--PAGE_BREAK--НЗПТПГП, [9]
где ТП— объем отгруженной (оплаченной) товарной продукции; ВП — объем валовой продукции;
НЗП— приращение незавершенного производства;
ТП — приращение остатков товарной продукции на складах;
ГП — приращение остатков товаров в отгрузке, но еще не оплаченных.
Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем. От того, как продается продукция, какой спрос на нее на рынке, зависит и объем ее производства. Объем продаж зависит от объема продукции, ее структуры и от цен. В процессе анализа определяется влияние этих факторов. При анализе влияния изменения структуры продукции определяется удельный вес отдельных ассортиментных позиций в общем объеме продаж в базисном и анализируемом периодах, и на этой основе рассчитывается влияние структурных сдвигов на общий объем реализации. Недополученная выручка в результате изменения ассортимента проданной продукции
оценивается отрицательно, сверхплановая выручка положительно.
1.2 Методы анализа объема производства и реализации продукции
Анализ объема производства и объема реализации продукции начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции. Для этого производится расчет базисных и цепных индексов их роста и прироста по следующим формулам:
1) базисные: Тб=ТП/ТПо х 100%,
2) цепные: Т= T
П
/
T
П
-1
x
100%, [15]
гдеТП— объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых
ценах выи i-ом году соответственно;
ТПо — объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения. На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые vтемпы роста (Тnр)и прироста (Тnр)товарной продукции:
T= [15]
Тпр= Тср- 100
В процессе анализа выявляются отклонения фактического выпуска и реализации товарной продукции от прошлого года, и фактического выпуска от плана. Оперативный анализ выпуска продукции осуществляется на основе данных за день, декаду, месяц, квартал нарастающим итогом с начала года.
Анализ реализации продукции тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции.
Недовыполнение плана по договорам для предприятия оборачивается уменьшением выручки, прибыли, выплатой штрафных санкций. Кроме того, в условиях конкуренции предприятие может потерять рынки сбыта продукции, что повлечет за собой спад производства [12, с.55].
В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц и с нарастающим итогом в целом по предприятию в разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины недовыполнения плана и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд%)путем деления разности между плановым объемом отгрузки по договорным обязательствам и его недовыполнением на плановый объем:
Кд = (ОПо -ОВПн): ОПо, [15]
где ОПо — плановый объем продукции для заключения договоров;
ОПн — недопоставка продукции по договорам.
Анализ выполнении договорных обязательств ведется работниками
отдела сбыта предприятия. Он должен быть организован в разрезе отдельных
договоров, видов продукции, сроков поставки.
При этом производится оценка выполнения договорных обязательств нарастающим итогом с начала Года.
Необходимым элементом аналитической работы валяется анализ выполнения плана по ассортименту (номенклатуре) и структуре производства и реализации продукции. Своевременное обновление ассортимента продукции с учетом изменений конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия [3, с.2].
Оценка выполнения плана по ассортименту основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру [17с.225].
Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
· по способу наименьшего процента;
· по удельному весу в общем перечне наименований изделий;
· по способу среднего процента.
Средний процент рассчитывается по формулу [15]
ВПа =ВПn: ВПо х 100%,
где ВНа— выполнение плана по ассортименту (%);
ВПп— сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска;
ВПо— плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются.
План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий.
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть:
· внешние — изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам;
· внутренние — недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр. Рассчитывают также коэффициент обновления ассортимента
продукции путем деления объема производства новых изделий на общий выпуск продукции.
Выполнить план по структуре — значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей [9, с. 147].
При использовании средних цен расчет производится по формуле:
ВПс=(Ц1-Ц0)*VВП1 [15]
--PAGE_BREAK--х — квадратическое отклонение от среднедекадного задания;
х пл — среднесуточному задание по Графику.
Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, ''уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.
