Реферат по предмету "Психология"


Влияние депрессии на психические состояния учителя и как следствие на его учебную деятельность

Курсовая работа
Тема: Влияние депрессии на психические состоянияучителя и как следствие на его учебную деятельность
Содержание
Введение
1. Депрессивные синдромы
1.1Депрессия и ее эволюционное развитие
1.3Лечение депрессии
1.4Прогноз депрессии
2. Проявление агрессии у учителей, как следствиедепрессивного состояния
2.1Понятие агрессии
2.2Истоки возникновения
2.3 Отражениевлияния депрессии на детей
3. Снижение работоспособности и эффективностипреподавания у учителей
Заключение
Литература

Введение
Внастоящее время особую актуальность приобретает анализ исследования развитиядепрессивного состояния у учителей. Учителя ответственны за подрастающеепоколение нашей страны, поэтому необходимо рассмотреть, что представляют собойдепрессивные синдромы, выявить факторы, которые порождают депрессивноесостояние, рассмотреть агрессию, как этап депрессивного состояния.
Чтопроизойдет, если это состояние возникнет: повысится и уменьшится работоспособностьвот вопросы, на которые мы должны ответить.

1. Депрессивные синдромы 1.1 Депрессия и ее эволюционное развитие
Депрессивныесиндромы (лат. depressio подавленность, угнетение; синдром, сининонимы:депрессия, меланхолия) – психические расстройства, основным признаком которыхявляется подавленное, угнетенное, тоскливое настроение, сочетающееся с рядомидеаторных (расстройства мышления), моторных, а также соматовегетативныхнарушений. Депрессивные синдромы, как и маниакальные, относятся к группеаффективных синдромов – состояний, характеризующихся различными болезненнымиизменениями настроения[1].
Депрессивныесиндромы – одно из наиболее распространенных паталогических расстройств,встречающихся почти при всех психических заболеваниях, особенности которыхотражаются на проявлениях депрессий. Общепринятой классификации депрессивныхсиндромов нет.
Депрессивныесиндромы имеют тенденции к неоднократному повторному развитию, поэтомузначительно нарушают социальную адаптацию части больных, меняют их жизненныйритм и в ряде случаев способствуют ранней инвалидизации; это относится как кбольным с выраженными формами заболевания, так и к многочисленной группебольных со стертыми клиническими проявлениями болезни. Кроме того, депрессивныесиндромы представляют опасность в отношении самоубийства.
Депрессивныйсиндром может исчерпывать всю клиническую картину заболевания либо сочетаться сдругими проявлениями психических расстройств.
Клиническаякартина депрессивных синдромов неоднородна. Это связано не только с различнойинтенсивностью проявлений всего депрессивные синдромы или отдельных егокомпонентов, но и с присоединением иных признаков, включающихся в структурудепрессивных синдромов.
Кнаиболее распространенным, типичным формам депрессивные синдромы относятся такназываемые простые депрессии с характерной триадой симптомов в виде сниженного,тоскливого настроения, психомоторного и интеллектуального торможения. В легкихслучаях или в начальной стадии развития депрессивные синдромы больные нередкоиспытывают чувство физической усталости, вялости, утомляемости. Отмечаетсяснижение творческой активности, тягостное чувство неудовлетворенности собой,общее снижение психического и физического тонуса. Сами больные часто жалуютсяна «лень», безволие, на то, что не могут «взять себя в руки». Сниженноенастроение может иметь самые различные оттенки – от чувства скуки, грусти,легкой утомляемости, подавленности до чувства угнетенности с тревожностью илимрачной угрюмости. Появляется пессимизм в оценке себя, своих способностей,социальной ценности. Радостные события не находят отклика. Больные стремятся куединению, чувствуют себя не такими, как раньше. Уже в начале развитиядепрессивные синдромы отмечаются стойкие нарушения сна, аппетита,желудочно-кишечные. расстройства, головные боли, неприятные тягостные ощущенияв теле. Это так называемый циклотимический тип депрессий, характеризующийсянеглубокой степенью расстройств.
