Реферат по предмету "Психология"


Роль мотивации в психотерапевтическом процессе

ОглавлениеВведениеГлава 1. Мотивацияв психологии1.1 Мотивы имотивация в психологии, виды мотивации1.2 Мотивацияклиента к психотерапииВыводы по первойглавеГлава 2. Работа смотивацией клиента2.1 Обзорклинических случаев2.2 Мотивацияклиента и методы работы с сопротивлениемВыводы по второйглавеЗаключениеСписокиспользованной литературыПриложения
Введение
Актуальностьпроблемы мотивации к психотерапии обуславливается тем, что человек, приступая ккакому-либо виду работы, уже мотивирован на высоком уровне значимости исоответственно будет трудиться продуктивно и с высокой отдачей. Но как покaзывает повседневная практика, мотивацияу клиентов в психотерапии вoмногих случаях слабая, структура ее неполноценна, так же, имеет значение исуществование психологических барьеров и невротическое блокирование различныхэлементов и видов деятельности. Имеющийся в психологии богатый теоретический иэкспериментальный материал по данной проблеме требует анализа психологическихмеханизмов мотивационной регуляции поведения человека в процессе психотерапии.
К настоящему времени мотивационный аспект регуляции поведения личностипредставлен наиболее полно в работах отечественных психологов — В.Г.Асеева,Л.И.Божович, Б.С.Братуся, Ф.Е.Василюка, М.Р.Гинзбурга, В.А.Иванникова,Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, А.Н.Леонтьева, М.Ш.Магомед-Эминова, А.К.Марковой,А.Б.Орлова, В.А.Петрова, В.В.Столина, Е.С.Улитовои, В.Э.Чудновского,Д.Б.Эльконина и др.; личностные и эмоционально-мотивационные механизмыдеятельности в экстремальных условиях изучались О.В.Дашкевичем,Л.А.Ки-таевым-Смык, О.К.Тихомировым и др., в западной психологии — В. Франкломи др.
В рамках нашего исследования особо интересно рассмотрение проблемымотивации поведения человека в условиях образовательных систем — это работыА.К.Марковой, А.Б.Орлова, В.Г.Фридман, В.Ф.Моргуна и Н.И.Крылова и др.
Г.Мэрфи, Г.Олпорт, Дж.П.Гилфорд, Б.Берельсон и Г.Стайнер, Х.Хек-хаузен,Дж.Уотсон и др. Именно данные аспекты изучения мотивационной сферы личностиважны для нас при рассмотрении проблемы социореабилитации и конкретно — определенной категории пациентов посещающих психотерапевта.
Мы не знаем работ, специально посвященных проблеме мотивации клиентов кпсихотерапии. К настоящему времени мотивационный аспект регуляции поведенияличности представлен наиболее полно в работах отечественных психологов — В.Г.Асеева, Л.И.Божович, Б.С.Братуся, Ф.Е.Василюка, М.Р.Гинзбурга,В.А.Иванникова, Е.П.Ильина, В.И.Ковалева, А.Н.Леонтьева, М.Ш.Магомед-Эминова,А.К.Марковой, А.Б.Орлова, В.А.Петрова, В.В.Столина, Е.С.Улитовои,В.Э.Чудновского, Д.Б.Эльконина и др.; личностные и эмоционально-мотивационныемеханизмы деятельности в экстремальных условиях изучались О.В.Дашкевичем,Л.А.Ки-таевым-Смык, О.К.Тихомировым и др., в западной психологии — В. Франкломи др.
Отечественную психотерапию характеризует сознательное стремление квключению личности больного, его сознания и самосознания в процесс лечения (обэтом — в работах В.Н.Мясищева, А.И.Захарова, И.Е.Вольперта, Б.Д.Карвасарского,В.Е.Рожнова и др.). По мнению В.В.Столина (1983), психотерапию, содержащуючетыре особых психологических момента: 1) — целенаправленное психологическоевоздействие, основанное на природе социального взаимодействия (на природечеловеческого общения); 2) — психологические процессы или состояния, на которыенаправлено это воздействие; 3) — психологические причины, приведшие квозникновению 4) — симптомов немедицинского характера, т.е. нарушений всоциальном поведении, взаимоотношениях, развитии личности, — называют«неврачебной» или «немедицинской». В таком пониманиипсихотерапия сближается с другими формами целенаправленного психологическоговоздействия, такими, как психологическое консультирование, воспитание, обучениеи социально-психологический тренинг (Г.А.Ковалев — 1980, Л.А.Петровская — 1982,Т.С.Яценко — 1987, А.Ф.Копьев — 1992, Т.А.Флоренская — 1991 и др.). В рамкахтакого подхода проводится и данное исследование мотивации пациентов процессепсихотерапии.
Цель работы: исследовать влияние мотивации на эффективность психотерапии –ее конструктивный и деструктивный вклад в психотерапевтический процесс.
Объект исследования: мотивационная сфера личности.
Предмет исследования: роль мотивации в психотерапевтическом процессе.
Гипотеза исследования: существуютразличные уровни мотивации, своеобразно сказывающиеся на эффективностьпсихотерапии.
Задачи исследования:
1.Анализ состояния проблемы мотивации и мотивации психотерапии в психологической литературе;
2.Обзорклинических случаев психотерапии, и анализ мотивационной структуры клиентов;
3.Обсуждение исследования и формулирование выводов.
Новизна и теоретическая значимость исследования. В исследовании впервые специальнорассмотрена проблема мотивации клиента к психотерапии и ее роль впсихотерапевтическом процессе.
Выявлены и проанализированы психологические условия формированиямотивации в процессе психотерапии. Обозначены особенности мотивации, ееконструктивный и деструктивный вклад в процесс психотерапии.
Методы исследования. Анализ психологической литературы, наблюдение, беседа.
влияниемотивация процесс психотерапия

Глава 1. Мотивация в психологии 1.1 Мотивы имотивация в психологии, виды мотивации
 
Мотивация это побуждения, которые вызываютактивность и определяют ее направленность.
