Реферат по предмету "Психология"


Аутогенная тренировка как активный метод психотерапии

Федеральное агентство по образованию
Федеральноегосударственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Волгоградская академиягосударственной службы
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра психологии
Реферат на тему:
Аутогенная тренировка как активный методпсихотерапии

Выполнила
студентка группыП-500
Бондаренко МаринаСергеевна
 
Волгоград, 2010
/>Оглавление
1.История создания аутогенной тренировки
2.Показания и противопоказания кприменению аутогенной тренировки
3.Техника аутогенной тренировки поШульцу
4.Модификации аутогенной тренировкинизшей ступени
5.Недостатки метода аутогеннойтренировки
Заключение
Литература
1. История создания аутогенной тренировки
Аутогенная тренировка- активный метод психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленный навосстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующихмеханизмов организма человека, нарушенного в результате стрессового воздействия.Основными элементами методики являются тренировка мышечной релаксации, самовнушениеи самовоспитание.
Как лечебныйметод аутогенная тренировка была предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932г. До 1910 года Шульц работал в Бреслау в пользовавшейся большой популярностью клиникегипноза. Здесь зародился его интерес к той области науки, которая известна сегодняпод названием психосоматической медицины. Уже в появившейся в 1920 году работе «Образованиеслоев в гипнотической духовной жизни» просматривается основная концепция аутотренинга.Участвовавшие в его экспериментах лица «с абсолютной регулярностью» переживали всостоянии гипноза два состояния: «характерную тяжесть», особенно в конечностях ихарактерную «теплоту». Тяжесть связана с ослаблением тонуса стенок кровеносных сосудов.Отсюда родилась мысль вызывать состояние аутогипноза путем самовнушения ощущенийтяжести в теле. В 1932 году Шульц выставил на суд общественности большую монографию«Аутогенная тренировка, концентрированная саморелаксация». За этим первым изданиемпоследовали многочисленные другие, а также переводы на другие языки. В нашей странеее стали применять в конце 1950-х гг. Начиная с 50-х годов интерес к методу неуклонновозрастает. Миллионы людей сегодня с успехом применяют этот метод. IV Всесоюзным съездом невропатологови психиатров (1963) аутогенная тренировка была включена в комплексную психотерапию.Две значительные области применения метода – клиническая и психогигиеническая. Загоды накоплен значительный клинический материал действенности аутогенной тренировки.

2. Показания и противопоказания к применению аутогеннойтренировки
Аутогенная тренировкиявляется методом саморегуляции психических и вегетативных функций. Поэтому она нетолько нашла лечебное применение, но и стала использоваться в педагогике, спорте,на промышленных предприятиях.
С лечебной цельюаутогенная тренировка может быть применена в качестве симптоматического средствадля устранения различных обратимых нарушений, в первую очередь у больных неврозами.
При леченииаутогенной тренировкой бессонницы, связанной с трудностью засыпания, вызываетсясостояние покоя и релаксации. Из этого состояния больной сам себя не выводит, ионо быстро переходит в сон. Особенно хорошо поддаются лечению нарушения сна, вызванныедоминированием в сознании тех или иных переживаний. Здоровые люди, занимавшиесяаутогенной тренировкой, отмечают, что она позволяет им, вызвав состояние релаксации,быстро засыпать даже в неблагоприятной и необычной обстановке при наличии помех.
При состоянияхтревожного ожидания у больных неврозами, эмоциональной напряженности, предоперационныхволнениях, страхе (невроз страха, фобии) вызывается мышечная релаксация и проводятсясистематические самовнушения (формулы: «Я спокоен, всегда спокоен»). Таким образомудается предупредить, устранить или смягчить тревогу.
Аутогенная тренировкаприменяется как в групповой терапии, так и в индивидуальной работе пациента поднаблюдением ведущего тренировку психолога, или самостоятельно.
Достигаемыес помощью аутогенной тренировки саморегуляции эмоционально – вегетативных функций,оптимизация состояния покоя и активности, повышение возможностей реализации психифизиологическихрезервов организмам позволили использовать в разнообразных отраслях медицины.
Метод активновключается в психотерапию при полном сохранении самоконтроля и инициативы личности.Приобретенные навыки при проведении курсов сохраняются всю жизнь. Активность аутогеннойтренировки противостоит некоторым отрицательным сторонам гипнотерапии в ее классическоймодели — пассивному отношению больного к процессу лечения, зависимости от врача.
