Реферат по предмету "Психология"


Личностные особенности студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИУКРАИНЫ
Национальный аэрокосмическийуниверситет
им. Н.Е. Жуковского «ХАИ»
Гуманитарный факультет
Кафедра психологии
Курсовая работа
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ,ИСПЫТЫВАЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
Выполнил: студент группы 730 БульмистерА.В.
Научный руководитель: ассистент каф.707 Калайтан Н.Л.
Харьков 2010

/>/>/>СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОСАМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Понятие профессионального самоопределения
1.2 Структура профессионального самоопределения
1.3 Профессиональное самоопределение как процесс
РАЗДЕЛ 2 ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Описание исследуемой выборки
2.2 Описание методов исследования
РАЗДЕЛ 3 ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХТРУДНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
3.1 Мотивы обучения в вузе студентов, испытывающих трудностив профессиональном самоопределении
3.2 Различия в индивидуально-психологических особенностяхстудентов, испытывающих трудности с профессиональным самоопределением истудентов, у которых отсутсвуют данные трудности
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

/>ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность проблемыисследования. Проблемепрофессионального самоопределения личности посвящено значительное число работ. Вчастности разработкой данной проблемы занимались такие авторы как Р.С. Немов,И.М. Кондаков, В.Б. Шапарь. Процесс профессионального самоопределения начинаетсяв период обучения в школе, а заканчивается нередко уже после выхода на пенсию.На каждом этапе человек делает выбор, который определяет его жизнь на нескольколет вперед. Кроме того, профессиональное самоопределение является, с однойстороны, «ядром», наиболее значимым компонентом профессионального развития, сдругой – критерием одного из этапов этого процесса. Кроме того, прежниеценностно-нравственные и профессиональные ориентации во многом не соответствуютреальной жизни, а новые еще не сформированы. Эти изменения не обошли и высшуюшколу: студенчество оказалось в ситуации неопределенности, неуверенности всвоем профессиональном будущем, поэтому проблема профессиональногосамоопределения является чрезвычайно актуальной в условиях современныхсоциально-экономических и социокультурных преобразований.
Объект исследования – личностные особенности студентов.
Предмет исследования – личностные особенности студентов,испытывающих трудности в профессиональном самоопределении.
Цель исследования: выявить личностные особенностистудентов, испытывающих трудности с профессиональным самоопределением.
В соответствии споставленной целью, а также объектом и предметом можно выделить следующие задачиисследования:
1.        Изучитьтеоретические подходы к проблеме профессионального самоопределения.
2.        Исследоватьособенности профессионального самоопределения у студентов, выделить тех из них,кто испытывает трудности в этой сфере.
3.        Выявить мотивациюк учебной деятельности студентов, имеющих трудности профессиональногосамоопределения.
4.        Установитьразличия в индивидуально-психологических особенностях студентов, которыеиспытывают трудности с профессиональным самоопределением и студентов, у которыхотсутствуют трудности с профессиональным самоопределением.
Методы исследования: Методика многофакторногоисследования личности Р.Б. Кеттелла (форма С), опросник профессиональнойготовности, методика «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» Реана иЯкунина, математико-статистическая обработка данных.

/>/>/>/>/>РАЗДЕЛ1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГОСАМООПРЕДЕЛЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ/>/>/>/>/>/>1.1 Понятиепрофессионального самоопределения
Разные исследователирассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немовпрофессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человекомпрофессии для себя [12, с.200]. Сходной точки зрения придерживается И. М.Кондаков, он говорит о профессиональном выборе как отдельном этапепрофессионального развития, проходимого индивидом после окончанияобщеобразовательного обучения и перед собственно профессиональным обучением [7,с.282]. Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, чтопрофессиональное самоопределение – это процесс, охватывающий весь периодпрофессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональныхнамерений до выхода из трудовой деятельности [28, с.395]. Оба подходаобъединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональноесамоопределение – выбор профессии на основании анализа, оценки внутреннихресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии ипоследующее его формирование как профессионала и субъекта труда [3, с.421]. Впедагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматриваетсякак процесс формирования личностью своего отношения к профессиональнойдеятельности и способ его реализации через согласование личностных исоциально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненногосамоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональнуюгруппу, выбора образа жизни, профессии[13, с.224]. Интересна позиция Э.Ф.Зеера, согласно которой профессиональное самоопределение – есть самостоятельноеи осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человекас содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смыславыполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации [4, c.13].
Н.С. Пряжниковрассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождениеличностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовойдеятельности, а также – нахождение смысла в самом процессе самоопределения[17, c.10]. При этом сразу обнаруживаетсяпарадокс самоопределения: найденный смысл тут же обесценивает жизнь. Поэтомуважен именно процесс поиска смысла, где отдельные смыслы – это лишьпромежуточные этапы процесса. При более творческом подходе к своей жизни самсмысл создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается вподлинного субъекта самоопределения.