Мотивация человека не исчерпываетсяпристрастным отношением к кругу явлений, непосредственно касающихся его жизни,о которых в основном до сих пор шла речь. На основе сопереживания другим людям,понимания сложного комплекса причин, от которых зависит их жизнь, мотивационноезначение приобретают обобщенные социальные ценности, система убеждений и нравственныхнорм, благодаря которым человека могут глубоко волновать события, происходящие,допустим, на другой стороне планеты и прямого отношения к его жизни не имеющие.Область спорта предоставляет только наиболее яркие примеры сопереживания человекадеятельности других людей как характерного вида его активности. Столь жестрастно он может «болеть», интересуясь политическими событиями, развитиемтехники, охра ной природы всем тем, о чем ежедневно сообщают газеты. Всесказанное выше позволяет, по-видимому, заключить, что активно достигаемыечеловеком мотивы, связанные с профессиональной и общественной деятельностью,семьей, увлечениями досуга и т. п., составляют хотя и самую важную, однаконебольшую часть мотивационно значимых для него предметов. Круг таких предметовпрактически не имеет пределов, и почти все, что окружает его в природной и социальнойсреде, отражается им как нечто, что следует беречь, осуждать, изменять,поддерживать, развивать и т. п. Важно отметить, что такого рода от ношения необязательно отчетливо осознаются, и человек, конечно, не думает, что каждыйзабор, мимо которого он проходит, тоже для него значим. Однако такая значимостьсуществует, и когда, скажем, он останавливается и пытается объяснить ребенку,почему забор, даже если очень хочется, ломать нельзя, им осуществляетсядеятельность, мотивируемая, в частности, этой значимостью и желаниемсформировать ее также у ребенка. Всеобщая мотивационная значимость отражаемыхявлений.
Столь широкая трактовка мотивации неявляется традиционной, требуя, по-видимому, пояснений и уточнений.
Средиотечественных психологов начала XX века, изучивших вопросы о мотивациичеловека, нужно отметить А. Ф. Лазурского, который рассматривал вопросы борьбымотивов и принятия решений и устойчивости намерений. Позднее появилосьмножество точек зрения, пытающихся объяснить природу потребностей, которыесоставляют основу мотивов человека: потребность как нужда (Д. Н. Узнадзе, 1966,1969); потребность как предмет удовлетворения нужды (В. Г. Лежнев, 1939);потребность как отсутствие блага, как ценность (B.C. Магун,1983;); потребность как необходимость (Б.Ф. Ломов, 1984; Б.И. До-донов, 1978,1984; Д.А. Леонтьев, 1992); потребность как состояние напряжения (И.А.Джидарьян, В.Н. Мясищев, П.А. Рудик и др.); потребность «как исходноепротиворечие между реальным и необходимым, должным и сущным» (Б. Ф. Поршнев) ит. д.
Хотя мнения омотивации разнообразны, все авторы сходятся в том, что потребности являютсяисточником активности индивида. Они лежат в основе направленности личности ипобуждения ее поступков, стимулируют поведение, благодаря ним осуществляетсярегулирование поведения.[14]
В общем виде, мотивация человека ккакой либо деятельности, представляется как комплекс движущих сил, которыепобуждают человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятсявне и внутри человека и заставляют либо осознанно, либо же не осознанносовершать некоторые поступки. Несмотря на это, связь между отдельными силами идействиями человека опосредована достаточно сложной системой взаимодействий.Вследствие чего, разные люди совершенно по разному реагируют на одинаковыевоздействия со стороны одинаковых сил.
Следует отметить, поведение человека,и в свою очередь осуществляемые им действия могут влиять на его реакцию, навоздействия. В результате чего может меняться как степень влияния воздействия,так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
Таким образом, принимая во вниманиевсе вышесказанное, дадим более детализированное понятие мотивации.
Мотивация — это совокупность внутреннихи внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задаютграницы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность,ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведениечеловека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и можетменяться под воздействием обратной связи со стороны деятельности человека
Чтобы более полно раскрыть понятиемотивации, следует рассмотреть три аспекта: что в деятельности человеканаходиться в зависимости от мотивационного воздействия каково соотношениевнутренних и внешних сил; как мотивация соотносится с результатами деятельностичеловека.
Потребности — это то, что возникает инаходится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то жевремя имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Наконец, это то, от чего человекстремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себезнать и “требует” своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранятьпотребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребностимогут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребностиосознаются и осознанно устраняют. Если потребность не устранена, то это непредполагает, что она устранена навсегда.
Большинство потребностей периодическивозобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретногопроявления, а также степень настойчивости и влияния на человека. [2]
Мотив — это то, что вызывает определенныедействия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный”характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человекуфакторов, а
также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотив не только побуждает человека кдействию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие.В частности если мотив вызывает действия по устранению потребности то у различныхлюдей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытываютодинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию человек может воздействоватьна свои мотивы, приглушая их действие
или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Так как поведение человека, можетопределяться не только одним мотивом, а совокупностью мотивов, где мотивы могутнаходиться в определенном отношение друг с другом и с разной степенью ихвоздействия на поведение человека. Следовательно мотивационная структура учеловека, может быть рассмотрена как основа осуществления им определенныхдействий.
Мотивационная структура человека определяетсяопределенной стабильностью. Хотя, может меняться, например, сознательно впроцессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование — это процессвоздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путемпробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину иоснову управления человеком.
В зависимости от того что преследуетмотивирование, какие, задачи оно решает можно выделить два основных типамотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий начеловека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлятьопределенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъектарезультату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивымогут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы.Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе,что ты хочешь, а ты даешь мне, что я хочу”. Если у двух сторон не оказываетсяточек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй типмотивирования своей основной задачей имеет формирование определенноймотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается нато, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивыдействии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективномуправлению человеком.
Этот тип мотивирования носит характервоспитательной и образовательной работы и, как предполагается, не связан скакими-то конкретными действиями или результатами, которые ожидается получитьот человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования характеризуетсяналичием больших усилий, знаний и способностей для его осуществления. Но и егорезультаты в целом существенно превосходят результаты первого типамотивирования.
Первый и второй типы мотивирования неследует противопоставлять. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия илиносителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В роли такихстимулов могут быть отдельные предметы, действия других людей, обещания,носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за егодействия или что он желал бы получить в результате определенных действий.Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельныестимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы неодинакова у различных людей. Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютногозначения или смысла, если люди не реагируют на них. Процесс использованияразличных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования.
