Реферат по предмету "Психология"


Вербальные и невербальные средства коммуникации

Содержание
1. Вербальные и невербальные средства коммуникации
2. Поощрение и наказание как методы педагогического воздействия на личность
Список литературы
/>1. Вербальные и невербальныесредства коммуникации
Вербальная коммуникация.
Устная речь по-прежнему остается самым распространенным способомкоммуникации.
Чтобы вас поняли, мы иметь хорошую дикцию. Очень важной способностью,связанной с устной речью, является умение удерживать внимание слушателей. Если,выступая с докладом, вы будете смотреть кому-либо из слушателей прямо в глаза, тоего ответное внимание вам будет гарантировано.
Совершенствование навыков письменной речи.
Люди пользуются письменной коммуникацией реже, чем устной. Нос приходом электронной почты важность письменного общения сильно возросла.
Любое письменное сообщение имеет одно несомненное преимуществоперед устным. Составляя его, вы имеете возможность подумать, привести в порядоксвои мысли и в случае необходимости даже переписать набело. Однако нужно отметитьи два недостатка письменной коммуникации. Во-первых, письменное сообщение не можетпередать интонации вашего голоса и жестикуляцию (часто, но не всегда: смайлики- большое достижение человечества), а во-вторых, вы лишены мгновенной обратной связис читателем. Чтобы устранить первый недостаток, имеет смысл привнести в ваше посланиеэмоциональную нотку. Здесь, как и в устной коммуникации, хорошую службу вам можетсослужить богатый словарный запас. Вторая проблема легко решается, если вам известныобразовательный уровень, интересы и словарный запас людей, к которым вы обращаетесь.Короткое сообщение, написанное простым языком, как правило, более понятно людям.
Денотаты и коннотации.
Денотатом называют предметное значение слова или, говоря иначе,его словарное определение. Например, толковый словарь определяет понятие «отец»как «родитель мужского пола». Это определение и является денотатом данногослова. Понятие «коммунизм» определяется как «общественный строй собщественной собственностью на средства производства».
Ассертивность.
Ассертивностью называют способность человека отстаивать своиправа. Имеется «тройственный принцип», который заключается в следующем:оказываясь в конфликтной ситуации, будьте тверды, честны и дружелюбны. Ваша твердостьне позволит оппоненту манипулировать вами или запугивать вас. Ваша честность непозволит вам оказаться втянутым в аморальную ситуацию, даже если вас будут провоцироватьна это. Ваше дружелюбие даст понять вашим оппонентам, что вы готовы к сотрудничеству.
Агрессивная, обвинительная тактика не приводит к разрешению конфликта,наоборот, она заставляет людей защищаться и упорствовать в своем мнении. Рекомендуетсяв таких случаях использовать «я — утверждения» вместо «ты — утверждений»,то есть говорить о своих переживаниях, а не о личных качествах оппонента. Например,мать может сказать своему ребенку: «Меня огорчает, что ты не хочешь делитьсяигрушками с братом». Это будет лучше, чем заявить: «Жадный мальчишка,почему ты никогда не даешь свои игрушки брату?» После того как вы поделитесьчувствами, которые вызывает у вас данная ситуация, можно предложить возможный способее разрешения. Так, мать может добавить: «Если ты разрешишь брату поигратьс твоим телефоном, то он, может быть, даст тебе свой грузовик».
Структура речевой коммуникации.
Вербальное общение является наиболее исследованной разновидностьючеловеческой коммуникации. Кроме этого, это наиболее универсальный способ передачимысли. На вербальный человеческий язык можно ‘перевести’ сообщение, созданное спомощью любой другой знаковой системы. Например, сигнал красный свет переводитсякак ‘проезд закрыт’, ‘остановитесь’; поднятый вверх палец, прикрытый ладонью другойруки, как ‘прошу дополнительную минуту перерыва’ в спортивных состязаниях и т.п.