Приуглублении тяжести депрессии нарастает психомоторная и интеллектуальнаязаторможенность; тоска становится ведущим фоном настроения. В тяжелом состояниибольные выглядят подавленными, мимика скорбная, заторможенная (гипомимия) илиполностью застывшая (амимия). Глаза печальные, верхние веки полуопущены схарактерной складкой Верагута (веко изогнуто углом вверх во внутренней еготрети). Голос тихий, глухой, монотонный, маломодулированный; речь скупая,ответы односложны. Мышление заторможено, с бедностью ассоциаций, спессимистической направленностью на прошлое, настоящее, будущее. Характернымысли о своей неполноценности, никчемности, идеи вины или греха (Депрессивныесиндромы с идеями самообвинения и самоуничижения). При преобладаниипсихомоторной заторможенности движения больных замедленны, взгляд потухший,безжизненный, устремлен в пространство, слезы отсутствуют («сухая» депрессия);в тяжелых случаях отмечается полная обездвиженность, оцепенение (депрессивныйступор) – ступорозная депрессия. Эти состояния глубокой заторможенности могутиногда внезапно прерываться состояниями меланхолического неистовства (raptus melancholicus) — взрывом чувства отчаяния, безысходности состенаниями, стремлением к самоувечью. Нередко в такие периоды больные кончаютжизнь самоубийством. Особенностью тоски является физ. ее ощущение в груди, всердце (anxietas praecordialis), в голове то в виде«душевной боли», жжения, то в виде «тяжелого камня» (так называемое витальноечувство тоски).
Каки в начальной стадии, во время полного развития депрессивные синдромы остаютсявыраженными соматовегетативные расстройства в виде нарушения сна, аппетита,наличия запоров; больные теряют в весе, снижается тур-гор кожи, конечностихолодные, цианотичные, АД снижается или повышается, расстраиваются эндокринныефункции, снижается половой инстинкт, у женщин нередко прекращаются месячные.Характерно наличие суточного ритма в колебании состояния, чаще с улучшением квечеру. При очень тяжелых формах депрессивные синдромы суточные колебаниясостояния могут отсутствовать.
Помимовышеописанных наиболее типичных форм, существует ряд других разновидностейдепрессивных синдромов, связанных с видоизменением основных депрессивныхрасстройств. Выделяют улыбающуюся депрессию, для которой характерна улыбка приналичии горькой иронии над самим собой в сочетании с крайне угнетеннымсостоянием духа, с чувством полной безнадежности и бессмысленности своегодальнейшего существования.
Приотсутствии значительного моторного и интеллектуального торможения наблюдаютсядепрессии с преобладанием слез – «слезливая» депрессия, «брюзжащая» депрессия,с постоянными жалобами – «ноющая» депрессия. В случаях динамической депрессиина первый план выступает снижение побуждений с наличием элементов апатии,чувства физического бессилия, без истинной моторной заторможенности. Унекоторых больных может преобладать чувство психической несостоятельности сневозможностью какого-либо интеллектуального напряжения, при отсутствиизаторможенности и тоски. В других случаях развивается «мрачная» депрессия счувством неприязни, злобного отношения ко всему окружающему, нередко с дисфорическимоттенком или с тягостным ощущением внутреннего недовольства собой, сраздражительностью и угрюмостью.
Выделяютсятакже депрессивные синдромы с навязчивостями. При неглубокой психомоторнойзаторможенности может развиться депрессивные синдромы с «чувством бесчувствия»,потерей аффективного резонанса, заключающейся в снижении возможностиреагировать на ситуацию и внешние явления[2]. Больныестановятся как бы эмоционально «каменными», «деревянными», не способными насопереживание. Ничто их не радует, не волнует (ни родные, ни дети). Подобноесостояние обычно сопровождается жалобами больных на утрату эмоций, чувств (anaesthesia psychica dolorosa) – депрессивные синдромы сдепрессивной деперсонализацией, или анестетическая депрессия. В ряде случаевдеперсонализационные расстройства могут быть более глубокими – с ощущениемзначительной измененности своего духовного «Я», всего склада личности(депрессивные синдромы с деперсонализацией); некоторые больные жалуются наизмененное восприятие внешнего мира: мир как бы теряет краски, все окружающиепредметы становятся серыми, блеклыми, тусклыми, все воспринимается как сквозь«мутный колпак» или «через перегородку», порой окружающие предметы становятсякак бы нереальными, неживыми, как будто нарисованными (депрессивные синдромы сдереализацией). Деперсонализационные и дереализационные расстройства обычносочетаются.
