МОСКОВСКИЙГУМАНИТАРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КИРОВСКИЙФИЛИАЛ
Факультетгуманитарный
Кафедрасоциальной и практической психологии
Группа
КУРСОВАЯРАБОТА
На тему:Взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия
Выполнила студентка
Демшина О.Г.
Набор ССО 2004
Проверила: к.б.н.
Шалагинова Л.В.
Киров 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
I. Теоретическое изучение проблемывзаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия…………..…5
1.1. Супружеское благополучие как показатель стабильностисемьи………...5
1.2. Исследование межличностных отношений в семье……………………...11
II. Экспериментальное исследованиепроблемы взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучия..…………..18
2.1. Организация, методы и методики исследования………………………….18
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
Заключение………………………………………………………………..……..32
Список литературы…………………..……………………………………..…...34
Приложения………………………………………………………………..……37
ВВЕДЕНИЕ
Семья –это древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ееуникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образомвзаимодействуют в течение длительного времени. Совместная жизнь людей постоянно создает ситуации несовпадения интересов,обусловливает необходимость взаимных уступок и компромиссов. Семейные отношенияпотенциально наделены высокой конфликтностью, однако именно супружескиеотношения потенциально содержат в себе возможность наибольшего эмоциональногоудовлетворения.
На сегодняшний день существует значительноеколичество отечественных и зарубежных исследований, посвященных проблемесупружеского благополучия. Среди них работы В.А. Сысенко, В.А. Ковалева, Ю.Е.Алешиной, Т.В. Андреевой, Н.В. Гришиной, В.В. Столина, Л.А. Гозмана, И. Дорно,А. Егидес, С. Кратохвил, Д. Делис и др. Исследование супружескихвзаимоотношений, весьма затруднено, так как это область сугубо личной иинтимной жизни человека.
Объективныеобстоятельства жизнедеятельности семьи влияют на ее благополучие только черезих субъективную оценку супругами, которая в свою очередь определяетсясоциально-психологическим климатом и взаимной удовлетворенностьювзаимоотношениями друг с другом. В связи с этим интерес вызывает проблема взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия.
Цельисследования – изучить особенности взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия.
Предмет: межличностныеотношения супругов и субъективнаяоценка их благополучия.
Объект: супругив количестве 30 человек (10 семейных пар.
Гипотеза: взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия имеет свои особенности: супруги с преобладанием «властного — лидирующего», «прямолинейно-агрессивного» типов межличностных отношений неудовлетворены браком, супруги с преобладанием «сотрудничающего — конвенциального» типа межличностных отношений в целомудовлетворены браком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ изучаемой проблемыв психологической литературе.
2. Изучить особенности межличностных отношенийсупругов.
3. Выявить степень благополучия супружескихотношений.
4.Определить особенности взаимосвязи межличностных отношений супругов исубъективной оценки их благополучия.
В исследованиииспользовались следующие методы: изучение и теоретический анализпсихологической литературы; психологическое тестирование; статистическиеметоды, качественный и количественный анализ полученных данных.
Базойдля проведения исследования послужило лечебное учреждение «МЛПУ Унинская ЦРБ» п. Уни.
I. Теоретическое изучение проблемывзаимосвязи межличностных отношений супругови субъективной оценки их благополучия
1.1.Супружеское благополучие как показатель стабильности семьи
Сложность семьи как социальной системы ипсихологической общности людей разного пола, возраста, социальной ипрофессиональной принадлежности приводит к тому, что попытки выделения полногосписка таких факторов могут оказаться безуспешными. Поэтому при обсуждении этойпроблемы речь идет, как правило, о попытках выделения наиболее существенныхфакторов и показателей супружеского благополучия. Прежде чем перейти крассмотрению данных показателей, необходимо рассмотреть такие понятия, каксемья и ее характеристики.
«Семья – это малаясоциально-психологическая группа, члены которой связаны брачными илиродственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»[2, с. 26]. Из этого определения следует, что внутри семьи различаются дваосновных вида отношений – супружеские (брачные отношения между мужем и женой) иродство (родственные отношения родителей и детей, между детьми,родственниками).
Выделениесупружества как структурной единицы произошло в историческом аспектесравнительно недавно в результате серьезных социально-экономическихпреобразований современного общества. Е.В. Баранова определяет супружество как«личностное взаимодействие жены и мужа, регулируемое моральными принципами иподдерживаемое присущими ему ценностями» [4, с. 11].
Важнейшимихарактеристиками семьи являются ее функции и структура.
Структура семьивключает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между еечленами. Существует множество различных вариантов структуры семьи. Д. Леви предлагает следующую структуру [1, с. 25]:
— «нуклеарная семья»состоит из мужа, жены и детей;
— «пополненнаясемья» — увеличенный по своему составу союз (супружеская пара и их дети, плюсродители других поколений);
— «смешанная семья»(образовавшаяся вследствие брака разведенных родителей);
— «семьяродителя-одиночки» (одна мать или один отец).
Е.А. Личкоразработал следующую классификацию семей [1, с. 27]:
1. Структурныйсостав:
— полная семья;
— неполная семья(есть только мать или отец);
— искаженная семья(наличие отчима или мачехи).
2. Функциональныеособенности:
— гармоничная семья;
— дисгармоничнаясемья.
Сферажизнедеятельности семьи, непосредственно связанная с удовлетворениемопределенных потребностей ее членов называется функцией семьи. Э.Г. Эйдемиллери В.В. Юстицкис выделяют следующие функции семьи [28, с. 123]:
1) воспитательная;
2) репродуктивная(воспроизводство жизни);
3) экономическая;
4) коммуникативная;
5) эмоциональная;
6) сексуальная;
7) сферапервичного социального контроля;
8) сферадуховного общения.
С течением временипроисходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие изменяются всоответствии с новыми социальными условиями.
В связи с изменениемсемейных функций в современном обществе проблема качества брака становитсяцентральной проблемой при исследовании семьи. В работах, посвященных этойпроблематике, можно встретить такие понятия, как устойчивость, стабильность,качество брака, супружеское счастье, благополучие семейных отношений и т.д.
С.В. Ковалевопределяет благополучной семью, «в которой созданы все условия для нормальнойжизнедеятельности ее членов и эффективного выполнения важнейших семейныхфункций – репродуктивной и воспитательной» [16, с. 52].
Одним изинтегральных показателей супружеского благополучия В.М. Целуйко определилпсихологическую совместимость супругов. «Люди, создающие семью, стремятсяудовлетворить комплекс потребностей — в любви, в детях, в переживании общихрадостей, в понимании, общении. Однако становление семьи — это не толькореализация идеальных представлений о браке, которые сложились у будущихсупругов. Это реальная жизнь двух, а затем и нескольких людей, во всей еесложности и многообразии; она включает в себя непрерывные переговоры,заключения соглашений, компромиссы и, конечно, преодоление трудностей,разрешение конфликтов, которые есть в каждой семье» [27, с. 29].
Рассмотримважнейшие предпосылки супружеского благополучия [3, с. 36].
Психобиологическаясовместимость. Речь идето «неопределимой внутренней симпатии», в основе которой могут быть такие ясныепричины, как восхищение талантом, достигнутым успехом, общественным положениемили внешним эстетическим идеалом. Брак без спонтанного влечения обычно негарантирует удачного супружества.
Гармоничныйбрак предполагает социальную зрелость супругов, подготовленность к активномуучастию в жизни общества, способность материально обеспечить свою семью, долг иответственность, самообладание и гибкость. Наиболее удачны браки тех людей,которые ценят в своем партнере надежность, верность, любовь к семье и твердыйхарактер. В «идеальном браке» супруги чаще всего обладают такими чертамиличности, как выдержанность, трудолюбие, заботливость, самоотверженность игибкость поведения.