Речевая сторона коммуникации имеет сложную многоярусную структуру(от дифференциального признака фонемы до текста и интертекста) и выступает в различныхстилистических разновидностях (различные стили и жанры, разговорный и литературныйязык, диалекты и социолекты и т.п.). Все речевые характеристики и другие компонентыкоммуникативного акта способствуют его (успешной либо неуспешной) реализации. Говоряс другими, мы выбираем из обширного инвентаря (в современной лингвистике иногдаговорят: поля) возможных средств речевой и неречевой коммуникации те средства, которыенам кажутся наиболее подходящими для выражения наших мыслей в данной ситуации. Это- социально значимый выбор. Процесс этот и бесконечен, и бесконечно многообразен.
Остановимся на самых общих коммуникативных характеристиках речи.С точки зрения теории коммуникации, речь включается в единый коммуникативный акти проявляет следующие свойства:
речь является частью коммуникативной культуры и культуры вообще,
речь способствует формированию общественной роли (social identity)коммуниканта,
с помощью речи осуществляется взаимное общественное признаниекоммуникантов,
в речевой коммуникации создаются социальные значения.
Успешность коммуникации и коммуникативные навыки.
Поведение коммуникантов в процессе общения преследует определенныецели (см. Лекцию Для достижения коммуникативных целей мы пользуемся определеннымиприемами, которые (в зависимости от уровня рассмотрения) называют коммуникативнымистратегиями, коммуникативными тактиками и коммуникативными навыками.
Коммуникативной целью будем называть стратегический результат,на который направлен коммуникативный акт. Объявить импичмент, подать на развод,взять на себя обязательства по послепродажному обслуживанию — это ключевые речевыесоставляющие коммуникативного поведения в данной ситуации, реализующие ту или инуюкоммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративногокоммуниканта, представляющегося как индивид) осуществить то или иное действие черезкоммуникативный акт или с его помощью.
В коммуникативной среде в определенный период устанавливаютсярегламентированные обществом коммуникативные конвенции.
Коммуникативное намерение (задача) — тактический ход, являющийсяпрактическим средством движения к соответствующей коммуникативной цели. Вспомнитепредыдущий пример с ‘временной откровенностью’ перед покупателем. Такая же ‘временнаяоткровенность’ содержится в риторических фигурах политиков, признающихся: “Мы неангелы, мы простые люди”, хотя коммуникативной целью является убедить избирателяименно почти в ‘божественной’ исключительности потенциального избранника. Для этогомогут использоваться также невербальные элементы коммуникации (простая одежда, президентв домашней обстановке и свитере и другие приемы имиджмейкерства). Намерение и цельздесь разные, но в конечном итоге, в рамках стратегии намерение способствует осуществлениюобщей цели.
Коммуникативный опыт имеет непосредственное отношение к формированиюкоммуникативной личности. Значения слов хранятся как память о прошлых контекстахи результатах их употреблений — так и коммуникативный опыт понимается как совокупностьпредставлений об успешных и неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации соответствующих коммуникативных стратегий.
Невербальная коммуникация.
Межличностное пространство. Взгляд. Язык поз и жестов.
Невербальное общение, более известное как язык поз и жестов,включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова.Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условиемэффективного общения. Почему же невербальные сигналы так важны в общении?
около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному(визуальному) каналу;
невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мыслисобеседника;
наше отношение к собеседнику нередко формируется под влияниемпервого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальныхфакторов — походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и т.д.
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны,бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренни.
Огромное значение невербальных сигналов в деловом общении подтверждаетсяэкспериментальными исследованиями, которые гласят, что слова (которым мы придаемтакое большое значение) раскрывают лишь 7% смысла, звуки, 38% значения несут звукии интонации и 55 % — позы и жесты.
Невербальное общение включает в себя пять подсистем:
1. Пространственная подсистема (межличностное пространство).
2. Взгляд.