Наилучшие результатыприменения аутогенной тренировки наблюдаются при лечении тех заболеваний, проявлениякоторых связаны с эмоциональным напряжением и со спазмом гладкой мускулатуры, причемпарасимпатический эффект достигается легче, чем симпатический.
Противопоказаниямидля применения аутогенной тренировки являются состояния неясного сознания и бреда,в особенности бреда отношения и воздействия. Не рекомендуется во время острых соматическихприступов и вегетативных кризов.3. Техника аутогенной тренировки по Шульцу
Выделяют двеступени аутогенной тренировки: 1) низшая ступень — обучение релаксации с помощьюупражнений, направленных на вызывание ощущения тяжести, тепла, на овладение ритмомсердечной деятельности и дыхания; 2) высшая ступень — аутогенная медитация — созданиетрансовых состояний различного уровня.
Низшую ступень,аутогенной тренировки, составляют шесть стандартных упражнений, которые выполняютсяпациентами в одной из трех поз:
1) положениесидя, «поза кучера» — тренирующийся сидит на стуле со слегка опущенной вперед головой,кисти и предплечья лежат свободно на передней поверхности бедер, ноги свободно расставлены;
2) положениележа — тренирующийся лежит на спине, голова покоится на низкой подушке, руки, несколькосогнутые в локтевом суставе, свободно лежат вдоль туловища ладонями вниз;
3) положениеполулежа — тренирующийся свободно сидит в кресле, облокотившись на спинку, рукина передней поверхности бедер или на подлокотниках, ноги свободно расставлены. Вовсех трех положениях достигается полная расслабленность, для лучшей сосредоточенностиглаза закрыты.
Упражнения выполняютсяпутем мысленного повторения (5-6 раз) соответствующих формул самовнушения, которыеподсказываются руководителем тренировки. Каждое из стандартных упражнений предваряетсяформулой-целью: «Я совершенно спокоен».
Первое упражнение.Вызывание ощущения тяжести в руках и ногах, что сопровождается расслаблением поперечно-полосатоймускулатуры. Формулы: «Правая рука совершенно тяжелая», затем «Левая рука совершеннотяжелая» и «Обе руки совершенно тяжелые». Такие же формулы для ног. Окончательнаяформула: «Руки и ноги совершенно тяжелые».
Второе упражнение.Вызывание ощущения тепла в руках и ногах с целью овладения регуляцией сосудистойиннервации конечностей. Формулы: «Правая (левая) рука совершенно теплая», затем«Руки совершенно теплые», те же формулы для ног. Окончательная формула: «Руки иноги совершенно тяжелые и теплые».
Третье упражнение.Регуляция ритма сердечных сокращений. Формула: «Сердце бьется сильно и ровно».
Четвертое упражнение.Нормализация и регуляция дыхательного ритма. Формула: «Дышу совершенно спокойно».
Пятое упражнение.Вызывание ощущения тепла в области брюшной полости. Формула: «Мое солнечное сплетениеизлучает тепло».
Шестое упражнение.Вызывание ощущения прохлады в области лба с целью предотвращения и ослабления головныхболей сосудистого генеза. Формула: «Мой лоб приятно прохладен».
Показателемусвоения очередного упражнения является генерализация ощущений. Например, упражнениепо внушению тепла в конечностях считается усвоенным тогда, когда тепло начинаетразливаться по всему телу.
На проработкукаждого упражнения уходит 2 недели. Весь курс аутогенной тренировки длится околотрех месяцев. Обычно занятия проводятся в группах 1-2 раза в неделю под руководствомпсихотерапевта; продолжительность занятия 15-20 минут. Большое внимание уделяетсясамостоятельным тренировкам пациентов, которые проводятся дважды в день (утром,перед тем как встать, и вечером, перед сном), причем, как правило, пациенты ведутдневники, где описывают ощущения, испытываемые ими во время занятий.
Аутогенная медитацияпо Шульцу.Прежде чем приступить к аутогенной медитации, тренирующийся должен научиться удерживатьсебя в состоянии аутогенного погружения длительное время — по часу и более. Во времятакой «пассивной концентрации» возникают различные визуальные феномены («тени»,«простейшие формы», цветовые пятна и т. п.). Дальнейшая подготовка состоит в научениивызывать и удерживать «пассивную концентрацию» при наличии раздражающих помех —яркого света, шума, звучащего радио и т. п.
