Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Кластерный подход в стратегии инновационного развития зарубежных стран

Е.Б. Ленчук, Г.А. Власкин
Сценарийдолгосрочного развития отечественной экономики предполагает рост ееконкурентоспособности как в традиционных, так и новых наукоемких секторах, прорывв повышении качества человеческого капитала и динамики производительности труда,в опережающем развитии высокотехнологичных производств и превращениеинновационных факторов в основной источник экономического роста. Решение этихзадач потребует создания системы четкого взаимодействия государства, бизнеса, наукии образования на основе использования эффективных инструментов инновационногоразвития, среди которых немаловажную роль должен играть кластерный подход.
Идеяповышения конкурентоспособности национальной экономики на основе реализациикластерных стратегий не нова. Но на этапе выхода из кризиса, когда традиционныеметоды диверсификации уже не могут дать должной отдачи, использованиекластерной модели организации бизнеса в качестве адекватного инструментамодернизации экономики не имеет альтернативы. Взаимообусловленность ивзаимосвязи между процессами кластеризации, усиления конкурентоспособности иускорения инновационной деятельности — это новый экономический феномен, которыйпозволяет противостоять натиску глобальной конкуренции и должным образом отвечатьтребованиям национального и регионального развития.
Всвоем первом выступлении перед американским Конгрессом Президент Барак Обама, отмечаяважность реализации инновационной стратегии для процветания нации, указал нанеобходимость поддержания процессов динамичного взаимодействия между крупными ималыми компаниями, университетами, финансовыми структурами на основе кластерныхстратегий, реализуемых, прежде всего, на региональном уровне, которые способныпридать динамизм экономике страны в целом. Он также выступил с инициативойвыделения в рамках бюджета на 2010 г. 100 млрд. долл. на поддержаниерегиональных инновационных кластеров и бизнес-инкубаторов, считая ихкритической компонентой будущей национальной экономической конкурентоспособностиСША [1]. Отметим, что поддержка региональных кластеров на общегосударственномуровне предусматривается впервые, раньше эту проблему решали толькорегиональные власти. Речь идет о разработке специальной федеральной программы, которая,прежде всего, коснется поддержки инновационных кластеров в приоритетныхнаучно-технологических областях, поскольку в посткризисный период региональныевласти испытывают дефицит бюджетных средств для финансирования инновационныхразработок.
Аналогичныешаги предпринимаются и в странах Европейского Союза, где кластерные стратегиитакже рассматриваются в качестве важнейшего инструмента инновационного развитияэтого региона. «Мы нуждаемся в ЕС в большем количестве кластеров мировогоуровня, — отметил вице-президент Европейской комиссии Гюнтер Верхуджен, ответственныйза предпринимательскую и промышленную политику. — Они играют жизненно важнуюроль в инновационном развитии наших фирм и в создании новых рабочих мест.Поэтому мы предлагаем, чтобы усилия в области поддержки кластерной политики навсех уровнях были направлены на укрепление превосходства и открытости длясотрудничества, при этом сохраняя конкурентную среду в рамках созданныхагломераций» [2].
Кластерныйподход — это прежде всего новая управленческая технология, позволяющая повыситьконкурентоспосбность как отдельного региона или отрасли, так и государства вцелом.
Вэкономическую литературу понятие «кластер» было введено Майклом Портером (1990 г.), согласно которому кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группывзаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирмв соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций(например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговыхобъединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем ведущихсовместную работу [3]. Таким образом, в кластере группа географическисоседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций должнадействовать в определенной сфере, характеризоваться общностью деятельности ивзаимодополнением.
Мироваяпрактика свидетельствует, что в последние два десятилетия процесс формированиякластеров происходил довольно активно. В целом, по оценке экспертов, к настоящемувремени кластеризацией охвачено около 50% экономик ведущих стран мира: Количество кластеров Количество кластеров Великобритания 168 Нидерланды 20 Германия 32 США 380 Дания 34 Франция 96 Италия 206 Финляндия 9 Индия 106
ВСША в рамках кластеров работает более половины предприятий, а доля ВВП, производимогов них, превысила 60%. В ЕС насчитывается свыше 2 тыс. кластеров, в которыхзанято 38% его рабочей силы [3].
Полностьюохвачены кластеризацией датская, финская, норвежская и шведская промышленность.Так, Финляндия, чья экономическая политика базируется на кластеризации, напротяжении 2000-х годов занимает ведущие места в мировых рейтингахконкурентоспособности. За счет кластеров, отличающихся высокойпроизводительностью, эта страна, располагая всего 0, 5% мировых лесных ресурсов,обеспечивает 10% мирового экспорта продукции деревопереработки и 25% — бумаги.На телекоммуникационном рынке она обеспечивает 30% мирового экспортаоборудования мобильной связи и 40% — мобильных телефонов1 [4, р. 24].
Напромышленные кластеры Италии приходится 43% численности занятых в отрасли иболее 30% объема национального экспорта. Успешно функционируют кластерныеструктуры в Германии (химия и машиностроение), во Франции (производствопродуктов питания, косметики)2.
Активноидет процесс формирования кластеров и в Юго-Восточной Азии и Китае, в частности,в Сингапуре (в области нефтехимии), в Японии (автомобилестроение) и в другихстранах. В Китае сегодня существует более 60 особых зон-кластеров, в которыхнаходится около 30 тыс. фирм с численностью сотрудников 3, 5 млн. чел. иуровнем продаж на сумму примерно 200 млрд. долл. в год.
Повышениеконкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовымэлементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500кластерных инициатив, реализованных за последние 10 лет в 20-ти странах, показывает,что высокая конкурентоспособность этих стран основана на сильных позицияхотдельных кластеров — локомотивах конкурентоспособности. Так, конкурентоспособностьШвеции в целлюлозно-бумажном секторе распространяется на наукоемкоеоборудование по деревообработке и производству бумаги, конвейерные линии инекоторые смежные отрасли-потребители (например, производство промышленной ипотребительской упаковки). Дания разработала специфические инновационныетехнологии для агробизнеса и пищевой промышленности. Немецкие машиностроители иавтомобилестроители выигрывают от наличия в Германии высокоразвитогопроизводства компонентов для этих отраслей. В Италии сложились отраслевыекомбинации: металлообработка — режущий инструмент; мода — дизайн; кожа — обувь;деревообработка — мебель. Китаю понадобились почти 15 лет и огромные внешниеинвестиции для создания конкурентоспособных кластеров вокруг ориентированных наэкспорт текстильной промышленности, фабрик спорттоваров, одежды, игрушек, посудыи др.
Означимости развития производственных кластеров для европейской экономикисвидетельствует тот факт, что еще в 90-х годах прошлого столетия ОрганизацияОбъединенных Наций по промышленному развитию (UNIDO) с помощью Отделения поразвитию частного сектора (Private Sector Development Branch) подготовила наборрекомендаций, чтобы помочь взаимодействию правительств европейских стран иевропейского частного бизнеса в разработке и внедрении программ развитиякластеров и сетей малых предприятий. В июле 2006 г. ЕС был одобрен и принят «Манифест кластеризации в странах ЕС», а в декабре 2007 г. одобрен и представлен к утверждению «Европейский кластерный Меморандум», который былокончательно утвержден 21 января 2008 г. в Стокгольме на Европейскойпрезидентской конференции по инновациям и кластерам. Поддержку процессамкластеризации странам Европы с переходной экономикой продемонстрировал саммитЕС «Восточное партнерство», состоявшийся в Праге 7-10 мая 2009 г. Основная цель принимаемых документов — увеличить «критическую массу» кластеров, котораяспособна оказать влияние на повышение конкурентоспособности как отдельных стран,так и ЕС в целом.
Помере развития кластерного подхода суть кластерных объединений изменялась иобогащалась. Так, в обзоре Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) 2008 г. «Повышение инновационного уровня фирм: выбор политики и практических инструментов», вкачестве основных характеристик кластеров выделены:
географическаяконцентрация (близко расположенных фирм привлекает возможность экономить набыстром производственном взаимодействии, обмене социальным капиталом ипроцессах обучения);
специализация(кластеры концентрируются вокруг определенной сферы деятельности, к которой всеучастники или авторы имеют отношение);
множественностьэкономических агентов (деятельность кластеров охватывает не только фирмы, входящиев них, но и общественные организации, академии, финансовых посредников, институты,способствующие кооперации и т. д.);
конкуренцияи сотрудничество (как основные виды взаимодействия между фирмами — членами кластера);
достижениенеобходимой «критической массы» в размере кластера (для получения эффектоввнутренней динамики и развития);
жизнеспособностькластеров (рассчитаны на долгосрочную перспективу);
вовлеченностьв инновационный процесс (фирмы и предприятия, входящие в состав кластера, обычновключены в процессы технологических продуктовых, рыночных или организационныхинноваций)[5].
Впрошлом десятилетии большинство кластеров специализировалось на производствепотребительских товаров и создавалось с целью повышения конкурентоспособностиотдельных регионов и территорий. На рубеже XXI в. стали появляться промышленныекластеры нового поколения, занимающиеся информатикой, дизайном, экологией, логистикой,производством биомедицинских препаратов и т. п. Инновационная ориентированностькластеров постепенно возрастала, и сегодня она является важнейшейхарактеристикой, определяющей конкурентоспособность кластерных образований.Последние формируются там, где ожидается «прорывное» продвижение в областитехники и технологии производства и последующего выхода на новые «рыночныениши» (таблица) [6, с. 160].
Таблица
Основныеотраслевые направления кластеризации экономики некоторых странОтраслевые направления Страна Электронные технологии и связь, информатика Швейцария, Финляндия Биотехнологии и биоресурсы Нидерланды, Франция, Германия, Великобритания, Норвегия Фармацевтика и косметика Дания, Швеция, Франция, Италия, Германия Агропроизводство и пищевое производство Финляндия, Бельгия, Франция, Италия, Нидерланды Нефтегазовый комплекс и химия Швейцария, Германия, Бельгия Машиностроение, электроника Нидерланды, Италия, Германия, Норвегия, Ирландия, Швейцарии Здравоохранение Швеция, Дания, Швейцария, Нидерланды Коммуникации и транспорт Нидерланды, Норвегия, Ирландия, Дания, Финляндия, Бельгия Энергетика Норвегия, Финляндия Строительство и девелопмент Финляндия, Бельгия, Нидерланды Легкая промышленность Швейцария, Австрия, Италия, Швеция, Дания, Финляндия Лесобумажный комплекс Финляндия
Действительно,как показывает мировая практика функционирования наиболее преуспевающихэкономических систем, высокую конкурентоспособность и стабильный экономическийрост обеспечивают, прежде всего, факторы, стимулирующие распространение новыхтехнологий. Учитывая, что современные конкурентные преимущества практическиполностью обусловлены преимуществами в технологиях производства, управления, организациипродвижения товаров, успешное развитие конкурентоспособности экономическойсистемы возможно при комплексном использовании теорий кластерного механизма исовременных концепций инновационного развития. В этой связи многие страны — какэкономически развитые, так и только начинающие формировать рыночную экономику — все активнее используют кластерный подход в поддержке наиболее перспективных направленийи форм предпринимательской деятельности, в формировании и регулированиинациональных инновационных систем (НИС).
