СОДЕРЖАНИЕ Введение… 1. Понятие и виды юридической ответственности ……… 2. Функции и принципы юридической ответственности … 3. Проблемы юридической ответственности 11 Заключение … 15 Список используемой литературы… 16 ВВЕДЕНИЕ С самых далеких времен прошлого, когда образовалось право, появился и неразлучный спутник правомерного поведения – правонарушение.
Правонарушения, или деликты, постоянно находятся в центре общественного внимания, притягивают интересы окружающих своею жестокостью, цинизмом, низменными побуждениями. Вслед за правонарушением наступает юридическая ответственность, т. е. применение к лицу, совершившему правонарушение, предусмотренных законом мер принуждения. Вопросы относительно природы, особенностей и принципов юридической ответственности исследовались не
одно столетие и продолжают вызывать интерес в настоящее время. В юридической литературе юридическая ответственность понимается, признается как неотъемлемый спутник противоправного поведения, то есть правонарушения. Юридическая ответственность «карающий меч» права. Противоправное поведение в социальном смысле подрывает правовой режим в той или иной сфере жизни общества, способно причинить вред правам и интересам граждан,
их коллективам, дезорганизует развитие общественных отношений. То есть представляют собой нарушение запретов, содержащихся в законах, в подзаконных актах, либо невыполнение юридической обязанности, предопределяемой нормативно-правовым актом или актом применения права. Поэтому правонарушение порицается правом, а, следовательно, к нему в обязательном порядке применима правовая категория юридической ответственности, как стабилизатора общественных отношений.
Знания о понятии, видах, функциях юридической ответственности имеют исключительно важное значение для формирования правосознания юриста и его последующей практической деятельности. Таким образом, на сегодняшний момент, данная тема является весьма актуальной для изучения. Целью работы является подробное изучение юридической ответственности, ее понятия и видов, функций и принципов, а также рассмотрение основных проблем юридической ответственности.
Реализация данной цели подразумевает выполнение ряда задач: 1) раскрыть содержание понятия юридической ответственности; 2) ознакомиться с основными видами юридической ответственности; 3) рассмотреть ее функции и принципы; 4) проанализировать основные проблемы. При изучении данной контрольной работы основное значение имели источники, включенные в структуру российского
законодательства, регулирующие вопросы юридической ответственности. Это такие акты как: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. 1. Понятие и виды юридической ответственности В юридической литературе достаточно много выдается понятий юридической ответственности.
Можно выделить одно достаточно полно выражающее ее сущность: «Юридическая ответственность – это нормативная, формально определенная, гарантированная и обеспеченная государственным принуждением, убеждением или поощрением юридическая обязанность субъектов общественных отношений по соблюдению предписаний правовых норм, реализующая в правомерном поведении, влекущем одобрение или поощрение, а в случае совершения правонарушения – обязанность правонарушителя претерпеть осуждение и ограничения имущественного или личного неимущественного
характера, реализующиеся в охранительном правоотношении ответственности. Из данной формулировки вытекают следующие признаки юридической ответственности: 1.Юридическая ответственность состоит из норм материального и норм процессуального права, причем процессуальное право регулирует порядок и условия возложения применения юридической ответственности за правонарушения. 2.Юридическая ответственность является одним из видов социальной ответственности.
3.Определяющим признаком юридической ответственности – есть наказание. Суть этого признака – принятие лицом неблагоприятных последствий за свое противоправное поведение. 4.В отличие от социальной ответственности, юридическая ответственность устанавливается правовыми актами, которые издаются органами государственной власти и управления, а так же должностными лицами. 5.Юридическая ответственность применяется за совершение правонарушения, за нарушение правовых норм.
6.Юридическая ответственность – форма государственного принуждения, применяется государственными органами. Государственное принуждение предусмотрено любой правовой нормой, поскольку это главная черта права, как общественного явления. Отсюда можно сделать краткое определение юридической ответственности: это установленная государством мера принуждения за совершенное правонарушение. Государство устанавливает следующие традиционные виды юридической ответственности: уголовная, административная,
дисциплинарная и гражданско-правовая. Эти виды создают соответственно такие же институты юридической ответственности, которые тесным образом связаны друг с другом. Так, например, правонарушения в сфере трудового законодательства, могут повлечь не только дисциплинарное взыскание, но и административную, и уголовную ответственность. По способам воздействия юридическая ответственность разделяется на компенсационную и репрессивную.