Если посмотреть, на что вдеятельности человека оказывает
воздействие мотивация то выяснится что это следующие характеристики
деятельности:
усилие;
старание;
настойчивость;
добросовестность;
направленность.
Мотивационная структура личности (МСЛ) — это совокупность мотивов,связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняядетерминанта поведения, определяющая его общую направленность. МСЛ — основнойкритерий при определении типа мотивации индивида.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Онможет работать в полную силу, а может работать в полсилы.
Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложнуюи тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложноерешение. Все это отражает то, какие усилия готов затрачивать человек. И зависитэто от того, насколько он смотивирован на затрату больших усилий при выполнениисвоей работы.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одномуможет быть 6езразлично качество его труда, другой может стремиться делать всенаилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремитьсяк повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать ивзаимодействовать с организационным окружением.
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация, состоитв настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень важнаяхарактеристика деятельности, так как часто встречаются люди, которые быстротеряют интерес к начатому делу. И даже если они имели очень хорошие результатыдеятельности в начале, потеря интереса и отсутствие настойчивости может привестик тому, что они сократят усилия и станут меньше стараться, выполняя свою рольна существенно более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие настойчивостисказывается также негативно на доведении дела до конца.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное осуществлениеработы, с учетом всех необходимых требований и регулирующих норм, для многихработ является важнейшим условием их успешного выполнения. Человек может обладатьхорошей квалификацией и знанием, быть способным и созидательным, многоработать. Но при этом он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава”,безответственно. И это может сводить на нет все положительные результаты егодеятельности.
Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то,к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек может выполнятьсвою работу, потому что она приносит ему определенное удовлетворение (моральноеили материальное), а может делать ее потому, что он стремиться помочь своейорганизации добиться ее целей. Для психотерапевта, очень важно знатьнаправленность действий человека, однако не менее важно также уметь, если надо,с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных целей. [6]
Среди тех отношений, в которые вступают люди в условиях общества, однимииз наиболее характерных и важных являются воспитательные отношения,направленные на формирование новых мотивационных ориентации. Без преувеличенияможно сказать, что на протяжении всей жизни буквально с первых ее недельчеловек подвергается постоянному, тотальному и хорошо организованному, хотячасто и противоречивому давлению со стороны других людей и специальных социальныхинститутов, преследующему цели воспитания и предписывающему принимать одни иотвергать другие ценности, нормы, идеалы и т. п. Изначально воспитательныевоздействия исходят из ближайшего окружения: родители, сотрудники дошкольных учреждений,да и все взрослые, общаясь с ребенком, обычно не оставляют позиций воспитателяи используют все подходящие случаи для того, чтобы указать, каким он должен бытьи что недостойно в жизни. Впоследствии по мере приобщения человека к культуре ивхождения в социальную жизнь источники воспитательных воздействий становятсязначительно более разнообразными; наиболее прямо за формирование определенноймотивационной направленности человека отвечают школа, средства массовойинформации, искусство, общественные организации, работа, правоохранительныеорганы; фактически от этой функции не освобожден ни один социальный институтили конкретный человек, который за неверное воспитание, например, вовлечениеподростков в асоциальную деятельность, может понести даже уголовное наказание. Неправильнобыло бы думать, что человек как объект тотальных воздействий по формированиюпристрастных отношений остается пассивным существом.
Влияние различных социальных институтов на развитие мотивации человека иконкретные способы этого влияния анализируются в работах Б. Ф. Скиннера (Skinner, 1953, 1969, 1972).
Разумеется, человек не только пытается скорригировать мотивацию другихлюдей сообразно своим представлениям и жизненным целям, но одновременно самявляется постоянной мишенью для множества такого рода попыток. По этой причинесложившуюся систему мотивационных отношений взрослого человека, обычноотличающуюся устойчивостью ряда основных характеристик, тем не менее, следуетпредставлять динамическим образованием, находящимся в постоянном взаимодействиис мотивацией других людей и испытывающим в этом взаимодействии какподдерживающие, так и разрушающие влияния. В силу этого человеку некотороемотивационное отношение часто приходится не столько иметь, сколько уметьотстаивать, причем люди, очевидно, различаются выраженностью такого умения. Онтогенетическоеразвитие биологической мотивации происходит благодаря приобретению изначальноиндифферентными воздействиями способности вызывать активность индивида иобеспечивается механизмом, называемым в литературе замыканием условной связи. Спсихологической стороны, а именно при учете того, что выработка условной связиозначает изменение субъективного отношения к условному раздражителю, этотмеханизм может быть изображен в виде передачи эмоционального (мотивационного)значения имеющим его воздействием новому содержанию, связанному с этимвоздействием в опыте индивида, т. е. своего рода распространением илипереключением эмоционального- переживания в образе согласно отражаемым объективнымсвязям и фиксацией на новом содержании, которое в силу этого становитсямотивационным. [14] 1.2 Мотивация клиента к психотерапии
 
Мотивация пациента — истинное желание сделать комфортным свое психологическоесамочувствие, разрешить свою конфликтную ситуацию, понять суть своих проблем исимптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшениякачества собственной жизни.
/>Главнаяпроблема любой психотерапии — в поддержании мотивации клиента. Психика оченьзаботится о поддержании своего равновесия (и правильно делает), апсихотерапевтический процесс предполагает нарушение этого равновесия с тем,чтобы восстановить его в новом виде и на новом уровне.
Тут необходимо «несгибаемое намерение», причем принадлежать этонесгибаемое намерение, по смыслу дела, может только самому клиенту. [4]
Структурумотивационного фактора в психотерапии, можно свести к трем основным концепциям:
1.Психоаналитические. В основе данной концепции, представления З. Фрейда обессознательном, который заставляет пациентов, прибегнуть к психотерапии.
В данномслучае, движущей силой психотерапии, являются страдания пациентов и возникающееиз-за них стремление к выздоровлению.
Мотивация кпсихотерапии вызывает у пациента активные действия в терапевтическомнаправлении, хотя конструктивным переменам может противодействовать«вторичный выигрыш от болезни». Согласно этой модели, переменывозможны только тогда, когда мотивация к психотерапии оказывается сильнее, чемусловная желательность заболевания.