3. Оптико-кинетическая подсистема, которая включает в себя:
внешний вид собеседника,
мимика (выражение лица),
пантомимика (позы и жесты).
4. Паралингвистическая или околоречевая подсистема, включающая:
вокальные качества голоса,
его диапазон,
тональность,
тембр.
5. Экстралингвистическая или внеречевая подсистема, к которойотносятся:
темп речи,
паузы,
смех и т.д.
Мы будем изучать три подсистемы, имеющие наибольшее значение,несущие максимум информации о собеседнике — взгляд, пространственную и оптико-кинетическуюподсистемы.
Обмен невербальной информацией.
Хотя вербальные символы (слова) — основное наше средство длякодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символыдля трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы,кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальнойи может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например,улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийсявзгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения — все это примеры невербальнойкоммуникации. Использование пальца как указующего перста, прикрывание рта рукой,прикосновение, вялая поза также относятся к невербальным способам передачи значения(смысла).
Когда мы говорим, что человек чувствителен и обладает интуицией,мы имеем в виду, что он (или она) обладает способностью читать невербальные сигналыдругого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами,когда мы говорим, что у нас предчувствие, или что «шестое чувство» подсказываетнам, что кто-то сказал неправду, мы в действительности имеем в виду, что заметилиразногласие между языком тела и сказанными этим человеком словами. Лекторы называютэто чувством аудитории. Например, если слушающие сидят глубоко в креслах с опущеннымиподбородками и скрещенными на груди руками, у восприимчивого человека появится предчувствие,что его сообщение не имеет успеха. Он поймет, что нужно что-то изменить, чтобы заинтересоватьаудиторию. А невосприимчивый человек, соответственно, не обратит на это вниманияи усугубит свою ошибку.
Женщины обычно более чувствительны, чем мужчины и этим объясняетсясуществование такого понятия, как женская интуиция. Женщины обладают врожденнойспособностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы, фиксировать самые мельчайшиеподробности. Поэтому мало кто из мужей может обмануть своих жен, и, соответственно,большинство женщин могут узнать тайну мужчины по его глазам, о чем он даже не подозревает.
Эта женская интуиция особенно хорошо развита у женщин, занимающихсявоспитанием маленьких детей.
Врожденные, Генетические, Приобретенные и Культурно ОбусловленныеСигналы.
Несмотря на то, что проделано много исследований, ведутся горячиедискуссии по поводу того, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными,передаются ли они генетически или приобретаются каким-то другим путем. Доказательствабыли получены через наблюдения за слепыми, глухими, и глухонемыми людьми, которыене могли бы обучиться невербалике благодаря слуховым или зрительным рецепторам.Проводились также наблюдения за жестикулярным поведением различных наций и изучалосьповедение наших ближайших антропологических родственников — обезьян и макак.
Позиция и дистанция.
Расположение лицом к лицу — это наиболее часто практикуемая,хотя и не единственная возможность расположения консультанта и клиента друг к другу.Позиция лицом к лицу, которая задаётся расположением кресел консультанта и клиентав пространстве кабинета — это приглашение к диалогу. “Я расположен к вам, я с вамипрямо сейчас” — вот то послание, которое консультант стремится передать клиенту.Такая позиция свидетельствует о готовности консультанта к контакту, сообщает о егововлечённости в беседу и приглашает клиента к открытому самопредъявлению. Однакоиногда готовность консультанта к прямой встрече воспринимается клиентом как угроза.Эта проблема может быть разрешена, если изменить положение кресел и увеличить дистанциимежду консультантом и клиентом. Располагая кресла под некоторым углом и изменяядистанцию, можно регулировать степень открытости и участия в контакте. Изначальноерасположение кресел под определённым углом и на определённой дистанции задаёт последующиевозможности регуляции контактной границы обоими участниками, поэтому обычно кресластавят на расстоянии 1.5 — 2 метра под небольшим углом.
Открытая поза.
