Конституционноеправо РФ
Вариант 4
ПЛАН:
1. Судебная реформа в РФ в условиях формированияправового демократического государства.
2. Конституционно-правовой статус судей РФ.
3. Задача.
В связи с переменами в российскомобществе и неизбежным закреплением этого в праве, в Конституции1993 года было впервые проведено разделение государственной властина три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Разделениевластей — это одно из составных частей демократии. Оно обозначаетразделение полномочий государственных органов при сохранениипринципа единства государственной власти. Содержание принципаразделения властей состоит в следующем:
1. Законы должны обладать высшейюридической силой и приниматься только законодательным органом;
2. Исполнительная власть должназаниматься в основном исполнением законов и только ограниченнымправотворчеством, быть подотчетной законодательному органу;
3. Между законодательным иисполнительным органом должен быть обеспечен баланс полномочий, исключающийперенос полноты власти на одного из них;
4. Судебные органы независимы,в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;
5. Ни одна из властей не должнавмешиваться в прерогативы другой власти, а тем более сливаться сней;
6. Споры о компетенции должнырешатся только конституционным путем и через правовую процедуру;
7. Конституционная системадолжна предусматривать правовые способы сдерживания каждой властидвумя другими;
Важнейшей особенностью новойКонституции РФ является то, что Президент как бы не входит ни в одну изтрех властей. Он должен согласовывать действия всех ветвей власти иодновременно является главой исполнительной власти. ОдновременноПрезидент является гарантом КонституцииРФ.
В связи с вышесказанным,безусловно, судебная власть является одной из важнейших ветвей властии уравновешивает борьбу остальных двух ветвей. В этой связи логичнымявляется выделение в Конституции отдельной самостоятельной главы“Судебная власть" (гл. 7). Новым подходом является также отнесениеорганов судебной власти к числу органов государственной власти,тогда как в предыдущей Конституции к таковым лишь относились Советынародных депутатов. Давая общую характеристику судебных органовследует отметить что они являются по своему характеру правоохранительными органами.Конечно, данный термин имеет в известной мере условный характер.Под ним понимается задачи и функции обеспечения законности и правопорядка,защиты прав и свобод граждан. Обоснованность выделения определеннойчасти госорганов в отдельную категорию состоит в том, что они в силупрямого указания в законе и специфического статуса своими основнымипрофессиональными задачами и функциями имеют обеспечение законностии правопорядка. Судебная власть это сложное и многоэлементное явление,основу которого составляет деятельность судов по отправлению правосудия.Правосудие реализуется путем рассмотрения в судебных инстанцияхгражданских, уголовных и административных дел в определенной, установленнойзаконом процессуальной форме. Правосудие реализуется только судами,при этом создание чрезвычайных судов не допускается. Тогда встаетвопрос о судебной системе, то есть о конституционно закрепленномперечне судов, осуществляющих судебную власть. В этой связи Конституциейпредусмотрены:
1.) Конституционный суд РФ, которыйсостоит из 19 судей и разрешает дела о соответствии КонституцииРФ (ст.125 ч.2);
2.) Верховный суд РФ, которыйявляется высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административными иным делам (ст.126).
3.) Высший Арбитражный Суд РФ,который является высшим судебным органом по разрешению экономическихспоров (ст. 127).
4.) Система федеральных судов,порядок деятельности которых должен устанавливаться федеральнымконституционным законом.
Что же касается более низкихзвеньев, как то на уровне районов и городов, а также на уровне субъектовРФ, то их система должна определятся федеральным конституционнымзаконом.
В систему судебнойвласти указанной в Конституции оказалась вовлеченной прокуратура,хотя конечно, цели и задачи у нее несколько другие. На самом делепрокуратура находится вне судебной системы, поэтому рассматриватьее здесь не имеет смысла.
В условиях формирования правовогодемократического государства вполне логичным представляетсястатьи 5 и 6 Закона “О судоустройстве РСФСР”, в которых указываетсяна равенство граждан перед законом и судом и право граждан на судебнуюзащиту.