КонцепцияФрейда, как основной предпосылки и детерминанты в структуре мотивации кпсихотерапии не утратила своего значения до настоящего времени. Более подробно этапроблема рассматривалась Доллардом и Миллером. По данной модели, стремление уклоненияот психотерапии обусловливается гордыней, стыдом перед признанием того факта,что человек не может самостоятельно решить свои проблемы, неприятным чувствомбеспомощности, страхом перед отношением окружающих. Стремление к лечению, тоесть к психотерапии, вызвано страданиями, ограничениями вследствие нарушений,желанием перемен, собственной постановкой целей и, не в последнюю очередь,давлением со стороны партнеров по социуму, общению.
Втораяконцепция — клиент-центрированная психотерапия Роджерса.
В данномслучае, мотивация, к психотерапии, характеризуется стремлением человекареализовать себя, свои способности, выявить все возможности организма и оказатьна него стимулирующее действие. Даже если из-за различных обстоятельств стремлениек самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласноРоджерсу, обладает этим стремлением к самореализации. Поэтому в процессепсихотерапии следует создавать такие условия, которые максимально облегчают самореализацию.Такое понимание мотивации в психотерапии также соответствует модели Фрейда. И уРоджерса стремление к идеалу собственного «Я» является двигателемизменения и лечения. Но, в противоположность Фрейду, этот двигатель предстает ввиде силы, которая развивается и исцеляет, тогда, как у Фрейда мотивации в психотерапиипонимается как фактор, помогающий пациенту подвергнуться лечению за счетуменьшения «вторичного выигрыша от болезни».
Третьяконцепция, основана на представлениях из области поведенческой психотерапии. Вданном случае, мотивация в психотерапии рассматривается как явление само собойразумеющееся и необходимое, которая сводится к предпосылке успехапсихотерапевтического процесса. Никакой завершенной концепции мотивации в психотерапиибихевиорально-ориентированные психотерапевты не предлагали, однако в последнеевремя они все чаще подчеркивают значение мотивации в психотерапии.
Главнымобразом, внимание акцентируется на мотивирующей функции беседы с пациентом,основные ориентиры которой — прояснение терапевтических ожиданий больного ипобуждение его к активному участию в терапевтическом процессе.
Особоезначение мотивации в психотерапии приобрела в связи с усилением внимания кпознавательным процессам и посредничеству познавательных механизмов впсихотерапии. При использовании методов и приемов поведенческой психотерапиизалог успеха — самостоятельная и направленная активность больного. В основележит идея, что пациенты, которые активно участвуют в составлениитерапевтического плана и понимают основное содержание процесса лечения,способны к особенно благоприятной мотивации перемен.
Такимобразом, психотерапевты различных школ рассматривают мотивацию к психотерапиисвоих пациентов как необходимую предпосылку для лечения, а при ее моделированиимежду разными школами отсутствуют существенные различия.
Общаястратегия поведения психотерапевта в случае недостаточной мотивации выглядит поВолбергу следующим образом: осознание и отражение негативных чувств пациента поповоду терапии психотерапевта; указание на то, что эти чувства понимаются ипринимаются; выражение нейтрального отношения к тому, насколько необходимапациенту психотерапия, до тех пор, пока не станет известно больше информации опроблемах пациента; когда необходимые психотерапевту факты будут известны, онможет выразить мнение, что пациенту может понадобиться курс терапии и что онможет получить пользу от этого.
Попыткаустановить побудительный мотив для психотерапии: сочувствие переживаниямпациента, если пациент продолжает отрицательно относиться к терапии илиотказывается рассказывать о себе, а также попытка справиться с тем, чтонаходится за пределами его чувств; работа над неправильным представлениемпациента о психотерапии, причем на вопросы следует давать максимально прямыеответы; удерживаться от «продажи» пациенту терапии, уважая мнение,которое примет пациент по отношению к терапии; принятие пациента, даже если онсогласился на терапию из-за внешнего давления или по другим причинам.
Для пациентовмотивация к психотерапии выполняет прежде всего функцию поддержки: передначалом лечения ее усиливает стремление получить информацию о том, где можнолечиться; в начале лечения она помогает пациенту освоиться со своим положениеми избавиться от несбыточных ожиданий; в процессе лечения она помогает пациентупереносить напряжение, трудности и перемены, обусловленные психотерапией, и неотступать при неудачах.
Дляпсихотерапевтов мотивация пациентов к терапии выполняет, прежде всего,прогнозирующую функцию: прогноз успеха излечения тем благоприятнее, чем сильнееоказывается мотивация к психотерапии по отношению к стремлению избежать лечения(вызванному в первую очередь «вторичным выигрышем от болезни»); этоимеет значение, однако, только в случае, когда у пациента отсутствует оченьсильная мотивация к психотерапии.
Проводяпсихотерапию, врач по мере сил укрепляет мотивацию пациента, создаваяпредпосылки для конструктивных перемен./>Формированиемотивации у пациента
Условно можновыделить несколько стадий формирования мотивации и изменений поведения дляустановления новых привычек (каждая стадия может быть разнойпродолжительности)./>Непониманиепроблемы
Пациент незнает, почему именно ему надо изменить привычки и/или почему врач советуетрегулярно принимать медикаменты при хорошем самочувствии (например, больной неощущает повышения артериального давления (АД).
В этойситуации при консультировании необходимо сконцентрироваться на информировании,разъяснении проблемы, без глубокой детализации конкретных советов (как и чтоделать)./>Принятиерешения
Пациентосознал, что его повседневные привычки наносят вред его здоровью, анерегулярное лечение не принесет необходимой пользы.
На этом этапепациент может испытывать колебания в принятии решения, поэтому ему важны нетолько беседа, но и одобрение, поддержка, а также предоставление конкретнойпомощи. Например, при желании и намерении бросить курить необходимо, чтобы былиорганизованы требуемые для этого консультативные приемы специалистов. Совет,подкрепленный конкретной помощью, будет успешнее./>Началодействий
Пациент решилизменить образ жизни, привычки, научиться более здоровому поведению, регулярнопринимать лекарства и прочее.
