Реферат по предмету "Государство и право"


Тактика получения образцов для сравнительного исследования

Содержание
Введение
1.     Понятие и виды образцов длясравнительного исследования
2.     Тактикаполучения образцов почерка
3.     Тактика получения иных образцовдля сравнительного исследования
Заключение
Библиографический списоклитературы
Введение
Актуальность темы.
Эффективность раскрытия и расследования преступлений тесно связана сшироким применением специальных познаний; они применяются, в первую очередь вформе проведения судебных экспертиз самых различных видов. В большинствеслучаев при производстве судебных экспертиз необходимы материальные объекты длясравнения, иными словами — образцы для сравнительного исследования. Ими могутбыть продукты жизнедеятельности человеческого организма либо продукты целенаправленнойдеятельности отдельного лица или группы лиц, либо иные объекты.
В подавляющем большинстве случаев причиной отказа экспертов от дачизаключений и вероятных заключений является недоброкачественность представленныхна экспертизу материалов, в частности сравнительных образцов. В связи с этимбольшое практическое значение для следователя и суда приобретает знание общихтребований, предъявляемых к образцам для сравнительного исследования, и общихпринципов их получения.
В экспертной практике использование образцов для изучения известнодостаточно давно, это связано с распространением в криминалистическихэкспертизах метода сравнительного исследования, проведение которого в некоторыхслучаях без образцов невозможно. В связи с их значимостью в процессе идентификацииобразцы получили процессуальное закрепление.
В теоретическом плане проблема получения образцов для сравнительногоисследования в настоящее время разработана явно недостаточно. В полном объемеею занимались лишь В.А. Жбанков и Л.И. Мандрик[1].Все эти работы написаны сравнительно давно.
Развитие законодательства в сторону усиления охраны прав человека иобъективизации процесса доказывания привело к тому, что Уголовно-процессуальныйКодекс РФ (далее УПК) в ст. 202 предусматривает в необходимых случаяхобязательное привлечение специалистов к процедуре изъятия сравнительныхобразцов. Кроме того, возможность привлечения специалиста или эксперта,которому поручено производство экспертизы, к получению образцов закреплена вст. 19 Закона о государственной судебно-экспертной деятельности. Довольноподробное правовое регулирование в двух законодательных актах федеральногоуровня вызвано, с одной стороны, стремлением гарантировать права участниковпроцесса, а с другой — обеспечить достоверность происхождения образцов.
Целью исследования является необходимость рассмотреть рядпроцессуальных и тактических вопросов проведения следственного действия полученияобразцов для сравнительного исследования.
В соответствии с данной целью в исследовании поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и рассмотреть виды образцов длясравнительного исследования.
2. Раскрыть особенности тактики полученияобразцов почерка.
3. Охарактеризовать тактику получения иных образцов для сравнительногоисследования.
Объектом исследования являются закономерности, характерные длясистемы организационно — правовых отношений, складывающихся в деятельности пораскрытию и расследованию преступлений с использованием образцов длясравнительного исследования.
Предмет исследования — современное состояние практики полученияобразцов для сравнительного исследования в раскрытии и расследовании преступлений.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения, библиографическогосписка литературы.1. Понятие и видыобразцов для сравнительного исследования
Преступление, так же каки любое другое явление объективной действительности, находится впричинно-следственной связи с другими явлениями материального мира. Неизбежноевозникновение целого ряда последствий совершенного преступления позволяетсоставить представление о характере преступных действий, так и о лице,предположительно его совершившем[2].
Одним изспособовустановления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, и томчисле, установления лица, совершившего преступление, является идентификацияследов, оставленныхна месте преступления, включая информацию обиологических особенностях индивидуального человеческого организма, соспециально получаемыми в ходе предварительного расследования образцами.Последние и представляют собой образцы для сравнительного (экспертного)исследования.
Зачастую успех расследованиядостигается благодаря своевременному получению образцов для сравнительногоисследования и их правильному последующему использованию[3].
Образцы неоднородны посвоей природе, по своим качественным и количественным характеристикам. Но всеони используются в судопроизводстве исключительно в целях сравнительногоисследования (если не считать такого немаловажного аспекта, как удобствохранения объектов в форме образцов). Отсюда эти материалы и получили впроцессуальном законе и экспертной практике обобщенное название «образцы для сравнительногоисследования». Между тем экспертное значение образцов не совсем одинаково.
По мнению некоторыхавторов, стандарты (эталоны) вообще не являются образцами для сравнительногоисследования. Так, В. Я. Колдин считает, что к образцам (в смысле ст. 202 УПКРоссийской Федерации)[4]не относятся так называемые «научные образцы» — эталоны различных классификационныхгрупп: видов, сортов, моделей, марок, сплавов и т. п. С точки зрения этогоавтора, «научный образец» (эталон) является выражением свойств соответствующейклассификационной группы, ее «овеществленным понятием», которым, наряду сдругими понятиями, пользуется эксперт для разрешения поставленных перед нимзадач. Эталон — не образец конкретного, индивидуально-определенного лица илипредмета, он также не указывает на соответствующие индивидуальные связи»[5].
Согласиться с этой точкойзрения нельзя. Стандарт (эталон) обладает всеми признаками образцов. Стандарты(эталоны) в экспертных исследованиях — это материальные объекты известногопроисхождения, процесс возникновения которых в уголовном процессе зависит отследователя (эксперта) и не связан непосредственно с событием преступления.Стандарты (эталоны) заменимы и воспроизводимы и используются для сравнения свещественными доказательствами.
По мнению Л. И. Мандрик,«принципиальное отличие образцов-эталонов от образцов для сравнительногоисследования обусловлено их функциями при проведении исследования вещественныхдоказательств. Если образцы для сравнительного исследования служат для познанияпроцесса и механизма формирования вещественного доказательства, тообразцы-эталоны используются для выяснения признаков предмета, егопринадлежности к определенному классу предметов. Эталоны являются носителямисвойств, которыми должны (или не должны) обладать исследуемые вещественныедоказательства. Причем эталон может обладать не всеми, а лишь некоторымисвойствами данного рода предметов»[6].
Неубедительность этихсуждений очевидна. Как правильно пишет Г. И. Грамович, под образцами «нужнопонимать различные материальные объекты с отобразившимися на них признакамииных объектов или же обладающие своими собственными качествами и свойствами,используемыми для целей идентификации или установления родовой (групповой)принадлежности лиц, животных, различных предметов, веществ, а такжеустановления иных обстоятельств, облегчающих раскрытие и расследованиепреступления»[7].
Если исходить изуказанного определения, то и стандарты, и эталоны являются образцами. Встандартах (эталонах) заложены признаки, качества и свойства различныхобъектов, а также собственные признаки, качества и свойства объектов.
На наш взгляд, стандартыи эталоны могут быть образцами; в уголовном процессе они появляются врезультате проведения таких следственных действий, как получение образцов длясравнительного исследования и назначение и проведение экспертизы. Стандарты иэталоны обладают всеми признаками образцов в смысле ст. 202 УПК РоссийскойФедерации.
По мнению Н. И. Долженко,образец для сравнительного исследования — «это материальный объект, несомненнопроисходящий от другого объекта и являющийся его частью либо отражающий егопризнаки, получаемый для проведения специальных исследований в целяхидентификации или установления родовой (групповой) принадлежностиидентифицируемого объекта, а также для установления других обстоятельстврасследуемого преступления»[8].Очевидно, что образцы для сравнительного исследования получают для проведенияэкспертных исследований. Термин «специальные исследования» в процессуальномзаконодательстве отсутствует.
Определение понятияобразцов с позиций теории моделирования предложили И. Е. Лобан, Г. И.Заславский и В. Л. Попов. Образцы для сравнительного исследования, по ихмнению, это «материальные модели объектов-оригиналов, обеспечивающиеоптимальный режим сравнительного экспертного исследования, хранения ивоспроизведения их свойств» [9].Как известно, образцами могут быть не только модели материальных объектов, но ичасти самих объектов, которые, в сущности, являются носителями свойств ипризнаков материальных объектов и роль моделей не выполняют.
Образцы необходимы длятого, чтобы установить связь объектов, для сравнения с которыми их получают, ссобытием преступления. Процесс такого сравнения нужен при идентификации,например, орудий преступления: чтобы установить использование изъятого уподозреваемого пистолета, обнаруженную на месте происшествия гильзу сравниваютс гильзой, экспериментально отстрелянной из данного оружия. При совпадениикомплексов идентификационных признаков можно сделать достоверный вывод о том,что обнаруженная на месте происшествия гильза была стреляна из пистолета подозреваемого.В данном случае идет речь об идентификации. Однако иногда сравнительныеобразцы, несущие лишь групповые признаки, позволяют установить только сходство.
К образцам прибегают,во-первых, когда в ходе следствия возникает необходимость решенияидентификационных задач — установления личности неизвестного лица (трупа),отождествления или определения узкогрупповых свойств каких-либо предметов иливеществ, обнаруженных в ходе следствия и приобщенных к уголовному делу(вещественных доказательств), и, во-вторых, если невозможно или нецелесообразноисследовать сам объект-оригинал или исследовать его целиком.
Образцы получают в ходеосмотров, обысков, выемок или путем специального следственного действия –получения образцов для сравнительного исследования (ст. 202 УПК). Такимобразом, получение образцов для сравнительного исследования обычно предшествуетпроведению экспертизы; это следственное действие, носящее вспомогательныйхарактер.
Образцы для сравнительногоисследования можно определить как материальные объекты, используемые длясравнения со следами и вещественными доказательствами в целях идентификацииэтих следов или вещественных доказательств, установления их родовой илигрупповой принадлежности, а также установления иных обстоятельств, имеющихзначение для расследуемого дела[10].
Действительно, выполняяфункции материальной модели вещественных доказательств, отображая их свойства,образцы служат средством к обнаружению преступления, установлению фактическихобстоятельств дела и используются в тех случаях, когда непосредственноеисследование самого вещественного доказательства невозможно или нецелесообразно.
Например, для того, чтобыустановить возможность происхождения крови, обнаруженной на месте происшествия,от конкретного лица, нет необходимости проводить детальное исследование всегопятна крови, достаточно исследовать групповые свойства, изъяв соответствующийобразец, который можно рассматривать как производное вещественноедоказательство. Это является основанием для того, чтобы рассматривать образцыкак разновидность вещественных доказательств или как «производные вещественныедоказательства».
В зависимости отхарактера дела и вопросов, поставленных на разрешение эксперта, в качествеобразцов для сравнительного исследования могут фигурировать различные объекты.По уголовным делам это чаще всего образцы: почерка, оттисков печатей и штампов,следов человека (рук, ног, зубов), огнестрельное и холодное оружие, продукты выстрела,пробы крови, слюны, спермы, соскобы из под ногтей и т.п.; образцы продукции,образцы пломб и иных контрольных устройств и т.д[11].В уголовном процессе к делу могут быть приобщены и направлены эксперту образцы,изъятые при обыске, выемке, осмотре места происшествия и т.п.
Однако, сравнивая этотперечень возможных образцов и объектов экспертизы, легко убедиться в том, чтооригиналами (источниками) образцов могут быть не только вещественныедоказательства, но практически любой потенциальный объект судебнойэкспертизы — живые люди и трупы, вещественные доказательства и документы,и даже место происшествия (если рассматривать в качестве его моделиреконструируемую в ходе следственного эксперимента обстановку). Видимо, в силуэтого ст. 10 Федерального закона «О государственной судебно-экспертнойдеятельности в Российской Федерации» относит образцы для сравнительногоисследования к одной из разновидностей объектов исследования в ходепроизводства судебной экспертизы наряду с живыми лицами, вещественнымидоказательствами, документами, предметами, животными, трупами и их частями, атакже материалами дела, по которому производится экспертиза[12].
Следует заметить, чтоприведенные положения данного закона не имеют в виду образцы для сравнительногоисследования как самостоятельный видовой объект судебно-медицинской экспертизы.Согласно ст. 9 закона образцы для сравнительного исследования — этообъекты, отображающие свойства или особенности человека, животного, трупа,предмета, материала или вещества, а также другие образцы, необходимые экспертудля проведения исследований и дачи заключения.
Учитывая это определениеи в зависимости от источника и процессуального способа получения, образцы дляэкспертных исследований можно разделить на две основные группы[13]:
— образцы длясравнительного исследования, получаемые от живых лиц — конкретныхучастников процесса, т. е. у подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего илисвидетеля;
— образцы, источникамикоторых являются вещественные доказательства, документы или объекты, не имеющиеопределенного процессуального статуса (трупы, место происшествия, животные)[14].
В первом случае заборобразцов осуществляется в соответствии со ст. 202 УПК, т. е. в ходесамостоятельного следственного действия, именуемого «Получение образцов длясравнительного исследования», во втором — в ходе иных процессуальныхдействий (осмотра, обыск, производство судебной экспертизы и др.).
Образцы могут отражатьсвойства природных (биологических) объектов разной видовой, половой и групповойпринадлежности и искусственных объектов. В зависимости от процессуальнойприроды, как было сказано выше, можно выделить судебно-следственные иэкспертные образцы. Помимо этого образцы могут быть классифицированы по способуих получения и по тому, какие свойства объекта-оригинала, отображенные вобразце, используются для сравнительного исследования[15].
По происхождению (взависимости от времени и условий возникновения) образцы подразделяются наследующие виды образцов: свободные, экспериментальные и условно-свободные (длясудебно-почерковедческой экспертизы).
В том случае, еслиобразцы были выполнены или возникли до возбуждения уголовного дела и никак несвязаны с фактом его расследования, их именуют свободными. Это объекты,возникшие или созданные не в целях сравнительного исследования.
Некоторые виды экспертиз,например судебно-почерковедческая, используют так называемые условно-свободныеобразцы. Это объекты, выполненные в процессе расследования уже послевозбуждения уголовного дела, но вне связи с ним или с предстоящей экспертизой,также не для целей сравнительного исследования.
Образцы, полученныеспециально для производства экспертизы, которые следователь получает послевозбуждения дела, т. е. выполненные в ходе расследования дела, носят названиеэкспериментальных[16].
Экспериментальные образцымогут быть результатом контактного (статического или динамического)взаимодействия объекта-оригинала с предметом-носителем (слепки, отпечатки,оттиски) либо бесконтактного взаимодействия — фото-, видео-,рентгеновские, компьютерные и иные изображения объекта-оригинала. По своейпроцессуальной природе экспериментальные образцы могут бытьсудебно-следственными, если их получение производится в ходе следственныхдействий (например, следственного эксперимента) либо экспертными, если ихполучают в процессе производства экспертизы[17].
Как свободные, так иэкспериментальные образцы обладают своими положительными и отрицательнымикачествами. Проиллюстрируем это на примере судебно-почерковедческой экспертизы.
Свободные образцыпочерка, которые следователь может изъять при производстве обыска уподозреваемого лица, выполнены вне связи с уголовным делом и поэтому в них нетумышленного искажения признаков почерка или изложения умышленно ложных данных.Единственное условие в данном случае — достоверность исполнения именно даннымлицом. В этом заключается положительная сторона свободных образцов. Кроме того,имеется возможность получить свободные образцы, исполненные в нужный периодвремени и при определенных условиях.
В то же время в рядеслучаев количество возможных свободных образцов и их содержание могут оказатьсянедостаточными для решения экспертной задачи: в тексте образца не всегда естьте фразы или слова, которые необходимы для установления автора документа;свободный образец может быть исполнен в условиях, отличающихся от условийисследуемого документа, другим пишущим прибором, красителем, в другом состоянииисполнителя и т. п[18].
Экспериментальные жеобразцы обладают таким несомненным качеством, как достоверность происхождения,они могут быть получены в требуемых условиях, на требуемом материале и спомощью необходимых средств письма, а также в должном количестве. В то же времяисполнитель имеет возможность исказить признаки почерка, топографические илексические признаки письма, сознательно допустить ошибки и т. п.
Таким образом, мы видим,что и свободные, и экспериментальные образцы письма, взятые порознь, не идеальны.
Образцы являютсяносителями самых разных свойств объекта-оригинала. С этой точки зрения онимогут быть подразделены на четыре вида[19]:
1) отображающиеособенности внешнего строения объекта: специально изготовленные экспериментальные образцы самихорудий травмы (копии орудий); образцы-аналоги — предметы, имеющие общие собъектами-оригиналами признаки и заменяющие последние в сравнительныхисследованиях (примером может служить аналог необнаруженного следствием,преднамеренно уничтоженного или по иной причине утраченного орудия травмы);опытные образцы следов применения орудий (например, получаемые в ходе экспериментальногоследообразования).
2) отображающие состав иструктуру объектов. Посвоему происхождению и способу получения это, как правило, естественныеобразцы, являющиеся частью самого объекта-оригинала или частью группыоднородных объектов. В эту группу входит большинство образцов биологическойприроды — носителей групповых свойств объекта, а также опытные образцы,связанные с каким-либо технологическим процессом (образцы продукции, воздухарабочего помещения и т. д.);
3) отображающиеособенности механизма образования объекта, например, некоторых устойчивых навыковых, в том числепрофессиональных характеристик человека (образцы почерка, экспериментальныеобразцы следов-повреждений, получаемые с участием подозреваемого, обвиняемого идр.)[20];
4) комплексные образцы, отражающие одновременно несколькохарактеристик объекта-оригинала.
Все перечисленные видысоставляют группу, которую можно обозначить как рабочие образцы. Данные образцыимеют непосредственное отношение к конкретному расследуемому преступлению, аизучение отраженных в них свойств объекта-оригинала составляет предметсравнительного исследования. Помимо этого, можно выделить так называемыеконтрольные образцы и образцы-эталоны. Объединяет две последние группы то, чтокак контрольные, так и эталонные образцы объективно не связаны с расследуемымпреступлением и в экспертном процессе играют вспомогательную роль[21].
Контрольные образцы позволяют эксперту решать вопросы оналичии, характере и возможном источнике примесей или загрязнений в рабочихобразцах. В судебно-медицинской экспертной практике это чаще всего различныематериалы или вещества, используемые в качестве предмета-носителя рабочегообразца, т. е. не являющиеся вещественными доказательствами и вообще не имеющиепрямого отношения к расследуемому преступлению.
Образцы-эталоны(стандарты) отличаютсяот рабочих и контрольных тем, что, как правило, используются в ходе экспертногоисследования непроцессуально. Это коллекции образцов определенной биологическойили химической структуры, например, заведомо содержащих или не содержащих определенныеантигены, биологические или химические примеси, предметы из специальныхколлекций (подошвенной части обуви, паст для шариковых ручек и т. п.
Они служат дляпредварительного тестирования специфичности, активности и чувствительностиреагентов, которые предполагается использовать в конкретной экспертизе либо длясравнения их структуры, состава или иных свойств с соответствующими свойствамиобъектов, представленных на исследование[22].
Рассмотрев понятие и видыобразцов для сравнительного исследования, можно сделать следующие выводы.
С процессуальной точкизрения образцы для сравнительного исследования не являются вещественнымидоказательствами, поскольку они непосредственно не связаны с событиемпреступления. Эти объекты имеют самостоятельный процессуальный статус ивыполняют единственную функцию — они связывают материальные объекты,фигурирующие или могущие фигурировать, по делу в качестве вещественныхдоказательств, с событием преступления. Эта функция и реализуется в процессесравнения исследуемых объектов с образцами.
Получениеэкспериментальных образцов для сравнительного исследования – это отдельноеследственное действие, заключающееся в получении в установленном закономпорядке у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего объектов,являющихся продуктами их деятельности или жизнедеятельности их организма, атакже получении иных объектов, необходимых для сравнения со следами иливещественными доказательствами, в целях идентификации или установления родовойлибо групповой принадлежности этих следов или вещественных доказательств[23].2. Тактика полученияобразцов почерка
образец сравнительноеисследование почерк
Получение образцов длясравнительного исследования — это самостоятельное следственное действие,предусмотренное ст. 202 УПК РФ[24].
Подготовка к получениюобразцов складывается из ряда элементов.
К их числу относятся[25]:
1) решение вопроса о том,какие образцы должны быть получены и в каком количестве. Для этого изучаютсяматериалы дела, в необходимых случаях проводятся консультации со специалистами;
2) определение кругаучастников получения образцов. Обязательные участники – следователь и лицо, откоторого получают образцы (если их получают от подозреваемого, обвиняемого,потерпевшего или свидетеля). К числу факультативных участников относятсяспециалист, понятые, в отдельных случаях – технические исполнители.
3) Определение места ивремени получения образцов. Обычно образцы получают в кабинете следователя. Принеобходимости это можно сделать и в другом месте – в лечебном учреждении, напредприятии, на складе готовой продукции. Время суток при получении образцов,как правило, роли не играет.
4) Подготовка техническихсредств для получения образцов, а также для фиксации хода и результатов этогоследственного действия. К числу таких средств могут относиться: средстваизготовления образцов (дактилокарты, гипс, пластилин и т. д.); средства фиксациипроцесса их получения (фото-видеоаппаратура); средства упаковки (конверты,пробирки, пакеты, вата и др.).
5) В необходимых случаяхсоставление плана проведения этого следственного действия[26].
Право получения образцову подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего УПК предоставленотолько следователю. Причем получение образцов — это право, а необязанность следователя, и если возможно решение стоящих перед следствиемвопросов без получения образцов, соответствующее процессуальное действие можетне проводиться[27].
В законе предусмотреныследующие условия для правомерного получения образцов:
1) образцы длясравнительного исследования могут быть получены только после возбужденияуголовного дела;
2) образцы можно получитьтолько у подозреваемого, обвиняемого, свидетеля и потерпевшего, то есть лиц,имеющих соответствующий процессуальный статус, в случаях, когда возникланеобходимость проверить, не оставлены ли ими следы в определенном месте или навещественных доказательствах;
3) не допускаетсяиспользовать принуждение для получения образцов, которые связаны с действиямисамого проверяемого (например, нельзя заставить человека написать текст припосторонней помощи);
4) при получении образцовдля сравнительного исследования запрещается применять действия, которые могутпричинить вред жизни и здоровью проверяемого лица;
5) запрещается в ходеполучения образцов для сравнительного исследования использовать методы,унижающие честь и достоинство лица, в частности, следователь не имеет праваприсутствовать при получении образцов у лиц другого пола, если эта процедурасвязана с раздеванием или совершением каких-либо действий, носящих интимныйхарактер[28].
Для получениясравнительных образцов в порядке ст. 202 УПК следователь выносит специальное постановление,в котором указывается[29]:
а) в связи с какимиобстоятельствами возникла необходимость их получения;
б) для установления какихобстоятельств необходимо сравнительное исследование образцов;
в) какие конкретнообразцы подлежат изъятию;
г) у кого, где и когдаони должны быть получены с указанием процессуального положения лица.
Это могут быть образцыпочерка, крови, слюны и других продуктов жизнедеятельности организма,отображения внешней структуры частей тела, в том числе папиллярных узоров рук,подошвенной поверхности стопы и даже контуров уха, кожной поверхности головы ит. п.— в зависимости от предмета предстоящего экспертного исследования.
С вынесеннымпостановлением следователь знакомит подозреваемого или обвиняемого; заранееготовятся необходимые материалы и инструменты, разрабатываетсяпоследовательность и условия получения образцов.
Полученные образцы должныбыть упакованы, скреплены печатью следователя и находиться при деле до передачиих вместе с другими материалами на экспертное исследование. В постановлении оназначении экспертизы среди перечисленных объектов, направляемых наисследование, обязательно упоминаются образцы, и дается их краткаяхарактеристика. После исследования образцы, если они не уничтожены в ходеэкспертизы, возвращаются следователю и хранятся при деле.
Различают свободные,экспериментальные и условно-свободные сравнительные образцы почерка. Свободныминазываются такие тексты (подписи), которые выполнены до возбуждения уголовногодела и не в связи с ним,т.е. такие, в отношениикоторых имеется уверенность, что их исполнитель не предполагал об их дальнейшемиспользовании в качестве образцов почерка для экспертизы.
На практике сейчас всечаще возникают трудности нахождения свободных образцов почерка в силузначительного сокращения объема документов, выполняемых рукописным способом. Вэтих случаях необходимо очень внимательно проанализировать все сферыпроизводственной, научной, учебной деятельности, межличностных общений и т.д.,где могли выполняться те или иные тексты, записи рукописным способом.
Свободные образцыдобываются путем затребований, выемок на предприятиях, в учреждениях, фирмах,где работает, учится предполагаемый исполнитель. Традиционными в прошлые годыбыли такие документы, как личные дела, заявления и т. д. В настоящее времямогут быть получены в качестве свободных образцов те или иные документы (какправило, в виде копий) в таких учреждениях, как административные органы,разрешительные структуры, налоговые инспекции и т. д. (рукописно заполненныеразличные формы, заявления, декларации). Личные записи, дневники и иные текстыобнаруживаются при производстве осмотров, обысков в жилище заподозренного лица.Происхождение текстов, изымаемых в качестве свободных образцов (т. е.подлинность их выполнения именно данным лицом), должно быть несомненным, чтоследователь удостоверяет своей подписью на этом образце. Более ценны тесвободные образцы, которые сопоставимы с исследуемым документом по содержанию,назначению или разнообразны по этим признакам, выполнены во временной период,близкий к исследуемому документу, в сходных условиях и т. д. В отношенииподписей необходимо найти разные их варианты.
К свободным образцампредъявляются следующие требования:
· несомненностьпроисхождения, т.е. образец должен быть исполнен самим предполагаемымисполнителем
· количественнаядостаточность образцов (минимальный объем рукописей составляет 2-3 страницы, подписей-10-15)
· сопоставимость сисследуемыми документами по ряду характеристик: по назначению (например,договоры, квитанции, другие служебные бумаги), по общему виду почерка (размербукв и пр.), по словарному составу, фразеологии, по средствам и материаламписьма (карандаш или шариковая ручка, их качество, сорт и размер бумаги илибланка, пр.), а также по времени написания, близкому к моменту возникновения исследуемойрукописи.
Целью полученияэкспериментальных образцов является воспроизведение всех условий, сходных сизготовлением исследуемых документов, так как подобрать свободные образцы,полностью совпадающие с условиями изготовления исследуемых текстов (подписей),как правило, не удается. Кроме того, в некоторых случаях допускаются ошибки приопределении подлинности свободных образцов. Экспериментальные образцы помогаютисключить такие ошибки. Отбираются экспериментальные образцы по специальной методике:текст должен быть подиктован в темпе, свойственном данному лицу. Диктуетсятекст, полностью совпадающий по содержанию с исследуемым (этот вариант болеепредпочтителен для эксперта) или специально составленный, в который вставленыотдельные слова и словосочетания из исследуемого текста. К последнему надоприбегать в том случае, когда в силу тактической ситуации по уголовному нецелесообразно в данный период расследования сообщать отдельные моментысодержания документа или другие связанные с ним обстоятельства.
Экспериментальные образцыподписей выполняются на ряде отдельных листов по несколько подписей или насогнутом в виде полосок листе бумаги: при заполнении одной полоски онаподгибается вовнутрь (к столу) и заполняется следующая полоска. Припредположении, что подпись выполнена с подражанием подлинной, отбираютсяобразцы подлинных подписей (т.е. у лица, чья подпись подделана): образцыпочерка и подписей предполагаемого исполнителя. У этого же лица отбираются иобразцы почерка, воспроизводящие фамилию лица, подпись которого подделана. Принеобходимости установления исполнителя подписей от имени вымышленных лиц,отбираются образцы подписей предполагаемого исполнителя и образцы почерка,воспроизводящие фамилии вымышленных лиц.
Ни в этом, ни впредыдущем случае в процессе выполнения образцов не следует показывать лицу,как выглядят подписи в исследуемых (спорных) документах. При отобранииэкспериментальных образцов обязательно следует создать условия, сходные свыполнением текста (подписи) в спорном документе: то же целевое назначениебланка документа, поза, исполнителя, пишущий прибор, качество бумаги и т. д.Свободные и экспериментальные образцы по своему криминалистическому значениюдополняют друг друга, а не взаимозаменяют. Поэтому для доброкачественногоинформационного обеспечения почерковедческой экспертизы необходимопредоставление образцов того и другого вида.
Для разрешения вопросов овозможном исполнении рукописного текста, подписи и цифровых или других записейв особых условиях (стоя возле стола, на вертикальной стене, без очков и т.д.) враспоряжение эксперта представляют образцы почерка, выполненные как обычным дляданного лица (обвиняемого, подозреваемого, свидетеля, потерпевшего и т.д.)почерком, так и специальные, то есть с соблюдением указанных специальныхусловий или, например, выполненные рисовкой, вычерчиванием, с подражаниемпечатному шрифту.
При объективнойневозможности предоставить свободные или экспериментальные образцы об этомдолжно быть сообщено в постановлении с указанием конкретной причины. Впротивном случае материалы могут быть возвращены обратно или приостановленопроизводство экспертизы и направлен запрос о дополнении материалов, чтозначительно увеличит сроки проведения экспертизы.
Условно-свободные образцы- это те документы, которые собственноручно составлены данным лицом в периодрасследования уголовного дела или непосредственно в процессе его расследования.Они представляются какдополнительные, при отсутствии или небольшом количестве одного из первых двухвидов.
При решении вопроса отребуемом количестве образцов всегда следует руководствоваться правилом — «чембольше, тем лучше». Во всяком случае, должно быть представлено такое ихколичество, которое позволило бы проследить все варианты почерка и подписей.Минимальный объем свободных образцов для почерковедческой экспертизы равен 2-3листам писчей бумаги, а количество подлинных подписей должно быть не менее15-20.
Для каждого типа образцовразрабатываются специальные правила. Важно создать соответствующие условия дляполучения образцов[30].
Так, для полученияобразцов подписи следует заготовить специально нарезанные листы бумаги,соответствующие по своему качеству исследуемому документу, приготовитьпринадлежности для письма и создать условия, аналогичные представлениюследователя об условиях исполнения документа (документ мог быть исполнен стоя,например, перед окошком кассы при получении денег, или на ограниченномпространстве стола и т. д.).
На каждом листе бумагидолжна быть только одна подпись; распространенная практика получения несколькихподписей на одном листе является неверной, поскольку каждая предыдущая подписьявляется образцом для последующей. Исполняются они в обычном темпе, характерномдля подписного почерка.
Помимо качества образцыдолжны отвечать и требованию должного количества. Так, при проведенииавтороведческой экспертизы экспериментальные тесты должны быть такой величины,чтобы в них отразились все категории признаков письма:лексико-фразеологические, синтаксические, стилистические, орфографические,пунктуационные, а также частные языковые навыки.
Рассмотрев тактикуполучения образцов почерка для сравнительного исследования можно сделатьследующие выводы.
Конкретный способ иметодика получения образцов призваны решать основную задачу — обеспечениерепрезентативности образцов.
С позицийуголовно-процессуального законодательства репрезентативность образцовобеспечивается соблюдением процедуры их получения, изъятия и направления наисследование. Эта процедура в соответствии со ст. 183, 195, 202 УПК,предусматривает следующие обязательные действия:
· вынесениепостановления о получении образцов или постановления об их выемке (если речьидет об экспертных образцах, которые будут исследоваться в рамках другой экспертизы);
· регистрацию фактаизъятия образцов в протоколе следственного действия — осмотра,следственного эксперимента, получения образцов:
· удостоверениеследователем образцов (упаковка, маркировка, опечатывание);
· указание образцовв качестве объектов исследования в постановлении о назначении экспертизы.
3. Тактика полученияиных образцов для сравнительного исследования
Статья 202 УПКпредусматривает возможность получения образцов и от потерпевшего, и отсвидетеля, но только «лишь при необходимости проверить, не оставлены лиуказанными лицами следы на месте происшествия или на вещественныхдоказательствах». Это ограничение обусловливает в некоторых случаях ипроцесс получения образцов[31].
Так, образцы папиллярныхузоров у подозреваемого или обвиняемого обычно получают на стандартныхдактилоскопических картах, тогда как у потерпевшего и свидетеля — на чистыхлистах бумаги, чтобы даже по ошибке они впоследствии не были включены вдактилоскопическую картотеку.
Другое ограничениеустанавливается ст. 35 Федерального закона «О государственной судебно-экспертнойдеятельности в Российской Федерации»[32]при получении образцов для сравнительного исследования у живых лиц, в отношениикоторых проводится судебная экспертиза. Забор образцов у живых лиц производитсяв медицинском учреждении врачом или иным специалистом в присутствии двухмедицинских работников данного медицинского учреждения. Процессуальноеположение и функции этих лиц законом не определены, тем более, что присутствиепонятых при этом следственном действии не обязательно (ч.1 ст. 202 УПК)[33].
Принудительное получениеобразцов у лиц, направленных на судебную экспертизу в добровольном порядке, недопускается. Отметка о согласии человека на получение у него сравнительныхобразцов должна содержаться в постановлении следователя.
Известной спецификойобладает получение образцов запаха, голоса и речи. В соответствии сметодическими рекомендациями «Использование запаховой информации с местпроисшествий в раскрытии и расследовании преступлений»[34],образцы индивидуального запаха, как правило, отбирают работники уголовногорозыска и следователи либо эксперты-криминалисты или сотрудники лабораториикриминалистической одорологии. При этом руководствуются следующим: чтобыисключить возможность загрязнения одорологических проб собственным запахом,образцы индивидуального запаха и запаховые следы не должны собираться одним итем же человеком.
Образцы отбирают учеловека-донора преимущественно с того участка тела, который мог служитьисточником изъятых по делу запаховых следов. Время выдержки адсорбента в контактес телом донора не должно быть не менее 30 минут, после чего адсорбенты (лоскутыткани) с отобранными образцами запаха складывают и упаковывают в банку илизавертывают в фольгу так же, как и при сборе следов.
При отбореиндивидуального запаха у задержанных или содержащихся под стражей лиц долженбыть изъят фоновый запах помещения, в котором они содержатся.
При отборе образцовиндивидуального запаха у проверяемых лиц целесообразно получить дополнительно иих контрольные запаховые следы, которые, по указанию специалиста, отбирающегообразцы, они воспроизводят на модельных предметах, аналогичных следоносителям,выявленным на месте происшествия. Отобранные образцы вместе с пробами запахов,изъятых на месте происшествия, направляют для сравнительного исследования влабораторию криминалистической одорологии[35].
Для производствасудебно-фоноскопических экспертиз требуются образцы голоса и речи, которыетакже могут быть свободными и экспериментальными. Первые — это фонограммы, несвязанные с расследуемым событием, вторые — специально произведенные фонозаписиголоса и речи лиц, в отношении которых решается вопрос о тождестве.
Необходимыепроцессуальные требования: перед началом записи обозначается ее дата и место,фамилии и должности записывающих, условия, в которых производится запись (онидолжны быть максимально сходны с условиями записи при обстоятельствахрасследуемого события), подробная характеристика технических средств — тип ихарактеристики магнитофона, микрофона, магнитной ленты и др. Тождества сисследуемой записью добиваются употреблением аналогичных фраз, оборотов речи ислов; источнику записи предлагают произносить их в соответствующем темпе и ссоответствующими паузами. Объем записываемой звуковой информации долженобеспечивать возможность последующей фоноскопической идентификации[36]. Полученные образцыголоса и речи, зафиксированные в протоколе, упаковываются, снабжаютсянеобходимыми надписями и опечатываются.
Определенной спецификойобладает получение образцов для судебных экспертиз (чаще всего — баллистическойи трасологической).
В этом случае образцыполучает сам эксперт, который имеет возможность воссоздать необходимые условия,соответствующие его представлению о механизме возникновения следов на объектах,поступивших на анализ. Количество образцов соответствует условиям решенияэкспертной задачи. Так, если требуется получить экспериментальные следы орудиявзлома, то эксперт, подобрав объект, материал которого соответствует материалуследовоспринимавшего объекта, получает образцы следов под различными угламивстречи орудия с воспринимающим объектом с таким расчетом, чтобы образецотражал необходимые идентификационные признаки.
Несмотря на то, чтополучение образцов для сравнительного исследования регламентировано вуголовно-процессуальном законе (хотя и недостаточно четко), на практикеустановленный порядок соблюдается далеко не всегда, что нередко отрицательносказывается на результатах экспертных исследований[37].
Особенно часты ошибки приполучении образцов крови, в частности, следователи не всегда выносятпостановления о получении образцов; нередко получить образцы крови поручаютмедицинским работникам и с этой целью потерпевшего или свидетеля с письмом(вместо постановления) направляют в поликлинику либо в бюро судебно-медицинскойэкспертизы, а затем он сам доставляет полученные образцы следователю, которыйпосылает их на экспертизу. В подобных случаях защитник имеет основаниетребовать признания результатов экспертизы не имеющими доказательственного значения,поскольку образцы получены с нарушением установленного законом порядка[38].
В то же время необходимоиметь в виду, что образцы для сравнительного исследования, которые приходитсяполучать в ходе расследования различных видов преступления, чрезвычайноразнообразны. Столь же разнообразны и тактические приемы их получения. Тем неменее, можно сформулировать некоторые процессуальные и тактические требования,соблюдение которых необходимо во всех случаях проведения данного следственногодействия, независимо от конкретного вида получаемых образцов[39].
Рассмотрев тактикуполучения образцов иных образцов для сравнительного исследования можно сделатьследующие выводы.
1. Образцы долженполучить лично следователь либо специалист, но обязательно в присутствииследователя. Протокол получения образцов всегда должен составлять самследователь. Если при каких-либо процедурах, носящих интимный характер,следователь не присутствует, порядок получения образцов описывается со словврача, о чем указывается в протоколе. Как уже отмечалось, если получениеобразцов является частью судебной экспертизы, оно производится экспертом, о чемэксперт указывает в своем заключении.
2. Должны быть обеспеченынесомненность происхождения, а также необходимое количество и качествополученных образцов – в соответствии с современными требованиями науки иследственной практики. Для обеспечения несомненности происхождения образцаприменяются такие приемы, как проверка документов лица, от которого получаютсяобразцы; предварительное изучение объекта, чтобы исключить подмену объекта илислучайную ошибку. В этих же целях полученные образцы соответствующим образомупаковываются, на них делаются необходимые удостоверительные надписи.
3. В процессе полученияобразцов должны строго соблюдаться требования законности, а такжеморально-этические нормы. Помимо вынесения постановления и оформления хода ирезультатов получения образцов протоколом следователь должен сделать всевозможное, чтобы убедить лицо, от которого получают образцы, предоставить ихдобровольно. Принудительное получение образцов действующим УПК РФ непредусмотрено.
4. При получении,фиксации и хранении образцов должны как можно шире использоваться современныенаучно обоснованные методики и технические средства, а также помощьспециалистов.
Основной документ, вкотором фиксируются ход и результаты получения образцов, – протокол. В немуказываются основания этого следственного действия (содержится ссылка напостановление следователя), его цель, количество и характер получаемыхобразцов, а также описываются процесс и условия получения образцов, какиеобразцы были получены, в каком количестве, средства, использованные дляполучения образцов, а также для фиксации самого хода их получения[40].
Заключение
Цель курсовогоисследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результатепроведённого исследования по теме: «Тактика получения образцов длясравнительного исследования» можно сделать ряд выводов:
В следственной и судебнойпрактике достаточно часто возникает необходимость в назначении судебнойэкспертизы для решения диагностических и идентификационных задач. Успешностьпроведения судебной экспертизы зависит от качества сравнительных материалов,представленных на исследование. Образцы являются носителями информации опризнаках других объектов либо частью другого объекта.
Значение образцов для сравнительногоисследования исключительно велико при решении экспертных задач, связанных сотождествлением человека или предмета. Поэтому в теории и практике судебныхэкспертиз эти образцы приравнивают к вещественным доказательствам, именуя«производными вещественными доказательствами».
При производстве рядасудебных экспертиз, связанных с решением идентификационных и диагностическихзадач, либо для установления их родовой или групповой принадлежности, процессэкспертного исследования требует определенных материалов для сравнения собъектами, поступившими на экспертизу.
Для производствасравнительных идентификационных исследований помимо вещественных доказательств— следов искомых лиц или предметов, изъятых с места преступления, необходимыобразцы — отображения свойств проверяемых объектов. Следы преступлениявозникают в процессе расследуемого события стихийно. Следователь может лишьобнаружить и сохранить ту информацию, которая уже содержится в следахпреступления.
Сравнительные образцыявляются продуктом целенаправленной деятельности следователя и суда, от которойв значительной степени зависит их количество и качество, как объективныепредпосылки успешного исследования.
Особенно большое значениеколичество и качество сравнительных образцов приобретают в сложных случаяхисследования: при недостатке содержащейся в следах информации, маскировкеидентификационных признаков, разрушений следов и т.п.
По своей юридическойприроде образцы для сравнительного исследования представляют собойсамостоятельную категорию объектов, используемых в уголовном судопроизводстве.Они не относятся к вещественным доказательствам, ходя по ряду параметров сходныс ними. Однако, в отдельных случаях образцы могут одновременно быть также ивещественными доказательствами и использоваться для проведения какидентификационных, так и диагностических исследований.
