Взаимосвязьсоциального интеллекта и эмпатии подростков
Содержание
Введение
1. Изучениесоциального интеллекта отечественными учеными
2. Понятие «эмпатия»и подходы к ее изучению отечественными учеными
3. Подходы кразвитию социального интеллекта и эмпатии
3аключение
Список литературы
Введение
Социальный интеллектсинонимичен коммуникативно-познавательной активности личности и выступает какинтеллектуально-творческая способность, определяющая успешность общения посредствомсоциального интереса который трактуется как процесс идентификации, эмпатии,сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных отношений сдругими людьми посредством общения. Более того, социальный интерес являетсяосновной составляющей социального интеллекта, объединяющей и регулирующейкоммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением социальныхобъектов, и способствующей правильному пониманию поведения людей вмежличностном взаимодействии.
Проблема развитиясоциального интеллекта учащихся юношеского возраста особенно актуальна в периодсоциально-экономических преобразований в Республике Беларусь Она неразрывносвязана с профессиональным становлением и личностно-психологическим ростомбудущих специалистов. По мнению ученых, личность, обладающая социальным интеллектом,характеризуется следующими качествами: развитым чувством социального,способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности положительныевзаимоотношения.
Исходя из вышеизложенныхфактов, можно утверждать, что тема, выбранная нами для изучения в даннойкурсовой работе является актуальной на сегодняшний день.
Объектом нашего исследования являютсякоммуникативные способности личности, а предметом исследования являютсясоциальный интеллект и эмпатия.
Наша цель — этоизучение характера связи между социальным интеллектом и эмпатией.
Задачами нашего исследования являются:
1. Анализировать литературу по проблемеисследования;
2. Выявить уровни развития социальногоинтеллекта в юношеском возрасте;
3. Определить уровни развития эмпатии вюношеском возрасте;
4. Определить связи между социальныминтеллектом и эмпатией.
1. Изучениесоциального интеллекта отечественными учеными
В отечественнойпсихологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядомисследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Онаопределяла его в системе социального развития личности.
Механизмом формированияличности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует какминимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин«социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которогочеловеческое существо с определенными биологическими задатками приобретаеткачества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществ. Теория социализациипризвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те илииные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия дляобщества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылкасоциализации, а ее результат.
Второе, более специальноеопределение термина используется в социологии и социальной психологии.Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или инуюсоциальную группу или общность. Формирование человека как представителя даннойгруппы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п.,предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.
Принимая во вниманиеналичие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация необеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшейзакономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двухпротивоположных тенденций – типизация и индивидуализация. Примерами первойявляются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой иобщих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй – накоплениечеловеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработкасвоего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм иубеждений, систем смыслов и значений и т.д.
В российской психологиипонятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под нимустойчивое, основанное на специфике мыслительных процессов, аффективного реагированияи социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей.Социальный интеллект включает в себя сензитивность — особую имеющуюэмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, ихстремлениям, ценностям и целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагаетэмпатию — способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживаниядругого. Автор предлагает термин«коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект.Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальныхконтекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- кинтра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этихсобытий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, инавыков. Эмпатия является основой сенситивности – особой чувствительности кпсихическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая всвою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годамиэмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическимобразованием.
Е.С.Михайлова (Алешина)определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способностьпонимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях,распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, поневербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, авторотносит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память исоциальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой,является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности ипрофессионально важным качеством в профессиях типа «человек—человек», а такженекоторых профессиях «человек—художественный образ».
А.А.Бодалев подсоциальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека,проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно:
— мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретныехарактеристики;
— воля, отличающаясяопределенными качествами;
- набор психических свойствличности, соответствующих коммуникативной активности (общение) человека;
- богатый репертуар чистоповеденческих реакций при осуществлении общения.
Таким образом, очевидно,что социальный интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, даетвозможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, гденепременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческогофактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственныедостоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихсяу него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условиемэффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптацииличности.
