Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Машиностроение в Республике Татарстан (на примере ОАО КамАЗ)

Реферат по дисциплине: Экономика Татарстан
Работу выполнила: студентка очного отделения 3 курса,гр. 01301 Абдуллина А.Т.
Казанский государственный архитектурно-строительныйуниверситет
Казань — 2006
Введение
Приоритетнымнаправлением развития машиностроительной отрасли вступает автомобильнаяпромышленность. Возможности такого развития связаны, прежде всего, состратегическим сотрудничеством с иностранными партнерами, при использованииимеющегося потенциала высококвалифицированных инженерных кадров и опытнойрабочей силы. Кроме того, российские автомобилестроители унаследовали большойрынок с высокими барьерами для вступления в него новых конкурентов, включаятакие факторы, как потребность в развитой сервисной сети и сложные дорожныеусловия.
Вроссийской автомобильной промышленности активно происходят процессы интеграцииавтомобильных заводов, а также производителей автомобильных компонентов вукрупненные бизнес-группы. С участием ведущих мировых автомобильных фирмсоздаются новые мощности по производству автомобилей и совместные предприятияпо изготовлению современных агрегатов, узлов и компонентов автомобилей.Развернуты производства по сборке отечественных автомобилей в ряде иностранныхгосударств.
Всоответствии с потребностями экономики происходит структурная перестройка паркагрузовых автомобилей. ОАО КамАЗ является одним из лидеров автомобилестроения нетолько в Татарстане, но и России, соответственно оценка и анализ опыта развитияпредприятия представляют собой интересную проблему
Цельюданной работы является анализ машиностроительной отрасли Республики Татарстан(на примере ОАО КамАЗ).
Длядостижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— охарактеризовать машиностроительную отрасль в 2002-2005 году;
— показать ведущее предприятие отрасли ОАО КамАЗ.
1. Общая характеристикамашиностроения в РТ
Основныепредприятия отрасли представлены в Республике Татарстан следующим образом: ОАО«Казанский вертолетный завод», ОАО «Казанский Завод КомпрессорногоМашиностроения», ТПО «Свияга», Спецпроектмонтажавтоматика, ОАО «Вакууммаш», ОАО«Татметалл», «Казанское моторостроительное производственное объединение (ОАО)»,Казанский вертолетный завод, ОАО «Казанское моторостроительное производственноеобъединение, ЗАО «Кулонэнергомаш», ОАО «КамАЗ», ТАКТ (заводКазанькомпрессормаш), Точмаш, ФГУП КАПО им. С.П. Горбунова, ОАО «Альметьевскийтрубный завод», ООО «Алабуга-пластик», Елабужский завод легковых автомобилей(ПО), ОАО «КамАЗавтоагрегат», ФГУП ПО «Завод им. Серго», Зеленодольскийсудостроительный завод им. А.М. Горького, КЗМА ОАО, ОАО «Вакууммаш», ООО«ВСМПО-Казань», ОАО «Камский прессово-рамный завод», Камский заводметаллоконструкций. Ассортимент продукции представляет собой широкий переченьтоваров, как народного потребления, так и производственного назначения.
Министрэкономики и промышленности РТ Алексей Пахомов провел отраслевое совещаниеруководителей предприятий машиностроения республики, на котором подвел итоги за2002 год и определил задачи на год текущий. Промышленность республики в 2002году произвела продукции на 218 млрд. руб., темпы роста объемов производства пореспублике составили 100, 8%. Предприятия машиностроения произвели продукции на25 млрд. руб., индекс физического объема составил 96, 2%. В 2003 годумашиностроители республики планируют произвести продукции на 44, 7 млрд. рублей[1].
Поитогам девяти месяцев 2003 года машиностроение и металлообработка вместе стопливной промышленностью и черной металлургией вошли в тройку лидеров средиосновных отраслей промышленности по темпам роста производства. Вянваре-сентябре 2003 года по сравнению с январем-сентябрем 2002 года индекспромышленного производства в машиностроении и металлообработке составил 108, 1%,в топливной промышленности — 109, 6%, в черной металлургии — 109, 3%, что вышеобщепромышленного уровня (106, 8%)[2].