Одной из наиболее сложныхпроблем является поиск смысла для самоопределяющегося человека. Применительно кпрофессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такойпрофессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок посправедливости, то есть в соответствии с затраченными усилиями. Еще одинвариант смысла – стремление к элитарности. Известно, что многие люди частомечтают попасть «из грязи в князи». Это особенно важно в эпохисоциально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый планвыходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективноработающие в стабильных условиях, а так называемые «авантюристы», которыеобладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошоустраиваться. Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейсямолодежи.
В.А. Поляков выделяет двеглавные цели при построении «успешной» карьеры: добиться высокого положения вобществе и высокого дохода. Элитарные ориентации в профессиональномсамоопределении предполагают не только престиж и высокий заработок, но итворческое построение своей жизни, ориентацию на высшие человеческие идеалы иценности [19, c.331]. По мнению Н.С. Пряжникова,понимание успеха неоднозначно. Такая неоднозначность проявляется не только вэтическом плане, но и в самом процесс профессионального самоопределения.Например, на ранних этапах развития субъекта труда многое определяется тем,насколько воспитатели и родители сумеют сформировать у ребенка позитивноеотношение к честному и творческому труду. Для абитуриента успех нередко связанс поступлением в престижное учебное заведение. Для студента на первый планвыходит успешная учеба, а также учебно-профессиональные контакты с наиболее авторитетнымипреподавателями [20, c.85].
Профессиональноесамоопределение – не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни.Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то,что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.
Работа играет важную рольв жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние исамочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивноепредставление человека о себе, сокращает частоту физических и психическихпроблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью.Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общеекачество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий,сделать правильный выбор.
При этом необходимо иметьввиду несколько обстоятельств. Во-первых, мир профессий чрезвычайно динамичен иизменчив. Во-вторых, особенностью современного мира профессий является то, чтона смену монопрофессионализму приходит полипрофессионализм. Это значит, чточеловеку надо стремиться овладевать не одной профессией, а несколькими смежнымипрофессиями. И в-третьих, сам человек не есть нечто застывшее и навечносвязанное с профессией. В течение жизни может появиться желание илинеобходимость изменить профессию или квалификацию.
По мнению Н.В.Самоукиной, выбор профессии – это процесс принятия молодым человеком решенияотносительно получения социально значимого результата: вступления во взрослуюжизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональноесамоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человеквыбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями,устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессомпрофессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек«выбирает» профессию случайно, например по фактору близости работы к местужительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству и прочее [25, c.51].
Профессиональноесамоопределение может быть описано в виде длительного процесса развитияотношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как субъектупрофессиональной деятельности или профессионалу. Динамика профессиональногосамоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии»,соответствующей его склонностям и способностям. Процесс профессиональногосамоопределения – это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию исамооцениванию собственных способностей и ценностных ориентаций; действия попониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемойпрофессии; действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей впроцессе профессиональной подготовки. Следовательно, содержанием активногосамоопределения выступают процессы самопознания, самооценивания и саморазвития.
Об активномпрофессиональном самоопределении можно говорить тогда, когда в деятельностичеловека преобладает достижение поставленных целей, а условия социальной и профессиональнойситуации преобразуются и учитываются в соответствии с поставленными целями [26,с.114].
Е.А. Климов считаетглубоким заблуждением мнение, согласно которому профессиональноесамоопределение – это однократный акт принятия решения, или кратковременныйпроцесс, или процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Онполагает, что процесс принятия окончательного решения старшеклассником о выборепрофессионального учебного заведения может представляться однократным и дажемимолетным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий. На самом деле ониосуществляются по формуле: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь». Устаршеклассника в течение предшествующих лет сложились и определенные отношенияк разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценкисвоих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, ипредставления о «запасных вариантах» выбора профессии.
Профессиональноесамоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающуюто или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда [6,с.40]. Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можнобыстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобыдостигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности.Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об оченьинтересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальномупостроению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором небудет роковым, если приложить ум и волю [6, с.388].
Выбор профессии – это вомногом выбор между стратегией адаптации человека через подчинение среде, содной стороны, и стратегией высвобождения внутренних ресурсов развитияличности, включающих способность решать ценностно-нравственные проблемы и принеобходимости противостоять среде, — с другой [10, с.37]. Поэтомупрофессиональное развитие на разных этапах жизнедеятельности человека являетсято результатом, то средством развития личности.
Н.С. Пряжников выделяетследующие типы профессионального самоопределения: 1) самоопределение вконкретных трудовых функциях, операциях, когда человек существенно ограниченрамками своей деятельности, но здесь возможны настоящее мастерство и нахождениеопределенных смыслов труда; 2) самоопределение в рамках определенного трудовогопроцесса, где возможности самореализации несколько расширяются. Однако рамкидеятельности еще недостаточны для более полноценного самопроявления исаморазвития; 3) самоопределение в рамках специальности, которая позволяетчеловеку выбирать не только конкретные места работы, но и различные организациипри сохранении своей основной специальности; 4) самоопределение в профессиипозволяет человеку маневрировать в рамках смежных специальностей [18, с.83]./>/>/> 1.2 Структура профессионального самоопределения
Как ясно извышеизложенного, профессиональное самоопределение – понятие сложное имногомерное, имеющее разветвленную структуру. Оно включает в себя, в частности,мотивацию. Под мотивацией традиционно понимаются побуждения, вызывающиеактивность и определяющие ее направленность. Мотивация, обусловливая поведениеи деятельность, оказывает влияние на профессиональное самоопределение, наудовлетворенность человека своим трудом. Профессиональная мотивация – этодействие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии ипродолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [14, с.26].Профессиональная мотивация формируется у молодежи под влиянием факторовокружающей действительности. Профессиональная мотивация динамична, изменчива ипредставляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействиемобъективных и субъективных факторов.
Выбор профессиональногопути связан с выбором реальных жизненных ценностей, эти ценности определяютреальную профессиональную мотивацию. Ценности осуществляют связь междукогнитивными и эмоциональными составляющими профессионального самосознаниячерез внутреннюю мотивацию. Самооценка выступает как внутренний побудитель исоотносит прошлое (опыт и знания) и будущее (цель) в настоящем (переживания «Я»).Важнейшим смыслообразующим мотивом в профессиональном самоопределении являетсямотив соответствия самому себе [22, с.30]. Этот мотив обеспечиваетнепротиворечивость образа «Я» в целом. Другим смыслообразующим мотивом являетсясамоуважение. Побуждающее действие этого мотива связано с постановкой цели вотношении выбора ценностей. Сюда же относится мотив достижения успеха илиизбегания неудач.
По мнению В.Д. Шадрикова,принципиальным этапом освоения деятельности является ее принятие. Решение обэтом определяется тем, насколько представления человека о профессии соответствуютего потребностям. В качественном отношении выделяют три категории потребностей:материальные, духовные и социальные. Духовные потребности подразделяются на познавательныеи эстетические [27, с.18]. Деятельность будет добродетельна в отношении субъектадеятельности, если она позволит раскрыться его возможностям, проявиться егоиндивидуальности, позволит трудиться продуктивно, проявить свободу творчества.Деятельность будет добродетельной по отношению к другим, если она позволитреализовать те же этические принципы, что и по отношению к самому себе. Осознаниетого факта, что деятельность добродетельна или может стать таковой приопределенных условиях, выступает высшим мотивом и оказывает решающеевоздействие на методы и способы достижения цели.
Мотивы делят навнутренние и внешние. Внутренние мотивы выбора профессии: ее общественная иличная значимость; удовлетворение, которое приносит работа благодаря еетворческому характеру; возможность общения, руководства другими людьми и т.д. [11,с.204]. Внутренняя мотивация возникает из потребностей самого человека, поэтомуна ее основе он трудится с удовольствием, без внешнего давления. Внешниемотивы: заработок, стремление к престижу, боязнь осуждения и т.д. Эти мотивымогут быть разделены на положительные и отрицательные. К положительным мотивамотносятся: материальные, возможность продвижения по службе, одобрениеначальства, престиж, то есть стимулы, ради которых человек охотно будетработать. К отрицательным мотивам относятся воздействия на личность путемдавления, угроз, наказания, критики и других действий негативного характера.
Е.А. Климов указываетследующие 6 основных факторов, определяющих профессиональный выбор:
1) позиция старших,семьи;
2) позиция сверстников;
3) позиция школьногопедагогического коллектива;
4) личныепрофессиональные и жизненные планы. Общая структура личного профессиональногоплана может быть представлена так:
 - главная цель
 - представления оцепочке ближайших и более отдаленных целей
 - представления о путяхи средствах достижения ближайших жизненных целей
 - представления овнешних условиях достижения намеченных целей
 - представления овнутренних условиях достижения намеченных целей
 - запасные вариантыцелей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей вреализации основных вариантов.
5) способности, умения.Способности определяют качество выполнения деятельности, ее успешность.Способности – индивидуальные особенности, определяющие легкость овладения иуспешность деятельности личности.6)уровень притязаний на общественноепризнание.
Н.С. Пряжников условновыделяет следующие уровни реализации имеющихся возможностей: — агрессивноенеприятие деятельности;
 - молчаливое избеганиедеятельности;
 - реализациястереотипных способов деятельности;
 - стремлениеусовершенствовать отдельные элементы своей деятельности;
 - стремление существенноусовершенствовать свою деятельность в целом [19, с.352].
На сегодняшний деньбольшинство студентов и начинающих специалистов больше внимания уделяютрасширению своих возможностей, полагая, что их реализация – дело ближайшегобудущего. Взрослые работающие специалисты переключают внимание на реализациюсвоих профессиональных возможностей. Однако более оптимальной представляетсяситуация, когда студентов специально обучают реализации любых, даже малых,возможностей, так как не у всех профессиональная судьба может сложитьсяблагоприятно.
Профессиональнымсамоопределением являются интересы субъекта выбора профессии. Интересытрадиционно считаются самым значимым мотивом выбора профессии, осознаваемымранее и яснее других. Интересы обладают определенной динамикой развития. Воснове структуры интересов лежат познавательные интересы. На базепознавательных интересов возникают интересы к профессии [21, с.10].Профессиональный интерес – эмоционально окрашенное отношение человека копределенному виду деятельности. Понятие «интерес» неразрывно с понятием«склонность». Интерес – рациональное, познавательное явление,предрасположенность к чему-либо конкретно. Если наличие интересов означает«хочу знать», то наличие склонностей – «могу сделать». Интересы и склонностиявляются побудительными факторами, обусловливающими профессиональноесамоопределение. При этом особенно важны содержательные, устойчивые, глубокиеинтересы, соответствующие активному выбору профессионального пути.
Профессиональный интересявляется динамическим комплексом психических свойств и состояний. С.П. Крягждеделит его на три уровня: интерес потребителя, интерес деятеля и собственнопрофессиональный интерес. Для первого уровня характерна незначительнаяактивность, носящая созерцательный характер и возникающая самостоятельно.Главное на втором уровне – волевой компонент. Человек уже не довольствуетсяинтересом, вызванным у него другими, а сам планирует деятельность, котораядоставит ему удовлетворение. Для третьего уровня характерны: а) большаяинтенсивность внимания, волевых усилий и эмоциональных переживаний, чем навтором уровне; человек хочет превратить определенную деятельность впрофессиональную; б) постоянство, обобщенность и осознанность интересов [8, с.26].
Э.Ф. Зеер приводит4-хкомпонентную структуру личности:
1)социально-профессиональная направленность (склонности, интересы, отношения,ожидания, установки, мотивы);
2) профессиональнаякомпетентность (профессиональные знания, умения и навыки, квалификация);
3) профессионально-важныекачества (внимательность, наблюдательность, креативность, решительность,контактность, самоконтроль, самостоятельность и др.);
4) профессиональнозначимые психофизиологические свойства (энергетизм, нейротизм,экстравертированность, зрительно-двигательная координация, реактивность идр.)[4, с.52].
/>/>/>1.3 Профессиональное самоопределение как процесс
Профессиональноесамоопределение представляет собой достаточно сложный, длительный, весьмаподвижный, многоплановый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются4 стадии:
1. Стадияпрофессионального становления личности связана с зарождением и формированиемпрофессиональных намерений под влиянием общего развития личности ипервоначальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельности.Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии являетсясоответствующий общественным потребностям и потребностям самой личности выборпрофессии или специальности.
2. Стадия – периодпрофессионального обучения и воспитания. Психологическим критерием успешностипрохождения этой стадии является профессиональное самоопределение личности, тоесть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности ипрофессиональной направленности.
3. Стадия – активноевхождение в профессиональную среду, отражающее переход к новому типудеятельности – к профессиональному труду в разных его формах. Психологическимкритерием успешности прохождения этой стадии служит активное овладениепрофессией в условиях реального трудового процесса, нахождение себя в системетрудовых коллективов.
4. Стадия предполагаетполную или частичную реализацию профессиональных устремлений и возможностейличности в самостоятельном труде. Психологический критерий успешностипрохождения этой стадии – степень овладения операциональной сторонойпрофессиональной деятельности, уровень сформированности профессиональнозначимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества [22,с.38].
Проблемы и кризисы могутвозникать не только при переходе от одной стадии к другой, но и внутриотдельных стадий. Нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно частона втором или третьем году обучения может измениться отношение к процессуовладения профессией. Учащиеся разочаровываются в своем профессиональномвыборе, иногда задумываются о смене учебного заведения и переменеспециальности. При этом все это может иметь место при неплохих в целомпоказателях успешности обучения и выполнения заданий во время прохожденияпрактики. Это означает, что дело здесь не в способностях.
В психологическом планескладывается парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь на второйстадии процесса профессионального становления, субъективно, то естьпсихологически, вновь оказывается на пороге лишь первой стадии этого процесса,а может и на подступах к ней. Иначе говоря, в процессе профессиональногостановления возможно и обратное, регрессивное движение.
Таким образом,профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс,занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главнойпроблемой профессионального самоопределения является не только реализация своихинтересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка,занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной ичрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.
Процесс профессиональногосамоопределения предполагает активно познание человеком себя и своихвозможностей, нередко может сопровождаться различными кризисами, затруднениями.На каждом его этапе человек достигает определенного уровня развития в качествесубъекта труда.
Профессиональное самоопределение,будучи понятием неоднозначным и обширным по своей структуре, включает мотивациюпрофессиональной деятельности, интересы, склонности, способности и уровеньпритязаний.
/>РАЗДЕЛ2ОПИСАНИЕ ВЫБОРКИ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ/>/>/>/> 2.1 Описание исследуемой выборки
В исследовании принялоучастие 56 студентов II курса факультета №5 Национального аэрокосмическогоуниверситета, специальности «КСС», дневной формы обучения.
С помощью «Опросникапрофессиональной готовности» были выделены студенты, испытывающие трудности впрофессиональном самоопределении, в количестве 31 человек (55,4%). Остальные 25человек (44,6%) определены как не испытывающие таких трудностей. Показателиэтих студентов по параметрам умения, отношения и желания заниматьсядеятельностью по типу «Человек-знак» оказались высокими (а профессия относитсяименно к этому типу).
Студенты, испытывающиетрудности в профессиональном самоопределении, были выявлены путем деления их наследующие группы:
1) 20 человек из 31(64,5%) имеют высокие показатели по типу профессии «Человек-знак», а также и подругим типам («Человек-человек», «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек- художественный образ). Эти студенты имеют сразу несколько профессиональныхпредпочтений.
2) 7 человек из 31(22,6%) не имеют высоких показателей по типу «Человек-знак», то есть они большеориентированы на профессии другой сферы.
3) 4 человека из 31(12,9%) не имеют ярко выраженных профессиональных устремлений. У них выявленынизкие показатели по всем типам профессий. Таким образом, данных студентовможно отнести к неопределившимся в сфере профессиональных интересов.

2.2 Описание методов исследования
При проведенииисследования использовались следующие методики:
1. Методикамногофакторного исследования личности Р. Кеттелла (форма С, 105 вопросов). Онаиспользуется во всех ситуациях, когда необходимо знаниеиндивидуально-психологических особенностей человека. Опросник диагностируетчерты личности, которые Кеттелл называет конституциональными факторами:общительность, интеллект, эмоциональную устойчивость, подчиненность,экспрессивность, подверженность чувствам, смелость, чувствительность,доверчивость, практичность, прямолинейность, уверенность в себе,консервативность, конформность, уровень самоконтроля и расслабленности,самооценку [15, с.240].
2. Методика«Изучение мотивов учебной деятельности студентов», предложена А.А. Реаном иВ.Я.Якуниным. Испытуемых просят оценить значимость для них предложенных15 мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл – мотивсовсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива)[5, с.437].
3. Методика «Опросникпрофессиональной готовности», разработанный Л.Н. Кабардовой.Профессиональная готовность понимается как субъективное состояние личности,означающее желание и способность заниматься данным видом профессиональнойдеятельности. Испытуемым предлагалось оценить по 3-х балльной шкале наличие усебя умения, отношения и желания заниматься определенным видом деятельности(1-не умею, не нравится, не хочу заниматься; 2 балла – умею недостаточнохорошо, равнодушен, все равно; 3 балла – умею, нравится, хочу заниматься)[5, с.449].
Математико-статистическаяобработка полученных эмпирических результатов проводилась с помощьюпараметрического t-критерия Стьюдентаи его непараметрического аналога U-критерияМанна-Уитни, что позволило установить достоверность выявленных различий междугруппами, а также непараметрический критерий Колмогорова-Смирнова для проверки подчиненияисследуемых параметров нормальному закону распределения.
Компьютерная обработка проводиласьс помощью программы SPSS 15.0

РАЗДЕЛ 3ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ, ИСПЫТЫВАЮЩИХТРУДНОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ САМООПРЕДЕЛЕНИИ
 />/>/>/>3.1 Мотивы обученияв вузе студентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении
Для исследования мотивовобучения была использована методика изучения мотивов учебной деятельностистудентов А. А. Реана и В. Я. Якунина. Исследуемые оценивали значимость для себя15-ти мотивов учебной деятельности, используя 7-ми балльную шкалу (1 балл –мотив совсем не значим, 7 баллов – максимальная значимость мотива).
Мотивы, предложенныедля оценивания:
1.     статьвысококвалифицированным специалистом;
2.     получить диплом;
3.     успешнопродолжить обучение;
4.     успешно сдаватьэкзамены;
5.     приобрестиглубокие и прочные знания;
6.     быть готовым кзанятиям;
7.     не запускатьучебу;
8.     не отставать отсокурсников;
9.     обеспечить успехбудущей профессии;
10.    выполнять педагогические требования;
11.    достичь уважения преподавателей;
12.    быть примером для сокурсников;
13.    добиться одобрения;
14.    избежать осуждения и наказания;
15.    получить интеллектуальное удовлетворение.
Выраженность мотивов кобучению в вузе студентов представлена на рисунке 1.

/>
Рис 1 Мотивы обучения ввузе студентов
Где:
Группа 1 – студенты струдностями с профессиональным самоопределением,
Группа 2 – студенты безтрудностей с профессиональным самоопределением;
1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15– мотивы обучения (см. выше список мотивов).
Как видно по графику навысоком уровне развития для 2-х групп находиться мотив получения диплома. Этотмотив является внешним по отношению к личности человека, то есть не направленна обогащение внутреннего мира.
Можно предположить, чтовысокая значимость мотива получения диплома связана с особенностями нашеговремени, когда большинство людей стремится получить высшее образование, безкоторого трудно найти престижную работу.
Высоким баллам для обеихгрупп соответствует значимость следующих мотивов: стать высококвалифицированнымспециалистом, приобрести глубокие и прочные знания, обеспечить успех будущейпрофессии и получить интеллектуальное удовлетворение. Это внутренние поотношению к человеку мотивы, реализация которых способствует развитию еголичности.
Для установления различийв выраженности мотивов был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни, так как распределение признаков неявляется нормальным, что было установлено с помощью непараметрического критерияКолмогорова-Смирнова. Полученные результаты представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Различия в мотивах кобучению студентов
Мотивы к обучению
Значение
U-критерия
Уровень значимости 3.Успешно продолжить обучение 126,000 p≤0,05 8. Не отставать от сокурсников 191,000 p≤0,05 11. Достичь уважения преподавателей 94,000 p≤0,05 13. Добиться одобрения 185,500 p≤0,05 14. Избежать осуждения и наказания 195,000 p≤0,05 15. Получить интеллектуальное удовлетворение 186,500 p≤0,05
Примечание: в таблицувынесены только значимые различия.
Получены статистическизначимые различия по следующим мотивам: успешно продолжить обучение; достичьуважения преподавателей, добиться одобрения (выше у 2-ой группы,).
Выявлены тенденции кдостоверным различиям по следующим мотивам: не отставать от сокурсников,избежать осуждения и наказания; получить интеллектуальное удовлетворения (вышеу 2-ой группы).
Таким образом, устудентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределениемменее выражены как внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичьуважения преподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников,избежать осуждения и наказания, так и внутренние – успешно продолжить обучениеи получить интеллектуальное удовлетворение. Это отражает меньшую значимость дляних как самой учебной деятельности, так и межличностного взаимодействием спедагогическим коллективом и сокурсниками.
Это свидетельствует отом, что студенты, которые испытывают трудности с профессиональнымсамоопределением, менее заинтересованы как в содержательной стороне учбенойдеятельности, так и в межличностных отношениях в рамках учебного процесса.
Кроме того, упрофессионально определивншихся студентов сильнее выраженны мотивы достиженияуспеха (получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения инаказания). Это свидетельсвует о том, что со степенью профессиональной определенностирастет значимость учебной деятельности и соответвенно увеличиваеться уровеньмотиво, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающей силойможет быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения инаказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей спрофессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошуюрепутацию.
3.2 Различия в индивидуально-психологических особенностях личностистудентов, испытывающих трудности в профессиональном самоопределении истудентов, у которых отсутсвуют данные трудности
 
Для выявленияиндивидуально-психологических особенностей личности студентов был использован16-F опросник Р.Б.Кетелла (сокращеннаяформа С, 105 вопрос).
Шкалы опросникаКеттелла:
1.     Фактор А«замкнутость – общительность»;
2.     Фактор В«интеллект»;
3.     Фактор С«эмоциональнаяустойчивость – неустойчивость»;
4.     Фактор E«подчиненность –доминантность»;
5.     Фактор F «сдержанность – экспрессивность»;
6.     Фактор G «подверженность чувствам –нормативность»;
7.     Фактор H «робость – смелость»;
8.     Фактор I «жесткость – чувствительность»;
9.     Фактор L «доверчивость – подозрительность»;
10.    Фактор M «практичность – развитое воображение»;
11.    Фактор N «прямолинейность – дипломатичность»;
12.    Фактор O «уверенность в себе – тревожность»;
13.    Фактор Q1 «консервативность – радикализм»;
14.    Фактор Q2 «конформность – нонконформность»;
15.    Фактор Q3 «низкий самоконтроль – высокий самоконтроль»;
16.    Фактор Q4 «расслабленность – напряженность».
