Реферат по предмету "Психология"


Вербальные и невербальные средства общения

--PAGE_BREAK--В проведенном эксперименте учащиеся с воодушевлением отнеслись к этому предложению, выбрали судейскую колле­гию, но… заявок не поступило. Драться с равным — перспек­тива не из приятных. А вопреки решению коллектива избить слабого, как это делалось раньше, еще хуже. Можно вызвать осуждение группы, а то и всего коллектива, ухудшить свое по­ложение в среде товарищей.
В энемскую среднюю школу Адыгейской автономной об­ласти пришел новый преподаватель физической культуры. Вскоре он обнаружил, что учащиеся признают только футбол, в который играют на всех занятиях. Педагог не стал с первых дней круто ломать сложившиеся порядки. Обсуждая вместе с подростками футбольные баталии, он очень тактично и в то же время убедительно показывал, что быстрый бег каждого фут­болиста — необходимое условие хорошей игры всей команды. А скорость вырабатывается на легкоатлетических занятиях.
Так появилась первая промежуточная перспектива — начали заниматься легкой атлетикой, чтобы лучше играть в футбол.
Через несколько месяцев появилась вторая промежуточная перспектива — необходимость заниматься гимнастикой, у футболистов не хватало ловкости. Наконец, все стали зани­маться лыжами, чтобы выработать выносливость, необходи­мую настоящему футболисту. Через два года футбол был забыт совершенно, и на занятиях стал изучаться только программ­ный материал. Причем совершенно безболезненно, и вышло так, что по инициативе самих школьников.
Однако этот прием следует применять эпизодически и, как правило, когда у преподавателя еще нет прочного контакта с коллективом. В противном случае есть опасность, что школь­ники привыкнут выполнять только то, что увлекательно и ин­тересно.
Инсценировка. В этом приеме школьник самостоятельно прорабатывает рекомендованный педагогом материал и гото­вит выступление перед товарищами или разыгрывает сценку, показывающую, как выглядит нарушение моральных норм и, в сравнении, образцовое поведение в обществе.
Классный руководитель зооветеринарного техникума Л. Ким после неудачной попытки изменить поведение вспыльчи­вого и грубого И. Кунчева путем беседы провела классный час на тему «Путешествие в страну вежливости». Демонстриро­вать, как нужно и как нельзя вести себя в обществе, в числе других предложили и Ивану. Он любил обращать на себя вни­мание и охотно взялся подготовить роль. Группа хохотала над неловким, неумелым, не знающим правил вежливого поведе­ния героем Кунчева и аплодировала, когда он изящно демон­стрировал правила этикета.
Тщательно подготовленная инсценировка принесла плоды. Юноша стал следить за своим поведением. Преподава­тели и учащиеся отметили, что он стал аккуратнее одеваться, внимательнее относиться к товарищам, перестал грубить стар­шим, хотя отдельные рецидивы еще имели место.
Инсценировка — один из эффективнейших приемов. Чув­ства, возникающие у подростка в созданной педагогом психо­логической ситуации, подталкивают его на осмысление и пра­вильную оценку, а значит и перестройку своего поведения. Процесс идет особенно интенсивно, когда учащийся не только осознает аморальность своего поступка, но поставлен, как в рассказанных случаях, в такое положение, когда своей игрой, выступлением учит правильно вести себя других.
Переключение. С целью установления высокой дисципли­ны на занятиях и правильных взаимоотношений со школьни­ками необходима высокая требовательность педагога, ни в коем случае не переходящая в педантизм. В случае нарушений дисциплины, нежелания выполнять задание старшего часто целесообразно отвлечь ученика, переключить его внимание и деятельность на новое занятие, другую работу и, таким обра­зом, побороть негативизм, добиться нормальных взаимоотно­шений с учащимися или учебной группой.
В Московском политехникуме связи им. В.Н. Подбельско­го группа A-II записывала задание по математике. Демонстра­тивно отказался работать учащийся К. — Я не записал предыдущий урок. Потом перепишу все сразу. Предложение преподавателя С. С. Морозкиной пропустить страницу и пи­сать дальше осталось без внимания. Мало того, К. достал кроссворд и стал решать его, отвлекая вопросами товарищей.