В2004 году наблюдался небольшой рост в машиностроительной отрасли, которыйсоставил 106, 5%, было произведено продукции на сумму 53 млрд. руб. Основнымфактором роста в 2005 году в промышленности будет рост объемов в машиностроении,химии и нефтехимии[3].Прежде всего, как отметил Президент РТ, такие высокие показатели обеспечиваетзавод «КАМАЗ». «КАМАЗ» заработал и набирает силу. Около 7 тыс. машин уже ушлина экспорт. Кроме того, мы открываем завод в Казахстане», — рассказалМ.Шаймиев. Он также отметил, что «Северсталь» уже запустила в Татарстане вместовыпускавшейся «Оки» производство легковой машины корейского производства и 1, 5тыс. этих автомобилей уже проданы[4].
Крометого, отмечается, что в машиностроительной отрасли в 2005 году рост былнезначителен и произошел, главным образом, за счет деятельности «КамАЗа».Остальные предприятия отрасли, работают пока недостаточно эффективно[5].
Повиду экономической деятельности, в разрезе «обрабатывающие производства», объемпроизводства в 2005 г. увеличился на 7, 7%, в том числе производство машин иоборудования возросло на 11, 9%; электрооборудования, электронного иоптического оборудования — на 25, 3%; транспортных средств — на 10, 6%[6].
Ведущимиотраслями машиностроения Татарстана являются автомобилестроение, авиастроение иприборостроение. Крупнейший представитель автомобилестроения Татарстана — Камскийавтомобильный завод (ОАО «КамАЗ»), входящий в число лидеров по производствугрузовых и малолитражных легковых автомобилей в СНГ. Кроме того, здесьпроизводятся автомобильные двигатели, используемые как на КамАЗе, так и другихавтомобильных заводах России и зарубежных стран. ОАО «Казанский вертолетныйзавод» выпускаются различные варианты вертолетов: пассажирский, транспортный, «летающийгоспиталь», «салон» (класса VIP), военно-транспортный, а также другиемодификации, оснащенные спасательным оборудованием, оборудованием для тушенияпожаров, санитарным оборудованием, оборудованием для прыжков с парашютом. НаКазанском авиационном производственном объединении им. С.П. Горбуновапроизводятся пассажирские и грузовые самолеты.
Крометого, в Республике представлено производство компрессорного, вакуумного ихолодильного оборудования, производство вычислительной техники, производствонефтяного и химического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производствокоммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроениеи судоремонт и другие производства.
Пословам Минтимера Шаймиева, более 20% роста экономики республики обеспечиваютинновационные и высокотехнологичные производства, в частности, машиностроение.Учитывая, значительный рост машиностроения, прежде всего за счет ОАО «КАМАЗ»необходимо в предстоящие пять лет обеспечить ее удельный вес не менее 30% вобъеме промышленной продукции[7].
2. Ведущее предприятиеотрасли ОАО КамАЗ
Сегодня,по словам министра Сергея Иванова: «КамАЗ» близок к тому, чтобы стать таким жевсемирным брендом, как автомат Калашникова и самолет «Сухой». «КАМАЗ» сегодняявляется базовым предприятием для малого бизнеса, который не хочет работатьсамостоятельно и предлагает создавать совместные предприятия. Репутацияделового партнера работает на «КАМАЗ» — компания снижает инвестиционные риски.
Первыйавтомобиль сошел с конвейера в феврале 1976 года, вместе с тем ОАО «КАМАЗ»занимает заметное место в мировой автомобильной промышленности, входит в первуюдесятку производителей тяжелых грузовиков и занимает 8-ое место в мире пообъемам выпуска дизельных двигателей. Так за 29 лет выпущено более 1, 7 млн.грузовых автомобилей большой грузоподъемности и свыше 2, 3 млн. двигателей.Единый производственный комплекс ОАО «КАМАЗ» включает в себя 14 крупныхспециализированных заводов по производству компонентов и сборке готовойпродукции.
Достойнопреодолев все трудности перестроечного периода российской экономики, ОАО«КАМАЗ» уверенно двигается в будущее. Огромная работа по реструктуризациидолгов предприятия была проведена Правительством России. Долг «КАМАЗа»составлял более 1 млрд. долларов. Руководство страны также оказало большуюпомощь в восстановлении японского кредита, который был прерван на несколько лет,который составил более 130 млн. долларов[8].