Первое упражнение.Фиксация спонтанно возникающих цветовых представлений.
Второе упражнение.Вызывание определенных цветовых представлений, «видение» заданного цвета.
Третье упражнение.Визуализация конкретных предметов.
Четвертое упражнение.Сосредоточение на зрительном представлении абстрактных понятий, таких как «справедливость»,«счастье», «истина» и т. п.
Во время выполненияэтого упражнения возникает поток представлений строго индивидуальных. Например,«свобода» ассоциируется с белой лошадью, скачущей по прерии. Конкретные зрительныеобразы, ассоциирующиеся с абстрактными понятиями, помогают, по мнению Шульца, выявитьсяподсознательному.
Пятое упражнение.Концентрация «пассивного внимания» на произвольно вызываемых, эмоционально значимыхситуациях. Во время выполнения упражнения тренирующийся нередко «видит» себя в центревоображаемой ситуации.
Шестое упражнение.Вызывание образов других людей. Вначале следует научиться вызывать образы «нейтральных»лиц, затем — эмоционально окрашенные образы приятных и неприятных пациенту людей.Шульц отмечает, что в этих случаях образы людей возникают несколько шаржированно,карикатурно. Постепенно такие образы становятся все более «спокойными», «бесстрастными»,смягчаются карикатурные черты, элементы эмоциональной гиперболизации. Это служитпоказателем начавшейся «аутогенной нейтрализации».
Седьмое упражнение.Автор назвал его «ответом бессознательного». Тренирующийся спрашивает себя: «Чегоя хочу?», «Кто я такой?», «В чем моя проблема?» и т. п. В ответ он подсознательноотвечает потоком образов, помогающих увидеть себя «со стороны» в разнообразных,в том числе и тревожащих, ситуациях. Так достигается катарсис, самоочищение, и наступает«аутогенная нейтрализация», т. е. излечение.4. Модификации аутогенной тренировки низшейступени
1. МодификацияМюллера-Хегеманна (1957). Основываясь на работах об обширном представительстве вкорковых структурах лица (особенно языка) и кисти (особенно большого пальца), Мюллер-Хегеманнмодифицировал методику Шульца, введя несколько дополнительных формул, а именно:«Лицевые мышцы совершенно расслаблены», «Челюсть отвисает свободно вниз», «Языксовершенно тяжелый» — перед формулой «Лоб приятно прохладен» и «Обе кисти рук совершеннотяжелые» — после формулы «Обе руки совершенно тяжелые». Расслабление мышц лица икистей рук способствует более глубокому аутогенному погружению. Автор вносит измененияи в третье упражнение. При его выполнении больной должен представить себе левуюруку наполняющейся струящимся теплом от пальцев левой кисти до плечевого сустава.В дальнейшем он «переливает» это «накопленное в левой руке тепло» в левую половинугрудной клетки, ощущает его струящимся по сердцу и так добивается рефлекторногорасширения коронарных сосудов.
2. МодификацияКлейнзорге и Клумбиеса. Авторы разработали технику тренировки, нацеленную на органы.Такая «направленная органотренировка» является дальнейшим развитием аутогенной тренировки.После завершения сокращенного общего курса А. т. авторы разделяют больных на группыпо определенным синдромам. В этих группах проводится курс специализированных упражнений,представляющих собой соответствующим образом расширенные и дополненные классическиеупражнения первой ступени. Комплектуются следующие группы.
Группа «голова».Показания: вазомоторные головные боли, мигрень, синдром Меньера, расстройства активноговнимания. Акцент делается на 6-м упражнении аутогенной тренировки — 1: «Лоб приятнопрохладен, голова ясная, свободная, свежая, она может сосредоточиться на любой мысли»и т. п.
Группа «сердце».Показания: стенокардия, кардиологический синдром, нарушение сердечного ритма. Акцент— на 2-м и 3-м упражнениях. Терапевтическое действие основано на рефлекторном расширениивенечных сосудов при расширении кожных сосудов левой руки.
Группа «живот».Показания: спазмы мускулатуры органов брюшной полости, гастралгия, дискинезия желчныхпутей, слизистый и язвенный колит. Акцент — на 5-м упражнении. Авторы заменяют формулуШульца «Солнечное сплетение излучает тепло» как необоснованную физиологически на«Приятное тепло разливается в моем животе».