Серьёзно упрощая положение дел, традиционно выделяют открытуюи закрытую позы. Открытая поза свидетельствует об открытости консультанта и еговосприимчивости к тому, что скажет клиент. Закрытая же поза, явными маркерами которойсчитаются скрещивания ног или рук, свидетельствует о меньшей вовлечённости в беседу.
Открытая поза не предполагает, что заняв её, консультант отсидитв ней весь сеанс без изменений. Открытая поза только тогда произведёт должное впечатление,когда она будет не напряженной и естественной. Невербальная естественность включаетв себя свободное и спокойное использование вашего тела в качестве средства коммуникации.Активная жестикуляция часто отражает положительные эмоции и воспринимается как проявлениязаинтересованности и дружелюбия, а плавная смена поз и естественное использованиежестов свидетельствует о спокойствии консультанта и включенности в контакт и поройнапоминает танец.
Выражение лица.
Выражение лица является важнейшим источником информации о человеке,особенно о его чувствах. Именно мимические реакции собеседника свидетельствуют оего эмоциональном отклике, служат в качестве средства регуляции процесса коммуникации.Кроме того, лицевая экспрессия является для клиента непосредственной информациейне только об испытываемых консультантом чувствах, но и о его способности сохранятьнад ними контроль.
Визуальный контакт.
Глаза — это, как известно, зеркало души, поэтому визуальный контактможно выделить в качестве отдельного специфического умения.
Визуальный контакт — это также средство взаимной регуляции процессабеседы. Всем нам из опыта повседневного общения известно, что визуальный контактлегко поддерживается при обсуждении приятной темы, однако собеседники обычно избегаютего, когда речь заходит о запутанных или неприятных вопросах. Если говорящий тосмотрит в глаза, то отводит взгляд в сторону, это обычно значит, что он ещё не закончилговорить. По завершении высказывания говорящий, как правило, прямо смотрит в глазасобеседнику, как бы предлагая тому вступить в разговор.
Кивки головой.
Кивки головой — очень хороший способ показать клиенту, что выего слушаете. Наблюдая за работой профессионалов, убеждаешься в том, насколько терапевтичнымоказывается простое кивание головой, в сочетании с хорошим визуальным контактоми реакциями типа “Угу” и “Я понимаю”. Пожалуй, не превзойдённым мастером в этом“простом” деле был Карл Роджерс. К сожалению, на собственным опыте убеждаешься втом, насколько это сложно. Кивки головой являются для клиента непосредственным подтверждениемтого, что вы следуете за ним, шаг за шагом понимая сказанное. Это простейшее умение,если его последовательно использовать, начинает выполнять функцию обратной связи.Отсутствие кивков сообщает клиенту о недостатке понимания и необходимости прояснения,а их появление — о том, что смысл, который пытается выразить клиент, ухвачен. Взаключение хочется заметить, что кивки головой как ничто другое требуют меры, таккак при их чрезмерном использовании они скорее раздражают и сбивают с толку, чемспособствуют диалогу.
Тон, темп и громкость голоса.
Голос является важным средством выражения целого диапазона субъективныхчувств и смыслов. Тон и темп речи может многое сказать о эмоциональном состояниичеловека. Как правило, скорость речи возрастает, когда говорящий взволнован, возбуждёнили обеспокоен. Быстро также говорит тот, кто пытается убедить своего собеседника.Медленная же речь часто свидетельствует об угнетённом состоянии, высокомерии илиусталости.
То, насколько громко произносятся отдельные слова, может служитьиндикатором силы чувств. Та или иная фраза, в зависимости от интонации, может приобретатьразличный смысл. Так можно говорить уверенным и ноющим, принимающим и извиняющимся,ликующим и пренебрежительным тоном. Зачастую люди реагируют именно на интонацию,а не слова. Реакция клиента на то, что говорит консультант, во многом связана стем, каким тоном с ним говорят. Поэтому консультанту нужно постоянно стремитьсярасширять диапазон интонационной выразительности и точно, без двойных посланий,выражать главное послание. Тон голоса должен быть не просто доброжелательным, ондолжен соответствовать тому, что говорится. С клиентом не стоит говорить слишкомгромко. Приглушенный голос в большей мере способствуют возникновению у собеседникаощущения доверительности.
Паузы и молчание.
Умение выдерживать паузу является одним из важнейших профессиональныхнавыков консультанта. Соблюдая паузу, консультант предоставляет возможность говоритьклиенту, стимулирует диалог. Наличие пауз создаёт в беседе ощущение неторопливости,продуманности происходящего, поэтому не следует слишком спешить задавать вопросыили комментировать то, что говорит клиент. Пауза даёт возможность добавить что-ток уже сказанному, поправить, уточнить сообщение. Пауза подчёркивает значительностьтого, что сказано, необходимость осмыслить и понять это. Молчание консультанта акцентируетпредоставленную клиенту возможность говорить и, поэтому, когда консультант заговоритв свою очередь, есть основания ожидать, что его будут внимательно слушать.
Время паузы воспринимается в беседе по-особому. Минутная паузаможет восприниматься как вечность. Следует помнить, что чрезмерная пауза вызываеттревогу и провоцирует агрессию. Допустимая длительность паузы зависит от стадииконсультирования и состояния клиента. Фактически, консультанту следует выдерживатьнекоторую паузу практически после любого высказывания клиента, кроме тех интеракций,которые содержат непосредственный вопрос. На первой встрече вряд ли стоит затягиватьпаузу более чем на 20 секунд. В последующем нормальная пауза обычно не превышает30-40 секунд. А в длительном курсе психологического консультирования пауза можетдлиться минуты.
Многим начинающим консультантам молчание представляется чем-тоугрожающим, фокусирующим на них всё внимание, демонстрируя их профессиональную слабость.Именно так начинающие консультанты описывают периоды молчания. В результате появляетсяжелание сказать хоть что-нибудь — лишь бы прервать молчание. Обычно в таких случаяхконсультант задаёт не самый лучший вопрос, который приводит к минимальному откликуклиента. В такой ситуации ответ клиента не столь уж важен, так как и вопрос не былпродуман. Консультант может даже не слушать ответ. Такая ситуация возникает всякийраз, когда консультант придерживается мнения, что он несёт ответственность за рассказываниеклиента. Как будто говорение является единственным свидетельством того, что клиентработает, а молчание — есть лишь бесполезная трата времени.
На клиентов молчание зачастую оказывает сходное влияние. Онитакже чувствуют требование говорить и испытывают потребность отвечать, заполняяпустоты в беседе. В связи с этим между консультантом и клиентом может возникнутьтайный договор о заполнении пустот бесполезной болтовнёй клиента. Осознав это, консультантможет исправить ситуацию, предложив клиенту при очередной паузе помолчать и сосредоточитьсяна внутренних переживаниях. Тем самым молчание обретает другой смысл. Сосредоточениена внутреннем опыте (ощущениях, чувствах, образах, фантазиях) требует времени ипауза в данной ситуации является адекватной реакцией консультанта.
Еще одной причиной молчания может быть желание обоих участниковостановиться на некоторое время, чтобы осмыслить, суммировать ранее произошедшее,подумать о следствиях. Кроме того, клиент часто нуждается в паузе после периодовсамовыражения или вслед за достигнутым инсайтом, чтобы усвоить полученный опыт,интегрировать его в существующую систему внутренних представлений. Для некоторыхклиентов такие периоды интегрирующего молчания являются ранее не испытываемым опытомчеловеческого взаимодействия, прерывание которого было бы серьёзной ошибкой.
