Реферат по предмету "Психология"


Виды и причины отклонений в развитии у детей

Министерство образования Российской ФедерацииЧелябинский государственный педагогический университетИнститут социального и дополнительного образования Контрольнаяработа по дисциплине: «Психологиядетей с проблемами в развитии» Тема: «Видыи причины отклонений в развитии у детей»
Челябинск 2006 г.

/>Содержание
Введение… 3
1. Виды нарушений развития… 4
2. Причины отклонений вразвитии… 8
3. Основные закономерностивозрастного развития… 17
Заключение… 33
Список используемойлитературы… 34
 
Введение
Даннаяработа направлена на теоретическое изучение глобальной проблемы психологиидетей с проблемами в развитии появление различных психических отклонений,выявить причины возникновения каких-либо психических заболеваний и отклонений.
Длятого чтобы более полно раскрыть данную тему важно поставить некоторые задачи:
1.  Разобрать проблему причин возникновенияпсихических отклонений в развитии у детей.
2.  Разобрать виды психических отклонений удетей
3.  Обобщить все выводы в заключении
Даннаятема актуальна и очень важна в любое время, так как эта проблема в России будетсуществовать всегда.
1. Виды нарушений развития
Психомоторноеразвитие представляет собой сложный диалектический процесс, которыйхарактеризуется определенной последовательностью и неравномерностью созреванияотдельных функций, качественным их преобразованием на новом возрастном этапе.При этом каждая последующая стадия развития неразрывно связана с предыдущей.
Воснове психомоторного развития лежит генетическая программа, котораяреализуется под влиянием различных факторов окружающей среды. Поэтому еслиребенок отстает в развитии, прежде всего, необходимо учитывать рольнаследственных факторов в этом отставании.
Различныенеблагоприятные воздействия во внутриутробном периоде развития, во время родов(родовая травма, асфиксия), а также после рождения могут приводить к нарушениямпсихомоторного развития ребенка.
Дляуспешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющимиотклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характеранарушений развития.
Хорошоизвестно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстаютв развитии. Это связано с генотипическими особенностями их центральной нервнойсистемы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколькосвоевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная ипедагогическая работа.
Подпричиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего иливнутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику пораженияили нарушения развития психомоторных функций.
Известно,что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие наразвивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторномразвитии. Их проявления будут различны в зависимости от временинеблагоприятного воздействия, т.е. от того, на каком этапе развития мозга оноимело место, его длительности, от наследственной структуры организма и преждевсего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которыхвоспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект,который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха,моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев можетбыть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.
Сложныйдефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковойстепени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения ивоспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка содновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т.п.
Приосложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения иосложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственногоразвития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха,опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.
Какведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так инедоразвития.
Нередконаблюдается их сочетание.
Особенностьюдетского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остаетсячастичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательносказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтомуребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата приотсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическомразвитии.
Описанныевыше нарушения развития являются первичными. Однако наряду с первичными частоимеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит отхарактера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей собщим системным недоразвитием речи, прежде всего, будет проявляться в слабостисловесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом – внедостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.
Удетей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, струдом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенокиспытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он можетповторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживаетразвитие смысловой стороны речи и мышления.
Вторичныенарушения в развитии затрагивают, прежде всего, те психические функции, которыенаиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятсяречь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления,произвольная регуляция деятельности.
Большуюроль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность илиотсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особеннопсихическая депривация. Например, обездвиженный ребенок с детским церебральнымпараличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной иэмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью отокружающих.
Невыявленные отклонения в развитии, например, слабо выраженные дефекты зрения ислуха, прежде всего, задерживают темп психического развития ребенка, а такжемогут способствовать формированию эмоциональных вторичных и личностныхотклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себедифференцированного подхода и не получая лечебно-коррекционной помощи, эти детидлительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у нихчасто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; ониначинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения всеболее усугубляют их социальную дезадаптацию.
Такимобразом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекцияпозволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей сотклонениями в развитии.2. Причины отклонений в развитии
Возникновениеаномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятныхфакторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
Впоследнее время получены данные о новых наследственных формах умственнойотсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевойсферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).
Современныедостижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетикипозволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальныеструктуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация опризнаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицынаследственности, которые носят название генов.
Прихромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляютизменение числа или структуры хромосом, что обусловливает генный дисбаланс. Попоследним данным, на 1000 новорожденных приходится 5–7 детей с хромосомнымианомалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным илиосложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственнаяотсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха,опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний,затрагивающих, прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся ссенсорными дефектами, является синдром Дауна.
Аномалииразвития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемыхгенных болезнях, когда число и структура хромосом остаются неизменными. Генпредставляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролируетразвитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но ихстабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторовокружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный генпрограммирует развитие измененного признака.
Еслимутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенныхформах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусаххромосом – о полигенных формах аномального развития. В последнем случаепатология развития обычно является следствием сложного взаимодействия какгенетических, так и внешних, средовых факторов.
Всвязи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обусловливающиханомалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе стем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеетпервостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционныхмероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в даннойсемье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.
Нарядус наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать врезультате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятныхфакторов окружающей среды. Это – инфекции, интоксикации, травмы и т.п.
Взависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, илипренаталъную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития);катальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятныевоздействия после рождения).
Внастоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождаетсяповреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современноймедицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия.Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробнаягипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.
Возникновениювнутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушениявнутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационныемеханизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибелинервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепныекровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.
Наиболеетяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных,которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией вродах. Установлена определенная зависимость между длительностью клиническойсмерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7–10 минут частовозникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшемдетского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственногоразвития.
Напомним,что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть какединственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся свнутриутробным недоразвитием мозга ребенка.
Средипричин, обусловливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка,определенную роль может играть иммунологическая несовместимость между матерью иплодом по резус-фактору и антигенам крови.
Резусили групповые антитела, проникая через плацентарный барьер, вызывают распадэритроцитов плода. В результате этого распада из эритроцитов выделяется особое,токсичное для центральной нервной системы вещество – непрямой билирубин. Подвлиянием непрямого билирубина в первую очередь поражаются подкорковые отделымозга, слуховые ядра, что приводит к нарушениям слуха, речи, расстройствамэмоциональной сферы и поведения. Возникает так называемая билирубиноваяэнцефалопатия
Припреимущественно внутриутробных поражениях мозга возникают наиболее тяжелыеотклонения в развитии, включающие умственную отсталость, недоразвитие речи,дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата. Эти сложные дефекты могутсочетаться с пороками развития внутренних органов, которые часто наблюдаютсяпри различных инфекционных, особенно вирусных, заболеваниях беременной женщиныНаиболее тяжелое поражение плода возникает при заболевании матери в первомтриместре беременности.
Частотапоражения плода при различных вирусных заболеваниях будущей матери неодинакова.Наиболее неблагоприятны в этом отношении краснуха, эпидемический паротит, корь.Поражение плода также может быть и при заболевании беременной женщиныинфекционным гепатитом, ветряной оспой, гриппом и др.
Уженщин, перенесших во время беременности краснуху, особенно в периодэмбриогенеза, т.е. от 4 недель до 4 месяцев, отмечается высокая частотарождения детей с пороками развития мозга, дефектами органов слуха, зрения, атакже сердечно-сосудистой системы, иначе говоря, у младенцев этих женщин имеетместо так называемая рубеолярная эмбриопатия.
Внутриутробнаяпатология имеет место при наличии у беременной женщины скрытых (латентных)хронических инфекций, особенно таких, как токсоплазмоз, цитомегалия, сифилис идр. Поражение мозга плода при этих инфекциях часто приводит к умственнойотсталости, сочетающейся с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата,эпилептическими припадками и др.
Неблагоприятноевлияние на развитие мозга плода оказывают также внутриутробные интоксикации,нарушения обмена веществ у беременной женщины.
Внутриутробныеинтоксикации могут возникать при применении матерью во время беременностилекарственных средств. Доказано, что большинство лекарственных препаратовпроходит через плацентарный барьер и проникает в кровеносную систему плода. Ктаким препаратам относятся нейролептические, снотворные и успокаивающиесредства, многие антибиотики, салицилаты, и в частности, аспирин, анальгетики,в том числе лекарства, применяемые при головной боли, и многие другие.Неблагоприятное влияние на развитие мозга плода могут оказать различныегормональные препараты и даже большие дозы витаминов, препарата кальцияОсобенно выражен токсический эффект всех этих препаратов в ранние сроки беременности.
Особеннонеблагоприятное влияние на развивающийся плод оказывает употребление матерью вовремя беременности алкоголя, наркотических средств, а также курение
Специальныеисследования последних лет показали наличие связи между сроком беременности ихарактером влияния алкоголя на потомство. Употребление алкоголя будущей матерьюв первом триместре беременности, особенно в первые недели после зачатия, какправило, вызывает гибель клеток зародыша, что приводит к грубым порокамразвития нервной системы плода. Алкоголизация плода на более поздних срокахбеременности вызывает структурные изменения в его нервной и костной системах, атакже в различных внутренних органах. Такие системные проявления алкогольногоповреждения плода во внутриутробном периоде получили название алкогольногосиндрома плода. При алкогольном синдроме плода выраженные нарушенияпсихомоторного развития, включающие умственную отсталость, обычно сочетаются смножественными пороками развития: дефектами в строении черепа, лица, глаз,ушных раковин, скелетными аномалиями, врожденными пороками сердца и выраженнойдисфункцией со стороны центральной нервной системы.
Установлено,что хронический алкоголизм матери, как правило, сочетается со систематическимкурением, более частым употреблением наркотиков и лекарственных препаратов снаркотическим действием. В этих случаях у ребенка наблюдаются явно выраженныеотклонения в развитии, сочетающиеся с нарушениями поведения и часто судорожнымиприпадками. Кроме того, многие из этих детей отличаются выраженной физическойослабленностью, низкой жизнеспособностью.
Неблагоприятноевлияние на развитие мозга плода оказывают различные нарушения обмена веществ убеременной женщины, чаще всего возникающие при поздних токсикозах беременности,особенно при невропатии.
Отрицательноевоздействие на развитие плода оказывают также такие заболевания, как сахарныйдиабет, гормональная недостаточность, различные наследственные болезни обменавеществ, например фенилкетонурия.