Как часто в таких случаях преподаватель повышает голос, создает нервозную обстановку в группе, страдает сам, нанося урон своему здоровью, теряя время на уроке. Но в данном слу­чае педагог поступила иначе. Светлана Степановна, зная, что К. прекрасный график и охотно работает у доски, попросила его показать группе графическое решение задачи. Подросток с удовольствием занялся любимым делом. Группа продолжила работу.
Педагогическое подключение. Опытный педагог часто опи­рается на помощь активистов из своего класса, лучших вы­пускников школы, известных достижениями в труде родите­лей учащихся, героев художественной литературы и т.п. Вос­питывает занимающихся на их положительном примере.
Применяя педагогическое подключение, надо помнить, что пример рассказанный действеннее, чем прочитанный. Эмоциональная передача при­ближает героя к ребятам, делает его пример ярче, усиливает желание вести себя так же, как он. В воспитательной работе всегда целесообразно опираться на группы старших ребят, по­могающих педагогу руководить своими младшими товарища­ми. В этом случае с помощью педагогического подключения мы убиваем сразу двух зайцев: «Лучший способ вылечиться, — говорят психологи, — начать самому кого-нибудь лечить». Учащиеся охотно шефствуют над отстающими в учебе, над но­вичками — это позволяет им чувствовать себя взрослыми. Они невольно подтягиваются, стремясь быть примером для опекаемых.
Применять педагогическое подключение следует осторож­но, деликатно. Используя прием, следует избегать сравнения подростков с их более сильными товарищами. Нельзя забывать об индивидуальных различиях воспитуемых. Мы ставим одно­го из них в пример, подключаем к нему более слабого товари­ща, а у него хорошая математическая подготовка, склонность к точным наукам. Догнать его очень трудно, а иногда и невоз­можно тому, у кого гуманитарный склад ума, перегруженность работой, домашними делами. В этом случае мы можем подо­рвать веру учащегося в собственные силы, жестоко обидеть его.
Эффективный прием интерактивного общения — осужде­ние поступка в коллективе. Вынесение на обсуждение актива класса (группы), а в отдельных случаях и на общее собрание неблаговидных поступков членов коллектива — эпизодически применяемая мера воздействия к наруши­телям дисциплины, грубиянам, неуспевающим учащимся.
Но для того, чтобы обсуждение провинившегося принесло пользу и ему, и остальным, собрание надо хорошо подгото­вить: договориться с активом о так называемых забойных вы­ступлениях; помочь подготовить и принять правильное реше­ние; сделать выводы из случившегося.
К сожалению, к этому приему педагоги часто прибегают, не задумываясь над тем, что он один из самых сложных и труд­ных по организации. Очень тонко подметил А, Крон в романе «Дом и корабль», что нет ничего могущественнее, чем челове­ческий коллектив, и ничего гнуснее, чем человеческое стадо. Коллектив всегда умнее и чище отдельного человека. Стадо всегда не только глупее, но и подлее. Учащиеся при неумелом руководстве могут жестоко, беспощадно обойтись со своим то­варищем. В этом случае обсуждаемый будет противопоставлен коллективу. А прием превратится из меры воспитания в сред­ство расправы.
Общественное мнение, направляемое неверно, дает уча­щимся почувствовать свою коллективную власть, нередко вос­питывает жестокость по отношению к товарищам. Так, напри­мер, случается, Когда педагог призывает объявить молодому человеку бойкот. Гуманный принцип «Один за всех, все за одного» заменяется в этом случае безжалостным «Все против одного».
Применяя прием, необходимо помнить, что школьники очень болезненно переносят потерю авторитета у товарищей.
3.Приемы перцептивного общения
Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие, понимание и оценку людьми друг друга.