Молчание может иметь самые разные значения. Так, например, молчаниеможет свидетельствовать о стремлении скрываться, уединяться и защищаться от другихлюдей. Клиент может использовать молчание, чтобы передать консультанту сообщение:“Я приближаюсь к страшащей меня теме и нуждаюсь в поддержке" или “Я независими не нуждаюсь в вашем понимании”. Консультант, в свою очередь, посредством молчанияможет передавать следующие послания: “Я хочу, чтобы мы двигались немного медленнее”,или “Я хочу, чтобы вы больше подумали о только что сказанном”, или “В данный моментя очень внимателен к вашим чувствам”.
/>2. Поощрение и наказаниекак методы педагогического воздействия на личность
Понятия поощрения и наказания воспринимаются обычно как антиподы.Между тем смысловая, семантическая гамма этих понятий чрезвычайно широка. Если,например, сравнивать коренные значения слов «поощрение» «наказание»лишь в некоторых европейских языках (русском, украинском, немецком, французском,английском), т нетрудно заметить, что одни из этих значений сильно расходятся, другиеже, напротив, весьма сближаются.
В теории и практике воспитания широко распространена точка зрения,согласно которой всякое одобрение, похвала, выражение доверия и тому подобное педагогическоевоздействие, рассчитанное на стимулирование положительных эмоций воспитанника, принятоназывать поощрением. С другой стороны, к наказаниям часто относя любое осуждение,угрозу, порицание. Их назначение — коррекция поведения детей в определенных сложныхситуациях.
Анализ основных видов и форм педагогического требования показывает,что и положительная группа форм косвенного требования (просьба, доверие, одобрение),и отрицательная (угроза, выражение недоверия, осуждение) используются воспитателямии детским коллективом буквально на каждом шагу, в таких ситуациях, когда не возникаетникакой необходимости как-то выделить того или иного ученика из общей массы.
Хорошо пишешь, стараешься, — говорит учительница, проходя вовремя урока по классу и останавливаясь на минутку у одной из парт. Через минутуаналогичное замечание раздается уже возле другой парты, но вот в голосе учительницыслышится нотка осуждения:
Сегодня ты очень невнимателен. Смотри-ка, в простом упражнениидопустил несколько грубых ошибок. Требование-одобрение, использованное здесь педагогом,не является поощрением в собственном смысле слова равно как и требование-осуждениееще не есть наказание. Между требованиями такого рода, с одной стороны, и поощрениеми наказанием как средствами педагогической коррекции — с другой, имеется известнаякачественная грань. Она заключается в том, что в ситуации поощрения-наказания педагогили детский коллектив принимает определенное решение, которое известным образомвыделяет одного воспитанника (или группу) из общей массы, производит какое-то изменениев их правах и обязанностях, во взаимоотношениях коллектива с ними. Использованиепоощрений и наказаний как средств педагогической коррекции должно отвечать наличиеопределенной ситуации, оно характеризуется известным решением педагога или коллектива,связанным с выделением одного из воспитанников (или группы) из общей массы, однако,как правило, без резкого противопоставления их изменением их прав и обязанностейв коллективе, взаимоотношений педагога и коллектива с ними. Совокупность этих признакови обеспечивает корректирующее действие. [9, стр.56]
Ситуации поощрения и наказания представляют собой особые, типичныеслучаи сложных психолого-педагогических ситуаций, характеризующиеся необходимостьюрегулировки отношений, внесения в них определенных точно дозированных изменений,иными словами — их педагогической коррекции. Возникновение и педагогически целесообразноеиспользование таких ситуаций обусловлено необходимостью формирования новых, болеезначимых в нравственно-воспитательном смысле этого слова потребностей личности иколлектива.
Ситуацию поощрения мы условно назовем соревновательно-творческой.Поощрение, как правило, связано с тем или иным, официальным или неофициальным проявлениемсоревнования в детском коллективе. Творческое отношение ребенка к решению стоящихперед коллективом задач, инициатива и трудовые усилия, проявляемые им в борьбе зауспех общего дела, с одной стороны, и необходимость поддержать этот порыв, помочьформирующемуся человеку утвердиться в своей внутренней позиции, с другой, — вотчто составляет основу подобной психолого-педагогической ситуации.