1.3 Резервы и факторы изменения объема выпуска и реализации продукции
Анализ производства и реализации продукции направлен на выявление возможностей повышения эффективности и использования все видов и ресурсов в процессе производства. Резервы и факторы увеличения производства и реализации продукции во многом зависят от правильной организации учёта затрат на производство.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе
анализа выполнения производственной программу. При увеличении объема производства продукции на имеющихся производственных мощностях
возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
К важнейшим источникам производства и реализации продукции относятся рациональное использование сырья, материалов, топлива и энергии; улучшение использования оборудования; сокращение затрат на обслуживание; управление производством и сбытом продукции. [23, с.125].
К резервам производства и реализации-продукции относится также повышение производительности труда. Рост производительности труда вызывает уменьшение численности рабочих и фонда заработной платы.
Улучшение использования основных производственных фондов, достигаемое за счет увеличения времени работы оборудования, повышения коэффициенту сменности, уменьшение количества не установленного и неиспользуемого оборудования, интенсификации производственных процессов, более полного освоения производственных мощностей обеспечивает увеличение объема выпуска продукции и относительное снижение амортизационных отчислений.
Особое внимание уделяется изучению влияния факторов, определяющих объем производства продукции. Их можно объединить в три группы:
I) обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами и эффективность ИХ использования:
ВП = ЧР*ГВ, [15]
РП = ЧР*ГВ*Дв,
2) обеспеченность предприятия основными производственными фондами и эффективность их использования:
ВП = ОПФ * ФО, [15]
РП= ПОФ*ФО*Дв.
3) обеспеченность производства сырьем и материалами
эффективность их использования;
ВП =МЗ*МО
РП = МЗ*МО*Дв
где Дв- реализованной продукции (выручки) в общем объеме валовой продукции.
Расчет влияния данных факторов на объем выпуска и реализации продукции можно произвести одним из приемов детерминированного
факторного анализа. Затем изучают причины изменения среднегодовой
выработки персонала, капиталоотдачи и материалоотдачи и их влияние на выпуск продукции путем умножения их прироста за счет j— roфактора соответственно на фактическую численность персонала, фактическуюсреднегодовую основных средств и фактическую сумму потребленных материальных ресурсов в отчетном периоде
[15, с. 162].
В заключение анализа обобщают выявленные резервы увеличения производства и реализации продукции. Необходимо иметь в виду, что на финансовые показатели организации оказывают влияние не только технические, организационные и природные условия самого процесса производства, но и те социальные условия производственного коллектива, финансово-экономические условия организации, так как от степени этих условий зависит степень использования всех производственных ресурсов.
При определении величины, резервов существенную помощь оказывает маржинальный анализ. Он позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства [24, с.28].
Таким образом, анализ производства и реализации продукции средством является не только обоснования планов; но и контроля за их выполнением с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на экономические процессы, корректировки планов и управленческих решений. Планирование начинается и завершается анализом результатов деятельности предприятия. Анализ позволяет повысить уровень планирования, сделать его научно обоснованным [1, стр.62].
2. Анализ производства и реализации продукции на предприятии
Хлебокомбинат
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Хлебокомбинат
Хлебокомбинат введен в эксплуатацию в августе 1972 года и является структурным подразделением Брасовского районного потребительского общества (далее: Брасовское райпо).
Предприятие потребительской кооперации Хлебокомбинат Брасовского райпо (далее: Хлебокомбинат), является коммерческой организацией, учреждено постановлением Правления Брасовского райпо (Протокол заседания № 1 — от «20» января 1993 года) и действует в соответствии с Законом Российской Федераций «О потребительской кооперации», решениями правления Брасовского райпо и уставом предприятия (Приложение 1)
Предприятие зарегистрировано Районной администрацией Брасовского района Брянской области 12.02.1993 г., № 49.
Место нахождения предприятия: Российская Федерация, Брянская область, п. Локоть, ул. Студенческая,38.
Главными задачами предприятия являются удовлетворение, потребностей пайщиков потребительской кооперации и других граждан товарах, продукции, работах, услугах и реализации на основе полученной прибыли
социальных экономических и интересов, как членов трудового коллектива, так и интересов пайщиков потребительской кооперации (6526 человек).
