Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Производственная кооперация предприятий Украины и Российской Федерации

Л.И. Федулова
Статьяподготовлена по результатам исследования «Разработкаорганизационно-экономических механизмов инновационно-технологическоговзаимодействия России и Украины» в рамках проекта международного конкурса РГНФ— НАН Украины в 2009 г.
Тенденциисовременного мирового развития свидетельствуют об интеграции как важнейшемфакторе экономического роста, культурного и общественного прогресса. Тем неменее в настоящее время этот процесс протекает противоречиво: интеграционнымтенденциям противостоят дезинтеграционные формы взаимодействия исотрудничества. Подобные противоречия присущи и странам СНГ.
Вопросыразвития стран СНГ и регулирования их интеграционных процессов приобрелиособенно актуальное значение в связи с распространением евроинтеграционнойполитики Украины. Между тем опыт показывает, что только взвешенная и системнообоснованная внешнеэкономическая политика государства способна создаватьреальные условия для развития экономики, привлекать стратегических партнеров иобеспечивать достижение высокого рейтинга страны в мировом хозяйстве.
Инновационныйфактор сегодня — весомый аргумент в стратегии обеспечения конкурентоспособностистраны, в том числе и за ее пределами. Совокупность средств и приемов, которыенаправлены на возрождение инновационного, высокотехнологичного производства иконкурентоспособности Украины, определяет ее научно-технологическую политику истепень международного научно-технологического сотрудничества стран, в томчисле с РФ.
Впоследнее десятилетие стал наиболее очевидным интернациональный характернаучно-технологического прогресса. По мере его усиления объем необходимыхфинансовых и интеллектуальных инвестиций возрастает в таких масштабах, что ниодно государство не в состоянии самостоятельно обеспечить технологическиепрорывы, гарантирующие завоевание новых мировых рынков.
Всвязи с этим как для Украины, так и для РФ принципиальным становитсяподдержание на должном уровне устойчивого экономического развития путемпостоянного расширения емкости внутреннего рынка, создания предпосылок для егоинновационной привлекательности. Такие условия необходимы для проявления новыхнаправлений бизнеса, новых технологий, концентрации достаточных для непрерывноймодернизации экономики инвестиционных ресурсов. Достижение их обусловливаетширокомасштабную научно-техническую, производственную и инновационнуюкооперацию, наблюдаемую в последние десятилетия в мире (создание «единойЕвропы», североамериканской зоны свободной торговли — НЕФТЬ, формированиетихоокеанской зоны свободной торговли — РАФТА и т.д.).
Ретроспективапоказывает, что на протяжении 1991-2009 гг. для организации много- идвустороннего сотрудничества со странами — участницами СНГ проводитсяпостоянный мониторинг приоритетных направлений научно-технологическогосотрудничества. Принятые и одобренные соглашения, программы, проекты, договорынаучного и научно-технологического сотрудничества дали возможность сформироватьнаучно-технологический имидж Украины, отстоять национальные интересысотрудничества в сфере науки и технологий, консолидировать ученых испециалистов стран — участниц СНГ, привлечь и реализовать собственный научныйпотенциал в международной научно-технологической кооперации.
Важнымдля реализации приобретенного научно-технологического потенциала являетсясотрудничество Украины в области науки и технологий со многими странами. Однакоисторическая устойчивость экономических связей, географическая близостьопределяют в качестве основного стратегического партнера Украины РоссийскуюФедерацию. Так, эксперт в области исследований науки и инноваций А. Тереховаргументированно отмечает, что «только две наиболее развитые республики (изсостава Советского Союза), Россия и Украина, способны вести исследование повсему научному фронту и готовить специалистов во всех научных областях» [1, с.7].
Всфере международного сотрудничества широко распространена как альтернативныйвариант консолидации предприятий практика объединения высокотехнологичныхкомпаний из разных стран на договорной основе для реализации отдельныхнаучно-производственных проектов. Этот процесс происходит, прежде всего, путемсоздания крупных международных консорциумов, технологических союзов и альянсовмежду ведущими ТНК, совместных предприятий, а также в других формах, основукоторых составляет договор между участниками. Среди таких организационныхструктур в качестве примера можно привести: Airbus и Eurfighter (союз ТНК вавиационной сфере); Microelectronics and Computer Technology Corporation (MCC)и Sematech (союз ТНК в сфере производства компьютерной техники); совместноепредприятие Eurocopter (объединение ТНК в авиационной сфере).
Высокотехнологичныекорпорации сегодня формируют новый принцип взаимоотношений с партнерами.Принцип «конкуренция со всеми, а сотрудничество с избранными» заменен другим:«конкуренция с избранными, а сотрудничество с остальными». Этот принципреализуется в создании производственно-коммерческих агломераций — временных, сравнительноустойчивых объединений с общей производственной базой, технологическим инаучно-техническим единством. Некоторые данные о научно-производственнойкооперации ведущих иностранных высокотехнологичных корпораций приведены в табл.1.