Причинойнарушения развития плода могут быть различные физические факторы, и в первуюочередь, ионизирующая радиация, а также действие токов высокой частоты,ультразвука и др. Кроме непосредственного повреждающего действия на мозг плода,эти факторы имеют мутагенное влияние, т.е. повреждают половые клетки родителейи приводят к генетическим заболеваниям.
Нарушенияпсихомоторного развития возникают и под влиянием различных неблагоприятныхфакторов после рождения. В этих случаях отмечаются постнатальные отклонения вразвитии, имеющие органическую или функциональную природу.
Кпричинам органического характера относятся, прежде всего, различныенейроинфекции – энцефалиты, менингиты, менингоэнцефалиты, а также вторичныевоспалительные заболевания мозга, возникающие как осложнения при различныхинфекционных детских заболеваниях (кори, скарлатине, ветряной оспе и др.). Привоспалительных заболеваниях головного мозга часто имеет место гибель нервныхклеток с последующим замещением их рубцовой тканью. Кроме того, в этих условияхможет развиваться гидроцефалия с повышением внутричерепного давления(гидроцефально-гипертензионный синдром). Оба этих фактора – гибель нервныхклеток и развитие гидроцефалии – способствуют атрофии участков мозга, чтоприводит к различным отклонениям в психомоторном развитии, которые проявляютсяв виде двигательных и речевых расстройств, нарушений памяти, внимания,умственной работоспособности, эмоциональной сферы и поведения. Кроме того,иногда наблюдаются головные боли и судорожные припадки.
Черепно-мозговыетравмы также могут вызывать органическое повреждение ЦНС. Характер последствийчерепно-мозговой травмы зависит от ее вида, обширности и локализации поражениямозга. Однако следует иметь в виду, что при повреждении незрелого мозга нетпрямой корреляции между локализацией и тяжестью поражения, с одной стороны, иотдаленными последствиями в аспекте нарушений психомоторного развития, сдругой. Поэтому при оценке роли экзогенно-органических факторов в возникновенииотклонений в психомоторном развитии необходимо учитывать время, характер илокализацию повреждения, а также особенности пластичности нервной системыребенка, его наследственную структуру, степень сформированностинервно-психических функций в момент повреждения мозга.
Нарушенияпсихомоторного развития отмечаются у детей с тяжелыми и длительнымисоматическими заболеваниями.
Известно,что многие соматические заболевания у новорожденных и грудных детей могутобусловливать поражение нервной системы в результате нарушений обмена веществ инакопления токсических продуктов; неблагоприятно воздействующих наразвивающиеся нервные клетки. Поражение нервной системы при соматическихзаболеваниях чаще возникает у недоношенных и гипотрофичных детей, а также вслучаях внутриутробной гипоксии и асфиксии в родах.
Так,задержка психомоторного развития различной степени выраженности можетнаблюдаться у детей с нарушениями кишечного всасывания. Нервно-психическиеотклонения проявляются у них уже с первых месяцев жизни: они отличаютсяповышенной нервной возбудимостью, нарушениями сна, замедленным формированием положительныхэмоциональных реакций, общения со взрослым. В дальнейшем эти дети отстают вумственном и речевом развитии, у них с задержкой формируются все интегративныефункции, в частности зрительно-моторная координация.
Кфункциональным причинам, вызывающим отклонения психомоторного развития,относятся социально-педагогическая запущенность, эмоциональная депривация(недостаточность эмоционально положительного контакта со взрослым), главнымобразом в первые годы жизни Известно, что неблагоприятные условия воспитания,особенно в младенческом и раннем возрасте, замедляют развитиекоммуникативно-познавательной активности детей. Выдающийся отечественныйпсихолог Л.С. Выготский неоднократно подчеркивал, что процесс формированияпсихики ребенка определяется социальной ситуацией развития.
Нарушенияпсихомоторного развития имеют различную динамику. Наряду со стойкимиотклонениями в развитии, обусловленными органическим поражением мозга,наблюдается множество так называемых обратимых вариантов, которые возникают прилегкой мозговой дисфункции, соматической ослабленно, педагогическойзапущенности, эмоциональной депривации. Эти отклонения могут быть полностьюпреодолены при условии своевременного проведения необходимыхлечебно-коррекционных мероприятий.
Средитаких обратимых форм нарушений в первые годы жизни наиболее часто наблюдаютсяотставания в развитии моторики и речи.
Следуетотметить важность медицинской диагностики таких функциональных расстройств.Только комплексный эволюционный анализ развития ребенка в целом и егоневрологических нарушений в частности является основой правильного диагноза ипрогноза.
Практикапоказывает, что многие родители при наличии у детей речевых и двигательныхнарушений основное значение придают медикаментозному лечению, явно недооцениваяважность коррекционной работы.
Внастоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных,парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся, прежде всего в отставанииразвития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга.Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко невсем детям показано интенсивное стимулирующее лечение.
Возрастныезакономерности психомоторного развития детей в норме и патологии.3. Основные закономерности возрастногоразвития
Длятого чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно нетолько иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерностинормального психомоторного развития.
Психическоеразвитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в ихнеразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различныхфункций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регуляциядыхания, сердечнососудистой деятельности, пищеварения, в основномпредопределяется биологическими факторами (генетической программой развития).Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервнойдеятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социальногоокружения, обучения и воспитания.
Л.С. Выготскимбыло выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическомразвитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольноевнимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путьсвоего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды.При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.
