Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Срочный тренировочный эффект и систематизация специальных тренировочных упражнений

в зависимости от уровня развития аэробныхи анаэробных возможностей пловцов выcoкого класса
Член-корреспондент Российской академии образования,доктор педагогических наук, профессор Н.Ж. Булгакова, кандидаты педагогическихнаук В.Р. Соломатин, А. Журавик, Российская государственная академия физическойкультуры
Повышениеспортивных результатов в плавании во многом зависит от уточнения научных знанийоб особенностях тренирующего -воздействия широкого круга — специальныхупражнений, используемых при подготовке высококвалифицированных пловцов [3,5-7].
Имеющиесяв литературе данные [4, 6, 11] позволяют говорить о том, что основные видыупражнений, применяемые в тренировке пловцов, существенно различаются помеханической эффективности, объему вовлеченной в работу мышечной массы, режимуработы мышц. Это непременно должно отразиться на преимущественнойнаправленности срочного тренировочного эффекта.
Всвязи с этим были проведены исследования с целью -систематизации однократныхтренировочных упражнений по характеру и величине физиологических реакцийорганизма в ответ на нагрузку, а также от уровня развития максимума аэробных ианаэробных возможностей у пловцов высокого класса.
Таблица1. Показатели специальной работоспособности при плавании с помощью движенийрук, ног и в полной координации способами кроль на груди и на спине, дельфин,брасс на дистанциях 50, 100, 200, 400 м (n=42)Дистанции, м Виды упраж нений Показатели специальной и работоспособности VO2, л/мин VE, л/мин
  
ExcCO2,  л/мин кроль на спине дельфин брасс кроль на спине дельфин брасс кроль на спине дельфин брасс 50 Р 3,93 3,16 3,89 2,69 38,8 81,2 92,8 62,3 0,55 0,44 0,45 0,23 1,12 0,53 0,88 0,78 25,5. 14,3 16,1 20,5 0,39 0,29 0,34 0,17 Н 3,54 3,07 3,42 2,13 91,2 86,4 84,0 54,4 0,68 0,83 0,72 0,18 0,81 0,58 1,05 0,69 24,9 19,4 27,5 17,3 0,31 0,43 0,30 0,11 К 3,96 3,19 3,96 2,98 84,4 78,6 90,8 79,6 0,57 0,50 0,65 0,51 0,94 0,62 0,6- 0,77 13,9 12,6 28,3 23,2 0,47 0,33 0,34 0,39 100 Р 4,00 2,83 4,10 2,52 108,4 69,2 97,8 64,0 1,02 0,49 0,76 0,28 1,30 0,47 0,50 0,65 34,7 10,5 20,1 18,3 0,68 0,26 0,40 0,19 Н 4,00 2,72 4,22 2,44 104,0 74,4 109,6 68,8 1,05 0,59 1,19 0,36 0,96 0,53 0,76 0,70 28,7 14,5 28,5 22,9 0,49 0,31 0,38 0,28 К 4,37 3,65 4,05 2,65 119,2 102,0 110,8 72,0 1,30 1,08 1,19 0,60 1,11 0,51 0,69 0,76 29,0 15,4 21,0 29,0 0,65 0,54 0,56 0,27 200 Р 3,73 2,87 3,76 2,65 84,4 70,8 99.2 69,6 0,37 0,35 0,87 0,13 1,12 0,41 0,68 0,71 12,8 10,3 31,7 17,7 0,31 0,32 0,42 0,11 Н 4,25 3,32 4,01 2,95 118,4 94,8 105,6 80,0 0,97 0,66 0,69 0,65 1,12 0,73 0,38 0,68 37,0 17,5 34,4 17,6 0,41 0,23 0,39 0,47 К 4,28 3,51 4,47 3.80 08,8 100,4 114,0 102,0 0,89 0,87 1,44 0,99 0,81 0,70 0,37 0,61 25,6 16,5 33,3 13,3 0,37 0,36 0,72 0,38 400 Р 3,43 3,08 4,30 2,39 97,6 90,0 107,2 61,6 0,79 0,61 0,72 0,23 0,71 0,93 0,66 0,65 22,2 14,5 18,2 18,7 0,56 0,44 0,36 0,17 Н 4,46 3,14 3,09 2,39 98,00 77,2 86,4 62,8 0,40 0,38 0,69 0,15 1,36 0,67 0,60 0,59 20,2 16,1 25,3 13,4 0,22 0,28 0,56 0,11 К 4,67 3,22 4,51 3,15 116,4 83,2 110,4 83,6 0,88 0,67 0,82 0,62 1,34 0,56 1,01 0,59 36,0 18,0 32,9 18,3 0,49 0,31 0,44 0,37
Условныеобозначения: Р — плавание с помощью движений рук; Н — плавание с помощьюдвижений ног; К — плавание в полной координации движений.