Таблица1
Научно-производственнаякооперация высокотехнологичных компанийКомпании, которые задействованы в научно-производственной кооперации Направление научно-производственной кооперации Siemens (Германия) — Intel (США) Разработка и производство микропроцессоров Siemens (Германия) — Toshiba (Япония) Создание компонентов полузаменимых типов Toshiba (Япония) — LSI Logic (США) Создание электронных компонентов нового поколения Toshiba (Япония) — Motorolla (США) Разработка прецизионной технологии General Electric (США) — Philips (Нидерланды) Производство электронных медицинских приборов Toshiba (Япония) — Kamings Engine Разработка дизельного двигателя из тонкой керамики Ericsson (Швеция) — Matra (Франция) Производство телекоммуникационной техники SGS (Италия) — Thompson (Франция) Производство электронных компонентов Fujitsu (Япония) — Vector General (США) Разработка систем построения графиков Mitsubishi (Япония) — Westernhouse (США) Разработка ядерных реакторов Mitsubishi (Япония) — Boeing (США) Разработка авиалайнера
Важностьразвития международной кооперации в большей мере объясняется постояннойтенденцией повышения капиталоемкости выпуска новой высокотехнологичнойпродукции. Так, по данным ЕЭК ООН, межгосударственные соглашения отехнологическом сотрудничестве и обмене узлами и деталями на базекооперирования в среднем приблизительно на 14-20 мес. уменьшают срок отладкипроизводства новой продукции по сравнению с организацией его исключительнособственными силами, а также на 50-70% снижают стоимость освоения производства.Кроме того, кооперация дает возможность достичь более чем 90-процентный уровенькачества продукции иностранного партнера, тогда как освоение зарубежнойтехнологии собственными силами позволяет обеспечить лишь 70-80% данногопоказателя. Это обусловлено тем, что международное кооперирование расширяетвозможности комплексного использования разных производственных ресурсов. Приэтом возникает также экономия в результате новых технологических зарубежныхразработок.
Всотрудничестве Украины и РФ в научно-технологической и инновационной сферахважную роль в свое время сыграли принятые Экономическим советом СНГ Концепциямежгосударственной инновационной политики государств — участников СодружестваНезависимых Государств на период до 2005 года (22 июня 2001 г.) и Комплексный план ее реализации (28 июня 2002 г.). Однако возможности развитиясотрудничества в инновационной сфере, создание конкурентоспособных на мировыхрынках высоких технологий производств в рамках реализации вышеуказанныхмежгосударственных документов полностью не реализованы.
Нормативно-законодательныеосновы взаимовыгодного сотрудничества предприятий Украины и России закреплены вСоглашении об общих условиях и механизме поддержки развития производственнойкооперации предприятий и областей стран — участниц СНГ (23.12.1993, г. Ашхабад),согласно которому, в частности, за счет налоговых льгот возможно повышениеконкурентоспособности конечной продукции украинских и российскихтоваропроизводителей на мировых рынках.
Вразвитие ашхабадского Соглашения заключено Соглашение между Кабинетом МинистровУкраины и Правительством Российской Федерации о производственной кооперации(24.04.1998 г.), которое успешно реализовывалось в 1998-2004 гг. в процессеежегодного подписания межправительственных протоколов и перечнейвзаимопоставляемой продукции. С целью унификации нормативной базы стран СНГ повопросам порядка и таможенного оформления товаров, которые поставляются попроизводственной кооперации, принято Постановление Кабинета Министров Украины(18 мая 1994 г. №323) «Об утверждении Положения о порядке снабжения итаможенного оформления продукции по производственной кооперации предприятий иобластей стран — участников СНГ». Постановлением функции ведениямежведомственных, отраслевых соглашений возложены на отраслевые министерства иведомства, а общая координация работ, связанная с выполнением межведомственныхи межправительственных соглашений — на Минэкономики Украины.
ПостановлениемКабинета Министров Украины (26.10.2001 № 1427) «О внесении изменений вПостановление Кабинета Министров Украины от 18.05.1994 №323» координация работы,связанной с ведением соглашений о производственной кооперации с РоссийскойФедерацией, возложена на Министерство промышленной политики Украины. Учитывая, чтоприблизительно 90% поставок в рамках межправительственного соглашения опроизводственной кооперации составляет продукция предприятий, которые относятсяк сфере деятельности именно Минпромполитики Украины, внесение указанныхизменений в указанное постановление позволило значительно упростить механизмподготовки ежегодного межправительственного протокола и перечнейвзаимопоставляемой продукции с украинской стороны.
Вцелом реализация механизмов производственной кооперации позволяет сохранятьконкурентоспособность продукции украинских товаропроизводителей на российскомрынке и способствует повышению экспортного потенциала промышленности Украины иРоссии в целом.
Согласнонормативно-законодательным положениям, включение товаров в перечни продукциидля производственной кооперации осуществляется в соответствии с критериями:
обязательными- продукция не является конечным изделием, а предназначена для использования втехнологическом процессе предприятия (материалы, полуфабрикаты, комплектующиеизделия); продукция не производится в Украине или производится в недостаточномколичестве; продукция не является энергоносителем или подакцизным товаром;
дополнительными- продукция предназначена для реализации общих межгосударственных программ — ітриоритетньгхнаправлений двустороннего сотрудничества (например, программы утвержденныераспоряжениям Кабинета Министров Украины с 17.04.2008 года № 651-р): а)программа украинско-российского сотрудничества в области машиностроения; б)общее серийное производство самолетов АН 140, 148, 124).
Согласноданным Государственной таможенной службы Украины, фактическая динамикатоварооборота продукции в рамках межправительственного соглашения попроизводственной кооперации с РФ в 2002-2007 гг. характеризовалась следующимизначениями (рис. 1).
/>
В 2007 г. товарооборот этой продукции составил приблизительно 1% общеготоварооборота Украины с РФ. В целом динамика данного процесса имеетнепостоянный характер, обусловленный совокупностью факторов, среди которыхполитический — один из определяющих [2].
Далеераскроем содержание процесса двусторонней производственной кооперации1.
Участиев реализации Соглашения по производственной кооперации позволяет украинскимпредприятиям машиностроительной отрасли, металлургической, химической и легкойпромышленности сохранять традиционный российский рынок сбыта продукции.