Большаявовлеченность в инновационную деятельность кластерных компаний подтверждаетсястатистическими исследованиями. Показательны результаты проведенных в ЕСисследований роли кластеров в развитии инноваций (рисунок): инновационнаяактивность кластерных компаний выше — около 60%, в то время как вне кластеров — около 40-45%.
/>
Действительно,считается, что кластеры обладают большей способностью к нововведениямвследствие следующих причин:
фирмы- участники кластера способны более адекватно и быстрее реагировать напотребности покупателей;
участникамкластера облегчается доступ к новым технологиям, используемым на различныхнаправлениях хозяйственной деятельности;
винновационный процесс включаются поставщики и потребители, а также предприятиядругих отраслей;
врезультате межфирменной кооперации уменьшаются издержки на НИОКР;
фирмыв кластере находятся под интенсивным конкурентным давлением, котороеусугубляется постоянным сравнением собственной хозяйственной деятельности сработой аналогичных компаний [7].
Вотличие от традиционных промышленных кластеров, инновационные кластерыпредставляют собой систему тесных взаимосвязей не только между фирмами, ихпоставщиками и клиентами, но и институтами знаний, среди которых крупныеисследовательские центры и университеты, являясь генераторами новых знаний иинноваций, обеспечивают высокий образовательный уровень региона. Появляетсявозможность координации усилий и финансовых средств для создания новогопродукта и технологий и выхода с ними на рынок. По сути дела, в рамках кластерастановится возможным выстраивание замкнутой технологической цепочки — отсоздания продукта до его производства и вывода на рынок.
Следуетотметить еще одно отличие инновационных кластеров от традиционных промышленных,которое определяется созданием в их рамках преимущественноэкспортно-ориентированной продукции и технологий, т.е. внутрикластерные конкурентныепреимущества оказываются значимыми в международном масштабе.
Несомненнымпреимуществом для усиления инновационной компоненты в кластерах являетсяособенность их функционирования: уход от жесткого управления, присущегохолдингам и другим подобным структурам, и переход к гибким сетевым структурам, способнымповысить активность агентов-инноваторов (авторов инновационных идей), адаптивностьи восприимчивость агентов-имитаторов (реализующих инновационные идеи) иреактивность агентов-фасилитаторов (обеспечивающих финансовыми и другимиресурсами этот процесс) [8, с. 10]. Такая гибкая сетевая структура обеспечиваетэффективную трансформацию изобретений в инновации, а инноваций в конкурентныепреимущества.
Родоначальникоминновационных кластеров принято считать американскую Кремниевую долину, натерритории которой находится около 87 тыс. компаний, 40 исследовательскихцентров и десяток университетов, крупнейший из которых — Стэнфорд. Междууниверситетом и частным сектором налажен постоянный обмен информацией и«заряженными» новаторским духом людьми. Обслуживают кластер около третиамериканских венчурных фирм (180 компаний), 47 инвестиционных и 700коммерческих банков, которые так или иначе финансируют деятельность компаний[9].
Такойобъем инновационной деятельности позволил Кремниевой долине стать лидеромнационального экспорта, и на нее приходится 40% экспортной торговли Калифорнии.Во всем мире технорегионы стараются повторить успех долины, вплоть доподражания в названиях: Кремниевое плато в Бангалоре (Индия), Кремниевый островв Тайване, Кремниевое болото в Израиле.
Следуетособо остановиться на роли государства в формировании кластерных стратегий.Если первоначально кластеры образовывались исключительно благодаря «невидимойруке рынка», прежде всего при модернизации ТНК, то в последнее времяправительства многих стран стали «выращивать» их по собственной инициативе врамках государственно-частного партнерства, оказывая этому процессу ощутимоематериальное и моральное содействие.
Современнаягосударственная политика в области поддержки кластеров, определяется многиминациональными особенностями. Она может быть весьма разнообразной и выступать ввиде:
конкретнойполитики с четко определенной стратегией и выделенным бюджетом, котораяохватывает ряд промышленных секторов и различные аспекты развития кластеров;
политики,сфокусированной на некоторых аспектах развития кластеров: сетевыевзаимодействия среди бизнеса или между бизнесом и исследовательскимиорганизациями;
политикикак элемента других стратегий экономического развития3;
общейцели в серии других несогласованных мероприятий, нацеленных на конкретнуюотрасль, например, в Арве Вели (Франция), где мероприятия местного инационального уровня нацелены на развитие металлообрабатывающей промышленностив регионе.