Организацияи методы исследования. В исследовании приняли участие 42 пловца 16-18 лет — кандидаты в мастера и мастера спорта. Спортсменам предлагалось проплытьдистанции 50, 100, 200 и 400 м с максимально доступной скоростью с помощьюдвижений рук, ног и в полной координации способами кроль на груди и на спине,дельфин и брасс. Характер и глубина тренировочного воздействия каждогоупражнения определялись по показателям газообмена (уровню потреблениякислорода, легочной вентиляции, неметаболического «излишка» углекислогогаза) [1, 2, 8-10].
Результатыисследования и их обсуждение. Проведенное исследование показало, чтовысококвалифицированные пловцы 16-18 лет обладают высоким уровнем развитияфункциональных возможностей организма. Это объясняется направленностью тренировочногопроцесса, в котором наибольшая доля тренировочных упражнений носит аэробный исмешанный аэробно-анаэробный характер (табл. 1).
Сравнительныйанализ данных проплывания дистанций от 50 до 400 м с максимальной скоростьючетырьмя спортивными способами и выполнения тренировочных упражнений с помощьюдвижений рук и ног выявил, что самые высокие функциональные сдвиги в организмепловцов происходят при плавании о полной координации движений, несколько меньше- при плавании с помощью движений ног и рук.
Вплавании кролем на груди более высокие значения уровня потребления кислородаполучены при выполнении упражнений с помощью движений ног по сравнению сплаванием при помощи рук. Это объясняется тем, что в первом случае в работувовлекаются более массивные группы мышц, простые по структуре движениявыполняются в высоком темпе. Поэтому плавание кролем на груди с максимальной исубмаксимальной скоростью с помощью ног — более эффективное средство дляразвития аэробных потенций, чем при помощи рук. Полученные нами данныесогласуются с результатами исследований И. Холмера [11].
Привыполнении тестов во время плавания на спине также отмечается тенденция кдостижению более высоких значений в уровнях ПК, ЛВ и ЕхсCO2, при плавании спомощью одних ног по сравнению с плаванием при помощи рук, хотя она проявляетсяи не на всех дистанциях.
Следуетотметить, что значения МПК, полученные нами у квалифицированных пловцов наосновании выдыхаемого воздуха после однократного максимального проплываниядистанции, оказались несколько ниже, чем аналогичные показатели послевыполнения ступенчатого теста в гидроканале [9, 11]. Вероятно, для достижениявысоких спортивных результатов в плавании более важен рабочий уровеньпотребления кислорода на дистанции, чем уровень МПК. В связи в этим втренировке пловцов высокого класса должны использоваться в основном упражнения,направленные на повышение степени реализации аэробных возможностей.
Приплавании баттерфляем зарегистрированы значения уровня ПК, ЛВ и ЕхсCO2,превосходящие аналогичные показатели при плавании кролем на груди. Для этогоспособа плавания характерно параллельное увеличение уровней ПК, ЕхсCO2, т.е.работа несколько более «анаэробна», чем при плавании другимиспособами. Это подтверждает репутацию баттерфляя как универсального средстваразвития функциональных и силовых возможностей пловцов.
Приплавании брассом у испытуемых зарегистрированы самые низкие значения ПК, ЛВ иЕхсCO2, по сравнению с другими способами.