Вкачестве примера можно привести эффективную работу по производственнойкооперации следующих предприятий: электротехнической отрасли — получают из РФэлектротехническую сталь (в Украине не производится) и другие материалы икомплектующие, экспортируют трансформаторы (ОАО «Запорожтрансформатор», ОАО«Завод высоковольтной аппаратуры», ОАО «Укрелектроапарат»); химической отрасли- ОАО «Днепршина», ЗАО «Росава» получают из РФ каучуки, экспортируют шины.Работа в рамках Соглашения позволяет ЗАО «Крымский Титан» осуществлятьроссийским предприятиям поставки значительных объемов диоксида титана. Крометого, в рамках межправительственного соглашения по производственной кооперацииуспешно реализуется проект по ремонту на территории Украины железнодорожныхвагонов для Российской железной дороги.
Импортируютсяиз РФ комплектующие для производства горно-шахтного оборудования, насосы, двигателидля сельхозмашиностроения; узлы, необходимые для ремонта российскихжелезнодорожных вагонов, каучук, электротехническая сталь, трубные заготовки, алюминиевыйпрокат, комплектующие для производства автомобилей Краз, ЗАС, литье (лопатки идр.) для производства турбин в ОАО «Турбоатом». Украинскими и российскимипредприятиями реализуются на территории Украины общие проекты по мелкоузловойсборке автомобилей марки ВАЗ, ГАЗ с постепенным переходом на полный циклпроизводства. Некоторые конкретные результаты межгосударственнойпроизводственной кооперации приведены ниже.
Наиболееважно для объединения усилий обеих стран продвижение совместныхвысокотехнологичных проектов на мировой рынок. К сожалению, для Украины этоединственный реальный путь освоения мирового рынка высокотехнологичнойпродукции. Накоплен положительный опыт решения указанной проблемы — этореализуемая программа «Днепр», проекты АН-70, ТУ-334, общее сотрудничество врамках программ «Морской старт», «Глобал стар» и т.п.
Межправительственныесоглашения, которые были заключены в 1995 и 1996 гг., сформировали фундаментукраинско-российского сотрудничества в освоении космоса. Украина, владеяуникальными космическими технологиями мирового уровня, не имеет праваоставаться вне мировой тенденции развития космонавтики как ведущего звенасовременного научно-технологического прогресса. Кроме высокоразвитогоракетостроения страна обладает большим опытом создания систем управленияракетными комплексами и космическими аппаратами разного назначения, что можетстать решающим условием для выпуска конкурентоспособной продукции и еереализации на внутреннем и мировом рынках. Более того, национальная космическаяотрасль по праву считается одним из главных источников высоких технологий дляключевых отраслей промышленности.
Особозначимым партнером Украины в международном космическом сотрудничестве являетсяРоссия. Высокая интегрированность космических потенциалов обеих стран, значительныйопыт общей работы, личные контакты между руководителями и специалистами обеихстран обусловливают активное участие украинских предприятий в подавляющембольшинстве российских космических проектов, а при реализации проектов Украинысоответственно привлекается российская сторона.
Вкачестве примера, можно привести поставки в РФ систем управления дляракетоносителей «Протон», «Союз» (ПО «Коммунар», г. Харьков); «Космос» (ПО«Киевский радиозавод»); для станции «Мир» и создаваемой Международнойкосмической станции (АО «Хартрон», ПО «Киевский радиозавод», ПО «Киевприбор» ипр.); для космических аппаратов разного класса (ПО «Монолит», АО «Хартрон», г.Харьков,ПО «Киевприлад», АО «Черниговский радиоприборный завод» и пр.).
Силамиукраинских предприятий были осуществлены модернизация и поставка в РФ наземногостартового и технологического оборудования для ракетно-космических комплексов(ПО «Азовмаш», ПО «Ново-Краматорский машиностроительный завод», др.). Услугамиукраинской испытательной базы в период 1993-2003 гг. воспользовалось большоеколичество предприятий России.
Примерамисотрудничества могут быть также работы по программам «Луна», «Венера», «Марс», «Космос»,«Интеркосмос», международной программе «Вега», международным проектам «Фобос», разработкиастрофизической космической обсерватории «Астрон», программа «Астероид»(изучение следствий «бомбардировки» Юпитера осколками распавшейся кометы) ит.п.
Сцелью сотрудничества России с Украиной в области коммерциализации ракет типаСС-18 создано совместное украинско-российское предприятие «Космотрас», вкотором собственность распределяется в пропорции 50:50.
Вобласти авиастроения, как и в аэрокосмической сфере, плодотворным являетсямеждународное научно-технологическое сотрудничество Украины, прежде всего сРоссией, естественно, с учетом всеохватывающей кооперации и специализациипредприятий отрасли, сложившихся в советский период, единства школы подготовкиавиационных инженерных кадров и т.п. Реализация совместных кооперационныхпроектов по созданию, серийному производству и эксплуатации пассажирскихсамолетов Ан-140 и Ту-334, транспортных Ан-70 и Ан-70т, а также «Русланов»Ан-124 и Ан-124-100 показала высокую эффективность сотрудничества в даннойсфере. Это касается, в частности, связей между авиамоторостроителями:Запорожское ОАО «Мотор-Січ» вместе с московским «Салютом», например, заканчиваетработы над двигателем АІ-222 тренировочного Як-130. «Мотор-Січ», кроме того, являетсяглавным поставщиком двигателей для российских вертолетов, двигателей дляпассажирских самолетов антоновской серии, лайнеров Бе-200 и Ту-334 российскогопроизводства и лицензионных Ан-140 в Иране.