По утверждению ряда авторов(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, ХХарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская,Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется вовнимании,восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая,целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом.Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта являетсяиспользуемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», подкоторой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающаявозможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств икачеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.
А.Л. Южанинова (1984)также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальнойструктуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последниеотражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект –субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особуюсоциальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей,социального воображения и социальной техники общения. I
Таким образом, социальныйинтеллект может рассматриваться как способность, которая обеспечивает познание;отражение и понимание; запоминание и структурирование социально-психологическиххарактеристик человека и группы, прогнозирование юс поведения и деятельности.
2. Понятие «эмпатии» иподходы к ее изучению отечественными учеными
В настоящее время впсихологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Одни авторысвязывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, стерпимостью к другим людям. Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этомаспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, способность ставитьсебя на место другого человека, понимать аффективные ориентации других.Некоторые исследователи считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающиммежличностные отношения, и определяют ее как осознание уникальнойнеповторимости другого. Ряд авторов основным и достаточным проявлением эмпатиисчитают сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого. Некоторыеисследователи полагают, что эмпатия является основой межличностного познания иосуществляется через механизмы идентификации, заражения, проекции, моторногоподражания [25; 73].
В современнойпсихологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий наборопределяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции»,«эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение»,«социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать,что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическимпрофессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климоваследует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессийэтого класса является профессия педагога.
К вопросу изученияэмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так,проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующихисследователей и их работы:
Основательно изучалсявопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежаттакие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессеизучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитииэмпатии», «Эмпатическоелитературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает надвопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и“художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживаетвзаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.
В работеПономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественнойлитературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов,которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитиеличности. Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев,А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев.
Также в работеподчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностьюпреобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыткаждого” [23; 15].
Пономарева М.А.рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественнойлитературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественнойлитературы на личность.
В результате проведенногоисследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, чтов отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению ролихудожественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постиженияхудожественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемомугерою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.
Это женаправление в изучении эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук,доцент Брестского университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийноелитературоведение”) посвящена анализу произведений художественной литературы сточки зрения их способности развивать эмпатию в детском и подростковомвозрасте.
Заведующийкафедры вспомогательных и исторических дисциплин и методики преподаванияистории БГПУ им. М.Танка Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению ианализу развития эмпатии через призму истории как учебного предмета. В даннойработе приводятся различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатиюна уроках истории.
Предметомисследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовыхединиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможностиварьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическомпроцессе.
Автор указывает, чтоэмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификацияпереживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, которыйможно назвать «экспериментальным мышлением» [5; 9].
Автор, в результатепроделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатическойсигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а вдинамике.
Исследователь МайковскаяЛ.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурнойтолерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого изкомпонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формированияс учетом специфики деятельности педагога-музыканта.
Работа соискателя кафедрынемецкой филологии Томбовского государственного университета имени Г.Р.ДержавинаНелипа Л.Н. («Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативномакте») посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации вкоммуникативном акте. В работе дается определение понятию «эмпатия»,рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различныхобластях наук.
Понимание субъектомдругих людей всегда эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностныхотношениях феномена эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познаниядругого человека этот компонент наиболее выражен в форме сопереживания илисочувствия. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональныхсостояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Сочувствие– переживание субъектом по поводу чувств другого.
4. Подходы к развитию социальногоинтеллекта и эмпатии
Эмпатия, понимаемая какличностное свойство, имеет социальную природу и как любое социальнообусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.
Исходя из того, чтоэмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когдаученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.
Эмпатия, как и всякоеэмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены двепоследовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственноимпульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие –осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.
Применение ролевых игр вкачестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемойпедагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:
1. неопределенностьусловий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;
2. включение субъекта вконфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;
3. выбор и выполнениереальных завершенных действий;
4. создание возможностиуточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;
5. выполнениеэкспериментатором роли режиссера.