Последние2 года прирост объемов продаж составляет ежегодно 20%. Компания являетсянесомненным лидером в России — наша доля на рынке новых автомобилей тяжелогокласса достигла 52%, а каждый четвертый грузовик «КАМАЗ», сошедший с конвейера,отправляется на экспорт. Стратегия, обеспечивающая успех компании, строится насоздании высокой степени адаптивности к современных рыночным условиям, ориентациейна потребителя не на словах, а на деле.
ОАО«КАМАЗ» выпускает грузовые автомобили полной массой от 8-ми до 40-ка тонн сколесной формулой 4х2, 4х4, 6х4, 6х6, 8х4, 8х8, работающие в составеавтопоездов полной массой до 97-ми тонн, всего более 30 моделей и около 300модификаций, среди которых бортовые и седельные тягачи, самосвалы, шасси дляспециальных надстроек. Автомобили оснащаются двигателями ЕВРО-2 собственногопроизводства, и в настоящее КАМАЗ сертифицировал собственный двигатель ЕВРО-3.Вместе с тем, уже сегодня предлагаются автомобили с двигателями Евро-3известных производителей. В 2004 году магистральные седельные тягачи КАМАЗ-5460начали совершать регулярные рейсы в страны ЕС.
ДостиженияОАО «КАМАЗ» определяются не только высоким качеством и техническим уровнемпродукции, но и эффективной стратегией работы на рынке. География продаж нашихавтомобилей стремительно расширяется. Они успешно работают более чем в 60-тистранах мира. Дилерская сеть ОАО «КАМАЗ» насчитывает более 200 субъектов, половинаиз которых — за рубежом.
За1 полугодие 2006 года продано около 18, 5 тыс. грузовых автомобилей «КАМАЗ», чтосоставляет 135, 7% по сравнению с первым кварталом прошлого года. Прошлый год«КАМАЗ» завершил с наилучшими результатами за последние 13 лет — былопроизведено 32, 3 тыс. машин, что на 4 тыс. больше, чем в предыдущем году. Наэкспорт в этом году поступило 4, 5 тыс. автомобилей. А в 2005 году предприятиеэкспортировало на 37% больше, чем в предыдущем.
Поитогам мая 2006 года ОАО «КАМАЗ» в седьмой раз стало победителем конкурсаМинистерства экономического развития и торговли России на звание «Лучшегоэкспортера страны». В прошлом году «КАМАЗ» продолжил сотрудничество с мировымикомпаниями — за рекордный срок предприятие открыло сборочный завод вКазахстане. В этом году «КАМАЗ» планирует создать филиалы собственнойлизинговой компании в Казани, Екатеринбурге и Кемерово. В будущем руководствопредприятия намерено открыть 28 представительств лизинговой компании в России истранах СНГ.
Чистаяприбыль компании в прошлом году достигла 320, 5 млн. рублей. В 2004 году этотпоказатель был на 112 млн. рублей меньше. Основные показатели деятельностипредставлены в таблице 1.
Таблица1
Технико-экономическиепоказатели ОАО ТФК КамАЗ [9]Показатели 2005 2004 Изменения (+, — ) Выручка от продажи товаров, продукции и услуг (тыс. руб., без налогов, акцизов и обязательных платежей) 1116161 1910160 — 793999 Реализовано автомобилей марки «КАМАЗ», (штук) 23331 21757 + 1574 Себестоимость товаров, продукции и услуг (тыс. руб.) 1021845 1867593 — 845748 Себестоимость на 1 руб. продаж (копеек) 91, 55 97, 77 -6, 22 Затраты (млн. руб.) 1075532 1902113 — 826581 Затраты на 1 руб. продаж (копеек) 96, 36 99, 58 -3, 22 Оборачиваемость запасов товарной продукции (дней) 23 33 -10, 0 Прибыль от продаж (тыс. руб.) 40629 8047 + 32582 Рентабельность продаж (%) 3, 64 0, 42 +3, 22 Чистая прибыль (тыс. руб.) +343 — 1636 + 1979 Уставный капитал (тыс. руб., на конец года) 150100 150100 Чистые активы (тыс.руб.) 168756 169408 — 652 Текущая ликвидность (коэффициент) 0, 889 0, 867 +0, 022 Среднесписочная численность персонала (человек) 1520 1534 — 14 Среднемесячная зарплата 1 работника (тыс. руб.) 8976 8032 + 944
Каквидно из табл. 1 отрицательная динамика выручки от продаж в 2005 году, тем неменее, позволила предприятию покрыть убыток 2004 года и выйти на положительнуючистую прибыль 343 тыс. руб.