Предприятие Хлебокомбинат является юридическим лицом пользуется правами, необходимыми для своей деятельности в соответствии сзаконодательством и уставом предприятия.
Хлебокомбинат имеет самостоятельный баланс,
расчетный счет в банке, круглую печать, штамп и бланки с наименованием предприятия.
Источником образования имущества предприятия Хлебокомбинат является собственность Брасовского райпо, переданная на праве полного хозяйственного владения. При этом Хлебокомбинат не вправе без разрешения собственника передавать (представлять) бесплатно имущество предприятия; другим организациям» а также реализовывать здания, сооружения, машины и оборудование, являющиеся основой деятельности предприятия.
Учредителем Хлебокомбината является Брасовское райпо. Стоимость уставного капитала представлена на 01.01.07 она составила 30 тыс. руб.
Хлебокомбинат Брасовского райпо имеет 3 структурных подразделения, к которым относят хлебозавод, цех по выпуску безалкогольных и кондитерских изделий.
Основным видом деятельности предприятия является производство и реализация следующих видов продукции:
· хлебобулочных изделий;
· макаронных изделии;
· кондитерских изделии;
· безалкогольных напитков.
Кроме основной деятельности предприятие оказывает услуги, населению в пошив одежды, ремонт обуви, а также парикмахерские услуги. На Хлебокомбинате имеется комплекс но размолу фуражного зерна, где также оказывают услуги населению.
Организационная структура Хлебокомбината Брасовского Райпо во главе с директором, которому подчиняются (все работники) весь рабочий персонал предприятия предоставлены на рисунке 1.
Рисунок 1. Организационная структура аппарата управления предприятия Хлебокомбинат.
Оперативное руководство предприятием осуществляется директором, который назначается собственником предприятия (Брасовским районным потребительским обществом). Он действует на основании доверенности и представляет интересы Хлебокомбината:
· заключает договора, в том числе и трудовые;
· выдает доверенности на получение ТМЦ;
· открывает в банках расчетный и иные счета;
· издает приказы и дает указания обязательные для всех работников Хлебокомбината.
Главный инженер осуществляет управление производственным процессом, следит за состоянием техники и инвентаря, управляет качеством изготовляемой продукции.
Главный механик следит за работоспособностью основного производственного оборудования, машин и транспортных средств. Под его руководством осуществляется их текущий ремонт и плановые замены.
Главный бухгалтер управляет работой бухгалтерии, осуществляющей ведение бухгалтерского учета и отчетности, статистического учета, начисление заработной платы.
Начальник планово-экономического отдела следит за экономическим состояние предприятия. В его компетенции находится управление процессом планирования и расчетаосновных экономических показателей.
Рассмотрим основные показатели деятельности предприятия за 2008-2010 г.г. приведенные в таблице 1. За основу расчетов нами взяты данные приложения № 2: форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках» и приложение к бухгалтерскому балансу форма № 5.
Таблица 1 – Основные показатели деятельности предприятия Хлебокомбинат
за 2008-2010 г.г.
Показатели
2008 г.
2009 г.
2010 г.
Показатели 2010 г. в % к
2008 г.
2009 г.
1. Выручка от реализации, тыс. руб.
26301
28640
35289
134
123
2.Себестоимость (тыс.руб)
24627
26062
31912
130
122
3. Стоимость основных средств. тыс. руб.
4991
5079
5221
105
103
4. Численность (чел)
127
122
124
98
102
5.Финансовый результат (прибыль/убыток) тыс.руб
363
157
439
121
280
6.Уровень рентабельности, %
1,38
0,55
1,24
90
227
Данные таблицы свидетельствуют о том, что на предприятии наблюдается увеличении объема выручки в 2010 г. На 23% по отношению к 2009 г. и на 34% к 2008 г. Данное увеличение может характеризовать увеличение объемов производства в 2010 году. При этом увеличение объемов производства
соответственно вызывает увеличение затрат предприятия на производство.