Разнообразиепроводимой политики определяет и многообразие направлений и формгосударственной поддержки инновационных кластеров, среди которых:
прямаяфинансовая поддержка специфических проектов;
обеспечениевыполнения административных процедур;
предоставлениезнаний или других составляющих инфраструктуры;
снижениеналогов на исследовательские и инновационные расходы;
снижениеналогов на другие расходы, не связанные с исследованиями и разработками, инновациями;
организацияпубличных мероприятий (ярмарки, торговые миссии и пр.);
обеспечениесетей с университетами, администрацией;
обеспечениесетей с фирмами;
поддержкав развитии инкубаторов;
поддержкав улучшении репутации региона (кластера);
обеспечениепередачи информации (запросы рынка, ситуация на рынке, новые правила и пр.);
обеспечениетранспортных связей с другими кластерами или географическими областями.
Важноезначение в реализации государственной поддержки развития кластеров за рубежомимеет формирование специальной инфраструктуры.
Какправило, реализация кластерных стратегий предполагает наличие грантообра-зующихфондов (институтов, агентств), поддерживающих кластерные инициативы: например, Национальноеагентство планирования DATAR (Франция), Информационная система поиска иклассификации кластеров CASSIS (Люксембург), Национальный совет поконкурентоспособности (США), программа кооперации LINK (Великобритания) [9].Кроме того, формируются специальные институты, способные эффективно выполнятьфункции по развитию, построению сетевых структур и их интернационализации. Кним относятся центры экспертизы (Финляндия), центры превосходства (США), консалтинговые,маркетингово-аналитические и брендинговые компании (Economic CompetitivenessGroup (США), Центр маркетингово-аналитических исследований (Казахстан);институты и агентства, входящие в кластерные инициативы (Мюнхенский техническийуниверситет). Неотъемлемой частью инфраструктурного обеспечения кластерныхстратегий является создание бизнес-инкубаторов, технопарков, особыхэкономических зон, которые, по сути дела, являются катализаторами образованияпромышленных кластеров.
Вхождениев кластер повышает статус входящих в него компаний, способствует росту вниманияк ним со стороны финансовых агентств, благоприятствует росту их международнойрепутации и популярности торговой марки, привлекает в регион дополнительныересурсы. В свою очередь присутствие кластера повышает роль региональныхадминистраций, поскольку развивает и укрепляет экономику их региона, стимулируетэкономический рост и ускоряет решение социальных проблем, создает условия дляуспешного развития более отсталых территорий.
Вэтой связи, как показывает мировая практика, инициаторами проведения кластернойполитики могут выступать как центральные органы управления, которые проводяткластерную политику «сверху», так и региональные власти или местные объединенияпредпринимателей, предлагающие реализацию программ стимулирования развитиякластеров «снизу-вверх». Такие программы получили название «кластернаяинициатива», которая определяется как организованная попытка увеличить темпыроста и конкурентоспособность кластера в определенном регионе, вовлекая впроцесс кластерные фирмы, государство и исследовательские институты [10].
Примерынаиболее успешного развития кластерных инициатив в Европейском Союзе средистарых членов — Австрия среди малых стран (особенно кластерная инициатива вземле Верхняя Австрия, где термин «кластер» был эффективно использован как«бренд» для улучшения имиджа региона и привлечения прямых иностранныхинвестиций в местные предприятия), Великобритания (Шотландия), Испания(Каталония), Германия (Северный Рейн-Вестфалия), а среди странЦентрально-Восточной Европы — государственно-частное партнерство в развитиикластерных инициатив наиболее эффективно действовало в Словении. В настоящеевремя на конкурсной основе правительством Словении были отобраны для целевогофинансирования 11 кластерных инициатив, среди которых наиболее развитыми можноназвать три кластера: автомобильный, станкостроительный итранспортно-логистический [11].
Такимобразом, сегодня многие страны разрабатывают государственные программы и несутогромные финансовые затраты на «выращивание» кластеров. Такие программыпрактически разработали все страны ЕС. Они реализуются в соответствии срешениями Лиссабонской стратегии с целью внедрения в странах — членах ЕСэкономики знаний, способной на основе инновационных кластеров обеспечитьконкурентоспособность, превышающую показатели экономик США и Японии.
Так,правительство Франции в 2005 г. приступило к реализации национальной кластернойполитики, целью которой провозгласило обеспечить в течение 15-20 лет ростконкурентоспособности ключевых отраслей экономики. В 2006-2008 гг. на поддержку66-ти кластеров, из которых 16 относятся к инновационным, страна потратила 1, 5млрд. евро. Кластерная политика в этой стране реализуется в виде созданияполюсов конкурентоспособности, призванных объединить бизнес, научное сообществои образовательные структуры. При этом все организации выстраивают собственнуюстратегию, не противоречащую региональной стратегии развития, создают единуюорганизационную структуру и на каждые три года разрабатывают план целей идействий. Далеко не последнюю роль в этом процессе играет тесное взаимодействиес региональными властями. Французские полюса конкурентоспособностиподразделяются на «региональные», «европейские» и «международные». Числопоследних увеличивается, учитывая растущую вовлеченность местных организаций винтеграционные процессы.
Следуетотметить, что французское Агентство по инвестициям всячески поддерживаетучастие иностранных инвесторов в кластерных структурах, помогая им найтинаиболее привлекательные проекты. Кроме того, иностранные компании зачастуюпривлекаются для проведения научных исследований и разработок. Так, дляреализации проекта «Foremost» по созданию микрочипов высокого уровня в рамкахкластера «Minalogic», работающего в области микро- и нанотехнологий, осуществляетсясотрудничество с 24-мя партнерами из 8 стран, среди которых такие известныефирмы, как «Philips», «Freescale Semiconductor)), «Air Liquid». В рамкахкластера Secure Communications Solution, созданного в области безопасностителекоммуникаций, осуществляется сотрудничество с известными крупнымиамериканскими компаниями IBM и HP, а также с итальянским кластером в Турине итунисским технологическим кластером.
