Реферат по предмету "Психология"


Анализ сущности страха

Оглавление
 
Анализ сущности страха
Общая характеристика понятий страха и фобии
Природа страхов и фобий в психоанализе
Понимание страха в телесно ориентированной психотерапии
Страх: парализующая эмоция
Избавление от страха
Страх перед родителями
Страх смерти
Страх секса
Страх успеха
Страх высоты
Понятие страха в экзистенциальной логотерапии
Работа со страхами в гештальт-терапии
Классификация страхов
Описание методики эмоционально-образной трансформации
Активное Воображение
Образная сфера человека
Кататимное переживание образов
Трансформация образа как метод изменения эмоциональногосостояния
Описание психокоррекционной работы со страхами методом эмоционально-образнойтрансформации
Беседа 1
Беседа 2
Беседа 3
Беседа 4
Литература

Встрахе и в опасности
мыболее склонны верить в чудеса.
Цицерон
 
Никогдаи ничего не надо бояться.
Этонеразумно.
М.Булгаков,
«Мастери Маргарита»
 
Большинство ученых полагают,что чувство страха присуще всем высшим животным и еще в большей мересвойственно человеку с его тонко развитой психикой. Животное может бояться лишьконкретных опасностей, человек же благодаря своему воображению страшится еще имнимых бед, большинство из которых создает он сам. Создать новый страх легко,убить же его трудно именно из-за его нематериальности.        
Беспокойные людипроскакивают настоящее, тратя свою психическую энергию на переживания по поводубудущего. Многие фобии живут за счет того, что человек заглядывает в будущее, ане живет в настоящем, в котором ничего страшного не происходит.
«Мудрость языка» подводитнас к причине любого страха, ибо немецкое слово Angst (нем. – страх) восходит к латинскомуangustus и означает узкий, тесный. Т.о.,при крайне стесненных обстоятельствах, в крайне ограниченных условиях мыиспытываем страх. На это указывает и латинское слово angor, которое означает сужение, стеснение, а такжестрах ибеспокойство. Другое латинское слово angereеще более прозаично, двойное значениестраха и сужения проявляется здесь гораздо отчетливее, ибо слово переводится икак давить, жать, сдавливать, ограничивать, сжимать, и как страшить,мучить, беспокоить. Как только мы стесняем себя, отделяем, изолируем, кактолько мы перестаем быть естественной частью целого, мы имеем дело со страхом.
Страх является неизбежнымследствием узкой ориентации сознания человека на внешний материальный мир.

/>/>/>Анализ сущности страха
/>/>/> 
Общаяхарактеристика понятий страха и фобии
 
Страх — эмоция, возникающая в ситуацияхугрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная наисточник действительной или воображаемой опасности. Страх — это аффективноепсихическое состояние ожидания опасности, при коем реальная опасность угрожаетот внешнего объекта, а невротическая – от требования влечения. В отличие отболи и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных факторов,страх возникает при их предвосхищении. (1)
В зависимости отхарактера угрозы интенсивность и специфика переживания страха варьирует вдостаточно широком диапазоне оттенков: опасение, боязнь, испуг, ужас.Если источник опасности неопределёнен или неосознан, возникающее состояниеназывается тревогой.
Функционально страхслужит предупреждением о предстоящей опасности, позволяет сосредоточитьвнимание на ее источнике, побуждает искать пути её избегания. В случае, когдаон достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязатьстереотипы поведения – бегство, оцепенение, защитную агрессию.
В социальном развитиичеловека страх выступает как одно из средств воспитания: так, сформированныйстрах осуждения используется как фактор регуляции поведения. Поскольку вусловиях общества индивид пользуется защитой правовых и других социальныхинститутов, повышенная склонность к страху лишается приспособительного значенияи традиционно оценивается негативно.
Сформированные реакциистраха сравнительно стойки и способны сохраняться даже при понимании ихбессмысленности. Поэтому воспитание устойчивости к страху обычно направлено нена избавление от него, а на выработку умений владеть собой при его наличии.
Неадекватные реакциистраха наблюдаются при различных психических заболеваниях.
Фобия – навязчивые состояния припсихических заболеваниях – болезненные навязчивые неадекватные переживаниястрахов конкретного содержания, охватывающих субъекта в определенной-–фобической – обстановке и сопровождающихся вегетативными дисфункциями –сердцебиением, обильным потом и пр. Фобии встречаются в рамках неврозов,психозов и органических заболеваний головного мозга.
При невротических фобияхбольные обычно осознают необоснованность страхов, относятся к ним как кболезненным и субъективно мучительным переживаниям, но не в силах ихконтролировать. В их «клетку» невротик бессознательно «прячется» отнеразрешимого для него конфликта. Они обычно возникают у людей с образныммышлением и в то же время с известной душевной инертностью, вегетативнойнеустойчивостью. При квалифицированном психотерапевтическом вмешательстве они восновном проходят.
Фобии имеют определенныеповеденческие проявления – навязчивые, ритуализированные действия, цель коих –избегание предмета фобии или уменьшение страха.      
Различаются:
1.  Нозофобии – страх заболевания (канцерофобии,кардиофобии и пр.);
2.  Социофобии – страх публичных выступлений, страхпокраснеть и пр.;
3.  Боязнь пространства: клаустрофобия – боязнь закрытыхпомещений, агорафобия – страх открытого пространства и пр.
К фобиям также относятся:антропофобия, гидрофобия, гипсофобия, дисморфобия, мизофобия, эрейтофобия и др.

/>/>/>Природа страхов и фобий в психоанализе
По Фрейду страх –состояние аффекта – объединение определенных ощущений ряда удовольствие –неудовольствие с соответствующими иннервациями разрядки напряжения и ихвосприятие, а также, вероятно, и отражение определенного значимого события. Всостоянии страха, главным образом невротического, может усматриватьсярепродукция травмы рождения. (1)
Страх возникает излибидо, служит самосохранению и является сигналом новой, обычно внешнейопасности.
В 1909 году публикуетсяработа Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Трактовка возникшей уребенка боязни, что на улице его укусит лошадь, основывается на раскрытиикомплексов зависти к пенису и боязни кастрации, а также изучении сексуальныхпредставлений Ганса. (2)
Согласно Фрейду, один изсущественных признаков фобий – то, что в них внутренняя опасность переводитсяво внешнюю – невротический страх превращается в кажущийся реальным. В фобияхнужно видеть лишь синдромы, принадлежащие к различным неврозам, и им не следуетпридавать значение особых болезненных процессов. В большинстве случаев фобииизлечимы при помощи психоанализа или иного квалифицированногопсихотерапевтического вмешательства.
Фрейд говорит, что такиезаболевания очень часты. В большинстве случаев фобии заглушаются в детской,перерастая в невроз. «Когда приступаешь к психоанализу взрослого невротика, укоторого болезнь, предположим, обнаружилась в зрелые годы, то каждый раз узнаешь,что его невроз связан с детским страхом и представляет только продолжение его…»(2)
Происхождение страхадвояко:
1.  Как прямое следствие травматическогофактора;
2.  Как сигнал о возникновении угрозыповторения этого фактора.
Страх осуществляет вытеснениеи соответствует вытесненному желанию, но не эквивалентен ему.
Выделяются три основныхвида страха: страх реальный, страх невротический и страх совести.Единственное место сосредоточения страха – Я. Обычно страх перед конкретнымобъектом выступает как боязнь, в патологических случаях – как фобии. Одна изважнейших разновидностей страха – страх свободный. К аффективному состояниюстраха, возникающему в ситуации неожиданной опасности, относится испуг. Истериястраха трактуется как невроз, основной симптом коего – разнообразные фобии.
Также Фрейд описалследующие виды страха:
·  Страх животных (страх фобии животных) – неизменныйкастрационный страх – страх реальный, перед опасностью реальной или понимаемойкак реальная. Здесь вытеснение создается страхом, а не наоборот.
·  Инфантильный страх – детский страх, которыйпервоначально есть лишь выражение того, что недостает любимого человека. Оннаблюдается и у взрослых как страх невротический, порожденный непосредственнымпреобразованием либидо в страх.
·  Невротический страх – разнообразные формы «бесцельногостраха» невротиков; возникают из-за отвлечения либидо от нормальногоприменения, либо из-за отказа психических инстанций. В психоанализе особовыделяются такие его формы:
1.   Свободный страх – общая неопределенная боязливость;
2.   Многообразные фобии, когда страх крепко связывается сопределенными содержаниями представлений;
3.   Спонтанные приступы страха, проявляющиеся при истерии и др.формах тяжелых неврозов, а также в любых условиях возбуждения, в виде аффектастраха или приступа свободного страха, которые или сопровождают симптомы, илиже выступают независимо от каких-либо условий и без видимой обусловленностивнешней опасностью.
·  Страх реальный – рациональное выражение инстинктасамосохранения как нормальная реакция на восприятие внешней опасности.
·  Свободный страх – общая неопределенная боязливость,готовая на время привязаться к любой появившейся возможности и выражающаяся всостоянии «страха ожидания» или «боязливого ожидания». Страх беспредметный, несвязанный с каким-либо объектом, вызывающим этот страх. Высокие степенисвободного страха всегда имеют отношение к заболеванию неврозом страха.
·  Страх смерти – процесс, в ходе которого Я слишкомшироко расходует запас своего нарциссического либидо. Он подобен кастрационномустраху. (1)
Согласно Адлеру, страхпроисходит от подавления агрессивного влечения, играющего главную роль вобыденной жизни и в неврозе.
/>/>/> 
Понимание страха втелесно ориентированной психотерапии
 