Большоеместо среди депрессивных синдромов занимают тревожные, тревожноажитированныеили ажитированные депрессии. При таких состояниях психомоторная заторможенностьзаменяется общим двигательным беспокойством (ажитация) в сочетании с тревогой истрахом. Степень выраженности ажитации может быть различной – от нерезкогодвигательного беспокойства в виде стереотипного потирания рук, теребленияодежды или хождения из угла в угол до резкого двигательного возбуждения сэкспрессивно-патетическими формами поведения в виде заламывания рук, стремлениябиться головой о стену, разрывать на себе одежду со стонами, рыданиями,причитаниями или однотипными монотонными повторениями какой-либо фразы, слова(тревожная вербигерация).
Притяжелых депрессиях характерно развитие депрессивно-параноидного синдрома,отличающегося остротой, резко выраженным аффектом тревоги, страха, идеями вины,осуждения, бредом инсценировки, ложными узнаваниями, идеями особой значимости.Может развиться синдром громадности с идеями вечных мук и бессмертия илиипохондрического бреда фантастического содержания (нигилистический бред Котара,меланхолическая парафрения). На высоте заболевания возможно развитиеонейроидного расстройства сознания.
Депрессияможет сочетаться с кататоническими расстройствами. При дальнейшем усложненииклиники депрессивные синдромы могут появиться идеи преследования, отравления,воздействия или присоединиться слуховые как истинные, так и псевдо галлюцинациив рамках синдрома Кандинского.
Заттес(Н. Sattes, 1955), Петрилович (N. Petrilowitsch, 1956), Леонгард (К. Leonhard, 1957), Янцарик (W. Janzaric, 1957) описали депрессивные синдромы с преобладанием соматопсихических,соматовегетативных расстройств. Для этих форм не свойственны глубокая моторнаяи психическая заторможенность. Характер и локализация сенестопатическихрасстройств могут быть самыми различными – от простого элементарного чувстважжения, зуда, щекотания, прохождения холода или тепла с узкой и стойкой ихлокализацией до сенестопатий с широкой, постоянно меняющейся локализацией.
Нарядус вышеописанными формами депрессивные синдромы ряд авторов выделяют обширнуюгруппу так называемых скрытых (стертых, ларвированных, маскированных,латентных) депрессий. По данным Якобовского (В. Jacobowsky,1961), скрытые депрессии встречаются значительно чаще, чем выраженные, инаблюдаются преимущественно в амбулаторной практике.
Подскрытыми депрессиями понимают такие депрессивные состояния, которые проявляютсяв первую очередь соматовегетативными расстройствами, тогда как типичнодепрессивные симптомы стираются, практически полностью перекрываясьвегетативными. От принадлежности этих состояний к депрессивным можно говоритьлишь на основании периодичности этих расстройств, наличия суточных колебаний,положительного терапевтического эффекта от применения антидепрессантов илиналичия в анамнезе аффективных фаз или наследственной отягощенностиаффективными психозами.
ЛопесИбор (J. Lopez Ibor, 1968) и Лопес Ибор Алиньо (J.Lopez Ibor АПпо, 1972) выделяют депрессивные эквиваленты,возникающие вместо депрессий: состояния, сопровождающиеся болями и парестезиями– головные боли, зубная боль, боль в пояснице и других частях тела,невралгические парестезии (соматические эквиваленты); периодическая психическаяанорексия (периодическое отсутствие аппетита центрального происхождения);психосоматические состояния – страхи, навязчивости (психические эквиваленты).Пишо (Р. Pichot, 1973) выделяет еще токсикоманические эквиваленты,например запои.
Длительностьларвированных депрессий различна. Отмечается тенденция к их затяжному течению.Крейтман (N. Kreitman, 1965), Серри и Серри (D. Serry,М. Serry, 1969) отмечают продолжительность их до 34 мес. и выше.
Распознаваниеларвированных форм позволяет применить к ним наиболее адекватнуютерапевтическую тактику. Близки по клинической картине к скрытым депрессиям«депрессии без депрессий», описанные Приори (R. Priori,1962), и вегетативные депрессии Лемке (R. Lemke,1949). Среди «депрессий без депрессий» выделяют следующие формы: чистаявитальная, психоэстетическая, сложная ипохондрическая, алгическая,нервно-вегетативная. Для вегетативных депрессей Лемке характерна периодическаябессонница, периодическая астения, периодически наступающие головные боли, болиили сенестопатии в различных частях тела, периодические ипохондрическиесостояния, фобии.
Всевыше описанные разновидности депрессивные синдромы встречаются при различныхпсихических заболеваниях, не отличаясь строгой специфичностью. Можно лишьговорить о предпочтительности некоторых видов депрессивные синдромы дляопределенного вида психоза. Так, для неврозов, психопатий, циклотимий,некоторых видов соматогенных психозов характерны неглубокие депрессивныесиндромы, протекающие или в виде простой циклотимоподобной депрессии, депрессиисо слезливостью, астенией, или с преобладанием соматовегетативных расстройств,навязчивостей, фобий или нерезко выраженныхдеперсонализационно-дереализационных расстройств[3].
ПриМДП – маниакально-депрессивном психозе – наиболее типичны депрессивные синдромыс отчетливой депрессивной триадой, анестетические депрессии или депрессии спреобладанием идей самообвинения, тревожные или тревожно-ажитированныедепрессии.
Пришизофрении диапазон разновидностей депрессивных синдромов наиболее широк – отлегких до наиболее тяжелых и сложных форм, как правило, встречаются атипичныеформы, когда на первый план выступает адинамия с общим снижением всехпобуждений или преобладает чувство неприязни, мрачно-злобного настроения. Вдругих случаях на первый план выступает депрессия с кататоническимирасстройствами. Часто отмечается сложный депрессивные синдромы с бредомпреследования, отравления, воздействия, галлюцинациями, синдромом психическогоавтоматизма. В значительной мере особенности депрессий зависят от характера истепени изменения личности, от особенностей всей клиники шизофреническогопроцесса, глубины его расстройств.
Припоздних эволюционных депрессиях отмечают ряд общих характерных для них черт –менее выраженный аффект тоски с преобладанием угрюмости и либораздражительности, ворчливости, либо тревоги и ажитации. Нередко происходитсдвиг в сторону бредовой симптоматики (идеи ущерба, обнищания, ипохондрическийбред, бред обыденных отношений), благодаря чему отмечается стирание клин.граней в описании инволюционной депрессии, депрессии при МДП, шизофрении илиорганических заболеваниях. Характерна также малая динамика, поройпротрагированное течение с «застывшим», монотонным аффектом и бредом.
Реактивные(психогенные) депрессии возникают в результате психических травм. В отличие отдепрессивных синдромов, при МДП здесь основное содержание депрессии заполненопсихореактивной ситуацией, с устранением которой обычно проходит и депрессия;отсутствуют идеи первичной вины; возможны идеи преследования, истерическиерасстройства. При затяжной реактивной ситуации депрессивные синдромы может бытьпротрагированным с тенденцией к его витализации, к ослаблению  реактивныхпереживаний. Следует отличать реактивные депрессии от психогеннопровоцированных депрессий при МДП или шизофрении, когда реактивный фактор либововсе не находит отражения в содержании переживаний больных, либо встречается вначале приступа с последующим преобладанием симптомов основного заболевания.
Всебольше внимания уделяется депрессиям, занимающим промежуточное положение междутак называемое эндогенными, основными формами, встречающимися при МДП ишизофрении, и реактивными депрессиями. Сюда включаются эндореактивные дистимииВайтбрехта, депрессии истощения Кильхольца, депрессии фона и депрессии почвыШнейдера. Хотя всей этой группе депрессий свойственны общие черты,обусловленные сочетанием эндогенных и реактивных черт, выделяют отдельные клин.формы.
Дляэндореактивных дистимии Вайтбрехта характерно переплетение эндогенных иреактивных моментов, преобладание в клинике сенестопатии састеноипохондрическими расстройствами, мрачного, раздражительно-недовольногоили слезливодисфорического настроения, нередко с витальным характером, но сотсутствием первичных идей вины. Незначительное отражение в клиникепсихореактивных моментов отличает эндореактивные дистимии от реактивныхдепрессий; в отличие от МДП, при эндореактивных дистимиях отсутствуетманиакальная и истинно депрессивная фаза, в роду отмечается слабаянаследственная отягощенность аффективными психозами. В преморбиде преобладаютлица сенситивные, эмоционально лабильные, раздражительные, несколько угрюмые.
Длядепрессий истощения Кильхольца характерно преобладание психореактивныхмоментов; заболевание в целом расценивается как психогенно обусловленноепатологическое развитие.
Длядепрессий фона и почвы Шнейдера, как и для дистимии Вайтбрехта, свойственновозникновение аффективных фаз в связи с провоцирующими соматореактивнымифакторами, однако без отражения их в клинике депрессивные синдромы В отличие отдепрессивных синдромов, при МДП нет витального компонента, как нетпсихомоторной заторможенности или ажитации, а также депрессивных бредовых идей.
Присимптоматических депрессиях, обусловленных различными соматогенными илицеребрально-органическими факторами, клиника различна – от неглубокихастенодепрессивных состояний до выраженных депрессий то с преобладанием страхаи тревоги, например, при кардиальных психозах, то с преобладанием вялости,заторможенности или адинамии с апатией при затяжных соматогенных, эндокринныхзаболеваниях или органических заболеваниях головного мозга, то мрачно-злобных,«дисфорических» депрессий при некоторых видах церебрально-органическойпатологии.
Вэтиопатогенезе депрессивные синдромы большое значение придается патологииталамогипоталамической области мозга с вовлечением коры мозга и эндокриннойсистемы. Делей (J. Delay, 1953) при пневмоэнцефалографии наблюдал измененияаффекта. Я.А. Ратнер (1931), В.П. Осипов (1933), Р.Я. Голант (1945), а такжеЕ.К. Краснушпин связывали патогенез с поражением диэнцефально-гипофизарнойобласти и эндокринно-вегетативными нарушениями. В.П. Протопопов (1955) придавалзначение в патогенезе Депрессивные синдромы повышению тонуса симпатической частивысшей нервной системе И.П. Павлов считал, что в основе депрессии лежитснижение деятельности головного мозга за счет развития запредельного торможенияс крайним истощением подкорки и угнетением всех инстинктов.
А.Г.Ивановым-Смоленским (1922) и В.И. Фадеевой (1947) при исследовании больных сдепрессиями были получены данные о быстро наступающем истощении нервных клетоки о преобладании тормозного процесса над раздражительным, особенно во второйсигнальной системе.
Японскиеавторы Сува, Ямасита (N. Suwa, J. Jamashita, 1972) связывают склонность к периодичности впоявлении аффективных расстройств, суточные колебания их интенсивности спериодичностью в функциональной деятельности коркового слоя надпочечников,отражающей соответствующие ритмы гипоталамуса, лимбической системы и среднегомозга. X. Мегун (1958) большое значение в патогенезе депрессивные синдромыпридает расстройству деятельности ретикулярной формации.
Вмеханизме аффективных расстройств важная роль отводится также нарушениям обменамоноаминов (катехоламинов и индоламинов). Полагают, что для депрессивныхсиндромов характерна функциональная недостаточность мозга.
Депрессивныесиндромы ставится на основании выявления характерных признаков в видесниженного настроения, психомоторной и интеллектуальной заторможенности.Последние два признака менее устойчивы и обнаруживают значительнуювариабельность в зависимости от той нозойливой формы, в рамках которойразвивается депрессия, а также от преморбидных особенностей, возраста больного,характера и степени изменения личности.
Дифференциальныйдиагноз. В ряде случаев депрессивные синдромы могут иметь сходство с дисфорией,астеническим состоянием, апатическим или кататоническим синдромами. В отличиеот дисфории, при депрессивных синдромах нет столь выраженного злобногонапряженного аффекта с тенденцией к аффективным взрывам и разрушительнымдействиям; при депрессивных синдромах с дисфорическим оттенком отмечается болеевыраженное снижение настроения с тоскливостью, наличие суточного ритма винтенсивности расстройств, улучшение или полный выход из этого состояния послетерапии антидепрессантами. При астенических состояниях на первый план выступаетповышенная утомляемость в сочетании с гиперестезией, раздражительной слабостью,со значительным ухудшением к вечеру, а при депрессивных синдромах астеническийкомпонент более выражен с утра, улучшается состояние во вторую половину дня,отсутствуют явления гиперестетической эмоциональной слабости[4].
Вотличие от апатического синдрома на фоне глубокого соматического истощения, прианестетической депрессии нет полного равнодушия, безучастности к себе иокружающим, больной тяжело переживает безучастность. При депрессивных синдромахс абулическими расстройствами, в отличие от апатических состояний пришизофрении, эти расстройства не столь выражены. Развиваясь в рамкахдепрессивных синдромах, они не носят постоянного, необратимого характера, аподвержены суточным колебаниям и цикличности в развитии; при депрессивномступоре, в отличие от люцидной (чистой) кататонии, у больных имеются тяжелыепереживания депрессивного характера, отмечается резкая психомоторнаязаторможенность, а кататонический ступор характеризуется значительнымповышением мышечного тонуса. 1.3 Лечение депрессии
Терапияантидепрессантами постепенно вытесняет другие методы лечения. Выборантидепрессивного средства во многом зависит от формы депрессивного синдрома.Выделяют три группы антидепрессивных препаратов:
1) преимущественнос психостимулирующим эффектом – ниаламид (нуредал, ниамид);
2) с широкимспектром действия с преобладанием тимолептического эффекта – имизин (имипрамин,мелипрамин, тофранил) и др.;
3) преимущественнос седативно-тимолептическим или седативным эффектом – амитриптилин (триптизол),хлорпротиксен, меллерил (сонапакс), левомепромазин (тизерцин, нозинан) и др.
Придепрессиях с преобладанием психомоторной заторможенности без выраженного аффектатоски, а также при адинамических депрессиях со снижением волевой и психическойактивности показаны препараты со стимулирующим эффектом (препараты первойгруппы); при депрессиях с преобладанием чувства тоски, витальными компонентами,с моторной и интеллектуальной заторможенностью показаны препараты второй(иногда первой) группы; при тревожных депрессиях, депрессиях сраздражительностью, слезливостью и ворчливостью без выраженной психомоторнойзаторможенности показана терапия препаратами с седативно-тимолептическим илиседативным транквилизирующим эффектом (препараты третьей группы). Тревожнымбольным назначать антидепрессанты с психостимулирующим действием опасно, – онивызывают не только усиление тревоги, возникновение депрессивного возбуждения ссуицидальными тенденциями, но и обострение всего психоза в целом, усиление илипоявление бреда и галлюцинаций. При сложном Депрессивные синдромы(депрессивно-параноидном, при депрессиях с бредом, галлюцинациями, синдромеКандинского) необходимо сочетание антидепрессантов с нейролептиками. Почти всеантидепрессанты обладают побочным действием (тремор, сухость во рту,тахикардия, головокружение, нарушение мочеиспускания, ортостатическаягипотония, иногда гипертонические кризы, переход депрессии в мании, обострение шизофреническойсимптоматики и т.д.). При повышении внутриглазного давления опасно назначатьамитриптилин.
Несмотряна широкое применение психофармакол. средств, по-прежнему имеет значениелечение электросудорожной терапией, особенно при наличии длительных затяжныхформ депрессий, резистентных к лекарственным воздействиям.
Какв клинической, так и в амбулаторных условиях все большее значение приобретаеттерапия солями лития, которые обладают способностью не только воздействовать нааффективные расстройства во время фазы депрессии, но и предотвращать илиотодвигать во времени появление нового приступа и снижать его интенсивность.1.4 Прогноз депрессии
Прогнозв отношении жизни благоприятен, за исключением некоторых соматогенно-органическихпсихозов, где он определяется основным заболеванием. Относительновыздоровления, т.е. выхода из депрессивного состояния, прогноз такжеблагоприятен, но надо учитывать некоторые случаи затяжных, протрагированныхдепрессий, длящихся годами. По выходе из депрессий при МДП больные вбольшинстве случаев практически здоровы, с полным восстановлениемработоспособности и социальной адаптации, у некоторых больных возможнырезидуальные расстройства, близкие к астеническим. При шизофрении в результатеприступа возможно нарастание изменений личности со снижением работоспособностии социальной адаптации.
Менееблагоприятен прогноз относительно повторности развития Депрессивные синдромы –в первую очередь это относится к МДП и приступообразно протекающей шизофрении,где приступы могут повторяться по нескольку раз в год. При симптоматическихпсихозах возможность повторения Депрессивные синдромы очень редка. В целомпрогноз определяется тем заболеванием, в рамках которого развиваетсядепрессивные синдромы.

2.Проявление агрессии у учителей, как следствие депрессивного состояния 2.1 Понятие агрессии
Термин«агрессия» имеет разные значения. Очевидно, что туги, члены религиозной секты вСеверной Индии, действовали агрессивно, когда за время между 1550-м и 1850годами задушили более 2 миллионов людей во славу почитаемой ими богини. Нокогда с помощью термина «агрессивный» описывается чрезвычайно напористыйпродавец, подразумевается явно нечто другое. В чем же различия?
Социальныепсихологи[5] до сих пор спорятпо поводу терминологического определения агрессии, но во многом их мнениясходятся: мы должны иметь более точный словарь, в котором будет различатьсяповедение самоуверенное, энергичное, направленное на достижение поставленнойцели, и поведение, единственная цель которого – причинить боль, навредить илиразрушить. Первое – это напористость, второе – агрессия.
Агрессию– это физическое или вербальное поведение, направленное на причинение кому-либовреда. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли вовремя лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуарах. Подэто определение подпадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже«дразнилки». Исследователи обычно измеряют уровень агрессии, предоставляяиспытуемым самим выбирать величину причиняемого вреда, – скажем, назначатьмощность разряда электрического тока, посылаемого.
Нашеопределение включает в себя два разных типа агрессии. Оба они свойственныживотным: это социальная агрессия, для которой характерны демонстративныевспышки ярости, и молчаливая агрессия, подобная той, что проявляет хищник,когда подкрадывается к своей жертве. Питер Марлер (PeterMarier, 1974) сообщает, что социальная агрессия и молчаливаяагрессия связаны с функционированием разных отделов мозга. У людей психологиразличают два типа агрессии: враждебная агрессия и инструментальная агрессия.Источник враждебной агрессии – это злость. Ее единственная цель – причинитьвред. В случае агрессия, являющая инструментальной агрессии причинение вреда несамоцель, но средство достижения какой-либо иной позитивной цели. В 1990 годуполитические лидеры оправдывали войну в Персидском заливе, рассматривая ее некак злодейскую попытку убить 100000 иракцев, но как средство освобожденияКувейта.
Итак,враждебную агрессию мы можем назвать «горячей», инструментальную – «холодной».
Иногдатрудно провести различие между враждебной и инструментальной агрессией. То, чтоначинается с холодного расчета, может разжечь вражду. Тем не менее, социальныепсихологи находят это различение полезным. Например, большинство убийцвраждебны. Они импульсивны, у них бывают неконтролируемые вспышки эмоций, и этообъясняет, почему результаты национальных опросов», проведенных в 110 странах,показывают: введение смертной казни не уменьшает количества совершаемых убийств(Wilred, 1987). Но некоторые из этих убийств являютсяинструментальными. Из 1000 убийств с целью ограбления, совершенных в Чикаго с1919 года, большинство были холодными и расчетливыми.

2.2 Истоки возникновения
Депрессивноесостояние может возникнуть вследствие следующих причин:
üнизкая заработная плата;
üнеблагоприятные факторы окружающейсреды;
üплохая обстановка в семье;
üраздражающие факторы.
Всеэти факторы могут влиять на поведение учителя. 2.3 Отражение влияния депрессии на детей
Надетей депрессия может выразиться в форме:
повышенногоголоса;
пониженнойоценки;
высокаятребовательность и т.д.

3. Снижениеработоспособности и эффективности преподавания у учителей
Подвлиянием депрессивного состояния у учителей может снизиться работоспособность иэффективность преподавания. Выше было сказано, что депрессия можетсопровождаться сниженного, тоскливого настроения, психомоторного иинтеллектуального торможения. Отмечается снижение творческой активности,тягостное чувство неудовлетворенности собой, общее снижение психического ифизического тонуса. Сами больные часто жалуются на «лень», безволие, на то, чтоне могут «взять себя в руки». Сниженное настроение может иметь самые различныеоттенки – от чувства скуки, грусти, легкой утомляемости, подавленности дочувства угнетенности с тревожностью или мрачной угрюмости. Появляется пессимизмв оценке себя, своих способностей, социальной ценности. Радостные события ненаходят отклика. Больные стремятся к уединению, чувствуют себя не такими, какраньше. Уже в начале развития депрессивные синдромы отмечаются стойкиенарушения сна, аппетита, желудочно-кишечные. расстройства, головные боли,неприятные тягостные ощущения в теле. Это так называемый циклотимический типдепрессий, характеризующийся неглубокой степенью расстройств.
Приуглублении тяжести депрессии нарастает психомоторная и интеллектуальнаязаторможенность; тоска становится ведущим фоном настроения. В тяжелом состояниибольные выглядят подавленными, мимика скорбная, заторможенная (гипомимия) илиполностью застывшая (амимия). Глаза печальные, верхние веки полуопущены схарактерной складкой Верагута (веко изогнуто углом вверх во внутренней еготрети). Голос тихий, глухой, монотонный, маломодулированный; речь скупая,ответы односложны. Мышление заторможено, с бедностью ассоциаций, спессимистической направленностью на прошлое, настоящее, будущее. Характернымысли о своей неполноценности, никчемности, идеи вины или греха (Депрессивныесиндромы с идеями самообвинения и самоуничижения). При преобладаниипсихомоторной заторможенности движения больных замедленны, взгляд потухший,безжизненный, устремлен в пространство, слезы отсутствуют («сухая» депрессия);в тяжелых случаях отмечается полная обездвиженность, оцепенение (депрессивныйступор) – ступорозная депрессия. Эти состояния глубокой заторможенности могутиногда внезапно прерываться состояниями меланхолического неистовства (raptus melancholicus) — взрывом чувства отчаяния, безысходности состенаниями, стремлением к самоувечью. Нередко в такие периоды больные кончаютжизнь самоубийством. Особенностью тоски является физ. ее ощущение в груди, всердце (anxietas praecordialis), в голове то в виде«душевной боли», жжения, то в виде «тяжелого камня» (так называемое витальноечувство тоски).

Заключение
Проявлениедепрессии оказывает существенное влияние на учителей, это может вызватьутомление, чувство тоски и усталости. На детях депрессивное состояниесказывается в общем случае с помощью общих психофизических потребностей.
Ученымибыли выявлены несколько типов депрессий, все они были подробно расписаны вданной работе. Были выполнены все основные пункты и задачи, поставленные вработе.

Литература
 
1.  Авербух Е.С. Депрессивное состояние – Л.: 1962.
2.  Большаямедицинская энциклопедия Т.7 М.: Советская энциклопедия, 1977 С. 120.
3.  Майерс Д.Социальная психология /Пер. с англ. – СПб: Питер Ком 2007 с.483 – 532.
4.  ШтернбергЭ.Я., Рохлина М.Л. Некоторые общие клинические особенности депрессии позднеговозраста // Невропатия и психиатрия Т.70 в.9 с.1356. 1970 г.
5.  ШтернбергЭ.Я., Шумский Н.Г., О некоторых формах депрессий старческой возраста Т.59 в.11с.1291 1959г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.