Компенсационный вид воздействия как правило используется в гражданско-правовых отношениях, когда требуется возместить причиненный ущерб, регламентируемый этими отношениями. Репрессивный вид воздействия характерен для административной, уголовной и дисциплинарной ответственности. Юридическая ответственность обладает не только признаками, но и элементами структуры: основания ответственности, субъекты, условия, меры ответственности, процедура и порядок применения ответственности.
Современная правовая наука признает два основания юридической ответственности: 1) закон есть правовое основание; 2) правонарушение - фактическое основание, которое приводит в движение всю структуру юридической ответственности. По законодательству Российской Федерации субъектами юридической ответственности по уголовному праву, могут быть только физические лица, достигшие возраста 14 лет (выборочно по некоторым статьям
Уголовного кодекса, согласно ст.20 п.2.). Иначе за их проступки по уголовному праву, отвечают родители или опекуны. Административный вид юридической ответственности может налагаться как на физические лица, так и юридические лица, согласно ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Видами наказания для юридических лиц можно назвать: штраф, запрещение заниматься определенным видом деятельности, приостановление той или иной деятельности, а
так же ликвидация юридического лица. Административная ответственность физических лиц наступает с шестнадцатилетнего возраста (ст.2.3. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). Самостоятельным субъектом правонарушения (согласно ст.2.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) выделено должностное лицо, осуществляющее функции представителя власти или выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные
функции в государственных, муниципальных, частных организациях и предприятиях. Как правило, ответственность таких лиц предусмотрена гораздо выше, чем физических лиц. Мерой ответственности может быть и выговор, и административный штраф, и взыскание гражданско-правовой неустойки, и лишение свободы. Хотя лишение свободы применяется в административной и уголовной практике по-разному. Уголовное право предусматривает лишение свободы на длительные сроки, вплоть до пожизненного
срока, то административное право – максимум на 15 суток. В настоящее время активно разрабатываются концепции следующих видов юридической ответственности – экологической, конституционной, федеративной, финансовой Одним из оснований выделения экологической ответственности как вида юридической ответственности является экологическое правонарушение. Экологическое правонарушение определяется как виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное
законодательство, и причиняющее вред природной среде и здоровью человека. Эта формулировка представляет собой образчик первого определения экологического правонарушения в российском экологическом законодательстве, где в комплексном виде получила законодательное закрепление ответственность по экологическому праву. Ф.Х. Адиханов дает следующую формулировку: «Основанием юридической ответственности в области экологии, является совершение экологического правонарушения, под которым понимается противоправное
виновное действие или бездействие, нарушающее урегулированные нормами экологического права, общественные отношения и причиняющие вред собственнику, природопользователям или окружающей среде, а через это и здоровью человека либо содержащее реальную угрозу причинения такого вреда». Экологическая ответственность опирается на природоохранный Закон Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды», задача которого четко формулируется
в ст.1: «Задачами природоохранного законодательства Российской Федерации являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущих поколений людей».
Самостоятельным видом юридической ответственности считается конституционная ответственность. Субъектами такой ответственности являются: высшие, региональные, местные органы власти, депутаты, должностные лица высокого уровня, то есть структуры и люди, которые принимают ответственные государственные решения. Н.М.Колосова дает такое определение конституционной ответственности: «Конституционная ответственность – это самостоятельный вид юридической ответственности, когда наступление неблагоприятных последствий
для субъектов конституционной ответственности, закрепленных в Конституции или иных источниках конституционного права, направлено, прежде всего, на защиту Конституции». При конституционной ответственности политический характер тесно связан с политической ответственностью по субъектам, основаниям ее наступления, неблагоприятным последствиям. Например, отставка министра может быть одновременно мерой, как политической, так и конституционной
ответственности. Хотя политическая ответственность, не включает в себя черты юридической ответственности. Конституционная ответственность государства перед гражданами следует из ст.2 Конституции Российской Федерации: «…признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства». Поэтому государство должно нести конституционную ответственность за не выполнение официально взятых на себя обязательств в том случае, если в результате этого нанесен ущерб кому бы то
ни было. Хотя не было еще на слуху случаев привлечения субъектов конституционной ответственности к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Развитие федеральных отношений в России и обусловленные этим процессом проблемы побуждают к разработке в качестве самостоятельного явления механизмов федеративной ответственности. Существует следующая формулировка федеральной ответственности: «Ответственность субъектов федерации, как принуждение к исполнению требований федерального права в
правоотношениях, есть федеральная ответственность». Отличительной чертой федеративной ответственности является то, что она может применятся как за совершение конституционного правонарушения, так и в том случае, когда невыполнение субъектом Федерации, его органами и должностными лицами своих обязанностей обусловливается неспособностью обеспечить стабильность в субъекте Федерации. Ответственность субъекта
Федерации за нарушение федеральной Конституции и федерального законодательства можно определить как последствия нарушения федеративной дисциплины. Это ответственность за ненадлежащее исполнение публичной власти. Так в соответствии с Федеральным законом N131 от 06.10.2003г. ст.74, если исполнитель власти Федеративного субъекта не справляется со своими прямыми обязанностями, то Президент Российской Федерации в праве отстранить его от занимаемой должности и предложить свою кандидатуру.