Так в 2010 году по сравнению с 2006 годом, затраты на производство продукции увеличились на 22%, по сравнению с 2008 г, на 30 %. Как мы можем видеть, темпы роста себестоимости превышают темпы роста выручки продукции, что выразилось в увеличении суммы прибыли от продаж в 2010
году посравнению с 2009 годом на 180 % и с 2008 г. на 21 %.
Рост объемов производства и реализации продукции может свидетельствовать о росте деловой активности предприятия. Однако уровень рентабельности в целом за исследуемый период снизился на 0,14% (1,38 %-24%), или 10%. Рентабельность продаж показывает долю прибыли, приходящуюся на 1 рубль товарооборота (реализованной продукции в промышленности). Следовательно уменьшение данного показателя характеризует снижение эффективности развития анализируемого предприятия. Основной причиной данного снижения является рост активности конкурентов предприятия. Основные конкуренты -это.хлебокомбинаты Брянска, Орла, Навли, которые по выходным дням торгуют на рынке и. Локоть своей продукцией.
Как видно из таблицы за отчетный период произошли незначительные изменения в наличии основных средств. Рост стоимости основных среда в 2010 г объясняется тем, что в 2009 году были приобретены и введены в действие оборудование на сумму 150 тыс. руб. и в 20010г, на сумму 22 тыс.руб. в целях выполнения программы по внедрению новой техники и как следствие повышения конкурентоспособности предприятия.
Среднесписочная численность работников пред приятия в 2008 г.составила 127 чел. в 2009г. наблюдaeтся незначительное уменьшение численности персонала на 2 % до 122 человек и увеличение в 2010 г. до 124
человек. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. По итогам 2010 г. предприятие имеет положительный финансовый результат. Более подробно рассмотреть структуру, динамику, также изменения финансового состояния предприятия предприятия сравнительного
аналитического баланса.
В целях проведения общего анализа финансового положения филиала предприятия Хлебокомбинат, рассмотрим данные таблицы 2, гдепредставлен аналитический баланс в агрегированном видерасчетов взяты данные формы
№ 1 «Бухгалтерский баланс» и за отчетный период (приложение № .2).
Таблица 2- Агрегированный баланс предприятия Хлебокомбинат,
продолжение
--PAGE_BREAK--тыс. руб.
Показатели
2008
2009
2010
Отклонение
Тыс.
руб
Уд.вес %
Тыс.
руб
Уд.вес
%
Тыс.
руб
Уд.вес.
%
2009г.к 2008г.
2010г.к 2009г.
1… Имущество
7319
100
8389
100
10302
100
1070
15
1913
23
2.Внеоборотные активы
3141
43
3038
36
3263
32
-103
-3
225
7
3.Оборотные активы
4178
57
5351
64
7039
68
1173
28
1688
32
4.Источники имущества
7319
100
8389
100
10302
100
1070
15
1913
23
5.Долгосрочные обязательства
2
9
7
7
350
-2
-22
6. Краткосрочные обязательства
2836
39
3082
37
4840
47
246
9
1758
57
Проанализировав агрегированный баланс предприятия в динамике за три
отчетных года можно сделать вывод, что имущество предприятия к концу 2010 года по сравнению с 2009 годом увеличилось на I913 тыс. руб. или на 23%, и в
2009 году по отношению к 2008 г. на 1070, или на 15 %.
Увеличение стоимости имущества было вызвано увеличением стоимости оборотных активов за 2010 г.на 32%, что составило 1 688 тыс.руб. и на 28 % за
2009 г. (или 1 3 73 тыс. руб.). Тогда как стоимость внеоборотных активов предприятия сократилось за 2009 г.на 3 %,, что составило 103 тыс.руб., и увеличилась за 2010 г. на 225 тыс. руб., или 7%. При этом наблюдается также рост удельного веса оборотных активов в общей стоимости имущества с 57% в 2008 г. 64 % в 2009 г.и до 68 % в 2010 г.