Средиведущих авиастроителей давно бытует мнение, что с технологической точки зренияавиапромы России и Украины при условии общих усилий способны создатьконкурентоспособную на мировом рынке продукцию. В последнее время это наглядноподтверждается успешным использованием «Русланов» для обеспечения грузамиконтингентов антииракской коалиции, обнадеживающими перспективами участия этихсамолетов, наравне с «Боингом-С17», в объявленных НАТО И ЕС европейскихпрограммах SALIS и ESAP по выполнению стратегических воздушных перевозок и т.п. Сегодня общепризнано, что в авиастроительной области, как и в космической, старанияотдельной страны создать продукт мирового класса неизбежно приведут лишь крастрате средств, материальных и интеллектуальных ресурсов. Использованиепреимуществ четкой специализации авиапредприятий позволяет существенноуменьшить стоимость перспективных проектов и ускорить их реализацию, чтоявляется главным фактором конечного успеха. В то же время приобретенныйУкраиной опыт научно-технологической кооперации указывает на то, что приформировании производственных связей всегда следует учитывать возможностьвозникновения отрицательных результатов. Наглядным примером этого является опытсоздания транспортного самолета АН-70, который с 1998 г. планировался как лайнер украинско-российско-европейского производства.
Украинаи Россия сотрудничают в авиационной отрасли в соответствии с Соглашением междуправительствами Украины и России о сотрудничестве в области разработки, производства,поставок и эксплуатации авиационной техники от 20 августа 1997 года. Украинскиеи российские предприятия авиационной промышленности взаимодействуют по 10-ти иболее программам.
Так,в производстве Ан-148 принимают участие 126 предприятий России, на которыхизготавливается свыше 60% комплектующих самолета и в которое вовлечено 28 тыс.рабочих. Программа Ан-148 включена в «План производства Гражданских самолетовОАК на 2008-2012 годы». Реализация указанного плана обеспечит прибыльукраинских предприятий до 1 млрд. долл., поступление в государственный иместные бюджеты Украины в виде налогов и сборов — 300 млн. долл., а такжесоздание в Украине свыше 10 тыс. новых рабочих мест. Общий портфель заказов наАн-148 составляет 98 ед. В июне 2007 г. Российской компанией «Полет» подписаносоглашение на приобретение в лизинг 10 самолетов этого типа.
НаСамарском авиазаводе освоено серийное производство самолета Ан-140. Почти 60%комплектующих к этому самолету производится на ста российских предприятиях.Доля России в стоимости — 70, 2%.
Учитываяповышение цен на энергоносители, значительное количество перевозчиковсклоняются к использованию турбовинтовой авиации. Потребности авиакомпаний СНГв самолетах такого класса оцениваются в 100-150 ед., в том числе российских — в80-100 машин. Ан-140 — единый региональный самолет, который выпускается вРоссии. По шуму и эмиссионным характеристикам он отвечает требованиям ІКАО.Самолет по сравнению с западными аналогами дешевле по стартовой ценеприобретения и расходам на техническое обслуживание. При цене до 10 млн. долл.ежемесячные лизинговые платежи для авиакомпаний составляют менее 1% стоимостисамолета.
15декабря 2006 г. в Киеве был заключен учредительный договор относительносоздания СП — управляющей компании ОАО «Грузовые летательные аппараты» (доляОАО «Мотор Січ» — 41%, ГК «Волга-Днепр» — 59%). Компании делегированыкурирующие и организаторские функции по восстановлению серийного производствасамолетов семейства Ан-124 «Руслан». До 2015 г. планируется осуществить сборку 12 модернизированных «Русланов». Инвестиции в проект достигнут 500 млн. долл. Пооценкам экспертов, выпуск 30-ти самолетов предоставит возможность окупитьрасходы на восстановление серийного производства Ан-124-100Г-150.
В2009-2010 гг. на Ульяновском авиазаводе «Авиастар» планируется доработка двухмодифицированных самолетов Ан-124. Стоимость каждого из них — 100 млн. долл.Доработка этих самолетов предусмотрена Федеральной целевой программой «Развитиегражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015года». Новая модификация «Руслана» будет оснащена современной авионикой, модернизованнымидвигателями, увеличатся его грузоподъемность (до 150 т) и дальность полета.Следует отметить, что мировой рынок перевозок сверхгабаритных грузов, длякоторых используется Ан-124, возрастает ежегодно на 15-20%.
Непосредственнойугрозой этому производству можно считать реализацию плана создания при НАТОединого подразделения по стратегическим военно-транспортным перевозкам (NATOStrategic Airlift Capability) на базе новых самолетов C-17 «Globemaster III» иA400M, а также плана закупки 15-ю членами НАТО и Швецией новых C-17.
Входе встречи правительственных делегаций Украины и РФ в мае 2007 г. подписан протокол о намерениях относительно совместного производства ближнема-гистральногопассажирского самолета Ту-334-100. Согласно указанному протоколу, киевскийзавод «Авиант» готов взять на себя изготовление некоторых частей фюзеляжа, передатьКазанскому авиазаводу копии технологических процессов на изготовление узлов иагрегатов и предоставить помощь участникам кооперации в освоении серийногопроизводства самолета. Соответственно решениям третьего заседания подкомиссиипо вопросам сотрудничества в области авиационной промышленности Комитета повопросам экономического сотрудничества Российско-Украинской межгосударственнойкомиссии (г. Москва, 16.01.08) «Авиант» передал оснастку и технологическуюдокументацию на Казанский авиазавод.
Следуетотметить, что в соответствии с программой импортозамещения и с цельюобеспечения национальной безопасности РФ Правительством РФ в рамках Федеральнойцелевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ на 2007-2010 гг.и до 2015 года» принята Программа освоения серийного производства вертолетныхдвигателей на территории России.
