--PAGE_BREAK--Глава 1. Понятие, предмет и задачи архивного законодательства
В правовой литературе термин «Законодательство» имеет широкое и узкое значение. В широком смысле – «система издаваемых уполномоченными правотворческими органами юридических актов, устанавливающих нормы права», а в узком – «система взаимосвязанных законов»[2]. Архивное законодательство в широком смысле представляет собой систему нормативных правовых актов, создаваемых в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства, устанавливающих, изменяющих или отменяющих нормы табличного или частного права в сфере архивного дела; в узком смысле — систему взаимосвязанных законодательных актов, регулирующих данную сферу. Понятие архивного законодательства будет трактоваться в широком смысле, т.к. применительно к архивному законодательству такое понятие принято самим законодателем и подтверждается ст.3 Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах».
Наиболее трудной задачей в теории права является задача установление предмета законодательного регулирования. Под предметом правового регулирования понимается качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права.[3]
Архивное законодательство— это не самостоятельная отрасль правовой системы России, а формирующаяся комплексная система законодательства как совокупность, источников права, которые представляют собой форму выражения правовых норм, включающих нормы различных отраслей права. Предметом регулирования комплексных отраслей законодательства в отличие от отраслей права является не вид, а сфера общественных отношений, объединяющая различные их виды[4]. Будучи предметом регулирования норм нескольких отраслей права, они обладают единством, обусловленным общностью целей и задач человеческой деятельности. Единство и взаимопроникновение отраслевых групп общественных отношений определяют сущность и взаимосвязь регулирующих их норм права.
Так как отношения присущи любой сфере существенной жизни, то архивное законодательство создаю для регулирования отношений в одной из важных общественных сфер — сфере архивного дела. Следовательно, предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела можно определить как отношения, которые возникают в процессе деятельности по организации хранения, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и гражданина, и на которые воздействуют нормы отраслей публичного и частного права.
Общие задачи архивного законодательства должны быть ориентированы на:
· обеспечение реализации конституционного строя; развитие гражданского общества; построение, укрепление и совершенствование правового государства; защиту прав и свобод гражданина и человека; применение в установленных законодательством случаях мер государственного принуждения и осуществление деятельности, не требующей мер государственного принуждения;
· исполнение функций государственного (публичного) управления в сфере архивного дела при соблюдении защиты национальных интересов России;
· разграничение полномочий в вопросах архивного дела между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением;
· укрепление системы Федеральной архивной службы России, создание и совершенствование правовых, социальных, информационных, материально-технических и иных, условий, необходимых для деятельности органов управления архивным делом, архивных учреждений и их работников;
· обеспечение эффективной работы органов управления архивным делом и архивных учреждений в соответствии с их компетенцией, действие принципов гласности и демократизации в их работе, прежде всего, в вопросах доступа к архивным документам и их использования;
· расширение использования архивных документов в целях объективного освещения отечественной и мировой истории, формирование национального сознания граждан России, улучшение обслуживания органов государственной власти, граждан ретроспективной информацией;
· соблюдение единых принципов организации архивного дела и государственных стандартов в вопросах комплектования, хранения, учета и использования архивных документов;
· обеспечение принципа верности государственных служащих государству;
· создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации архивных работников;
· определение порядка подбора кадров, продвижение по службе, проведения квалификационного экзамена, аттестаций, присвоения квалификационных разрядов, мер стимулирования и ответственности.
Главная задача архивного законодательствазаключается в том, чтобы создать законодательную базу, которая позволила бы, решая проблему правового регулирования отношений граждан, общества и государства в сфере архивного дела, обеспечить сохранение, качественное пополнение, государственный учет и всестороннее использование Архивного фонда Российской Федерации, как важнейшей части ее национального и культурного достояния.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 2. История архивного законодательства в 90-е годы
Архивное законодательство практически появилось с 1918 г., с Декрета СНК РСФСР от 1 июня 1918 г. «О реорганизации и централизации архивного права». Затем было много других декретов, постановлений, был период, когда после декретов практически все нормы регулирования совместными постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Так, положения о Государственном архивном фонде СССР 1941, 1958 и 1980 гг. вводились в действие постановлениями Совета Министров СССР.
В мировом архивном сообществе роль законодательства в архивной сфере оценивается достаточно высоко. В 1995 – 1996 гг. Международный совет архивов выпустил два тома журнала «Arhivum» с обзором и публикациями архивных законов и нормативных актов 98 государств и 9 международных организаций.[5]
Появление нового архивного законодательства в России связывают с принятием 23 августа 1993 г. «Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» — первого в отечественной истории архивного закона. Это основной закон по архивному делу, с появлением которого в общеправовом классификаторе отраслей законодательства от 16 декабря 1993 г. В разделе «Законодательство по общим вопросам народного хозяйства» была введена отдельная рубрика «Архивное дело. Делопроизводство»[6], что специалисты рассматривают как факт рождения нового специфического подотдела права.
Этот главный федеральный закон аккумулировал в себе многое из предшествующего опыта архивного строительства дореволюционной России и СССР, в то же время в нем учтено то новое, что произошло в политическом, экономическом, правовом развитии страны, а так \же ценный зарубежный опыт.
Произошедшие в начале 90-х годов изменения государственного строя Российской Федерации, появление перспективы создания в России правового государства, т.е. государства, которое будет организовано на правовых началах и его власть будет подчинена закону, коренным образом повлияли на формирование и становление новой правовой системы России. Качественное преобразование правовой системы, объективно требующее обновленных законов, предполагает отпаду целых нормативных блоков, регулирующих отжившие, подлежащие существенному реформированию общественные отношения, и создание правовых норм, отвечающих потребностям современного развития общества.
Анализ действующего российского законодательства позволяет сделать вывод о преобладавшем значении факторов, связанных с оформлением институтов российской государственности новою курса экономической, социальной, международной политика. Среди них было также заметно воздействие таких факторов, как потребности проведения правовой реформы в такой государственной сфере как архивное дело.