Все пациенты, проходящиетерапию, утверждает А.Лоуэн, — это люди, переполненные страхом. Очень немногиепо-настоящему воспринимают всю глубину владеющего ими страха. Их пугают такиеиспытываемые ими эмоции, как любовь, гнев, печаль. В такой же, если не вбольшей мере, они боятся и своего страха. (3)
Страх парализует тело.Нормальный человек, реагируя на страх, бросается в бой или обращается вбегство. Он пытается отодвинуть опасность или избежать её. Если эти реакцииблокированы, самоконтроль рушится. Личность человека разваливается, и рассудококазывается под угрозой. Сумасшествия в такой ситуации можно избежать только спомощью определенных действий, которые отрицают и вытесняют страх. Существуютспособы самоконтроля, но страх не исчезает. Если человек вытесняет страх, тотстановиться смутным ужасом. Он трансформируется в боязнь потерять контроль илисойти с ума.
Когда живой организмиспытывает ужас, он застывает и теряет способность двигаться. Если чувствоужаса не столь велико, его следствием является паника, о она представляет собойистерическую реакцию и, следовательно, является неэффективным способомсправиться с опасностью.
Райх сделал вывод о том,что эмоциональная энергия, которая может выражаться через страх, при постоянноммышечном напряжении оказывается связанной. Подавленная эмоция – ее смысл илицель – лежит в основе психического беспокойства, и тогда ригидность мышц служитмеханизмом подавления. Т.к. для выражения чувств и беспокойство, и ригидностьнемедленно объединяются в функциональную общность, врач постоянно можетнаблюдать, как расслабление напряженных мышц не только высвобождаетвегетативную энергию, но и извлекает из глубин памяти ту первичную ситуацию, скоторой началось подавление.
Лоуэн утверждает, чтоесли напряжение развивается в ситуациях, где невозможно ожидание доставляющегоудовольствие расслабления, то возникает страх. Однако страх необязательно становиться патологическим состоянием. Рассуждая с позиции принципареальности, Лоуэн говорит, что страх становиться патологическим, когданарушается его пропорциональное соотношение с внешней ситуацией, егопородившей. Но, даже не будучи патологическим, страх всегда рассматривается какугроза Эго, которую зрелый организм стремиться устранить. Т.е.,напряжение становиться патологическим, когда принимает хроническую форму ивыходит из-под контроля. Страху противопоставляется удовольствие. Они выступаюткак части общего принципа: напряжение – расслабление. Страх означает, чтодвижение вперед, к разрядке, блокируется. Если интенсивность энергии возрастаетдо точки, в которой уже появляется угроза целостности телесной структуры, товозникает боль (страдание).
При наслаждениикровеносные сосуды расширяются и кожа краснеет. При страхе они сужаются, кровьотливает, кожа бледнеет. Лоуэн объясняет это тем, что          расширение живоймембраны соответствует уменьшению поверхностному натяжения и увеличениюповерхностного заряда, сужение – наоборот, увеличению поверхностного натяженияи уменьшению поверхностного заряда.
Анализ на соматическомуровне выявил, что пациенты задерживают дыхание и втягивают живот, дабыподавить страх и другие чувства. Такое поведение свойственно практически всем.Как детям, так и взрослым. В ситуациях, вызывающих испуг, человек затаиваетдыхание, напрягает диафрагму и брюшные мышцы. Каждая хроническинапряженная мышца пациента пребывает в состоянии страха, но наиболее очевиднымобразом срытый страх проявляется в стиснутых челюстях, в сильно приподнятыхплечах, в широко распахнутых глазах, в также в общей зажатости, ригидностивсего тела. Уходит напряжение – он выдыхает. Если такая схема приобретаетхронический характер, то грудь поднимается и остается в положении «на вдохе»,дыхание делается поверхностным, живот – твердым. Сокращение дыхания уменьшаетколичество поступающего в организм кислорода и, соответственно, вырабатываемойчерез метаболизм энергии. Результатом является снижение эмоционального тонуса иутрата стремлений.
Райх пишет, что бледностьпри испуге, дрожь в состоянии страха соответствуют потоку сигналов от перифериитела к центру, вызываемому сужением периферийных и расширением центральныхкровеносных сосудов (состояние страха).
/>/>/>Избавление от страха
 
Попросить пациента дышатьсвободно и естественно во время лечебной процедуры вполне соответствуетконцепции Ференци об «активности». Необходимо дать пациенту возможностьосознать ригидность мышц и неестественность своего состояния. Ригидность затемустраняется посредством сознательного контроля пациентом своей мускульнойнапряженности и эмоционального импульса, блокируемого спастическим состоянием.
Расслабление и избавлениетела от ставшего для него привычным состояния страха требуют, чтобы данныйпациент обрел осознанное понимание имеющихся у него страхов и телесныхнапряжений, а также требуют отыскания определенных средств разрядкисуществующего напряжения.
Противоядием от страхаявляется гнев. Пациент должен при этом «завестись» – другими словами,разгневаться, но при этом зайти настолько далеко, чтобы почувствовать себячуточку безрассудным или немного потерявшим самоконтроль.
Необходимо, говоритЛоуэн, дать возможность пациенту осознать подавленную в себе смертоноснуюярость, тем самым снизить опасность ее внезапного самопроизвольного взрыва,который может иметь в буквальном смысле убийственные последствия. Признаниефакта существования собственных чувств укрепляет эго и способствуетсознательному контролю над разными импульсами и побуждениями. Человек должен ощутитьсвое чувство и сжиться, даже подружиться с ним.
/>/>/>Страх перед родителями
 