Анализ структуры источников финансирования показывает, в составе источников средств, преобладает собственный капитал, удельный вес которого составлял в 2008 г. 61 %, в 2009 г. удельный вес вырос до 63 %, а на конец 2010 года, снизился до 83 %. При этом за период с 2008 по 2010 год сумма собственного капитала предприятия увеличилась за 2009 г. на 18%, что составило 817 тыс.руб. и за 2010 г. на 3%, что составило 157 тыс.руб.
Краткосрочные обязательства выросли за 2009 г.на 246 тыс.руб., что составило 9 % и за 2010г.на 1758 тыс.руб., или 57 %. Удельный вес долгосрочных обязательств крайне незначителен. Таким образом, можно сказать, что предприятие для покрытия своих текущих затрат использует в основном краткосрочные обязательства. Брасовский Хлебокомбинат имеет также необходимый запас собственных средств для организации нормальной производственной деятельности.
Для более углубленного анализа финансового состояния предприятия
расмотрим финансовые коэффициенты предприятия Хлебокомбинат. Для
расчета данных показателей используется информация Бухгалтерского
баланса предприятия. Анализ финансовых коэффициентов за отчетный период представлен в таблице 3.
Таблица 3 – Анализ финансовых коэффициентов предприятия
Хлебокомбинат за 2008- 2010 г.г.
Показатели
Нормальное ограничение
2008г.
2009г.
2010г.
Показатели 2010г. в % к
2008г. 2009г.
Автономия Ка
>=0,5
0,6
0,6
0,5
103
84
Соотношения заемных средств Кз/с
0,6
0,6
1,9
92
324
Соотношения мобильных и иммобильных средств К-м/и
-
1,3
1,8
2,2
132
123
Маневренности Км
-0,5
1,7
1,6
1,6
93
101
Обеспеченности запасов и затрат Кал
>=0,2-0,5
0,06
0,06
0,03
111
40
Срочной ликвидности Кл
>=0,8-0,1
0,8
1,0
0,7
127
69
Покрытия Кл
>=2
1,5
1,8
1,4
117
81
Обеспеченности запасов и затрат Ко
>0,6-0,8
0,7
0,9
0,6
144
62
Анализ начнем с расчета и оценки финансовых коэффициентов рыночной устойчивости (удовлетворительности структуры баланса).
Одной из важнейших характеристик устойчивости финансового
состояния организации, его независимости от заемных источников средств
является коэффициент автономии, равный даче на очников собственных средств в общем итоге баланса.
Данные таблицы свидетельствуют, что значение коэффициента автономии од все отчетные даты превышает или равно (в 2010 г.) минимальное значение.
Это означает, что все обязательства организации могут быть покрыты ее собственными средствами. Данный факт свидетельствует о финансовой независимости рассматриваемого предприятия, снижении риска финансовых затруднений в будущих периодах.
Такая тенденция, привлекательна с точки зрения кредиторов, так как повышает гарантии погашения предприятием своих обязательств.
Коэффициент автономии дополняет коэффициент соотношения заемных и собственных средств, равный отношению величины обязательств организации к величине ее собственных средств («плечо финансового рычага»). Значение данного коэффициента в 2008 — 2009 г.г. года было ниже 1, то есть на 1 рубль собственных средств, приходилось 60 копеек заемных средств, но в 2010 г. значение данного коэффициента составило 1,9, или 1 руб.90 коп., что свидетельствует о снижении суммы собственных средств и увеличении зависимости предприятия от заемных средств.
На начало отчетного периода значение коэффициента соотношения мобильных и иммобилизованных средств составило 1,3, то есть на 1 рубль внеоборотных активов приходится 1 рубль 30 копеек оборотных активов. Увеличение коэффициента на конец 2010 года на 23 %, до2,2, то есть на 1 рубль внеоборотных активов приходится 2 рубля 20 копеек оборотных активов, что отражает увеличение мобильности капитала предприятия следовательно наличие собственных оборотных средств у организации увеличилось.
Маневренность собственных оборотных средств (функционирующегокапитала) характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая, находится в форме денежных средств, т.е. средств, имеющих абсолютную
ликвидность. Значение данного показателя на Брасовском Хлебокомбинате
значительно выше предложенного ориентировочного значения.