Профилактическоеконсультирование на этом этапе должно стать в основном психологическойподдержкой, очень важно подойти индивидуально в каждом конкретном случае./>Срывдействий
Пациенту неудалось придерживаться длительное время новых более здоровых привычек и/илисоблюдать регулярность лечения.
Возможностьсрыва нужно постоянно иметь в виду и ограждать пациента от него. Этот этаптребует навыков общения и знания психологии, а также наличия опыта, уменияизбирать индивидуальный подход и находить подходящие аргументы. [7] Выводы попервой главе
 
/>Мотивамция(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процессфизиологического и психологического плана, управляющий поведением человека,определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;способность человека через труд удовлетворять свои потребности.
/>Мотивацияимеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют напроцесс (применительно только к человеку).
Мотивация пациента — его истинное желание разрешить свою конфликтнуюситуацию, улучшить психологическое самочувствие, понять суть своих проблем исимптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшениякачества собственной жизни.
/>Направленностькак характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится,осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу, потомучто она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное),а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добитьсяее целей. Для психотерапевта, очень важно знать направленность действийчеловека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивированияориентировать эти действия в направлении определенных целей
Психотерапевтыразличных школ рассматривают мотивацию к психотерапии своих пациентов какнеобходимую предпосылку для лечения, а при ее моделировании между разнымишколами отсутствуют существенные различия.

Глава 2. Работа с мотивацией клиента 2.1 Обзорклинических случаев
Проблемы, скоторыми пациенты обращаются к психотерапевту, а также обстоятельства,заставляющие их делать это, многочисленны и разнообразны. Одни пациентыотносятся к психотерапии с опаской, другие рассудительны и понимаютнеобходимость получения профессиональной помощи, третьи вынуждены обратиться законсультацией, выполняя дисциплинарные обязательства, а четвертые приходят понастоянию супругов, угрожающих разводом. Для одних психотерапия оказываетсясовершенно новым опытом, и их ожидания весьма разнообразны. Другие клиентыпроходят психотерапию второй или третий раз, поэтому у них есть возможностьсоотнести свой прошлый опыт с настоящим. Пациенты существенно различаются и подругим признакам, включая возраст, образовательный уровень,социально-экономический статус, этническую принадлежность и т. д. Иногдапсихотерапевт имеет возможность получить предварительную информацию о пациенте,которая заставляет обратить особое внимание на некоторые проблемы, однако вомногих случаях психотерапевту известен лишь непосредственный повод обращенияпациента за помощью. Личность пациента и его манера взаимодействия спсихотерапевтом также представляют собой важный предмет оценки во время первойбеседы и имеют существенное значение. Например, сообразителен пациент илимедлителен, энергичен или флегматичен, винит себя или других, требователен илинепритязателен — все это особенности, которые необходимо оценить, имея в видуто, как пациент будет вести себя на психотерапии и какие в связи с этимвозможны затруднения. Важна также способность пациента выражать свои чувства иобсуждать вопросы личного характера. Легко ли получить от пациента информацию?Драматизирует пациент незначительные события или, наоборот, замалчивает важныетемы?
Пациентыотличаются друг от друга, у каждого свои сильные и слабые стороны, своидостоинства и недостатки.
Очень частов этой связи упоминается мотивация. Позитивно оценивается готовность испособность клиента к сотрудничеству с психотерапевтом. Сопротивление,ригидность, враждебность, напротив, оцениваются негативно и могут создатьопределенные трудности в формировании психотерапевтических отношений. Крайнепассивные и зависимые пациенты также осложняют психотерапию, но иным образом.
Другиемоменты, имеющие значение при оценке сильных и слабых сторон пациента, касаютсяего жизненной ситуации, положения дел на работе и системы социальной поддержки.Эти факторы влияют на уровень адаптации и клинический прогноз. Конфликты всемье клиента, отсутствие приемлемой работы и чрезвычайно высокие требования состороны других людей — обстоятельства, осложняющие психотерапевтическую задачу.
Указанныевыше вопросы позволяют психотерапевту получить информацию о пациенте и о егоповедении в психотерапевтической ситуации; каждый из них дает возможностьсделать прогноз о будущем взаимодействии клиента с психотерапевтом. Хотя впроцессе дальнейшей психотерапии первичная оценка пациента можеткорректироваться, именно на ее основе психотерапевт выносит решение о том,подходит ли краткосрочная психотерапия данному человеку. Эта оценка такжевлияет на ожидания психотерапевта в отношении того, как пойдет психотерапия,какие из ее целей достижимы и какие проблемы могут возникнуть в дальнейшем.
Случай 1.
Пациентка приходит к психотерапевту с жалобами на отношения с матерью:
«…Мне бы хотелось немного прояснить взаимоотношения с мамой. Меня волнуютнаши взаимоотношения, которые где-то с подросткового возраста стали портиться,так вот до сих пор они у нас не очень удовлетворительные. Меня это напрягает!Мне бы хотелось выяснить… Мне бы хотелось найти модель поведения… ммм… для себянайти… чтобы эти отношения были более гармоничными, что ли. Меня напрягают этиотношения, которые сейчас у нас…» (см. приложение №1)
В данном случае, мы наблюдаем, мотивы выполняют разнообразные функции,которые реализуются в поведении клиентки:
— ориентирующая, когда мотив направляет поведение клиентки в ситуациивыбора вариантов поведения,
— смыслообразующая, когда мотив определяет собой субъективную значимостьданного поведения клиентки, выявляя его личностный смысл,
— мобилизующая, когда мотив мобилизует силы клиентки для реализациизначимых для него видов деятельности.
В целом, в силу развитых навыков рефлексии и высокой мотивации к терапии,пациентка способна максимально использовать собственные возможности обращения к«наблюдающему Эго», стараясь отслеживать с позиции наблюдателя собственные малорациональные, глубинные, интимные эмоциональные реакции, как в процессетерапии, так и в жизни между сессиями.
Проблема пациентки, ставшая основанием ее запроса (сложность отношений смамой), а также связь ее с базовой проблемой отношений с матерью определеннобыла Эго-дистонной в основном в силу своей необъяснимости и трудностиустановления в ней причинно-следственных связей (рационализации).