Один из самых действенных приемов перцептивного об­щения — прием парадокса, когда хладнокровие, выдержка и находчивость педагога позволяют «не заметить» шалость ребят, рассчитанную на возмущение преподавателя. Возник­шая ситуация используется педагогом, чтобы нарушителей и дезорганизаторов показать в смешном свете. Применяя этот прием, очень важно не растеряться в трудный момент, не пойти на поводу у школьников, не закричать, а остроумно ис­пользовать создавшееся положение, противопоставив озорст­ву или грубости иронию, а иногда и сарказм.
Практика знает немало случаев, когда, умело воздейст­вуя этим приемом на учащихся, педагог добивался успехов в работе.
Когда учительница вошла в 3-й класс 537-й московской школы, стул ее оказался привязанным к столу. — Ах, какие молодцы, ребята! Сколько мы говорили о том, что надо беречь школьную мебель и сегодня вы не на словах, а наделе поступи­ли правильно. Вот только мне сесть неудобно. С этой стороны отвяжите, пожалуйста, стул. Несколько мальчиков наперегон­ки бросились отвязывать стул.
Педагогический опыт, еще раз подтверждаемый приведен­ными примерами, говорит, что не следует резко и бестактно пресекать нарушения дисциплины, особенно попытки школь­ников разыграть учителя, посмеяться на уроке, пошалить., Нельзя становиться на одну ступеньку с нарушителями дис­циплины, с «обидчиками» учителя, забывать о выдержке, до­стоинстве педагога. Окрики, постоянные одергивания вносят в работу раздражительный тон, изматывают и учителей, и уча­щихся.
Парадокс дает желаемый результат потому, что намеченная нарушителями программа действий потерпела крах. Вырабо­тать же новую некогда, да и желание пропадает. Дети отходчи­вы, и, смотришь, уже смеются над положением, в которое по­пали. У них развито критическое отношение к мыслям и по­ступкам других-людей. В первую очередь подвергается сомнению авторитет родителей, педагогов. Этому возрасту свойственна повышенная эмоциональность, частая и резкая смена настроений. Только что группа, затаив дыхание, ждала, как поведет себя педагог — и вот нарушители дисциплины сами стали объектом насмешек. А смех товарищей страшен для подростков, которые, как правило, боятся стать посмешищем, потерять доверие товарищей — без коллектива, без друзей жить в этом возрасте особенно трудно.
Прием эффективен и потому, что у молодых людей возра­стает стремление к самоутверждению.
Близок к «парадоксу» прием незамеченного оскорбления. Когда тот не обижается на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности — он «не понимает», что его хо­тели задеть, обидеть. Увидев, что первокурсники, смеясь, передают друг другу листок бумаги, директор одной из желез­нодорожных школ Московской железной дороги отобрал его и, обнаружив удачную карикатуру на себя, рассмеялся.
— Это рисовал настоящий художник, — сказал педагог, — давайте-ка наладим с его помощью выпуск стенной газеты.
Да, это большое искусство все видеть, все замечать, но не на все возмущенно реагировать. Иначе большая часть рабочего времени педагога уйдет на выявление виновников происшест­вий, разрешение конфликтов, наведение порядка.
Итак, умение вовремя сдержаться, заставить себя посту­пить достойно возрасту и званию педагога часто не только по­могает успешно разрешить конфликт, но и способствует ук­реплению авторитета педагога, появлению чувства глубокой благодарности к нему.
К сожалению, в настоящее время деловая направленность большинства преподавателей значительно выше, чем их на­правленность на взаимоотношения с учащимися, особенно с «трудными». Сами же «трудные» учащиеся видят возможность улучшения отношений со своими преподавателями в проявле­нии последними большей терпимости и сдержанности. Ме­лочная же опека, строгий контроль, педантизм в отношениях с воспитанниками, лишение их минимальной свободы обостря­ют конфликты, провоцируют учащихся на грубость, прогулы, а иногда и уход из учебного заведения.
Опора на авторитет педагога. Чтобы успешно влиять на воспитуемых, педагог должен показать им, что он по праву, благо­даря блестящему знанию предмета, эрудиции, жизненному опыту поставлен во главе коллектива.
Если в учебном заведении распоряжения, просьбы препо­давателя безоговорочно выполняются всеми учащимися, в том числе и учащимися групп (классов), в которых данный педагог не работает, можно говорить о высокой дисциплине в коллек­тиве. Но в своих группах (классах), там где он преподает, авто­ритет преподавателя зависит только от него самого. Именно поэтому важно систематически, назойливо, тактично демон­стрировать учащимся свои знания, кругозор, способности, умения.
Преподаватель Сонгурова Т.А. из Сургута заменила ушед­шего на пенсию коллегу, опытного, знающего специалиста. Учащиеся, в основном юноши, откровенно выражали сомне­ние в компетентности молодого физика. Особенно трудно было работать со старшими ребятами. Помог случай. Однажды один из преподавателей попросил у Татьяны Анатольевны по­мощи, не заводился недавно купленный автомобиль. Довольно быстро специалист устранила неисправность в электрообо­рудовании. Довольный автомобилист поинтересовался, как у нее обстоят дела в группах, где и он работал. Татьяна Анато­льевна откровенно рассказала, что похвастать нечем, работать очень трудно. Опытный педагог предложил: — Я войду к Вам в класс и попрошу помочь исправить неполадки в электрообору­довании автомобиля, он не заводится.
Так и сделали. Услышав просьбу, преподаватель попросила учащихся подождать десять минут и вслед за владельцем ма­шины вышла во двор. А вся группа высыпала вслед за ними. Буквально раскрыв рты молодые люди смотрели, как, быстро найдя неисправность, преподаватель ловко устранила ее. Кол­лега рассыпался в благодарностях. После этого случая отноше­ние к преподавателю резко изменилось.
Несколько лет преподаватель работает с учащимися. Рано или поздно начинают действовать законы адаптации, педагог надоедает воспитанникам. Чтобы этого не случи­лось, необходимо быть бесконечно интересным в общении, разнообразным в работе, быть личностью в полном Смысле этого слова.
Прозрачный намек. Даже в случаях, когда грубо нарушается дисциплина, можно (не повышая голоса, не демонстрируявоз­мущение) привести факт, сходный по смыслу с проступком. Расчет на то, что воспитуемый самостоятельно установит ана­логию со своим поведением и в дальнейшем будет вести себя иначе.
Ожидание меры воздействия. Делать замечание, объявлять о наказании целесообразно не сразу после совершения проступ­ка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи с педагогом время, он будет думать о предстоящем разговоре, представлять себе, что он услышит от старшего, и готовить ответы на каждое замечание. Часто, когда провинившийся с виноватым лицом приходит к учителю, до­статочно спросить: дал ли он объективную оценку случивше­муся. И, услышав положительный ответ, сказать: «Хорошо, идите».
Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна. Ожидание наказания нередко тя­желее самого наказания.
Авансирование доверием, похвалой. Применяя прием, хва­лят, оказывают доверие тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежание, дис­циплинированность. Иногда можно авансировать похвалой, поощрением ученика, который к вниманию, теплому слову старшего не привык и живет в очень тяжелых условиях. Осо­бенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» учащихся, вставших на путь исправления, совер­шивших положительный поступок.
Один из приемов перцептивного общения — незаслужен­ное одобрение. Провинившийся, не выделяющийся чем-либо в лучшую сторону, получает похвалу за прошлые успехи или как член группы, заслужившей одобрение старших, хотя его вклад в коллективный успех ничтожно мал или вообще отсутствует,
Незаслуженное одобрение часто используют не только опытные педагоги, но и политические, хозяйственные руково­дители.
Особенно эффективен рассматриваемый прием в работе с посредственно успевающими школьниками и студентами, пассивно относящимися к общественной работе учащимися. На них, как правило, редко обращают внимание товарищи, старшие, и именно поэтому они особенно восприимчивы к одобрению и похвале.
Моральная поддержка или укрепление веры учащегося в соб­ственные силы. Неоднократно отмечаются успехи подростка в техническом творчестве, натуралистической работе, фотоделе, волейболе и т.п. И ему предлагается испытать свои силы, выру­чить учебную группу, поддержать марку учебного заведения. Или выбирается кто-нибудь из «неспособных» (разумеется, ему это не говорится) и, например, мастер просит его показать товарищам, как надо держать инструмент, заготовку, каким должно быть положение корпуса, движение руки, т.е. тот эле­мент, который у него хорошо получается.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Другой иллюстрацией этого приема может служить про­сьба к неуспевающему оказать помощь преподавателю в обуче­нии новичков или младших, назначение «трудного» школьни­ка старшим группы или капитаном команды, помощником преподавателя, если у него к этому есть склонность
Анализ осознания себя через другого включает две стороны — иденти­фикацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через осознанное или бессознательное уподобление его харак­теристикам самого субьекта. Термин «идентификация» буквально означает уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействия люди пользуются таким приемом, когда предположение внутреннем состоянии партнёра по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.  Таким образом, идентификация выступает в качестве одного из механизмом познания и понимания другого человека.
Экспериментально установлена тесная связь между иденти­фикацией и другим, близким по содержанию явлением — эмпатией Эмпатия также определяется как особый способ понима­ния другого человека. Однако здесь имеется в виду не рацио­нальное осмысление проблем другого человека, а стремление эмоционально откликнуться на его проблемы. Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентифика­ции: и там, и здесь присутствует умение поставить себя на мес­то другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Но взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения — не обязательно означает отож­дествить себя с этим человеком. Если я отождествляю себя с кем-то, это значит, что я строю свое поведение так, как строит его этот другой. Если же я проявляю к нему эмпатию, я просто принимаю во внимание линию его поведения (отношусь к ней сочувственно), но свою собственную могу строить совсем по-иному.
Рефлексия — это еще один механизм понимания другого че­ловека. В психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партне­ром по общению, т.е. как будет партнер по общению понимать меня. В этом случае имеет место как бы своеобразное удвоение зеркальных отражений друг друга. Восприятие людьми друг друга в то же самое время есть и определенное взаимодействие двух участников этого процесса, причем взаимодействие, имеющее две стороны: оценка друг друга и изменение каких-то характе­ристик друг друга. При этом каждый участник общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему ин­терпретации его поведения, в частности его причин. В обыден­ной жизни люди, как правило, не зная истинных причин пове­дения другого человека в условиях дефицита информации, на­чинают приписывать друг другу причины поведения. Такое при­писывание причин поведения другому человеку называется ка­узальной атрибуцией.
     
 

 
Жесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Наверное, каждый может вспомнить, как он сам прибегал к красноречивым взглядам и жестам или «читал» ответ на лице собеседника. Такая информация пользуется большим доверием. Если между двумя источниками информации (вербальным и невербальным) возникает противоречие: говорит человек одно, а на лице у него написано совсем другое, то, очевидно, большего доверия заслуживает невербальная информация. Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств — 38%, мимики, жестов, позы — 55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.
Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением правильно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального (вербальный — «словесный, устный») общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.
Встретишь, к примеру, надменный и насмешливый взгляд, сразу осечешься, слово застрянет в горле. А если на лице собеседника еще и презрительная улыбочка, то уже никак не захочешь изливать душу, делиться сокровенным. Другое дело — взгляд сочувствующий, поощряющий, заинтересованный. Он внушает доверие, располагает к откровенному разговору. Ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете без слов, что он не верит вам, считает создавшееся положение безнадежным. И как не стараются отдельные люди контролировать свое поведение, следить за мимикой и жестами, удается это не всегда. Невербальное общение «выдает» собеседников, ставит порой под сомнение то, что было сказано, обнажает их истинное лицо.
Поэтому надо учиться понимать этот язык.
На какие же невербальные элементы следует обращать внимание во время общения?
1.            Мимика
2.            Жесты
3.            Ритмические жесты
4.            Эмоциональные жесты
5.            Указательные жесты
6.            Изобразительные жесты
7.            Символические жесты
 
Мимика Главным показателем чувств говорящего является мимика — выражение лица. В «Частной риторике» профессора русской и латинской словесности Н. Кошанского (С.- Петербург, 1840) есть такие слова: "Нигдестольконеотражаютсячувствадуши, каквчертахлицаивзорах, благороднейшейчастинашеготела. Никакаянауканедаетогняочамиживогорумянцаланитам, еслихолоднаядушадремлет, вораторе… Телодвиженияораторавсегдабываютвтайномсогласиисчувствомдуши, состремлениемволи, свыражениемголоса".
Мимика позволяет нам лучше понять оппонента, разобраться, какие чувства он испытывает. Так, поднятые брови, широко раскрытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот — все это свидетельствует об удивлении; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают гнев.
Печаль отражает сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки губ, а счастье — спокойные глаза, приподнятые внешние уголки губ.
Для каждого, участвующего в беседе, с одной стороны, важно уметь «расшифровывать», «понимать» мимику собеседника. С другой стороны, необходимо знать, в какой степени он сам владеет мимикой, насколько она выразительна.
В связи с этим рекомендуется изучить и свое лицо, знать, что происходит с бровями, губами, лбом. Если вы привыкли хмурить брови, морщить лоб, то постарайтесь отучиться собирать складки на лбу, расправляйте почаще нахмуренные брови. Чтобы ваша мимика была выразительной, систематически произносите перед зеркалом несколько разнообразных по эмоциональности (печальных, веселых, смешных, трагических, презрительных, доброжелательных) фраз. Следите, как изменяется мимика и передает ли она соответствующую эмоцию.
Жесты О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его.
Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста: "Дочьуменявоттутсидит"? Нет, непонятна. Где «тут»? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение «тут» требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.
В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например, вам знакомы следующие фразеологизмы: опуститьголову, вертетьголовой, поднятьголову, покачатьголовой, руканеподнимается, развестируками, опуститьруки, махнутьрукой, положарукунасердце, приложитьруку, протянутьруку, погрозитьпальцем, показатьнос.
Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: "Жесты, жестыижесты!"
Не случайно в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет:
"Жестыоживляютречь, ноимиследуетпользоватьсяосторожно. Выразительныйжест(поднятаярука, сжатыйкулак, резкоеибыстроедвижениеит. п.) должнысоответствоватьсмыслуизначениюданнойфразыилиотдельногослова(здесьжестдействуетзаодносинтонацией, удваиваясилуречи). Слишкомчастые, однообразные, суетливые, резкиедвижениярукнеприятны, приедаются, надоедаютираздражают".
Как видно из цитаты, А.Ф.Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.
Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.
В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.
Ритмические жесты Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Понаблюдайте за выступающими по телевидению, посмотрите, как часто говорящий в такт речи размахивает руками.
Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи, место пауз, то есть то, что обычно передает интонация.
Произнесите, например, пословицы сопровождая их ритмичными жестами: "Говорит, чтоводуцедит", "Строчит, какизпулемета".
Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто.
Произнося вторую пословицу, мы производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.
Эмоциональные жесты Речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах.
Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.
Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку такие жесты стали общезначимыми. Например: битьсебявгрудь, стукнутькулакомпостолу, хлопнуть(ударить) себяполбу, повернутьсяспиной, пожатьплечами, развестируками, указатьнадверь.
Указательные жесты Скажите, можно ли выполнить приказания: "Откройтоокно", "Этукнигунебери, возьмивонту", если они произносятся без жеста? Ответ будет один: «Нельзя!» В таких ситуациях требуется указательный жест. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, показывает место — рядом, наверху, над нами, там, подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного.
Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим). Указание рукой бывает наиболее точным и конкретным и поэтому обычно предпочитается во многих ситуациях. Этикет запрещает «показывать пальцем» (указательным), особенно на человека. Но указание на малый предмет, например, на слово в строке, с помощью указательного пальца не является отступлением от «правил хорошего тона».
Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: "Унеготут(жест)ничегонет", то понятно, речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке…
Бывают случаи, когда расшифровка жеста определяется ситуацией. Вот несколько примеров:
Идет лекция. Один из слушателей, поймав взгляд другого, показывает пальцем место на руке, где носят часы. Догадались, о чем он спрашивает? Он хочет узнать, который час.
Другая ситуация. Ассистент лектора дает ему тот же знак, но жест уже равнозначен словам: «Времяистекло. Поразаканчиватьлекцию».
Наконец, этот жест может означать: «Поторопись! Насталовремяуходить».
Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких, необходимых случаях, когда есть предмет (или наглядное пособие), на которые можно указать.
Изобразительные жесты А теперь проведем эксперимент. Задайте тому, кто находится сейчас рядом с вами или близко от вас, вопрос: "Чтотакоевинтоваялестницаирябьнаводе?" В ответ услышите: "Этолестницавоттакая(делается вращательное движение правой рукой по вертикали). Арябь... (волнообразное движение рукой по горизонтали)". Задайте этот вопрос кому угодно и сколько угодно раз, и вы убедитесь, что почти все без жеста не могут обойтись, хотя уж и не так сложно дать словарное толкование: винтоваялестница— лестницаидущаяспиралью, винтообразно; рябь— незначительноеколебаниеводнойповерхности, атакжелегкиеволныоттакогоколебания. Но жест нагляднее, он как бы изображает предмет, показывает его, поэтому и отдается предпочтение жесту, который называется изобразительным.
Изобразительные жесты появляются в случаях, если:
·                       не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
·                       одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, не владение собой, несобранность, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);
·                       необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.
Однако, пользуясь изобразительными жестами, нужно соблюдать чувство меры: нельзя этими жестами подменять язык слов.
Символические жесты Вы, несомненно, не один раз были в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевидению. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.
Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Масляков представляет судей. Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.
Такие жесты условны и называются они символическими.
Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например:
·                       Скрещенные руки указывают на защитную реакцию.
·                       Руки, заведенные за голову, выражают превосходство.
·                       Руки в боки — символ непокорности.
·                       Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.
Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так,
·                       Существует жест предельности (категоричности) — сабельная отмашка кистью правой руки. Он сопровождает выражения: Никогданесоглашусь; Никтонезнает; Ничеговыненайдете; Этосовершенноясно; Абсолютнонеобэтом.
·                       Жест интенсивности — рука, сжатая в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Оноченьупорный; Какаяонаупрямая; Внемчувствуетсятакаясобранность, активность; Честолюбивонстрашно.
·                       Известен также жест отказа, отрицания — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Ненадо, ненадо, прошувас; Никогда, никогдатуданепоеду!
·                       Жест противопоставления — кисть руки исполняет движение в воздухе «там» и «здесь». Жест сопровождает фразы: Пришлиимолодыеистарые; Нечеготуда— сюдаходить; Одноокнонасевер, другоенаюг. Годятсяскамейкиибольшиеималенькие.
·                       Жест разъединения, расподобления — ладони раскрываются, «разъезжаются» в разные стороны, жест сопровождает фразы: Этосовершенноразныеприемы; Этонадоразличать; Мыэторазъединили; Ониразошлись; Братьяразъехались.
·                       Жест объединения, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук. Такой жест используется при произнесении фраз: Онихорошосработались; Оченьониподходятдрагкдругу; Мысвамиумеемнаходитьконтакты; Аесливместеэтоположить? Давайтесоединимусилия; Толькообъединившись, можнопобедить.
Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что жестами следует пользоваться осторожно. Неоправданный жест, жест ради жеста не украшает речь.
Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который сливается органически со словом и усиливает воздействие слова на слушателей.
        Нужна ли при выступлении лектору жестикуляция? Прислушайтесь к советам Д. Карнеги;
·                       не повторяйте один и то же жест, чтобы он не стал монотонным;
·                       не делайте порывистых, резких движений локтями;
·                       не делайте слишком отрывистых жестов;
·                       если вы делаете движение указательным пальцем, чтобы подчеркнуть свою мысль, не бойтесь сохранить этот жест до конца предложения;
·                       делайте только такие движения, которые выглядят естественно;
·                       если необходимо, заставьте себя пользоваться жестами, и вскоре они станут возникать естественно.
Вы сможете убедиться на своем опыте, что если вы свободно владеете текстом и увлеченно выступаете, то ваша жестикуляция и темп речи полностью синхронизируются, и со временем единство слова и жеста станет неотъемлемой частью ваших выступлений.
Слушаниекаквидречевойдеятельности

 
 

Общаясь друг с другом, каждый из нас осуществляет ту или иную речевую деятельность.
Можно выделить такие виды речевой деятельности, как говорение и письмо, слушание и чтение.
Слушать в нашей жизни не менее важно, чем говорить: через слух человек получает примерно 25 % всей информации об окружающем мире.
Люди слушают что-либо с разной целью. Прежде всего они хотят получить новую смысловую информацию. Таково слушание лекции, доклада, информации по радио и телевидению, выслушивание делового партнера и т.д. Нередко слушают и для получения эмоциональной, эстетической информации. Таково слушание стихов, художественной прозы.
По способу осуществления различают два вида слушания: рассеянное, пассивное (нерефлексивное), когда человек чем-либо отвлечён, и сосредоточенное, активное (рефлексивное), когда предельно включены механизмы внимания.
Уметь слушать — одно из самых сложных коммуникативных явлений, непосредственно относящихся к культуре общения.
Нерефлексивное слушание не всегда бывает уместным. Ведь молчание можно принять за знак согласия. Поэтому честнее сразу прервать собеседника, открыто высказать свою точку зрения, чтобы впоследствии избежать недоразумений.
Рефлексивное слушание заключается в активном вмешательстве в речь собеседника, в оказании ему помощи выразить свои мысли и чувства, в создании благоприятных условий для общения.
Важно уметь выбрать вид слушания, наиболее уместный в данной ситуации общения.
Познакомьтесь с основными «правилами» слушания собеседника. Они изложены Иствудом Атватером в книге " Я вас слушаю..." (М., 1989г.)
1.         Не принимайте молчание за внимание.
Если собеседник молчит, то это не значит, что он слушает. Он может быть погружен в собственные мысли.
2.         Будьте физически внимательны.
Повернитесь лицом к говорящему. Поддерживайте с ним визуальный контакт, убедитесь в том, что ваша поза и жесты говорят о том, что вы слушаете.
3.         Не притворяйтесь, что слушаете.
Это бесполезно: как бы вы не притворялись, отсутствие интереса и скука неминуемо проявятся в выражении лица и жестах.
4.         Дайте собеседнику время высказаться.
Сосредоточьтесь на том, что он говорит. Старайтесь понять не только смысл слов, но и выводы собеседника.
5.         Не перебивайте без надобности.
Большинство из нас в социальном общении перебивают друг друга, делая это подчас неосознанно. Руководители чаще перебивают подчиненных, старшие — младших, чем наоборот. Мужчины перебивают чаще, чем женщины. Если вам необходимо перебить кого-нибудь в честной беседе, помогите затем восстановить прерванный вами ход мыслей собеседника.
6.         Не делайте поспешных выводов.
Это один из главных барьеров эффективного общения. Воздерживайтесь от оценок и постарайтесь понять точку зрения собеседника или ход его мыслей до конца.
7.         Не будьте излишне чувствительны к эмоциональным словам.
Слушая сильно взволнованного собеседника, будьте осторожны и не поддавайтесь воздействию его чувств, иначе можно пропустить смысл обще


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политическая философия Аполлона Майкова
Реферат Система планирования ресурсов предприятия ERP
Реферат Лермонтов во многом еще не открыт. Он – до сих пор тайна…
Реферат Экзаменационные билеты по теоретической механике
Реферат 1915 год и Армения
Реферат Дружина Святослава
Реферат Теории педагогической психологии
Реферат Тучкова, Маргарита Михайловна
Реферат A New Era Of Couch Potatoes Essay
Реферат «Любовь – это когда хочется того, чего нет, и не бывает» (по произведениям И.А. Бунина и А.И. Куприна)
Реферат Браницкий, Ян Клеменс
Реферат Основные принципы планирования и подготовки выездной налоговой проверки
Реферат Внутреннее устройство вестготского королевства в VII в.
Реферат Матеріально-технічна підготовка проектів
Реферат Разработка мероприятий по повышению эффективности МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство г. Невьянска"