Воздействиена организм пловцов дистанций от 50 до 400 м, проплываемых с максимальнодоступной скоростью с помощью движений рук, ног и в полной координацииспособами кроль на груди и на спине, дельфин, носит смешанныйаэробно-анаэробный характер.
Воздействиетаких же упражнений в способе брасс носит преимущественно аэробный характер,что во многом объясняется специализацией данной выборки. Так как большинствоспортсменов специализировалось в способах плавания кроль на груди и баттерфляй,это является показателем того, что более низкая техническая подготовленность в «чужих»способах — кроль на спине и брасс — не позволяет им полностью реализоватьфункциональные потенции в этих способах.
Ранеемногими авторами [8, 10, 11] было отмечено, что квалифицированные пловцы, какправило, демонстрируют максимальные величины потребления кислорода привыполнении специфических плавательных упражнений. МПК при работе навелоэргометре у них ниже, чем при плавании, а при беге на тредбане — примернотакое же, как при плавании.
Согласнонашим данным, наибольшие величины показателей аэробной и анаэробнойпроизводительности пловцы демонстрировали в плавании способами кроль на груди идельфин, более низкие — в способах кроль на спине и брасс. Это отражает влияниедвигательной специализации на реализацию функциональных потенций и еще разподчеркивает роль специализированной тренировки в плавании для реализации этихпотенций.
/>
/>
Зависимостьизменения отношения VCO2/ExcCO2, (внизу) при плавании с помощью движений ногспособом дельфин на дистанциях 50, 100, 200, 400м
Таблица2. Упражнения, рекомендуемые для развития гликолитических анаэробныхспособностей пловцов 16-18 лет с высоким и низким уровнями функциональныхвозможностейСпособ плавания Вид упражнения Пловцы с высоким уровнем VO2, и ЕхсCO2 Пловцы с низким уровнем VO2, и ЕхсCO2 Дистанции, м 50 100 200 400 50 100 200 400 Кроль Р + + + + - - + - Н + + + - - + + - К + + + - - - + - На спине Р Х Х Х Х Х Х Х Х Н + + + - - + + - К + + + - + + + - Дельфин Р X + + + Х + + + Н + + + + - + + - К + + + + - + + - Брасс Р Х Х Х Х Х Х Х Х Н Х Х Х Х Х Х Х Х К Х Х + Х Х Х + Х
Условныеобозначения: Р — плавание с помощью движений рук; Н — плавание с помощьюдвижений ног; К — плавание в полной координации движений; (+) — рекомендуется;(-) — не рекомендуется; (X) — может быть применено в случае положительногосрочного тренировочного эффекта.
Исходяиз того, что срочный тренировочный эффект отдельных плавательных упражненийимел значительные вариации, были изучены индивидуальные особенности реакцииорганизма в ответ на эти тренировочные воздействия.
Реакцияорганизма на тренировочную нагрузку в плавании во многом определяетсяиндивидуальным уровнем развития аэробных и анаэробных возможностей спортсменов.Интегральным показателем, характеризующим степень участия аэробного ианаэробного метаболизма в общей энергетике работы, является отношение общегоуровня выделения углекислого газа к уровню выделения неметаболического«излишка» CO2 (VCO2/ExcCO2) [9]. Это отношение показывает, во сколькораз уровень окислительных процессов в тканях превышает скорость гликолиза. Чембольше значение этого показателя, тем выше доля аэробного метаболизма, и,наоборот, чем меньше значение этого показателя, тем выше доля анаэробногометаболизма в энергетическом обеспечении данного вида нагрузки.
Длявыявления индивидуальных особенностей в ответ на тренировочную нагрузку намибыли проанализированы зависимости изменения показателя VCO2/ExcCO2 отиндивидуального максимума потребления O2 (МПК) и индивидуального максимумавыделения неметаболического «излишка» CO2 (ЕхсCO2) при проплываниидистанций 50, 100, 200 и 400 м с помощью движений рук, ног и в полнойкоординации способами кроль на груди и на спине, дельфин, брасс.