1991г. Принято считать, что начало всем реформам в архивной сфере было положено известными августовскими указами Президента Российской Федерации «О национализации архивов КПСС» и «О передаче в госархивы документов бывшего КГБ СССР». Указ Президента РСФСР об архивах Комитета государственной безопасности был подписан 24 августа 1991 г., Указ Президента РСФСР о партийных архивах был подписан в тот же день. Значение этих документов (и законодательных, и политических) трудно переоценить. Выделим главное: открылся доступ к ранее преимущественно закрытым архивным материалам; перестал существовать в стране «партийный архивный фонд» в параллели с Государственным архивным фондом страны.
Затем 12 октября 1991 г. было издано Постановление Совета Министров РСФСР «О Российском центре хранения и изучения документов новейшей истории (РЦХИДНИ) и Центре хранения современной документации (ЦХСД)». На основании этого постановления на базе привилегированного Центрального партийного архива был создан Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, который позже вместе с Центром хранения документов молодежных организаций был преобразован в Российский государственный архив социально-политической истории (1999), а архивные комплексы ЦК КПСС были включены во вновь созданный Центр хранения современной документации, переименованный в 1999 г. в Российский государственный архив новейшей истории. Тогда же, 12 октября 1991 г., вышло постановление Совета Министров РСФСР «О развитии архивного дела в РСФСР». Таким образом, за один год были изданы два указа и два правительственных постановления по архивному делу.
1992г. За этот год были изданы два постановления: одно — Правительства Российской Федерации «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации» от 24 июня 1992 г. и второе — Верховного Совета Российской Федерации «О временном порядке доступа к архивным документам и их использования» от 19 июня 1992 г.
На основании первого постановления ранее секретный Центральный государственный (особый) архив СССР, хранивший трофейные документы, перемещенные в СССР в результате Второй мировой войны из Германии и других зарубежных стран, а также архивные документы Главного управления по делам военнопленных и интернированных МВД СССР, был преобразован в Центр хранения историко-документальных коллекций (ЦХИДК) и стал публичным.
Был также определен срок (30 лет) ограничения доступа к архивным документам или архивной информации, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, а также срок (75 лет) доступа к архивным документам, содержащим сведения о личной жизни граждан (за исключением самих этих граждан или их наследников).
Такие четко ограниченные сроки доступа к отдельным категориям документов в нашей стране были введены впервые. Эти же сроки и порядок доступа к архивным документам отдельных категорий более четко даны в «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» (1993).
На основании второго постановления пользователи архивных документов могут обжаловать решения и действия архивных учреждений в вышестоящий архивный орган и даже в суд.
1993г. Много законодательных актов было принято в 1993 г., самым важным из которых был «Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» от 7 июля 1993 г., который и сегодня является главным действующим законодательным актом.
Впервые достаточно четко в архивной сфере была разграничена компетенция Российской Федерации и ее субъектов. В Основах законодательства выделены три блока полномочий по вопросам архивного дела, отнесенных:
1. исключительно к ведению Российской Федерации в лице ее органов государственной власти;
2. к совместному ведению Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
3. к самостоятельному решению вышеуказанными субъектами Российской Федерации.
В Основах законодательства впервые в архивной сфере законодательно были определены две части Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ): государственная и негосударственная.
В рамках государственной части АФ РФ выделяют четыре комплекса архивных документов, фактически, а порой и юридически обособленных по следующим хранилищам: государственным архивам, ведомственным архивам, библиотекам и музеям, отраслевым архивным фондам[7].
Относительно последних следует отметить, что фактически документы в них хранятся постоянно, но в законодательстве впервые предусмотрено временное или депозитарное хранение документов в этих хранилищах.
В настоящее время существуют три формы хранения документов в государственной части АФ РФ:
· постоянное (в государственных архивах, библиотеках, музеях, а также фактически в отраслевых архивных фондах);
· депозитарное (в отраслевых архивных фондах);
· временное (в ведомственных архивных и отраслевых архивных фондах).
Основы законодательства в архивной сфере показывают, что страна действительно строит правовое государство. Сохраняя по ряду позиций централизованный порядок регулирования архивным делом, Основы законодательства демонстрируют и новые подходы к реалиям сегодняшнего дня.
В 1998—1999 гг. была подготовлена целая серия дополнений и изменений в Основы законодательства. В Государственную Думу был внесен проект федерального закона об изменениях и дополнениях в Основы законодательства об архивном деле 1993 г. В настоящее время Федеральной архивной службе предложено разработать новый федеральный закон об архивном деле (вместо внесения изменений и дополнений в Основы законодательства 1993 г.).
В том же, 1993 году, было принято постановление Президента Российской Федерации «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве» от 3 марта 1993 г.
Это постановление явилось одним из основных законодательных актов, принятых в целях регулирования взаимоотношений между учреждениями Государственной архивной службы (в настоящее время — Федеральная архивная служба) и центральными органами федеральной исполнительной власти, государственными учреждениями, организациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве.
Позднее основные положения этого документа были подтверждены в таких законодательных актах, как Положение об Архивном фонде Российской Федерации (1994) и Положение о Федеральной архивной службе России (1998).
Далее был ряд постановлений и указов Совета Министров и Правительства РФ: постановление «О реализации государственной политики в архивном деле»; Указ Президента Российской Федерации «О включении отдельных объектов в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации» (первый указ был подписан 6 ноября 1993 г., второй, с точно таким же названием, — 24 января 1995 г., третий — 2 апреля 1997 г.).
Для примера: весь документальный комплекс Российского государственного архива древних актов включен в этот свод. Но речь идет не только об архивах. Достаточно просмотреть очень небольшой перечень. Возможен следующий такой указ — тогда государственный свод особо ценных объектов будет пополняться.
1994г. В этом году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России». Наряду с Основами законодательства данный Указ об Архивном фонде и Государственной архивной службе является основополагающим законодательным актом в архивной сфере.
В Положении об Архивном фонде Российской Федерации четко закреплен состав государственной и негосударственной частей АФ РФ, отражена сеть федеральных архивов, архивов субъектов Федерации и муниципальных архивов, осуществляющих постоянное хранение документов АФ РФ, указаны порядок и сроки временного, а также депозитарного хранения документов в учреждениях, организациях и предприятиях. Именно в Положении назван полный перечень отраслевых фондов, о котором будет рассказано ниже.
Затем, в 1994 г., был принят Регламент доступа к материалам прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных дел в государственных и ведомственных архивах Российской Федерации. Этот очень важный документ был разработан в соответствии с Основами законодательства и законами Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» и «О государственной тайне». Регламент был призван упорядочить доступ к архивным документам, содержащим сведения о лицах, подвергшихся политическим репрессиям и реабилитированных, бывших в плену и угнанных в Германию и другие страны Западной Европы в период Второй мировой войны. В 1996 г. Действие Регламента было приостановлено.
В прекращенных уголовных и фильтрационно-проверочных делах содержится информация о судьбах миллионов людей; их изучение необходимо для раскрытия полной правды о масштабе и характере массовых политических репрессий в СССР в 30 —50-е гг. XX в.
Однако в этих делах имеются документы, содержащие сведения о тайне личной жизни, и иную информацию, способную нанести моральный ущерб личности, а также материалы оперативно-проверочного характера.
В Регламенте зафиксирован механизм, позволяющий репрессированному или его наследникам на определенный срок закрыть для исследователей доступ к той части документов прекращенного уголовного дела, которая непосредственно отражает поведение человека во время следствия (протоколы допросов, очных ставок, заявления). Определена также ответственность пользователя за точность передачи, обнародование сведений, затрагивающих честь и достоинство реабилитированных, их родственников, свидетелей и третьих лиц.
1995г. Выходит постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов». Речь идет о том, что деятельность архивных учреждений должна лицензироваться, т.е. о предоставлении права заниматься, допустим, экспертизой ценности, консервацией документов, описанием документов и т.д.
1996г. В этот год издаются два Указа Президента Российской Федерации: «О внесении изменений в Положение об Архивном фонде Российской Федерации» от 17 марта 1994 г. и «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 1 августа 1996 г., где сказано о переименовании Государственной архивной службы Российской Федерации в Федеральную архивную службу Российской Федерации.
1998г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1998 г. утверждается Положение о Федеральной архивной службе России (вместо Положения о Государственной архивной службе России 1994 г.), в котором с учетом современной законодательной базы определены статус Федеральной архивной службы России (Росархива), ее права, функции и задачи, масштаб деятельности, внутренняя структура. Особо следует выделить, что в компетенцию Росархива входит руководство как архивной, так и делопроизводственной сферой в стране.
1999 г. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 г. «О федеральных государственных архивах» была утверждена структура сети федеральных государственных архивов.
продолжение
--PAGE_BREAK--
Глава 3. Современная структура архивного законодательства
Общепринятой в правовой науке является точка зрения, что система законодательства строится с учетом таких основных критериев как юридическим сила нормативных правовых актов; отраслевой принцип, когда нормативные правовые акты располагаются по предмету правового регулирования; федеративное устройство Российского государства. Согласно ч.4 ст. 15 Конституции России правовая система законодательства об архивном деле состоит из двух частей: 1) Российское законодательство 2) Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации[8].
Для федеративной государственности России характерна, как правило, многоуровневая система законодательства. Правовая теория выделяет двух-, трех- и четырехуровневую систему законодательства[9]. Архивное законодательство имеет сложную, непростую структуру. Предлагается классификация системы норм архивного законодательства, состоящая из пяти уровней Конституционного законодательства:
1. Общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.
2. Законодательства Российской Федерации.
3. Законодательства субъектов Российской Федерации
4. Нормативных правовых актов местного самоуправления
Эти уровни законодательства взаимосвязаны. Попытки их изолированного развития нарушают конституционное единство правовой системы и законодательства, которое выражается в общих целях и принципах законодательства, в строгой иерархии законодательных и иных правовых актов, в механизмах предотвращения и устранения юридических противоречий.
Область применения архивного законодательства установлена статьей 2 Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» — это вопросы формирования, организации хранения, учета, использования архивов и архивных фондов и управления ими[10].
Рассмотрим кратко предложенную классификацию системы норм архивного законодательства.
Первый уровеньсистемы архивного законодательства – конституционное законодательство – характеризуется следующими основными звеньями: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционны законы, постановления Конституционного Суда Российской Федерации
Второй уровеньсистемы архивного законодательства составляют общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, которые по юридической силе превосходят федеральные законы,
Третий уровеньсистемы архивного законодательства – законодательство Российской Федерации — представлен: 1) федеральными законами, законами Российской Федерации и иными нормативными актами палат Федерального Собрания; 2) указами и распоряжениями Президента Российской Федерации; 3) нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; 4) нормативными правовыми актами иных федеральных органов государственной власти; 5) законодательством СССР и РСФСР; 6) нормативными актами организаций и учреждений, относящихся к федеральной собственности.
Законы Российской Федерацииимеют верховенство на всей территории и высшую юридическую сипу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам, издаваемым в Российской Федерации по вопросам, отнесенным к предметам ее ведения и совместного ведения Федерации и ее субъектов (ст. 71 -72 Конституции Российской Федерации)[11]. Они имеют прямое действие на территории России (ч. 1 ст. 76 Конституции России)[12]. По предметам совместного ведения законы Российской Федерации издаются вместе с законами и иными актами субъектов Федерации, принимаемыми в соответствии с федеральными законами (ч. 2 ст. 76 Конституции России)[13]. Закон, как правило, всегда принимается как акт нормативный, т.е. устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.
Данная группа архивного законодательства представлена такими видами законов как: федеральные законы, кодексы и основы законодательства, которые создаются субъектами конституционного, административного, гражданского и других отраслей права и регулируют правовые отношения в области архивного дела полностью или частично.
Первую подгруппу законодательства Российской Федерации составляют федеральные законы,
1) связанные с созданием условий реализации прав и свобод граждан на информацию, затрагивающие как интересы государства, так и каждою гражданина. Законами сформулированы нормы, создающие рамки для формирования механизмов и порядка защиты информационных ресурсов и прав субъектов на доступ к архивным документам и правила их использования при соблюдении тайны личной жизни, коммерческой и государственной тайны. Это основные федеральные законы: от 29 декабря 1994г. №77-ФЗ — «Об обязательном экземпляре документов»[14], от 29декабря 1994г. №78-ФЗ «O библиотечном деле»[15], от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информация»[16], от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[17], от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»[18] и т.д.; Законы Российской Федерации: от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»[19], от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[20], от 19 июля 1995 г, № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[21] и т.д.;
2) регламентирующие отношения, возникающие в процессе функционирования архивов спецслужб и других министерств и ведомств, прежде всего в части прав данных субъектов на долговременное и депозитарное хранение архивных документов. Это федеральные законы: от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации»[22], от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке»[23], закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 «О федеральных органах правительственной связи и информации»[24] и др.
Вторая подгруппа законодательства Российской Федерации представлена таким видом закона как кодексы (Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовном кодекс Российской Федерации, КЗоТ, Таможенный кодекс Российской Федерации и др.), содержащие отдельные нормы, регулирующие определенный круг отношений в различных сферах. Кодексы формируют правовую основу деятельности архивных органов управления и архивных учреждений, которые вступают в самые разнообразные отношения с юридическими и физическими лицами: бюджетные, имущественные, трудовые и т.п.
Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» закрепили, что архивные фонды и архивные документы государственной части Архивного фонда Российской Федерации не могут быть объектом купли-продажи или иных сделок[25]. Этой нормой введено ограничение гражданско-правовых сделок в отношении архивных документов, но не запрещение каких бы, то, ни было сделок.
Среди двух- и многосторонних сделок (договоров) следует выделить такие как дарение, договоры на выполнение научно-исследовательских работ, договоры, связанные с обработкой документов; обязательства, возникающие вследствие причинения вреда; осуществление авторских прав; на право наследования и др.
Особенностью третьей подгруппы законодательства Российской Федерации и является то, что основы законодательства (как разновидность закона, регламентирующего совместную компетенцию Федерации и ее субъектов в той или иной сфере государственной жизни, содержащего общие принципы и порядок регулирования и способствующего их реализации в соответствующих актах субъектов Федерации и местного самоуправления) представлены, в частности, Основами законодательства Российской Федерации о культуре от 9 октября 1992 г. № 3612-1[26]; Основами законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»[27]. Первый акт содержит помимо норм, регламентирующих отношения в области архивного дела и другие правовые нормы, второй – только нормы в области архивного строительства.
Впервые в российском законодательстве в форме закона урегулированы отношения, связанные с архивным делом. Действующие Основы законодательства Российской Федерации «Об Архивном Фонде Российской Федерации и архивах» — акт фундаментального характера, регламентирующий весь комплекс вопросов, относящихся к компетенции архивного строительства: вопросы комплектования, хранения, учета и использования архивов и архивных фондов и управление архивным делом. Данным актом также определено, что должностные лица и граждане несут уголовную, административную и иную установленную законодательством Российской Федерации и ее субъектов ответственность за нарушение законодательства об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Указы и распоряжения Президента Российской Федерации представляют вторую группу системы законодательства Российской Федерации Указы Президента Российской Федерации издаются по широкому кругу полномочий главы государства, предусмотренных Конституцией Российской Федерации (глава 4 Конституции), обязательны для исполнения на всей территории России и не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации (п. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации)[28]. Указы Президента Российской Федерации акты нормативного характера, а распоряжения, по общему правилу, не нормативны. Юридическая практика показала, что отсутствие фиксированных границ издания указов дает возможность принимать их не только в связи с реализацией законов, но и в условиях отсутствия последних. Указы Президента Российской Федерации часто устанавливали нормы законодательного уровня, т.е. нормы, которые должны быть урегулированы законом.
Указы Президента Российской Федерации от 24 августа 1991 г. № 82 «Об архивах Комитета государственной безопасности СССР»[29] и № 83 «О партийных архивах»[30], а также указы Президента Российской Федерации от 6 ноября 1993 г. № 1847[31], от 24 января 1995 г, № 64[32] и от 2 апреля 1997 г. № 275[33] «О включении отдельных объектов в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации»; Распоряжение Президента Российской Федерации от 21 марта 1994 г. № 358-р (Обеспечение учета и сохранности документов по личному составу)[34] и др. позволили интегрировать бывшие партийные архивы в систему государственной архивной службы, осуществить прием документов КГБ, других союзных структур на государственное хранение, ликвидировав «ведомственную собственность» на архивные документы государственного происхождения, сделав данные архивы публичными; включают отдельные федеральные государственные архивы в свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации; обеспечивают учет и сохранность документов по личному составу.
Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. № 552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России»[35] с изменениями, внесенными Указами Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 460 и от 1 декабря 1998 г. № 1447[36], был подготовлен на основе и в развитие Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» и устанавливал нормы, закрепляющие правовой статус институтов: Государственной части Архивного фонда Российской Федерации, Негосударственной части Архивного фонда Российской Федерации и Государственной архивной службы России.
Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, составляющие третью группу систему законодательства Российской Федерации, вводят общие правовые режимы в области архивного дела и являются важной формой непосредственного регулирования в данной области, а также в сфере формирования и развития системы ведомственных актов. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и иным текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений.
Постановления Правительства России отражают основные вопросы компетенции Правительства в области архивного строительства и представлены такими нормативными правовыми актами как: Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 1992 г. 1006 «Об утверждении положения о Государственной архивной службе России»[37]; Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 3 март 1993 г. № 191 «О порядке ведомственного хранения документов и организации их в делопроизводстве»[38] и от 23 августа 1993 г. № 838 «О реализации государственной политики в архивном деле»[39]; Постановления Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. №1222 «О приведении действующих нормативных актов об архивном деле в Российской Федерации в соответствие с Основами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах»[40], от 20 февраля 1995 г. №170 «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР»[41] и от 24 июля 1995 г. №747 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обследованию состояния архивных фондов, экспертизе, описанию, консервации и реставрации архивных документов»[42], от 28 декабря 1998 г. №1562 «Об утверждении Положения о Федеральной архивной службе России"[43], от 26 ноября 1999 г. №1301 «Об упорядочения условий оплаты труда работников федеральных государственных архивов»[44] и др. Обращает на себя внимание то, что постановление как распорядительный акт разового действия утверждает и вводит в действие положение (порядок) как общенормативный акт длительного действия, устанавливающий конкретные нормативные регуляторы и формирующий правовое положение субъектов права (органов управления архивным делом, архивных учреждений, их руководителей, граждан).