Однаков вопросах украинско-российского взаимодействия существуют определенныеразногласия. Так, украинская сторона отстаивает позицию о необходимостисохранения и развития кооперации украинских и российских предприятийавиастроительной отрасли относительно перспективных и выпускаемых двигателей.Позиция российской стороны: освоение серийного производства, ремонт и поставкизапчастей двигателей ТВ3-117 и ВК-2500 на территории РФ являются стратегическойзадачей национальной безопасности.
Ещеодним важным стратегическим направлением сотрудничества Украины и РФ являетсягазотранспортная сфера. Соответственно «Энергетической стратегии Украины на периоддо 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства от 15 марта 2006 года№ 145-р, газотранспортная система Украины насчитывает 37, 6 тыс. кмгазопроводов разного назначения и производительности, 73 компрессорные станции,где установлено 703 газоперекачивающих агрегата (ГПА) общей мощностью 5, 4 тыс.МВт, 1607 газораспределительных станций, из которых около 29% газопроводовотработали свой амортизационный срок, почти 60% эксплуатируются от 10 до 33лет. Почти треть ГПА выработала свой моторесурс и нуждается в реконструкции. До 2015 г. планируется полностью завершить реконструкцию всех компрессорныхстанций.
Дляреализации этих задач ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» (г. Сумы) изготовляет ГПАмощностью до 25 Мвт, нефтяные насосы, газовые и воздушные компрессоры, оборудованиедля подготовки, очистки и охлаждения природного газа. Предприятие принялоучастие в строительстве газо- и нефтепроводов в РФ, поставило оборудование(ГПА) для газопроводов на Талананское и Рогожненское месторождения (заказчики — ОАО «Сургутнефтегаз»). ОАО «Насосэнергомаш» на территории РФ и за границейпринимает участие в проектах, которые выполняются АК «Транснефть», а именно врасширении пропускной способности Балтийской трубопроводной системы;реконструкции действующей системы магистрального нефтепровода; в проектеВосточная Сибирь — Тихий Океан; проекте НК «Роснефть» (нефтепровод Ванкор-Пурпеи обустройство Ванкирского месторождения); проекте АК «Транснефтепродукт». Дляреализации этих проектов предприятие имеет возможность изготовить насосы типа:«НМ», «НПВ», «НОУ».
Сцелью привлечения украинских предприятий в качестве субподрядчиков в сооружениеобъектов энергетики на территории Болгарии, Индии, Китая, Ирана и др. на 2-мзаседании Подкомиссии Рабочей группы по машиностроению поручено осуществлятькоординацию действий предприятий Украины и России на рынках третьих стран.Кроме того, для обеспечения участия промышленных предприятий в масштабныхпроектах, которые реализуются на территории РФ, Минпромполитики Украиныподготовлен проект мероприятий по сотрудничеству с РФ в области машиностроения.В разработанной программе предложено к реализации 13 общих проектов по атомнойи тепловой энергетике, гидроэнергетике, поставкам нефтегазового иэлектротехнического оборудования, горно-шахтного оборудования, а такжепродукции транспортного машиностроения, станкостроения и автомобильнойпромышленности. На 3-м заседании Комитета указанная программа была определена вкачестве одного из приоритетных направлений украино-российского сотрудничества.
Особенноактуальным является развитие украинско-российского сотрудничества в областиэнергетического машиностроения. На данное время такие ведущиемашиностроительные предприятия, как ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» (г. Сумы), ОАО«Турбоатом» (г. Харьков), ОАО «Насосенергомаш» (г. Сумы), имеют (а такжепланируют осуществить в дальнейшем) ряд проектов, связанных с поставкойпродукции и участием в строительстве объектов топливно-энергетическогокомплекса, как на территории РФ, так и — в сотрудничестве с энергетическимикомпаниями РФ — в третьих странах.
Так,ОАО «НПО им. М.В. Фрунзе» совместно с российским концерном «Росэнергоатом»поставляет насосы для АЭС России, а с ОАО «Газпром» принимает участие вреализации общих проектов по строительству компрессорных станций нагазопроводах РФ. В сотрудничестве с ЗАО «Атомстройпроект», ОАО «Турбоатом»планирует принимать участие в снабжении турбин для АЭС в Индии, Китае, Беларуси,Казахстане и других странах.
ДляНовочеркасской и Рефтинской ГРЭС России в 2009-2010 гг. ОАО «Турбоатом» и ГП«Электротяжмаш» совместно с РАТ ЕЭС России осуществляет поставку паровых турбинмощностью 325-330 Мвт для замены отработанных турбин, а также поставит паровыетурбины мощностью 330 и 560 (600) Мвт для строительства новых блоков ТЭС РФ.Совместно с Якутской и Невинномысской ТЭС, ОАО «Турбоатом» выполнит комплексработ по снабжению запчастями газовых турбин 35-45 Мвт для ТЭС РФ.
Основнымвидом деятельности ОАО «Азовмаш» в 2007-2009 гг. было производство продукциивагоностроения и так называемого тяжелого машиностроения. Из нее экспортируютсяв РФ полувагоны для перевозки угля, руды, щебня и других сыпучих материалов;крытые вагоны для перевозки упакованных легковоспламеняемых грузов, искусственныхизделий, бумаги; платформы грузовые для перевозки многотоннажных имногофункциональных контейнеров. Так, в 2007 г. в РФ было поставлено около 9 тыс. грузовых вагонов производства ОАО «Азовмаш» на сумму около 2 млрд. грн.
В 2008 г. ОАО «Лугансктепловоз» (г. Луганск) отправлено в Россию экспортныхгрузов на общую сумму 816 384, 705 тыс. грн.
ОАО«Азовмаш» является одним из наиболее крупных машиностроительных комплексовУкраины, продукция которого хорошо известна более чем в 50-ти странах мира. Врезультате анализа внешнеэкономической деятельности предприятия установлено, чтона международном рынке сохраняется стабильная потребность в продукции этогопредприятия. Так, предприятиям РФ поставлено в 2008 г.: сталеплавильное оборудование (конвертерное оборудование и запасные части к конвертерам, сталеразливныековши, машины подачи кислорода к конверторам, напольно-грузовые машины и др.);доменное оборудование (бесконусные загрузочные устройства, ковши для чугуна идр.); металлические конструкции.
МинпромполитикиУкраины вместе с промышленными предприятиями заинтересовано в развитиисотрудничества с РФ в области сельскохозяйственного машиностроения. В 2008 г. экспорт продукции этой отрасли составил 1, 32 млрд. грн. (264 млн. долл.). Так, былоотгружено 1786 гусеничных и колесных тракторов производства ОАО «Харьковскийтракторный завод» и 3165 ед. фунтообрабатьгвающего оборудования. Поставки наэкспорт в РФ в 2008 г. осуществляли более 70-ти предприятий.
Кромепрямых поставок на экспорт, ряд украинских предприятий на территории Россииоткрыл производство украинской сельскохозяйственной техники. Так, ОАО «Брацлав»начал изготовлять технологические комплексы ОАО «Белгородский завод доильныхмашин». Планируется реализовать их с помощью механизма финансового лизинга, приэтом наукоемкие технологии и комплектующие изделия будут поставляться изУкраины. ОАО «Красная звезда» начало производство зерновых сеялок на ЗАО«Белинсксельмаш» в Пензенской области. Начата крупноузловая сборка сеялокзерновых типа СЗ-3, 6; СЗ-5, 4; СТС и сеялок пропашных типа СПС.
ВРоссии ведущими украинскими предприятиями открыто 61 торговое представительство,в том числе 21 — ООО «Союз-агросоюз». ОАО «Харьковский тракторный завод» имеет3 представительства и 57 дилеров. Прорабатывается вопрос комплектации комбайнов«Енисей» режущими частями, поставляемыми ОАО «Завод «Симферо-польсельмаш», гидроцилиндрами- ОАО «Точмаш» (г. Донецк), шнеками — ОАО «Уманьферммаш», бортовыми редукторами- ОАО «Тернопольский комбайновый завод» и др. Кроме того, на ООО«Укравтозапчасть» (г. Киев) начата сборка тракторов марок Т-30-69 и ВТЗ-20-32АВладимирского моторно-тракторного завода.
Продукцияхимического комплекса Украины — это минеральные удобрения, продуктыорганического и нефтехимического синтеза, химические волокна, изделия изпластмасс, резинотехнические изделия, шины, товары бытового назначения и др.Вся эта продукция в основном производится из сырья, которое импортируется изРФ. Украинские и российские производства в целом имеют сходные технологическиеустановки и вырабатывают продукцию с одинаковым уровнем качества. Исходя изэтого сейчас перспективным направлением развития сырьевой базы Украины дляобеспечения потребностей обеих стран (производство титаноемкого, фосфороемкогои калийного сырья, сырья для потребностей предприятий по производствуполикремния (монокремния), кальцинированной соды и хлора, сырья для установокорганического синтеза, волокон и полимеров) является создание совместныхпредприятий, промышлен-но-финансовых групп и участие в промышленныхтехнопарках.
Основнымукраинским производителем комплексных минеральных удобрений является«Сумыхимпром» — предприятие, созданное более 50-ти лет назад для обеспечениячерноземных областей Украины и России фосфорными удобрениями. В настоящее времяпредприятие активно наращивает объемы выпуска готовой продукции и проводиткрупномасштабную модернизацию базовых производств. Так, программой технологическоймодернизации предусмотрено увеличение объема выпуска минеральных удобрений до 1млн. т. В то же время реализация поставленных перед предприятием задачнеразрывно связана с организацией стабильных поставок фосфорсодержащего сырья, чемув значительной мере может оказать содействие возобновление прерванных в 1990-хгодах контрактов с производителями апатитового концентрата РФ.
Благоприятныеусловия для обеспечения предприятий Украины и РФ материалами, полуфабрикатами, комплектующимиизделиями и другими материальными ресурсами, необходимыми для производствавооружения и военной техники созданы в соответствии с Соглашением междуПравительством Украины и Правительством РФ о производственной инаучно-технической кооперации предприятий оборонных отраслей промышленности(18.11.1993 г.).
Вопросыпоставки продукции в РФ в рамках указанного Соглашения приобретают повышеннуюактуальность, учитывая ограниченность бюджетного финансированияГосударственного оборонного заказа Украины. Прямые кооперированные поставки позволяютпредприятиям Украины сохранять производственные мощности по изготовлениюкомплектующих, полуфабрикатов и других материальных ресурсов для вооружения ивоенной техники, сохранять уровень занятости и своевременно выплачиватьзаработную плату и отчислять налоги, а также упрочить прошлые прямыекооперационные связи и нарабатывать новые.
Врамках сотрудничества в военно-технической сфере экспорт товаров военногоназначения и двойного использования в РФ за 2008 г. составил 132538, 36 тыс. долл. По сравнению с аналогичным периодом 2007 г. этот показатель снизился почти наполовину и составляет 43, 1% общего товарооборотапредприятий ОПК по сравнению с 67, 8% в 2007 г.
Вцелом следует отметить, что предприятия РФ по итогам 2007 г. были основными импортерами товаров и услуг предприятий ОПК Украины. Наиболее значимымиэкспортерами товаров и услуг в РФ в 2008 г. были: ОАО «Мотор-Січ» (г. Запорожье), ГАХК «Артем» (г. Киев), ГП «Завод «Арсенал» (г. Киев), ГП«Машиностроительный завод «ФЕД» (г. Харьков), ОАО «Днепропетровский агрегатныйзавод», ГП Жулянський машиностроительный завод «Визар» (г. Вишневое), ГПКрасилевский агрегатный завод, ГП «Львовский завод «ЛОРТА», ОАО «Завод«Фиолент» (г. Севастополь), ОАО «Приборостроительный завод «Элмиз» (г. Киев).
Вконтексте нормативно-правового обеспечения сотрудничества в данной сфереследует обратить внимание на заседание Межведомственной комиссии 22.01.2009 г.,где было рассмотрено подготовленное Минпромполитики Украинытехнико-экономическое обоснование целесообразности присоединения Украины кСоглашению между Правительством Российской Федерации и ПравительствомРеспублики Беларусь о создании МФПГ «Оборонительные системы» и еще разподтверждена целесообразность участия в нем украинских предприятий.
Вобласти судостроения и судоремонта сотрудничество с РФ осуществляется в рамкахСоглашения между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации опроизводственной и научно-технической кооперации предприятий оборонных отраслейпромышленности (18.11.1993 г.). В качестве примера реального выполненияположений отмеченного документа, следует отметить, что за I кв. 2009 г. ГП НПКГ «Зоря-Машпроект» (г. Николаев) было экспортировано в РФ продукции на общую сумму 7736тыс. долл. (поставлены двигатели газотурбинные типа ГГТАМ404Э, проведен ремонтДС 71Л (П) из состава ГГТАМ21). ОАО «Завод Фиолент» (г. Севастополь) поставилов РФ продукции на сумму 594 тыс. долл. (в частности, электродвигатели, вращающиесятрансформаторы и пр.).
Вкачестве перспективных рассматриваются предложения о налаживаниивзаимовыгодного сотрудничества, в частности: ремонт кораблей ЧерноморскогоФлота РФ на предприятиях Крыма и г. Севастополя; расширение сотрудничества встроительстве судов и других плавучих средств для РФ на предприятиях Украины;расширение научно-технического сотрудничества в использовании газотурбинныхдвигателей и агрегатов, разработки государственного предприятия НПКГ«Заря-Машпроект» (г. Николаев) в корабельных установках ВМС РФ; разработка иусовершенствование высокоэффективных, экологически чистых газотурбинныхустановок НПКГ «Заря-Машпроект» для модернизации и строительства новыхгазоперекачивающих станций газотранспортной системы ОАО «Газпром» РФ;отлаживание поставок когенераци-онных и парогазовых установок ГП НПКГ«Заря-Машпроект» на базе нового газотурбинного двигателя ГТЕ-45 мощностью 45-60МВт на энергетические объекты РФ.
Подводяитоги, следует отметить, что в процессе производственной кооперации Украины сРФ выявлены следующие проблемные вопросы:
существеннаядиверсификация украинского экспорта в направлении третьих стран с учетомпереориентации значительной части российского рынка на продукцию из страндальнего зарубежья;
слабаяактивность украинских товаропроизводителей в изыскании форм продвиженияотечественных товаров на российский рынок, в частности, создания СП, участия втендерах, выставочно-ярмарочных мероприятиях;
зависимостьвзаимосвязей украинских и российских предприятий в процессе сотрудничества отизменения политических взаимоотношений между двумя странами на высшем уровнегосударственной власти;
чрезвычайногромоздкая система таможенного оформления, которая требует от предприятия, припересечении границы при поставках продукции, подготовки множества справок, объясняющихподтверждений и т.п.
Важнымв контексте углубления сотрудничества следует считать выполнение обязательствсторон по оказанию содействия (в рамках своей компетенции) решению вопросов намежгосударственном уровне о включении в двусторонние соглашения между Украинойи РФ об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве положенийоб обеспечении охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, 22декабря 2006 г. было подписано Соглашение между Правительством РоссийскойФедерации и Кабинетом Министров Украины о взаимной охране прав на результатыинтеллектуальной деятельности, используемые и полученные в ходе двустороннеговоенно-технического сотрудничества. Оценивая динамику подачи заявителей Украиныв патентных ведомствах за рубежом, следует отметить, что приоритетнымведомством было и остается патентное ведомство РФ по всем видам патентов — наизобретения, полезные модели и промышленные образцы (рис. 2).
Однакоданные об объемах выплат и поступлений по лицензиям, лицензионным договорам, договорамо передаче исключительных имущественных прав на объекты права интеллектуальной собственностисвидетельствуют о практическом отсутствии официально зарегистрированныхрыночных отношений в этой сфере между странами.
/>
Вусловиях спада мирового производства, вызванного глобальнымфинансово-экономическим кризисом, процессы интеграции и кооперации приобретаютвсе большее значение, так как оказывают содействие мобилизациинаучно-технологического потенциала с целью повышения конкурентоспособности, втом числе технологической. Это требует разработки системных и научнообоснованных решений относительно реализации механизмов взаимодействия РФ иУкраины с учетом текущих и перспективных кооперационных связей в посткризисныйпериод.
Концентрацияпроизводства в рамках отдельных международных компаний в современных условияхне может объективно развиваться без дальнейшего расширения производственныхсвязей между ними. Более того, эти связи имеют тенденцию к углублению иразнообразию форм производственного сотрудничества между крупными компаниями.Они не только охватывают такие связи, как отдельные разделы производственныхпрограмм и производственное кооперирование, но и все больше распространяются насферу научно-технологического сотрудничества. Связанные десятилетними общимипроизводственными взаимоотношениями, научно-техническим сопровождениемреализации отдельных государственных заказов, ведущие украинские предприятия всфере машиностроения и до сего времени работают с комплектующими из России.Поэтому прекращение таких взаимосвязей только ослабляет конкурентную борьбу завыход на международные рынки. Частным подтверждением сказанного является примеротносительно стремления сторон самостоятельно развивать авиационнуюпромышленность и отрицательные последствия такого нестратегического поведенияна высшем государственном уровне.