2. Статус судей Российской Федерации определяется КонституциейРФ, и Законом РФ “О статусе судей в Российской Федерации”. Все судьив РФ обладают единым статусом и различаются между собой толькополномочиями и компетенцией (ст.2 п.1). Безусловно, судье даютсяширокие права и полномочия, но и требования предъявляемые к нему —немалые. Конституцией установлено, что судьи независимы и подчиняемытолько закону и Конституции (ст.120 п.1). Согласно ст.121 Конституциисудьи несменяемы. Это важный шаг вперед в построении демократическогообщества, особенно учитывая мафиозные наклонности власть имущих.Принцип несменяемости судей является одним из основополагающихдемократических начал деятельности суда, а также служит гарантиейподлинной независимости и стабильности в работе судей. В соответствиисо статьей 13 Закона о статусе судей полномочия судей прекращаютсяв случае:
1.) письменного заявления судьиоб отставке;
2.) продолжения судьей деятельности,не совместимой с его деятельностью, несмотря на предупреждение соответствующейквалификационной коллегии судей или приостановления его полномочий;
3.) истечения срока полномочий— для судьи, срок полномочий которого установлен законом (имеютсяввиду мировые судьи, судьи федеральных районных судов, судьи военныхсудов);
4.) состоявшегося о нем и вступившегов законную силу обвинительного приговора суда;
5.) признания его недееспособнымрешением суда, вступившим в законную силу;
6.) утраты судьей гражданстваРФ;
7.) объявления его умершим в установленномзаконом порядке решением суда, вступившим в законную силу;
8.) смерти судьи;
9.) совершения поступка, позорящегочесть и достоинство судьи;
10.) отказа судьи от переводав другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Одной из дополнительных гарантийсоблюдения прав судьи являются статьи Закона “О внесении измененийи дополнений в Закон о статусе судей РФ”. Изменение к ст. 14 п.2, вчастности, которое говорит о том, что решение соответствующей квалификационнойколлегии судей может быть обжаловано судьей в Высшую квалификационнуюколлегию судей в течение 10 дней со дня получения копии решения.
Кроме того, в соответствии состатьей Закона о статусе судей, полномочия судьи приостанавливаютсярешением квалификационной коллегии судей в случаях, если:
1) было дано согласие соответствующейквалификационной коллегии судей на привлечение судьи к уголовнойответственности или на его заключение под стражу;
2) судья занимается деятельностью,не совместимой с его должностью;
3) судья был подвергнут принудительныммерам медицинского характера или ограничен в дееспособности соответственноопределением или решением суда, вступившим в законную силу;
4) судья был признан безвестноотсутствующим в установленном законом порядке решением судавступившим в законную силу.
Один из важнейшихпринципов, закрепленных в Конституции (ст. 122), — неприкосновенностьсудей. Этот принцип — одновременно гарантия независимости судей.В статье 16 Закона о статусе судей установлена система гарантийобеспечения неприкосновенности судей. Неприкосновенностьраспространяется не только на личность судьи, но также на имущество, служебноепомещение, жилище, транспорт и корреспонденцию (ст. 16 п.1). Крометого, судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарнойответственности (ст. 16 п.2). Уголовное дело в отношении судьи можетбыть возбуждено только Генеральным прокурором, при наличиисогласия соответствующей квалификационной коллегии судей (ст.16 п.3).
В Законе остатусе судей статья 9 отводится под важнейший вопрос — “Гарантиинезависимости судей”. Независимость судьи, согласно этого Закона,обеспечивается:
1.) предусмотренной закономпроцедурой осуществления правосудия; запретом, под угрозой ответственности,чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлениюправосудия;
2.) установленным порядкомприостановления и прекращения полномочий судьи;
3.) правом судьи на отставку;
4.) неприкосновенностью судьи;
5.) системой органов судейскогосообщества;
6.) предоставлением судье засчет государства материального и социального обеспечения, соответствующегоего высокому статусу.
На статус любогогосударственного чиновника, каковым, несомненно, является судьябольшое значение имеет денежное содержание. Закон о статусе судей,и Закон о внесении дополнений и изменений выделяет специальнуюстатью для этого “Материальное обеспечение судей” (ст. 19).
Задача: Президент РФ находясьс визитом в западноевропейской стране, подписал международныйдоговор “О экономическом взаимодействии между Россией и даннойстраной”. Федеральное Собрание Российской Федерации, ознакомившисьс текстом международного договора “вынесло решение о несоответствииэтих нормативных актов Конституции РФ. Правомочно ли решение ФедеральногоСобрания? В компетенцию какого органа входит разрешение дел о соответствииКонституции РФ? Каким образом будет в дальнейшем решаться вопрос овступлении данного договора в силу? Опишите процедуру ратификациимеждународного договора в Федеральном Собрании?
Отвечая на поставленные вопросыможно отметить, что решение Федерального Собрания в данном случаене правомочно. Разрешение дел о соответствии Конституции РФ входитв компетенцию Конституционного Суда РФ. Если будет признано, чтоданный международный договор не соответствует Конституции РФ,то он никогда не вступит в силу. Согласно ч. 6 ст. 125 Конституции РФпризнанные не соответствующими Конституции РФ не вступившие в силумеждународные договоры РФ не подлежат введению в действие и применению.Ратификация международных договоров происходит, так же как и принятиефедеральных законов. Безусловно, международный договор долженбыть ратифицирован и Государственной Думой и Советом Федерации.Согласно ст. 79 Конституции РФ международный договор не ратифицируется,если принятие его:
1) противоречит основан конституционногостроя Российской Федерации;
2) влечет за собой ограничениеправ и свобод человека и гражданина.
Литература:
Конституция Российской Федерации.М,. 1993
Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.,Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М,. 1996
Судоустройство: сборник нормативныхдокументов. М., 1996