Группа «сосуды».Показания: нарушения периферического кровообращения, гипертоническая болезнь в неврогеннойстадии. Упражнения построены на основе первых двух упражнений аутогенной тренировки.
Большое значениепридается формулам общего спокойствия.
Группа «легкие».Показания: психогенные диспноэ, бронхиальная астма (вне приступа), начальные степениэмфиземы. Тренировка проводится в положении лежа, при открытых окнах. Вводится формула:«Мне дышится совсем легко».
Группа «покой».Показания: нарушения сна и эмоциональные нарушения. Тренируются в положении лежа.Специальные упражнения направлены на расслабление скелетной мускулатуры (частьюзаимствованы из комплекса прогрессирующей мышечной релаксации). Транквилизация достигаетсятакже косвенно — представлением картин, эмоционально приятно окрашенных (пейзажейи т. п.).
Специализациягрупп по отдельным синдромам признается нерациональной многими авторами. В последнеевремя «направленная органотренировка» проводится чаще всего не в лечебных группах,а с профессионально-прикладными целями — при подготовке актеров, спортсменов и др.
3. МодификацияК. И. Мировского и А. Н. Шогама (1963). Авторы назвали свою модификацию «психотоническойтренировкой». Ими разработаны приемы, не только снижающие, но и повышающие тонус,мобилизирующие. Благодаря этому они добились дальнейшего расширения сферы примененияаутогенной тренировки, исключив из числа противопоказаний артериальную гипотониюи астению. Больные тренируются в «астено-гипотонической группе». Мышечная релаксацияисключается, поскольку снижение артериального давления противопоказано. В формулывводятся слова, имитирующие выраженные симпатомиметические сдвиги (озноб, «гусинаякожа», холод и т. п.). Тренировка заканчивается энергичной мускульной самомобилизацией.Текст тренировки: «Я совершенно спокоен. Все мое тело расслаблено и спокойно. Ничтоне отвлекает. Все безразлично мне. Я чувствую внутреннее успокоение. Плечи и спинуобдает легкий озноб. Будто приятный, освежающий душ. Все мышцы становятся упругими.По телу пробегают «мурашки». Я — как сжатая пружина. Все готово к броску.Весь напряжен. Внимание! Встать! Толчок!»
4. Мобилизирующие,активирующие упражнения, вызывающие симпатомиметические сдвиги, используются такжеА. В. Алексеевым (1969) и Л. Д. Гиссеном (1969), предложившими «психорегулирующуютренировку» для подготовки спортсменов.
5. МодификацияМ.С. Лебединского и Т. Л. Бортник (1965). Это сокращенный вариант аутогенной тренировки,приспособленный для стационара. Продолжительность курса — 1 месяц (вместо 3). Сроклечения уменьшается за счет удлинения каждого сеанса в начале лечения до 30 минут.Больной занимается ежедневно 1 раз с врачом и дважды самостоятельно. Каждое упражнениеусваивается за 3 дня. Срок лечения уменьшается и благодаря расширению формул. Например,формула мышечной релаксации: «Я чувствую тяжесть в правой руке, в плече, предплечье,пальцах. До самых кончиков пальцев правой руки чувствую тяжесть». Возникновениюощущения тепла в области солнечного сплетения способствует представление о проглатываниислюны и разливающемся тепле в области пищевода и желудка. Срок лечения сокращаетсяи благодаря усилению гетеросуггестивного момента аутогенной тренировки: больныеповторяют про себя формулы, которые врач произносит несколько раз. Перед началомработы с каждой формулой и при переходе от одной формулы к другой звучит расширеннаяформула спокойствия: «Я спокоен. Я совершенно спокоен. Спокойно и ритмично дыхание.Ритмичен пульс. Сердце бьется ровно и спокойно».
6. Репродуктивнаятренировка (модификация А. Г. Панова, Г.С. Беляева, В.С. Лобзина, И.А. Копыловой,1980) представляет собой комплексную методику психофизиологической и личностнойсаморегуляции. В этой модификации широко используется в качестве реализующего приемасенсорная репродукция — преднамеренное воспроизведение ощущений. Репродуктивнаятренировка включает подготовительные психотерапевтические мероприятия (изучениеличности больного и определение основных методов психотерапевтического воздействия),предварительные упражнения (дыхательная гимнастика, идеомоторная и релаксирующаятренировка мышечного аппарата) и собственно обучающий курс аутогенной тренировки.Репродуктивная тренировка, как указывают авторы, — методика в известной мере компилятивная,объединяющая в единой технике приемы, заимствованные из многих источников. Большоевнимание в этой модификации уделяется так называемой «маске релаксации» — упражнению,с которого начинается курс аутогенной тренировки: «Мягко опустить веки, свести взоркнутри и книзу на щеки по бокам носа, язык мягко приложить к корням верхних зубовизнутри (звук «Т»), дать нижней челюсти слегка отвиснуть, ощутив ее вес, и чутьвыпятить ее вперед (звук «Ы»)».
Другой особенностьюданной методики является введение в обучающий курс аутогенной тренировки дыхательнойгимнастики, которая проводится по специально разработанным авторами схемам. Ритмичноефорсированное дыхание понижает возбудимость некоторых нервных центров и способствуетмышечной релаксации. Многие авторы отмечают влияние дыхательной гимнастики на выравниваниеэмоционального состояния тренирующихся, на способность к концентрации внимания.Во время дыхательной гимнастики в брюшной полости возникает глубинное тепло, поэтомуона используется перед формулой вызывания тепла в животе.
Другие модификацииаутогенной тренировки низшей ступени описаны в монографии В. С. Лобзина и М. М.Решетникова «Аутогенная тренировка» (1986).
7. Аутогенноеотреагирование по Лутэ. Для нейтрализации отрицательных переживаний используются приемы«повторения» тех ситуаций, которые и явились причиной психической травмы. Так жекак и при психоаналитических сеансах, во время аутогенного отреагирования врач соблюдаетполную нейтральность. Опыт автора показывает, что мозг пациента сам «знает», в какойформе и в каком порядке следует «высказывать материал» при аутогенной нейтрализации.Подчеркивается, что при нейтрализации высвобождается (т. е. вербализуется ) лишьтот «материал», который мешает нормальной деятельности мозга. Аутогенная вербализацияосуществляется при закрытых глазах, а задачей пациента является рассказ о всех появляющихсяв состоянии аутогенного расслабления сенсорных образах.
В методике практическогопроведения аутогенного отреагирования по Луте можно выделить пять основных правил,или условий (Лобзин В. С., Решетников М. М., 1986): 1) необходимость перехода отстандартных упражнений к пассивному настрою на зрительные образы; 2) ничем не ограничиваемоевербальное описание любого вида восприятия (сенсорных образов); 3) принцип психотерапевтическоговмешательства в управляемую мозгом нейтрализацию; 4) соблюдение или признание внутреннейдинамики, которая присуща периоду аутогенных разрядов; 5) принцип самостоятельногоокончания психотерапевтической работы.
На протяжениивсего курса аутогенного отреагирования применяются стандартные упражнения. Самостоятельноевыполнение аутогенного отреагирования допускается только с разрешения психотерапевта.Интервалы между сеансами составляют 7-10 дней.
8. Аутогеннаявербализация по Лутэ. Этот прием в значительной степени аналогичен аутогенному отреагированию,однако осуществляется без визуализации представлений. В отличие от аутогенного отреагирования,аутогенная вербализация применяется в тех случаях, когда «мешающий материал» (болезненныепереживания) поддается точному описанию. Вербализация определенной темы (например,«агрессия», «желание», «страх» и т. п.) проводится в состоянии аутогенного расслабленияи продолжается до тех пор, пока пациент не заявляет, что сказать ему уже нечего.При аутогенной вербализации предполагается, что пациент знает «тему», которая содержит«мешающий материал». По сути, приемы аутогенной нейтрализации представляют собойассоциативный эксперимент, предложенный еще Юнгом для выявления скрытых или подавляемыхвлечений. Новым является реализация данного приема в состоянии аутогенной релаксации.
9. Отечественнымиавторами (Панов А. Г., Беляев Г. С., Лобзин В. С., Копылова И. А., 1980) разработаноригинальный комплекс упражнений высшей ступени аутогенной тренировки. Концепцияавторов высшей ступени аутогенной тренировки базируется в первую очередь на данныхпсихофизиологии эмоций. Центральными в комплексе аутогенной тренировки являютсяприемы преднамеренной регуляции эмоционального состояния, преднамеренного моделированияэмоций. Основными приемами моделирования настроения авторы считают управление мышечнымтонусом (типа прогрессирующей мышечной релаксации Джекобсона), упражнения сюжетноговоображения и так называемые «упражнения самоутверждения».