Однако приемлемое ориентировочное значение показателя устанавливается предприятием самостоятельно и зависит, например, от того, насколько высока ежедневная потребность предприятия в свободных денежных ресурсах. При прочих равных условиях рост показателя Км в динамике рассматривается как положительная тенденция. Значение данного коэффициента за отчетный период составило 1,7-1,6, следовательно, на достаточно собственных оборотных средств в покрытии запасов, что положительно характеризует его финансовое состояние.
Одним из главных относительных показателей устойчивости финансового состояния является коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными источниками формирования, равный отношению величины собственных оборотных средств к сумме раздела IIактива баланса предприятия (Ко). Его нормальное ограничение в развитой рыночной экономике имеет следующий вид: Ко > 0,6-0,8. Значение данного показателя на все три отчетные даты не опустилось ниже допустимого ограничения. Таким образом, предприятие обеспеченно собственными оборотными средствами для формирования материальных запасов.
Для оценки платежеспособности организации используются три относительных показателя ликвидности, различающиеся набором ликвидных средств, рассматриваемых в качестве покрытия краткосрочных обязательств. Показатель абсолютной ликвидности показывает какая часть краткосрочной задолженности может быть погашена в ближайшее время, В течении исследуемого периода значение данного коэффициента находилось на крайне низком уровне. Причем на конец 2010 года величина коэффициента снизилась и на 60 %, и составила 0,03.
То есть, только 3 % от суммы краткосрочных обязательств, предприятие способно погасить в краткосрочном периоде.
Росту коэффициента абсолютной ликвидности будет способствовать рост краткосрочных источников финансирования и снижение краткосрочных обязательств.
Показатель срочной ликвидности показывает отношение всех
ликвидныхых средств предприятия к сумме всех платежных обязательств.
Расчет показывает в 2008 году значение данного коэффициента находилось
На уровне критической границы -0,8 в 2009 год) увеличелось до 1, но кконцу
2010 года значение сократилось на 31% и составило 0,7. Таким образом, на конец отчетного периода денежные средства и предстоящие поступления от текущей деятельности не в состоянии покрыть текущие долги предприятия.
Показатель текущей ликвидности (покрытия) показывает в какой степени текущие активы покрывают краткосрочные обязательства т.е. характеризует платежные возможности предприятия при условии не только своевременных расчетов с дебиторами, и благоприятной реализации продукции, но и продажи в случае необходимости прочих элементов материальных оборотных средств. Па все отчетные даты исследуемого предприятия значение коэффициента находилось ниже оптимального уровня. То есть совокупная величина текущих активов предприятия не в состоянии покрыть все его краткосрочные обязательства.
На основе проведенного исследования можно сделать следующие
выводы. По итогам 2010 г. предприятие имеет положительный финансовый
результат.
Анализ финансовых коэффициентов свидетельствует об удовлетворительности структуры баланса, что все обязательства организации
могут быть покрыты ее собственными средствам .
Однако анализ показателей платежеспособности свидетельствует о недостатке оборотных средств, то есть предприятие не способно погасить краткосрочную кредиторскую задолженность как в краткосрочном периоде, так и долгосрочном периоде.
На обе отчетные даты предприятие находится в неустойчивом финансовом состоянии. Хлебокомбинату явно не хватает собственных средств для покрытия расходов по производственной деятельности,
что соответственно свидетельствует о необходимости привлечения заемных с целью повышения эффективности деятельности предприятия.
2.2 Анализ динамики выпуска и реализации продукции на
предприятии Хлебокомбинат
Анализ производства начинается с изучения динамики выпуск продукции и реализации продукции Хлебокомбинат за 2008-20010 г. (Таблица 4). Данные о выручке от реализации продукции содержатся в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 2) и статистической отчетности форма № 1-П (Приложение 3)
Таблица 4 – Динамика производства и реализацтии Хлебокомбинат за 2007-2010г.г. тыс. руб.
год
Объём производства продукции, тыс. руб.
Темпы
Базисные
Роста %
цепные
Объем реализации продукции, тыс. руб.