Таким образом, Эго-дистонность основной проблемы пациентки является однимиз прогностически позитивных признаков в отношении эффективности терапии.Сформированные навыки самоанализа и рефлексии пациентки, развитость вторичногопроцесса оценены как показания к проведению психотерапии в русле глубинногоанализа. Определенный опыт представления образов, достаточный уровень развитиявоображения и нормальная память определили выбор кататимно-имагинативнойтерапии как основного метода психотерапии для пациентки.
 Мотивационные тенденции являютсясложными по составу. В них входят: постоянные личностные диспозиции — мотивы;ситуативные непосредственные детерминанты поведения — ожидание иливероятность и субъективная побудительная ценность будущего успеха или неудачи
Человеческаяактивность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистическийпроцесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность.Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, аосуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и во взаимодействиис другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).
Случай 2.
Пациентка приходит к психотерапевту с жалобами на своего 10 летнего сына.«…… Добрый день, у меняпроблемы с 10 летним сыном, он совсем меня не слушается, я его наказываю, онничего не понимает…… очень плохо учится…»(см. Приложение №2)
В данном случае, мы можем определить мотивационную направленность кактакую метапотребность, удовлетворение которой становится основной формойсуществования личности. Индивид на длительный период добровольно подчиняет своеповедение метапотребности. Удовлетворение других, низших, потребностейвыполняется в минимально необходимом объеме. Если остальные потребности неудовлетворяются даже в минимальной степени, то относительно сбалансированныйиндивид решает указанные проблемы в самом малом объеме и возвращается к ведущейметапотребности. Однако, метапотребность как направленность является вповедении личности ведущей.
Широкий диапазон проблем и симптомов, имеющихся у клиентов, с низкой мотивацией, создаетпроблему выбора начальных целей для психотерапевтического вмешательства,особенно ввиду того, что одним из симптомов этого расстройства являетсяпутаница с целями и приоритетами. Направленность на достижение конкретныхповеденческих целей может быть очень полезна для минимизации проблем, вызванныхтрудностями в установлении близких и доверительных отношений у клиентов с низкой или отрицательноймотивацией. Для большинства не мотивированных клиентов, работа с проблемами, нетребующими развитой способности к интроспекции, когда внимание сосредоточено наповедении, а не на мыслях и чувствах, выглядит менее угрожающе, чем сосредоточениена психотерапевтических отношениях или на глубоко личных проблемах.
При работе с клиентом, имеющим низкую мотивацию к психотерапии, существуетконфликт между необходимостью чутко реагировать на непосредственныебеспокойства клиента и осуществлятьсосредоточенный стратегический подход. Беспокойства и проблемы клиента, вероятно, будут меняться с каждойнеделей, но если на каждой сессии заниматься новой проблемой, работа будетнеэффективной. С другой стороны, если психотерапевт настаивает на определенномнаборе целей и приоритетов, он рискует либо показаться безразличным иотталкивающим, либо ввязаться в силовую борьбу по поводу содержания психотерапии. Особенно важно поддерживатьподход, основанный на сотрудничестве, даже если это связано с тем, что нужнопериодически пересматривать цели и приоритеты и быть более гибким, чем обычно.
Немотивированные клиенты, не чувствуют в себе желания и силы глубоко вовлечься впсихотерапевтический процесс по «проработке чувств переноса.
В данномслучае, то есть в этой сессии, мы наблюдаем мотив личной аффирмации илисамоутверждение.
Как иклиентка, многие люди могут мотивировать себя, лишь представляя все тенесчастья, которые могут случиться, если они не выполнят того, что от нихтребуется. Они представляют, что их уволят, если они вовремя не появятся наработе. Им кажется, что их семья разрушится, если они не будут любезными. Онипредставляют, как их машина разваливается на части, так как они не следят заней. Таким образом, представление неприятных последствий — малоприятное занятиеи не является достаточно быстрым побудителем к действию.
Такойнегативный мотивационный стиль может оказаться очень эффективным дляопределенных людей и в определенных ситуациях. Иногда очень полезнопредставлять, чего вам лучше избегать. Законодатели часто задумываются над тем,что может пойти не так, как надо, а затем принимают продуманные законы, которыепомогут устранить возможные проблемы. Однако, если человек мотивирует себятолько с помощью опасений, он, вероятнее всего, будет постоянно находиться встрессовом состоянии. Если мы видим, что стиль негативной мотивации является.вчеловеке достаточно эффективным, то мы бываем очень осторожны в предложениилюбых изменений или добавлений к данному стилю.
В данномслучае, можно выделитьтакие составляющие, как: а) мотивация адаптации и мотивация трансценденции. Приэтом мотивация адаптации проявляется в стремлении добиваться успеха там, где онможет быть по достоинству оценен окружающими. То есть, успешность обучениясына. 2.2 Мотивация клиента и методы работы с сопротивлением
Клиентобращается к психотерапевту, уже имея какие-то представления о психотерапии,которые необходимо обсудить и уточнить. Иначе мы столкнемся с ситуацией, когдаучастники психотерапии начинают работать, имея различные ожидания от самогопроцесса. Несовпадение ожиданий пациента и психотерапевта может затруднитьпроцесс психотерапии. Поэтому на первом сеансе следует узнать о взглядахпациента на психотерапию, чтобы объяснить и уточнить ее истинную сущность. Этоне займет много времени, однако принесет пользу. У одних клиентов ожиданиясовпадают с ожиданиями психотерапевта. Это может касаться частоты сеансов,общей продолжительности психотерапии и роли клиента в психотерапевтическом процессе.Другие же клиенты могут быть плохо осведомлены или иметь о психотерапииискаженную информацию, почерпнутую из фильмов и телепередач. Поэтому данныйвопрос стоит прояснить до начала психотерапевтической работы. Это можносделать, разъяснив пациенту суть психотерапии и роли ее участников, а затемпоинтересоваться, соответствует ли изложенное его ожиданиям. Или наоборот,можно сначала спросить клиента, чего он ждет от предстоящих встреч, а затемобъяснить, что обычно происходит в действительности. Однако в обоих случаяхнеобходимо понять ожидания клиента и довести до его сознания сущностьпсихотерапии. Если по каким-либо причинам клиента не устраивает предлагаемаяему психотерапия, он волен обратиться к другому психотерапевту, что избавитобоих участников от проблем в будущем.