Хотя это в какой-то мере противоречит ст.12 Конституции РФ, но граждане такую процедуру встретили достаточно спокойно. В последние время, время реформ и развития экономических отношений, все большую значимость приобретает финансовая ответственность. Большинство из нас сегодня являемся налогоплательщиками. Вот как раз этот аспект нашей жизни в большей степени вмещает в себя финансовая ответственность, опираясь
на ст. 57 Конституции Российской Федерации. Другими славами – из финансовой ответственности вытекает налоговая ответственность –«… правовая обязанность субъекта действовать в строгом и точном соответствии с требованиями налогового законодательства…». Финансовая ответственность – является элементом финансово-правового статуса физических и юридических лиц, на которых распространяется действие финансового законодательства. Государственное принуждение, закрепленное в санкции финансовой нормы, выступает обязательным признаком
позитивного аспекта реализации финансовой ответственности. В отличие от негативного аспекта реализации финансовой ответственности государственное принуждение здесь реализуется на психологическом уровне как угроза наступления негативных последствий в случае нарушения требования диспозиции. Поэтому позитивный аспект реализации финансовой ответственности призван отразить связь диспозиции, санкции и правомерного поведения.
Нормы финансовой ответственности оказывают воздействие на волю и сознание участников финансовых правоотношений. Воздействие исходит из правила поведения, содержащегося в диспозиции финансовой нормы, и состоит в уяснении самого правила поведения. Воздействие направлено на волю и сознание субъектов финансовой ответственности, а его результатом становится выработка определенного внутреннего психического отношения. Чувство долга, чувство ответственности не являются самой позитивной финансовой ответственностью; они
лишь характеризуют ее субъективную сторону. Воздействие на уровне санкции финансовой нормы осуществляется в отношении лиц, склонных к совершению правонарушений. Специфика воздействия санкций наказательного характера при обеспечении правомерного поведения состоит в том, что они не реализуются, а воздействуют на информационном уровне, сообщая субъекту возможные неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть в результате нарушения правила поведения, изложенного в диспозиции
финансовой нормы. Государственное принуждение в случае ответственного поведения субъекта финансового правоотношения действует только на психологическом уровне в виде угрозы применения санкции, предусматривающей меру финансовой ответственности. Финансовая ответственность поддерживает нормальное функционирование регулятивных финансово-правовых отношений и одновременно сама реализуется в них. Обеспечение позитивного аспекта реализации финансовой ответственности возможно посредством поощрительных
финансовых санкций, вопрос о которых актуален, но практически не исследован. А ведь поощрение - наиболее действенное средство формирования позитивной ответственности в финансовых правоотношениях. Поощрительная санкция выступает мерой позитивной ответственности, противовесом пене, штрафу и другим негативным санкциям. В последнее время налоговыми инспекциями все чаще практикуется выдача «сертификата доверия». Им «награждаются» такие налогоплательщики – физические или юридические
лица – которые в течении достаточно долгого времени, работали без финансовых нарушений. Согласно этой мере поощрения, отличившиеся налогоплательщики, в течении последующего налогового периода, работают без налоговых финансовых проверок, и предоставляют налоговый отчет в упрощенной форме. 2. Функции и принципы юридической ответственности Целями юридической ответственности являются охрана правопорядка, предупреждение правонарушении и воспитание
граждан в духе уважения к праву. Цели юридической ответственности конкретизируются в ее функциях. К функциям можно отнести: защиту правопорядка, штрафную и карательную функции (наказание виновного), а также функцию исправления и перевоспитания лица, совершившего правонарушение (частная и общая превенция правонарушений), правовосстановительную и сигнализационную функцию. Все функции взаимосвязаны и нераздельны, проявление одной из них невозможно без проявления других функций.
При этом карательная функция (возмездие) имеет своей целью наказать виновное лицо за совершенное правонарушение, воздать ему за содеянное. Предупредительная (воспитательная) функция заключается в соответствующем воздействии на лицо, совершившее правонарушение, а также на иных лиц (всего общества в целом) с целью оказать оптимальное влияние на выбор правопослушного варианта поведения либо предупредить о невыгодности и наказуемости противоправного. С точки зрения общественных и личных интересов более важно не допустить
нарушения этих интересов, предупредить правонарушение, чем потом компенсировать его вредные последствия. Правовосстановительная (компенсационная) функция - это компенсация причиненного правонарушителем материального или морального ущерба, восстановление нарушенного права. Взыскание с правонарушителя причиненного вреда (убытков) компенсирует потери потерпевшей стороны, восстанавливавшая ее имущественную сферу. Сигнализационная функция проявляется в том, что распространенность определенного
вида правонарушений свидетельствует, во-первых, о явно недостаточной строгости применяемых в данном отношении мер ответственности, а во-вторых (как следствие) о необходимости поиска иных (наряду с юридической ответственностью) путей и мер борьбы с нарушениями в данной сфере общественных отношений. Юридическая ответственность обладает еще превентивной (профилактической) и регулятивной функцией. Достижению целей юридической ответственности и реализации функций служат ее принципы.
Принципы юридической ответственности - это основополагающие идеи, выражающие сущность, природу и назначение институтов ответственности. Основным принципом юридической ответственности является законность. Это означает, что ответственность применяется только за совершение правонарушения. Не может быть юридической ответственности за деяние, не предусмотренное законом. Более того, закон предусматривает конкретную форму юридической ответственности за совершение каждого
правонарушения. На первое место в системе принципов юридической ответственности следует ставить законность основания ее наступления. В случае совершения правонарушения используется закон, который действует на момент совершения правонарушения. Но как быть, если во время совершения правонарушения действовал один закон, а во время применения мер ответственности — другой? В этом случае действует правило, что закон, усиливающий ответственность, не имеет обратной силы, а
закон, смягчающий ответственность, имеет обратную силу. Рассмотрим обратную силу закона на примерах. Так, если кража, совершенная организованной группой, была совершена до 1 января 1997 г т.е. до вступления в силу нового Уголовного кодекса, когда за это наказание была предусмотрена ответственность в виде лишения свободы на срок от 2 до 7 лет (ст. 144, ч. 2 УК РСФСР), а к уголовной ответственности лицо привлекалось после 1
января 1997 г то оно будет признано виновным и осуждено по статье 158 части 2 УК РФ, предусматривающей в виде санкции лишение свободы сроком от 2 до 6 лет. Современная редакция уголовного закона предусматривает еще более мягкое наказание за данный вид преступления (лишение свободы сроком до 5 лет). Таким образом, если после совершения правонарушения ответственность за него усилилась, к лицу, совершившему это правонарушение, применяются меры юридической ответственности
в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Главный принцип ответственности - ответственность за вину. Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т. е умышленно или по неосторожности совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние. Смысл ответственности состоит в том, чтобы воздействовать судом и наказанием на сознание и волю
лица, совершившего преступление, исправить и перевоспитать его. Не менее важным принципом юридической ответственности является ее обоснованность. Суть его в том, что ответственность определяется на основании тщательного изучения и правильной правовой оценки всех обстоятельств правонарушения. К принципам ответственности относится и ее неотвратимость. Неотвратимость ответственности означает, что каждый правонарушитель несет ответственность за содеянное
с учетом степени общественной опасности и вредности деликта, формы вины и иных факторов, индивидуализирующих меры ответственности. Неотвратимость существенно зависит от работы правоохранительных органов, от профессионализма, компетентности и добросовестности работников, имеющих право привлекать лиц, совершивших правонарушения, к ответственности. Своевременность — еще одна необходимая черта ответственности. Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности
в течение срока давности, т. е. установленного законом периода времени. Срок давности позволяет применять меры ответственности тогда, когда это максимально эффективно. Для административных и дисциплинарных проступков срок давности определен в несколько месяцев, по уголовным преступлениям значительно больше — от двух до пятнадцати лет, в зависимости от тяжести преступления. Например, лицо, осужденное за грабеж (ч. 1 ст. 161
УК РФ), освобождается от отбывания наказания, если обвинительный приговор суда не был приведен в исполнение в течение 10 лет, а если человек будет осужден за совершение грабежа группой лиц, т. е. совершил более тяжкое преступление, он будет освобожден от отбывания наказания, если приговор суда не будет исполнен в течение 15 лет [Ст. 78 УК РФ]. Самым важным является принцип индивидуализации наказания. Данный принцип предполагает учет степени общественной опасности правонарушения, личности преступника,
а также обстоятельств, выходящих за рамки состава преступления. Он обязывает максимально учитывать не только характер правонарушения и его последствия, но также и особенности лица, совершившего правонарушение, смягчающие и отягчающие обстоятельства. Например, если хулиганские действия совершены группой лиц, принимавших в этом практически одинаковое участие, это еще не значит, что ко всем ним будут применены одинаковые меры ответственности.
Конкретная мера ответственности будет определяться отдельно для каждого участника хулиганских действий, исходя как из его поведения, так и из особенностей его личности. Необходимым принципом ответственности является состязательность процесса. Она выражается в предоставлении возможности лицу, обвиняемому в совершении правонарушения, активно участвовать в процессе и тем самым защищать свои интересы, а также прибегать к защите адвоката.
Важным является принцип презумпции невиновности, который закреплен в статье 49 Конституции: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Более того, обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а все неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.
Презумпция невиновности служит своеобразным барьером, ограничивающим возможность преждевременного оглашения сведений, порочащих достоинство человека, а также принятия профилактических мер в отношении конкретного лица. Отдельно можно выделить такой принцип ответственности, как справедливость. Особенность этого принципа проявляется в том, что он характеризует юридическую ответственность не с правовой, а с моральной стороны. При таком подходе деяние, составляющее правонарушение, а также меры
юридической ответственности за его совершение нужно оценивать, исходя из категорий «справедливо» — «несправедливо». Суть дела в том, что при самом тщательном соблюдении принципов ответственности она окажется несправедливой, если правонарушитель в точном соответствии с действующим законом подвергся чрезмерно суровому либо, наоборот, чересчур мягкому наказанию или взысканию. Иными словами, в основе справедливой ответственности лежит, прежде всего, соблюдение принципа соразмерности
правонарушения и ответственности за его совершение. 3. Проблемы юридической ответственности Все мы ныне живущие в нашей стране - кто в меньшей, кто в большей степени - ощутили на себе действие законов переходного периода – периода перестройки, гласности, ускорения, реформ. Множественность законов – неизбежный признак такого периода. Когда некоторые законы взаимно противоречили друг другу, да и продолжают противоречить сейчас.
Например, простой случай по административной практике. Сегодня основная масса магазинов работает, согласно новому налоговому кодексу, на «вменёнке», т.е. фиксированная налоговая ставка, вне зависимости от суммы полученного дохода. Но контролирующие органы при плановых проверках, продолжают налагать финансовые санкции на такое административное нарушение как неприменение контрольно-кассовой машины, хотя никакого ущерба государству, в случае «вмененки»,
такой факт «неприменения» не приносит. Возбуждение административного дела по этому поводу возможно только по жалобе конкретного потребителя, которому не было отбито кассового чека. Это следует из Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992г если таковой потребитель считает, что его права нарушены, в плане необходимости возврата или замены купленного товара, либо возмещения уплаченной денежной суммы, при недобросовестно исполненной услуге.
Неправомерность налогового акта о нарушении в этом случае на практике доказывается достаточно сложно, потому как Закон РФ: «О налоговых органах Российской Федерации» от 21 марта 1991г. ст.13: «Суммы налогов и другие обязательные платежи, неправильно взысканные налоговыми органами, подлежат возврату, а убытки (в том числе упущенная выгода), причиненные налогоплательщику незаконными действиями налоговых органов и их должностными лицами, возмещаются в порядке, установленном
законом». (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ) Технические ошибки своих инспекторов, не всегда грамотных юридически, налоговые инспекции признают только тогда, когда налогоплательщик доходит до арбитражного суда, если у него хватает на это сил и терпения. Право на обращение в Арбитражный суд с заявлением об отмене незаконных актов и взыскании убытков имеют не только граждане, но и юридические лица – налогоплательщики, предприниматели, собственники.
Основные задачи Арбитражного суда определены в Федеральном конституционном законе N 1 от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» ст.5: «Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций (далее - организации) и граждан в сфере
предпринимательской и иной экономической деятельности; содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности». В такой период и создается проблема юридической ответственности государства перед своими гражданами. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 23 ноября 1991г принятая Верховным Советом РФ, гласит: «Каждый имеет право на возмещение государством всякого вреда, причиненного
незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц при исполнении служебных обязанностей». Аналогичное положение было закреплено в Конституции РФ 12 декабря 1993г принятой всенародным голосованием. Это закреплено в ст.52: «Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба».
Отражение Декларации прав и свобод в ст.53: «Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконным действием (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц». Переходный период стал этапом к построению правового государства и гражданского общества, когда закон соответствует праву, как мере всеобщей и юридически равной для всех граждан свободы. Свобода граждан выражается в законе через принцип – «дозволено все, что не запрещается законом», т.
е. за пределами запретов, каждый может действовать в соответствии со своими личными интересами, не опасаясь вмешательства государства в личную жизнь и свободу. Преступить установленный законом запрет или границы дозволенного – значит совершить правонарушение, которое влечет юридическую ответственность. Но запреты должны не сковывать инициативу и свободу граждан, а должны служить гарантом и защитой свободы и прав личности.
Переход к новому политическому и экономическому состоянию в государстве носит противоречивый характер. В этот период обновляется и право, и законодательство, внося новые нормы юридической ответственности. Государство, хотя и со временем, признает совершенные ошибки перед своими гражданами. Это закреплено сегодня в Гражданском кодексе ст. 1070: ущерб, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного применения в качестве меры пресечения заключение под стражу, незаконного наложения
административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается государством в полном объеме. Возмещению за счет государственного бюджета подлежат: заработок и другие доходы, имущество (в том числе денежное), которых лишился гражданин в результате незаконных действий государственных органов. Предусмотрено восстановление трудовых, жилищных, пенсионных и иных прав. Хотя к такой трактовке вопроса государство дошло не сразу.
Например, после разоблачения нарушения законности и прав репрессированных граждан в период «культа личности» Сталина И.В вопрос об ответственности государства как таковой не вставал, но компенсация жертвам репрессий, хоть и мизерная выплачивалась, но не из государственного бюджета, а за счет тех предприятий, где работал репрессированный до репрессии. Уже в дальнейшем, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 16 января 1989г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости
по отношению жертв репрессий в 30-40 годы», государство восстановило права репрессированных в пенсионных, трудовых и жилищных правах. Затем восстановление прав выразилось в Законе РФ от 18 октября 1991года, а так же предоставление жилищных, бытовых и медицинских льгот, назначение денежной компенсации. Становление рыночных отношений сопровождается инфляцией – обесцениванием денег. Это очень актуально и в наши дни, когда правительство всеми силами пытается сдержать её рост.
Но как бы власть не старалась, результаты этих стараний граждане нашего государства видят по ценникам на рынках, в магазинах и заправочных станциях. В годы реформ много раз изменялась система сборов и штрафов. Раньше установленные суммы штрафов, сегодня имеют чисто символический характер. Сейчас, оплачивая государственные пошлины, сборы и штрафы, мы привыкли, что они выражаются в умножении на МРОТ, т.е. устанавливается в зависимости от минимального размера оплаты труда.
Но это не самая насущная проблема инфляции. Не всех и не часто, касаются какие-то сборы, пошлины, штрафы, а практически каждого коснулось такая проблема. В начале реформ и перестройки не существовало такого множества банков, как сегодня. А существовал единый государственный банк – Сберегательный банк СССР. У многих граждан СССР на лицевых счетах Сбербанка хранились личные сбережения. У кого мизерные суммы, у кого значительные, но как правило скопленные
честным, непосильным, многолетним трудом. Ведь люди ещё не знали – как зарабатывать предпринимательским способом. Единицы успели снять со счетов деньги и выгодно их потратить. Остальные же потеряли все. И хотя государство признало свою ответственность перед гражданами уже более десяти лет назад, не многие могут получить компенсацию по своим вкладам. Да и сумма компенсации по сравнению с потерянными ранее деньгами, мизерная.
