содержание
Введение. 2
1. Актуальность, проблемы качества товаров на современномэтапе. 2
2. Основная часть. 5
2.1. Факторы, формирующие качество мужской обуви. 5
2.1.1. Сырье. 5
2.1.2. Производство. 10
2.2. Нормативные документы, устанавливающие показателикачества и определяющие методы испытания мужской обуви. 14
2.3. Дефекты мужской обуви и причины их возникновения. 17
2.4. Показатели качества, принимаемые при экспертиземужской обуви. 20
2.5. Порядок проведения экспертизы качества мужской обуви. 22
Заключение. 31
Литература. 35
/>Введение
1. Актуальность, проблемы качества товаров насовременном этапе
Обувьявляется предметом первой необходимости и относится к важнейшим потребительскимтоварам. Современная обувь должна отвечать комплексу требований. Основныетребования — эксплуатационные, эстетические, функциональные. Эстетическиетребования отражают соответствие обуви современной моде, стилевому направлению;это красота и оригинальность модели, целостность композиции, качествотехнологического исполнения с точки зрения влияния его на внешний вид обуви. Функциональныетребования заключаются в том, чтобы обувь соответствовала своему назначению. Обувьдолжна защищать стопу ноги от воздействия высоких и низких температур, отвлаги, соответствовать антропометрическим показателям (размеру, полноте). Большоезначение имеет такое требование к обуви, как надежность. Обувь должна бытьдолговечной, безотказной, ремонтопригодной. Долговечность определяется срокамиморального и физического износа. Моральный износ обуви — это потеря обувьюсвойств потребительской ценности из-за несоответствия моде. Физический износобуви — это ее разрушение механическое или биологическое из-за действиябактерий, грибков. Обувь должна быть легкой, так как в тяжелой, жесткой обувичеловек затрачивает много энергии при ходьбе и быстро устает. Конструкция обувидолжна обеспечивать легкость надевании.
Качествообуви является одним из важнейших факторов в определении уровняконкурентоспособности предприятий. Качество — это совокупность характеристикобуви, определяющих способность удовлетворять установленные и предполагаемыепотребности.
Всевышеприведенные факторы обуславливают актуальность и значимость тематики работына современном этапе, направленной на глубокое и всестороннее изучение качествамужской обуви. Объект исследования — мужская обувь, предметом исследованиявыступает качество мужской обуви.
Целью даннойкурсовой работы является освещение вопросов методологии и практики экспертизыкачества мужской обуви. В соответствии с поставленной целью в работепредполагается решить следующие задачи:
— рассмотримфакторы, формирующие качество мужской обуви;
— изучимнормативные документы, регламентирующие производство и контроль качествамужской обуви;
— охарактеризуемдефекты мужской обуви и причины их возникновения;
— исследуемпоказатели качества мужской обуви;
— проанализируемпорядок проведения экспертизы качества мужской обуви;
— подведемосновные итоги, выводы курсовой работы и сформулируем предложения на основеизученного и проанализированного в работе материала.
Гипотезаисследования. Качество обуви зависит от многих факторов, которые можноподразделить на две группы.
1. Факторы,непосредственно влияющие на качество при изготовлении обуви:
— качествоисходного сырья, материалов, комплектующих деталей;
— конструкция,включая дизайн, качество проектирования и моделирования;
— качествотехнологических процессов, включая качество научно-технической документации,оборудования, качество труда работников.
2. Факторы,способствующие сохранению качества обуви при доведении ее до потребителя:
— упаковка имаркировка;
— условиятранспортирования;
— условияхранения;
— условияреализации и эксплуатации обуви.
/>2. Основная часть 2.1. Факторы, формирующие качество мужской обуви
2.1.1. Сырье
Искусственныеобувные материалы классифицируют по назначению: материалы для низа обуви, длявнутренних и промежуточных деталей, для верха обуви[1].
Материалыдля низа обуви.
Резиныизготовляют из натурального или синтетического каучука, вулканизирующих веществи других полезных добавок.
Полезныедобавки — ускорители, наполнители, мягчители, противостарители,порообразователи, красители и регенерат (измельченные бракованные резиновыеизделия или бывшие в употреблении).
Вырабатываютрезины подошвенные, каблучные, набоечные и др.
По структуререзины подразделяют на пористые и непористые (монолитные).
Пористыерезины мягкие, гибкие, упругие, с высокими амортизационными свойствами,отличаются теплозащитностью. Недостаток пористой резины — усадка, а такжевыкрошивание при ударах в носочной части.
Пористыерезины с волокнистыми наполнителями называются кожволон. Эти резины легкие,эластичные, похожи на натуральную кожу.
Непористыерезины вырабатывают различных типов: кожеподобная, транспарентная (сдобавлением натурального каучука), стиронип (на основе высокостирольныхсинтетических каучуков) и др.
Кожеподобнаярезина имеет высокую износостойкость. Непористая кожеподобная резина в отличиеот пористых резин имеет невысокие гигиенические свойства, высокуютеплопроводности но хорошо формуется и является ценным материалом впроизводстве обуви клеевым методом.
В настоящеевремя в качестве подошвенных материалов применяют пластмассы. Наибольшеераспространение получили такие полимеры, как полиуретан, поливинилхлорид,капрон и др. Создаются новые материалы — термоэластопласты — легкие, стойкие кистиранию, морозоустойчивые.
Искусственныеи синтетические материалы для верха обуви
Искусственныекожи для верха обуви представляют основу из ткани, трикотажа, нетканыхматериалов, покрытых полимерный ми материалами.
Взависимости от вида связующих веществ, входящих в состав покрытий, различаютискусственные кожи для верха обуви: Я каучуковым покрытием (кирза обувная), споливинилхлоридны, (винилискожа), с полиамидным к др.
Кирзаобувная изготавливается из хлопчатобумажной двух — трехслойной кирзы спропиткой латексами каучука.
Кирза имеетвысокую прочность на разрыв, жесткая на ощупь применяется в основном дляголенищ юфтевых сапог.