Какпоказывает практика, для достижения результативности интеграционных процессовнеобходимо:
повыситькачество системы управления, в частности государственного, и усилить еговлияние на конкурентоспособность государств;
ужесточитьответственность органов законодательной и исполнительной власти за повышениеконкурентоспособности страны, темпы, результаты и перспективы инновационного итехнологичекого развития;
активизироватьроль государства и регионов в разработке и реализации стратегии инновационногоразвития национальной экономики;
усовершенствоватьсистему научно-технологического прогнозирования и планирования, разработкиэффективных механизмов государственно-частного партнерства;
использоватькредитные и налогово-бюджетные механизмы, стимулирующиеинновационно-технологическое развитие;
стимулироватьособо значимые для приоритетных сфер социально-экономического развитияфундаментальные и прикладные исследования и реализацию на их базе инновационныхпроектов;
содействоватьсистемной интеграции инновационных проектов, развитию инновационных сетей икластеров;
оказыватьсодействие государству в продвижении на внешние рынки наукоемких иинновационных продуктов и услуг отечественных предприятий.
Необходиморазвивать механизмы институциональной поддержки реализации политикинаучно-технологического сотрудничества Украины и РФ в целом, а такжепроизводственной кооперации в том числе, по направлениям, приведенным в табл.2.
Таблица2
Направленияинституциональной поддержки внедрения механизмов научно-технологическогосотрудничества Украины и РФМеханизм Политический
Мероприятия
Признание приоритетов в том числе и научно-технологических во внутренней и внешней политике государств;
разработка государственной технологической политики, а также системы предоставления преимущества в направлениях исследований для концентрации научно-технологического потенциала государства в соответствующих «технологических нишах» Нормативно-правовой
Законодательное закрепление модели технологического развития экономики и обязательности ее внедрения всеми уровнями государственного управления в каждой из стран.
Принятие системы законодательных актов, которая обеспечивает открытую и стимулирующую процедуру осуществления производственной кооперации между странами с учетом критериев повышения технологического уровня производства во всех видах экономической деятельности.
Гармонизация нормативно-правовой базы в сфере управления интеллектуальной собственностью в направлении более эффективного законодательного закрепления на всех уровнях межгосударственного регулирования прав на интеллектуальную собственность и обеспечение правовых основ их эффективной защиты. Информационный
Создание сети коммуникационных площадок для выбора потенциальных участников сотрудничества между Украиной и РФ.
Формирование положительного образа ученого, инженера изобретателя, вклад которого в общественное развитие высоко оценивается государством.
Информирование о достижениях российской и украинской науки в сфере технологий. Организационно-административный
Выявление и устранение административных барьеров на пути создания субъектов разных организационно-правовых форм, ориентированных на научно-технологическое сотрудничество между странами.
Предоставление помощи в решении организационных вопросов, например, в рамках функционирования общей инновационной и технологической инфраструктуры «инкубаторов», «технопарков» и пр.
Такимобразом, производственно-технологическое сотрудничество и тесно связанная с нимторговля научно-техническими знаниями между Украиной и РФ должны представлятьсобой сферу интенсивно возрастающих международных экономических связей испособствовать существенным сдвигам в структуре экономик обеих стран. Онодолжно дополняться научно-технологическим сотрудничеством на стадии разработкипродукта; кооперированием в непосредственном производстве; предоставлениемтехнологических услуг на стадии монтажа и пуска объекта в эксплуатацию;инжинирингом в период его эксплуатации.
Ориентациявзаимных связей на конкретные проекты международной кооперации является внастоящее время более перспективным подходом к развитию интеграционныхпроцессов.
Дляанализа использованы материалы Министерства промышленной политики Украины.
Список литературы
1.Науково-технічна та інноваційна діяльність в Україні у контексті евроінтеграційних процесів: [Монографія] /І.Ю. Єгоров, І.А. Жукович, Ю.О. Рижкова, М.В.Пугачова; наук.-техн. Комплекс стат. досліджень. К.: ІВЦДержкомстату України, 2006.
2.Комков Н.И., Бондарева Н.Н., Федулова Л.И. Украина-Россия: состояние иперспективы научно-технологической интеграции (по результатам опроса) //Инновация.2009. № 8 (130).
3Научная и инновационная деяльтельность в Украине в 2008 году. ГоскомстатУкраины. 2009.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта institutiones.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат О бусидо
Реферат Особенности профилактики девиантного поведения несовершеннолетних в социально-реабилитационном ц
Реферат Міжнародні контракти: сутність структура види
Реферат Кадровый менеджмент на современном предприятии
Реферат Ethical Relativism Essay Research Paper Ethical RelativismCannibalism
Реферат А. В. Новокрещёнов "невидимая рука" избирательного процесса
Реферат История психологии Конспект лекций Лучинин А С
Реферат Physical Education Essay Research Paper I believe
Реферат Korea in focus
Реферат Разработка технологии сооружения поселковых газопроводов из полиэтиленовых труб
Реферат Холецистектомия
Реферат Общая характеристика русской литературы XX в. до великой социалистической революции
Реферат Досвід реформування Служби безпеки Чеської Республіки до проблеми реформування Воєнної організа
Реферат Терапия (выпотные перикардиты)
Реферат Информационные проблемы работы лесного сектора России