Например, распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 марта 1994 г. №358-р «Об обеспечении сохранности документов по личному составу»[45] рекомендует включать в учредительные документы юридических лиц положения, касающиеся обеспечения учета и сохранности документов по личному составу. Данный акт носит «рекомендательный характер», адресован определенным субъектам права и не имеет нормативного характера, т.к. не устанавливает правовых норм.
Постановления и распоряжения Правительства России в сфере архивного дела должны приниматься на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации и нормативных указов Президента Российской Федерации.
Нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной властипредставляют четвертую группу системы законодательства Российской Федерации, в которой основное место занимают акты центрального органа исполнительной власти в области архивного дела — Федеральной архивной службы России. Они издаются форме примерных наложений, инструкций и т.п., утвержденных приказом Федеральной архивной службы России. Приказы издаются руководителем архивной службы. Если инструкция всегда нормативна, то приказ может быть как нормативным, так и не нормативным актом. В основном он является актом не ненормативным, т.е. актом применения норм права.
Законодательство СССР, а также законодательство РСФСР, действующие на территории Российской Федерации, применяется в части не противоречащей ее Конституции, и является пятым элементом системы законодательства Российской Федерации. К ним можно отнести: Кодекс РСФСР об административных правонарушениях; Основные правила работы государственных архивов СССР (М., 1984), Основные правила работы ведомственных архивов (М., 1986); Перечень типовых документов, образующихся в деятельности госкомитетов, министерств, ведомств и других учреждений, организаций, предприятий, с указанием сроков хранении (М., 1989) и др.
В условиях принятия архивного законодательства, изменившего принципы организации архивного дела и основы деятельности архивных учреждений, Федеральная архивная служба России отказалась от внесения уточнений и дополнений в данные нормативно-методические документы, приступив к разработке новых нормативных актов с учетом международных стандартов в сфере архивного дела и преемственности теоретических положений отечественного архивоведения, методики и технологии выполнения основных работ с архивными документами. Так, в 1996 г. Pocapxив признал необходимость подготовки новых «Основных правил работы государственных архивов». Основные положения концепции новых правил были опубликованы[46]. Проект данных правил разрабатывался как основополагающий нормативный документ, устанавливающий правовой статус государственных архивов и регулирующий порядок взаимодействия архивных учреждений федеративного, регионального и муниципального уровней. Учитывая разделение Архивного фонда Российской Федерации на государственную и негосударственную части, определялись правовые основы деятельности государственных архивов (комплектование, учет, хранение, использование архивных документов и др.).
Рассмотрев третий уровень системы архивного законодательства — законодательство Российской Федерации — следует отметить, что особое значение во взаимодействии правовых норм законодательства Российской Федерации с нормами следующих уровней системы архивного законодательства имеет принцип верховенства федерального права, который в отношении правового регулирования института архивного дела проявляется в приоритете федеральных законов над законами субъекте Федерации и большей юридической силы федеральных подзаконных актов, принятых на основе федеральных законов, сравнительно с нормативными актами субъектов Федерации, что следует из ч.2 ст.4 Конституции России, где говорится о верховенстве Конституции России и федеральных законов на территории Российской Федерации, а также конституционных норм о единстве системы исполнительной власти по соответствующим предметам ведения (ч.2 ст.77 Конституции Российской Федерации)[47].
Четвертый уровеньсистемы архивного законодательства — законодательство субъектов Российской Федерации — характеризуется, прежде всего, наличием Конституций республик и Уставов других субъектов Федерации (ч. 2 ст. 5 Конституции Российской Федерации)[48], принимаемых ими самостоятельно.
В систему архивного законодательства следует включить законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, учитывая тот факт, что в настоящее время ее субъектам предоставлены значительные полномочия в этой области. Однако принимаемые ими акты в сфере архивного дела должны соответствовать Основам законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах». В случае расхождения этих актов с названными Основами законодательства действуют нормы последних.
В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах" (статья 4, часть 3) субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно создавать органы управления архивным делом, утверждать сеть архивных учреждений, обрешечивать их финансирование, определять порядок взаимоотношений (прежде всего в вопросах хранения и передачи документов) между республиками, краевыми, областными и районными, городскими (муниципальными) архивами, устанавливать конкретный состав документов, относящихся к государственной и муниципальной собственности, решать иные вопросы, за исключением тех, которые относятся к исключительному ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов[49].
Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны определить состав и организацию Архивного фонда республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, провести разграничение в рамках его государственной части между документами, являющимися федеральной собственностью и собственностью субъектов Российской Федерации, собственностью субъекта Федерации и муниципальной собственностью, закрепить систему архивных учреждений субъекта Федерации. Исходя из специфики субъекта Федерации в правовом акте регулируются, и иные проблемы в сфере архивного дела, но от регламентации режима собственности на архивные фонды и архивные документы субъекта Федерации зависит отношения между тремя уровнями органов управления архивным делом и архивных учреждений; 1) федеральным, 2) субъекта Федерации — республиканским, краевым, областным, города федерального значения, автономной области и автономного округа а, 3) муниципальным — районным и городским.
К 1998 году законы об архивных фондах приняты в 69 из 87 субъектов Российской Федерации, подобные акты не были приняты в г. Москве и г. Санкт-Петербурге[50].
Анализ законодательных актов субъектов Федерации позволяет сделать вывод, что в субъектах в основном создана правовая база архивного дела, в которой особое место уделяется регулированию правоотношений в обеспечении сохранности документов Архивных фондов субъектов Российской Федерации, являющихся составными частями Архивного фонда Российской Федерации. Юридическую базу архивного законодательства субъектов составляют следующие основные акты:
1) Закон об Архивном фонде Российской Федерации и архивах.
Указанный закон является комплексным и кодификационным актом, развивающим и детализирующим положения Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» в соответствии с правами субъектов. Указанный закон должен обеспечивать единство федерального и регионального архивного законодательства, в основе которого лежат объективные факторы — единство многонационального Российского государства и целостная система архивного дела. Именно поэтому законы субъектов Федерации во многом воспринимают главные положения Основ законодательства.
2) Соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в области архивного дела:
· между Федеральной архивной службой России и органами управления архивным делом субъектов Российской Федерации (в частности, такие соглашения подписаны в первом полугодии 1998 г. Росархивном с Главным архивным управлением при Кабинете Министров Республики Татарстан и Отделом по делам архивов администрации Костромской области),
· между органами управления архивным делом Субъектов Российской Федерации,
· между архивными органами субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления[51].
Единство федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации обеспечивает реализацию прав республик, краев, областей, автономных округов и городов федерального значения, что достигается разграничением компетенции Российской Федерации и субъектов не только в Основах законодательства и в законах субъектов Федерации, но и в перечисленных соглашениях.
3) Закон об административной ответственности за нарушение архивного законодательства субъекта Российской Федерации.
Субъекта Российской Федерации (например, Республика Алтай, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Республика Саха (Якутия), Приморский край, Курская, Нижегородская, Новосибирская, Свердловская, Томская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская области и город Москва) ввели административную ответственность за нарушение законодательства об архивах. Следует отметить, что конституционная норма (статья 72, пункт «к») относит к совместному ведению Федерации и ее субъектов административное и административно-процессуальное законодательство, а часть 2 статьи 76 устанавливает, что по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации[52], но четкого разграничения компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в области правотворчества, связанного с установлением и реализацией мер административной ответственности. В одних случаях, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как бы заполняют «правовой вакуум», а в других, в основном, дублируют меры, предусмотренные федеральным КоАП, и лишь видоизменяются размеры санкций. В связи с тем, что административная ответственность связана с вторжением в область прав человека следовало бы законодательно регламентировать полномочия Русинской Федерации и ее субъектов в этой сфере.
Рассматривая содержание указанных статей в этой сфере, государственная деятельность в полной мере не может осуществляться отдельно ни Федерацией, ни ее субъектами, что гарантирует создание единой для всей Федерации правовой базы и тем самым равноправия граждан, вне зависимости от места их проживания. Субъекты Федерации пытаются обосновывать принятие подобных нормативных актов, но выдвигаемая позиция юридически не состоятельна. В субъектах Федерации формируется правоприменительная практика в части ответственности в административном и административно-процессуальном праве, в результате чего возникают юридические противоречия между правовыми актами и юридическими действиями. Решение подобных проблем составляет одну из функций федерального коллизионного права, отнесенного статьей 71 (пункт «и») Конституции России к ведению Российской Федерации[53].
4) Положение о Государственной архивной службе субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Г.лавы Администрации (губернатора, мэра), которое определяет систему входящих в нее архивных органов и учреждений, их задачи и функции, права и ответственность, основные принципы организации работы и др.
5) Положение о Государственной архивной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное постановлением (распоряжением) Главы Администрации (губернатора, мэра). Например, в 1993 г. в структуре Московского городского объединения архивов создается архивная инспекция, а в 1995 г. — при Архивном управлении Администрации Омской области Государственная архивная инспекция на правах структурного подразделения с особыми правами[54]. Так, на Государственную архивную инспекцию Омской области в соответствии с распоряжением Главы Администрации Омской области «Об утверждении Положения о Государственной архивной инспекции» возлагается государственный контроль за соблюдением законодательства в области учета, сохранности и использования документов Архивного фонда, предоставляется право проводить инспекционные проверки объединений и ведомств, организаций и предприятий независимо от их подчиненности и форм собственности, а также государственных и муниципальных архивов. Государственная инспекция имеет право налагать в соответствии с действующим законодательством па должных лиц и граждан административные взысканий в виде предупреждений и штрафов за нарушение правил обращения и использования архивных документов, приведших к незаконному их уничтожению, порче и иной утрате, нанесших вред целостности и сохранности архивного фонда области, принимать меры к взысканию материального ущерба с виновных[55].
6) Иные акты, направленные на улучшение организации архивного дела.
В нормативных правовых актах, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, содержатся положения:
· воспроизводящие нормы Основ законодательства Российской Федерации «Об Архивном фонде Российской Федерации и архивах'' и других федеральных нормативных актов;
· конкретизирующие, детализирующие нормы федерального законодательства;
· первичные нормы по вопросам, отнесенным к ведению субъектов Федерации.
Воспроизведенные нормы составляют основную часть законов, что является подтверждением единства по основным и конкретным вопросам федерального и регионального регулирования отношения в сфере архивного дела. Они отражают общественность закрепленных в них положений, единство системы управления архивным делом в Российской Федерации и ее субъектах. К ним относятся нормы, закрепляющие задачи архивного законодательства, принципы деятельности Архивного фонда субъекта, состав Архивного фонда субъекта Федерации (государственная и негосударственная части), задачи органов государственной власти в области архивного дела, систему управления архивным делом и архивных учреждений и т.п.
Нормативные правовые акты местного самоуправления; нормативные акты организаций и учреждений, относящиеся к муниципальной собственности, составляют пятый уровень системы архивного законодательства, который является самостоятельным, независимым от органов государственной власти, но подчиненный Конституции России и законам Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к предметам ведения органов местного самоуправления муниципальных образований относит организацию и содержание муниципальных архивов[56]. В России в 1998 г. действовало более 2100 архивных отделов муниципальных образований и муниципальных архивов (почти 26 млн.дел)[57]. Росархивом было разработано и одобрено решением ее коллегии от 2 октября 1997 г. «Примерное положение о муниципальном архиве (об архивном отделе муниципального образования)», в котором определяется правовой статус муниципального архива (органа управления архивным делом муниципального образования) в системе органов местного самоуправления, его функции и задачи[58].
«Муниципальный архив (архивный отдел муниципального образования) является самостоятельным структурным подразделением администрации — исполнительного органа местного самоуправления) без права юридического лица, созданным для выполнения функций местного самоуправления в области архивною дела и обеспечения деятельности органов представительной и исполнительной власти муниципального образования, действующих в соответствии с его Уставом, а также обслуживания учреждений, организаций, предприятий и граждан»[59].
К концу 1998 г. законодательство большинства субъектов Российской Федерации включило муниципальные архивы в систему Федеральной архивной службы России, а практика утверждения исполнительными органами местного самоуправления положений об этих архивах на основании Примерного положения о муниципальном архиве (об архивном отделе муниципального образования) подтверждает их вхождение в систему государственной архивной службы. Проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах» также включает муниципальные архивы в систему Федеральной архивной службы России[60]. Возникает коллизия в действующем законодательстве, которая требует тщательного изучения и устранения юридических противоречий.
Рассмотрев систему архивного законодательства Российской Федерации, состоящую из:
1. конституционного законодательства (Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, постановлении Конституционного Суда Российской Федерации);
2. общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации;
3. законодательства Российской Федерации (федеральных законов, законов Российской Федерации и иных нормативных актов палат Федерального Собрания; указов и распоряжений Президента Российской Федерации нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти; законодательства СССР и РСФСР: нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к федеральной собственности);
4. законодательства субъектов Российской Федерат щи (законов и иных нормативных правовых актов органов законодательной власти субъектов Федерации; нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Федерации; нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к собственности субъектов Федерации):
5. Нормативных правовых актов органов местного самоуправления и нормативных актов организаций и учреждений, относящихся к муниципальной собственности, можно сделать вывод о том, то ее элементы не равнозначны.
В настоящее время архивное законодательство Российской Федерации формируется в систему как таковую. Необходимо отметить, что по сравнению с прежней системой архивного законодательства советского периода новая система значительно расширена. В нее вошли важные ранее отсутствовавшие такие элементы, как законы; общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации; законодательство и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации; нормативные правовые акты местного самоуправления. Закон должен постепенно занять ведущее положение в правовом регулировании деятельности государства в области архивного строительства, так как именно закон, гарантируя соблюдение интересов государства и личности, позволит государству гибко воздействовать на развитие архивного дела.
Федеральные законы и другие нормативные правовые акты, принятые в 1991 — 1996 гг. и составленные научно-справочной библиотекой федеральных архивов, в той или иной степени затрагивают архивные учреждения. Таких законов свыше 150, из них по собственно архивному законодательству несколько десятков актов, и все они условно разделяются на три группы:
1)фундаментальные — по всему комплексу вопросов архивной сферы;
2)по процессам комплектования, хранения, учета и вывода документов;
3)о доступе к архивным документам и их использовании[61].
Первую группу представляют главный архивный закон страны —
Федеральный закон от 27 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» — и Положение об Архивном фонде Российской Федерации (с дополнением, внесенным Указом Президента от 1 апреля 1996 г.). К ним примыкают законы и положения об архивных фондах и архивах субъектов Российской Федерации.
Во второй группе основное место занимают акты о деятельности так называемых спецслужб и некоторых других министерств и ведомств — об условиях функционирования их собственных архивов и главное — об их праве на долговременное и депозитарное хранение архивных документов. Это — федеральные законы «О внешней разведке» 1996 г. (новая редакция), «О федеральных органах правительственной связи и информации» 1993 г., «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» 1995 г., «Об обязательном экземпляре документов» 1994 г.; утвержденные Указом Президента от 14 марта 1995 г. и распоряжением от 25 марта 1994 г. Положение о Министерстве иностранных дел Российской Федерации й Положение о Президентском архиве; принятый Правительством Российской Федерации 13 декабря 1995 г. Устав Гостелерадиофонда. Эту группу дополняют закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» 1993 г. и постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 21 апреля 1995 г. «О моратории на возвращение культурных ценностей, перемещенных в годы Великой Отечественной войны».
Особенностью третьей группы является то, что входящие в нее акты рассматривают более общие проблемы защиты прав и интересов гражданина, обеспечения информационной открытости общества, соблюдения тайны личной жизни, а также коммерческой и государственной тайны. Сложность объекта правового регулирования в этой сфере порождает своеобразное взаимопроникновение норм законов, поэтому для принятия ответственного решения приходится обращаться к нормам двух или более нормативных правовых актов.
Анализ нормативных правовых документов данной группы — тема специального разговора. Перечислим важнейшие акты: федеральные законы — «Об оперативно-розыскной деятельности» 1992 г., «О государственной тайне» 1993 г., «Об авторском праве и смежных правах» 1993 г., «Об информации, информатизации и защите информации» 1995 г.; указы Президента Российской Федерации — «О снятии ограничительных грифов с законодательных и иных актов, служивших основанием для массовых репрессий» 1992 г., «О Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» 1995 г., «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» 1995 г., «Вопросы Межведомственной комиссии по защите государственной тайны» 1996 г.; постановления Правительства Российской Федерации — «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» 1992 г., «Об установлении порядка рассекречивания и продления сроков засекречивания архивных документов Правительства СССР» 1995 г. и «Об утверждении Правил отнесения сведений, составляющих государственную тайну, к различным степеням секретности» 1995 г. и др.
2002г. Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2002 г. № 511 был введен в действие новый Классификатор правовых актов, по которому вопросы делопроизводства и архивного дела внесены в законодательство в области информации и информатизации.
2004г. Принят Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации», в связи с чем утратили свою силу Основы законодательства 1993 г. По ряду позиций закон сохранил преемственность, но есть в нем и «потери». Он регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации (АФ РФ) и собственных архивных документов государственных и негосударственных учреждений, организаций и предприятий.
Впервые в законе даны определения понятий «документ Архивного фонда Российской Федерации» и «документ по личному составу», тем самым повысился статус документов по личному составу в деле их упорядочения и сохранения; также даны трактовки двух понятий «временное хранение» — для архивных документов в целом и для документов АФ РФ. Введены новые понятия — «владелец архивных документов» и «пользователь архивных документов». Для документов АФ РФ нормативно подтверждены старые и закреплены новые сроки временного хранения документов в организациях до поступления в государственные или муниципальные архивы. В ст. 4 прописаны полномочия муниципальных образований в области архивного дела; в ст. 6 — состав АФ РФ и порядок включения в него архивных документов, особенности гражданского оборота документов.
Право собственности на архивные документы независимо от их форм собственности охраняется законом. Изъятие архивных документов возможно только в соответствии с федеральным законодательством. Изъятые как вещественные доказательства, они подлежат возврату собственнику или владельцу.