Значительноечисло пациентов является лишь на первый сеанс и, таким образом, сразу завершаетпсихотерапию (Gar-field, 1994с).
Если пациентуже участвовал в психотерапии, стоит узнать, как именно она проходила и с какимрезультатом завершилась. Так психотерапевт сможет отметить все существенныеотличия используемого им метода психотерапии.
Бывают случаи, когда человек, овладевший новым мотивационным стилем,обнаруживает, что нуждается в дополнительных изменениях, способствующих еще большейэффективности нового мотивационного стиля. Брайан, например, обнаружил, что емунеобходимо научиться выделять главное в том, что ему предстоит сделать. Этопозволило бы ему находить время для необходимого отдыха.
Одна клиентка [1], обнаружила, что не способна овладеть новой мотивационнойстратегией. После того как ей создали атмосферу, в которой клиентка почувствоваласебя способной изучить свои возражения, она обнаружила, что боится потерпетьнеудачу. Будучи любителем откладывать все на потом, она никогда вдействительности не испытывала свои возможности.
Она всегда говорила: „Я могла бы это сделать. Я просто никогда непыталась“. Она боялась, что, если почувствует побуждение сделать больше,то окажется, что она не настолько способна, насколько ей это кажется. Мывоспользовались другим методом, чтобы помочь Луизе ценить и уважать эту своючасть таким образом, чтобы она смогла овладеть новой мотивационной стратегией.
Если человек принимает неудачные решения, это не будет большой проблемойв случае, если он с трудом побуждает себя к их осуществлению. Однако, если оновладеет более удачной стратегией мотивации, он начнет осуществлять все своиошибочные решения и, возможно, попадет в беду. В данном случае очень важноулучшить стратегию принятия решения
Важность позитивной мотивации давно уже является широко признанной.Однако то, как люди пытались изменить свою мотивацию, в лучшем случаенапоминает игру „горячо-холодно“.
Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь наглавный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/илипроблемами.
Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку, личностипозволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние, а такжефункционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: в семье,на работе.
Тогда доступными для коррекции и проработки с психологом становятся теактуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели к ухудшению егоздоровья.
Как только мотивация клиента становится понятной, можно начинатьвместе с ним искать другие способы добиться того же самого результата, — способы, которые, вероятно, будут более адаптивны или будут иметь меньшееколичество плохих побочных эффектов.
Основные принципы мотивационного интервьюДействия врача рекомендуемые нерекомендуемые
Проявлять эмпатию и поддержку:
»Вы кажетесь озабоченным тем, что Ваше употребление алкоголя может быть связано с определенным давлением, которое Вы испытываете дома и на работе".
Осуждать:
«Складывается впечатление, что Вы недостаточно серьезно относитесь к своим выпивкам».
Задавать открытые вопросы:
«Опишите, что хорошего приносит Вам употребление алкоголя и что в нем плохого?» Задавать закрытые вопросы (предполагающие ответы «да» или «нет»): «Есть ли у Вас проблемы с употреблением алкоголя?»
Отражать состояние пациента в психотерапевтическом диалоге:
«Похоже, что Вы не очень довольны тем, что Вас направили в нашу клинику».
Применять ярлыки
«То, как Вы пьете, показывает, что Вы — алкоголик». Развивать проявления несоответствия: «Если Вы будете продолжать употреблять алкоголь так же, как в этом году, как Вы думаете сложится Ваша жизнь через 2-3 года?» Проявлять конфронтацию, морализировать или «читать нотации»: «У Вас есть серьезная проблема с алкоголем, которую Вы отрицаете».
Двигаться в направлении сопротивления:
«Вы не рассматриваете свое употребление алкоголя как проблему, но готовы подумать о возможности уменьшения употребления алкоголя в случае, если это улучшило бы
Ваше здоровье».
(Эта стратегия обращается к проблеме в неконфронтационном стиле)
Угрожать:
Если Вы не прекратите употребление алкоголя, Вы будете выписаны".
Задавать вопросы в неугрожающей манере, чтобы избежать проявления сопротивления и мотивировать пациентов к изменениям:
«Расскажите мне о Вашем употреблении алкоголя» или «Складывается впечатление, что у Вас нет единого мнения (или Ваши мнения противоречивы) в отношении изменения употребления алкоголя?»
«Как Ваше употребление алкоголя изменилось за последний год?»
Задавать угрожающие вопросы:
«Как давно Ваше питье стало проблемой? Собираетесь ли Вы предпринять что-либо в отношении Вашей алкогольной проблемы?»
Вызывайте утверждения о собственной мотивации:
«Хоть Вы и не воздерживались от употребления алкоголя каждый день на прошлой неделе, Вы сумели уменьшить его значительно.
Как Вам это удалось?» (Поскольку у многих пациентов отмечается недостаток уверенности в своей способности измениться, предоставление им возможности озвучить перемены усиливает их ощущение собственной значимости и способности к изменениям.)
Вызывайте на разговор об изменениях, позволяя пациентам представить аргументы в пользу этих изменений:
«Итак, какие причины Ваша жена назвала бы в качестве основных, отмечая озабоченность Вашим употреблением алкоголя?» или «Если Вы продолжите выпивать, как сейчас, как Вы думаете, что с Вами будет через 10 лет?»
 
Сопротивление — это внутренние силы пациента,находящиеся в оппозиции к психоаналитической работе и защищающие невроз оттерапевтического воздействия. По форме сопротивление представляет собойповторение тех же защитных реакций, которые пациент использовал в своейповседневной жизни. Сопротивление действует через Эго пациента, и, хотянекоторые аспекты сопротивления могут быть осознаны, значительная их частьостается бессознательной.