Когда ребенок испытываетстрах перед родителями, которые могут вести себя иррационально или проявлять поотношению к нему насилие, то ему попросту некуда сбежать. Дети в подобнойобстановке впадают в ужас. Они застывают, буквально коченеют от страха. Поэтомуребенок оказывается вынужденным делать что-либо с целью преодолеть состояниепаралича. Это означает, что он должен подавлять и отрицать свой страх. Противчувства страха ребенок мобилизует свою волю. Чтобы выразить свою решимость, оннапряжением соответствующих мышц стиснет челюсти, как бы говоря тем самым: «Яне стану бояться». В то же время он в какой-то степени диссоциируется, или,иначе говоря, изолируется, от своего тела и от реальной действительности ибудет отвергать враждебность и угрозу, исходящие от родителей. Все эти мерынаправлены на обеспечение выживания, и хотя они и позволят ребенку выкрутиться,а в конечном итоге – вырасти и избавиться от возможности нападения со стороныродителей, одновременно они становятся для такого подростка образом жизни,потому что оказываются структурно встроенными в его тело. Подобный ребенокживет в перманентном, никогда не уходящем состоянии страха – независимо оттого, чувствует от сам это или нет. Чтобы вытерпеть невыносимый стресс, ребенокдолжен стать бесчувственным и диссициироваться, т.е. отделиться от собственноготела. Физически дети укрываются в своих комнатах или других укромных местечках,а психически – в своем воображении. Такой уход ведет к расщеплению личности какединого целого и безусловно представляет собой шизофреническую реакцию. (3)
Страхи становятсябезымянными и безликими, когда они вытеснены. Они живут вбессознательном и оказывают воздействие на ребенка. Когда пациенту удаетсяосвободиться от той хватки, которой ужас сковывает его, некоторые элементыэтого ужаса проясняются, и тогда удается разглядеть страх быть покинутым, страхбыть уничтоженным и страх уничтожить кого-то.
/>/>/> 
Страх смерти
Страх смерти на самомделе представляет собой страх перед процессом умирания.
Страх смерти связан свесьма ранними переживаниями, при которых ребенок ощущает, что стоит передлицом смерти, что он вполне может умереть. Смерть не наступает, ребенокприходит в себя и возвращается к обычным делам, но память тела невозможностереть, хотя в интересах выживания пугающие воспоминания оказываютсявыдавленными из сознания. Такого рода телесная память сохраняется в форменапряжений, тревоги и страха в тканях и органах тела, в мускулатуре. Частострах смерти проявляется как глубокое бессознательное сопротивление глубокомудыханию и капитуляции перед собственным телом.
Лоуэн описывает одногопациента, значительно продвинувшегося в процессе терапии, который испытал страхсмерти. Раньше его отчаянная борьба за выживание исключала возможность подобнойтревожности. Он начал сознательно бояться момента умирания, когда почувствовал,что ему есть для чего жить. Подобная тревожность порождается страхом; пациентбиться наказания за положительные чувства. Если тревожность становиться слишкомсильной, у человека не остается выбора и ему приходится разрушить хорошиечувства.
Страх можно вытерпеть,если проецировать его на внешние события. Отчаянный маневр – это способ сохранитьрассудок, перемещая ужас на актуальные ситуации. Ум может быть наполненспецифическими страхами; он чувствует. Что уязвим перед неизвестностью. Еслитакой маневр не удается, последнее безрассудное движение, направленное на то,чтобы избежать обреченности, — суицид.
 
/>/>/>Страх секса
 
Секс и смерть неизбежновплетены в расщепление личности. Страх секса – это страх смерти. Когда человекборется за выживание, все, что угрожает потерей самоконтроля, смертельноопасно. Сексуальные чувства представляются именно такой опасностью.
Если физическая близостьв детском уме ассоциирована со страхом и стыдом, половой акт будетрассматриваться как нападение на эго и тело. Ребенок видит это как вторжение вличную жизнь, удар по личности. На более глубоком уровне реакция ребенка на то,что он видит сексуальную близость, отражает бессознательные чувства родителейпо поводу полового акта. Если мать боится близости, ребенок будет ощущать страхи интерпретировать это как отвержение, у него постепенно разовьется чувствостыда за собственное тело.
/>/>/>Страх успеха
 
Тревожность, связанная спозитивным и живым чувствованием, возникает из глубинного чувства обреченности.Обычно индивидуум не сознает, что это ощущение порождает он сам. Такие чувствабыстро вытесняются в интересах выживания, и человек продолжает свою тщетнуюборьбу. На определенном уровне сознания он знает, что не может быть успешным,даже не должен быть успешным.
Почему же успешность такпугает, почему успех вызывает такой страх? Пугающий успех, говорит Лоуэн, — этосексуальное обладание родителем, но для того, чтобы пациент пришел к такомуинсайту, необходима очень долгая аналитическая работа. Во-первых, он неосознает, что охватывающее его ощущение обреченности – это ужас передсовершением инцеста, опасность нарушить строжайшее табу и страх перед жуткимиответными действиями, которые неизбежно последуют за этим.
/>/>/> 
Страх высоты
 
Анализ показывает, чтолюдей, которые бояться падения с высоты, пугают полеты во сне и любовныенеудачи. Против страха высоты эго может выставить защиты, которые вытеснят этотстрах и позволят человеку действовать в опасных ситуациях. Это может заставитьбросить вызов его бессознательной тревожности. Человек будет ставить себя вопасные ситуации, где может произойти падение, чтобы доказать, что он ничего небоится. Страх перед катастрофой лежит в основе психологии безрассудства.
 
Страх ибеспокойство
Гулдинги определяют страхи беспокойство как эмоциональную реакцию на реальную или воображаемую опасностьв настоящем, а беспокойство – как реакцию на реальную или воображаемуюопасность в будущем. Человек боится игрушечного пистолета, если он верит, чтотот настоящий. Человек с фобией знает, что его страхи воображаемые, но боитсятак же, как если бы они были настоящими. Беспокойный человек рассказывает себестрашилки о том, что может с ним в будущем случиться.
Тем не менее, страхи вповседневной жизни, о которых рассказывают клиенты, могут оказаться иобоснованными. Первым делом терапевт должен определить, имеет ли рассказываемоереальную почву. Когда же клиент боится совершенно безопасной ситуации, нужно,утверждают Гулдинги, искать раннюю сцену, являющуюся прототипом сегодняшнегостраха.
 Одна из техник, которыеиспользуют Гулдинги, — доведение «ожидание катастрофы» до абсурдных выводов.Терапевт спрашивает, что может произойти самого плохого? Это может быть,например, одиночество, отсутствие любви и т. д. Даже если ожидание катастрофыокажется не напрасным, клиент осознает, что он не пропадет в данной ситуации. Взаключении он делает вывод, что его опасения сильно преувеличены, и он большене волнуется.
 