Сложным остается вопрос о создании архивов в организациях и на предприятиях. В Основах законодательства 1993 г. запрещалось создание тайных архивов, в том числе затрагивающих права и законные интересы граждан. Организации и предприятия руководствуются в работе как законодательными и нормативными правовыми актами, так и правилами, установленными архивным органом. Они обеспечивают соответствующие материальные и финансовые условия.
В законе обобщенно и достаточно подробно прописаны нормы, касающиеся сохранности документов в случае ликвидации, банкротства или реорганизации организаций и предприятий. Ряд статей посвящен порядку доступа к архивным документам и их использования, государственного учета документов АФ РФ, отнесения организаций и предприятий к числу источников комплектования.
Законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность юридических лиц, должностных лиц и граждан.
Современная архивная правовая база не ограничивается лишь законодательными актами в области архивного дела. В стране действует не менее 50 законодательных актов, прямо или косвенно регулирующих вопросы архивной сферы, — о культуре; информатизации и защите информации; государственной тайне; службе внешней разведки; оперативно-розыскной деятельности; авторском праве; о правовой охране программ для ЭВМ и др.
продолжение
--PAGE_BREAK--Заключение
Действующее законодательство определяет «архивное дело» как отрасль права, регулирующею правовые формы организации хранения, учета и использования архивных документов.
Предмет законодательного регулирования в сфере архивного дела определяется как отношения, возникающие в процессе деятельности по организации хранения, учета и использования архивных документов, осуществляемой в интересах общества, государства и граждан. К ним относятся, в том числе следующие виды установившихся отношений: между государственным органами управления архивным делом, архивными учреждениями, научными учреждениями и организациями, подчиненными непосредственно Федеральной архивной службе России, в том числе между ними и работающими в них, а также с гражданами. Эти общественные отношения имеют сложный, комплексный характер и могут подразделяться на группы, которые регулируются нормами разных отраслей права.
Актуальность данной темы заключается в том, что, изучая развитие и проблемы архивного права в прошлом, можно набраться необходимого опыта, для его развития в будущем. История развития архивного права в 20 веке особенно ценна, так как она является процессом возникновения современного нам архивного права.
В курсовой отражены общие задачи архивного законодательства: обеспечение реализации конституционного строя; развитие гражданского общества; построение, укрепление и совершенствование правового государства; защит прав и свобод гражданина и человека; исполнение функций государственного (публичного) управления в сфере архивного дела при соблюдении защиты национальных интересов России, разграничение полномочий в вопросах архивного дела между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением и др.
Архивное законодательство России является: 1) составной частью правовой системы Российской Федерации; 2) комплексной законодательной системой с определенными задачами, принципами, взаимосвязанными составными элементами; 3) действующим и применяемым. Оно отражает основные черты общественного и государственного строя и закрепляет принципиальные положения доктрины в сфере архивного дела, принятые российским государством. Согласно Конституции России (ст.1) Российская Федерация является правовым государством[62], а в правовом государстве основным источником права должен быть закон. Именно закон должен занять ведущее положение в правовом регулировании деятельности государства в сфере архивного дела, так как именно закон гарантирует соблюдшие интересов государства и граждан. Верховенство закона в области архивного строительства означает, что содержание материальных и процессуальных правовых норм должно определяться преимущественно законом как публичным правовым актом, а иные нормативные правовые акты в сфере архивного дела принимаются исключительно на основе и во исполнение конкретных норм Конституции Российской Федерации и законов совершать определенное регулирование по конкретному предмету.
Наиболее важными законами 90-х гг. являются:
1. Федеральный Закон «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» вышедшей в 1993 году.
2. В 1994 году был издан Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России»
Основными видами нормативных документов являются:
· Федеральные законы
· Законы Российской Федерации
· Иные нормативные акты Совета Федерации и Государственной Дум
· Федерального Собрания Российской Федерации Указы и распоряжения Президента Российской Федерации
· Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации
· Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти
· Законодательство СССР и РСФСР
· Нормативные акты организации учреждений относящихся к федеральной собственности
Список используемых источников и литературы
1.
Источники
1.1.
Законодательство
1. Основы законодательства Российской Федерации от 7 июля 1993 г. № 5341-1 «Об архивном фонде Российской Федерации и архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 33. Ст.1311.
2. Федеральный закон № 125-ФЗ от 22 октября 2004 г. «Об архивном деле в Российской Федерации» // Российская газета. 2004 г., 27 октября.
1.2.
Нормативные документы
1. Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. №460 «О внесении изменения в Положение об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. №552» // www.rusarchives.ru
2. Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 1998 г. №1447 «О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1994 г. №552 «Об утверждении Положения об Архивном фонде Российской Федерации и Положения о Государственной архивной службе России» и в Положение об Архивном фонде Российской Федерации» // www.rusarchives.ru
3. Указ Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. №511 «О классификаторе правовых актов» //Российская газета. 2000, 23 марта
4. Информация о работе учреждений системы Федеральной архивной службы России за первое полугодие 19998 г. // Информационный бюллетень Федеральной архивной службы России. 1998. №22,С.24
5. Решение коллегии Федеральной архивной службы России от 1 июля 1998 г. «Об опыте правоприменительной практики архивных учреждений Омской Области в части обеспечения сохранности документов Архивного фонда Российской Федерации» // Информационный бюллетень Федеральной архивной службы России. 1998. №21, С.5-6
2.
Литература
2.1.
Учебная
Архивоведение: учебник для нач.проф. образования: учеб. Пособие для сред. Проф. образования / Е.В. Алексеева, Л.П. Афанасьева, Е.М. Бурова; под ред. В.П. Козлова. – 4-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия», 2006.— 272 с. Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство «БЕК»,1995.
2.2.
Научная литература
1. Тюнсев В.А. Современное законодательство об Архивном фонде Российской Федерации и архивах и вопросы его совершенствования. // Вестник архивиста. 1998. №6(48). С.27
2. Артизов А.Н. Архивное законодательство России: система, проблемы и перспективы (к постановке вопроса) // Отечественные архивы. – 1996. — №4. – С.4-5.
3. Конституция, закон, подзаконный акт. – М.: Юрид.лит., 1994. – С.64-66; Российское законодательство: проблемы и перспективы. – М.: Издательство «БЕК», 1995. – С.53-63, 79-89
продолжение
--PAGE_BREAK--