Хотяфранцузские кластеры существуют всего три года, однако по мнению многихспециалистов, именно французская модель инновационной промышленной политики, еслине самая успешная в Европе, то безусловно, одна из них.
ВГермании до недавнего времени развитие региональных кластеров происходило безвмешательства государства. Однако с 2003 г. правительство обращает пристальное внимание на кластерные инициативы, в первую очередь это касается проектов посозданию и развитию кластеров в сфере высоких технологий, где государствоподдерживает консолидацию усилий промышленности и научных центров за счет нетолько местных, но и федеральных источников. Центральное правительство внедряетбольшое число программ поддержки отдельных регионов и областей технологий, ноболее специфическое планирование развития кластера осуществляется местнымивластями, что позволяет учитывать особенности каждого региона. Например, такойрегион, как Рур, специализирующийся на тяжелой промышленности, пытается перейтина информационные технологии. Успешно функционируют на этой основе кластеры, например,автомобилестроения в Баден-Вюртемберге, производства медицинской техники вТутлингене, «регион чипов» вокруг Дрездена или биотехнологический кластер врегионе Берлин-Бранденбург.
Разумеется,многие кластеры до сих пор невелики по размерам или не достигликонкурентоспособности и находятся в поиске способов выхода в лидеры. Надейственность кластера, а следовательно на его развитие, значительно влияетналичие научного потенциала и активность исследовательских институтов.Государство определяет сферу деятельности исследовательского института, снабжаяего соответствующими полномочиями и оборудованием. В Баварии, например, существуютспециальные лица (координаторы), организующие взаимодействие агентов внутрикластера. Координаторы обычно выбираются из профессорской среды. В Германииналажены тесные связи между бизнесом и академической средой. Профессорауниверситетов часто также заняты в исследовательских институтах, которые в своюочередь сотрудничают с частными фирмами. Таким образом, исследовательскиеинституты, чья цель заключается в передаче технологий, поддерживают теснуюсвязь как с университетами, так и с промышленным сектором. На территорииуниверситетов профессорам с разрешения руководства университетом позволеносоздавать частные исследовательские центры, которые являются независимымиюридическими лицами.
Министерствообразования и исследований Германии оказывает поддержку в международном обменезнаниями и ключевыми инновациями в таких отраслях, как здравоохранение, биотехнологии,информационные технологии, экология, транспорт, и поддерживает образовательныеи научные программы за рубежом.
ВВеликобритании правительство выделило 30 млн. долл. на создание фонда, которыйбудет финансировать инновационные кластеры, и определило районы вокругЭдинбурга, Оксфорда и в Юго-Восточной Англии как основные регионы размещениябиотехнологических фирм. В Норвегии правительство стимулирует сотрудничествомежду фирмами в кластере «Морское хозяйство». В Дании в рамках программыконкурентоспособности выделено 16 кластеров общенационального уровня и 13регионального. Для каждого из них в ходе диалога между фирмами, входящими в составкластеров, и властями различных уровней разработаны конкретные меры поддержки.В Австрии также разработана национальная инновационно-исследовательскаяпрограмма (TIP), ключевым фактором которой стала политика стимулированияразвития связей между исследовательскими институтами и промышленным сектором, снижениерегуляторных барьеров в инновационных программах, специализация кластеров иформирование центров конкурентоспособности.
ВФинляндии в рамках реализации активной государственной промышленной политикисформирован кластер информационных и телекоммуникационных технологий какальтернатива ресурсно-ориентированному, работающему на «зрелом» рынке лесномукластеру. Хотя подавляющая часть продукции кластера производится однойкомпанией Nokia, «взлетевшей» за последние годы на вершину мировыхкорпоративных рейтингов, созданные в рамках этого кластера системы — образования,инновационная, сеть связанных производств и услуг — обладают самостоятельнойценностью и формируют условия для развития устойчивых конкурентных преимуществ.Прогнозируемые темпы развития этого кластера до 2015 г. составляют 8, 1% в год, что превышает ожидаемые темпы развития экономики в целом более чем в2, 5 раза (3, 2%) [12].
Еслидо недавнего времени кластеры были привилегией наиболее развитых экономик, то впоследние годы наблюдается проявление этого феномена и в развивающихся странах.В Венгрии, Польше, Чехии, Словении кластеризация поддерживается специальнымипрограммами. В частности, к 2003 г. в Венгрии была создана система из более 150кластеров по следующим направлениям: строительство, текстильное производство, термальныеводы, оптическая механика, автомобилестроение, деревообработка, пищеваяпродукция, электроника и т. д. Там же функционирует более 75 гпромышленныхпарков, объединяющих 556 компаний с числом работающих 60 тыс. чел. Промышленныепарки Венгрии имеют существенные таможенные и налоговые льготы. В 2005-2009 гг.непосредственно на создание технологических платформ и инновационных кластеровгосударство выделило 26 млрд. евро. Кроме того, выделено 80 млн. евро дляукрепления связей между университетами и промышленностью, 7 млн. евро — наподдержку малого инновационного бизнеса, 50 млн. евро — на расширение сетибизнес-инкубаторов, поддерживающих малые фирмы на ранних стадиях [13].