Понятие страха вэкзистенциальной логотерапии
В. Франкл следующимобразом описывает механизм образования патологической реакции страха: учеловека появляется страх перед каким-либо явлением (сердечный приступ,инфаркт, онкозаболевания и т.п.), реакция ожидания – страх, что это явление илисостояние наступит. Могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния,что усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания событиястановится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свойстрах человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни).
В сложившейся ситуацииФранкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность ксамоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанциироваться от чегоугодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над самимсобой и ситуацией.
Страх является биологическойреакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными.Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать«мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья».
В коррекционной работе сострахами Франкл использует метод парадоксальной интенции. Данный методпредполагает, что психолог вдохновляет клиента именно на то, чего тот стараетсяизбежать. При этом используются различные проявления юмора. Например, есличеловек испытывает страх закрытых помещений, ему предлагается заставить себянаходиться в таком помещении. И в результате длительного нахождения, какправило, страх исчезает, а человек обретает уверенность в себе, перестаетбояться того, чего раньше избегал. (14)
 
Работа со страхами в гештальт-терапии
Цель гештальт-терапиисостоит в том, чтобы использовать чувство как средство, соединяющее жизньчеловека в единое целое. Внимание к чувствам, описание чувств, пониманиенесоответствий или пробелов в опыте, сосредоточенность на том, что открылось ине получило органичного выражения, — все это позволяет использовать чувства длядоступа к циклу осознавания и выражения. Для правильного выражения чувств нуженподходящий «контекст». Возможно, чувства были направлены не на того человекаили ситуацию. Задача терапевта – найти точный ход, чтобы удовлетворитьпотребность человека в завершении действия.
Фантазия – это большое достояние в жизничеловека. Она уводит нас далеко за пределы окружающего мира и происходящихсобытий. Фантазирование в терапии служит четырем основным целям:
1. 1. Контакту с неприемлемыми событиями, чувствами и личнымикачествами. Человек может фантазировать, достигая освобождение и без всякихдействий. Возвращение и ассимиляция чувств – это путь к развитию, несмотря нато. Что все может происходить не по-настоящему. Если человек переживает страх ипреодолевает его, значит, впоследствии он будет меньше бояться своих чувств,возникающих в реальной ситуации, – страх становится не таким опасным, какраньше. Когда устрашающие события возвращаются (даже в фантазии), они способныопустошить и напугать человека, и в результате он может прекратить работу.Поэтому очень важно обратить особое внимание на выход этих переживаний и насаморегуляцию человека в процессе фантазирования.
2.  Контакт с отсутствующим человеком илинезавершенной ситуацией. Фантазия воспроизводит реальность в безопасномварианте. Это необходимо тогда, когда актуальная ситуация слишком травмирующая,если обращаться к ней напрямую.
3.  Исследования неизвестного;
4.  Исследования новых или незнакомыхаспектов самого себя. (15)/>/>/>/>
Классификациястрахов
 
Страхи можно классифицироватьпо различным основаниям. Их можно разделить на группы исходя из того, чегобоится человек, — это классификация по фобуле страха. Карвасарский различает 8основных фобул страха.
1.  К первой он относил боязньпространства, проявляемую в различных формах. Среди них:
· клаустрофобия
· агорафобия
· страх глубины
· страх высоты
2. Социофобии, связанные с общественной жизнью.Они включают в себя:
·  Эрейтофобию (страх покраснеть в присутствиилюдей)
·  Страх публичных выступлений
·  Страх действовать в присутствии людейи др.
3. Нозофобии – страхи заболеть каким-либозаболеванием. Этот вид навязчивого страха в той или иной мере всегда присутсуетв обществе, но особо обостряется и принимает массовый характер во временаэпидемий
4. Танатофобия — страх смерти.
5. Сексуальныестрахи.
6. Страх нанестивред себе или близким.
7. «Контрастныефобии» (например,страх громко произнести нецензурные слова в обществе у благовоспитанногочеловека или страх «совершить что-то непристойное, грязное» у священника вовремя богослужения).
8. Фобофобии – страх бояться чего-либо.
Психиатры Сэдок и Капланделят страхи на конструктивные – представляющие естественный защитныймеханизм, помогающий лучше приспособиться к экстремальной ситуации, и патологические.Последние являются неадекватным ответом на определенный стимул по интенсивностиили длительности и часто приводят к ситуации психического нездоровья.
Ю. Щербатых разбивает всестрахи на три группы:
1. Природные
2. Социальные
3. Внутренние
Философско-психологическийанализ страха
 
Герберт Уэллс описываетчеловека как песчинку мироздания. Его окружают грозные природные стихии. Небоосыпает людей кометами. Недра Земли извергают огненную лаву. Человек постоянноиспытывает предательство земной тверди. Однако источник страха, полагает Уэллс,вовсе не в игре природных смещений. Он только в помышлении человека о них. Иэто совершенно справедливо, т.к. реальность является человеку такой, и толькотакой, какой он её воспринимает.
Источник человеческогоужаса – свобода, которой наделен индивид.
Феномен страха проступаетуже в известном мифе о сотворении человека Богом. Рожденный страхом миф опадении и первородном грехе переходит в чувство подавленности, которое являетсяспецифической болезнью человека. Психология страха – неизбежный спутникзападной цивилизации. Видный философ Макс Шелер заметил: «В истории ещё непоявился такой великий психоаналитик, который освободил бы человека от этогосмертного ужаса, от того чувства страха, который является эмоционально-импульсивнойосновой этого специфически иудейского-христианского мира идей».
В результате Уэллс делаетвывод: страх – пожизненный удел человека, бремя избранной им свободы. Впротивоположность – точка зрения А. Моссо: он считал, что страх – это болезнь,которую надо лечить. Психологи, изучая такое состояние человека, определяли егокак отрицательную эмоцию, обнаруживающую себя при возникновении реальной илимнимой опасности.
Страх парализует волю.Героем считали того, кто способен внутренней силой побороть в себе чувствоужаса. Страх представляли в виде демона или божества, для умилостивлениякоторых приносили жертвы.
Феномен страха пыталисьобъяснить, изучая человеческую физиологию. Декарт полагал, что страх имеетчисто физические причины, и поэтому искал в мозгу следы впечатлений отпережитого.

/>/>/>Описание методики эмоционально-образной трансформации
/>/>/> 
АктивноеВоображение
 
Активное Воображение –это особый метод использования силы воображения, разработанный Юнгом в началеэтого столетия. В сущности, Активное Воображение – это диалог, ведущийся сразличными частями «Я», живущими в бессознательном. В определённом смысле этопохоже на сон, с той лишь разницей, что, испытывая это ощущение, человек неспит и полностью осознаёт происходящее.
Юнг доказал, что он можетвходить в свою фантазию, осознанно в ней участвовать и превращать ее в активныйобмен между осознающей и бессознательной энергетическими системами. АктивноеВоображение помогает лучше понять, что возникающие в воображении образы насамом деле являются символами, представляющими глубоко сидящие внутри нас частинашего «Я». Подобно образам из снов, они символизируют содержимое нашегобессознательного. Поскольку эти внутренние существа обладают «своим собственнымразумом», они говорят и делают вещи, которые иногда потрясают зачастуюпросвещают, а иногда и оскорбляют наше эго.
В снах события происходятисключительно на уровне бессознательного. В процессе Активного Воображения,события происходят на уровне воображения, которое не относится ни к осознающемуразуму, ни к бессознательному, а представляет собой «место встречи»,«нейтральную полосу», на которой осознающий разум и бессознательноевстречаются, чтобы создать событие жизни, сочетающее в себе элементы и того, идругого. Два уровня сознания сливаются друг с другом на уровне воображения,подобно двум рекам, которые впадают друг в друга, чтобы создать один мощныйпоток. Они дополняют друг друга; они начинают работать вместе, и, в результате,ваша полная личность начинает преобразовывать себя в единство. Диалогосознающего разума с бессознательным, приводит в действие высшую «божественную»функцию «Я», которое представляет собой синтез этих двух уровней сознания.
Воображение не может бытьактивным, если в процессе не задействованы ваши чувства и эмоции. «Я» испытываюопределенные чувства: «я» счастлив, заинтересован, печален или зол в результатепроисходящих событий. «Я» должно ощущать воображаемое действие так полно, какесли бы оно было внешним, физическим событием. Да, это событие – символическое,но, тем не менее, оно является реальным событием, в котором задействованыреальные чувства.
Посредством нашегоактивного участия мы превращаем то, что могло бы остаться бессознательной,пассивной фантазией, в абсолютно осознанный, мощный акт воображения. ЕслиАктивное Воображение применяется правильно, оно соединяет те различные частинашего «Я», которые конфликтовали между собой или были отделены друг от друга.Оно пробуждает внутри нас могучие голоса и приводит к заключению мира междувраждующими эго и бессознательным, к началу сотрудничеству между ними. АктивноеВоображение выводит человека на путь, ведущий к целостности, к осознаниюполноты своего «Я», и все это только потому, что человек научился общаться сосвоим внутренним «Я». Джонсон доработал юнговский четырехфазный подход кАктивному Воображению.
Фаза 1. Приглашениебессознательного. Смысл заключается в том, чтобы пригласить живущего вбессознательном создание поднять их на поверхность и установить с ними контакт.
Фаза 2. Диалог. Ведетсяразговор то с одной частью личности, то с другой. В ходе этого диалогавыясняются желания, действия и чувства той или иной части личности.
Фаза 3. Ценности. Джонсонсчитает небходимым внести в это общение между притивоположными ценностямиэтические нормы для того, чтобы не было подчинения одной противоположностидругой.
Фаза 4. Ритуалы. Джонсонотмечает, что должно произойти перенесение смысла из воображения в реальнуюжизнь.
Уровни АктивногоВоображения:
1.  Выгодный обмен. Это самое практичноеприменение А.В. оно начинается с понимания факта, что человек состоит из многихпротивоположных частей. Каждая часть имеет свою потребность и желает принятьучастие в осознанной жизни чесловека. Когда это становиться понятно, то многиеконфликты начинают осознаваться как столкновение разных частей «Я», которыепо-разному смотрят на мир.
2.  Теплая встреча. На этом уровне подходстроится на установлении дружеских отношений с бессознательным посредствомподнятия на сознательный уровень его образов, ослабления отрицательноговоздействия автономной энергии, перевода их в сознание и примирения этихобразов с «Я» человека.
3.  Восприятие духовного аспекта. Этотуровень похож на то, что люди называют «видениями» — это выброс того, чтосредневековые мистики называли полным проявлением сознания. Образ или цельсобытий, посредством способности человека к воображению, овладевает им с такойсилой, что человек, на самом деле узнает и ощущает свое подлинное полное «Я». Втечении какого-то мига человек видит истинное единство, красоту и смысл жизни.
/>/>/>Образная сфера человека
Всвоей книге «Образная сфера человека» Гостев рассматривает мысленные образы какобъекты психологического анализа различных состояний. Мысленный образ в самомшироком своем понимании может быть определен как образ предметов и явленийвнешней реальности, переживаемый как единица содержания сознания в отсутствиисоответствующей актуальной стимуляции. (Информационный источник ОСфпреимущественно является содержанием памяти, независимо от того, по какимканалам эта информация была в нее заложена. Вместе с тем, это не исключаетвозможности других способов «информационного питания» Осф)
Вэтом смысле он является вторичным образом. Образы памяти, как известно, — основа для образов воображения. Образная сфера входит в качестве подсистемы всистему сенсорно-перцептивной организации, которая является частьюпсихологической макроструктуры человека – индивид, субъект, личность. Образнаясфера, следовательно, — многоканальная система психического, являющаяся единоймногогранной многоуровневой динамической саморегулирующейся системой, котораяза счет возможности воссоздания непрерывного мысленного контакта с реальностью(мира и себя) обеспечивает адекватное отражение и регулирование.
ТакжеГостев рассматривает образы в зависимости от общего состояния бодрствования.Образы бодрствующего состояния сознания являются «строительным материалом»сознания. Образы различной модальности могут быть как произвольными, так инепроизвольными, иметь различную степень яркости, отчетливости. Гостевразличает «образы-воспоминания» (соответствующие ситуативной памяти),«образы-воспроизведения» (соответствующие фактической памяти) и«образы-представления» (как обобщенные воспоминания имевших место событий и ситуаций).Основанием для их разделения является их различие в эмоциональном компонентеобраза: эмоционально нейтральные образы воспроизведения и эмоциональноокрашенные образы воспоминания.   
 
Образы-воображения
 
Проблемавоображения является одной из самых дискуссионных. В психологии воображениепонимается как психический процесс, обеспечивающий создание новых образов наоснове переработки и творческого преобразования имеющихся у человека образовдействительности. Выделяются различные приемы трансформации образов:
¨ Агглюкинация;
¨ Акцентирование;
¨ Гиперболизация;
¨ Интерполяция;
¨ Экстраполяция.
Основнаяфункция воображения заключается в том, что оно позволяет познавать то, чтосубъект не воспринимал, т.е. отсутствующее в опыте. Фантазия, соответственно,расширяет возможности познания, восполняет пробелы в знаниях, в частности,компенсирует интеллектуализацию в отражении реальности. Перекомбинация опыта всубъективно новые сочетания в фантазии дает возможнгость человеку выйти зарамки «одномерной логики» причинно-следственных связей обыденной реальности.Воображение тесно связано с опережающем отражением различного уровня. Ононеобходимо, например, для предвидения и осознания перспектив общего развития.
Воображениеявляется аспектом мышления. В частности, перекомбинирование информации, которойрасполагает субъект (суть фантазий), выступает как один из механизмовтворческого мышления. Аристотель считал, что мышление частично являетсявоображением, а частично суждением. Согласно Вундту, деятельность фантазиипредставляет собой мыщление в образах. Воображение выступает дополнительныммеханизмом творческого мышления, осуществляющим избыточное моделированиевозможных состояний объекта.
Врезультате преобразования образов памяти за счет их смыслового расчленения,объединения, трансформации, возникают новые образы. В образах воображения мыимеем, следовательно, доминирование преобразования информации в отличие отрепродуктивных образов, в которых происходит сохранение исходной информации.Воображение делится на активное и пассивное. И то, и другое может быть какпроизвольным, так и не произвольным. Активное воображение описывается обычночерез такие разновидности, как воссоздающее антиципирующее и творческое и имеетдело с образами, произвольно формируемыми в соответствии с целями деятельности.Пассивное воображение это березоподобные образы, состоящие из воображаемыхсцен, ситуаций, «удовлетворяющие» сокровенные желания, уводящие человека отдействительности.
Опытиспользования образов в психотерапии аккумулирован в подходе получившемназвание «психоимажинативной» терапии, которая направленно ищет развития иоживления как можно более широкого диапазона образного опыта, включая егоприобретение за счет специальных упражнений. Психоимажитивная психотерапия(базируется на концепции Салливена) основывается на работе с воображаемымиситуациями, образующими «окна» в глубокие аспекты внутреннего мира человека, ивскрывающими его психодинамику. Используется набор специальных упражнений,облегчающих терапевту интуитивное понимание появляющегося в потоке сознанияневербального материала. Применяются а)произвольно заданные образыб)манипулирование символическими образами В)мысленное решение проблемы ввоображении, г)спонтанные зрительные образы (непроизвольно выявляющие нужную информацию).Образы помогают найти релевантный терапевтический процесс в каждый данныймомент времени. Неоспоримое преимущество использование образов в терапиизаключается в том, что они позволяют «проигрывать варианты» в зависимости отхода сессии, могут быть использованы в любой форме, удовлетворяющей клиента.
Оченьэффективна мысленная работа с телом, телесные образы. Она обладает высокимдиагностическим и регулирующим потенциалом. Влияние воображения на организмхорошо иллюстрируется феноменом стигматов, появлением симптомов на основевоображаемой болезни, возможностью изменением физиологии. Например, образ телав норме функционирует как специализированный центр неосознаваемой информации отеле, относительно окружающей среды, существующий в постоянной связи с текущимипсихическими процессами и поведением. Образы позволяют извлечь глубокозапрятанную информацию человека о себе. Они – эффективное средствосамообозрения.
/>/>/> 
Кататимноепереживание образов
 
Метод основан на том, чтоу лежащего в расслабленном состоянии на кушетке или удобно сидящего в креслепациента психотерапевт может вызвать похожее на сновидения наяву представлениеобразов – имагинации. Если предварительно задать некоторыйнеопределенный мотив представления, то это получается значительно легче. Запервыми образами обычно очень скоро возникают последующие, которыепреимущественно представлены образами ландшафта, животных и человека. При этомчеловек может прийти к почти реальному переживанию, расширенному до трехмерногопространства. Пациента просят сразу же сообщать о происходящем. Психотерапевтможет оказать влияние на образы и структурировать их. Полное эмпатиисопровождение психотерапевта имеет особо важное значение в этом диалогическомметоде.
В содержании сновиденийнаяву можно увидеть символическое представление бессознательных илипредсознательных конфликтов. Компромиссные образования междуаффективно-инстинктивными импульсами и защитными процессами отражают какактуальные эмоциональные проблемы, так и глубинные генетические формыконфликтов, восходящих вплоть до самого раннего детства.
Система КПО основываетсяна 2-х основных положениях:
1. Человек способенразвивать в своем воображении фантастические представления, которые известны нетолько как ночные сновидения, но и как дневные фантазии. При помощи своейимагитивной способности человек может каждый раз заново создавать свой образ,исходя из самого себя, и познавать себя в ходе тонкого диалектическогопроцесса.
2. В результатеэмпирических наблюдений содержащих фантазии образов выработан ряд специфическихправил и закономерностей. Они подчинены первичному процессу при помощинеинтерпретирующего воздействия.
/>/>/>Трансформация образа как метод измененияэмоционального состояния
В общем виде предлагаемыйметод может быть выражен формулой: чувство – образ – трансформация – чувство.Терапевтический процесс может быть представлен как последовательность из 10шагов:
1. Клиническая беседа
2. Прояснение симптома
3. Создание образа
4. Исследование образа
5. Проверка на фиксацию
6. Трансформация
7. Интегрирование образа с личностью
8. Ситуационная проверка
9. Экологическая проверка
1.Созерцание. Сосредоточение внимания нанегативных качествах образа, созерцание его нежелательного качества для того,чтобы оно постепенно исчезло и вместе с ним исчезает негативное состояние. Приэтом необходимо различать негативные и позитивные качества образа. Позитивнымихарактеристиками являются цвета, соответствующие природным реалиям (голубой,синий, серебристый, золотистый, белый, прозрачный). Негативные цвета – черный,коричневый. Грязно-желтый, серый и др. Позитивными следует считать всезрительные признаки, вызывающие приятное кинестетическое чувство: легкость,свежесть и т.д. негативными – тяжесть, жжение, давление и др.
2.Мысленное действие. Прежде всего, следует спросить клиента, что ему хочетсяс «этим» сделать, и во многих случаях найденное клиентом решение оказываетсявполне адекватным. Избранный способ действия должен соответствовать структурепсихологического конфликта.
3.Диалог. Разговор с образом как с реальнойличностью, ведь он всегда выполняет для клиента определенные функции и воплощаетте или иные чувства. Диалог может играть проясняющую роль, помогая выбратьправильную стратегию действий, но может служить и самостоятельным средствомрешения психотерапевтической задачи.
4.Взаимодействие противоположностей. Психологические проблемы связаны с наличиемпротивоположных сил, причем одна из взаимоопределяющих друг друга стороносознается, а вторая – нет.
5.Замена. В этом методе предлагается сначала найти образ,представляющий негативные чувства, а потом найти позитивный образ, который могбы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ, отказавшись отнегативного.
6.Передача чувства. Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передатьобразу те чувства (негативные), которые он вызывает. По мере передачи чувствнегативный образ тает, а с ним исчезает и негативное состояние.
7.Прослеживание судьбы образа. В этом подходе клиенту предлагается просмотретьпроцесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплотьдо его возникновения. Как прошлое, так и будущее могут скрывать возможностиизбавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния.(подобный метод используется в НЛП)
8.Свободное фантазирование. Отталкиваясь от первично заданного образа, клиенты(особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своемвоображении, что само по ходу является трансформацией личности.
9.Расширение осознания. Метод предполагает умение терапевта задавать вопросы,проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе. Цель его – более полноеосознание клиентом своего проблемного поля.
10. Волшебство. Этот метод предполагает различныеварианты волшебных изменений по желанию клиента под магическим воздействиемтерапевта. Он применяется при разрешении тупиков третьей степени, когда человексчитает, что чувствовал себя так всегда и не находит способа изменить образ.При этом клиенту предлагается представить, что образ изменился в нужном русле иописать, как он себя при этом чувствует.
/> 
Беседа 1
 
30 мая 1999 года.
Клиент: Т.
Пол женский, 21 год.  
Т: Мне страшно доверять людям. Я боюсьповерить кому-то, а потом ошибиться и расплачиваться за свои ошибки…
С: Где в теле ты чувствуешь этот страх?
Т: В сердце.
С: На что он похож?
Т: Это черный комочек, а в нём игла.
С: Как ты относишься к нему?
Т: Он неприятен мне.
С: А что игла делает этому комочку?
Т: Колет, вонзается туда-сюда, оченьбольно, и в сердце тоже.
С: Что тебе хочется сделать с этойиглой?
Т: Вытащить её.
С: Можешь сделать это. Вытащи её изкомочка и поставь перед собой.
Т: Она стала такая огромная, тонкая,острая.
С: Я предлагаю тебе стать ею.
Т: Хорошо, я – игла (встает на еёвоображаемое место).
С: Игла, что ты делаешь Т?
Т (в роли иглы): Смеюсь над ней.
С: Зачем?
Т (игла): Мне хорошо от этого, простокайф.
С: Танечка, стань, пожалуйста, собой искажи, что ты чувствуешь, когда над тобой смеётся игла?
Т: Я чувствую, что падаю в глазахокружающих и, прежде всего, в своих глазах. Страдает моё самолюбие, я чувствуюсебя униженной. Я никому не доверяю…
С: Попробуй вспомнить, не приходилосьли тебе бывать в таких ситуациях, когда над тобой смеялись, и ты чувствовала,что ты – ничтожество?
Т: Да, в голову приходит мой учитель изначальной школы. Он был очень строгим и властным, подавлял. Это было в первомклассе. Я плохо училась и чувствовала себя ни на что не способной. Это былоневыносимо, и я решила доказать всем, что я лучше, №1 в классе.
С: Предлагаю тебе представить этумаленькую Танечку и учителя, как будто он стоит напротив тебя. Что тычувствуешь по отношению к нему?
Т: Это ненависть, точно. Хочу егопинать ногами по почкам, хочу, чтобы его уволили!
С: Я разрешаю тебе сделать это.
Т: Да, я бью его, ненавижу!!!
С: Найди образ этого чувства, можетбыть, запах или звук.
Т: Это сверкающая молния, она пахнетжженой резиной, а звук как будто пилят по металлу.
С: Усиливай их, слушай и нюхай.
Т: Молния порождает огонь, он жжет…
С: Что он хочет жечь?
Т: Тот черный комочек.
С: Позволь ему сделать это.
Т: Он сгорает, его больше нет.
С: А что происходит с иглой?
Т: Теперь я чувствую её во всём теле.
С: Вытащи её и поставь рядом. Теперьдавай немного отвлечемся и поговорим о твоем недоверии. Представь, пожалуйста,всех вместе тех, кому ты боишься довериться.
Т: О! Это огромный монстр. У негостолько самомнения!
С: Где в нем оно располагается?
Т: Везде внутри него, оно заполняет егокак воздух.
С: Вдыхай его.
Т (вдыхает): Он стал очень маленьким. Амне трудно дышать.
С: Почему?
Т: Очень много этого «воздуха»! Онпереполняет меня!
С: Предлагаю тебе направить эту энергиюна позитивные аспекты твоей жизни: на здоровье, работу, учебу.
Т: Да, очень хорошо, но все равно ещёчто-то остаётся. Можно поделиться «этим» с другими?
С: Можно, если тебе этого хочется.
Т:Я дарю людям…
С: Давай вернемся к игле. Что тычувствуешь к ней?
Т: Ничего.
С: Она ещё нужна тебе?
Т: Нет.
С: Скажи ей, что она уволена.
Т: Она испарилась.
С: Ты все ещё чувствуешь боль и страх всердце?
Т: Нет, мне так непривычно…
С: Давай представим ситуацию: тызахотела кому-то довериться.Можешь ли ты сделать это, не боясьошибиться?
Т: Мне кажется, что да.
От клиента исходил запросна решение проблемы страха доверия людям, в частности, при более конкретномвыяснении, стало понятно, что главная трудность заключается в доверии мужчинам.
Образ иглы в сердце какфаллический символ свидетельствовал о боли, обиде, причиненной мужчиной.Сначала я предположила, что это следствие несчастной любви или измены состороны молодого человека. Но данная гипотеза не подтвердилась. Оказалось, чтодоверять не может «внутренний ребёнок», который в детстве был подвергнутунижению со стороны учителя. Чувство ненависти зафиксировалось в образе иглы.Также затрагивалась проблема самооценки, т.к. девочка чувствовала себяуниженной, «не такой», неполноценной. Т. выразила злость по отношению кшкольному учителю. Но игла исчезла только после того, как Т. вернула себесамоуважение, чувство собственной значимости или, по её словам, «самомнение».
/>Беседа 2
4 июля 1999 года.
Клиент: Н.
Пол женский, 21 год.  
Н: Я очень боюсь высоты. Даже когдавстаю на стул, стоящий на столе, у меня ноги подкашиваются, появляется дрожь вколенях…
С: Представь, что ты сейчас стоишь наэтом стуле. Где в теле ты испытываешь страх?
Н: В желудке и в животе, да, точно, вобласти живота.
С: Можешь ли ты извлечь его оттуда ипредставить на этом кресле? (пододвигаю кресло) Что это такое?
Н: Это множество маленьких коротенькихиголочек. Они разноцветные, красные и синие.
С: Как ты относишься к ним?
Н: Они мне не нравятся, раздражают. Ониколют, мне очень неприятно.
С: Скажи им об этом. Расскажи, как онимешают тебе.
Н: Я делаю это, и они сворачиваются,закругляются. Они превратились в подковки.
С: Продолжай. Как они выглядят сейчас?
Н: Они стали синенькими.
С: Как ты теперь к ним относишься?
Н: Они мне нравятся. Мы договорились,что они будут помогать мне в те моменты, когда мне грозит опасность или можетчто-нибудь случиться.
С: Вернись, пожалуйста, в то состояние,когда ты стоишь на стуле.
Н: Мне страшно.
С: Что ты говоришь себе, когда себязапугиваешь?
Н: Со мной может случиться что-топлохое…
С: Например?
Н: Ну…я могу упасть и разбиться.
С: Давай пофантазируем и представим, чтослучилось страшное: ты упала и разбилась…Что дальше?
Н: Я лежу на полу, все кости переломаныи торчат.Приехала скорая, меня увезли. Вот мне сделали операцию, и ялежу в постели, ноги в гипсе и… я ужасно толстая!
С: Наверное, ты всегда боялась поправиться?
Н: Да, точно. В 8 классе я весила 70 кг(сейчас имеет прекрасную фигуру). Я очень склонна к полноте. Это просто ужасно,ведь я могу поправиться, если рожу ребенка, если буду вести неподвижный образжизни или просто от переедания.
С: Представь, что ты поправилась. Тытолстая. Как ты себя чувствуешь?
Н: Отвратительно. Я никому не нравлюсь,в одежду не влезаю. Меня никто не хочет. Мне всё противно…
С: А может быть, в первую очередь тысама?
Н: Да, я «такая» себе противна.
С: Где в теле ты чувствуешь этоотвращение?
Н: В горле, меня тошнит.
С: На что похоже чувство отвращения?
Н: Это серый волосатый комочек. Онподнимается из желудка и через горло выкатывается наружу. Потом он превращаетсяв кролика и убегает.
С: В каких ситуациях это происходит?
Н: Когда мне плохо.
С: Допустим, что тебе стало очень плохо.
Н: Он выкатился и убежал. Вообще-то этонепрерывный процесс. У меня в животе огромное количество этих комочков, икаждый раз, когда мне плохо, они лезут наружу…
С: Позволь им всем вылезти наружу.
Н: Они выкатываются. О! Их столько!
С: Продолжай до тех пор, пока они незакончатся.
Н: (через 2 минуты) Всё, больше их нет.Но ведь они могут снова появиться…
С: Откуда?
Н: У меня в желудке посажены семена,наверное…
С: Кто посадил их? Давно ли этопроизошло?
Н: Это было всегда. Я не знаю, кто этосделал. (тупик 3-ей степени)
С: Представь, что комочек лежит на этомкресле. Что ты чувствуешь к нему?
Н: Мне от него плохо.
С: Скажи ему, что он портит тебе жизнь.
Н: (объясняет это комочку) Он всё поняли раскаялся. Теперь он такой розовый и пушистый, похож на шарик мороженого. Онклассный.
С: Всегда ли он будет таким?
Н: Да нет. Как только мне станет плохо,он опять превратится в тот, серый…
С: Представь, пожалуйста, оба шарикаперед собой. Стань серым противным комочком. Что ты чувствуешь, комочек?
Н: (в роли комочка) Я некрасивый,уродливый…
С: И тебя никто не хочет!
Н: (смеётся) Ага! А ещё я завидую.
С: Найди образ зависти.
Н: Это птичий глаз. Он всё время смотритна меня, и мне очень неприятно.
С: Расскажи ему это.
Н: Он закрылся. Мне стало легче.
С: Он больше не беспокоит тебя?
Н: Нет, абсолютно.
С: Теперь ты чувствуешь зависть?
Н: Нет. Мне надо идти. Я ухожу. Можетбыть, и таким его тоже кто-нибудь полюбит…
С: Стань Н. Ты хочешь попрощаться скомочком? Как? Попробуй проявить к нему добрые чувства…
Н: Я обнимаю его, прижимаю к себе, мыпрощаемся. Чувствую облегчение, спокойствие. Он ушел навсегда.
С: Как ты относишься к розовому шарикусейчас?
Н: Замечательно.
С: Я предлагаю тебе усилить его.Представь, что в космосе находиться огромный источник энергии. Передавай емуэнергию, например, в виде луча.
Н: Он становиться больше и теплеет. Онво мне, везде, проходит по рукам и ногам, я чувствую тепло, мне хорошо.
С: Согласна ли ты принять его как частьсвоей личности? Где в теле он должен располагаться?
Н: Да. Он должен быть в животе.
С: Отлично. Давай представим, что тебеопять стало плохо. Как насчёт серых волосатых комочков? Что происходит?
Н: Ничего, их просто нет. Только в шеенеприятно после того, что было.
С: Можно ли как-нибудь воздействовать нанеё? Кто или что может помочь?
Н: Ну…(улыбается, сворачивается, обнимаясебя) надо, чтобы её поцеловали…
С: Позволь это сделать. Как ты себячувствуешь?
Н: Великолепно!
С: Давай вернемся в ту ситуацию, когдаты можешь потолстеть. Как ты себя ощущаешь?
Н: А ну и пусть! Мне всё равно. Ивообще: с чего это вдруг я потолстею!
С: Прекрасно. А теперь ты стоишь настуле. Что со страхом?
Н: Страх? Его нет. На самом деле мне всёравно!
Моя первоначальнаягипотеза, которая подтвердилась по ходу работы, состояла в том, что за страхомвысоты стоит страх перед будущим. Клиента пугала возможность повторения вбудущем ситуации из детства.
Я предложила довестиситуацию «падения» до абсурда, чтобы Н. осознала истинный объект страха. Решающиммоментом была проработка отвращения к своему телу. Девушке противно «всё», т.к.она спроецировала отношение к себе на окружающий мир. В данной ситуации важнобыло изменить отношение к себе, принять своё тело, полюбить себя любую. Выразивв образах зависть и отвращение, Н. избавилась от фиксации на страхе статьнепривлекательной.

Беседа 3
21 июля 1999 года.
Клиент: М.
Пол женский, 18 лет.  
М: Если я ложусь спать одна дома, точувствую сильнейший страх. Мне кажется, что вот-вот в окно кто-то постучит, и явся цепенею…
С: Как ты думаешь, кто это может быть?
М: Это мертвецы! Больше всего на свете ябоюсь трупов…, моргов и кладбищ. Даже рядом с ними не могу находиться.
С: Представь, пожалуйста, что ты идешьпо ночному кладбищу.
М: О, это ужасно…
С: В какой части тела ты чувствуешьужас?
М: В сердце.
С: Перемести его на этот стул. Как онвыглядит?
М: Это большой белый шар. Когда онрядом, мне страшно. Он ужасает меня. Я беззащитная…
С: Не напоминает ли тебе это состояниекакую-нибудь ситуацию из прошлого?
М: (дрожащим голосом)Сейчас явспомнила, что когда мне было 13 лет, мой старший брат закрыл меня в комнате сумершей бабушкой. Я очутилась одна в темноте, светила луна. Увидев её труп настоле, я закричала, но никто не услышал…
С: И с тех пор ты стала пугать себямертвецами?
М: Так и есть. (грустно улыбается)
С: Вернёмся к белому шару. Стань им. Чтоты хочешь от М, шар?
М (от лица шара): Пугать её, этомоя роль.
С: Шар, что ты говоришь М?
М (в роли шара, громко восклицает):Не шляйся!!! (Мы обе смеёмся)
С: Чья это фраза?
М: Мамина. Точно, она всегда, запрещаямне поздно возвращаться домой, запугивала. Ведь я слушаюсь только тогда, когдамне страшно.
С: Стань, пожалуйста, М. Предлагаю тебедать почувствовать шару то же, что чувствуешь ты, когда пугаешься. Представь,что он идет по кладбищу. Пусть твой страх из сердца лучом передается шару. Чтос ним происходит?
М: Он уменьшается.
С: Отлично, продолжай этот процесс.Передай ему весь страх.
М: Мне уже жалко его…Он такойиспуганный, несчастный…
С: Хочешь ли ты проявить к нему добрыечувства?
М: Да, очень. Я обнимаю его, жалею.
С: Продолжай столько, сколько тебехочется.
М: Он радуется. А сейчас он прыгнул комне в сердце.
С: Он нравится тебе?
М: Очень.
С: Согласна ли ты всегда быть с ним ипринять как часть себя?
М: Да. Теперь он будет действовать,только если мне действительно грозит опасность.
С: Хорошо, давай представим, что тыоказалась на кладбище ночью…
М: Это удивительно: мне совсем нестрашно.
С: А как насчёт того, чтобы переночеватьодной?
М: Я бы с удовольствием сейчас уснулаодна в своей постели. Страх исчез. Спасибо.
/>Беседа 4
 
17 сентября 1999 года.
Клиент: Л.
Пол женский, 20 лет.
Л: Я очень боюсь пауков, и, как назло,они постоянно попадаются мне на глаза.
С: Чем конкретно ты пугаешь себя спомощью этих насекомых? Что ты ожидаешь от них в воображении?
Л: Мне страшно, даже когда я их вижу,а если они начинают приближаться…
С: Что происходит?    
Л: Паук может оказаться на моей руке,заползти мне под одежду – это ужасно!
С: Почему?        
Л: У него такие противные лапы, ихмного, они все в мелких тонких волосках, противно ощущать их на теле.
С: Где в теле ты чувствуешь этоотвращение?
Л: В желудке.
С: Что это такое?        
Л: Это серые комочки с краснымипрожилками.
С: Как ты к ним относишься?       
Л: Мне очень неприятно думать об этом…
С: Может быть, ранее ты оказывалась втаких ситуациях, в которых испытывала сходные чувства?       
Л: Вообще-то, да. Около года назад яобщалась с мужчиной, который, выпив, начинал приставать ко мне, распускатьруки. Я чувствовала то же отвращение по отношению к нему.
С: Я предлагаю тебе представить здесьи сейчас этого человека, стоящим прямо перед тобой.      
Л: Да.
С: Вот он снова начинает приставать ктебе. Что ты чувствуешь в это время?    
Л (сначала равнодушно, а потом начинаетповышать голос): Ну, хочется сказать «отстань»…достал, начинаю его ненавидеть,я бы врезала ему как следует, но он слишком сильный! Я злюсь на него!
С: На что похожа твоя злость?    
Л: Это чёрное покрывало.
С: Где ты ощущаешь его?   
Л: В голове.
С: Что бы ты хотела с ним сделать?      
Л: Выпустить.
С: Сделай это. Что происходит?  
Л: Оно вылетело и превратилось вчёрную кошку.
С: Она нравится тебе?
Л: Очень.
С: Хотела бы ты принять её, как частьсвоей личности?  
Л: Да. Она прыгнула мне на шею исвернулась клубком, как тёплый шарфик.
С: Хорошо, а теперь давай сновапредставим этого мужчину, его действия…
Л: Мне всё равно…
С: Осталась ли злость?        
Л: Нет.
С: А что произошло с серыми комочками?   
Л: Их нет. Вместо них у меня естькошка, которая теперь всегда будет защищать меня от «таких» людей. Если онипопробуют причинить мне вред, она выцарапает им глаза!
С: Отлично! Теперь представь паука,ползущего к тебе. Чувствуешь ли ты страх?
Л: Нет. Теперь понятно, что насекомыездесь совсем не причём.
В данном случае страхнасекомых стал проекцией страха перед мужчинами. Невыраженное чувство злости,держащее страх, выразилось в образе чёрного покрывала. Когда Л. изменила своёотношение к нему, проявила добрые чувства, она приняла ту часть своей личности,которую ранее подавляла. Она приняла решение о защите слабой части себя.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.