Особенностипсихического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностямисозревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических исредовых факторов.
Закономерностиразвития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственностьэтапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципомэволюции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал Л.С. Выготский,каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, которыйсоответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике.Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периодыобусловливает их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется впарциальных (частичных) задержках развития. Например, при нормальномпсихическом развитии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное пониманиеречи и временное отставание в становлении активной, разговорной речи. Про такихдетей родители обычно говорят: «Все понимает, но не говорит». Безусловно, притаком неравномерном развитии речи ребенок должен быть тщательно обследованврачом-психоневрологом и логопедом.
Нарядус неравномерностью созревания отдельных функциональных систем и их звеньевважное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие,иначе не возникнет полноценного соединения систем в единый ансамбль, чтоприведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на различный темпсозревания каждой функциональной системы на разных этапах возрастного развитияребенка, его мозг во все периоды жизни работает как единое целое, чтопредполагает формирование межсистемных связей.
Развитиемежсистемных связей в нормальном онтогенезе начинается в первые месяцы жизниребенка. Затем их развитие осуществляется все интенсивнее. При этом наиболееактивно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворотголовы в сторону звука – слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой – зрительно-тактильно-кинестетическиеи зрительно-тактильно-моторные, самоподражание звукам – слухо-вокальные. Инаконец, развивается одна из узловых функций первого полугодия жизни – зрительно-моторнаякоординация, которая будет совершенствоваться на протяжении всего дошкольноговозраста.
Уноворожденного ребенка, наряду с набором первичных врожденных рефлексов,обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляциимышечного тонуса, отмечается преобладание восприятия контактных раздражений. Наразличные тактильные раздражители ребенок отвечает общей и местной двигательнойреакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие прираздражении глаз или области рта. Так, при болевом раздражении в области глазребенок зажмуривает глаза, в области угла рта – поворачивает голову впротивоположную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловныерефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженностьбезусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.
Однимиз важных показателей нормального психомоторного развития и формированиямежфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своейруке, которая в норме возникает в возрасте 2–3 месяцев, а затем направлениеруки к объекту. С 12–13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительныйстимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит задвижением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активногоосязания под контролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительногососредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему обе руки и начинаетими водить по этому предмету. В возрасте 5–5, 5 месяцев ребенок начинаетзахватывать предметы.
Зрительно-моторнаякоординация становится узловой функцией с 5‑го месяца жизни ребенка. Этопроявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенномупредмету, контролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенкаформируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденциитянуть в рот находящуюся в руке игрушку.
Развитиетрехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактильной служит основой дляформирования в дальнейшем манипулятивной и игровой деятельности.
Наоснове зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второгополугодия жизни формируется активная познавательная деятельность.
Уже впроцессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенностиего поведения, которые характерны для отставания психомоторного развития. Вособо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружающему;или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипии – длительных иоднообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучитпредметом о – предмет, раскачивается, размахивает руками перед глазами и т.д.Подобное поведение характерно для детей с различными отклонениями в психическомразвитии. Оно может наблюдаться у умственно отсталых детей, а также у детей,страдающих ранним детским аутизмом или задержкой психического развитиявследствие эмоциональной депривации.
Воснове формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность,взаимодействие с внешним миром, и прежде всего – с окружающими взрослыми.
Если умалыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него, преждевсего, нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира.Несформированность предметных действий задерживает становление предметноговосприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мересовершенствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинаетактивно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчивосидит и когда у него сохранно зрительное восприятие. Только в этих условияхразвивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение.
Помере действия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляетсявозможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция – стереогноз – имеетважное значение для развития познавательной деятельности. У детей сотклонениями в развитии, особенно при наличии двигательных и зрительныхнарушений, спонтанное развитие этой функции нарушено, и необходимы специальныекоррекционные занятия по ее формированию.
Накаждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеетведущее (доминирующее) значение в общем, поступательном характерепсихомоторного развития. У ребенка первых месяцев жизни такой функцией являетсязрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенканачинает играть слуховое восприятие.
Реакцияна звуковой раздражитель с возможностью локализации звука в пространствепоявляется у здорового ребенка в возрасте 7–8 недель, более отчетливо – в 10–12недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звуковогораздражителя. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на звучащуюигрушку. В возрасте 8–10 недель ребенок поворачивается к источнику звука,расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любогонаправления не только в положении лежа, но и в вертикальном положении на рукаху взрослого.
К 3месяцам слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер, еслизаговорить с двигательно-возбужденным и кричащим ребенком или погреметьзвучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать. Если в момент появлениязвукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.
Отсутствиеслуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентногопериода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается вспециальном обследовании – электрокорковой аудиометрии.
Приэтом следует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на звуковыераздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время какнеравномерность реакций на звуки, расположенные с разных сторон, может бытьобусловлена и особенностями поведения взрослых. Так, если взрослый подходит ккроватке ребенка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторонубудет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание родителям онеобходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, то быстро можноотметить одинаковость слуховых реакций.