Приэтом было установлено, что при плавании с помощью движений ног дельфином (см.рисунок) на дистанциях 100 и 200 м доля анаэробного метаболизма у пловцов снизкими и высокими функциональными потенциями практически одинакова (отношениеVCO2/ЕхсCO2 находится в пределах 3-5). При проплывании дистанции 50 и 400 мспортсменами с относительно высоким уровнем потребления O2 (свыше 4,8 л/мин) иЕхсCO2, (свыше 1,2 л/мин) отношение VCO2/ЕхсCO2 находится в пределах 3-5. Упловцов, имеющих абсолютный максимум потребления O2 (ниже 4,8 л/мин) и ЕхсCO2(ниже 1,2 л/мин), нагрузка приобретает более аэробный характер (отношениеVCO2/ExcCO2 резко возрастает до 7-8 на дистанции 50 м и до 11 на дистанции 400м). Следовательно, для развития и совершенствования анаэробных способностейспортсменам с высоким абсолютным максимумом потребления O2 (свыше 4,8 л/мин) иЕхсCO2 (свыше 1,2 л/мин) целесообразно использовать плавание с помощью движенийног дельфином на дистанциях от 50 до 400 м, в то время как пловцам сотносительно низкими величинами этих показателей может быть рекомендованоплавание с помощью движений ног дельфином только на дистанциях 100 и 200 м. Наосновании проведенного исследования была разработана специальная таблица (табл.2) упражнений, рекомендуемых для развития и совершенствования гликолитическиханаэробных способностей у пловцов 16-18 лет высокого класса, обладающихотносительно высоким и относительно низким аэробным и анаэробным потенциалами.
Выводы.
Врезультате сравнительного анализа функциональных сдвигов в организме пловцоввысокого класса при проплывании дистанций от 50 до 400 м способами кроль нагруди и на спине, дельфин, брасс установлено, что наибольшие тренировочныевоздействия достигаются при плавании в полной координации движений рук и ног.
Срочныйтренировочный эффект используемых упражнений зависит от уровня развитияиндивидуальных функциональных возможностей организма пловцов.
Былоустановлено, что для развития и совершенствования аэробных возможностей можетэффективно использоваться однократное проплывание дистанций от 50 до 400 м смаксимальной скоростью всеми спортивными способами плавания, а также плавание спомощью движений рук и ног на этих дистанциях.
Дляразвития и совершенствования анаэробных возможностей пловцы с относительновысокими величинами МПК и ЕхсCO2 могут однократно проплывать дистанции от 50 до400 м с помощью движений рук и ног и в полной координации способами кроль нагруди и на спине, дельфин; пловцам с относительно низкими величинами этих показателейцелесообразно выполнять эти упражнения на дистанциях 100 и 200 м.
Дляпараллельного повышения функциональных и силовых возможностей рекомендуетсяплавание дельфином в полной координации и по элементам на дистанциях от 50 до400 м.
Список литературы
1.Волков Н.И. В кн.: Проблемы конькобежного спорта. — М.: ФиС, 1970, с. 5-36.
2.Волков Н.И., Зациорский В.М. «Теор. и практ. физ. культ.», 1964, № 6.
3.Волков Н.И., Стенин Б.А. Тренировка сильнейших конькобежцев мира. — М.: ФиС,1970.
4.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. — М.: ФиС, 1966.
5.Парфенов В.А., Платонов В.Н. Тренировка квалифицированных пловцов. — М.: ФиС,1979.
6.Платонов В.Н. Специальная физическая подготовка пловцов высших разрядов. — Киев: Здоровье, 1974.
7.Платонов В.Н., Вайцеховский С.М. Тренировка пловцов высокого класса. — М.: ФиС,1985.
8.Серафимова В. Автореф. дис. М., 1974.
9.Соломатин В.Р. Автореф. дис. М., 1981.
10.Ширковец Е.А. Автореф. дис. М., 1968.
11. Holmer I. «Acta physiol. scand.», 1974, suppl. 405, p.1-55.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :