НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ
Как определяет Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98, «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 27.02.1998 г. № 28 и введенный в действие с 01.01.1999 г., ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО (или документационное обеспечение управления) — это отрасль деятельности, обеспечивающая документирование (запись информации на различных носителях по установленным правилам) и организацию работы с официальными документами.
Информация, содержащаяся в документах, необходима для стабильной деятельности организации любой организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуального предпринимателя.
Кадровая документация имеет свои особенности, поскольку она связана не только с деятельностью организации, индивидуального предпринимателя, но и со многими факторами деятельности общества в целом. Документы, оформленные специалистами кадровой службы, чрезвычайно важны для каждого конкретного работника. Они содержат сведения о страховом (трудовом) стаже, учитываемом: при определении размера пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, назначаемого застрахованным лицам в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию»; при решении вопроса о наличии или отсутствии права на назначение пенсии (например, права на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, предусмотренного п. 11 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О прудовых пенсиях в Российской Федерации»); при реализации иных прав, предоставленных гражданам действующим законодательством ((например, права быть удостоенным почетного звания «Ветеран труда (Новосибирской области», условия и порядок присвоения которого определяются Законом Новосибирской области от 25.07.2003 г. № 127-03 «О (ветеранах труда Новосибирской области»).
Несомненно, что прежде всего, заинтересованными в правильном оформлении кадровых документов должны быть руководители организаций и работодатели — индивидуальные предприниматели, поскольку (именно они несут персональную ответственность за состав, сохранность и первичное оформление документов. Деятельность работодателей в настоящее время вызывает пристальное внимание со стороны органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, в первую очередь, федеральной инспекции труда, которой при осуществлении надзорно-контрольной деятельности даны большие полномочия (в частности, право на составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в пределах полномочий, право подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ — ст. 357 Трудового кодекса РФ). Неправильное оформление приказа (например, приказа о прекращении трудового договора (увольнении)) может повлечь за собой обращение уволенного работника в суд с иском о восстановлении на работе или об изменении формулировки причины и основания увольнения, возмещении материального ущерба и морального вреда. Обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб (неполученный заработок), причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться, и моральный вред предусмотрена ст. 234, 237 Трудового кодекса РФ.
Кадровая служба в организации подчинена, как правило, руководителю организации либо его заместителю по кадровым вопросам. Крупные организации имеют в своем составе управления, отделы, бюро кадров. В небольших организациях функции этой службы выполняет один работник — инспектор по кадрам, менеджер по персоналу, секретарь-референт или даже, что сейчас не редкость, бухгалтер. Работодатели — индивидуальные предприниматели поручают ведение кадровой документации одному из работников или ведут ее лично.
Основная задача кадровой службы — организация и осуществление эффективной кадровой политики, принятой работодателем и направленной на укомплектование трудового коллектива специалистами высокой квалификации и высоких моральных качеств, создание условий для повышения их работоспособности, ответственности за порученное дело.
Независимо от количества работников, выполняющих функции кадровой службы, она предназначена для выполнения не только технических операций по документированию трудовых отношений, но и творческих функций по отбору необходимых кадров для работы у данного работодателя. Именно поэтому для работы в кадровой службе необходимо подбирать не только лиц, грамотно владеющих русским языком и имеющих соответствующее образование, но и людей, обладающих высокими моральными качествами, ответственностью, достаточным тактом, умеющих найти индивидуальный подход к каждому человеку.
При оформлении документов и работе с ними необходимо руководствоваться рядом законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, действующих на всей территории Российской Федерации, предусматривающих порядок составления и оформления документов, доведения их до исполнителей и исполнение, а также организацию ведения делопроизводства.
Наиболее значимыми федеральными законами являются: Трудовой кодекс Российской Федерации, предусматривающий, в частности:
■ обязанность работодателя заключать с работником письменный трудовой договор (ст. 67 Трудового кодекса РФ, далее — ТК РФ);
■ вести трудовые книжки на работников (ст. 66 ТК РФ);
■ издавать различные приказы или распоряжения (например, приказ (распоряжение) о приеме на работу — ст. 68 ТК РФ, приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора- ст. 84.1 ТК РФ);
■ составлять и утверждать график отпусков (ст. 123 ТК РФ);
■ выдавать работнику копии документов, связанных с работой (приказов, выписок из трудовой книжки), справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя (ст. 62 ТК РФ) и др.
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации». Документ регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации (т.е. сведений (сообщений, данных) независимо от формы их представления); применении информационных технологий; обеспечении защиты информации.
В названном Законе даны такие определения, как:
информационные технологии — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;
конфиденциальность информации — обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя;
электронное сообщение — информация, переданная или полученная пользователем информационно-телекоммуникационной сети;
документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель и др.
Статьей 11 указанного Закона предусмотрено: «Законодательством Российской Федерации или соглашением сторон могут быть установлены требования к документированию информации. В федеральных органах исполнительной власти документирование информации осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Правила делопроизводства и документооборота, установленные иными государственными органами, органами местного самоуправления в пределах их компетенции, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации в части делопроизводства и документооборота для федеральных органов исполнительной власти. Электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе». Правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе, определены Федеральным законом от 10.01.2002 г. N° 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (в ред. от 08.11.2007 г. №258-ФЗ).
Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (вступивший в силу с 26.01.2007 г.). Этот закон регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.
В соответствии со ст. 3 Закона, под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация. Эта же статья дает понятия «обработка персональных данных», «распространение персональных данных», «информационная система персональных данных», «конфиденциальность персональных данных» и др.
В статьях 10 и 11 Закона указываются специальные категории персональных данных, в отношении которых действуют повышенные меры защиты от несанкционированной обработки и распространения. Это информация, касающаяся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни физического лица, а также биометрические персональные данные — сведения, характеризующие физиологические особенности человека.
Операторами (в частности, работодателями) и третьими лицами, получающими доступ к персональным данным, должна обеспечиваться конфиденциальность таких данных, за исключением случаев, когда это правило соблюдать не требуется:
1) в случае обезличивания персональных данных (т.е. действий, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных);
2) в отношении общедоступных персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен с согласия субъекта персональных данных или на которые в соответствии с федеральными чаконами не распространяется требование соблюдения конфиденциальности. В общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги) с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, предоставленные субъектом персональных данных.
При обработке персональных данных работников в связи с трудовыми отношениями работодателям следует руководствоваться положениями указанного Закона, а также главой 14 ТК РФ «Защита персональных данных работника».
Федеральный закон от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (в ред. от 24.07.2007 г. № 214-ФЗ) регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау). Положения указанного Закона распространяются на информацию, составляющую коммерческую тайну, независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована.
В статье 3 Закона дан ряд понятий: коммерческой тайны; информации, составляющей коммерческую тайну; доступа к информации, составляющей коммерческую тайну и др.
Так, под коммерческой тайной в указанном Законе понимается режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.
К сведениям, которые не могут составлять коммерческую тайну, относятся сведения:
■ содержащиеся в учредительных документах юридического лица, документах, подтверждающих факт внесения записей о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;
■ содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;
■ о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия, государственного учреждения и об использовании ими средств соответствующих бюджетов;
■ о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке, безопасности пищевых продуктов и других факторах, оказывающих негативное воздействие на обеспечение безопасного функционирования производственных объектов, безопасности каждого гражданина и безопасности населения в целом;
■ о численности, о составе работников, о системе оплаты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест;
■ о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам и др. (см. ст. 5 Закона).
Статья 11 Закона устанавливает обязанность работодателя (в целях охраны конфиденциальности информации):
1) ознакомить под роспись работника с перечнем информации, составляющей коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты;
2) ознакомить под роспись работника с установленным работодателем режимом коммерческой тайны и с мерами ответственности за его нарушение;
3) создать работнику необходимые условия для соблюдения им установленного работодателем режима коммерческой тайны,
а также обязанности работника:
1) выполнять установленный работодателем режим коммерческой тайны;
2) не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну, обладателями которой являются работодатель и его контрагенты, и без их согласия не использовать эту информацию в личных целях;
3) передать работодателю при прекращении или расторжении трудового договора имеющиеся в пользовании работника материальные носители информации, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну.
Федеральный закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» (в ред. от 29.03.2008 г. № 30-ФЗ), устанавливающий правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации, в статье 44 дает перечень видов работ кадровой службы государственного органа. К таким работам, в частности, относятся:
■ организация подготовки проектов актов государственного органа, связанных с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением, заключением служебного контракта, назначением на должность гражданской службы, освобождением от замещаемой должности гражданской службы, увольнением гражданского служащего с гражданской службы и выходом его на пенсию за выслугу лет, и оформление соответствующих решений государственного органа;
■ ведение трудовых книжек гражданских служащих;
• ведение личных дел гражданских служащих;
■ ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
• оформление и выдача служебных удостоверений гражданских служащих;
■ организация заключения договоров с гражданами на время их обучения в образовательном учреждении профессионального образовании с последующим прохождением гражданской службы и др.
В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа (ст. 42 Закона).
Положение о персональных данных государственного гражданского служащего и ведении его личного дела утверждено Указом Президента РФ от 30.05.2005 г. № 609. Указом Президента РФ утверждается порядок ведения Сводного реестра государственных гражданских служащих РФ.
Федеральный закон от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле и Российской Федерации» (в ред. от 13.05.2008 г. № 68-ФЗ) регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда РФ и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства.
Статья 3 Закона дает основные понятия: архивного дела, архивного документа, документов по личному составу, архивного фонда и др.
В частности, под документами по личному составу в указанном Законе понимаются архивные документы, отражающие трудовые отношения работника с работодателем, а под архивом — учреждение или структурное подразделение организации, осуществляющие хранение, комплектование, учет и использование архивных документов
Согласно ст. 4 Закона, установление единых правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов и контроль за соблюдением указанных правил относятся к полномочиям Российской Федерации в области архивного дела. Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 18.01.2007 г. Лг° 19 были утверждены Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных и муниципальных архивах, музеях и библиотеках, организация)) Российской академии наук (вступили в силу с 25.05.2007 г.).
В соответствии со ст. 9 Закона, архивные документы организаций, действующих на территории Российской Федерации и не являющихся государственными или муниципальными (в том числе общественных объединений), относятся к частной собственности. Включение документов, находящихся в частной собственности, в состав Архивного фонда РФ осуществляется на основании экспертизы ценности документов и оформляется договором между собственником или владельцем архивных документов и государственным или муниципальным архивом (органом местного самоуправления муниципального района, городского округа), музеем, библиотекой либо организацией Российской академии наук. В данном договоре указываются обязанности собственника или владельца архивных документов по хранению, учету и использованию документов Архивного фонда РФ (п. 7 ст. 6 Закона). Экспертиза ценности документов осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в области архивного дела, государственным, муниципальным архивом совместно с собственником или владельцем архивных документов.
Архивы обязаны создавать государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района и городского округа. Организации же и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.
В соответствии со ст. 17 Закона, государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения. Перечень типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения утвержден Руководителем Федеральной архивной службы России 06.10.2000 г. Он предназначен для использования в качестве основного нормативного документа при определении сроков хранения и отборе на хранение и уничтожение управленческих типовых документов, т.е. общих для всех или большинства организаций (в том числе негосударственных). Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения утвержден Приказом Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2007 г. № 1182. Этот документ применяется с 2.1.11.2007 г. при определении состава и сроков хранения типовых архивн
ых документов о научной, научно-технической, производственно-технической, проектной и строительной деятельности в архивах и службах технической документации.
При реорганизации негосударственных организаций условия и место дальнейшего хранения архивных документов определяются учредителями этих организаций либо органами, уполномоченными на то учредительными документами. При ликвидации негосударственных организаций, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки посменного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом (ст. 23 Закона).
Основные правила работы архивов организаций, одобренные решением Коллегии Федеральной архивной службы России (Росархива)* от 06.02.2002 г., являются нормативно-методическим документом, определяющим их деятельность. Они основываются на действующей правовой базе в области информации, документационного обеспечения управления и архивного Дела, синтезируют опыт отечественного архивного дела, учитывают современные достижения в применении технических средств и информационных технологий в работе с документами. Правила распространяются на архивы государственных организаций, а также обязательны для всех негосударственных организаций в части обеспечения сохранно
сти, описания, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, отнесенных к государственной собственности. К Правилам приложены формы документов, обеспечивающих работу архива (такие как: описи дел; акты о выделении к уничтожению дел, не подлежащих хранению; номенклатура дел структурного подразделения и организации в целом; внутренняя опись документов дела; обложка дела и др.). В настоящее время продолжают применяться и Основные правила работы ведомственных архивов, одобренные коллегией Главархива СССР 28.08.1985 г. и утвержденные Приказом Главархива СССР от 05.09.1985 г. №263.
Правила оформления трудовых книжек работников устанавливаются двумя подзаконными нормативными актами:
1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003 г. № 225, утвердившим Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (действующим в настоящее время в редакции от 19.05.2008 г. №373).
2. Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 10.10.2003 г. № 69, которым утверждена Инструкция по заполнению трудовых книжек.
Нормативные документы по делопроизводству принимались Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии:**
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения», принятый и введенный в действие с 01.01.1999 г. Постановлением Госстандарта РФ от27.02.1998 г. № 28, устанавливает термины и определения понятий в области делопроизводства и архивного дела. Термины, установленные указанным стандартом, обязательны для применения во всех видах документации и литературы по делопроизводству и архивному делу. В ГОСТе даны, например, такие стандартизованные термины с определениями:
ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА ДОКУМЕНТА — свойство официального документа, сообщаемое ему действующим законодательством, компетенцией издавшего его органа и установленным порядком оформления;
КОПИЯ ДОКУМЕНТА — документ, полностью воспроизводящий информацию подлинного документа и все его внешние признаки или часть их, не имеющий юридической силы;
ЗАВЕРЕННАЯ КОПИЯ ДОКУМЕНТА — копия документа, на которой в соответствии с установленным порядком проставляют необходимые реквизиты, придающие ей юридическую силу;
ДУБЛЕТНЫЙ ДОКУМЕНТ — один из экземпляров копии документа;
ПОДПИСЬ — реквизит документа, представляющий собой собственноручную роспись полномочного должностного лица;
ГРИФ СОГЛАСОВАНИЯ — реквизит официального документа, выражающий согласие учреждения или его органа, не являющегося автором документа, с его содержанием;
РЕЗОЛЮЦИЯ ДОКУМЕНТА — реквизит, состоящий из надписи на документе, сделанной должностным лицом и содержащей принятое им решение;
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СРОК ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТА — срок исполнения документа, установленный организационно — распорядительным документом организации или резолюцией;
АРХИВНАЯ СПРАВКА — официальный документ, имеющий юридическую силу и содержащий архивную информацию о предмете спроса, с указанием поисковых данных документов.
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51511-2001 «Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования», принятый и введенный в действие с 01.01.2004 г. (с правом досрочного применения) Постановлением Госстандарта РФ от 25.12.2001 г. № 573-ст, устанавливает форму, размеры и технические требования к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.***
Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 6.30-2003 Унифицированные системы документации «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», принятый и введенный в действие с 01.07.2003 г. Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 г. № 65-ст, устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов требования к бланкам документов. Указанный стандарт носит рекомендательный характер.
Постановлением Государственного комитета РФ по статистике (Госкомстата РФ) от 05.01.2004 г. № 1 утверждены унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты (приказов, личной карточки, графика отпусков, штатного расписания и др.). Порядок применения унифицированных форм утвержден Постановлением Госкомстата РФ от 24.03.1999 г. № 20.
Министерство финансов РФ Приказом от 10.02.2006 г. № 25н утвердило Инструкцию по бюджетному учету, которой введены формы табеля и учета использования рабочего времени и расчета заработной платы, а также записки-расчета об исчислении среднего заработка при предоставлении отпуска, увольнении и других случаях, а также указания по применению этих форм. Инструкция применяется в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях.
Все вышеназванные федеральные законы и нормативные документы, а также иные нормативные документы, регулирующие вопросы делопроизводства, работники, в обязанности которых входит оформление документов, должны обязательно знать и руководствоваться ими в своей практической деятельности.
В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314, Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат РФ) преобразован в Федеральную службу государственной статистики. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Госстандарта РФ переданы Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации. Положение о Федеральной службе государственной статистики утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 399.
* В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314, Федеральная архивная служба России преобразована в Федеральное архивное агентство. Функции мо принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Федеральной архивной службы России переданы Министерству культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации. Положение о Федеральном архивном агентстве, находящемся в ведении Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 290.
** В соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 г. № 314, Государственный комитет Российской Федерации но стандартизации и метрологии (Госстандарт РФ) преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии. Функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности Госстандарта РФ переданы образованному в соответствии с данным Указом Министерству промышленности и энергетики Российской Федерации. Указом Президента РФ от 20.05.2004 г. № 649 Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии преобразована в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации. Положение о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 г. № 294.
*** Описание и порядок официального использования Государственного герба Российской Федерации установлены Федеральным Конституционным законом РФ от 25.12.2000 г. № 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации».
Список использованной литературы:
Микушина М.Н. Делопроизводство. Мысль, 2008.
Микушина М.Н. Кадровая политика оганизации. Мысль, 2008.
Справочник кадровика.