ВЧехии под эгидой Министерства промышленности и торговли действует программа«Кластеры». Ее цели — создание и развитие кластеров, укрепление такихгоризонтальных и вертикальных форм кооперации, как например, поставщик —потребитель; научно-исследовательский институт — производитель; оптоваяторговля — розничная. Как правило, предприятия определенной отрасли совместно суниверситетами в том или ином регионе образуют кластер-юридическое лицо, котороекоординирует совместные разработки, производство и сбыт и является получателемдотаций. Кластер должен обслуживать не менее чем 15 самостоятельных организаций,из их числа 75% должны заниматься производством, торговлей или оказанием услуг.Большинство участников кластера (не менее 60%) должны являться малыми исредними предприятиями.
ВСловении принята стратегия повышения конкурентоспособности промышленности наоснове функционирования кластеров, создана ассоциация «Автомобильный кластерСловении», в которую вошли 22 предприятия и 5 научных и образовательныхучреждений. Как следует из данных Всемирного экономического форума, активнаякластеризация экономик Венгрии, Чехии и Словении позволила этим странамзначительно повысить свои рейтинги конкурентоспособности и войти в 30-кунаиболее конкурентоспособных.
Подчеркнем,что кластерная политика отличается разнообразием практических подходов и несуществует, по крайней мере, в виде четко определенного набора политическихинструментов (в отличие, например, от инвестиционной политики). То же можносказать о многообразии распределения компетенций между центральными и местнымивластями.
ВСША федеральное правительство не имеет полномочий напрямую вмешиваться вполитику штатов в области развития региональных кластеров, хотя предоставляетим косвенную поддержку. В последние три-четыре года эти отношения сталиукрепляться в рамках реализации программ центрального правительства, нацеленныхна поддержку либо отдельных отраслей (электроники, Интернета), либо отдельных университетови исследовательских центров.
Науровне региональных властей поддержку развитию региона оказывают так называемые«институты сотрудничества». (institutions for collaboration), состоящие изпредставителей местной администрации, университетов, промышленных групп иисследовательских институтов. Особая роль принадлежит университетам, отношениякоторых с бизнесом, включая процедуры передачи технологий от университетовпромышленному сектору, четко прописаны в законодательстве США. Важно, что этосотрудничество основано на принципе конкуренции — финансирование университетасо стороны частного сектора уменьшается или увеличивается в зависимости отрезультатов исследований. Вместе с тем необходимо соблюдать разумный балансмежду учебным процессом и работой с бизнесом, которая не должна отвлекатьвнимание преподавателей от образовательной деятельности.
Ценныйопыт в создании высокотехнологичных инновационных кластеров накоплен в Канаде.Среди наиболее известных — биотехнологический кластер — (Монреаль, Торонто, Ванкувер,Оттава, Галифакс); информационно-телекоммуникационный кластер (Ванкувер, Калгари,Квебек и др.); кластер высоких технологий (Монреаль, Онтарио и др.);мультимедийный кластер (Монреаль, Торонто, Ванкувер); винодельческий кластер(Ниагара); кластер пищевой промышленности (Торонто) и др. Содействие кластерныминициативам бизнеса оказывают в Канаде все уровни власти — федеральный, региональныйи муниципальный, но конкретные формы поддержки различаются на каждом уровне.
ВКанаде отсутствует единая концепция реализации кластерной политики нафедеральном уровне. Предполагается, что основная роль правительства должнасводиться к установлениям общих для экономики правил и предоставлению услуг, ареализация конкретных кластерных инициатив может быть поручена администрациямпровинций и муниципалитетов. В то же время кластерная стратегия является частьюнациональной инновационной стратегии страны. Координацию данной стратегииосуществляет Национальный Исследовательский Совет (НИС) — ведущее федеральноеагентство по научно-исследовательскому развитию. Им были инициированытехнологические кластерные инициативы. Помимо этого на федеральном уровнеправительство Канады оказывает поддержку кластерам в осуществлении политики попривлечению инвестиций, в содействии в реализации продукции компаний на внешнихрынках, регулировании рынка рабочей силы, инвестировании в перспективныенаучные исследования и разработки, создании образовательных программ, в защитеинтеллектуальной собственности и т. д.
Науровне провинций Канады кластерная политика получает активную поддержку в видефинансирования научных разработок, реализации образовательных программ, привлечениявнешних инвестиций и оказания сопутствующих услуг. Ведущую роль здесь играютагентства регионального развития — управляющие компании при правительствепровинций. Наиболее существенна роль в реализации кластерной политики органовместного самоуправления. В их задачи входит широкий спектр вопросов — отсоздания образовательных программ до обновления всех ключевых инфраструктур длякластеров.
ВЯпонии формирование промышленн^гх кластеров до недавнего времени осуществлялосьисключительно при поддержке центрального правительства, однако в настоящеевремя в этом процессе начинают активно участвовать и региональные власти. Региональномусообществу предоставляется возможность реализовать кластерные инициативы засчет собственных ресурсов, создавать венчурный бизнес и новые производства. Вданном контексте региональные кластеры оказываются как бы новой формойконцентрации промышленности, в которой университеты, исследовательскиеинституты и корпоративные кластеры активно кооперируются. Благодаря этомуисследования и разработки компаний стали все более ориентироваться накоммерческий успех, упрощено регулирование заключения сделок с иностраннымиисследователями с целью стимулирования сотрудничества и обмена наработками сзарубежными университетами и исследовательскими институтами.
Исследованияи разработки компаний все более ориентированы на коммерческий успех, апредставители университетов стремятся к более наглядному проявлению результатовсвоей полезной для общества деятельности. В созданных государством особых зонахрегулирование заключения сделок с иностранными исследователями было упрощено сцелью стимулирования сотрудничества и обмена данными с зарубежнымиуниверситетами и исследовательскими институтами.
Внастоящее время в Японии действует программа «Knowledge cluster initiative», стимулирующаяразвитие кластеров в 18-ти регионах страны. Содействие оказывается совместнымпроектам, в которых региональные университеты выступают в роли ядра кластеров, образованныхсетью малых инновационных фирм и крупных промышленных компаний.
ВКитае кластерная политика связана с формированием муниципальными властями содобрения центрального правительства особых зон высокотехнологичных отраслей.Само центральное правительство также отбирает фирмы, которые пользуютсяисключительными привилегиями. Кроме того, оно всячески поощряет сотрудничествобизнеса и университетов, сознавая его важность в появлении собственныхтехнологических инноваций, повышению технологического уровня продукции. Покауспехов в организации такого сотрудничества добились лишь в нескольких отраслях,например информационных и биотехнологиях, но этот опыт быстро распространяетсяи на другие области.
Придаваяважное значение развитию собственных инноваций, повышению технологическогоуровня продукции в целях сокращения качественного разрыва междуконкурентоспособностью экономик Китая и развитых стран, правительством страныбыло принято решение о создании офисов лицензирования технологий вуниверситетах. Этот шаг призван способствовать активизации сотрудничествабизнеса и академической среды, содействовать коммерциализации результатовисследовательской работы и усилению конкуренции.
Образцомдля построения наукоемких кластеров в Китае считается Силиконовая долина инекоторые другие успешные примеры зарубежной практики кластеризации. Внастоящее время в стране функционирует примерно 60 высокотехнологичных зон, однакоих рентабельность невысока и заметно различается от региона к региону. Поэтомусвоей главной задачей правительство считает устранение межрегиональныхразличий.
Анализируямировой опыт кластеризации, нельзя не отметить тенденции развития все большегоколичества международных мировых кластеров, в том числе выходящих за рамкиотдельных регионов. Так, например, многие кластеры, имеющие статус европейских,стремятся выйти на международный уровень. Главным образом это касаетсямеждународных и трансграничных проектов5. Примером может служить«Биотехнологическая долина», объединяющая кластеры Франции и соседствующих снею Германии и Швейцарии, благодаря чему достигается мощный си-нергетическийэффект. Французский фармацевтический кластер через университет Луи Пастераосуществляет сотрудничество с канадским кластером «In vivo», действующим вМонреале. Цель такого сотрудничества — найти для компаний указанных кластеровперспективные рынки сбыта в Северной Америке и Европе.
Важнуюроль в создании международных кластеров играют разнообразные программынаучно-технического сотрудничества, в частности, в европейской практике — это«Эврика» и Рамочные программы НИОКР. Они помогают потенциальным партнерам, устанавливатьконтакты на национальном уровне.
Первыепопытки внедрения кластерного подхода в экономику предпринимаются сегодня встранах СНГ. Например, согласно данным Международного фонда содействия рынку, вУкраине сформированы и практически работают свыше 25 промышленных агломерацийкомпаний и структур, которые взаимодействуют по схеме, близкой к кластерной. Кчислу наиболее крупных и успешных по объему выпускаемой продукции следуетотнести строительный и швейный кластер в г. Хмельницкий.
Вразгар кризиса в июле 2009 г. Постановлением Президиума НАН Украины одобренПорядок создания и функционирования национальных инновационных кластеров, атакже определен перечень входящих в их состав академических учреждений ипромышленных предприятий. Кластеры создаются в приоритетных направленияхинновационной деятельности: «Новые машины» (Днепропетровск), «Новые материалы»(Харьков), «Биотехнологии» (Львов), «Новые продукты питания» (Киев и Киевскаяобласть), «Новые технологии природопользования» (Донецк), «Инновационнаякультура общества» (Киев), «Новейшие силовые установки и двигатели» (Запорожье),«Энергетика устойчивого развития» (Киев).
5Например, стекольный кластер в Верхней Австрии, Баварии (Германия) и Богемии(Чехия), текстильный кластер в Нижней Австрии и Богемии, станкостроительныйкластер в Штирии (Австрия) и Словении, биотехнологические кластеры Эресунн(Дания-Швеция), «БиоДолина» (Германия-Швейцария-Франция), Твенте(Нидерланды-Германия), информационно-телекоммуникационный кластер «ДолинаДоммель» (Бельгия-Нидерланды) и консалтинговый кластер Венло (Нидерланды-Германия)[14].
Впоследние годы активизировалась подготовительная работа по созданию кластерныхструктур на основе крупных промышленных корпораций, сетевых структур вКазахстане. В мартовском 2004 г. Послании Президента народу страны идеякластерного развития определена в качестве основного метода диверсификации ееэкономики. С этого же года АО «Центр маркетингово-аналитических исследований»совместно с консалтинговой компанией США «JE Austin» реализует проект по оценкеконкурентоспособности действующих и потенциально перспективных секторовказахстанской экономики, конечной целью которого является создание в странекластеров. Работу над проектом возглавил идеолог кластеризации М. Портер. Донастоящего времени определены следующие отрасли, в которых будут создаваться«пилотные» кластеры: металлургия (Центральный Казахстан), нефтегазовоемашиностроение (Западный Казахстан), текстильный (Южный Казахстан), пищеваяпромышленность (сельскохозяйственные области), производство строительныхматериалов (Алматинская область), туризм (Алматы), транспортная логистика(транспортный коридор между Китаем и Европой) [15]. В то же время многиеказахские ученые считают, что в стране имеются потенциальные возможностисоздания ряда кластеров и в других секторах экономики — нефтяной и газовойпромышленности, биотехнологиях, фармацевтике, химической промышленности, машиностроении,информационных технологиях. Возможно также создание межгосударственныхкластеров, в том числе в сотрудничестве с Россией.
Проведенныйанализ мировой практики в области формирования и реализации кластерныхстратегий позволяет сделать ряд принципиальных обобщающих выводов:
Применениекластерного подхода является закономерным этапом в развитии экономики, а егоповсеместное распространение можно рассматривать в качестве главной черты всехвысокоразвитых экономик.
Спецификойкластера является получение организациями, входящими в него, синергетическогоэффекта, выражающегося в повышении конкурентоспособности всей системы посравнению с отдельными хозяйствующими субъектами. Кластерный механизм повышенияконкурентоспособности основан на эффективном сочетании внутрикластернойкооперации в процессе производства продукции с внутренней конкуренцией в рамкахпромышленного кластера. При этом важно подчеркнуть сетевой характервзаимодействия его участников, поскольку именно горизонтальная интеграция вданном случае способствует формированию строго ориентированной цепочкираспространения новых знаний, технологий и инноваций
Отличительнойчертой кластера является его инновационная ориентированность. Наиболее успешныекластеры формируются там, где осуществляется или ожидается «прорыв» в областитехники и технологии производства с последующим выходом на новые «рыночныениши». В этой связи многие страны — как экономически развитые, так и тольконачинающие формировать рыночную экономику — все активнее используют «кластерныйподход» в формировании и регулировании своих национальных инновационныхпрограмм.
Проведениекластерной политики базируется на организации взаимодействия между органамигосударственной власти и местного самоуправления, бизнесом инаучно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышениюинновационности производства и сферы услуг, что способствует взаимномусовершенствованию и повышению эффективности в работе.
Конкурентоспособныекластеры часто имеют развитые связи со сходными кластерами в других регионах истранах. Стимулирование подобных международных связей становится важнымнаправлением кластерной политики и заключается в развитии кооперации междуродственными кластерами, разработке и реализации программ развитиясотрудничества.
1При этом в регионе Оулу сформировался один из ведущих в мире кластеровинформационных технологий, в котором в 200З г. работали 250 компаний с общимчислом занятых 10 тыс. чел.
2В Германии работают три лучших мировых кластера из семи кластеров высокихтехнологий, получивших почетное название «Силиконовая долина 21 века», — этоМюнхен, Гамбург, Дрезден.
3Например, в Восточной Швеции (адм. центр Линчепинг) поддержка развитиякластеров является одним из направлений местного Соглашения о региональномразвитии;, в провинции Лимбург (Нидерланды) — это программа региональнойинновационной стратегии; в германской земле Северный Рейн-Вестфалии поддержка кластеровпрорезает горизонтально многие приоритеты и мероприятия региональной стратегииЕС «Цель-2» (Повышение конкурентоспособности и уровня занятости в регионах).
Списоклитературы
1. Jonathan Sallet and Ed Paisley Innovation Clusters CreateCompetitive Communities. Huff Post Social News September 21, 2009.
2. Powerful dusters: Main Drivers of Europe's Competitiveness (пер. автора). Brussels, 17і1 October 2008
3.Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.
4. Oulu Region — The Direction for Expertise. Oulu: PainotaloSuomenmaa, 2003.
5. Synopsis of Policy Options for Creating a Supportive Environmentfor Innovative Development. ECE/CECI/2008/3, Geneva, 9 September 2008.
6.Эдилерская А.А. Кластерно-сетевые принципы организации современногопредпринимательства //Актуальные проблемы развития общества, экономики и права/ Сб. науч. трудов аспирантов, 2008.
7.Колошин А., Разгуляев К., Тимофеев Ю., Русинов В. Анализ зарубежного опытаповышения отраслевой, региональной конкурентоспособности на основе развитиякластеров.
8.Клейнер Г.Б., Качалов Р.М., Нагрудная Н.Б. Синтез стратегии кластера на основесистемно-интеграционной теории //Наука — Образование — Инновации. 2008. №7.
9.Грановеттер М. Успех инновационного кластера основан на открытости, гибкости исвободе // The New Times, 2010, 6 апреля
10. European Commission. Innovation Clusters in Europe — AStatistical Analysis and Overview of Current Policy Support (2006). Luxembourg: Office for Official Publications of the European Communities.
11. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster InitiativeGreenbook. The Competitiveness Institute/VINNOVA, Gothenburg, 2003.
12. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster InitiativeGreenbook. The Competitiveness Institute/VINNOVA, Gothenburg, 2003.
13. Научный эксперт. 2007. №3.
14. Gabor Bekes Clusters, Science Parks and Regional Development(Strategies and Policies in Hungary). Presentation at UNECT TOS-ICP Geneva 14 February, 2008.
15. Ли С. Кластеры —новые формы организации инновационного процесса //..
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта institutiones.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.