Прибыльот продаж увеличилась по сравнению с полученной в 2004 году более чем в 5 раз(на 32 582 т.р.) и составила 40 629 тыс.руб. План по данному показателюперевыполнен в 1, 9 раз – на 18, 8 млн.руб. Около 90 % прибыли получено отоказания услуг ОАО «КАМАЗ» (36, 4 млн.руб.).
Несмотряна то, что по результатам деятельности получена прибыль, чистые активыснизились по сравнению с прошлым годом на 652 тыс.руб. и составили по состояниюна 31.12.2005 года 168 756 тыс.руб. Снижение произошло по причине списаниядоходов будущих периодов, составлявших на начало года 856 тыс.руб.
Коэффициенттекущей ликвидности имеет тенденцию к увеличению, в течение 2005 года он выросс 0, 867 до 0, 889, но не достиг нижней границы норматива (1).
Затратына 1 руб. доходов от обычной деятельности в 2005 году составили 96, 36 коп., чтона 3, 2 коп. меньше затрат прошлого года и плановых затрат меньше на 1, 58 коп.
Наформирование общего результата деятельности ОАО «ТФК «КАМАЗ» существенноевлияние оказали операционная и внереализационная деятельность, а также расчетыпо налогу на прибыль. Убыток от внереализационной деятельности составил 29 488тыс.руб., что превысило плановую на 18 969 тыс.руб. Убытки получены в основномза счет расходов, не связанных с производством в сумме 17 966 тыс.руб.
Министерствообороны России ежегодно закупает около 2 тыс. автомашин КАМАЗ». Всего сейчас навооружении министерства свыше 500 тыс. грузовиков компании. 80% автомобильногопарка вооруженных сил — это «КАМАЗы», которые используются и в качестветранспортного средства, и как шасси для установки различных видов вооружения. Впрошлом году государственный оборонный заказ по линии министерства для «КАМАЗа»составил 1, 5 млрд. рублей, а в этом году государство планирует заказатьпредприятию продукции на 2, 2 млрд. рублей. «Рост очевиден и рост значительный»,- подчеркнул Сергей Иванов.
Пословам Президента Татарстана, об огромной работе свидетельствуют свыше 400 разработокзавода, касающихся обновления техники. Предприятие и республика должны бытьготовы к тому, что в 2008 году подходы к вооруженным силам и рынкуавтомобильной техники изменяться. В 2008-2009 годах государству предстоитпринимать принципиальные решения о создании нового поколения грузовой техники.У «КАМАЗа» очень хорошие перспективы, предприятие активно работает на внешнемрынке. Принципиально важным моментом является то, что предприятие вкладываетинвестиции в НИОКР и опытно-конструкторские работы по созданию новых образцовтехники.
КамАЗявляется ведущим экспортером машиностроительной продукции в стране. Кроме того,создание «КАМАЗом», даже базовой модели грузовика, влечет за собой развитиемножества различных производств в сфере машиностроения, благодаря чемуэкономика стабилизируется.
Крометого, следует отметить, что ОАО «КАМАЗ» активно участвует в процессахинтеграции и кооперации, происходящих в мировом автомобилестроении. В конструкцииновых моделей грузовиков КАМАЗ используются автомобильные компоненты каксобственного или российского производства, так и изготовленные общепризнаннымимировыми производителями, такими как «ZF», «Bosch», «Cummins», «Deutz», «Schwitzer»,«Knorrbremse», «Wabco», «GWB», «RBL» и др.
КамАЗсегодня — это самое современное высокоточное оборудование, передовые технологии,грузовые автомобили, отвечающие всем международным стандартам, и высокийуровень технического обслуживания. Мы предлагаем потребителю широкую гаммунадежной и качественной техники — от малотоннажных городских грузовичков дотяжелых самосвалов, — предназначенных для эксплуатации в любых дорожных иклиматических условиях, а также двигатели, включая газовые, весь спектрспециальных автомобилей, автобусы, легковые автомобили, прицепную технику, отливки,поковки, инструмент и многое другое.
Новыемодели автомобилей КАМАЗ, достигли европейского уровня по техническимхарактеристикам и потребительским свойствам, что в совокупности с привлекательнымиценами и простотой в эксплуатации, позволят им найти своего потребителя и наперенасыщенном рынке стран Европейского Союза.[10]
Основнаязадача производителя сегодня сводится к тому, чтобы развеять стереотипы о российскойавтомобильной технике. ОАО «КАМАЗ» по праву претендует на достойное место средиведущих брэндов мирового автомобилестроения. Это подтверждают и многократныеблестящие победы команды «КАМАЗ – Мастер» на престижных международных ралли«Париж – Дакар».
Заключение
ВРеспублике Татарстан машиностроение имеет широкий ассортимент производимойпродукции. Ведущими отраслями машиностроения Татарстана являютсяавтомобилестроение, авиастроение и приборостроение.
ВРеспублике представлено производство компрессорного, вакуумного и холодильногооборудования, производство вычислительной техники, производство нефтяного ихимического оборудования, медико-инструментальная промышленность, производствокоммунального, санитарно-технического, подъемно-транспортного оборудования, судостроениеи судоремонт и другие производства.
Крупнейшийпредставитель автомобилестроения Татарстана — Камский автомобильный завод (ОАО«КамАЗ»), входящий в число лидеров по производству грузовых и малолитражныхлегковых автомобилей в СНГ.
Факторыконкурентоспособности для предприятия определяются как лучшее соотношениецена/качество, полнота модельного ряда (в отличие от конкурентов КамАЗпредставлен во всех сегментах российского рынка), сервисное и гарантийноеобслуживание. В 2005 г. проведена большая работа по продвижению продукции ОАО«КамАЗ» на региональном уровне — подписаны договоры с Пензенской, Рязанской иОмской областями.
Высокихпоказателей предприятие добивается не только и не столько за счет увеличениягосударственного оборонного заказа, но, прежде всего, за счет внедрения новыхтехнологий, интеллектуальных ресурсов, повышения качества иконкурентоспособности продукции.
Список литературы
Годовойотчет ОАО «Торгово-финансовая компания «КамАЗ» за 2005 год. Набережные Челны, 2006.С. 18-20.
КамАЗсегодня // www.kamaz.net
МиргазиеваЛ. КамАЗ – ведущее предприятие машиностроения / Время и деньги. 2006. 6 июл.
Информационноеагентство Интертат // info.tatcenter.ru/whoiswho/481.htm
Информационноеагентство Росбалт // www.rosbalt.ru/2006/10/13/271057.html
Министерствоторговли и внешнеэкономического сотрудничества Республики Татарстан //http://www.tatarmintorg.ru/pol_2.html#prom
ПрезидентРТ рассказал В. Путину об эксперименте на старых нефтяных скважинах вТатарстане // eТатар. 2006. 13 окт.
Проектбюджета Ресбулики Татрстан на 2005 год //http://www.intertat.ru/index.php?id=53233
Среднийбизнес должен получить все условия для развития // tatar-inform.ru.
2004. 26 янв.
Темпприроста в машиностроении РФ составил 7, 1% //http://kazan.ws/cgi-bin/auto/¬view.pl?a=fa&id=¬3182&idr=170
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Маркетинг-статистика
Реферат Второй ребенок
Реферат Повышение эффективности деятельности предприятия за счет обновления основных фондов на ОАО "Улан-Удэнский Авиационный Завод"
Реферат Валовой национальный продукт и его структура
Реферат Організація технічного сервісу автомобіля КрАЗ-65032
Реферат Соціально-економічний розвиток українських земель у складі Російської імперії наприкінці XVIIIу
Реферат "Конец света". Гибель человечества. Глобальные планетарные катастрофы
Реферат Документарный аккредитив
Реферат Разработка основных разделов плана социально-экономического развития ООО "Под каблуком"
Реферат Понятие и виды акционерного общества
Реферат Evolution Essay Research Paper Evolution The process
Реферат Дневник Николая II
Реферат Кинематический анализ зубофрезерного станка модели 5М324А
Реферат Конструирование металлорежущего оборудования
Реферат Капитальный ремонт размалывающих бегунов