Ролевая игра, имитирующаяпсихолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии,может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
А) если ролевая играсвоим содержанием и организационно-методическим обеспечением создаетпредпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениямипедагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущийосуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры[25; 85].
Развитие социальногоинтеллекталичности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский,А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системеотношений с другими людьми и являетсянеобходимым условием существованиясамой личности
Специфика данного подходак изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной ипознавательной активности, являющихся основными компонентами социальногоинтеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитиюличности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихсяюношеского возраста.
Первый подход — собственно психологический, который заключается в понятии развивающейсяличности.
В рамках этого подходаестественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные потипу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активновыбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.
Второй подход— собственнопедагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы онаотвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегдавыступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения ссоциальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуациюразвития».
Заключение
Проанализировавлитературу по вопросу взаимосвязи социального интеллекта и эмпатии, мы пришли кследующим выводам:
Социальный интеллект –интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения исоциальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулируетпознавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человекакак партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятсясоциальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальноемышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним изпроцессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Этосвязано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамкахобщей и социальной психологий.
Социальный интеллектобеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукциичеловека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он являетсякогнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессиональноважным качеством в профессиях типа «человек — человек», а также некоторыхпрофессиях «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллектразвивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативныхспособностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьногообучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются егосензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать задругого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации(умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения отдругих возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение,гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либовызвать склонность к таковому.
Возросшее внимание кфеномену эмпатии в различных областях современной психологии, вероятно, можнообъяснить тем широким кругом задач, которые стоят перед психологической наукойи практикой. Это задачи профконсультирования и профориентации, управленияпсихологическим климатом группы, коррекции супружеских и детско-родительскихотношений, подготовки молодежи к семейной жизни.
С.Л. Рубинштейн писал,что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чегоон стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку онспособен устанавливать. В систему отношений к другим людям включена эмпатия.Этим отношениям свойственны: эмоциональная и личностная раскрытость партнеровпо общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга,безоценочность, доверительность, искренность выражения чувств и состояний.
Эмпатия, таким образом,рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны:понимание эмоционального состоянии другого человека (когнитивный уровень),сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект эмпатии в отношении кдругому лицу (аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта(поведенческий уровень).
Список литературы
1. Атаханов Р. Психологическоевоздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способвзаимодействия //Психологическая наука и образование, — 2007, — №1, с. 93 –102.
2. Багдановіч І. Метадычныя шляхіфарміравання ў школьнікаў гістарычнай эмпатыі //Гісторыя: праблемы выкладання,- 2007, — №4, с. 26-29.
3. Буравцова Н. В. Влияниесуверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущи педагогов ипсихологов // Психология в вузе, — 2008, — №1, с. 47-56.
4. Бенеш Н.Л. Актерская психотехникакак психологическое условие развития эмпатии личности // Весник Московскогогосударственного ун-та культуры и искусств. – 2007, — №2, — с. 111-114.
5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техникаэмпатии //Вопросы психологии. – 2007, — №2, — С. 3-14.
6. Гоулмен Д. В лабиринтеэмоционального интеллекта //Отдел кадров. – 2004, — №8, — с. 98-100.
7. Елкина Е.А. Формированиесоциального мышления личности как задача современного образования //ВесникПолоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки, — 2005, — №11, — с. 14-23.
8. Жукова М. Эмпатия: пережить задругого // Смена, — 2007, — №6, с. 56-59.
9. Завадская Ж.Е. Способность ксамоопределению как показатель соц. зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, — 2006, — №10, С. 35-42.
10. Карпович Т.Н. Социальныйинтеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. –2002, — №3, с. 78-85.
11. Киселев А.М. Эмпатия итолерантность как важные составляющие педагогического процесса //Актуальныепроблемы современной науки, — 2008, — №2, с. 115-117.
12. Ковалевская А.В. Опытпсихологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет //Псіхалогія. – 2005, №2, с. 31-37.
13. Корчагина Н.В. Проблемасоотношения академического и социального интеллекта в отечественной изарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ, — 2006, — №4, — с.3-6.
14. Курпатов А.В. Индивидуальныеотношения. Теория и практика эмпатии: [монография]/ А.В.Курпатов, А.Н. Алехин.– Москва: ОЛМА Медиа Групп, — 2007, — 372 с.
15. Кучинский Г.М. Социальноемышление как форма познавательной активности //Психологический журнал, — 2006,- №1, с.10-17.
16. Майковская Л.С. Роль эмпатии впроцессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки //Педагогическое образование и наука. – 2007, — №2, с. 13-16.
17. Максимова Н. Развиваемвоображение, рефлексию, эмпатию //Воспитание школьников, — 2005, — №9, с.54-56.
18. Мухина Ю.Р. Характеристикатолерантных отношений современных подростков к учителям // Весник Башкирскогоуниверситета. – 2007, — №3, с. 212 – 214.
19. Лопсан Ч.И.Социально-психологические аспекты эмпатии личности/ Ч.И. Лопсан //Журналприкладной психологии. – 2003, — №4-5, с. 100-103.
20. Нелипа Л.Н. Речевые актыэмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте// Весник Костромскогогос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2008, — Т.14, — №1, с. 71 – 75.
21. Панько М.А. Эмпатыя ў структуры сацыяльнайперцэпцыі дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту //Весці БДУ Сер.1, Педагогіка.Псіхалогія. Філалогія. – 2006, №1 (147), с. 54-57.
22. Пономарева М.А. Развитие эмпатиив раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологическихнаук /М.А. Пономарева, УО «Бел. гос. пед. ун-т имени М.Танка, — Мн., — 2003, — 21 с.
23. Пономарева М.А. Рольхудожественной литературы в развитии эмпатии // Псіхалогія, — 2007, — №4, с.14-20.
24. Потолков Ю. Эмпатическоелитературоведение// Веснік Брэсцкага ун-та. Сер. філал. навук. – 2006. — №3(6), — с. 40-46.
25. Практическая психология: Учебно-методическоепособие /Под ред. С.В. Кондратьевой. – Мн.: “Адукацыя і выхаванне”, 1997. – 212 с.
26. Савенков А.И. Концепциясоциального интеллекта// Одаренный ребенок. – 2006, — №1, с. 6-18.
27. Семенгор Н.А. Особенностикоммуникативной компетентности в подростковом возрасте //Веснік Магілёўскагадзяржаўнага ун-та імя А.А. Куляшова. – 2005, — №1, — с.149-152.
28. Смирнова П.В. Роль социальногоинтеллекта в становлении профессиональной идентичности//Одаренный ребенок, — 2006, — №2, с. 24-29.
29. Соколова Н. Роль сказки вформировании эмпатии у детей// Здаровы лад жыцця, — 2008, — №9, — с. 59-62.
30. Степанова Т.Г. Теоретическиеаспекты проблем социального интеллекта// Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка.Псіхалогія. Філасофія., — 2007, -х №3 (53), — с.53-55.
31. Талатынник Т.В. Уроки жизни:(занятие по развитию социального интеллекта у школьников) //Сацыяльна-педагагічная работа, — 2005, — №8, с. 40-42.
32. Тарасенко М.Л. Влияниесоциального интеллекта студентов на адаптацию к учебному процессу в вузе //Психотерапия,- 2007, — №7, с. 32-34.
33. Удовенко М. Развитие эмпатии уподростков //Социальная педагогика, — 2004, — №3, С. 50-59.
34. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта удетей // Вопросы психологии. – 2005, — №6, — с. 35-45.
35. Чеснокова О.Б. Методы диагностикисоциального интеллекта в детском возрасте //Психологическая диагностика, — 2008, — 3, с. 57-80.
36. Чеснокова О.Б. Развитиесоциального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданныевопросы//Психолог в детском саду. – 2004, — №2, с. 15-40.
37. Шешукова О.В. К вопросу обэкспериментальном исследовании социальной психологии // Среднеепрофессиональное образование, — 2007, — №8, с. 10-12.