Темпы
Базисные
Роста %
Цепные
2008
30 246
100
100
26 301
100
100
2009
31 899
105
105
28 640
109
109
2010
37 652
124
118
35 289
134
123
Из таблицы видно, что за три года объем производства вырос на 24%, что говорит о росте производства в целом, При этом вырос и объем реализации на 24 %, что свидетельствует о хорошо налаженной работе по производству и сбыту готовой продукции.
По сравнению с предыдущим годом в 2010 г, и объем производства и объем
реализации также выросли на 5 % и 9 % соответственно. Темп оста реализации в 2010 г. на 10 % (134 %-124 %} превыше.г темп роста производства, при том, что в 2009 г. темп роста и peaлизации был на 4 %, выше темпапроизводства (109%-105%) можно пре положить что в 2010 г. имело место выполнение обязательств по поставкам продукции.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической или среднеарифметической взвешенной.
Исчислим среднегодовой темп роста (прироста) выпуска по среднегеометрической:
[15]
=113.9-100=11.3%
В приведённом примере среднегодовой темп прироста выпуска продукции составляет 11.3%, а реализации продукции 15.8%.
Оценка выполнения по производству и реализации по основным видам продукции за отчётный период производится по данным приведённым в таблице.
Таблица-5 Анализ выполнения плана по выпуску продукции и реализации предприятием Хлебокомбинат за 2010 г.г.
Вид продукции
Объем производства продукции
Реализация продукции
план
факт
+,-
% к плану
план
факт
+,-
% к плану
Хлеб и хлебобулочные изделия (тыс.руб)
14250
18525
4275
30
14250
18479
4229
30
Макароны (тыс.руб)
3222
2578
-644
-20
3552
2394
-1158
-33
Кондитерские изделия (тыс.руб)
6102
4209
-1893
-31
6203
4490
-1713
-28
Безалкогольные напитки (тыс.руб)
4512
4142
-369
-8
4621
4942
321
7
Мука (тыс.руб)
3656
5323
1667
46
3770
4364
594
16
Прочие
4359
3874
-1485
-34
200
621
421
211
Итого:
36101
37651
1551
4
32596
35290
2694
8
По сравнению с планом произведено и реализовано продукции значительно больше, чем предусматривалось планом. Было большепроизведено на 1551 тыс руб., главным образом за счет перевыполненияплана по выпуску хлебобулочных изделий на 30 % и муки на 46%.
По итогам недовыполнение плана по таким видам продукции как макароны, безалкогольные напитки и кондитерские изделия может свидетельствовать о плохой организации сбыта готовой продукции и как следствие затоваривание складов.
На величину запасов готовой продукции на складах оказывают влияние неравномерность выпуска продукции, наличие продукции, пользующейся ограниченным спросом, транспортные затруднения, отсутствие необходимой тары.
Следовательно, необходимо принять меры целях сокращения остатков готовой продукций до установленных нормативов, ускорения отгрузки и расчетов по отгруженной продукции. Рекомендуется по данным складского учета обратить особое внимание на те виды готовой продукции, которые лежат на складе длительное время, и выяснить причины задержки реализации.
2.3 Анализ ассортимента и структуры продукции предприятия Хлебокомбинат
Далее рассмотрим изменение структуры и ассортимента на Брасовском Хлебокомбинате в таблице 6.
Таблица 6 – Изменение ассортимента и структуры продукции предприятия Хлебокомбинат за 2010 г.
Наименование
Объем производства т.р.
Темп роста %
Структура производства,%
план
факт
план
факт
Хлеб и хлебобулочные изделия
14250
18525
130
39
49
Макароны
3222
2578
80
9
7
Кондитерские изделия
6102
4209
69
17
11
Мука
3656
5323
146
10
14
Безалкогольные напитки
4512
4142
92
12
11
Прочие
4359
2874
66
12
8
Итого:
36101
37651
104
100
100
Из таблицы видно, чтовыполнение плана по ассортименту и структуре производства продукции план выпуска недовыполнен почти по всем наименованиям, за исключением производства хлебобулочных изделий и муки.
