Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Система стандартизации

Содержание
1. Сущность и содержание понятия стандартизации продукции(работ, услуг)
2. Государственные органы по защите прав потребителя. Праваобщественных объединений потребителей
Задание
Список использованных источников

1 Сущность и содержаниепонятия стандартизации продукции (работ, услуг)
В целях установленияединых организационных форм и методов проведения работ по стандартизации навсех уровнях управления народным хозяйством в РБ разработана и внедрена«Государственная система стандартизации РБ». Она органически соединяет в единоецелое все звенья народного хозяйства, увязывает планы работ по стандартизации сперспективными планами развития народного хозяйства, определяет важнейшиестороны практической деятельности по стандартизации в масштабе всей страны, атакже ставит на качественно новую основу работу по стандартизации на различныхуровнях. Главная цель ГСС — с помощью стандартов, устанавливающих показатели,нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной изарубежной науки, техники и производства, а также требованиям народногохозяйства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслейпромышленности.
Стандартизация — этодеятельность, направленная на разработку и установление требований, норм,правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых. Онадолжна обеспечивать право потребителя на приобретение товаров надлежащегокачества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортностьтруда.
Цель стандартизации — достижениеоптимальной степени упорядочения в той или иной области посредством широкого имногократного использования установленных положений, требований, норм длярешения реально существующих, планируемых или потенциальных задач.
Основными результатамидеятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствияпродукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранениетехнических барьеров в международном товарообмене, содействиенаучно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.
Цель стандартизации можно подразделить на общие и болееузкие, касающиеся обеспечения соответствия. Общие цели вытекают, прежде всего,из содержания понятия. Конкретизация общих целей для российской стандартизациисвязана с выполнением тех требований стандартов, которые являютсяобязательными. К ним относятся разработка норм, требований, правил.
Конкретные целистандартизации относятсяк определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, томуили другому виду продукции, предприятию и т.п.
Стандартизация связана стакими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом(предметом) стандартизации обычно называют продукцию, производство, процесс илиуслугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п.Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельныхсоставляющих (характеристик). Областью (сферой) стандартизации называютсовокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроениеявляется областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроениимогут быть качество, техническое состояние, производство. В дисциплине дляспециальностей технического профиля областью стандартизации являетсямашиностроение, метрологическое обеспечение, экология.
Стандартизацияосуществляется на разных уровнях. Уровень стандартизации зависит от того,участники какого географического, экономического, политического региона мирапринимают стандарт. Если участие в стандартизации открыто для соответствующихорганов любой страны, то это международная стандартизация.
Региональнаястандартизация — деятельность, открытая только для соответствующих органов государств одногогеографического, политического или экономического региона мира. Региональная имеждународная стандартизация осуществляется специалистами стран, представленныхв соответствующих региональных и международных организациях.
Национальнаястандартизация — стандартизация в одном конкретном государстве. При этом национальнаястандартизация также может осуществляться на разных уровнях: нагосударственном, отраслевом, в том или ином секторе экономики (например, науровне министерств), на уровне ассоциаций, производственных фирм, предприятий(фабрик, заводов) и учреждений.
Стандартизацию, котораяпроводится в административно-территориальной единице (провинции, крае и т.п.),принято называть административно-территориальной стандартизацией.
Действующая системастандартизации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации иметодам их испытаний, что также согласуется с мировым опытом стандартизации инеобходимо для обеспечения взаимопонимания между партнерами как в сфере техникии технологии, так и в конечном итоге в торгово-экономических связях.
Система стандартизациипредоставляет возможность для широкого участия в процессе создания стандартавсех заинтересованных сторон. Это реализуется законным правом изготовителейпродукции, потребителей, разработчиков проектов, представителей общественныхорганизаций, отдельных специалистов участвовать в работе технических комитетов.
Фонд стандартов, служащийбазой для информационного обеспечения работ не только по стандартизации, нотакже и по сертификации, метрологии и управлению качеством, приобрел имежгосударственное значение для СНГ. Это содействует развитию стандартизации встранах содружества и укреплению экономических связей между ними.

2. Государственные органыпо защите прав потребителя. Права общественных объединений потребителей
Правовым обеспечением стандартизацииявляется Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. № 262-З о техническом нормировании и стандартизации, принятый Палатой представителей 26ноября 2003 года (одобрен Советом Республики 18 декабря 2003 года).
Настоящий Закон регулируетотношения, возникающие при:
— разработке, утверждениии применении технических требований к продукции, процессам ее разработки,производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации иутилизации или оказанию услуг,
— определяет правовые иорганизационные основы технического нормирования и стандартизации и направленна обеспечение единой государственной политики в этой области.
ЗаконодательствоРеспублики Беларусь о техническом нормировании и стандартизации основывается наКонституции Республики Беларусь и состоит из настоящего Закона и иных актовзаконодательства Республики Беларусь.
Целью стандартизацииявляется обеспечение:
— защиты жизни, здоровьяи наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;
— повышенияконкурентоспособности продукции (услуг);
— технической иинформационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;
— единства измерений;
— национальнойбезопасности;
— устранения техническихбарьеров в торговле;
— рационального использованияресурсов.
Стандартизацияосновываются на принципах:
— обязательностиприменения технических регламентов;
— доступности техническихрегламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации опорядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иныхзаинтересованных лиц;
— приоритетногоиспользования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;
— использованиясовременных достижений науки и техники;
— обеспечения праваучастия юридических и физических лиц, включая иностранные, и техническихкомитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственныхстандартов;
— добровольногоприменения государственных стандартов.
Контроль над торговлейустанавливается государством для обеспечения защиты прав потребителей, а такжедля увеличения поступления в государственный бюджет денежных средств оттоварооборота. Он включает в себя надзор за выполнением законов и установленныхправил, а в случае их нарушения — применение санкций в пределах компетенциипроверяющего органа.
Основным государственныморганом, осуществляющим контроль над торговлей, является Государственнаяинспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерстваэкономического развития и торговли РБ (Госторгинспекция). Ею осуществляетсяпроверка соблюдения предприятиями торговли установленных норм и правилторговли, порядка применения цен по отдельным группам товаров, а также контролькачества и безопасности товаров народного потребления.
Задачами Госторгинспекциитакже являются искоренение злоупотреблений в торговле, недопущение поступленийна потребительский рынок недоброкачественных товаров. Объекты ее контроля — предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности иведомственной принадлежности, а также граждане, реализующие, производящиетовары или услуги (продавцы, изготовители).
Госторгинспекцииподчинены территориальные управления по областям, городам. В обязанноститерриториальных управлений входит выполнение следующих основных функций:
• проверка соблюденияправил торговли и качества товаров у продавца, а в соответствии с порядком,согласованным с Государственным комитетом РБ по стандартизации и метрологии, — качества продукции у изготовителя;
• контроль порядкаприменения цен по отдельным группам товаров на предприятиях торговли;
• контроль правильностипользования весовыми и измерительными приборами и другимторгово-технологическим оборудованием;
• принятие мер поустранению выявленных недостатков и нарушений;
• выявление товаров, не соответствующихтребованиям стандартов, опасных (вредных) для жизни, здоровья, имущества людей,и приостановка их реализации и др.
Такие проверки могутпроводиться территориальными управлениями Госторгинспекции самостоятельно иливо взаимодействие другими органами исполнительной власти.
Госторгинспекция имеетправо:
• осуществлять проверки справом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятияхнезависимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствиис основными задачами и функциями;
• производить контрольныепокупки товаров для определения правильности расчетов с покупателями, изыматьобразцы (пробы) товаров для проведения исследования их качества;
• осуществлять контролькачества товаров (услуг), проверить соблюдение правил продажи и оказания услуг,а также наличие у продавца документов, подтверждающих соответствие реализуемыхтоваров (оказываемых услуг) установленным требованиям;
• давать по просьбепродавца, потребителя заключения о качестве сертифицированных товаров илитоваров, соответствие которых подтверждено декларацией о соответствии, но вызывающихсомнение в соответствии их стандарту;
• получать отминистерств, ведомств, предприятий, научно-исследовательских институтов илабораторий, а также граждан документацию, характеризующую качество продукции,данные о производителе (поставщике) товаров и другие материалы, необходимые длявыполнения функций, возложенных на Госторгинспекцию;
• составлять акты идавать обязательные для исполнения продавцом, изготовителем предписания:
— об устранениивыявленных нарушений правил торговли и технологической дисциплины припроизводстве товаров;
— о снятии с реализациитоваров, опасных (вредных) для жизни, здоровья и имущества граждан;
— о приостановлении иливведении особых условий приемки и реализации товаров, изготовленных снарушениями требований нормативной документации, до устранения недостатков иповторного заключения Госторгинспекции;
• передавать материалы вследственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц,допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественнойпродукции, наносящей значительный ущерб интересам потребителей;
• выступать одной изсторон в органах суда и арбитражного суда;
• выносить решения оприменении в установленном порядке штрафных санкций к продавцу (изготовителю)за реализацию товаров (услуг), произведенных (оказываемых) с отступлением оттребований стандартов, а также за нарушение дисциплины цен при реализациитоваров (услуг).
Контрольные проверкиправильности отпуска товаров на розничных торговых предприятиях по ихстоимости, мере, весу, качеству, а также соблюдения правил торговли могутпроводить штатные инспектора Госторгинспекции и другие работники Министерстваэкономического развития и торговли. Штатные инспектора Госторгинспекциидействуют на основании постоянных служебных удостоверений, другим лицам выдаютсясоответствующим образом оформленные документы на право проверки с указаниемцели и объекта проверки.
Проверяющие могут самиосуществить контрольную покупку продовольственных или непродовольственныхтоваров либо установить количество, вес и стоимость товара, отпущенногопокупателю, а также подготовленных к продаже товаров, расфасованных в магазине.
Проверка правильностиотпуска товаров и расчета с покупателями проводится после получения продавцомкассового чека и передачи товара покупателю, а в магазине самообслуживания — после получения денег контролером-кассиром. При этом купленные товары приобъявлении контрольной проверки, как правило, не уносят с прилавка иликонтрольно-кассового узла. Для перевзвешивания или перемеривания они могут бытьперенесены в другое место только в присутствии продавца и представителя администрациипроверяемого предприятия.
Если в процессе проверкине будут установлены нарушения, то акт или другие документы не составляются, аделается соответствующая отметка в контрольном журнале.
Факты обмера, обвеса илиобсчета покупателей, других нарушений правил торговли фиксируются всоответствующем акте, составляемом в двух экземплярах. Первый экземпляр актаостается у проверяющего, который обязан вместе с другими материалами передатьего в установленный срок руководителю Госторгинспекции, по поручению которогопроводилась проверка. Второй экземпляр акта под расписку оставляется на;предприятии для устранения выявленных нарушений.
На основании выявленныхнарушений, отраженных в акте, составляется протокол об административномправонарушении, который подписывается представителем Госторгинспекции,производящим проверку, и нарушителем.
Продавцы, изготовители обязаныдавать объяснения, связанные с результатами проверок, принимать меры поустранению вскрытых нарушений и сообщать об этом Госторгинспекции вустановленные сроки.
Кроме Госторгинспекциигосударственный контроль над торговлей осуществляют органы санитарного надзора,налоговой службы, Министерства внутренних дел, Госстандарта и другие органыгосударственного управления в пределах своей компетенции.
Задание
Проанализировать степеньгармонизации национальной системы стандартизации с международными правилами постандартизации. Выявить отличия, указать причины и сформулировать предложенияпо их устранению.
Передовой техническийопыт в создании высококачественной продукции аккумулируют в себе международныестандарты. Их роль возрастает при решении таких глобальных проблем, какэнергетическая, охрана окружающей среды, рациональное использование природныхресурсов и т. д., требующих совместных усилий многих заинтересованных стран.
Сложилась сложная иразветвленная система международных организаций, занимающихся вопросамистандартизации. В ее состав входят более 450 всемирных и региональныхорганизаций, которые можно разделить на три группы:
— всемирныеспециализированные, объединяющиев своем составе страны всех континентов и осуществляющие разработкунормативно-технических документов — от товаров повседневного спроса докосмического оборудования и охраны окружающей среды. Самой к ной организацией,наиболее полно и всесторонне представляют международную стандартизацию,является Международная организация по стандартизации (ИСО).
Главная цель ИСО — содействие развитию стандартизации в мировом масштабе для обеспечениямеждународного товарообмена также для расширения сотрудничества в областиинтеллектуальной научной, технической и экономической деятельности. ИСОохватывает практически все сферы деятельности кроме радиоэлектроники ителевизионной связи, входящих в сферу деятельности МЭК;
— региональныеспециализированные, создающиенормативно-технические документы с учетом специфики определенной географическойзоны. К наиболее авторитетным специализированным региональным организациям постандартизации относятся Европейский комитет стандартов (СЕН), Межскандинавскаяорганизация по стандартизации (ИНСТА), Панамериканский комитет стандартов(КОПАНТ) и др.
Разрабатываемые иминормативно-технические документы, в отличие от международных, носящихнеобязательный характер, подлежат обязательному введению в национальнуюпрактику стран, которые к ним присоединились;
— неспециализированныевсемирные и региональные, в число которых входят научно-технические, профессиональные, социальные идругие организации, занимающиеся вопросами стандартизации наряду со своейосновной деятельностью в соответствующей области.
Это наиболеемногочисленная группа, включающая более 300 организаций, действующих как направительственном, так и на неправительственном уровне. К ним относятсяэкономические комиссии и специализированные учреждения ООН (ЭКОСОС, ЭКА, ФАО,ЮНИДО, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, ИКАО и др.), межправительственные организации, такие,как Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), Всемирная организацияинтеллектуальной собственности (ВОИС), а также ряд неправительственныхмеждународных организаций — Международная торговая палата, Международный союзжелезных дорог и др.
Современная техническаяполитика стран СНГ направлена на эффективную интеграцию в мировую экономику иторговлю, для чего необходимо принять правила, установленные ВТО и действующиена мировом рынке. В первую очередь развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающейустранение технических барьеров в торговле и гармонизацию стандартов смеждународными и европейскими стандартами.
В настоящее времяпрактически во всех странах изменяется национальное законодательство постандартизации. Страны действуют в русле положений ВТО, присоединившись кКодексу установившейся практики по стандартизации. Национальные стандартыполучают статус добровольных, а нормы, связанные с безопасностью, охранойокружающей среды, устанавливаются в обязательных для соблюдения техническихрегламентах. Технические регламенты принимаются правительствами.
Таким образом, создаетсяпрозрачная двухуровневая структура нормативных правовых технических актов:верхняя ступень – технические регламенты, ниже — добровольные стандарты,призванные помочь производителю правильно понять и выполнить требованиятехнических регламентов.
Интересы РеспубликиБеларусь в международных и межгосударственных (региональных) организациях,осуществляющих деятельность по техническому нормированию и стандартизации, представляютуполномоченные государственные органы Республики Беларусь в пределах своихполномочий.
Если действующими дляРеспублики Беларусь международными договорами установлены иные правила, чем те,которые содержатся в Законе о стандартизации, то применяются правиламеждународных договоров.

Список использованныхисточников
1. Лифиц И. М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
2. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизацияи сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. – 260 с.
3. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб.пособие. М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.
4. Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2004. № 4. 2/1011.
5. Ведомости Верховного СоветаРеспублики Беларусь. 1995. № 31. Ст. 409; № 32. Ст. 420; № 34. Ст. 439.
6. Закон Республики Беларусь от 5января 2004 г. № 262-З «О техническом нормировании и стандартизации».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Судово-бухгалтерська експертиза обліку основних засобів
Реферат Распределения студентов по базам практики
Реферат История развития вычислительной техники 7
Реферат Політичний та економічний розвиток Румунії у 1990–2005 рр.
Реферат Character Sketch Of Chaucer
Реферат Имперский город
Реферат Доклад на защите дипломной работы "Анализ финансового состояния рассмотрен на примере лечебно-профилактического учреждения - санаторий им. Лермонтова"
Реферат Туристический бизнес в России
Реферат Ім’я, по батькові
Реферат Анализ работы гу цзн варгашинского района на 21 мая 2012 г. № п/п Наименование показателей За неделю Сначала год
Реферат Экзогенно органическое заболевание головного мозга травматического генеза психоорганический синдром
Реферат Аналіз фінансового стану підприємства 2 Показники майнового
Реферат Реформы Петра I 2
Реферат Fear And Loathing Essay Research Paper The
Реферат Общая характеристика эндокринной системы