англ. В.Л. Григорьева. – М.: Компьютер,ЮНИТИ,1996
4. Крол Э. Все об Интернет: Руководство и каталог/ пер. с англ. С.М.Тимачева. – Киев, BNV,1995
5. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненныйцикл развития человека. Учеб. пособие для студ. вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство,отрочество: Учеб. для студ. вузов. – М.: Академия, 2000
7. Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии. – М.,1976
8. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – М.,1961
9. Энциклопедия преступлений и катастроф: дети-преступники. – Минск, 1996