С помощью t-критерияСтьюдента были установлены значимые различия между группами, которыепредставлены в таблице 3.2. Распределение признаков нормальное, что былопроверено с помощью непараметрического критерия Колмогорова-Смирнова.
Таблица 3.2
Различия виндивидуально психологических особенностях студентов в 2-х группах
Факторы по Кетеллу
Значение
t -критерия Стьюдента
Уровень значимости Фактор С «эмоциональная устойчивость – неустойчивость» 2,6 0,05 Фактор E «подчиненность – доминантность» 2,1 0,05 Фактор L «доверчивость – подозрительность» 2,5 0,05 Фактор Q2 «конформность – нонконформность» 2,7 0,05 Фактор Q4 «расслабленность – напряженность» 2,2 0,05
Как видно из таблицы 3.3.,установлены статистически достоверные различия по следующим личностным факторам:эмоциональная устойчивость – неустойчивость; «подчиненность-доминантность»,«доверчивость-подозрительность», «конформность-нонконформность»;«расслабленность-напряженность».
Более низкие значения пофактору эмоциональная устойчивость – неустойчивость свидетельсвуют о том, что устудентов, которые испытывают трудности с профессиональным самоопределениемниже толерантность по отношению к фрустрациям, выше подверженность чувствам,переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения,раздражительность, утомляемость.
Таким образом, студенты,которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, болееесклонны к подчинению, что характеризует их как более застенчивых, склонныхуспупать дорогу другим. Такие люди оказываються зависимимыми, тревожаться овозможных своих ошибках, тактичны, безропотны, могут быть покорными до полнойпассивности. Также они более доверчивые, конформные и расслабленные.
Это свидетельсвует о том,что они с большей вероятностью будут следовать за мнением группы, либо важныхдля себя людей, а не руководствоваться своим собственным мнением.
Более низкие баллы пофактору «расслабленность – напряженность» характеризует их как расслабленных,вялых, спокойных. Им свойственна низкая мотивация, леность.

ВЫВОДЫ
 
1.     Профессиональноесамоопределение является длительным процессом, состоящим из нескольких этапов иимеющим разветвленную структуру. В процессе профессиональной переориентациибезработный сознательно определяет личностные приоритеты в смысле выборапрофессиональных ориентиров и реализует их в совместной деятельности путемусвоения специальных знаний, формирования умений и навыков, релевантныхизбранной профессиональной специализации. Поэтому профессиональнаяпереориентация квалифицируется нами как самостоятельный этап жизненного ипрофессионального самоопределения, необходимый для продуктивного(неконфликтного) преодоления негативных эффектов (социально-психологических ипсихологических) профессионального исключения, сознательного принятия избраннойпрофессии и нахождения личностно значимых смыслов деятельности, дальнейшеголичностного и профессионального развития молодежи. Выделение понятия «профессиональноесамоопределение» в качестве ключевой категории нашего анализа имеет весомыепричины. Это обусловлено его смысловыми характеристиками, имеющими вотечественной психологии определенную устоялость. Таким образом, обратимся канализу психологического содержания феномена профессионального самоопределенияв психологической традиции в контексте нашей проблемы.
Определениесущности профессионального самоопределения и доныне остается нерешеннойпроблемой, которая занимает важное место в творческом поиске представителейразличных направлений науки. Особенную актуальность приобретает она в плоскостипсихологического анализа. В отечественной психологии имеется немало наработокпо теории профессионального самоопределения, которые и определяют современныеподходы к проблеме. Здесь уместно вспомнить, например, поучительныеисследования Е. Климова, Е. Головахи. Их особенностью является акцентированиена личностных аспектах профессионального самоопределения.
2.        Среди 56студентов, принимавших участие в исследовании, 31 (55,4%) отнесены к группе струдностями в профессиональном самоопределении. Из них 11 человек (35,5%) имеютнизкие показатели по параметрам умения, отношения и желания заниматьсявыбранной профессией в будущем.
3.        У студентов,которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением менее выраженыкак внешние по отношению к их личности мотивы обучения: достичь уваженияпреподавателей, добиться одобрения, не отставать от сокурсников, избежатьосуждения и наказания, так и внутренние – успешно продолжить обучение иполучить интеллектуальное удовлетворение. Кроме того, у профессиональноопределившихся студентов сильнее выражены как мотивы достижения успеха(получить одобрение), так и избегания неудачи (избежать осуждения и наказания).Это свидетельсвует о том, что со степенью профессиональной определенностирастет значимость учебной деятельности и соответвенно увеличиваеться выраженностьмотивов, которые регулируют достижения в учебе, с одной стороны, двигающейсилой может быть желание получить одобрение, а с другой – избегание осуждения инаказания. Таким образом, для студентов, у которых нет трудностей спрофессиональным самоопределением более важно создать и сохранить хорошуюрепутацию.
4.        У студентов,которые испытывают трудности с профессиональным самоопределением, нижетолерантность по отношению фрустрациям, выше подверженность чувствам,переменчивость интересов, склонность к лабильности настроения,раздражительность, утомляемость. Также они болеее склонны к подчинению, болеезастенчивые, склонны успупать дорогу другим, зависимые, безропотные, могут бытьпокорными до полной пассивности. Кроме того, для данной категории студентовхарактерна доверчивость, конформность и расслабленность, т.е. они с большейвероятностью будут следовать за мнением группы, либо важных для себя людей, ане руководствоваться своим собственным мнением. Также студенты, которыеиспытывают трудности с профессиональным самоопределением удовлетворены текущейжизненной ситуацией, из-за недостатка мотивации и ленности они вероятно даже небудут пытаться ее изменить.
/>СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1) Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. — М.: ПСР СЭ, 2001.-511с.
2) Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональнойдеятельности. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -415с.
3) Дружинин В.Н. Психология. – СПб.: Питер, 2002. -672с.
4) Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Деловая книга, 2003.-336с.
5) Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2003. -512с.
6) Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.– Ростов на Дону.: Феникс, 1996. -509с.
7) Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. –СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. -512с.
8) Крягжде С.П. Управление формированием профессиональныхинтересов.// Вопросы психологии, 1985. №3. С.23-30.
9)Кудрявцев Т.В., Шегурова В.Ю. Психологический анализдинамики профессионального самоопределения.// Вопросы психологии. 1983. №2.С.50-55.
10) Митина Л.М. Личностное и профессиональное развитиечеловека в новых социально-экономических условиях.// Вопросы психологии. 1997.№4. С.28-30.
11) Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическуюпрофессию. – М.: Педагогическое общество России, 1999. -288с.
12) Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. Ч.2. – М.:ВЛАДОС-Пресс, 2003. -352с.
13) Педагогический энциклопедический словарь. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 2003. -528с.
14) Практикум по психологии профессиональной деятельности именеджмента. – СПб.: Изд-во СПб. Университета, 2001. -415с.
15) Практическая психодиагностика: методики и тесты. –Самара: Бахрах –М, 2003, -672с.
16) Прыгин М.К. и др. Влияние особенностей саморегуляциидеятельности на профессиональное самоопределение старшеклассников.// Вопросыпсихологии. 1987. №4. С.45-51.
17) Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального иличностного самоопределения. – М.: МПСИ, 2002. -400с.
18) Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.:Институт практической психологии, 1997. -352с.
19) Пряжников Н.С. Психология труда и человеческогодостоинства. – М.: Академия, 2001. -480с.
20) Пряжников Н.С. Психология элитарности. – М.: Московскийпсихолого-социальный институт, 2000. -512с.
21) Психологическое обеспечение профессиональнойдеятельности. – СПб.: Изд-во СПб. Университета, 1991. -151с.
22) Психологическое сопровождение выбора профессии. – М.:Московский психолого-социальный институт, 2003. -184с.
23) Рогов Е.И. Выбор профессии: становление профессионала. –М.: ВЛАДОС-Пресс, 2003. -336с.
24) Самоукина Н.В. Активизация школьников в профессиональномсамоопределении.// Вопросы психологии. 1990. №1. С.69-71.
25) Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональнойдеятельности. – М.: ТАНДЕМ, 2000. -384с.
26) Самоукина Н.В. Психология профессиональной деятельности.– СПб.: Питер, 2003. -224с.
27) Шадриков В.Д. Психология деятельности и способностичеловека. – М.: ЛОГОС, 1996. -320с.
28) Шапарь В.Б. Словарь практического психолога. – М.: АСП,2004. -734с.
29) Шевандрин Н.И. Основы психологической диагностики. Ч.3. –М.: ВЛАДОС, 2003. -336с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 4
Реферат Предмет и метод бухгалтерского учета 2 Бухгалтерский учёт:
Реферат Методы анализа сводной консолидированной отчетности
Реферат Средневековый город в Западной Европе
Реферат А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Автор: Брунер Т. Б. План урока
Реферат Жанровое своеобразие романа Евгения Замятина Мы
Реферат Социологическое и психологическое обеспечение рекламной кампании
Реферат Автор-составитель: Зайцева Ирина Александровна
Реферат Семантика и структура фразеологизмов с числовым компонентом
Реферат Dietary And Activity Habits Essay Research Paper
Реферат Жанровые особенности романа Булгакова Мастер и Маргарита
Реферат Почему кино считается синтетическим искусством
Реферат Фонтан Герона Александрийского
Реферат Анализ системы управления 2
Реферат 25 декабря, 12. 00