От поощрений за отдельные положительные поступки и добросовестноевыполнение своих обязанностей к поощрениям за устойчивое положительное поведение,проявление инициативной заботы о коллективе, товарищах, общем успехе — такова основнаялиния развития в вопросе — за что поощрять.
Ситуация наказания — это конфликтная ситуация. На мой взгляд,неправильно сводить причины всех возникающих в воспитательном процессе конфликтовк ошибкам воспитателей — педагогов, родителей. Практика убедительно свидетельствуето том, что противоречия между требованиями педагогов, коллектива и поведением отдельныхдетей между коллективными и личными (иногда групповыми) перспективами нередко могутстановиться источников конфликтов не только в коллективе, находящемся на начальнойстадии своего развития, но и в развитом, сформировавшемся коллективе, обладающимсильным общественным мнением и социально значимыми традициями. Напротив, ситуацию,в которой источником конфликта является педагогическая ошибка, отсутствие у воспитателядолжного опыта работы и такта в отношениях с детьми, мы склонны считать псевдоконфликтной,не отражающей позитивной логики использования наказаний.
Конкретный пример. Во время урока ученик 3 класса достал из карманазеркальце и пытался навести солнечный «зайчик» на сидевшего в другом концекласса приятеля. Учительница, заметившая это, потребовала, чтобы он отдал ей зеркальце.Когда же ребенок заупрямился и отказался выполнить требование учительницы, она удалилаего из класса, затем последовала запись в дневнике, вызов родителей в школу и ряддругих стандартных мер, приведших к ненужному обострению взаимоотношений учительницыс учеником. Это, на наш взгляд, типичная псевдоконфликтная ситуация, так как толькоот более искусных в педагогическом отношении действий учительницы целиком зависелоне допустить возникновения конфликта.
Соображения о принципиальной возможности и целесообразности использованияпоощрения в ситуации, когда доминируют отрицательно направленные отношения, и, напротив,наказания в ситуации доминирования положительно направленных отношений важны, нанаш взгляд, для понимания диалектической взаимосвязи этих средств воздействия какдвух сторон единого метода педагогической коррекции. В значительной части реальных,жизненных ситуаций использование поощрения и наказания в системе методов организациивоспитательного процесса совмещается, и такое одновременное разнонаправленное стимулированиеобеспечивает надежность и быстроту осуществления коррекции, минимальную конфликтностьотношений и их оптимальное развитие в сторону формируемых потребностей личностиво всех других ее качеств
Способность ситуативных настроений и состояний переходить в эмоциональныеличностные состояния, трансформироваться определенным образом в сознании, влиятьна формирование всех качеств личности имеет принципиально важное значение для анализаэмоциональной сферы использования поощрений и наказаний. Лучше всего это прослеживаетсяна примерах педагогических ошибок, связанных с ситуациями поощрения и наказания.
Во время большой перемены на этаже, где расположены начальныеклассы, появился директор школы. Первое, что он заметил, была веселая возня двухтретьеклассников, гонявших по паркетному полу кусочек мела. Знаком директор подозвалрасшалившихся мальчиков к себе, поставил их рядом с собой, а когда закончилась переменаи все разошлись по классам, сказал:
Все занимаются, а вы отправляйтесь вниз к тете Марусе за полотернымищетками, будете здесь натирать пол до тех пор, пока он не станет совсем чистым иблестящим.
/>Список литературы
1. Лабунская В.А / Экспрессия человека: общение и межличностное познание. “Феникс”.Ростов-на-Дону. 1999.
2. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. — С. -Петербург,2000;
3. Рубинштейн С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности // Психологияличности. — М., 1982.
4. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций и семинарские занятия. Ростов-на-Дону:Феникс, 2002.
5. Кочетов А.И. Воспитательная система: образовательная школа России. Краснодар:Изд-во института им. Россинского, 2002


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.