Приоценке слуховой функции у ребенка 3–6 месяцев следует обратить внимание наспособность локализовать звук в пространстве, избирательность идифференцированность реакции. Так, ребенок в возрасте 3 месяцев быстро и точноповорачивает голову к источнику звука. Ребенок же в возрасте 5–6 месяцев быстроповорачивает голову к источнику звука только тогда, когда его внимание неотвлечено другими, более сильными раздражителями, т.е. если он в этом момент незанимается с игрушкой, не общается со взрослым и т.п. В противном же случаеребенок может вообще не проявить реакции на звук либо отреагировать на негопосле длительного латентного периода. Это свидетельствует не о снижении уровнязвукового восприятия, а о развитии функции активного внимания.
Удетей с отклонениями в развитии реакции на звук могут отсутствовать, бытьнеярко выраженными, фрагментарными или патологическими. Отсутствие реакцийнаблюдается при глухоте или тяжелой тугоухости, а также при глубокой умственнойотсталости и иногда при раннем детском аутизме. Фрагментарность реакции, когдаребенок воспринимает звуковой раздражитель, но не поворачивается к нему, можетбыть обусловлена двигательными или зрительными дефектами. Снижение реакциипроявляется в виде удлинения латентного периода, ее быстрого угасания.
Этоимеет место у заторможенных и апатичных детей, а также при раннем детскомаутизме. В отличие от тугоухих детей, которые реагируют только на более громкиезвуки, для вызывания реакции у этих детей часто необходима повторнаястимуляция.
Уребенка, перенесшего родовую травму, асфиксию, особенно при наличии у негоповышенного внутричерепного давления, реакция на звуковой стимул часто усиленаи возникает очень быстро. Такой ребенок в ответ на любой звуковой раздражительсильно вздрагивает, кричит, иногда у него появляется дрожание ручек иподбородка. Подобного типа реакция является патологической. Ее длительноесохранение характерно для детей с задержкой психического развития и повышеннойвозбудимостью нервной системы.
Первыйгод жизни имеет важнейшее значение в психическом развитии ребенка. Мозгразвивается в наиболее высоком темпе. Ребенок, вначале беспомощный, к концупервого года жизни овладевает прямостоянием, ходьбой, предметно-манипулятивнойдеятельностью, начальным пониманием обращенной речи. Именно в это г периодначинается становление речи как средства общения, т.е. формируется сугубочеловеческая функция, на развитие которой в эволюции ушли миллионы лет.
Впсихомоторном развитии ребенка первого года жизни выделяют несколько периодов,на каждом из которых происходит поступательное усложнение довербальных формобщения, составляющих основу для становления речи и мышления
Уже впервый период – период новорожденное (0–1 мес.) наряду с наборомврожденных приспособительных реакций, играющих основную роль вжизнедеятельности организма, можно с 3–4-й недели жизни выявить начальныепредпосылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный кребенку ласковый голос или улыбку начинает к возникать ротовое внимание – ребенокзамирает, его губы слегка вытягиваются вперед, он как бы «слушает» губами.
Вследза этой реакцией появляется улыбка. Уже в период новорожденности можноотметить, что ребенок быстрее реагирует на голос, чем на звучащую игрушку.
Вовтором периоде (1–3 мес.) у ребенка наряду с интенсивным развитием реакцийна зрительные и слуховые раздражители более отчетливо проявляются эмоциональныереакции на общение со взрослым: стабилизируется улыбка, а к концу периодапоявляется смех. К 3 месяцам у ребенка начинает развиваться выраженнаяэмоциональная реакция на появление взрослого – «комплекс оживления». Попыткавступить в контакт с ребенком 10–12 недель вызывает у него радостное оживление,повизгивание, вскидывание ручек, перебирание ножками, голосовые реакции. Наэтом возрастном этапе комплекс оживления возникает при виде как знакомого, таки незнакомого лица.
Своевременноепоявление и хорошая выраженность комплекса оживления свидетельствуют онормальном психическом развитии ребенка.
Удетей, которые в дальнейшем демонстрируют выраженные отклонения в психическомразвитии, комплекс оживления и другие эмоционально-мимические и голосовыереакции на все окружающие стимулы отсутствуют. Недоразвитие отдельныхкомпонентов комплекса оживления, например движений рук или ног (двустороннееили одностороннее), может указывать на поражение двигательной сферы; слабостьили отсутствие голосовых реакций или носовой оттенок голоса характерны дляпоражения речедвигагельной мускулатуры, что в дальнейшем может привести кречевым расстройствам.
Отсутствиекомплекса оживления или его парадоксальность, например появление страха, крикаи других отрицательных эмоций, характерны для детей с эмоциональныминарушениями – ранним детским аутизмом, ранней детской нервностью и другимирасстройствами.
Посколькукомплекс оживления формируется в тесной взаимосвязи с развитием зрения и слуха,то при дефектах этих анализаторов он может отсутствовать или проявляться врудиментарной форме. При врожденной слепоте или глухоте и особенно присочетании этих дефектов комплекс оживления на данном возрастном этапеотсутствует.
При нерезко выраженном поражении центральной нервной системы у детей, перенесшихродовую травму, асфиксию, желтуху новорожденных, а также у недоношенных инезрелых комплекс оживления проявляется в более поздние сроки. Он также можетотсутствовать у детей, воспитывающихся в условиях эмоциональной депривации.