Задача психотерапевта состоит в том, чтобы раскрыть,как пациент сопротивляется, чему и почему. Непосредственной причинойсопротивления являются несознательное избегание таких болезненных явлений, кактревога, вина, стыд и т. п. За этими универсальными реакциями в ответ навторжение во внутренний мир пациента обычно стоят инстинктивные побуждения,которые и вызывают болезненный эффект. Выводы по второй главе
При работе с клиентом, имеющим низкую мотивацию к психотерапии, существуетконфликт между необходимостью чутко реагировать на непосредственныебеспокойства клиента и осуществлятьсосредоточенный стратегический подход. Беспокойства и проблемы клиента, вероятно, будут меняться с каждойнеделей, но если на каждой сессии заниматься новой проблемой, работа будетнеэффективной. С другой стороны, если психотерапевт настаивает на определенномнаборе целей и приоритетов, он рискует либо показаться безразличным иотталкивающим, либо ввязаться в силовую борьбу по поводу содержания психотерапии. Особенно важно поддерживатьподход, основанный на сотрудничестве, даже если это связано с тем, что нужнопериодически пересматривать цели и приоритеты и быть более гибким, чем обычно.
Человеческаяактивность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистическийпроцесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность.Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, аосуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и вовзаимодействии с другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).
Работа психолога с немотивированными пациентами строится опираясь наглавный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/илипроблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку,личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние,а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: всемье, на работе. Тогда доступными для коррекции и проработки с психологомстановятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели кухудшению его здоровья.

Заключение
/>Мотивация(от lat. «movere») — побуждение к действию; динамический процессфизиологического и психологического плана, управляющий поведением человека,определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость;способность человека через труд удовлетворять свои потребности.
/>Мотивацияимеет под собой интеллектуальную подоснову, эмоции лишь косвенно влияют напроцесс (применительно только к человеку).
Мотивация пациента — его истинное желание разрешить свою конфликтнуюситуацию, улучшить психологическое самочувствие, понять суть своих проблем исимптомов, желание активного сотрудничества с психотерапевтом для улучшениякачества собственной жизни.
/>Направленностькак характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремится,осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу, потомучто она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное),а может делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добитьсяее целей. Для психотерапевта, очень важно знать направленность действийчеловека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью мотивированияориентировать эти действия в направлении определенных целей
Психотерапевтыразличных школ рассматривают мотивацию к психотерапии своих пациентов какнеобходимую предпосылку для лечения, а при ее моделировании между разнымишколами отсутствуют существенные различия.
При работе с клиентом, имеющим низкую мотивацию к психотерапии, существуетконфликт между необходимостью чутко реагировать на непосредственныебеспокойства клиента и осуществлятьсосредоточенный стратегический подход. Беспокойства и проблемы клиента, вероятно, будут меняться с каждойнеделей, но если на каждой сессии заниматься новой проблемой, работа будетнеэффективной. С другой стороны, если психотерапевт настаивает на определенномнаборе целей и приоритетов, он рискует либо показаться безразличным иотталкивающим, либо ввязаться в силовую борьбу по поводу содержания психотерапии. Особенно важно поддерживатьподход, основанный на сотрудничестве, даже если это связано с тем, что нужнопериодически пересматривать цели и приоритеты и быть более гибким, чем обычно.
Человеческаяактивность в мотивации к психотерапии, понимается не как менталистическийпроцесс выбора, а как деятельность, для которой характерна целенаправленность.Действующая и мыслящая личность не производит перебор альтернатив, аосуществляет деятельность в системе определенных социальных отношений и вовзаимодействии с другими людьми (в данном случае с психотерапевтом).
Работа психотерапевта с немотивированными пациентами строится опираясь наглавный принцип – это работа с человеком, а не с симптомами, болезнями и/илипроблемами. Умение проявить в пациенте интерес к себе самому как человеку,личности позволяет внести в фокус работы с ним и его психологическое состояние,а также функционально-ролевую позицию в значимых социальных взаимоотношениях: всемье, на работе. Тогда доступными для коррекции и проработки с психологомстановятся те актуальные жизненные проблемы, которые, в частности, привели кухудшению его здоровья.

Список использованной литературы
1. Берн. Э. Люди которые играют вигры- И.Коган- М- 2002- 159с.
2. Белоус В.В., Копань Т.В. Роль мотивациии стимуляции в формировании структур интегральной индивидуальности // Вопросыпсихологии. -2005 — № 6. — С.96.
3. Блазер А., Хайм Э., Рингер X.,Томмен М. Проблемно-ориентированная психотерапия. Интегративный подход. — М.,2004- 115с.
4. Воронов М.В., Психотерапия –наука или постклассическое направление теории познания? (Модель способовпреодоления препятствия), Харьков, 2006-89с.
5. Дудник Д. В. Современные проблемыклиники и лечения психических расстройств: Сборник научных статей. Челябинск:Изд-во ЧГМА, 2008: С.21 -28
6. Джидарьянч И.А. Влияниенравственной мотивации на развитие и формирование потребностей личности //Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. Тематический сборникнаучных работ. — М.,2006-312c/
7. Кинг М.Е., Цинтренбаум Ч. М.Экзистенциальная гипнотерапия. — М.,2005- 114с.
8. Киппер Д. Клинические ролевые игрыи психодрама. — М.,2005- 119с.
9. КоттлерДж. Совершенный психотерапевт. Работа с трудными клиентами. Спб, «Питер», 2004-118с.
10. Коттел Дж., Браун Р. Психотерапевтическоеконсультирование. 2001. Серия «Золотой фонд психотерапии».-321с.
11. Лаутербах В. Эффективностьпсихотерапии: критерии и результаты оценки // Психотерапия: от теории кпрактике. — СПб.,2004 — С. 28-41.
12. Лейтц Г. Психодрама: теория и практика.Классическая психодрама Я. Л. Морено. — М., МакВильямс Н. Психоаналитическаядиагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 2002-119с.
13. Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивнойпсихотерапии, М., 2001 № 4- С.45- 56
14. Нюттен Ж. Мотивация, действие иперспектива будущего / Пер. с англ. — М.: Смысл, 2004. — 60 с.
15. Нельсон-Джоунс Р., Теория ипрактика консультирования — СПб.: издательство «Питер», 2000. — 464 с.: ил. —(Серия «Золотой фонд психотерапии»).
16. Психологический статус личности вразличных социальных условиях. М.,2005-114с.
17. Психология личности в условияхсоциальных изменений. М.,2004-19с.
18. Эллис А. Гуманистическаяпсихотерапия: Рационально-эмоциональный подход. ЭКСМО, 2002- 119с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.