Упражнения сюжетноговоображения.Их целью является самостоятельное, сознательное и преднамеренное формирование заданногоэмоционального состояния, а суть заключается в репродуцировании эмоционально окрашенныхпредставлений, образов и динамичных ситуаций (сюжетов). Формирование эмоциональнозначимых сюжетных представлений начинается с постановки цели: какое эмоциональноесостояние надлежит моделировать. В зависимости от выбранной цели определяется ицвет, соответствующий нужной эмоции. Выбранный цвет служит базой для формированиясловесного самоприказа.
Упражнения самоутверждения. Нередко возникают предвидимыезаранее чрезвычайные житейские ситуации, связанные с повышенным чувством ответственности.Тревожное ожидание таких ситуаций порождает неуверенность в себе, страх перед неудачейи может спровоцировать невротический срыв. К таким ситуациям можно подготовитьсяс помощью «упражнений самоутверждения». Больным советуют по утрам, еще не проснувшисьокончательно, т. е. находясь в естественном аутогенном погружении, репетироватьтревожащую их ситуацию, но не такую, какой они боятся, а такую, какой они хотятее видеть. Это репетиция успеха. Подобные репетиции успеха можно проводить за несколькодней до ожидаемого события или непосредственно в тот день, когда оно предстоит,но не перед сном, так как это может спровоцировать расстройство сна.5. Недостатки метода аутогенной тренировки
Недостаткомметода является то, что требуется значительное время для его осуществления. Околочетверти тренирующихся прерывают преждевременно тренировку или потому, что им неудается сосредоточить внимание на ее выполнении, или вследствие скептического отношенияк ней и скрытого сопротивления, или в результате недостатка выдержки, неспособностик длительному волевому усилию. Дети до10 лет обычно не могут освоить эту методику.
Целесообразноприменять в комплексе с аутогенной тренировкой другие методы. Могут быть использованымотивированное самовнушение, релаксационная гимнастика и другие.

Заключение
По словам Шульца,от аутогенной тренировки можно ожидать пользы в случае всех состояний, имеющих функциональныйи реверсивный характер. Везде, где имеются вегетативные расстройства, где необходимоизменить жизненные привычки, сгладить аффекты, аутотренинг зарекомендовал себя какполезное средство.
Этот метод хороштем, что затрагивает как телесную, так и эмоциональную сферу. С его помощью можнорасслабиться, снять стрессовое состояние или подготовить себя к таковому, снятьагрессивность, улучшить сон, быстро отдохнуть за короткое время, избавиться от вредныхпривычек и многое другое.
Кроме того методаутогенной тренировки с успехом используется и в терапевтических целях. Хорошиерезультаты при лечении невротических состояний, многих психосоматических симптомов,помощь в реабилитации после инфарктов, стенокардии, астме и многих других заболеваниях.
Литература
1. Карвасарский,Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия / Б. Д. Карвасарский. – СПб. – 1999 г. –312 с.
2. Линдеман,Х. Ааутогенная тренировка / Линдеман Х. — Минск. – 2000 г.
3. Свядощ,А.М. Психотерапия / А.М. Свядощ.- Питер.- 2000 г.
4. Http://perehvat.net/stati/autotrening-kratkoe-rukovodstvo-po-izmeneniiu-sebya.html- аутотренинг- краткое руководство по изменению себя. 10.12.10
5. Http://www.superidea.ru/intel/emot/at1.htm.метод аутогенной тренировки. 10.12.10


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Пути и судьбы «второй» эмиграции
Реферат Место и роль Правительства РФ в системе органов государственной власти России, обеспечивающих оборону государства
Реферат Зовнішні пристрої ЕОМ
Реферат Особенности временной адаптации при перелетах на восток и запад, средства коррекции и профилактики десинхроноза
Реферат Аракчеев Алексей Андреевич - "всесильный временщик"
Реферат Автоматизована обробка економічної інформації
Реферат Комплекс утренней гимнастики
Реферат Шпаргалка вопросы
Реферат Организации коммерческой деятельности на предприятии розничной торговли
Реферат Агропромышленная интеграция, ее мотивы и характерные черты
Реферат Гидробиологические исследования: зоопланктон
Реферат Проект строительства двухэтажного одноквартирного 4-х комнатного жилого дома
Реферат Ортопедохірургічне лікування еквіноплосковальгусної деформації стопи при спастичному церебральному
Реферат Этические моменты учения досократиков
Реферат Направления современной нейропсихологии