Втретьем периоде (3–6 мес.) реакции, входящие в комплекс оживления, всеболее дифференцируются. Ребенок старше 4 месяцев при приближении к немувзрослого и при попытке вступить с ним в контакт внимательно всматривается влицо взрослого, широко открывает глаза и рот, притормаживает общие движения.Таким образом, у него проявляется ориентировочная реакция, которая в однихслучаях переходит в радостное оживление, а в других сменяется страхом и криком.Следует отметить, что реакция страха на этом возрастном этапе появляется не увсех детей. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также отусловий его воспитания и окружения. Чрезмерная же выраженность реакции страхана этом возрастном этапе характерна для детей с повышенной нервнойвозбудимостью, ранним детским аутизмом. Она может быть первым признакомврожденной детской нервности, легкой мозговой дисфункции, повышениявнутричерепного давления при гидроцефалии. Она также характерна для детей сдетским церебральным параличом.
Отсутствиедифференциации комплекса оживления на этом возрастном этапе характерно длязадержки психомоторного развития, в том числе вследствие недостаточного общениявзрослых с ребенком. Дифференциация комплекса оживления раньше происходит удетей, воспитывающихся дома, чем у детей, находящихся в детских учреждениях.
Кконцу этого возрастного этапа ребенок начинает узнавать мать. Правда, этареакция еще очень непостоянна, и ее появление зависит от многих условий,поэтому ее отсутствие не имеет самостоятельного диагностического значения.Однако если ребенок узнает мать, то это говорит о хорошем психическом развитииребенка.
Дляоценки психического развития на этом возрастном этапе важно проследить, какребенок реагирует на игрушку. Ведущей формой деятельности в этом возрастестановится манипулирование игрушкой.
Ребенокне только длительно фиксирует взор на игрушках и прослеживает за ихперемещением, но направляет к ним руки, схватывает их, тянет в рот. Этосопровождается выразительными эмоциональными реакциями: он то улыбается, тохмурится.
Кконцу периода видоизменяется характер зрительного прослеживания. Если ранеедети следили за предметом не отрывая взгляда, а выпустив предмет из полязрения, больше к нему не возвращались, то после 5 месяцев ребенок, следя запредметом, как бы «ощупывает» его взглядом; если при этом его вниманиепереключить на другой предмет (лицо взрослого), то через секунду он можетвернуться к активному рассматриванию игрушки. Проявление этой функции – оченьважный показатель нормального нервно-психического развития.
В этотпериод интенсивно развиваются голосовые реакции, которые начинают приобретатьнекоторую самостоятельность. Наряду с певучим гудением к концу периодапоявляются лепет, а также избирательность и дифференцированность реакций назвук и способность локализовать звук в пространстве.
Вразвитии движений рук ведущую роль начинает играть зрительный анализатор: кконцу периода ребенок быстро и точно направляет руку к игрушке, расположенной вполе его зрения.
Наследующем четвертом этапе развития (6–9 мес.) при общении ребенка совзрослым у него отчетливо проявляется ориентировочная реакция, котораясменяется реакцией радостного оживления на знакомые лица и реакцией страха нанезнакомые. В некоторых случаях можно наблюдать, как ориентировочная реакцияпереходит в познавательный интерес, минуя реакцию страха.
Отличительнойособенностью психического развития ребенка на этом возрастном этапе являетсяего готовность к совместному со взрослым манипулированию игрушкой. Кроме того,к концу этого этапа у ребенка появляются начальные элементы общения со взрослымс помощью жестов. Он протягивает к взрослому руки, показывая, что хочет наруки, либо тянется руками к далекому предмету, если хочет его получить.
Отклонениямиот нормального возрастного развития на этом этапе являются: полное безразличиек общению со взрослым (умственная отсталость, выраженная задержка психическогоразвития – аутизм); общий комплекс оживления и подражательная улыбка вместоориентировочной реакции и игрового манипулирования (задержка психическогоразвития); чрезмерная выраженность и длительность реакции страха, переходящая вреакцию протеста и препятствующая общению (врожденная детская нервность, аутизм,гипервозбудимость).
Длядиагностики отклонений развития на данном возрастном этапе важное значениеимеет оценка реакции ребенка на обращенную речь. При нормальном развитии кконцу этого этапа ребенок должен проявлять начальное ситуационное пониманиеобращенной речи, отвечая действием на словесную инструкцию. Например, онподнимает голову и глаза к лампе на вопрос: «Где огонек?», прижимается щекой кматери на просьбу «Поцелуй маму» и т.п. К концу периода он также обучается игрев «ладушки», ищет спрятанную у него на глазах игрушку.
Закономернымв этом возрасте является появление лепета. При общении со взрослым, после тогокак преодолена ориентировочная реакция и страх, ребенок начинает произноситьцепочки слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма. Если взрослый начнет отвечать ему тем же,голосовая активность ребенка возрастает, появляется радостное оживление иребенок будет стараться подражать взрослому и самому себе. К 9 месяцамнаблюдается расцвет лепета, он обогащается новыми звуками, интонациями истановится постоянным ответом на голосовое обращение взрослого.
Приотставании в психическом развитии, при детском церебральном параличе, аутизме,глухоте, выявляемых в дальнейшем тяжелых нарушениях речи лепет отсутствует илипроявляется в рудиментарной форме.
Пятыйпериод возрастного развития ребенка первого года жизни (9–12 мес.)характеризуется прежде всего появлением нового типа общения со взрослым, аименно предметно-действенного. Контакт с ребенком устанавливается иподдерживается с помощью ярких предметов и игрушек, которыми реактивноманипулирует. При этом он начинает проявлять избирательное отношение кразличным предметам, но у eгo всегда отчетливо выражена реакция на новизну. Характернойособенностью этого этапа развития является то, что активная ориентировочно-исследовательскаядеятельность ребенка начинает подавлять реакцию страха на новые раздражители.
Комплексоживления в этом возрасте при нормальном психическом развитии закономерноугасает. Поэтому его выраженность, даже у недоношенного и ослабленного ребенка,является одним из признаков задержки психического развития.
Длядиагностики психического развития ребенка на этом возрастном этапе важноезначение имеет комплексная оценка эмоциональных реакций.
Приотставании в психическом развитии у ребенка отсутствует адекватная реакция нанезнакомого человека, нет интереса к игрушкам, не выражена реакция на новизну,нет познавательных и дифференцированных эмоций. Мимика таких детей однообразна,улыбка носит подражательный характер и возникает в ответ на любое улыбающеесялицо взрослого, у них может наблюдаться недифференцированный комплекс оживленияи автоматическое зрительное прослеживание.
Удетей с аутизмом предметно-действенное общение со взрослым не развивается. Прицеребральном параличе обычно отсутствуют выразительные мимические и голосовыереакции, из-за двигательных нарушений ребенок затрудняется в захвате игрушки ивзаимодействии со взрослым, но при сохранном интеллекте всегда наблюдаетсяадекватность и избирательность эмоциональных реакций.
Важноезначение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет также выявлениереакции ребенка на речевое общение. Начиная с 9 месяцев дети с нормальнымслухом и интеллектом адекватно реагируют на обращение, речь, ее интонацию,откликаются на свое имя, отвечают действием на некоторые знакомыесловосочетания типа: «открой рот», «дай ручку» и др. К концу этого периода прислове «нельзя» большинство детей перестает тянуться к какому-либо предмету, т.е.действия ребенка начинают более отчетливо подчиняться словесным командам, чтосвидетельствует о начале развития регулирующей функции речи. К году ребенокпонимает и простую обиходную речь. Однако необходимо отметить, что указанныефункции развиваются у ребенка не спонтанно, а лишь процессе специальныхзанятий. Поэтому они могут отсутствовать при педагогической запущенности.
Нарядус оценкой понимания речи следует обратить внимание и на произносимые ребенкомзвуки. Для начала этого этапа развития характерен активный лепет, состоящий из5–6 слогов. Ребенок эхолалично повторяет слоги, хорошо копирует интонацию,воспроизводит мелодическую схему знакомых фраз, с удовольствием произноситразличные звукосочетания с губными звуками, восклицания, междометия. Все этизвуки он сопровождает выразительной мимикой и жестами.
Кконцу периода ребенок чаще, чем раньше, обращает внимание на лицо говорящего,кивает головой в знак утверждения и качает головой в знак отрицания. Егоголосовое общение со взрослым расширяется, он выражает эмоции удовольствия инеудовольствия. Большинство детей сигнализирует о биологических потребностях иинтонационно выражает просьбу.
Качественнойособенностью этого периода является начало общения ребенка со взрослым припомощи звукосочетаний.
Внорме на этом этапе у большинства детей кончается доречевой период и начинаетсяразвитие речи. Одновременно появляется и новый интерес – рассматривание книг скартинками. В результате специальных занятий ребенок научается узнавать накартинках знакомые предметы, показывать их по инструкции и затем обозначатьлепетными словами. Развивается также интерес к ритмам простых песен.
Развитиеречевого общения в указанном объеме является показателем хорошего психическогоразвития. При отставании психического развития ребенок на этом возрастном этапене понимает обращенной речи и не начинает говорить сам. Он также не стремится кпредметно-действенному общению со взрослым. Следует отметить, что если уребенка все позитивные компоненты этого возрастного этапа хорошо выражены, и ноон не начинает произносить собственные лепетные слова, то это не имеет прямогодиагностического значения, так как появление активной речи отличается большимииндивидуальными вариациями.
Принормальном психическом развитии к концу этого этапа наблюдается выраженнаядифференцированность сенсорных реакций, которые можно оценить, наблюдая заигровыми действиями ребенка.
Онрадостно играет в прятки, звонит в колокольчик, привлекая внимание окружающих,играет со своим изображением в зеркале, ищет спрятанный предмет, предпочитаетпользоваться звучащими игрушками, начинает применять предметы по их назначению –пить из чашки, есть ложкой и т.п.
Формированиепсихических функций у ребенка раннего возраста в значительной степени зависитот условий среды и воспитания (в широком смысле). При этом ведущая рольпринадлежит общению с матерью. Наши наблюдения показывают, что развитие этой«взаиморегулирующей» системы «мать – ребенок» составляет основу дляформирования всех психомоторных функций у здорового ребенка и особенно у детейс отклонениями в развитии.
Рольупражнений анализаторных систем в созревании коры головного мозга былаэкспериментально доказана многочисленными исследованиями. В частности, еще в1956 г. Б.Н. Клоссовским и Е.Н. Космарской было показано, чтополное одномоментное выключение рецепторов зрительного, слухового и вестибулярногоанализаторов у щенков раннего возраста приводит к замедлению роста мозга.Последующие исследования многих авторов показали, что лишение зрительного,слухового, двигательно-кинестетического анализаторов специфическихраздражителей в раннем возрасте, особенно в период их интенсивногоформирования, ведет к уменьшению величины корковых отделов, в которыхосуществляется анализ и синтез этих раздражителей. Таким образом, посколькусозревание мозга после рождения находится в тесной связи с функционированиеманализаторов, особо важное значение приобретает ранняя диагностика сенсорных идвигательных дефектов и их своевременная коррекция.
Особоважная роль в психическом развитии ребенка принадлежит речи, причем не только вразвитии высших форм логического мышления, но и в формировании восприятия.Речевое недоразвитие обычно сочетается с отставанием в общем, психическомразвитии.
Наиболеесерьезные нарушения в развитии имеют место при сложном дефекте. Так, у детей сцеребральным параличом двигательные нарушения часто сочетаются с дефектамизрения, слуха, которые при отсутствии ранней коррекционной работы приводят котставанию в психическом развитии.
Развитиепсихики ребенка зависит от его взаимодействия с внешним миром. Спецификасложного дефекта при детском церебральном параличе накладывает ограничения наэто взаимодействие, что является одной из причин нарушений психическогоразвития.
Удетей с сенсорными и двигательными дефектами не развивается предметноевосприятие и с трудом формируются предметные действия,
Мы ужеотмечали, что для развития восприятия предметов окружающего мира важноезначение имеет согласованность движений руки и глаза. У детей с дефектамизрения, детским церебральным параличом зрительно-моторная координация развитанедостаточно.
Принарушениях слуха также создаются неблагоприятные условия для психическогоразвития ребенка. В этих случаях отчетливо выражено отставание в развитии речи,затруднено, формирование словесно опосредованных форм памяти,словесно-логического мышления, навыков общения.
Ребенокс двигательными и сенсорными дефектами развивается в условиях своеобразнойсенсорной и двигательной депривации.
Длямногих детей с отклонениями в развитии характерно задержанное формированиегностических функций. Гнозис представляет собой сложный комплексаналитико-синтетических процессов, направленных на распознавание объекта какцелого и отдельных его характеристик.
Недостаточнаясформированность зрительного гнозиса проявляется в трудностях узнаваниянекоторых изображений, особенно заштрихованных, перевернутых, недорисованных.
Специфическимпроявлением недостаточности зрительного гнозиса у детей с отклонениями вразвитии является трудность выделения целостного изображения из фона.
Недостаточностьслухового гнозиса проявляется в основном в несформированности фонематическоговосприятия, что задерживает становление понимания речи, звукопроизношения, а вдальнейшем – навыков письма.
Убольшинства детей с отклонениями в развитии значительно нарушено формированиепространственных представлений. Восприятие пространства – результат совместнойдеятельности различных анализаторов, среди которых особо важная рольпринадлежит двигательно-кинестетическому. При выраженности пространственныхнарушений дети испытывают затруднения при выполнении таких заданий, каксложение разрезных картинок, копирование фигур из палочек, кубиков.
Умногих детей с отклонениями в развитии наблюдается недостаточность тонкихдифференцированных движений пальцев рук, что задерживает у них развитиепредметно-практической деятельности.
Заключение
Итак,на основе всего вышесказанного можно сделать некоторые выводы:
1.Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразныхнеблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.
Современныедостижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетикипозволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальныеструктуры половых клеток родителей – хромосомы – передается информация опризнаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицынаследственности, которые носят название генов.
2. Внастоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождаетсяповреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современноймедицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия.Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробнаягипоксия в сочетании с асфиксией и родовой травмой.
Возникновениювнутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушениявнутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационныемеханизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибелинервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепныекровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.
Наиболеетяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных,которая возникает при сочетании внутриутробной, патологии с тяжелой асфиксией вродах.
Список используемой литературы
1.  Агавелян O.K. К проблеме преодолениядезадаптацин умственно отсталых детей // Проблемы психологическойдиагностики развития школьников. Ереван, 1980. C.I 1–15.
2.  Агавелян O.K. О целесообразностиобучения олигофренов профессиональному труду в условиях ПТУ //Психологические проблемы профессионально-технического образования: Тез. докл.Научн. практич. конф. декабрь, 1977. – Ереван, 1977. С 135–138.
3.  АгавелянO.K. Формированиепервого впечатления о другом человеке у умственно отсталых детей //Проблемы дефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. Ереван, 1979. С. 78–84.
4.  Агавелян O.K., Исраелян А.А. Квопросу о социализации личности умственно отсталых детей // Проблемыдефектологии / Отв. ред. O.K. Агавелян и др. – Ереван. 1979. С. 72–77.
5.  Власова Т.А., Певзнер М.С. Одетях с отклонениями в развитии. М., 1973.
6.  Выготский. Л.С.Развитие устной речи. М.: Просвещение, 1982.
7.  Выготский. Л.С. Мышлениеи речь. М.: 1982.
8.  Гаврилова Т.П. Понятиеэмпатии в зарубежной психологии // Вопр. психологии. 1975. – №2. — С. 147–158.
9.  Дьячков А.И. Основы обученияи воспитания аномальных детей. М., 1976.
10.      Еременко И.Г. Олигофренопедагогика.– Киев: Вита школа, 1985. С. 328.
11.      Соловьев И.М. Психологияпознавательной деятельности нормального и аномально ребенка. М., 1966.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.