         В соответствии со ст. 202 УПК образцыот перечисленных в ней лиц получает следователь при соблюдении определеннойпроцессуальной процедуры.
Однако люди — неединственные источники получения сравнительных материалов. Образцы длясравнительного исследования могут быть получены от предметов (орудий,инструментов, транспортных средств и т. п.), от животных; они могутпредставлять собой результаты экспериментальных процессов или действий. Толькотакой порядок закон признает гарантирующим достоверность происхожденияобразцов.
При получении образцовдля сравнительного исследования в тактическом отношении, необходиморуководствоваться общими положениями тактики следственных действий, разработанныхв криминалистике (законность следственного действия; единство руководства приего проведении; активность и целеустремленность следователя; стадийность;ситуационность; необходимость применения соответствующихтехнико-криминалистических средств; использование помощи специалистов иэкспертов.

Библиографическийсписок литературы
 
1.Нормативные правовые акты
1. Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.07.2010) //«Российская газета» — 26.07.2010).
2. Федеральный законот 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ (в ред. ФЗ от 05.02.2007 №10 ФЗ) «Огосударственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» // «Российская газета»- 09.02.2007.
3. Приказ МВД РФ №334 от 20.06.96 г. «Об утверждении инструкции по организации взаимодействияподразделений и служб органов внутренних дел в раскрытии и расследованиипреступлений» (с изм. от 18 января 1999 г.)
4. ОпределениеСудебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ от 22.11.1995 г.
2. Научная литература
5. Балашов Д.Н.,Балашов Н.М., Маликов С.В. Криминалистика. — М., 2005.-456с.
6. Безлепкин Б.Т.Настольная книга следователя и дознавателя – М.,2008.- 159с.
7. Быков В.М.Заключение и показания специалиста как новый вид доказательств // Криминалистическиесредства и методы в раскрытии и расследовании преступлений. Материалы 2-йВсероссийская научно-практическая конференция по криминалистике и судебнойэкспертизе.- М., 2004, т.1, с.73–78.
8. Гавриков В. А.Получение образцов для сравнительного исследования: Дис.… канд. юрид.наук.-171 c.
9. Дергай Г.Б.,Исютин-Федотков Д.В. Современные возможности судебных экспертиз и тактика получения образцов длясравнительного исследования. — Минск, 2005. – 206с.
10. Долженко Н.И.Образцы для сравнительного исследования и тактика получения экспериментальных образцов. — М.,2007.- 324с.
11. Еремеев Д.В.Процессуальные основы получения образцов для экспертного исследования // Ученыезаписки Академии экономики и права. – 2007. — № 4. –– 21-24.
12. Еремеев Д.В.Тактика получения образцов для экспертного исследования // Вестник Кыргызско-РоссийскогоСлавянского университета. – Т. 6.- 2006. -№ 8. –– С. 113-115.
13. Ищенко Е.П.,Филиппов А.Г. Криминалистика: Учебник. – М.: «Высшее образование», 2007 -743с.
14. Исютин-ФедотковД. В. Понятие и сущность образцов для сравнительного исследования.-М.,2008.-145с.
15. Калинин В.Р.,Шурухнов В. А., Гаазе К. Э. Получение образцов для сравнительного исследования.Уголовно-процессуальные и криминалистические аспекты. – М.: Щит-М, 2010. –192с.
16. Колдин В. Я.Судебная идентификация. -М., 2002. — 273с.
17. Комментарий кФедеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности вРоссийской Федерации». – М., 2006.- 376с.
18. Комментарийпоследних изменений Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации иФедерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»/ под. ред.В.Т.Томина.- М.: Юрайт,2008.-97с.
19. Лебедев В. М.,Верин В. П., Лебедева В. М., Дорошков В. В., Бонгард-Левин Г. М.Научно-практическое пособие по применению УПК РФ. — М.: ИНФРА-М, НОРМА, 2004 — 448 с.
20. Лобан И. Е.,Заславский Г. И., Попов В. Л. Судебно-медицинская деятельность в уголовном судопроизводстве: правовые,организационные и методические аспекты. — СПб.: Изд-во «Юридический центрПресс», 2008. - 467 с.
21. Мандрик Л. И.Процессуальные и криминалистические аспекты получения образцов длясравнительного исследования: Дис. … канд. юрид. наук. Минск, 1991. — 155с.
22. Научно-практическийкомментарий к Уголовно- процессуальному кодексу РФ / под общ. ред. В.М.Лебедева — М.: Юрайт-Издат; 2008. — 1181 с.
23. Полещук О.В.Понятие и виды образцов в современных условиях расследования преступлений. // Юридический вестник. – 2008- №3-С.56.
24. Сулимов К. Т.,Старовойтов В. И. Использование запаховой информации с мест происшествий враскрытии и расследовании преступлений. Методические рекомендации. — М., 1989.-223с.
25. Уголовныйпроцесс: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.И. Радченко.—2-е изд., перераб. идоп. — М.: «Юридический Дом «Юстицинформ», 2007. – 712с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1. Шкідливі та небезпечні
Реферат Атомное оружие
Реферат Учет товарно-материальных запасов 2
Реферат Плодородие почвы
Реферат Типа – неопределенный артикль
Реферат Подготовка документов на компьтютере
Реферат Газотурбинный двигатель для привода газоперекачивающего агрегата
Реферат Роль труда в проблеме антропосоциогенеза
Реферат Реализация компетентного подхода в т/о "Золушка"
Реферат Colorado Essay Research Paper ColoradoThis is a
Реферат Основы нефтепромысловой геологии. Емкостные сепараторы
Реферат Правопреемство и объем ответственности наследников по долгам наследодателя обязанного к возмещению
Реферат Класифікація різновидів соціального маркетингу (освітній, спортивний, доброчинний)
Реферат Viii научно-практическая конференция молодых специалистов «инженерные изыскания в строительстве»
Реферат Особенности делового общения с представителями арабских стран