Свою ответственность государство выразило в Федеральном законе N73 : «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации», принятым 10 мая 1995 года Государственной Думой. В частности в ст.1 этого закона сказано, что государство гарантирует восстановление вкладов граждан (ВСЕХ граждан!), размещенных на счетах Сбербанка СССР до 1991года.
А в ст.4 показано, что сумма компенсации должна определятся суммой на момент ее внесения, а именно – покупательской способностью. Что же мы имеем, когда с момента принятия закона прошло уже более 10 лет? Обратимся к Федеральному закону N189 от 26 декабря 2005г.: «О федеральном бюджете на 2006год» ст.104. В этой статье, опираясь на Постановление правительства N 192 от 3 апреля 2006г определяется круг лиц, которым положено получить компенсацию в этом году, в
частности это граждане, родившиеся до 1953 года или их наследники, если сами вкладчики на этот момент уже умерли и не дождались милости от государства. Сумма компенсации далеко не соответствует покупательской способности старого вклада, да и выплачивается во многих случаях частями. Оговоримся, что для того, чтобы наследникам получить компенсацию за своего умершего родственника, необходимо оформить доверенность, заплатив достаточно круглую сумму нотариусу.
В итоге можно найти массу примеров достаточно нечистоплотных, но юридически обоснованных поступков, государства по отношению к своим гражданам. Хотя нужно помнить, что люди находящиеся у руля власти, тоже граждане нашей страны, но почему-то, попав за этот руль, многие начинают начисто терять совесть, подгоняя законодательство под себя и свои материальные интересы, и находясь над законом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несмотря на то, что в юридической литературе такое разнообразие взглядов на определение
понятия «юридическая ответственность», все исследователи едины в одном. Юридическая ответственность – это возможность наступления неблагоприятных последствий личного, имущественного и специального характера и сами последствия, которые возлагаются государством в установленной процессуальной форме на нарушителя права. Юридическая ответственность всегда сопряжена с государственным осуждением виновных противоправных деяний, которые для государства опасны и вредны и с которыми ведется борьба
через применение принудительных мер. Общая цель юридической ответственности – защитить права и свободы человека, обеспечить общественный порядок. На основании вышесказанного можно сделать вывод что, под юридической ответственностью понимается применение к виновному лицу, допустившему противоправное деяние, применение мер государственного принуждения, выражающихся в нанесении правонарушителю лишения личного (уголовная ответственность), имущественного (конфискация имущества) или организационного (отрешение
от должности) характера. Таким образом, хотя в законодательстве термин «ответственность» и употребляется в разных аспектах, тем не менее, юридической ответственностью в специальном, правовом смысле можно считать только ответственность за совершенные противоправные деяния. Согласно действующему российскому законодательству, реализация юридической ответственности возможна лишь в рамках законов, определяющих составы правонарушений и санкции за их совершение.
Для достижения поставленной цели в ходе написания и исследования данной контрольной работы был решен ряд задач. Было раскрыто содержание понятия юридической ответственности, а также изучены основные виды юридической ответственности. Были рассмотрены функции и принципы юридической ответственности, проанализированы основные проблемы. Подводя итоги контрольной работы можно утверждать, что основная цель достигнута – подробно изучена юридическая ответственность, ее сущность и виды, функции и принципы, а также рассмотрены
ее основные проблемы. Список используемой литературы: 1. Конституция Российской Федерации / Российская газета, 1993 2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 года № 63-ФЗ (в ред. От 24.07.2007 года) / СПС «Консультант Плюс» 3. Гражданский кодекс Российский Федерации.: Ч. 2 от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред.
От 24.07.2007 г.) / СПС «Консультант Плюс» 4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях / М.: Велби, 2004 5. Мусаткина А.А. Финансовая ответственность как вид юридической ответственности / А.А. Мусаткина. – М.: Журнал росправа, 2005 6. Духно Н.А Ивакин В.И. Понятие и виды юридической ответственности /
Н.А. Духно, В.И. Ивакин. – М.: Государство и право, 2000 7. Тихомирова М.Ю. Юридическая энциклопедия / М.Ю. Тихомирова М.: Просвещение, 2007 8. Липинский Д.А. О системе права и видах юридической ответственности / Д.А. Липинский. – СПб: Правоведение, 2003 9. Малеин
Н.С. Современные проблемы ответственности / Н.С. Малеин. – М.: Государство и право, 1994
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |