Содержание
Введение
Интернет и современный человек
Блоггерство — некоторые психологические аспекты явления
Гендерные баннеров в сети Интернет
Заключение
Список литературы
Введение
Процессвиртуализации, возникший из-за внедрения новых виртуальных технологий, породилкиберпространство, которое изменило саму реальность, раздвоив её на объективнуюреальность, ограниченную многими факторами и, виртуальную, неограниченнуюничем, кроме несовершенства технологий или собственного воображения. Многиеспециалисты утверждают, что киберпространство порождает множество различныхфеноменов. На сегодняшний день широко изучаются киберзависимости. Например,такие факты как вовлеченность в путешествие по Интернету с одного сайта надругой приводит к тому, что люди начинают воспринимать компьютеры как продолжениесвоей личности в «киберпространстве», отражающем их вкусы и интересы.
Интернет и современный человек
Одним измножества новшеств, появившихся на стыке современного человека и новейшихэлектронных технологий является общение с использованием всемирной сетиИнтернет и сотовой связи. По определению Джерона Ланье, который в 1989 г. и ввёл это понятие, виртуальная реальность — это иммерсивная и интерактивная имитацияреалистичных и вымышленных сред, т.е. некий иллюзорный мир, в которыйпогружается и с которым взаимодействует человек, причем создается этот миримитационной системой, способной формировать соответственные стимулы всенсорном поле человека и воспринимать его ответные реакции в моторном поле вреальном времени.
Такимобразом, компьютеры и киберпространство в каком-то смысле можно рассматриватькак тип «промежуточного пространства», расширяющего внутренний психический мирчеловека. Это состояние может настолько захватывать, что временами происходитрастворение собственного «Я».
Другойнемаловажной проблемой является уход от реальности. Человек перестает выполнятьфункции, к которым он привык в обыденной жизни. И — очень важный момент — происходит социальная дезадаптация. Постепенно пользователь, активноиспользующий Интернет, начинает относиться к компьютеру, как к живому существуили же начинает отождествлять себя с компьютером. Постепенно стирается граньмежду живым и неживым, между личностью и компьютером, материальным и духовным,между реальностью компьютера и истинной реальностью. Она позволяет развиватьсясубъективно приятным эмоциональным состояниям искусственно меняя «настроениедуха».
Преждевсего, этот факт можно проследить у тех пользователей, которые имеют большойопыт или, скорее привычка использовать телекоммуникационные технологии дляобщения и поиска информации через телекоммуникационные системы. Ведь только вкиберпространстве возможно найти для себя оптимальное сочетание отражения своихвкусов, интересов и ожиданий. По нашему мнению, «телекоммуникационное общение»,то есть общение при помощи электронных средств связи, привлекает современныхученых-исследователей потому что ему свойственна некоторая парадоксальность ивлияние на внутренние аспекты «Я» личности. Так, с точки зренияпостпозитивистской парадигмы объяснить личность – значит объяснить то, какконструируется его реальность, какой смысл он приписывает окружающим ееприродным и социальным феноменам и себе самому. В нашем случае, когда мырассматриваем общение с точки зрения виртуального дискурса, можно сделатьпредположение о том, что механизмы конструирования образов «другого» в этойквазиреальности отличаются от того, что происходит при непосредственномобщении. В таком случае имеет смысл говорить о том, что эти механизмы различныи в формировании самой, на этот раз уже реальной личности или, с точки зренияпостпозитивистов её самости («self»).
Пословам представителя школы социального конструкционизма К. Гергена, раньшесоциальные отношения ограничивались пределами физической достижимости: семьей,соседями, односельчанами. Набор «других» оставался относительно неизменным,ценности и цели, по которым жил человек были в повседневной жизни. Теперь же,новейшие технологии, которые К. Герген называет технологиями «социального насыщения»все больше внедряются в жизнь. Они расширяют рамки социальных контактов заграницы непосредственного социального окружения. Отношения больше неограничиваются фактом физического присутствия, могут осуществляться на большомрасстоянии и с высокой скоростью. Также, по его мнению, с проникновением вжизнь технологий «социального насыщения» стабильные семейные или дружескиесообщества постепенно исчезают. Однако некоторые из них не исчезают совсем, апереносятся в виртуальное пространство. К. Герген приходит к выводу омультиплицировании «self», о его изменении в соответствии с изменившимисяусловиями среды и взаимоотношений. И это неудивительно. Однако непонятным всёже остаются некоторые особенности протекающие в рамках телекоммуникационногообщения. Например, остается непонятным то, как процесс общения в виртуальноммире влияет на восприятие человека человеком, каким законам подверженовосприятие внешней картины мира через внутренние механизмы и наоборот,5 какпроисходит это изменение? Неясно как изменяется идентичность личности привступлении, например в электронную переписку с незнакомым человеком, а такжекаким и под действием каких механизмов она изменяется; какова природа имеханизмы возникающих в процессе такого общения аттитюдов и зависят ли они отгендерных различий, уровня образования или чего-то еще?
Блоггерство — некоторые психологические аспектыявления
Блоггерствов России начало формироваться много позже чем в других странах, но при этомвесьма быстро и активно – аналогично темпам распространения в нашей стране сетиИнтернет в целом.
Активнаяакцентуация внимания к блогам и блоггерам представителями-производителямиотечественной массовой культуры, в том числе СМИ, говорит о том, чтомасштабность и независимость развития данного явления замечены не только«четвертой», но и другими властями. Таким образом, своевременность иактуальность исследований блоггерства обуславливается необходимостью иважностью раскрытия того психологического содержания, которое определяет вцелом его социальный потенциал.
Ксожалению, несмотря на серьезный научный интерес представителей российскойпсихологической науки к Интернет-коммуникациям и в целом высокий уровеньисследованности связанной с ними проблематики, отечественные исследователи необращались пока к социально-психологическому анализу блоггерства. Вместе с темзарубежные ученые и другие специалисты, в частности практикующиепсихиатры-психологи и аналитики-обозреватели СМИ, неоднократно давали своиоценки природе и другим особенностям данного феномена и продолжают дальшеуделять ему внимание. Показательно, но уже на стадии предварительного«знакомства» с российским блоггерством в нем можно обнаружить многие из техчерт, что приписываются социокультурному феномену зарубежными авторами. Так,согласно исследованиям Д. Дрезнера и Х. Фарелла блоги могут существенно влиятьна настроения в обществе и формировать общественное мнение. По мнению доктораД. Грохола, благодаря своей «условной» анонимности блог выступает своего рода«паспортом» (презентацией) личности человека в сети. Другой зарубежныйспециалист, М. Хоурлихан, обращает внимание на то, что основная «социальнаяподоплека» блога как способа передачи информации – это взаимодействие с людьми.Он утверждает, что блоггеры образуют особую социальную систему: начиная спростого обмена ссылками и упоминания приятелей в «посте» и заканчиваяблоггерскими обедами «в реальности».
Наоснове соотнесения результатов соответствующих исследований зарубежныхспециалистов и результатов нашей предварительной оценки явления, была высказанамысль о том, что российское блоггерство представляет собой национальный вариантразвития социокультурного явления и потому не может не проявлять свои особенныесоциально-психологические черты. В качестве основных задач первоначальногоэтапа исследований были запланированы установление основных, в том числепсихологических, преимуществ блогов по отношению к другим способам/видамИнтернет-коммуникаций (форум, чат), определение возрастного и социальногосостава блоггеров и психосемантический анализ записей (постов) в блогах.Основными подходами исследования выступали деятельностный и коммуникационный. Вчастности, мы опирались на положение о том, что общение как деятельностьпроизводится через речь, при этом как единую с языком, так и отличную от него,и что объектом данного вида деятельности является другой человек. Для обработкиполученных непосредственно в ходе опроса данных применялись как общие методыстатистики, так и специальные, в частности, непараметрический метод Спирмена,используемый в подобных исследованиях с целью установления связи междуявлениями и определения для них коэффициента ранговой корреляции, и близкий емупо этим задачам U-критерий Манн-Уитни. Из других методов применялись методыучаствующего наблюдения и интервьюирования. В процессе проведенных намиисследований было установлено, во-первых, что хотя блоги и являются весьмамодным, популярным и распространенным видом Интернет-коммуникаций средироссиян, они все же не занимают абсолютно лидирующего положения по отношению кчатам и форумам. Кроме того, все более массовым у нас в стране становитсяиспользование такого вида Интернет-коммуникаций как ICQ. Из двух групписпытуемых – постоянных пользователей сети и пользующихся услугами Интернета отслучая к случаю – предпочтение блогу высказало большее количество участников изпервой группы. Помимо прочих преимуществ блога, они отметили такие его качествакак психологическую комфортность и большую степень удовлетворенности ихкультурным и духовным запросам. Во-вторых, результатами исследований было такжеустановлено, что возрастной и социальный состав российских блоггеров являетсявесьма неоднородным, что необходимо связывать, на наш взгляд, именно сроссийской спецификой и менталитетом. И, в-третьих, анализ содержания записей вблогах показал, что блоггерство по своей природе глубоко психологично и«настоящими» блоггерами становятся в основном люди богатого духовногосодержания, разносторонних взглядов, независимые (философичные) по своему типумышления и образу жизни, использующие блоггерство как способ самораскрытия исамоактуализации в целом.
Гендерные баннеры в сети Интернет
В нашевремя Интернет приобретает все большее значение в жизни каждого отдельновзятого человека и общества в целом. Он беспрестанно продолжает проникать вновые сферы человеческой деятельности, расширяя багаж своих возможностей,сведений и методов, тем самым, становясь на один уровень с такими серьезнымиСМИ как радио и телевидение. Но, на сегодняшний день отсутствует собраннаявоедино информационная база по методам и видам рекламы в Интернет. Важностьвоздействия на человека сети Интернет сегодня признана во всем мире иисследования в этой области бурно прогрессируют, поэтому выбранную мною тему курсовойработы «Реклама в Интернет» считаю актуальной для нашего времени. Цельисследования в том, чтобы выявить (сравнить и анализировать) особенностивосприятия рекламных баннеров в сети Интернет девушками и юношами в возрасте от18 до 25. Объектом выступили девушки и юноши в возрасте от 18 до 25 лет.Предметом исследования явились гендерные особенности восприятия рекламныхбаннеров в сети Интернет.
Гипотезанаучной работы в том, что молодые люди будут в вопросах отмечать когнитивныйкомпонент, а девушки будут более эмоциональны. Использовались такие методики,как контент-анализ и анкетирование.
Врезультате проведённого исследования было выявлено, что большинство участниковне смогли дать развёрнутого ответа на вопросы. Это показывает отсутствие умениявыражать своё отношение к рекламе баннера в сети Интернет. Ответы не зависелиот гендерных различий участников. Из этого следует, что наша гипотеза о том,что молодые люди будут в вопросах отмечать когнитивный компонент, а девушкибудут более эмоциональны, не подтвердилась. На основе проделанной работы былиразработаны следующие рекомендации:
1. Вотношении русскоязычного сектора Интернет можно сказать следующее: призывы,побуждающие к действию, например «Жми», «Нажми», «Поехали», «Качать» и прочее,могут существенно повысить коэффициент баннера.
2.Отклик у анимированных баннеров гораздо выше, чем у статичных. Поэтомустарайтесь использовать анимацию.
3.Баннеры, с кнопочками, «флажками-переключателями» и выпадающими списками имеютповышенный коэффициент по той причине, что вводят пользователей в заблуждение изаставляют их кликнуть по инерции, машинально.
4. Ещеодин интересный совет дает Infoseek. Эта компания провела исследование 2000баннеров и 500 миллионов показов и не нашла улучшения коэффициента прииспользовании баннеров, призывающих участвовать в конкурсе.
6. Чтобыбыть уверенным, что баннер показан, не стоит делать его больше 10–12 Кб.
7.Используйте меньше цветов! Проведенные ранее исследования показали, чтокоэффициент уменьшается при возрастании количества оттенков. Оптимальный эффектдостигается при использовании 4 цветов.
Заключение
Такимобразом, результаты наших предварительных исследований отчасти подтвердилигипотезу о том, что российское блоггерство имеет свои отличительныесоциально-психологические особенности развития и представляет собойнациональный вариант социокультурного феномена.
Крометого, можно предположить, что использование электронного квазиобщения, несмотряна свою мобильность и возможность постоянного доступа, подразумевает под собойнекоторую отчужденность самих субъектов по общению. Получается несколькопарадоксальная ситуация – чем ближе мы становимся благодаря новейшимтелекоммуникационным разработкам в общении, тем дальше нам приходится быть вовнутриличностном аспекте. Всему этому, а также, в особенности, соотношениевнутреннего и внешнего конструирования объективной реальности личности,преломляющейся по средствам восприятия виртуального мира планируется посвятитьнаше исследование в дальнейшем.
Список литературы
1. Кондратьев И.Технология — виртуальная, результат — реальный // Computerworld, № 35, Москва,2007.
2. Kerby,A.P. Narrative and the self, Indiana University Press, Bloomington. 2005.
3. Зенько К.А. Интернет вконтексте проблем бытия и сознания (философско-психологические аспекты)//Интернет и современное общество: Труды IX Всероссийской объединеннойконференции «Гуманитарная информатика». Санкт-Петербург, 14-16 ноября 2006.СПб.: СПбГУ, С. 63-64.
4. Большойпсихологический словарь. Под общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. Москва,2009.
5. Методологическиеи методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М., 2003.
6. Методы анализадокументов в социологических исследованиях. М., 2005.
7. Социологическаяэнциклопедия. Под общ. ред. А.Н. Данилова. Минск, 2008.
8. Дридзе Т.М.Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 2004.
9. С.И. Григорьев. Основы современнойсоциологии. Изд. Алтайского гос. ун-та. 2009.