EKP stat
Опытстран с развитой рыночной экономикой показывает, что чем выше уровеньиндустриального развития, тем всеохватней и глубже становится регулирующеевоздействие государственного механизма на экономику в целом и на промышленныйкомплекс. Понятно, что для этого нужна стабильная и выверенная правоваясистема.
Пооценке специалистов, в сфере правового регулирования в области промышленности унас ныне действует более 200 различных нормативных актов. Эти акты издавалисьна разных этапах реформ, то есть появлялись тогда, когда необходимо было срочнорешить тот или иной вопрос, а поэтому были плохо согласованы между собой инередко до сих пор противоречат друг другу.
Вотечественной законодательной практике сложился свой подход к разработкезаконов конкретной отраслевой направленности. Так, были подготовлены проектызаконов, регулирующих отдельные аспекты промышленной деятельности: «О нефти игазе», «Об угле», «Об использовании атомной энергии», «Об электроэнергетике», «Огосударственном оборонном заказе», «О поставках продукции; для федеральныхгосударственных нужд», «О свободных экономических зонах», «О концессионныхдоговорах», «О промышленной безопасности» и многие другие.
Этипроекты разработаны различными ведомствами, разноплановы и не состыкованы междусобой. И главное — в своей совокупности они законодательно не перекрывают всюпромышленную деятельность.
Неупорядоченностьправового регулирования, несомненно, создает дополнительные сложности восуществлении промышленной деятельности, препятствует наряду с другимипричинами развитию предпринимательской активности, сдерживает возможныйпромышленный рост.
Дляобоснования необходимых направлений промышленной политики можно обратиться кнашему собственному историческому опыту и практике зарубежных государств. ВРоссийской империи до судебной реформы 1864 года было более 150 различныхузаконений, регулирующих отдельные стороны деятельности фабрично-заводской иремесленной промышленности, первые из которых были изданы еще в 1719 году. Наих основе был создан единый кодифицированный нормативный акт — Устав опромышленности 1887 года, новая редакция которого появилась в 1893 году. Уставсостоял из трех книг, 7 разделов, 30 глав и 528 статей и действовал дореволюции 1917 года. Он определял виды фабрично-заводской промышленности иремесленной деятельности, основы управления заводами, фабриками и мануфактурамии контроля за их деятельностью со стороны государства, порядок учреждениязаводов и фабрик, права и обязанности их владельцев, порядок предоставленияльгот и преимуществ владельцам фабрик и заводов при осуществлении выгоднойгосударству промышленной деятельности, порядок учета образцов промышленнойпродукции, клеймения товаров, а также правила производства по делам о нарушениипромышленных и ремесленных постановлений. В отдельных главах содержались нормыспецифических видов промышленной деятельности: производстве пороха, взрывчатыхвеществ, золотых и серебряных изделий, минеральных масел, нефти и продуктов ееперегонки, а также нормы трудового и пенсионного законодательства.
Крометого, в России был принят Горный устав, который регулировал деятельность горнодобывающихпредприятий. Действовали и другие нормативные акты отраслевого характера.
Законодательствоиностранных государств, регулирующее промышленную деятельность, достаточноразвито и обширно. В некоторых странах это один законодательный акт, опирающийсяна нормативные акты меньшей юридической силы, в других — системазаконодательных актов, комплексно перекрывающих всю промышленную деятельность.Так, испанский закон о промышленности, принятый в июле 1992 года, закрепилпринцип свободного основания промышленного производства. Одновременно былустановлен разрешительный порядок для отдельных его видов, опасных дляобщества. Закон сформулировал цели программ содействия развитию промышленности,определил механизм государственного воздействия на эту сферу. В законеурегулированы общие вопросы промышленной безопасности и качества выпускаемойпродукции. Специальный раздел посвящен промышленной статистике и информации.Установлены санкции за нарушение закона, порядок их применения и полномочиясоответствующих органов.
ВСША и Германии действуют по нескольку десятков законодательных актов, регламентирующихкак общие вопросы промышленной деятельности, так и частные проблемы отдельныхотраслей: атомной, военной, горнодобывающей.
Такимобразом, государственная промышленная политика должна, исходя из вышесказанного,регулировать все стороны промышленной деятельности, независимо от формсобственности, отраслей промышленности и категорий промышленных производств, чтомы и наблюдаем в странах с развитой экономической структурой и промышленностью,в частности.
Основываясьна этом, путем принятия соответствующих законодательных актов в России должнабыть создана стабильная юридическая база для последовательного ицеленаправленного развития нормативного регулирования указанной сферы. Этопозволит избежать принятия противоречивых, дублирующих и взаимоисключающих другдруга актов. Правовое регламентирование отдельных отраслей промышленности иливидов промышленной деятельности, имеющих свою особую специфику, может при этомосуществляться специальным законодательством.