Искусственныекожи обладают технологическими и эксплуатационными недостатками: плохоформуются, недостаточно гигиеничны и морозоустойчивы.
Современнымнаправлением в развитии ассортимента искусственных и синтетических кож являетсяулучшение гигиенических показателей, эстетического оформления за счетприменения модных отделок. Разрабатываются синтетические кожи на тканевойоснове, изнаночная сторона таких тканей напоминает бахтарму натуральных кож. Вырабатываютискусственные обувные материалы с подкладочным слоем. В этом случае впроизводстве обуви исключается технологическая операция, когда соединяютсянаружные детали верха с подкладкой. На искусственные обувные материалы способомтиснения наносят рисунок, напоминающий мерею натуральных кож, что улучшает ихвнешний вид.
Сырьем длявыработки кож являются шкуры крупного рогатого скота, коз, овец и другихживотных. Шкура животного состоит в основном из трех слоев: эпидермис, дерма иподкожный слой клетчатки. Кожу вырабатывают из дермы, эпидермис и подкожнуюклетчатку удаляют[2].
Топографияшкуры
Шкуракрупного рогатого скота состоит из следующих участков: голова, вороток, чепрак,лапы, полы, пашины, огузок (рис 1).
/>
Рис.1. Топографияшкуры а — крупного рогатого скота; б – конской
Участкишкуры неодинаковы по толщине, прочности и тяжести. Это учитывается в технологиипроизводства обуви. Самым ценным участком шкуры является чепрак.
Сырьеконсервируют, сортируют, комплектуют и отправляют на кожевенные предприятия. Операциипревращения шкуры в кожу: подготовительные, дубление и отделка.
Подготовительныеоперации к дублению: шкуры отмачивают, юлят, удаляют шерсть и подкожно-жировойслой.
Дубление — процессобработки полуфабриката дубильными веществами. После дубления шкура превращаетсяв кожу.
Впроизводстве обувных кож применяются различные способы дубления, наиболеераспространенные из них: — хромовое дубление с применением солей хрома; — комбинированноедубление с хромовыми солями и растительными дубителями; — жировое дубление сприменением жира морских животных; — алюминиевое дубление с применением солейалюминия. Для того чтобы кожа стала более плотной, жесткой, водостойкой,проводят отделку. После отделочных операций кожа приобретает приятный внешнийвид. Отделочные операции: пролежка, промывка, разводка, крашение, шлифование идр.
Хромовыекожи для верха обуви Хромовые кожи обладают гигиеническими свойствами, упруги,пластичны, формоустойчивы, имеют красивый внешний вид. Их окрашивают в черные,белые, светлые (светло-серые, бежевые), яркие (красные, синие, зеленые и др.) цвета.По способу и характеру отделки лицевой поверхности хромовые кожи бываютгладкие, нарезные и тисненые (прессованием получают рисунок на коже) [3].
Хромовыекожи из шкур крупного рогатого скота: опоек — шкура, снятая с телят-сосунков до6 месяцев одна из наиболее ценных;
— выросток — из шкур телят возрастом до года;
— полукожник- из шкур телят до полутора лет;
— яловка — изшкур нетелившихся коров старше 1,5 года;
— бычок — изшкур молодых бычков.
Шевро икозлину хромового дубления вырабатывают из шкур коз. Мерея шевро (рисуноклицевой поверхности) отличается красивым мелким узором. Кожа шевро имеетплощадь до 60 дм а кожи площадью более 60 дм2 называются хромовой козлиной
Шевретвырабатывают из шкур овец, кожа менее прочная, чем шевро; кожа мягкая, тягучая,рыхлая, применяется для подкладки, пинеток, легкой летней и комнатной обуви.
Свинаяхромовая кожа грубая, жесткая, имеет некрасивую марею. У свиной кожи сивозныекрупные поры, возникающие при удалении щетины. Свиные кожи редко выпускают сестественным лицом, чаще облагораживают. Свиная кожа бывает гладком и нарезной.
Конскиехромовые кожи — жеребок, выметка, передины бывают с естественной иискусственной лицевой поверхностью, гладкие и нарезные.
Велюрвырабатывают из опойка, выростка, полукожника, шевро, свиных хромовых кож,имеющих заметные пороки лицевой слоя. Велюр имеет ворсовую поверхность, которуюполучают шлифованием кожи со стороны бахтармы (изнанка кожи).
Недостаткивелюра — большая намокаемость, понижения прочность на разрыв, загрязняемость.
Нубукхромовый получают из опойка, выростка, полукожника тонким шлифованием лицевогослоя, имеющего небольшие повреждения.
Лаковая кожаприменяется для модельной обуви, имеет нарядный вид, блестящую поверхность. Лаковаякожа вырабатывает™ хромовым дублением из кож опойка, выростка, полукожникашевро с лаковым покрытием. Гигиенические свойства лаковой кожи невысокие. Наилучшимипо качеству являются лаковая кожа — шевро и лаковая кожа — опоек.
В обувномпроизводстве применяется кожа жирового метод дубления — замша. Ее выделывают изшкур опойка, овец, лося, оленей. Замшу обычно шлифуют с обеих сторон. Замшиобладает повышенной тягучестью, мягкостью, хорошей воздухопроницаемостью,устойчивостью к действию воды. Замшу применяют преимущественно для верхамодельной обуви[4].
Юфтевые кожи.
Юфтевые коживырабатывают комбинированным методом дубления — это толстые, мягкие кожи свысоким содержанием жира (26-30%), водостойкие. К наиболее ценному виду юфти относитсяяловичная юфть. В зависимости от назначения юфть бывает обувная и сандальная.
Юфтевые коживырабатываются с естественной и искусственной лицевой поверхностью, бываютгладкие и нарезные, окрашиваются в различные цвета и могут быть натуральными.