Факторы,оказывающие косвенное воздействие на благополучие супружеской жизни. Важно знать, какими былисупружеские отношения родителей избранника, каков семейный уклад, материальныйуровень семьи, какие негативные явления наблюдаются в семье и в характереродителей. Даже небольшая семейная травма часто оставляет глубокий след,формируя у ребенка отрицательные взгляды и позиции. Подчас непреодолимыеконфликты неизбежны там, где партнеры диаметрально отличаются по своемумировоззрению.
Образование.Высшее образование невсегда повышает уровень стабильности семейных отношений. Даже в браке,заключенном между двумя молодыми людьми, окончившими высшие учебные заведения,могут возникнуть конфликты, которые, если их своевременно не решить, дадутповод к разводу. Однако интеллектуальный уровень и характеры партнеров недолжны чрезмерно отличаться.
Трудоваястабильность. Люди,часто меняющие место работы, отличаются неустойчивостью, чрезмернойнеудовлетворенностью, неспособностью налаживать длительные отношения.
Возраст определяет общественную зрелостьпартнеров, подготовленность к выполнению супружеских и родительскихобязанностей. Наиболее оптимальным считается возраст 20-24 года. Наиболееестественная разница в возрасте супругов 1-4 года. Устойчивость так называемыхнеравных браков во многом зависит не только от характера обоих партнеров, от ихвзаимного чувства, но и от подготовленности к возрастным особенностям, отумения противостоять «злословию» окружающих и т. д.
Продолжительностьзнакомства. За периодзнакомства важно хорошо узнать друг друга не только в оптимальных условиях, нои в трудных ситуациях, когда ярко проявляются личные качества и слабостихарактера партнера. Возможно, как это принято сейчас, пожить вместе какое-товремя, чтобы освоиться, привыкнуть к особенностям друг друга.
Все этифакторы создают предпосылки возникновения супружеской совместимости инесовместимости. «Психологическая несовместимость — это невозможность вкритических ситуациях понять друг друга» [3, с. 37]. В браке каждый из супруговможет выступать как «психотравмирующий фактор», например, когда один изсупругов является препятствием в удовлетворении потребностей другого. «Психологическаясовместимость определяется как взаимное принятие партнеров по общению исовместной деятельности, основанное на оптимальном сочетании — сходстве или взаимодополнительности- ценностных ориентации, личностных и психофизиологических особенностей» [3, с.37]. Психологическая совместимость субъектов — явление многоуровневое имногоаспектное. В семейном взаимодействии она включает в себя психофизиологическуюсовместимость; личностную совместимость, в том числе когнитивную (осмыслениепредставлений о себе, других людях и мире в целом), эмоциональную (переживаниепроисходящего во внешнем и внутреннем мире человека), поведенческую (внешнеевыражение представлений и переживаний); совместимость ценностей, или духовнуюсовместимость.
Такимобразом, гармонию семейно-брачных отношений с точки зрения личных параметровопределяют несколько основных элементов:
— эмоциональная сторона супружеских отношений, степень привязанности;
— сходство их представлений, видений себя, партнера, социального мира в целом;
— сходство предпочитаемых каждым из партнеров моделей общения, поведенческиеособенности;
— сексуальная и, шире, психофизиологическая совместимость партнеров;
— общийкультурный уровень, степень психической и социальной зрелости партнеров,совпадение систем ценностей супругов.
Особеннобольшую значимость в семейно-брачных отношениях имеют ценностная и психофизиологическаясовместимость людей. Все остальные виды совместимости или несовместимостиподвержены динамическим изменениям и достаточно легко изменяются в процессевзаимной адаптации членов семьи или в ходе психотерапии. Ценностная ипсихофизиологическая несовместимость не поддается или с большим трудомподдается коррекции.
Психофизиологическая,и в частности сексуальная, несовместимость способна привести к распаду брака. Арассогласование ценностей во взаимодействии людей, особенно в повседневныхконтактах, приводит к почти необратимому разрушению общения и супружескихвзаимоотношений. Здесь важно, с одной стороны, насколько различны оценочныекритерии супругов, а с другой — насколько индивидуальные критерии соответствуютобщепризнанным. Можно говорить о двойной гармонии, когда ценностные установкисупругов совпадают между собой и с общепринятой системой ценностей; о совпадениивзглядов с общепринятой системой ценностей только одного из супругов; о соответствииценностных критериев обоих партнеров общепринятым ценностям при одновременнойдифференциации их точек зрения; о двойной дифференциации, когда системыценностей расходятся и интересы обоих не отождествляются с общепризнаннымикритериями.
Приотсутствии какой-нибудь из этих групп предпосылок совместимости не происходитоптимальной адаптации или она происходит медленно, гармония супружеского союзанарушается.
Итак,проблема семейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколькопсихологически совместимыми оказываются друг с другом члены семьи.Совместимость как многоуровневый феномен связана не только с актуальнымсостоянием и личностными особенностями супругов, но также и с их опытом прошлойжизни, опытом межличностных отношений в родительской семье. Наиболееоптимальной является ситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношенийсупругов носят в целом позитивный характер, сходны или взаимодополнительны, непротиворечат общесоциальной системе правил и норм взаимодействия ивзаимоотношений.
1.2. Исследование межличностных отношений в семье
В отечественной психологии существует множествомнений по поводу того, какое место занимают межличностные отношения в реальнойсистеме жизнедеятельности людей. Но прежде, выясним,как определяется понятие «межличностные отношения». В «Психологическом словаре»дано такое определение: «Межличностные отношения – субъективно переживаемыевзаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способахвзаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения» [18, с. 231].
В настоящее время впсихологии существует довольно большое количество конкретных методик, позволяющихисследовать межличностные отношения. В.Б. Быстрицкас и Г.Т. Хоментаускасотмечают следующие основания для систематизации этих методик [18, с. 32]:
— на основании объекта:диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов, диадных отношенийи т.д.;
— на основании задач,решаемых исследователем: выявления групповой сплоченности, совместимости ит.д.;
— на основанииструктурных особенностей используемых методик: опросники, проективные методики,социометрия и т.д.;
— на основании исходнойточки отсчета диагностики межличностных отношений: методики субъективныхпредпочтений и др.
Опираясь на данныйкритерий, авторы приводят краткий обзор следующих групп методик:
1) диагностикамежличностных отношений на основе субъективных предпочтений. Традиционнаяметодика этой группы – социометрический тест Дж. Морено, а также ряд егомодификаций – например, аутосоциометрические методики. Называя методологическиенедостатки этой группы, авторы отмечают следующее: «…сознательная оценкавследствие социальных установок, отношения к самому процессу исследования иливследствие влияния процесса психической защиты… может кардинально измениться…»;
2) методики косвеннойоценки межличностных отношений. Авторы отмечают, что это самая молодая ималоразработанная категория методических приемов исследования межличностныхотношений. В ее основе лежат закономерности влияния эмоционального состояния наневербальное поведение. Среди недостатков – неразработанность и узость даваемойинформации;
3) методики наблюдения иэкспертной оценки интерпретации. Акцент здесь дается на объективное и обширноеописание интеракции, которое впоследствии интерпретируется, исходя изопределенных теоретических воззрений. Исследователь здесь имеет дело смногозначным психологическим материалом; его интерпретация более интегративна,более зависима от психологической теории, которой руководствуетсяисследователь;
4) диагностикаиндивидуальных свойств, влияющих на межличностные отношения. Созданы тесты ишкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность,совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Авторы выделяют двенаиболее удачные методики этой группы – «Калифорнийский психологическийопросник личности (СРI) иметодику Т. Лири;
5) методики исследованиясубъективного отражения межличностных отношений. Большинство этих методик –проективные. Они позволяют получить информацию о субъективном отражениииндивидом межличностных отношений, о себе в них, об его ожиданиях ипсихологическом смысле определенного способа реагирования субъекта. Эти моментыопределяются некоторой совокупностью причин: историей отношений в целом,ситуацией, потребностями субъекта, личностными чертами общающихся. Подобныеметодики, несмотря на то, что они могут дать обширную и глубокую информацию о человеке,отличаются «большим удельным весом» субъективизма в интерпретации данных.
Подробнеерассмотрим методику Т. Лири (Методика диагностики межличностных отношений).Опросник разработан Т. Лири в 1957 г. и представляет собой модифицированныйвариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который легв основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценоки мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходит формированиеличности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личность проявляетсяв стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении, человексоотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясьна том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессевзаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 болееконкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представилв виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной ивертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение,дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общеевпечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центруокружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученныхпоказателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальностьинтерперсонального поведения. Автор методики выделил следующие вариантымежличностного взаимодействия [5, с. 263]:
1. Авторитетный.
Преобладаниеданного типа свидетельствует о том, что человек обладает следующимихарактеристиками: властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает,дидактический стиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремитсяк лидерству, командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.
2. Независимый— доминирующий. Характеристики данного типа взаимодействия: стремление быть надвсеми, самовлюбленность, расчетливость, заносчивость, хвастливость.
3. Агрессивный.Выраженность этого типа межличностного взаимодействия говорит о том, чточеловек проявляет чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность поотношению к окружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящаядо асоциального поведения.
4. Недоверчивый— скептический, данный тип характеризует человека как замкнутого, скрытного,обидчивого, недоверчивого к окружающим, испытывающего трудности винтерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.
5. Покорно-застенчивыйтип проявляется в покорности, склонности к самоуничижению, слабовольности,склонности уступать всем и во всем, всегда ставить себя на последнее место иосуждать себя, приписывать себе вину, стремлении найти себе опору в ком-либоболее сильном.
6. Зависимыйтип говорит о том, что человек очень неуверен в себе, имеет навязчивые страхи,опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, чужогомнения, сверхконформный.
7. Сотрудничающийтип склонен к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решениипроблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнениемокружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам«хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижениицелей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужитьвнимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
8. Человекс альтруистическим типом имеет следующую характеристику: ответственный поотношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людямпроявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоитьокружающих, бескорыстный и отзывчивый.
Наиболеераспространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве,являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы,быть в гармонии друг с другом. При отсутствии этих умений нередко возникаютконфликтные ситуации как следствия несовместимости каких-либо сил внутри однойличности или между супругами. Важно учитывать и индивидуально-психологическиеособенности каждого из супругов. Рациональным и комплексным показателем ихиндивидуальности может служить тип личности: наиболее распространенной причинойсупружеских конфликтов, а также разводов является «несходство характеров»,несовместимость супругов. У Источником трудностей в семейной жизни могут бытьособенности личности одного или обоих супругов. Речь идет о чертах, которыевначале соответствовали норме, но не были вполне адекватными личностнымкачествам партнера или партнер не находил правильного подхода к общению, был нев состоянии справиться с некоторыми особенностями своей собственно психики.
Всупружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к внутреннимсхемам-ожиданиям. Под влиянием влюбленности человек некоторое время можетпроявлять «уступчивость» или, вернее, «близорукость», частично отказываясь отреализации своей программы ради партнера, желая приспособиться к нему. Обычноэто вызывает внутреннее противоречие, поэтому появляется стремление вернутьсяна запрограммированный путь. Социальное наследование личностных свойств иповеденческих шаблонов определяет и сходство супружеских отношений, которые такженаследуются, поэтому мы часто повторяем не только выбор партнера, но и многиеошибки и проблемы родителей. Два важнейших измерения родительскихвзаимоотношений во многом определяют успешность брака ребенка. Первым важнымизмерением является доминирование в семье (кто из родителей «командовал», а ктоподчинялся), вторым — общее благополучие (уравновешенность и взаимопринятие)взаимоотношений. Сравнение отношений в благополучных и конфликтных супружескихпарах показывает, что на уравновешенность отношений существенное влияниеоказывают благоприятная модель брака родителей, хорошее отношение отца кматери, счастливое детство. Уравновешенные супруги были спокойными в детстве,их редко наказывали, чаще ласкали.
Выводы:
Теоретическийанализ проблемы взаимосвязимежличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия показал следующее:
Проблемасемейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологическисовместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость как многоуровневыйфеномен связана не только с актуальным состоянием и личностными особенностямисупругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытом межличностных отношенийв родительской семье. Наиболее оптимальной является ситуация, когда опыт иусвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целом позитивный характер,сходны или взаимодополнительны, не противоречат общесоциальной системе правил инорм взаимодействия и взаимоотношений.
Наиболеераспространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве,являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы,быть в гармонии друг с другом.
II. Экспериментальное исследованиепроблемы взаимосвязи межличностных отношений супругови субъективной оценки ихблагополучия
2.1.Организация, методы и методики исследования
Эмпирическое исследованиепроводилось с ноября 2006 по февраль 2007 года. Базой для проведенияисследования послужило лечебноеучреждение «МЛПУ Унинская ЦРБ» п. Уни. Данные были получены на выборке из 15 супружеских пар (30человек). Возраст супругов составил от 29 до 35 лет.
Цельисследования – изучить особенности взаимосвязи межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия.
Предмет: межличностныеотношения супругов и субъективнаяоценка их благополучия.
Объект: супругив количестве 30 человек (10 семейных пар).
Гипотеза: взаимосвязь межличностных отношений супругов и субъективной оценки ихблагополучия имеет свои особенности: супруги с преобладанием «властного — лидирующего», «прямолинейно-агрессивного» типов межличностных отношений неудовлетворены браком, супруги с преобладанием «сотрудничающего — конвенциального» типа межличностных отношений в целомудовлетворены браком.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности межличностных отношенийсупругов.
2. Выявить степень благополучия супружескихотношений.
3.Определить особенности взаимосвязи межличностных отношений супругов исубъективной оценки их благополучия.
В экспериментальномисследовании использовались следующие методы: психологическое тестирование; качественный иколичественный анализ полученных данных.
Висследовании использовался Тест-опросник удовлетворенности браком В.В. Столина,Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко; Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири.
Приведем краткое описаниеметодики:
1. Тест-опросникудовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко (Приложение1). Цель: выявить степень удовлетворенности — неудовлетворенности браком, атакже степени согласования — рассогласования удовлетворенности браком у тойили иной социальной группы.
Опросникпредставляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся кразличным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Каждомуутверждению соответствуют 3 варианта ответа:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
Испытуемыеполучают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемыхвариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудносказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
Обработкарезультатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа(а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; еслипромежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0баллов.
Далееподсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестовогобалла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся осьсуммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
1) абсолютнонеблагополучные – 0-16 баллов;
2) неблагополучные –17-22 баллов;
3) скореенеблагополучные – 23-26 баллов;
4) переходные –27-28 баллов;
5) скорееблагополучные – 29-32 баллов;
6) благополучные –33-38 баллов;
7) абсолютноблагополучные – 39-48 баллов.
2.Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (Приложение 2).
Диагностическаяцель: Методикапредназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и ихособенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своемидеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоныконфликтов испытуемого.
Теоретическийподход, который лег в основу разработки методики, базируется на представлениио важной роли оценок и мнения значимых для субъекта окружающих, под влияниемкоторых происходит формирование личности субъекта. В процессе взаимодействия сокружением личность проявляется в стиле межличностного поведения. Реализуяпотребность в общении, человек соотносит свое поведение с оценками значимыхдругих.
Основываясьна том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессевзаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 болееконкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представилв виде круговой психограммы (дискограммы). В основе горизонтальной ивертикальной осей дискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение,дружелюбие — агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общеевпечатление о человеке в процессах межличностного восприятия.
Опросниксоставлен соответственно выделенным типам межличностного поведения ипредставляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов,которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различныепсихологические профили.
Контингент:методика предназначенадля людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным ипрофессиональным признакам.
Инструкция: «Перед вами набор характеристик.Прочтите каждую и отметьте знаком «+» те, которые соответствуют вашемупредставлению о себе. Будьте внимательны, старайтесь отвечать как можно болееточно и правдиво».
Приинтерпретации показателей учитываются:
— выраженность каждого октанта и его интерпретационнаяхарактеристика;
— преобладание одних показателей над другими, что даетвозможность определения наиболее выраженного октанта и соответственноговедущего типа межличностных отношений;
— с целью изучения структуры «Я», внутриличностной гармониииндивида опросник применяется повторно, но выбираются те утверждения, которыесоответствуют образу идеального «Я». После чего проводится анализ исопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я».
2.2. Анализрезультатов экспериментального исследования
Рассмотрим полученныерезультаты диагностики.
Результаты,полученные по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л.Романовой, Г.П. Бутенко представлены в Приложении 3. На рис. 1 и рис. 2представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени ихудовлетворенности браком, отдельно для мужчин и для женщин.
/>
Рис. 1. Показателиудовлетворенности браком у мужчин
Данные рис. 1 указываютна то, что в целом мужчины удовлетворены браком. Об этом говорят процентныепоказатели: 27% мужчин отнесли свою семью к категории благополучных, 43% — ккатегории скорее благополучных и всего 30% — к категории скореенеблагополучных. Такая категория, как неблагополучная семья у мужчин неотмечена.
Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные;абсолютно благополучные у мужчин не отмечены.
Рис. 2 отражает, что в целом женщины удовлетвореныбраком: 14% отнесли свою семью к категории благополучных, 43% — к категориискорее благополучных, 33% — к категории скорее неблагополучных и к категориинеблагополучная семья – 10%. Такие категории как: абсолютно неблагополучные; переходные;абсолютно благополучные у женщин также не представлены.
/>
Рис. 2. Показатели распределениясемей по категориям в зависимости от удовлетворенности браком женщин
Тем неменее, необходимо отметить, что мужчины имеют средний показательудовлетворенности браком немного выше, чем женщины, у которых, возможно, болеедифференцированный подход к оценке своего брака. Таким образом, полученные намиданные говорят о несколько большей удовлетворенности браком мужчин, чем женщин.Этот вывод подтверждают и данные рис. 3.
/>
Рис. 3. Сравнительныйанализ удовлетворенности браком у мужчин и женщин (в%)
Понятиеудовлетворенности браком является интегративным качественным показателемсемейной системы. Поэтому мы ввели в исследование показатель общейудовлетворенности браком для супругов, как среднее значение суммарных балловмужа и жены.
На рис.4 представлено распределение семей по категориям в зависимости от степени ихобщей удовлетворенности браком.
Таким образом, в выборкенашего исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорееблагополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей.
/>
Рис. 4. Показатели распределения семей по категориям взависимости от общей удовлетворенности браком
На наш взгляд, важноотметить процент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком (табл.1).
Таблица 1
Проценты совпадения /несовпадения у супругов степени удовлетворенности бракомПроцент совпадения у супругов степени удовлетворенности браком Процент несовпадения у супругов степени удовлетворенности браком 30% 70%
В результате, в 31,6%супружеских пар разница между оценкой мужа степени удовлетворенности браком ижены составила 2 балла. В 10,2% браков эта разница составила 3 балла и более.Если жена в большинстве случаев занижала удовлетворенность браком, то мужья, наоборот,чаще завышали ее.
Отметим результаты,полученные по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири. Выделим усупругов наиболее преобладающие типы межличностных отношений (табл. 2).
Таблица 2
Преобладающие типымежличностных отношений у супруговСупружеские пары I II III IV V VI VII VIII 1 пара Муж + + Жена + + 2 пара Муж + + + Жена + + 3 пара Муж + + Жена + 4 пара Муж + + Жена + + 5 пара Муж + Жена + 6 пара Муж + + + Жена + + 7 пара Муж + Жена + + 8 пара Муж + + Жена + 9 пара Муж + + Жена + + 10 пара Муж + + Жена + + 11 пара Муж + Жена + 12 пара Муж + + Жена + + 13 пара Муж + + Жена + 14 пара Муж + Жена + + 15 пара Муж + + Жена + + Сумма 11 9 8 3 4 5 7 6
Примечание: I – властный – лидирующий; II — независимо-доминирующий; III — прямолинейно-агрессивный; IV — недоверчивый — скептический; V — покорно-застенчивый; VI — зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII — ответственно-великодушный.
Данные табл. 2 указываютна преобладание у испытуемых «властного — лидирующего» типа межличностногоотношения (I), что характеризует их как людейобладающих оптимистичностью, быстрой реакцией, высокой активностью, выраженноймотивацией достижения, легкостью и быстротой в принятии решений,экстравертированностью. Поступки и высказывания могут опережать ихпродуманность. Это реагирование по типу «здесь и сейчас», выраженная тенденцияк спонтанной самореализации, активное воздействие на окружение, завоевательнаяпозиция, стремление вести за собой и подчинять своей воле других.
Также уданной выборки выражен «независимо-доминирующий» тип межличностных отношений (II), который при явном преобладании наддругими, сочетается с такими особенностями, как черты самодовольства (илисамовлюбленности), дистантность, эгоцентричность, выраженное чувствосоперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе. Стильмышления творческий. Мнение окружающих воспринимается критически, собственноемнение возводится в ранг догмы или достаточно категорически отстаивается.Эмоциям недостает тепла, поступкам — конформности.
Достаточночасто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» тип межличностныхотношений (III), что говорит о том, что такие людиобладают такими характеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся свысокой спонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм принедостаточной опоре на накопленный опыт, повышенное чувство справедливости,сочетающееся с убежденностью в собственной правоте, легко загорающееся чувствовраждебности при противодействии и критике в свой адрес, непосредственность ипрямолинейность в высказываниях и поступках, повышенная обидчивость.
Наименеевыражен такой тип межличностных отношений как — «недоверчивый — скептический»,который проявляется такими личностными характеристиками, как обособленность,замкнутость, критический настрой к любым мнениям, кроме собственного,неудовлетворенность своей позицией в микрогруппе, подозрительность,сверхчувствительность к критическим замечаниям в свой адрес, неконформностьсуждений и поступков, опережающая враждебность в высказываниях и поведении,которая оправдывается априорной уверенностью в людской недоброте, системноемышление, опирающееся на конкретный опыт, практичность, реалистичность,склонность к иронии, высокая конфликтность, которая может быть не явной.
Также невыражен «покорно-застенчивый» тип межличностных отношений, который преобладаету личностей болезненно-застенчивых, интровертированных, пассивных, весьмащепетильных в вопросах морали и совести, подчиняемых, неуверенных в себе, сповышенной склонностью к рефлексии, с низкой мотивацией достижения, заниженнойсамооценкой, тревожных, с повышенным чувством ответственности, легко впадающихв состояние грусти, пессимистически оценивающих свои перспективы, аккуратных иисполнительных в работе, избегающих широких контактов и социальных ролей, вкоторых они могли бы привлечь к себе внимание окружающих, ранимых ивпечатлительных, болезненно сосредоточенных на своих недостатках и проблемах.
«Зависимый— послушный» тип межличностных отношений выражен на среднем уровне. Такие людиобнаруживают высокую тревожность, тенденцию к выраженной зависимостимотивационной направленности от складывающихся со значимыми другими лицамиотношений, собственного мнения — от мнения окружающих. Потребность впривязанности и теплых отношениях является ведущей. Исполнительность иответственность в работе создают им хорошую репутацию в коллективе, однакоинертность в принятии решений, конформность установок и неуверенность в себе неспособствует их продвижению на роль лидера. Повышенная мнительность,чувствительность к невниманию и грубости окружающих, повышеннаясамокритичность, опасения неуспеха — основа их мотивационной направленности.
«Сотрудничающий— конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых, которые обладают такимихарактеристиками, как эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожностии низкий — агрессивности, зависимость самооценки от мнения значимых других,стремление к причастности групповым веяниям, сотрудничеству. Экзальтация,потребность в излиянии дружелюбия на окружающих, поиски признания в глазахнаиболее авторитетных личностей группы. Стремление найти общность с другими.Энтузиазм, восприимчивость к эмоциональному настрою группы. Широкий кругинтересов при некоторой поверхности увлечений.
У 6человек данной выборки преобладает «ответственно-великодушный» типмежличностного взаимодействия, для которого характерна склонность к идеализациимежличностных отношений, выраженная эмоциональная увлеченность, художественныйтип восприятия и переработки информации, стиль мышления — целостный, образный.Легкое вживание в разные социальные роли, гибкость в контактах, коммуникабельность,доброжелательность, жертвенность, проявление милосердия, благотворительности.Артистичность. Потребность производить приятное впечатление, нравитьсяокружающим. Проблема подавленной (или вытесненной) враждебности, вызывающейповышенную напряженность, склонность к психосоматическим заболеваниям,вегетативный дисбаланс как результат блокированности поведенческих реакций.
Отметимразличия в выраженности шкал по методике межличностных отношений у мужчин иженщин (табл. 3).
Таблица 3
Выраженность шкал пометодике межличностных отношений у мужчин и женщинШкалы Уровни выраженности шкал Высокий Средний Низкий Мужчины Женщины Мужчины Женщины Мужчины Женщины Авторитетный 8 (53%) 5 (33%) 4 (27%) 6 (40 %) 3 (20%) 4 (27%)
Независимый-
Доминирующий 7 (46%) 4 (27%) 4 (27%) 7 (46%) 4 (27%) 4 (27%) Агрессивный 7 (46%) 3 (20%) 3 (20%) 8 (53%) 5 (33%) 4 (27%) Недоверчивый — Скептический 4 (27%) 3 (20%) 6 (40 %) 4 (27%) 5 (33%) 8 (53%) Покорно-застенчивый 3 (20%) 6 (40 %) 4 (27%) 7 (46%) 8 (53%) 2 (14%) Зависимый 4 (27%) 7 (46%) 3 (20%) 5 (33%) 8 (53%) 3 (20%) Сотрудничаю-щий 4 (27%) 6 (40 %) 7 (46%) 6 (40 %) 4 (27%) 3 (20%) Альтруистичес-кий 4 (27%) 8 (53%) 6 (40 %) 5 (33%) 5 (33%) 2 (14%)
Таким образом, анализданных таблицы позволяет отметить, что у мужчин ярко выражены следующие шкалы:авторитетный, независимый – доминирующий, агрессивный. Это говорит, что мужчиныпредпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитаютнезависимость и проявляют упорство в достижении целей. Тогда как у женщинданные шкалы неявно выражены. В свою очередь у женщин отмечены высокие значенияпо следующим шкалам: покорно-застенчивый, зависимый, сотрудничающий,альтруистический. Это говорит о том, что женщины более дружелюбны в отношенияхс другими людьми. Кроме того, большинство женщин чувствуют себя неуверенно,имеют повышенный уровень тревожности. В результате у мужчин преобладает позициядоминирования, у женщин дружелюбия.
Сопоставим результатыдиагностики по тесту-опроснику удовлетворенности браком В.В. Столина, Т.Л.Романовой, Г.П. Бутенко и методике диагностики межличностных отношений Т. Лири(табл. 4).
Таблица 4Супружеские пары I II III IV V VI VII VIII 1 пара Муж + + СБ Жена + + 2 пара Муж + + + СБ Жена + + 3 пара Муж + СБ Жена + 4 пара Муж + + Б Жена + + 5 пара Муж + СБ Жена + 6 пара Муж + + СН Жена + + 7 пара Муж СН Жена + 8 пара Муж + + Б Жена + 9 пара Муж + + СБ Жена + + 10 пара Муж + + Б Жена + + 11 пара Муж + СБ Жена + 12 пара Муж + СН Жена + + 13 пара Муж + + СБ Жена + 14 пара Муж Б Жена + + 15 пара Муж + + Н Жена + +
Примечание: I – властный – лидирующий; II — независимо-доминирующий; III — прямолинейно-агрессивный; IV — недоверчивый — скептический; V — покорно-застенчивый; VI — зависимый — послушный; VII- сотрудничающий — конвенциальный; VIII — ответственно-великодушный.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретическийанализ проблемы взаимосвязимежличностных отношений супругов и субъективной оценки их благополучияпоказал следующее:
Проблемасемейного благополучия связана в первую очередь с тем, насколько психологическисовместимыми оказываются друг с другом члены семьи. Совместимость какмногоуровневый феномен связана не только с актуальным состоянием и личностнымиособенностями супругов, но также и с их опытом прошлой жизни, опытоммежличностных отношений в родительской семье. Наиболее оптимальной являетсяситуация, когда опыт и усвоенный тип взаимоотношений супругов носят в целомпозитивный характер, сходны или взаимодополнительны, не противоречатобщесоциальной системе правил и норм взаимодействия и взаимоотношений.
Наиболеераспространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве,являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы,быть в гармонии друг с другом.
В ходеэкспериментального исследования особенностей межличностных отношений и субъективной оценкиих благополучия были получены следующие результаты:
— ввыборке исследования представлено 20% благополучных семей, 60% скорееблагополучных семей, 17% скорее неблагополучных, 3% неблагополучных семей.Причем полученные данные показали несколько большую удовлетворенность бракоммужчин, чем женщин;
— мужчины предпочитают доминировать в отношениях с другими людьми, предпочитаютнезависимость и проявляют упорство в достижении целей. В свою очередь женщиныболее дружелюбны в отношениях с другими людьми;
— у испытуемыхпреобладает «властный — лидирующий» тип межличностного отношения, чтохарактеризует их как людей обладающих оптимистичностью, быстрой реакцией,высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, легкостью и быстротой впринятии решений, экстравертированностью. Также у данной выборки выражен«независимо-доминирующий» тип межличностных отношений, который при явномпреобладании над другими, сочетается с такими особенностями, как чертысамодовольства, дистантность, эгоцентричность, выраженное чувствосоперничества, проявляющееся в стремлении занять особую позицию в группе.Достаточно часто у испытуемых встречается «прямолинейно-агрессивный» типмежличностных отношений, что говорит о том, что такие люди обладают такимихарактеристиками, как ригидность установок, сочетающаяся с высокойспонтанностью, упорство в достижении целей, практицизм при недостаточной опорена накопленный опыт. Наименее выражен такой тип межличностных отношений как —«недоверчивый — скептический», который проявляется такими личностнымихарактеристиками, как обособленность, замкнутость, критический настрой к любыммнениям. «Сотрудничающий — конвенциальный» тип преобладает у 7 испытуемых,которые обладают такими характеристиками, как эмоциональная неустойчивость,высокий уровень тревожности и низкий — агрессивности, зависимость самооценки отмнения значимых других, стремление к причастности групповым веяниям,сотрудничеству.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1. АлешинаЮ.Е., Борисов И.Ю. Полоролевая дифференциация как показатель межличностныхотношений супругов // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1989. — № 2.– С. 24-30.
2. АндрееваТ.В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.: Речь, 2004. – 244 с.
3. АрхангельскийВ.Н. Удовлетворенность браком // Вестник Моск. Ун-та. Серия 14. Психология. –2001. — № 4. – С. 34-39.
4. БарановаЕ.В. Особенности и проблемы современной семьи // Психологический журнал. – 2001. — №2. – 9-16.
5. Большаяэнциклопедия психологических тестов. – М.: Издательство Эксмо, 2006. – 416 с.
6. БэндлерР., Гриндер., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж: НПО «МОДЕК», 1993. – 282 с.
7. ВаргаА.Я. Системная семейная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Речь, 2001. – 361 с.
8. ГришинаН.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2005. – 464 с.
9. ДавлетбаеваЗ.К. Супружеские отношения как фактор психического здоровья детей дошкольноговозраста // ВестникМоск. Ун-та. Серия 14. Психология. – 1998. — № 1. – С. 13-22.
10. ДрынкинаА.С. Влияние неблагополучной семьи на формирование отклонений в поведенииребенка // Психологический журнал. – 1996. — № 5. – С. 3-19.
11. ЕрохинаН.М. Характерологическая совместимость и удовлетворенность браком в молодыхсемьях // Семейная психология и семейная терапия. – 2005. — № 4. – С. 3-9.
12. ЗемскаМ. Семья и личность. – М.: Просвещение, 1986. – 203 с.
13. КарабановаО.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебноепособие. М.: Гардарики, 2004. – 320 с.
14. КлюеваН.В. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. – Ярославль:Академия развития, 2001. – 160 с.
15. КлячкинаЖ.В. Сферы конфликтного взаимодействия в семье и стратегия разрешениясупружеских конфликтов // Психологический журнал. – 2000. — № 3. – 12-19.
16. КовалевС.В. Психология семейных отношений. – М.: Педагогика, 1987. – 160 с.
17. ЛевковичВ.П. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов //Психологический журнал. – 1995. — № 3. – С. 126-137.
18. Новиков В.С. Межличностныеотношения: особенности подходов // Психология и соционика межличностныхотношений. -2005. -№ 8.- С. 31 – 38.
19. Психологический словарь / Под ред.В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.
20. Райгородский Д.Я. Диагностикасемьи. Методики и тесты. – Самара: «Издательский Дом БАХРАХ», 2004. – 234 с.
21. Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. – М.:Педагогика, 1981. – 167 с.
22. Сидоренко Е.В. Методыматематической обработки в психологии. — СПб.: ООО Издательство «Речь», 2001. –349 с.
23. Соболева М.В. Влияние семейногоконфликта на психомоторное развитие ребенка полутора лети жизни // Вопросыпсихологии. – 2003. — № 2. – С. 11-19.
24. Спиридонова Н.В. Воспитание иразвитие ребенка в семье // Дошкольная педагогика. – 2000. — № 1. – С.64-71.
25. Сысенко В.А. Супружескиеконфликты. – М.: Финансы и статистика, 1983. – 175 с.
26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. – М.: Педагогика, 1987. –245 с.
27. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов иродителей. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 273 с.
28. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – 3-е изд.– СПб.: Питер, 2001. – 656 с.
29. Юденко О.Н. Психологические противоречия как источник конфликтовв семье // Семейная психология и семейнаятерапия. – 2004. — № 3. – С. 7-11.
Приложение 1
«Тест-опросникудовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л. Романовой, Г.П. Бутенко
Цель: выявитьстепень удовлетворенности — неудовлетворенности браком, а также степенисогласования — рассогласования удовлетворенности браком у той или инойсоциальной группы.
Опросникпредставляет собой одномерную шкалу, состоящую из 24 утверждений, относящихся кразличным сферам: восприятию себя и партнера, мнения, оценки, установки и т.д.
Каждомуутверждению соответствуют 3 варианта ответа:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
Испытуемыеполучают следующую инструкцию: «Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте 1 из 3 предлагаемыхвариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа «трудносказать», «затрудняюсь ответить» и т. д.
Обработкарезультатов осуществляется по ключу. Если выбранный испытуемыми вариант ответа(а, б или в) совпадает с приведенными в ключе, то начисляются 2 балла; еслипромежуточный (б) — то 1 балл; за ответ, не совпадающий с приведенными, — 0баллов.
Далееподсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестовогобалла от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся осьсуммарных баллов теста разбивается на 7 категорий:
8) абсолютнонеблагополучные – 0-16 баллов;
9) неблагополучные –17-22 баллов ;
10) скореенеблагополучные – 23-26 баллов;
11) переходные – 27-28баллов;
12) скорееблагополучные – 29-32 баллов;
13) благополучные –33-38 баллов;
14) абсолютноблагополучные – 39-48 баллов.
Текст опросника
1. Когдалюди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежнотеряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно;
б) неуверен;
в) неверно.
2. Вашисупружеские отношения приносят вам:
а) скореебеспокойство и страдание;
б) затрудняюсьответить;
в) скореерадость и удовлетворение.
3. Родственникии друзья оценивают ваш брак:
а) какудавшийся;
б) какнечто среднее;
в) какнеудавшийся.
4. Еслибы вы могли, то:
а) выбы многое изменили в характере вашей супруга (вашей супруги);
б) трудносказать;
в) выбы не стали ничего менять.
5. Однаиз проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе исексуальные отношения:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
6. Когдавы сравниваете вашу семейную жизнь с семейной жизнью ваших друзей и знакомых,кажется:
а) чтовы несчастнее других;
б) трудносказать;
в) чтовы счастливее других.
7. Жизньбез семьи, без близкого человека — слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
верно;
трудносказать;
неверно.
8. Высчитаете, что без вас жизнь вашего супруга (вашей супруги) была бынеполноценной:
а) да,считаю;
б)трудно сказать;
в) нет,не считаю.
9. Большинстволюдей в какой-то мере обманываются в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно;
б) трудносказать;
в)неверно.
10. Толькомножество различных обстоятельств мешает подумать вам о разводе:
а) верно;
б) немогу сказать;
в) неверно.
11. Еслибы вернулось время, когда вы вступали в брак, то вашим мужем (женой) мог быстать:
а) ктоугодно, только не теперешний супруг (супруга);
б) трудносказать;
в) возможно,что именно теперешний супруг (супруга).
12. Выгордитесь, что такой человек, как ваш супруг (супруга), рядом с вами:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
13. Ксожалению, недостатки вашего супруга (супруги) часто перевешивают егодостоинства:
а) верно;
б) затрудняюсьсказать;
в) неверно.
14. Основныепомехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а)скорее всего в характере вашего супруга (супруги);
б) трудносказать;
в) скореев вас самих.
15. Чувства,с которыми вы вступали в брак:
а) усилились;
б) трудносказать;
в) ослабли.
16. Бракпритупляет творческие возможности человека:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
17. Можносказать, что ваш супруг (супруга) обладает такими достоинствами, которыекомпенсируют его недостатки:
а) согласен;
б) нечтосреднее;
в) несогласен.
18. Ксожалению, в вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкойдруг друга:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
19. Вамкажется, что ваш супруг (супруга) часто делает глупости, говорит невпопад,неуместно шутит:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
20. Жизньв семье, как вам кажется, не зависит от вашей воли:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
21. Вашисемейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которыхвы ожидали:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
22. Неправтот, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать науважение:
а) согласен;
б) трудносказать;
в) несогласен.
23. Какправило, общество вашего супруга (супруги) доставляет вам удовольствие:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
24. Поправде сказать, в вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлогомомента:
а) верно;
б) трудносказать;
в) неверно.
Ключ
1в, 2в,За, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, Ив, 12а, 13в, 14в, 15а, 1бв, 17а, 18в, 19в,20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Приложение 2
Методикадиагностики межличностных отношений Т. Лири
Диагностическаяцель: Методикапредназначена для изучения стиля и структуры межличностных отношений и ихособенностей, а также исследования представлений испытуемого о себе, своемидеальном «Я», отношения к самому себе. Методика позволяет выявить зоныконфликтов испытуемого.
Опросникразработан Тимоти Лири в 1957 году и представляет собой модифицированныйвариант интерпесональной диагностики Т. Лири. Теоретический подход, который легв основу разработки методики, базируется на представлении о важной роли оценоки мнения значимых для субъекта окружающих, под влиянием которых происходитформирование личности субъекта. В процессе взаимодействия с окружением личностьпроявляется в стиле межличностного поведения. Реализуя потребность в общении,человек соотносит свое поведение с оценками значимых других.
Основываясьна том, что личность проявляется в поведении, актуализированном в процессевзаимодействия с окружающими Т. Лири выделил 8 общих и 16 более конкретизированныхвариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговойпсихограммы (дискограммы). В основе горизонтальной и вертикальной осейдискограммы лежит два фактора: доминирование — подчинение, дружелюбие —агрессия. Поскольку именно эти факторы определяют общее впечатление о человекев процессах межличностного восприятия.
Схема Т.Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центруокружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Расстояние полученныхпоказателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальностьинтерперсонального поведения.
Опросниксоставлен соответственно выделенным типам межличностного поведения ипредставляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов,которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающих различныепсихологические профили. Методика может быть представлена испытуемому спискомили на отдельных карточках.
Т. Лирипредлагал использовать методику в нескольких вариантах: для самооценки(реальное «Я»), для описания идеального «Я», для изучения поведения в оценкеокружающих («со стороны»). В соответствии с этими уровнями меняется инструкциядля ответа. Человеку предлагается указать те утверждения, которые соответствуютего представлению о себе, либо представлению об идеале, либо относятся кдругому человеку.
Контингент:методика предназначенадля людей старше 18 лет без ограничений по образовательным, социальным ипрофессиональным признакам.
Инструкцияможет быть составленаследующим образом: «Перед вами набор характеристик. Прочтите каждую и отметьтезнаком «+» те, которые соответствуют вашему представлению о себе. Будьтевнимательны, старайтесь отвечать как можно более точно и правдиво».
Текстопросника
Какой вычеловек?
1. Другие думают о нем благосклонно.
2. Производит впечатление на окружающих.
3. Умеет распоряжаться, приказывать.
4. Умеет настоять на своем.
5. Обладает чувством достоинства.
6. Независимый.
7. Способен сам позаботиться о себе.
8. Может проявить безразличие.
9. Способен быть суровым.
10. Строгий, но справедливый.
11. Может быть искренним.
12. Критичен к другим.
13. Любит поплакаться.
14. Часто печален.
15. Способен проявлять недоверие.
16. Часто разочаровывается.
17. Способен быть критичным к себе.
18. Способен признать свою неправоту.
19. Охотно подчиняется.
20. Уступчивый.
21. Благодарный.
22. Восхищающийся, склонен к подражанию.
23. Уважительный.
24. Ищущий одобрения.
25. Способный к сотрудничеству.
26. Стремится ужиться с другими.
27. Дружелюбный, доброжелательный.
28. Внимательный, ласковый.
29. Деликатный.
30. Ободряющий.
31. Отзывчивей к призывам о помощи.
32. Бескорыстный.
33. Способен вызывать восхищение.
34. Пользуется у других уважением.
35. Обладает талантом руководителя.
36. Любит ответственность.
37. Уверен в себе.
38. Самоуверен, напорист.
39. Деловитый, практичный.
40. Любит соревноваться.
41. Стойкий и крутой, где надо.
42. Неумолимый, но беспристрастный.
43. Раздражительный.
44. Открытый, прямолинейный.
45. Не терпит, чтобы им командовали.
46. Скептичен.
47. На него трудно произвестивпечатление.
48. Обидчивый, щепетильный.
49. Легко смущается.
50. Не уверен в себе.
51. Уступчивый.
52. Скромный.
53. Часто прибегает к помощи других.
54. Очень почитает авторитеты.
55. Охотно принимает советы.
56. Доверчив и стремится радовать других.
57. Всегда любезен в обхождении.
58. Дорожит мнением окружающих.
59. Общительный, уживчивый.
60. Добросердечный.
61. Добрый, вселяющий уверенность.
62. Нежный, мягкосердечный.
63. Любит заботиться о других.
64. Бескорыстный, щедрый.
65. Любит давать советы.
66. Производит впечатлениезначительнее'!1
67. Начальственно-повелительный.
68. Властный.
69. Хвастливый.
70. Надменный, самодовольный.
71. Думает только о себе.
72. Хитрый, расчетливый.
73. Нетерпим к ошибкам других.
74. Своекорыстный.
75. Откровенный.
76. Часто недружелюбен.
77. Озлобленный.
78. Жалобщик.
79. Ревнивый.
80. Долго помнит обиды.
81. Самобичующий.
82. Застенчивый.
83. Безынициативный.
84. Кроткий.
85. Зависимый, несамостоятельный,
86. Любит подчиняться.
87. Предоставляет другим приниматьрешений
88. Легко попадает впросак.
89. Легко поддается влиянию друзей.
90. Готов довериться любому.
91. Благорасположен ко всем без разбора.
92. Всем симпатизирует.
93. Прощает все.
94. Переполнен чрезмерным сочувствием.
95. Великодушен, терпим к недостаткам.
96. Стремится покровительствовать.
97. Стремящийся к успеху.
98. Ожидает восхищения от каждого.
99. Распоряжается другими.
100.Деспотичный.
101.Сноб (судит о людях по рангу и достижениям, а не по личным качествам).
102.Тщеславный.
103.Эгоистичный.
104.Холодный, черствый.
105.Язвительный, насмешливый.
106.Злой, жестокий.
107.Часто гневливый.
108.Бесчувственный, равнодушный.
109.Злопамятный.
110.Проникнут духом противоречий.
111.Упрямый.
112.Недоверчивый, подозрительный.
113.Робкий.
114.Стыдливый.
115.Отличается чрезмерной готовностью подчиняться.
116.Мягкотелый.
117.Почти никогда и никому не возражает.
118.Навязчивый.
119.Любит, чтобы его опекали.
120.Чрезмерно доверчив.
121.Стремится снискать расположение каждого.
122.Со всеми соглашается.
123.Всегда дружелюбен.
124.Всех любит.
125.Слишком снисходителен к окружающим.
126.Старается утешить каждого.
127.Заботится о других в ущерб себе.
128.Портит людей чрезмерной добротой.
Обработкарезультатов
Послетого как испытуемый оценит себя, подсчитываются баллы, по каждому из восьмиоктантов диско-граммы. Каждый плюс оценивается в 1 балл, утверждения, нопомеченные знаком, не учитываются (оцениваются в 0 баллов).
Ключ:
1-йоктант: вопросы 1-4, 33-36, 65-68, 97-100;
2-йоктант: вопросы 5-8, 37-40, 69-72,101-104;
3-йоктант: вопросы 9-12, 41-44, 73-76, 105-108;
4-йоктант: вопросы 13-16, 45-48
5-йоктант: вопросы 17—20, 49—52
6-йоктант: вопросы 21—24, 53-56
7-йоктант: вопросы 25—28, 57—60
8-йоктант: вопросы 29-32, 61—64
Максимальнаяоценка уровня разделена на четыре степени выраженности отношения:Адаптивное поведение
0-4 балла (низкая степень)
5-8 баллов (умеренная степень) Экстремальное поведение 9 -12 баллов (высокая степень) Экстремальное поведение (трудности социальной адаптации) 13-16 баллов (экстремальная степень)
Полученныеколичественные показатели по каждому из октантов от 0 до 16 переносятся надискограмму. На соответствующей номеру октант-координате, на уровне,соответствующем полученным баллам, проводятся дуги. Отделенная дугой внутренняячасть октанта заштриховывается. После того как отмечены все полученные приобследовании результаты и заштрихована внутренняя, центральная часть кругапсихограммы до уровня, очерченного дугами, получается некое подобие «веера».Наиболее заштрихованные октанты соответствуют преобладающему стилюмежличностных отношений данного индивида.
Шкалалжи: если на дискограмменет октантов, заштрихованных выше 4 баллов, то данные сомнительны в плане ихдостоверности себя откровенно.
/>
Рис. 12.Графический «профиль личности» (пример построения дискограммы)
Затем(после построения дискограммы) по двум специальным формулам определяютсяпоказатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.
Доминирование:(I — V) + 0,7 х (III + II — IV — VI).
Дружелюбие:(VII — III) + 0,7 х (VIII — II — IV + + VI).
Посколькупоказатели определяются по факторам доминирование, дружелюбие, о наличиипротивоположных тенденций будет свидетельствовать результат с отрицательнымзнаком.
Интерпретациярезультатов
В целоминтерпретация данных должна ориентироваться на преобладание одних показателейнад другими и в меньшей степени — на абсолютные величины. Тем не менее, приинтерпретации показателей учитываются:
—выраженность каждого октанта на дискограмме и его интерпретационнаяхарактеристика;
—преобладание одних показателей над другими, что дает возможностьопределения наиболее выраженного октанта и соответственного ведущего типамежличностных отношений;
—с целью изучения структуры «Я», внутриличностной гармонии индивидаопросник применяется повторно, но выбираются те утверждения, которыесоответствуют образу идеального «Я». После чего проводится анализ исопоставление оценки испытуемым его актуального и идеального образа «Я».
Первыечетыре типа межличностных отношений -1, 2, 3 и 4 —характеризуются преобладаниемнеконформных тенденций и склонностью к дезъюктивным (конфликтным) проявлениям(3, 4), большей независимостью мнения, упорством в отстаивании собственнойточки зрения, тенденцией к лидерству и доминированию (1, 2). Другие четыре октанта—5, 6, 7, 8 — представляют противоположную картину; преобладание конформныхустановок, конгруэнтность в контактах с окружающими (7, 8), неуверенность всебе, податливость мнению окружающих, склонность к компромиссам (5, 6).
Интерпретацияпо октантам и их количественным значениям
1. Авторитетный.
0-8баллов: Уверенный в себе, упорный, настойчивый, может быть хорошим наставникоми организатором. Обладает свойствами руководителя.
9—12:Доминантный, энергичный, успешный в делах, любит давать советы, требует к себеуважения, может быть нетерпим к критике, ему свойственна переоценка собственныхвозможностей.
13-16:Властный, диктаторский, деспотический характер, всех поучает, дидактическийстиль высказываний, не склонен принимать советы других, стремится к лидерству,командованию другими, сильная личность с чертами деспотизма.
2. Независимый— доминирующий.
0—8баллов: Уверенный, независимый, ориентированный на себя, склонный ксоперничеству тип.
9—12:Самодовольный, нарциссический, с выраженным чувством собственного достоинства,превосходства над окружающими, с тенденцией иметь особое мнение, отличное отмнения большинства, и занимать обособленную позицию в группе.
13—18:Стремится быть над всеми, самовлюбленный, расчетливый. К окружающим относитсяотчужденно. Заносчивый, хвастливый.
3. Агрессивный.
0-8баллов: Упрямый, упорный, настойчивый в достижении цели, энергичный,непосредственный.
9—12:Требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других,непримиримый, склонный во всем обвинять окружающих, насмешливый, ироничный,раздражительный.
13—16:Чрезмерное упорство, недружелюбие, жесткость, враждебность по отношению кокружающим, несдержанность, вспыльчивость, агрессивность, доходящая доасоциального поведения.
4. Недоверчивый— скептический.
0-8баллов: Реалистичен в суждениях и поступках, критичен по отношению кокружающим, скептик, неконформный.
9—12:Выраженная склонность к критицизму. Разочарованный в людях, замкнутый,скрытный, обидчивый. Недоверчив к окружающим, испытывает трудности винтерперсональных контактах из-за подозрительности и боязни плохого отношения.Свой негативизм проявляет в вербальной агрессии.
13—16:Отчужденный по отношению к враждебному и злому миру, очень подозрительный,крайне обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуетсяна всех (шизоидный тип характера).
5. Покорно-застенчивый.
0-8баллов: Скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, способныйподчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет своиобязанности.
9—12:Застенчивый, кроткий, легко смущается, склонен подчиняться более сильному безучета ситуации.
13-16:Покорный, склонный к самоуничижению, слабовольный, склонный уступать всем и вовсем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себевину, пассивный, стремится найти себе опору в ком-либо более сильном.
6. Зависимый.
0-8балла: Конформный, мягкий, ожидает помощи и советов, доверчивый, склонный квосхищению окржающими, вежливый, нуждается в признании.
9-12:Послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искреннесчитает, что другие всегда правы.
13—16:Очень неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится полюбому поводу, поэтому зависим от других, чужого мнения, сверхконформный.
7. Сотрудничающий.
0-8баллов: Склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный прирешении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнениемокружающих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам«хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижениицелей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужитьвнимание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.
9—16:Дружелюбный и любезный со всеми, ориентирован на принятие и социальноеодобрение, стремится удовлетворить требования всех, «быть хорошим» для всех безучета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмывытеснения и подавления, эмоционально лабильный (истероидный тип характера).
8.Альтруистический,
0—8баллов: Ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый,эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе,ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.
9—16:Гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь исострадать всем, навязчивый в своей помощи и слишком активный по отношению кокружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может бытьтолько внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).
Приложение3
Результатыдиагностики по «Тесту-опроснику удовлетворенности браком» В.В. Столина, Т.Л.Романовой, Г.П. Бутенко благополучные скорее благополучные скорее неблагополучные неблагоплучные 1 пара М 29 Ж 25 2 пара М 29 Ж 19 3 пара М 23 Ж 26 4 пара М 34 Ж 30 5 пара М 31 Ж 35 6 пара М 24 Ж 18 7 пара М 23 Ж 31 8 пара М 37 Ж 29 9 пара М 30 Ж 31 10 пара М 36 Ж 29 11 пара М 34 Ж 26 12 пара М 23 Ж 25 13 пара М 29 Ж 30 14 пара М 33 Ж 30 15 пара М 25 Ж 22