Наиболее прибыльным и необходимым видом продукции является
производство хлеба и хлебобулочных изделий, удельный вес в структуре производства составляет 49 %, или 18525 тыс. руб. На долю производства и реализации всех остальных видов продукции приходится не более 51 %.
Обобщающую характеристику изменений в ассортименте продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом:
Кас = (14250 + 2578 + 4209 +4142 + 3656 + 2874): 36100=0,88. [15]
Величина коэффициента характеризует, что в ассортиментной политике предприятия произошли изменения: увеличился выпуск хлебобулочных изделий и муки и сократился объем производства по всем остальным номенклатурным единицам.
Значительное перевыполнение плана производства и реализации
может свидетельствовать не только об улучшение работы организации,
Но и о наличии не учтенных в плане резервов роста объема производства
peaлизации продукции, которые необходимо выявить в процессе
углубленного анализа.
2.4 Анализ ритмичности производства предприятия Xлебокомбинат
Данные для анализа ритмичности производства в организации можно подучить из представленной объяснительной записки к годовойбухгалтерской отчетности, оперативной отчетности организации и других данных административного учета организации.
Ритмичность работы организации устанавливается по данным о выполнении плана выпуска продукции за каждую декаду.
Таблица 7- Ритмичность выпуска продукции за 3 декады декабря
2010 г.
Декады месяца Выпуск продукции (т.р) Удельный вес в %
План факт план факт
1 декада 307 192 30,5 18,2
2 декада 355 281 35,5 26,7
3 декада 344 581 34,2 55,1
Итого 1006 1054 100 100
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том. что в отчетном году организация работала ритмично. Удельный вес продукций выпущенной в первой и второй декадах, был ниже планового соответственно на 12,3 {18,2% — 30,5%) и 8,6 (26,7% — 35,3%) пункта.
Но в третьей декаде он превышал запланированный уровень на 20,9 %- --55,1-34,2%) пункта.
План выпуска продукций за месяц перевыполнен на 4.8% (1054 тыс.
руб.- х 100). Однако такое перевыполнение достигнуто за счет финансового
выпуска продукции в IIIдекаде, что отрицательно характеризует работу организации.
Для общей характеристики ритмичности производства следует исчислять коэффициент ритмичности, который определяется как отношение объема продукции, засчитанной в выполнение плана, к объему выпуска продукции по плану. В нашем примере IIдекадах коэффициент ритмичности был значительно ниже единицы -0,62
(192 тыс. руб.: 307 тыс. руб.) и 0,79 (281 тыс, руб.: 355 тыс. руб.), а в IIIдекаде произведено продукции сверх плана 237 тыс. руб. (581 тыс. руб. -344 тыс. руб.) и коэффициент ритмичности за месяц составил 0,81 (817 тыс. руб.: 1006 тыс. руб.), так как в выполнение плана может быть засчитано 344 тыс. руб.
Ритмичность; производства анализируется не только в денежном выражении, но и в натуральных показателях, а также по трудоемкости (в нормо-часах.).
Наряду с анализом ритмичности производства изучается ритмичность производимой отгрузки и реализации продукции. Полученные результаты увязываются с анализом расчетной дисциплины финансового состояния, оборачиваемости оборотных средств организации, но в этом случае особое внимание обращается на сокращение платежей в бюджет вследствие нарушения ритмичности реализации продукции.
В итоге проводимого анализа ритмичности производства выявляются основные причины, оказавшие влияние на неритмичнуюработу организации, которыми могут быть несвоевременная поставка в организацию сырья, материалов, топлива, энергии; сверхплановые просто и неудовлетворительное использование оборудования; отсутствия необходимого задела в незавершенном производстве; слабый контроль за ходом выполнения плана выпуска продукции и другиенедостатки в организаций производства, которые должны быть детальноизучены в ходе проводимого анализа.
3.Резервы увеличения выпуска иреализации продукции на предприятии Хлебокомбинат продолжение
--PAGE_BREAK--