2.1.2. Производство
Мужскаяобувь выпускается различных видов: сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки,сандалеты, туфли летние, туфли-сабо, сандалии, туфли комнатные и спортивные. Мужскаяобувь характеризуется разнообразием материалов верха, низа и методов крепленияподошвы[5].
Детали низаприкрепляют к верху обуви с помощью клея, ниток, гвоздей, винтов, шпилек. Методыкрепления влияют на свойства обуви — износостойкость, легкость, гибкость,удобство и носке, теплозащитность и др.
Методыкрепления подразделяют на:
— химические- клеевой, горячей вулканизации и литьевой;
— ниточные — рантовый, рантово-пришивной, сандальный, выворотной, бортовой, прошивной имокасиновый;
— комбинированные- рантово-клеевой, сандально-клеевой и строчечно-горячей вулканизации.
Химическиеметоды крепления
Прихимических методах крепления подошву с верхом обуви соединяют с помощью клея.
Клеевойметод заключается в прикреплении подошвы к затяжной кромке заготовки с помощьюклея. Обувь выдерживается на колодках под специальными прессами.
Обувьклеевого метода отличается легкостью, водо — и износостойкостью, но из-заклеевой пленки уступает по гигиеническим свойствам обуви ниточным методамкрепления.
Методгорячей вулканизации дает прочное и монолитное соединение резиновой подошвы сверхом. Сырая резиновая смесь формуется в специальной пресс-форме, имеющейконтур и профиль подошвы. Отформованный низ вулканизируется и прикрепляется кзаготовке, затянутой на стельку. Вулканизация происходит при соответствующейтемпературе и под давлением. На подошве заметны следы от пресс-формы.
Литьевойметод. При литьевом методе подошва обуви формуется в пресс-форме из пластмасс,термоэластопластов; таким способом изготавливается обувь с верхом из хромовыхкож, а также цельноформованная обувь пляжного и спортивного назначения[6].
Ниточныеметоды крепления
Обувьниточных методов крепления имеет высокие потребительские свойства, красивыйвнешний вид, но из-за пониженной водостойкости низа и ухудшения износостойкостиниточной крепления во влажных условиях предназначена для носки в весенне-летнийпериод.
Рантовыйметод (рис.2).
/>
Рис.2. Рантовойметод крепления: 1 — заготовка верха обуви; 2 — простилка; 3 — стелька; 4 — губастельки; 5 — рант; 6 — подошва; 7 — ниточные швы
Обувьрантового метода отличаете) высокими эксплуатационными свойствами, прочностью,эластичностью, гибкостью, гигроскопичностью, имеет хорошие теплозащитныесвойства. Рант совместно с затяжной кромкой заготовки сначала сшивают с губой стельки,а затем пришивают подошву к ранту двухниточным швом. Шов, проходящий черезрант, затяжную кромку заготовки и губу стельки, эластичен и защищен от износаподошвой и стелькой.
Недостатокэтого метода — трудоемкость и большой расход высококачественных подошвенных истелечных материалов.
Рантово-прошивнойметод (рис.3) отличается от рантового отсутствием губы у стельки. Рант, кромказаготовки и стелька прошиваются нитками насквозь. Ниточный шов на стелькеиспытывает действие пота и трения, поэтому по эксплуатационным свойствам этотметод уступает рантовому. Этот метод применяют редко.
/>
Рис.3. Рантово-прошивнойметод: 1 — заготовка; 2 — стелька; 3 — простилка; 4 — рант; 5 — подошва; 6 — ниточныешвы; 7 — затяжной текс
Сандальныйметод (рис.4). Затяжную кромку заготовки отгибают наружу, наложенный со стороныверха рант сшивается с кромкой заготовки и с подошвой по всему периметру. Всандальной обуви нет стельки и нет подкладки. Обувь легкая, гибкая, но имеетнизкую износостойкость.
/>
Рис.4. Сандальныйметод: 1 — заготовка; 2 — рант; 3 — подошва; 4 — ниточный шов
Выворотнымметодом изготавливают спортивную обувь, чувяки. Подошву с заготовкой скрепляютв вывернутом состоянии, а затем выворачивают лицевой стороной кверху.
Бортовойметод (рис.5). Кожаную подошву формируют для образования борта. Кожаной лентойскрепляют полученный борт подошвы с кромкой заготовки. Обувь бортового методалегкая, удобная. Подошва может быть кожаной или полимерной[7].
/>
Рис.5. Бортовойметод: 1 — заготовка; 2 — подошва; 3 — кожаная лента для крепления
Комбинированныеметоды крепления подошв
Вкомбинированных методах сочетаются два метода, обычно ниточный с клеевым.
Рантово-клеевой.В этом методе к одному слою подошвы приклеивается второй.
Строчечно-клеевойметод характеризуется наличием между верхом и подошвой обуви специальнойплатформы, обтянутой мягким обувным материалом; сверху к обтяжке пристрачивают:материал верха, а снизу приклеивают подошву.
Применяютсандально-клеевой, строчечно-литьевой, клеепрошивной и другие методы.
Технологическийпроцесс производства обуви завершается отделкой. После отделочных операцийобувь приобретает товарный вид. Обувь маркируют, упаковывают и отправляют насклад готовой продукции[8]. />2.2. Нормативныедокументы, устанавливающие показатели качества и определяющие методы испытания мужскойобуви
Наиболееважное место среди видов нормативно-технической документации занимаютГосударственные общесоюзные стандарты (ГОСТ), которые были еще утверждаемыеКомитетом стандартов, мер и измерительных приборов при Совете Министров СССР. Каждыйгод эти документы разрабатывались по плану государственной стандартизации иутверждались Комитетом, но существенных изменений по ГОСТу не было.
СогласноГОСТ 179-61 мужская обувь должна изготовляться трех полнот с интервалом пообхвату в пучках 8 мм. Тем самым обувью рациональных размеров будетудовлетворено около 82% населения. При этом рекомендуется изготовлять обувьузкой и широкой полнот по 30% — средней, 40% — мужская обувь.
СогласноГОСТ 28371-89 «Обувь. Определение сортности», обувь подразделяют на стандартную(или сортную) и нестандартную. Стандартная обувь должна соответствовать образцу- эталону.
Сортностьобуви устанавливается по худшей полупаре и наиболее существенному дефекту. Количествонаименований дефектов, допустимых в стандартной обуви, на полупаре не ограничивается,значение имеет размер дефекта, место его расположения на деталях и степень еговыраженности.
Переченьдефектов, недопустимых в стандартной обуви, определяется ГОСТ 28371-89.
Встандартной обуви не допускаются: сквозные повреждения деталей, растрескивание,отслаивание и липкость покрывной пленки материала верха и подкладки,неправильное расположение деталей, плохое соединение швов, неразглаженный шов,местная неприклейка подошвы, неправильно поставленный каблук, неприклеенная илипорванная подкладка, замины, незаделанные или плохо заделанные повреждения,неправильное комплектование пар обуви, неустойчивость покрытия кож.
Для защитыинтересов потребителя ГОСТами 26165-84,26166-84, 26167-84, 19116-84, 1135-88,5394-89 устанавливаются гарантийные сроки носки для обуви отечественногопроизводства. В течение гарантийного срока покупатель может предъявитьпретензии к продавцу, если в ней обнаружены дефекты: сквозной износ верха,стельки и подошв; осыпание красителя; разрушение швов; раскол, перелом и отрывкаблука; оседание задника.
Покупательможет обменять обувь или, по его желанию, может быть возвращена полнаястоимость обуви на день покупки.
Маркировкаобуви должна соответствовать требованию стандартов: ГОСТ Р 51121-97 «Товарынепродовольственные. Информация для потребителя. Общие требования», ГОСТ7296-81 «Обувь. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранением
Маркировкадолжна быть полной и достоверной, на русском языке. Маркировка напотребительской таре должна содержать следующие данные:
1) наименованиевида обуви;
2) наименованиестраны-изготовителя;
3) наименованиефирмы-изготовителя;
4) основноеназначение и область применения обуви;
5) правила иусловия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективногоиспользования;
6) основныепотребительские свойства или характеристики (цвет материала верха, видматериала верха, подошвы и подкладки; размер и полнота обуви и др.);
7) информацияоб обязательной сертификации (знак соответствия по ГОСТ Р 50460-92);
8) юридическийадрес изготовителя или продавца;
9) обозначениенормативного документа, по которому производится обувь;
10) товарныйзнак изготовителя (при наличии);
11) датавыпуска (месяц и две последние цифры года наносятся арабскими цифрами, например04.02);
12) обозначениефасона колодки и (или) номера модели;
13) клеймо «СТ».
Маркировкаможет быть дополнена изготовителем информацией о добровольной сертификации, ознаке соответствия обуви государственным стандартам, штриховым кодом,гарантийном сроком носки обуви, а также другой интересной для потребителяинформацией.
Информация с1-го по 8-й пункт является обязательной дл) маркировки импортной обуви.
Каждаяполупара кожаной обуви должна иметь маркировочные обозначения: товарный знакпредприятия, размер, полнота, номер модели, фасон, дата выпуска, обозначениенормативной документации, клеймо СТ.
Размер,полноту наносят на ходовую поверхность подошвы (в геленочной части), а также надетали подкладки или на внутреннюю сторону голенищ бесподкладочных сапог.
Маркировкатранспортной тары дополняется информацией о количестве пар обуви,размерно-полнотном ассортименте, дате упаковки и номере упаковщика.
Кожануюобувь упаковывают в потребительскую и (или) транспортную тару. Впотребительскую тару — картонные коробки, бумажные пакеты, пакеты из полимерныхматериалов — обувь укладывают попарно так, чтобы носок одной полупары прилегалк пяточной части другой. Между полупарами прокладывают мягкую бумагу. Внутрькаждой полупары под носок вставляют вкладыш из картона, пластмассы или мягкойбумаги для сохранения формы обуви и предохранения ее от деформации. Коробки,пакеты с обувью укладывают в ящики деревянные или из картона. Масса (брутто) одногоупаковочного ящика не должна превышать 50 кг. Внутрь каждого ящика с обувьювкладывается упаковочный ярлык.
Обувь хранятв помещениях сухих, чистых, проветриваемых при температуре воздуха не ниже+14°С и не выше +25°С и относительной влажности воздуха 50-80%. Обувь хранят вкоробках на стеллажах, на обувь не должны попадать прямые солнечные лучи. Коробкии ящики размещают на расстоянии не менее 1,0 м от наружных стен склада,отопительных и нагревательных приборов. Расстояние от пола до нижней полкистеллажа должно быть не менее 0,2 м.
2.3. Дефекты мужской обуви и причины ихвозникновения
По природевоздействия все факторы, вызывающие изменения потребительских свойств обуви,подразделяются на:
— физико-химические(влажность, температура, свет, кислород);
— механические(удары, давление, трение);
— биологические(микроорганизмы — гнилостные бактерии, плесневые грибы; насекомые — моль,жук-кожеед; грызуны).
Потребительскиесвойства товаров, в том числе и обуви, могут значительно ухудшаться при наличиидефектов.
Дефект — невыполнениезаданного или ожидаемого требования, касающегося объекта, а также невыполнениеего потребительских свойств.
Покупатели,обнаружив дефекты обуви, обращаются в центры экспертизы и защиты правпотребителей, в которых устанавливаются причины возникновения и характердефектов.
По данным «Центранезависимой потребительской экспертизы» Санкт-Петербурга, за период 2005-2006гг. были выявлены наиболее часто встречающиеся дефекты обуви[9].
Мужскаяобувь:
1. Неприклеиваниеподошвы — 28%;
2. Разрывы,трещины материала верха, хрупкость отделочного слоя — 19%;
3. Разрушение,трещины подошвы — 15%;
4. Разрывкожи по грани следа — 8%;
5. Другиедефекты (по 3 и
Исходя изэтих данных, можно сделать вывод о том, что неприклеивание подошвы — наиболеечасто встречающийся дефект. Это может свидетельствовать о том, что напроизводстве не соблюдена технология приклеивания подошвы или нарушенарецептура клея. Также часто встречаются дефекты материалов верха и низа. Причинаэтого — в применении материалов низкого качества, несоблюдении технологииизготовления и обработки материалов.
Потребителяинтересует конечный результат, а процесс изготовления обуви его мало волнует дляпроизводителей же наибольшее значение имеет технология производства обуви, амнения потребителей зачастую просто не учитываются.
Такимобразом, производственные дефекты существенно влияют на потребительскиесвойства обуви и являются следствием нарушения технологического процесса. Этасвязь наглядно представлена в виде классификации дефектов (Рис.6).
/>
Причинывозникновения дефектов обуви могут быть эксплуатационными и производственными. Эксплуатационныепричины могут зависеть от потребителя (неаккуратная носка обуви, неправильныйуход) и/или от предприятия, производящего обувь (нарушение технологииизготовления). Причины, зависящие от предприятия, могут быть скрытыми и явными.
Производственныепричины возникновения дефектов могут зависеть и не зависеть от предприятия. Причины,не зависящие от предприятия, — это скрытые и явные дефекты материалов, еслипредприятие не производит их само, а закупает. Наглядно это представлено на рис.7.
/>
Проведенноеисследование возврата обуви показало, что наибольший удельный вес имеютпричины, зависящие непосредственно от производителей. Поэтому в конкурентнойборьбе за потребителя выиграют предприятия, которые будут уделять должноевнимание вопросам качества, повышать уровень производства и учитывать пожеланияпотребителей в области качества обуви.
2.4. Показатели качества, принимаемые приэкспертизе мужской обуви
Требования ккачеству
Контролькачества обуви проводится в два этапа:
1) проверкакачества обуви по внешнему виду;
2) проверкафизико-механических показателей качества обуви. Проверка качества обуви вторговле осуществляется выборочно в соответствии с ГОСТ 9289-78 «Обувь. Правилаприемки»[10].
Комплексмеханических нагрузок с одновременным действием пота, тепла, влаги,микроорганизмов, усилий сжатия и изгиба вызывает при носке следующиеповреждения стелек: трещины, складки, закручивание краев, коробление,желобчатость — образование углублений в местах прошивки или пробивки гвоздями,усадка по площади и увеличение толщины, уменьшение прочности лицевого слоя,ломкость, потемнение окраски, повышенная жесткость, роговидность, вымывание(выщелачивание) дубителей и других водорастворимых веществ и отложение их междуволокнами кожи, особенно в верхних слоях. Наиболее существенными повреждениями,вызываемыми, главным образом, действием пота, являются трещины и усадка поплощади, т. к. они могут вызвать полное разрушение обуви, а остальные создаюттолько неудобства для носки.
Дефицитнатуральных кож и развитие производства различных синтетических материаловобусловило их применение при изготовлении обуви. В настоящее время процессзамены натуральных материалов на синтетические для отдельных деталей обувипринял необратимый характер.
Значимостьдля стельки гигиенических свойств несомненна. Сопоставление проверяемыхматериалов по паропоглощению, пароотдаче, воздухо- и паропроницаемости говорито значительных преимуществах над искусственными материалами.
Вследствиетого, что кожа значительно лучше взаимодействует с влагой, чем заменители,происходит увеличение ее теплопроводности во влажном состоянии, т. к. специфическаятеплопроводность воды в 50 раз больше, чем у воздуха.
Опрочностных свойствах материалов судят по трем показателям: прочность наразрыв, прочность на прорыв ниточным швом и прочность при надрыве. По этим тремпоказателям кожа в первоначальном состоянии превосходила все другие материалы. Вовлажном состоянии происходит снижение названных показателей, но у кожи этопроисходит в меньшей степени, чем у заменителей. Показатель растяжимости длястельки очень важен, т. к. стелька в процессе ходьбы подвергается повторяющимсярастяжениям при среднем напряжении 0,1 МПа. Все синтетические материалы приэтой нагрузке имели меньшую растяжимость, максимальные их значения лишьприближаются к минимальным значениям кожи. Здесь нужно отметить, что тягучестькожи сочетается с высокими прочностными свойствами[11].
Длявыявления преимуществ и недостатков синтетических стелечных материалов был предпринятряд исследований. Это, прежде всего, подробная работа Херфельда и Кенигфельда. Онисопоставили стелечную кожу растительно-синтетического метода дубления и ее 7заменителей (лефа, тексон, квалитет 437 и 448, буледон ST 1252, бонтекс,артикель VK 3200 и ирон порон 134).
Сопоставлениесвойств происходило по следующим показателям: масса, толщина, изменение площадипод действием воды и пота, прочность на разрыв, тягучесть, гибкость, отношениек воде, паропоглощение и пароотдача, воздухо- и паропроницаемость,теплопроводность. Сравнение массы кожаных стелек и стелек из искусственныхматериалов показало, что последние легче в среднем на 5,4-8%. Эту величинуследует считать незначительной, если принять во внимание массу отдельной парыобуви 0,37-0,44 кг. Это увеличение массы практически не приведет к ростунагрузки на стопу носчика. Отношение к воде и поту определялось приодновременном действии трения. При этом установлено, что поверхностьбольшинства искусственных материалов становится ворсистой, шероховатой, а кожаоставалась гладкой на протяжении всего испытания. Усадка под действием воды ипота была у всех материалов примерно одинаковой.
2.5. Порядок проведения экспертизы качества мужскойобуви
Учитываявозросшие потребности граждан в обеспечении защиты их прав и интересов,связанных с качеством обуви, сотрудники отдела контроля качества по обращениямграждан с начала 2003 года проводят экспертизу обуви для потребителей,производителей и продавцов розничной и оптовой торговли.
Экспертизаосуществляется в следующих случаях:
— припредъявлении претензий к качеству обуви со стороны потребителей в соответствиис Законом “О защите прав потребителей”;
— приразрешении конфликтных ситуаций по вопросам качества обуви;
— призаключении договоров на оптовые поставки обуви для подтверждения ее качества исоответствия условиям договора поставки.
При оценкеуровня качества товаров в зависимости от количества показателей, по которымпринимается решение о качестве товаров, применяют следующие методы: дифференциальный,комплексный и смешанный.
Дифференциальныйметод. Этот метод основан на сопоставлении значений единичных показателейкачества оцениваемого и базового образцов. При этом определяют, достигнут лиуровень базового образца в целом, по каким показателям он достигнут, какиепоказатели существенно отличаются от базовых.
Выборноменклатуры единичных показателей для оценки качества оцениваемого изделияпроводится с учетом требований потребителя, условий эксплуатации и т.д.
Значенияединичных потребительских показателей качества с их базовыми значениямисопоставляют исходя из общего условия:
/>
где К. — значениеоценки i-го показателя качества товара;
Р: — значениеi — го показателя качества оцениваемого товара;
Р. — базовоезначение i — го показателя.
В случаелинейной зависимости между значениями оценки и значениями потребительскихпоказателей пользуются следующей формулой:
/>
где q. — значениеоценки г-го относительного показателя качества.
Прииспользовании предварительно построенных оценочных шкал сначала определяютзначение потребительского показателя качества оцениваемого товара, а затем пошкале оценки — значение оценки этого показателя и его смысловую трактовку. Значениедифференциальных оценок выражается обычно в одинаковых безразмерных единицах(баллах). Может быть использована 10 — и 100-балльная система.
Дифференциальныйметод оценки уровня потребительских показателей качества применяется на этапах планирования,проектирования, обращения и эксплуатации товаров. Его достоинством является то,что исключается необходимость определения коэффициента весомости оцениваемогопоказателя качества, а недостатками — сравнительная форма фиксации значенияоценки («лучше» — «хуже») и возможность суждения о качестве товара в целом лишьв тех случаях, когда значения всех единичных показателей качества оцениваемоготовара выше или низке соответствующих базовых значений показателей.
Комплексныйметод. Этот метод оценки уровня качества товаров основан на сопоставленииобобщающих показателей качества оцениваемого и базового образцов.
Обобщающийпоказатель качества представляет собой функцию единичных (комплексных) показателейкачества. Он может быть выражен через главный показатель качества, отражающийосновное назначение товара, средневзвешенный показатель качества илиинтегральный показатель качества.
Комплекснуюоценку с использованием главного потребительского показателя качества проводятв тех случаях, когда установлена зависимость значения этого показателя отзначения исходных показателей, характеризующих технический уровень данноготовара. Главным показателем качества обуви могут служить, например,эстетические свойства, надежность и т.д.
Отдельныесвойства, составляющие качество обуви имеют неодинаковую значимость. Используют,как правило, взвешенные единичные показатели качества, т.е. показатели качествас учетом их значимости (коэффициента весомости).
Комплекснуюоценку в этом случае определяют путем перемножения значений оценок единичныхпоказателей и соответствующих коэффициентов весомости и последующего усреднениярезультата.
Коэффициентывесомости единичных показателей качества устанавливаются, как правило,экспертным методом (методом ранжирования и сравнения).
Комплексныйпоказатель качества товара (У) определяется по формуле:
/>
где х i — оценкаг-го единичного показателя;
т i — коэффициентвесомости г-го показателя;
п — количествооцениваемых показателей.
Присравнении более двух свойств целесообразно использовать метод ранжирования, апри сравнении двух свойств — метод сравнения.
Субъектомэкспертизы выступает комиссия квалифицированных специалистов, имеющихтеоретические знания и практический опыт оценки качества товаров. Особенностьютакой экспертной комиссии является четкое разделение творческой, оценочнойдеятельности, выполняемой экспертами, и вспомогательных технических процедуроценки, осуществляемых специальной рабочей (информационно-расчетной) группой.
В качествекритерия оценки используется предварительно построенный экспертами эталонныйряд изделий отечественного и зарубежного производства Он представляет собойранжированный ряд изделий, соответствующих по своему уровню качества четыремградациям оценки (лучшие, хорошие, удовлетворительные и плохие), и включает всебя изделия, являющиеся эталонами каждой из указанных групп. Например,эталоном по группе лучших товаров обычно выбирается лучшее из изделийаналогичного класса и назначения, отражающее современные идейно-эстетическиепредставления, имеющее рациональное строение формы и целостное композиционноерешение, выполненное на высоком производственном уровне.
После выбораноменклатуры свойств для оценки уровня приступают к их ранжированию иопределению согласованности мнений экспертов.
Наиболееважное свойство получает более высокий ранг (ранговый балл). Например, есливыбрали три свойства, то наиболее весомое свойство получает ранг 3, а наименееважное — ранг 1.
Определяютсогласованность мнений экспертов по показателю коэффициента конкордации (W):
/>
где г — числоэкспертов;
п — числосвойств;
О. — отклонениесуммы рангов каждого взвешенного показателя свойств от средней суммы ранговыхпоказателей.
/>
где Тср — средняясумма рангов всех показателей;
∑Mij — сумма рангов каждого показателя.
/>
О 0,5. Обычнопридерживаются условия, когда W > 0,7. Тогда достоверность результатовповышается.
Далеевычисляем коэффициенты весомости каждого свойства (т):
/>
На основескорректированных рабочей группой оценок подсчитывается итоговое значениеобобщенного показателя уровня качества товаров (У):
/>
где К. — показательуровня качества для j-то эксперта.
Расчетныйметод.
Сущностьэтого метода заключается в использовании в экспертизе потребительских свойстврасчетных таблиц, формул. Например, расчетный метод экспертизы используется приоценке формоустойчивости обуви.
В комплексесвойств, определяющих качество обуви, все большее значение приобретаетспособность сохранять при эксплуатации или хранении форму, которая является нетолько важной составляющей эстетических достоинств обуви, но и предопределяетее удобство и может влиять на износостойкость и другие свойства.
Форма обувизависит от многих факторов. В результате ряда исследований предложены отдельныеметоды оценки формоустойчивости обуви. Под формоустойчивостью обуви понимают ееспособность сохранять форму и размеры в определенных условиях. Так как формаобуви может изменяться сразу же после снятия ее с колодки, принято подразделятьформоустойчивость на статическую и динамическую. Под статической формоустойчивостьюпонимают способность обуви сохранять форму после снятия ее с колодки и впоследующий период до начала ее эксплуатации, а под динамической — способностьсохранять форму в период эксплуатации.
Большаячасть методов оценки формоустойчивости основана на измерении линейных размеровили площадей деталей верха, площади отдельных сечений обуви и т.п. в какой-томомент, которому предшествовали хранение обуви или ее носка. Поэтому эти методыболее точно было бы назвать методами количественной оценки формы илистатической формоустойчивости.
Методопытной эксплуатации (носки).
Дляхарактеристики эксплуатационных свойств обуви, изготовленной с применениемновых материалов или использованием процессов производства, отличающихся попараметрам, предусмотренных нормативной документацией, применяют главнымобразом испытание в опытной носке.
В различныхстранах используют неодинаковые методы испытаний обуви в опытной носке. Известенметод, при котором испытанию подвергают небольшое количество обуви. Для этогоорганизуется хождение носчиков в определенных условиях по специальным дорожкампод наблюдением экспериментатора с точным учетом продолжительности хождения ирегистрацией появившихся дефектов обуви, ее деталей, мнения носчика об удобствеобуви и т.п. К недостаткам этого метода следует отнести, помимо высокойстоимости и сложности организации испытания, несоответствие условий носки обувитем условиям, в которых впоследствии ее будут эксплуатировать.
В ряде страндля испытания обуви в опытной носке используют солдат армии. Однако этоиспытание может быть признано эффективным только для тех видов обуви иматериалов, которые предназначены для изготовления армейской обуви.
Методиспытания в опытной носке характеризуется большой продолжительностью идороговизной, что следует отнести к его недостаткам. Кроме того, этот метод непозволяет полностью исключить влияние на получаемые результаты различий вусловиях эксплуатации, а также индивидуальных особенностей носчика (походка,степень потливости стопы) и ряда других факторов.
Многообразиефакторов, обусловливающих различия в условиях носки обуви в период ее испытанийв эксплуатации, и большая неоднородность в свойствах обувных материалов и обувипредопределяют значительную колеблемость получаемых результатов. Поэтому, чтобыполучить достоверные сведения об эксплуатационных свойствах обуви,изготовленной с применением новых материалов или технологий, необходимоиспытать значительное количество обуви. При большом многообразии факторов,способных оказать влияние на результаты оценки эксплуатационных свойств вопытной носке, следует признать целесообразным применение сравнительной оценкисвойств опытной обуви, изготовленной с использованием нового материала илитехнологии, с аналогичной контрольной, изготовленной в соответствии сдействующей нормативно-технической документацией[12].
Припроведении экспертизы качества кожаной обуви эксперт должен обратить особоевнимание на наличие сертификата соответствия. Основным является наличиесертификата соответствия по показателям безопасности.
Требования ккачеству обуви постоянно растут, появляются новые материалы, конструкции,технологии. В связи с этим важное значение имеет разработка оперативных и повозможности простых методов оценки потребительских свойств обуви. Приведемнекоторые из них:
1. Созданиеи совершенствование методов оценки важнейших свойств обуви, кожи и другихобувных материалов в динамических условиях, имитирующих основные параметрыреальной носки.
2. Разработкаметодов оценки важнейших свойств обуви и обувных материалов, не требующихразрушения испытуемых объектов. Это позволит осуществлять массовый контрольвыпускаемой продукции, а также сократить материальные затраты на него.
3. Заменаорганолептической оценки ряда важных свойств обуви и обувных материаловобъективными методами.
4. Созданиеавтоматизированных методов контроля свойств обуви и обувных материалов. Применениеих позволит повысить производительность труда при выполнении испытаний, а такжеповысить точность получаемых результатов.
5. Унификацияметодов физико-механических испытаний на основе экспериментальногосопоставления с целью выявления оптимальных методов, показателей и получениясопоставимых результатов.
В этой связинами предложен новый более простой оперативный метод оценки износостойкостиподошвенных материалов, подошвы и обуви.
Существующиеметоды имеют ряд существенных недостатков. Один метод (с использованием прибораПозняка) связан с огромным расходом материальных и трудовых затрат, другойметод (с использованием прибора МИ-2) не позволяет получать достоверныерезультаты. Однако эти методы до сих пор используются для оценкиизносостойкости подошвенных материалов как стандартные.
Вбольшинстве случаев целью создания методов испытаний обуви и обувных материаловявляется стремление обеспечить объективный контроль какого-либо свойства. Напервом этапе созданный метод обычно применяют при выполнении исследований, в последующем- для контроля качества обуви или обувных материалов. Однако не исключаютсявозможность и целесообразность создания методов и приборов, предназначенныхспециально для проведения исследований, выполнение которых должнопредшествовать последующему созданию объективных методов контроля определенныхсвойств обуви или материалов[13].
/>Заключение
Известно,что обувь — один из самых важных и сложных в изготовлении товаров народногопотребления, оказывающих влияние на здоровье человека. Об этом свидетельствуютмногочисленные исследования и разработки ученых разных стран, врачей,ортопедов, антропологов, модельеров-колодочников и обувщиков.
Переходпромышленности к рыночным отношениям обусловил резкое изменение условий еефункционирования. Это выявило неумение руководства большинства предприятийработать в условиях изменяющейся конъюнктуры рынка и стало одной из основныхпричин, приведших к развалу, а затем и к банкротству таких крупных обувныхфирм, как «Скороход», совместных предприятий «Ленвест», «Альба» и др. В своюочередь, это привело к возникновению малых предприятий, заполнившихосвободившуюся нишу спроса на различные виды обуви. Импортная обувь не всегдасоответствует климатическим условиям России. Кроме того, антропометрическиехарактеристики стоп населения Западной Европы и стран Ближнего Востока невсегда соответствуют объемным характеристикам стоп населения России. К тому жесуровый климат России приводит к быстрому износу обуви, к массовой отклейке иразрушению низа обуви[14].
На сменуплановому, четко сбалансированному производству обуви, контролируемому рядомспециализированных ведомств как по структуре ассортимента, так и по количествуи качеству, пришли «новые формы производства» — фирмы, возникшие на базеобувных предприятий советского периода. Эти так называемые новые обувщики,ранее ничего общего не имевшие с производством обуви, работавшие в совершеннодругих отраслях, пришли в обувную промышленность в результате известныхперемен, произошедших в экономике нашей страны. Выпускаемая ими обувьпроизводится исключительно по их собственным критериям и интересам, без учетаспециальной технической документации, регламентирующей производство обуви. Отдельныеобувные фирмы руководствуются в основном направлением моды, не учитываяфактическую половозрастную и видовую ее потребность, а такжеростовочно-полнотные шкалы для различных возрастных групп. Это привело к тому,что у большинства производителей обуви в сезоне 1999-2000 гг. товарные остаткизначительно превысили ожидаемые, что и сказалось на снижении объемовпроизводства в сезоне 2000-2001 гг.[15].
Приопределении видовой структуры ассортимента следует учитывать климатическиеусловия страны и непосредственно условия носки обуви. Несоблюдение требований кформе и размерам стоп россиян, условий эксплуатации и многих других особенностейсоздает целый ряд проблем, связанных, с одной стороны, с невпорностью обуви и,с другой — с неудовлетворенностью спросом на обувь довольно больших группнаселения. Большая часть производимой в настоящее время обуви изготавливаетсяиз модных импортных комплектующих, имеет качественную сборку и поэтому дорогая.Это, в свою очередь, препятствует удовлетворению спроса на обувь населения сосредним и ниже достатком.
Перечисленныепроблемы являются результатом изменений в организации производства обуви,которые привели к тому, что предприятия-производители оказались в полнойизоляции друг от друга. Все эти проблемы пока не изучены и ждут своего решения.Наряду с приведенными причинами возникновения настоящих проблем в отраслисуществует еще одна: обувные предприятия попали в условия небывалой ранееконкуренции как между собой, так и с мировыми производителями обуви.
Однакосправедливости ради следует отметить, что наряду с такими проблемами, каксокращение и прекращение выпуска обуви ранее благополучными обувными фабриками,есть и положительные результаты. В условиях реальной конкуренции возниклифирмы, производящие конкурентоспособную обувь в мировом масштабе.
Основнойцелью предпринимательства в производстве обуви является бизнес. Схема работыбольшинства предприятий проста: выбирают на международной выставке, чаще вИталии, модель модного направления, закупают у инофирмы колодку, подошву икомплектующие материалы к ней. Изготовили — осталось лишь ее продать. Воттеперь-то и оказывается, что для успешной реализации партии готовой обуви,кроме соответствия направлению моды, необходимо соблюдение следующих условий:
— внутренняяформа и параметры обуви должны соответствовать форме и размерам стоп населениятого региона, в котором планируется ее реализация;
— размернаяи полнотная шкалы произведенной обуви должны соответствовать фактическомураспределению размеров и полнот в данной совокупности населения региона;
— вид обуви,его назначение и стоимость должны соответствовать климатическим условиям,уровню жизни в данном регионе.
Для решенияосновной задачи обувной отрасли — обеспечения населения страныконкурентоспособной обувью — необходимо наладить производство оснастки икомплектующих деталей для производства обуви: обувных колодок, геленков,подкосков, задников, каблуков, формованных подошв, подошвенных узлов,межподкладки стелек. Для этого, в свою очередь, необходимо разработатьнормативно-техническую документацию, что позволит обеспечить четкуюкомплектацию обуви деталями в соответствии с базовой технической документациейна обувные колодки.
Несомненно,что без наличия в отрасли нормативной технической документации невозможноналадить четкий выпуск конкурентоспособной обуви в должном количестве иассортименте.
/>Литература
1. Алексеев Н.С. Введение в товароведение непродовольственных товаров — М.,Экономика, 1982г.
2. Балекчян Г.Г. Оценка качества продукции на промышленном производстве. — Мн.,Изд-во БГУ, 1973.
3. Барченкова В.И. Основы товароведения непродовольственных товаров. М.: Колос,1991.
4. Беляева С.А., Бабаджанов С.Г., ОАО «ЦНИИШП» Обувная промышленностьРоссии: состояние и перспективы развития. // Обувная промышленность. 2006. — №4
5. Болтухов А.К. Товароведение. – М., Знание, 2001.
6. Бузов и др. Материаловедение обувного производства. — М.: Ленгпромбытиздат,1986.
7. Дерябина Л.И. Товароведение тканей, одежды, обуви. М.: Экономика, 1979.
8. Жиряева М.В. Товароведение. М.: ИНФРА-М, 2003.
9. Иванов М.Н., Шакланов И.Г., Понасенко В.А. Товароведение обувных товаров.М.: Экономика, 1990
10. Келрин Е.А., Павлин А.В., Сергеева Г.В. Товароведение обувных товаров. М.:Экономика, 1976
11. Колесников П.А., Кобылянский Д.А. Организация и техника контролякачества в обувном производстве. — М., «Легкая индустрия», 1967.
12. Михайленко В.Е. Товароведение непродовольственных товаров. М.: Экономика,1989.
13. Справочник товароведа непродовольственных товаров в 3-х томах. М.: Экономика,1988.
14. Чечеткина Н.М., Путилина Т.И., Горбунова В.В. Товарная экспертиза. Ростов-на-Дону:«Феникс», 2000