Едвали не самой главной чертой государственной промышленной политики должна бытьсистема государственного воздействия на промышленность в условиях господстварыночных отношений. При этом необходимо очертить допустимые границывмешательства государства и его органов в промышленную деятельность, датьисчерпывающий перечень методов государственного воздействия на нее. В этойсвязи представляется принципиально важным закрепление основных целей, принципов,направлений и механизма реализации государственной промышленной политики, в томчисле и через государственные целевые программы; следует конкретизироватьфункции, права и обязанности федеральных государственных органов, органоввласти субъектов Федерации и органов местного самоуправления применительно ксфере промышленной деятельности.
Дляреализации разработанной политики целесообразно создать и завершенную системуорганов по регулированию промышленной деятельности на местах. Во многихрегионах уже существуют департаменты и комитеты по промышленности, которыемогли бы действовать по принципу двойного подчинения.
Еслиговорить о системе мер контроля, то прежде всего необходимо упорядочитьлицензирование промышленной деятельности.
Государстводолжно гарантировать доступ к промышленной информации заинтересованным лицам иправо на ее приобретение, а также право граждан и общественных объединений наполучение полной и достоверной информации о видах и степени опасностипромышленных производств, последствиях возможных аварий и правилах поведенияпри них. Этому праву должна соответствовать обязанность собственника илиадминистрации промышленного предприятия предоставить необходимую информацию.
Помимочисто юридических аспектов, большей частью регламентирующих промышленную деятельность,государственная промышленная политика предполагает выработку стратегическихнаправлений развития промышленности, приоритетных целей такого развития истимулирования их реализации.
Естественно,проработка этих приоритетных направлений должна быть выполнена в полномсоответствии с тенденцией движения современной эпохи к наукоемкому способупроизводства, примечательному компьютеризованными рабочими местами, технологиямии производительными силами в целом. Исходя из этого, стратегически промышленнаяполитика России должна быть направлена на последовательное и поэтапноеформирование в стране предприятий и отраслей высоких и наукоемких технологий, обеспечивающихпроизводство конкурентоспособной продукции, интегрированного на взаимовыгодныхкооперационных и партнерских основах со всеми регионами России, странами СНГ идальнего зарубежья.
Длявыхода на конкурентоспособный уровень производства необходимо стимулироватьобновление или технологическое перевооружение производства, подготовку ипереподготовку значительной части управленческого персонала, кадров рабочихновых специальностей и профессий, формирование и реализацию мер по развитиюпроизводственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Конкурентныепреимущества научно-производственного потенциала России можно максимальноиспользовать для последовательного импортозамещения и расширения экспортапродукции обрабатывающих отраслей индустрии
Важнейшимаспектом промышленной политики государства является структурная политика, котораяпредполагает выделение приоритетных направлений промышленной деятельности, секторовили отраслей, развитие которых необходимо в первую очередь в силу их влияния наэкономическую ситуацию в целом. В числе таких направлений структурной политикив России сегодня должны быть следующие:
разработкаи производство прогрессивных видов продукции;
развитиебазовых составляющих промышленного комплекса (базовые отрасли, подотрасли, предприятияи их объединения, базовые технологии) и процессов их структурногореформирования (образование крупных корпоративных структур, территориально-промышленныхзон с особым статусом, создание малых предприятий на площадях, высвобождаемых врезультате реорганизации и ликвидации крупных и средних предприятий);
осуществлениепроцедур структурных реформ, обеспечивающих перепрофилирование избыточногонаучно-производственного потенциала и поэтапную ликвидациюструктурно-депрессивных и экологически опасных объектов науки и производств.
Приоритетныенаправления промышленной деятельности связаны с отраслями, формирующими ядрочетвертого и пятого технологических укладов (электроника, авиастроение, автомобилестроение,отраслевая наука в части разработки технологий XXI века), обеспечивающимисоздание и развитие технической базы народнохозяйственного комплекса (станкоинструментальнаяпромышленность, электроэнергетическая, приборостроение); выпускающими продукциюдля отраслей инфраструктуры (дорожно-коммунальное машиностроение, промышленностьстроительных материалов); удовлетворяющими первоочередные потребности населения(пищевая, легкая и текстильная, медицинская промышленность).
Такимобразом, центральной задачей промышленной политики должно быть сохранение иразвитие прогрессивных базовых производств, формирующих приоритетные дляпромышленного комплекса технологии, обеспечивающих все остальные отрасли ипроизводства современной техникой и материалами. Эти производства и могутсоставить основу развития и процветания российской экономики.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.ekportal.ru/