Волжскийуниверситет им. В.Н. Татищева
Юридический факультетКонтрольная работа
по«Правоохранительным органам»
студента 1-го курса группы ЮЗС-101
Короткова Станислава Юрьевича
Тема: «Принципы организации и деятельности суда»
Научный руководитель: Рогова Нина Геннадьевна
Тольятти 2003
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………...…………………3
1.ПРИНЦИПЫПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ……………........…4
2.СОСТАВСУДА………………………………………………………….…………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………..………………………………………………………………………12
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………….……..PAGEREF_Toc502036120 h 14
TOC o «1-3» h z
ВВЕДЕНИЕ
Термин“судебная власть” употребляется в разных значениях. Так, можно говорить, чтосудебная власть – это суд, систем соответствующих учреждений, тот или иной судили все суды. Энциклопедический словарь определяет судебную власть как системусудебных органов государства, осуществляющих правосудие. В ряде случаев можновстретить рекомендации “обратиться к судебной власти” для защиты тех или иныхинтересов, разрешения спора и т. д. Глава 7 Конституции Российской Федерации,носящая название “Судебная власть”, содержит статьи, определяющие не толькокомпетенцию различных судов, но и основы устройства судебной системы, правовоеположение судей, ряд принципов судебной деятельности.
Судебнаявласть – вид власти. Государственную власть осуществляют соответствующиеорганы. Власть – это не только те или иные учреждения, должностные лица, но ите функции, которые им принадлежат, и осуществление этих функций, ихреализация. Смысл слова “власть” истолковывается в основном значении как“право, сила и воля над кем-либо, свобода действий и распоряжений,начальствования”, “право и возможность распоряжаться, повелевать, управлятькем-либо, чем-либо”, “могущество, господство, сила”.
Анализируяпонятие “судебная власть” К.Ф. Гуценко пишет: “Будет ошибкой сведение судебнойвласти к суду, как государственному органу… властью является то, что данныйорган может и в состоянии сделать. По существу, это полномочия, функция, но неисполнитель”. В.И. Швецов считает, что, “исходя из семантики слова, “власть”следует понимать не как орган или систему органов, ее осуществляющих, а какправо, основанную на законе возможность этих органов выполнять определенныедействия и само выполнение этих действий”
Основнымиисточниками сведений, необходимых для выполнения данной работы, являютсязаконодательные акты Российской Федерации — Конституция России 1993 г.,Федеральный закон о Конституционном суде Российской Федерации от 21 июля 1994г., некоторые постановления Конституционного суда РФ, а также статьи и работыизвестных ученых – юристов.
Судебнаявласть в России принадлежит только судебным органам. Ее осуществляет толькосуд. Понятие « суд » применяется в различных значениях: и как здание, в которомразмещается соответствующее учреждение и как состав суда, принявший решение поконкретному делу, и т.д.
Суд,реализующий судебную власть, — только государственный орган. Иные организации,в названии которых содержится слово «суд » (например, суды чести в Вооруженных Силах), судебной властью в томсмысле, который заложен в КонституцииРоссии и в соответствующих законах, необладают и судами не являются.
Существуеттри вида Федеральных судов:
1. Конституционный Суд РФ.
2. Федеральные суды общей юрисдикции.
3. Арбитражные суды.
Конституционный Суд РФ в Российской Федерации единственный судебныйорган конституционного контроля.
В системуфедеральных судов общей юрисдикции входят Верховный Суд РФ, верховные судыреспублик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, судыавтономной области и автономных округов, районные (городские) суды, военные испециализированные суды.
Системаарбитражных судов состоит из Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральныхарбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации.
Судысубъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами
К судамсубъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) судысубъектов Российской Федерации и мировые судьи.
Конституционный(уставный) суд создается субъектом Российской Федерации. Это аналогКонституционного Суда РФ, но на другом уровне.
Мировыесудьи являются судьями общей юрисдикции. В отличие от конституционного(уставного) суда субъекта Российской Федерации порядок судопроизводства,осуществляемого мировыми судьями по уголовным и гражданским делам,устанавливается УПК и ГПК, а в части, касающейся осуществления правосудия поделам об административных правонарушениях, — и законами субъектов РоссийскойФедерации.1.ПРИНЦИПЫПРАВОСУДИЯ. ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ.
Правосудие – это форма,составляющая деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешениисудебного заседания отнесённого к компетенции суда гражданского, уголовного ииных дел. Правосудие осуществляется специальным на то органом – судом.
Отправлением правосудиязанимается только суды, которые перечислены в законе “О судебной системе”.
Правосудие осуществляется вопределённой законом процессуальной форме или в особом процессуальном порядке.Порядок рассмотрения и разрешения дел судебными органами, определяется процессуальнымзаконодательством. Правосудие осуществляется путём рассмотрения судебныхзаседаний в гражданском, уголовном и иных делах.
Гражданские дела – это дела поспорам, вытекающим из гражданских, семейных, трудовых, административных и иныхправоотношений, а также дела особого производства.
Уголовные дела – это дела опреступлениях, предусмотренных уголовным кодексом РФ.
Иные дела – обадминистративных правонарушениях.
Принцип – основное, исходноеположение в науке. Принцип правосудия – это закреплённые в Конституции РФ ииных нормативных актов, основных руководящих положений общего характера,которые выражают сущность правосудия и служат выполнению задач, стоящих передсудом.
В совокупности принципыобразуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных законодательныхпредписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, посколькупоследние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих высшую юридическуюсилу — Конституции РФ и федеральных законах. Они также берут свои истоки и вдругих высокоавторитетных актах — Декларации о государственном суверенитетеРСФСР от 12 июня 1990 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22ноября 1991 г.
В отличие от конкретныхзаконодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами(основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являютсяобязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванныхсоблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые,создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическимитребованиями или традициями в той или иной сфере, в частности в сфереорганизации и деятельности правосудия.
Принципы правосудия имеют рядпризнаков:
-
-
-
-
Рассмотрим наиболее важныепринципы более подробно.
1.Законность. (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органыместного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».)
В наши дни законностью принятосчитать неуклонное соблюдение и исполнение предписаний Конституции РФ, законови соответствующих им иных нормативных актов всеми государственными и негосударственнымиучреждениями и организациями, должностными лицами, гражданами. К законамотносятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а такжепринимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательныеакты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты,которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут. Федеральныезаконы обязательны исполнению на всей территории Российской Федерации.Соответственно акты, издаваемые органами субъекта Федерации, действуют натерритории данного субъекта. Если суд при разбирательстве конкретного делаустановит, что какой-то акт государственного или иного органа противоречитзакону, то он вправе принять решение, руководствуясь не этим актом, а законом.
Таковы конституционныеположения, лежащие в основе принципа законности, который по праву считаютуниверсальным, поскольку он должен реализовываться во всех сферах государственнойжизни и деятельности. При характеристике этого принципа важно знать, что онконкретизирован и развит во многих законодательных актах и ряде международныхсоглашений, обязательных исполнению на территории Российской Федерации.
Для правосудия данный принципимеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельноститесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного импорядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет такогособлюдения закона, нельзя говорить о правосудии.
2.Осуществлениеправосудия только судом. (Ст. 49,ст. 118 Конституции РФ, ст. 13 УПК: «Никто не может быть признан виновным всовершении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как поприговору суда и в соответствии с законом»).
Таким образом, только суд, действующий на основаниипредписаний закона, может признать человека виновным и назначить ему уголовноенаказание. Применительно к отправлению правосудия по гражданским делам,осуществляемому общими, арбитражными и военными судами, положение, содержащеесяв ст. 118 Конституции РФ, тоже конкретизируется в ряде других законов, впервую очередь в ГПК и АПК.
Круг органов, уполномоченныхвершить правосудие, четко ограничен названными выше законами. К ним отнесеныВерховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды и высшиеарбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды и арбитражныесуды, суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов,районные (городские) народные суды, военные суды. Этот перечень является исчерпывающим.
Требование, чтобы данный видгосударственной деятельности выполнялся только судами, имеет в виду также то,что акты правосудия (приговоры или иные судебные решения), которые послевступления в законную силу приобретают общеобязательное значение, подлежатнеуклонному проведению в жизнь. Отменять или изменять их вправе лишьвышестоящие судебные органы с соблюдением строгих процессуальных правил игарантий, ограждающих права и законные интересы граждан, а равно правомерныеинтересы общества и государства.
3.Обеспечение законности,компетентности и беспристрастности суда (Ст. 18, 45, 47, 119, 121, 123Конституции РФ).
Суть принципа: суд, которомудоверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способенвершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен.Это положение вытекает из анализа предписаний Конституции РФ и другихроссийских законов, в первую очередь судоустройственных и процессуальных, аравно авторитетных международных документов. К числу последних можно отнести,к примеру, Международный пакт о гражданских и политических правах: «Каждыйимеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему,или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессена справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым ибеспристрастным судом, созданным на основании закона»( в ч. 1 ст. 14 ).
4.Независимость судей,присяжных и народных заседателей и подчинение их только закону (ст. 120Конституции РФ, ст. 5 Ф.К.З. “О судебной системе”, ст. 7 ГПК, ст. 16 УПК).
Судьи независимы и подчиняютсятолько Конституции РФ и федеральным законам. Суть принципа состоит в стремленииобеспечить такие условия, в которых суд смог бы иметь реальную возможностьпринимать ответственные решения без постороннего вмешательства, без какого-тони было давления, на прочной основе предписаний закона. Реализацию принципа независимости определяютправовые, экономические и политические гарантии судей, закреплённые законом:
-
-
-
-
-
-
-
-
Экономические гарантии судей:
-
-
-
-
-
-
-
Политические гарантии судей:
-
5.Осуществление правосудияна началах равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ:
1.Все равны перед законом и судом.
2.Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимоот пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностногоположения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности кобщественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любыеформы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,языковой, или религиозной принадлежности.
3.Мужчина и женщина имеют равные права исвободы и равные возможности для их реализации».)
Равенство перед закономозначает одинаковое применение положений, закрепленных в законодательстве, ковсем гражданам. При этом имеется в виду не только предоставление прав, ихреализация, но и возложение обязанностей, возможность применения и применениеответственности в соответствии с теми законодательными актами, которые регламентируютосуществление правосудия.
Закон вместе с темпредусматривает некоторые особенности судопроизводства, которые зависят отпринадлежности гражданина к Вооруженным Силам РФ, воинского звания или занимаемойим должности. Но эти особенности проявляются лишь в том, что для лиц, состоящихна военной службе, или тех, кто приравнен к ним, установлены свои правилаопределения подсудности их дел. Рассматриваются они не общими судами, а военными.При этом полностью соблюдаются одинаковые для всех общих и военных судовправила судопроизводства и исключаются какие-то преимущества либо привилегии.
Установлены изъятия из общихправил производства по уголовным делам я для случаев, касающихсяответственности кандидатов в депутаты, депутатов, судей, прокурорских работников,сотрудников Счетной палаты. В частности, в ст. 98 Конституции РФ по этомуповоду сказано следующее:
«1.Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностьюв течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы,подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а такжеподвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотренофедеральным законом для обеспечениябезопасности других лиц.
2.Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генеральногопрокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания».
Изъятия, касающиеся депутатови других названных лиц, не означают установления привилегий, освобождающих отответственности, а являются дополнительными гарантиями законности и обоснованностипривлечения к ответственности с учетом общественной значимости положения,занимаемого таким лицами. После возбуждения в отношении их уголовного дела ониначинают пользоваться процессуальными правами и исполнять обязанности наравнесо всеми гражданами.
6.Обеспечение права гражданна судебную защиту (ст. 46 Конституции РФ:
«1.Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2.Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местногосамоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованыв суд.»)
Правом на судебную защиту и наюридическую помощь может воспользоватьсяне только гражданин Российской Федерации, но и иностранцы и лица безгражданства.
7.Принцип состязательностии равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ: «3. Судопроизводство осуществляется на основесостязательности и равноправия сторон»).
В процессе всегда присутствуютдве стороны. В гражданском деле – истец и ответчик. Истец доказывает законностьи обоснованность своих исков, требований. Ответчик доказывает не обоснованностьисковых требований. В уголовном деле – обвинитель и подсудимый. Сторонаобвиняющего: прокурор, потерпевший, общественный обвинитель, гражданский истец.Сторона защиты: подсудимый, его представитель или адвокат, ответчик, общественныйзащитник.
Стороны при рассмотрении деларавноправны, и у всех сторон права равны. Суд по очереди выслушивает стороны.Решение всех возникающих вопросов в суде, принадлежит только суду, который несвязан доводами сторон.
8.Обеспечениеподозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту (ст. 45 и 48Конституции РФ)
Ст. 45 Конституции РФ:
«1.Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерациигарантируется.
2.Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещеннымизаконом.»
Ст. 48 Конституции РФ:
«1.Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи.В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.
2.Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступленияимеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственнозадержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Рассматриваемый принцип опираетсяна признании трех исходных положений:
-
-
-
Все названные и многие другиеправа и обязанности в совокупности и призваны обеспечить право на защиту.
9.Принцип презумпцииневиновности (ст. 49 Конституции РФ:
1.Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока еговиновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке иустановлена вступившим в законную силу приговором суда.
2.Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность.
3.Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.)
Обвиняемый в совершениипреступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана,предусмотренным в федеральном законе порядке и установлена в законную силуприговором. Бремя доказательства ложится на прокурора, следовательно, этиорганы обязаны при осуществлении расследования дела всё выявить (оправдательныеи обвинительные факты).
10.Открытое разбирательство дел во всех судах. (Ст.123 Конституции РФ: 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушаниедела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральнымзаконом.»).
Суть принципа в том, что вселица, участвующие в деле, имеют право присутствовать в зале судебногоразбирательства от начала и до конца. Этого они могут быть лишены лишь в случаенарушения порядка в суде.
Граждане, желающиеприсутствовать при рассмотрении дела, допускаются к этому, за исключениемнесовершеннолетних (до 16 лет). Также ограничен доступ в зал, если нет свободныхмест.
В судебных разбирательствахмогут участвовать представители информационных организаций. Применение фото,видео, кино плёнки с разрешения председательствующего по делу, он вправезапретить применение этих средств фиксации, если эти действия могут затруднитьведение процесса, или нарушать права и интересы сторон.
Исключение из принципагласности:
1.
2.
3.
4.
5.
Личная переписка и телеграфныесообщения, могут быть оглашены только с согласия лиц, между которыми онипроисходили.
Ведётся закрытоеразбирательство дел по всем правилам судопроизводства. Решения и приговоры провозглашаютсяпублично, но они не должны содержать сведения, ради соблюдения тайны которыхпроводилось закрытое разбирательство дел. О рассмотрении дела в закрытомсудебном заседании выносится определение, участники предупреждаются онедопустимости разглашения сведений, услышанных во время процесса. При рассмотрениидела в закрытом заседании могут присутствовать только его участники. Погражданскому делу: истец, ответчик, прокурор, представители, эксперты и свидетели. По уголовным делам:подсудимый и защитник, потерпевший и его защитник, прокурор, свидетели,переводчик.
11.Национальный язык судопроизводства. (Ст.26 Конституции РФ: «2. Каждый имеет право на пользование родным языком, насвободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.»).
Государственный язык –русский. Во всех основных судах судопроизводство ведётся на государственномязыке. В других федеральных судах общей юрисдикции судопроизводствоосуществляется на государственном языке РФ или языке республики, в которойпроходит суд.
Участвующие в деле лица, невладеющие языком, на котором ведётся судопроизводство, имеют право выступать спереводчиком. Данные лица обеспечиваются переводчиком, он им переводит всё то,что было сказано в суде.
Все судебные документы судавручаются лицам, не владеющим языком, на котором ведётся судопроизводство, переведёнными на их родной язык. В делах опреступлениях лиц, не владеющих языком, на котором ведётся судопроизводство,обязательно участие защитника (бесплатно).
12.Участие представителей народа в отправленииправосудия. (Ст.32 Конституции РФ: «5. ГражданеРоссийской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.»).
Участие в разбирательствесудебных дел и в принятии решений может проявиться в выполнении обязанностейнародного заседателя либо присяжного заседателя. Народные заседатели районныхсудов избираются собранием граждан на местах работы и жителями, открытымголосованием.
Требования к народномузаседателю:
1.
2. 25 лет.
3.
В Арбитражных судах введены вкачестве эксперимента арбитражные заседатели, в 95 году. Требования к ним:
1.
2.
3.
Состав утверждает пленумВысшего арбитражного суда.
Присяжные заседатели неизбираются, определяются методом случайной выборки, из списков, сохранившихсяпосле выборов. Из них подлежат исключению.
1.
2.
3.
Затем из списков избирателейисключаются:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Для суда характерноразграничение полномочий между судами и судебными заседателями. При вынесениивердикта, должен быть дан ответ на три вопроса: 1) Имело ли место деяние 2)Доказано ли, что данное деяние совершил подсудимый 3) Виновен ли подсудимый всовершённом преступлении.
13.Непосредственность, устность и непрерывность судебногоразбирательства.
Этот принцип означаетнеизменность состава суда при разбирательстве дела. Все дела рассматриваютсясудом при непосредственном участии всех участников процесса и принепосредственном изучении всех материалов, имеющихся в деле. Все материалызачитываются вслух, чтобы обеспечить равное восприятия материалов дела всемиучастниками процесса. Состав суда, начавший рассмотрение дела, не имеет права вперерывах между заседаниями рассматривать другие дела. В случае если данныйсостав изменен, рассматривание дела начинается заново (ст. 123 Конституции РФ;ст. 157 ГПК РФ; ст. 10 АПК РФ; ст. 240 УПК РФ).
14.Пределы судебного разбирательства.
Судебное разбирательствоосуществляется лишь по тому обвинению, по которому обвиняемые (подсудимые)преданы суду. Изменения допускаются, если этим не ухудшается положениеподсудимого и не нарушается его право на защиту. В противном случае суднаправляет дело для дополнительного следствия или дознания. По гражданскимделам, в зависимости от выяснившихся обстоятельств дела, суд может выйти запределы заявленных истцом требований, если это необходимо для защиты прав иохраняемом законом интересов (ст. 252, 299, 380-383 УПК РФ; ст. 196 ГПК РФ)2. СОСТАВ СУДА
Единоличносудьей рассматриваются дела об административных правонарушениях, гражданскиедела в судах первой инстанции, а также, в соответствии с УПК РФ (ч. 2ст. 30),уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (с максимальнымнаказанием в виде лишения свободы на срок не более пяти лет) и дела,рассматриваемые в апелляционном порядке.
Коллегия изтрех судей федерального суда общей юрисдикции рассматривают уголовные дела отяжких и особо тяжких преступлениях при наличии ходатайства обвиняемого,заявленного до назначения судебного заседания. Рассмотрение уголовных игражданских дел в кассационном порядке осуществляется судом в составесудьи-председательствующего и двух судей, в порядке судебного надзора – всоставе судьи-председательствующего и не мене двух судей. В случаях,предусмотренных федеральным законом, гражданские дела в судах первой инстанциирассматриваются коллегиально в составе трех профессиональных судей.
Дела в первойинстанции арбитражного суда рассматривается судьей единолично, есликоллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено АПК РФ. Коллегиальноерассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составетрех судей и двух арбитражных заседателей.
В первой инстанцииарбитражного суда коллегиальным составом судей рассматривается:
1) дела,относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
2) дела обоспаривании нормативных правовых актов;
3) дела онесостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом;
4) дела,направленные в арбитражный суд первой инстанции на новое рассмотрение суказанием на коллегиальное рассмотрение.
Арбитражныйсуд первой инстанции в составе судьи и двух арбитражных заседателейрассматривает экономические споры и иные дела, возникающие из гражданских ииных правоотношений, если какая-либо из сторон заявит ходатайство орассмотрении дела с участием арбитражных заседателей.
Не подлежатрассмотрению с участием арбитражных заседателей дела, предусмотренныерассматривается только коллегиальным составом судей, а также дела, возникающиеиз административных и иных публичных правоотношений, и дела особогопроизводства. Дела в арбитражном суде апелляционной икассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиальнов составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установленоАПК РФ. При коллегиальном рассмотрении дела один из судей председательствует всудебном заседании. В случае, если АПК РФ судье предоставленоправо единолично рассматривать дела и разрешать отдельные процессуальныевопросы, судья действует от имени арбитражного суда.
Судьяфедерального суда общей юрисдикции и коллегия из двенадцати присяжныхзаседателей — по ходатайству обвиняемого уголовные дела о преступлениях,подсудны Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду городафедерального значения, суду автономной области и суду автономного округа.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Суд –третья ветвь власти в государстве, именно ему подлежит вынесение нелегких решений, в соответствии сустановленным законом выносить справедливые решения, выносить приговоры овиновности, выносить определения по различным фактам.
Закон четко определяет структуру судебнойвласти и четко делит полномочия судов, закон (кодексы) которыми в своейдеятельности руководствуются те или иные суды в зависимости от полномочий,другие правовые (подзаконные) акты. Точное деление на инстанции судов, как правило,необходимое условие, установленное законом, для установления истины и торжествасправедливости.
Проанализировавосновные правовые принципы и основы деятельности судов Российской Федерации можно придти к выводу,что на современном этапе развития отечественного судопроизводства суд обладаетвсеми необходимыми полномочиями и инструментами для выполнения своихпервостепенных задач — защиты конституционных основ общественного строя и прав граждан России.
ДляРоссии в современных условиях судебная власть крайне важна. Но важна она нетолько своим существованием, а действительностью и применимостью в реальнойжизни нашего общества.
КонституционныйСуд РФ, суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой триабсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все ониимеют общие задачи по охране конституционного строя, политической иэкономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав иинтересов граждан. В ст. 3 Закона «О судебной системе РФ» говорится, что единствосудебной системы достигается путем установления судебной системы конституционнымзаконом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применениявсеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признанияобязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всейтерритории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей,финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета.
Ксожалению, судебная власть все еще остается слабым местом в России. Закрепленныев Конституции принципы судоустройства и судопроизводства реализуются с трудом.И в данном случае ощущается противодействие и давление со стороны других ветвейвласти. Несмотря на провозглашенные правовые и социальные гарантии судьи,как-то несменяемость, неприкосновенность, независимость и т.д., они очень частоне могут полностью обеспечиваться из-за отсутствия технической и материальнойбазы. Помимо этого большой проблемой для правосудия в сегодняшнее время сталакоррумпированность судей.
Крометого, проблема эффективности работы судов в России заключается в обеспеченииисполнения решений Суда, которые порой игнорируются. Неисполнение судебныхрешений — характерная черта всего российского правопорядка. Законность же вгосударстве должны обеспечивать не Суд, а исполнительная власть, прокуратура,правоохранительные ведомства. Суд — это фактически высшая и последняяинстанция, и он должен вступать в действие лишь тогда, когда не срабатывает всяостальная система власти.
Решениемэтой проблемы видится не искоренение указанных причин в порядке принуждения, аформирование такого состояния общественного сознания и правовой культуры, прикотором ни у одного органа, должностного лица или гражданина не возникает идоли желания действовать вопреки решению суда. Это станет лучшей гарантиейвыполнения судебных решений в полномобъеме и в короткие сроки.
Взаключение хотелось бы подчеркнуть тот момент, что тема данной работы оченьактуальна в наше время, так как, несмотря на значительные перемены вюридических основах нашего общества, как то, принятие новой Конституции РоссийскойФедерации, новый Гражданский Кодекс, новый Уголовный Кодекс, огромное количествопринципиально новых нормативно-правовых актов и др. судебная власть идокументы, которые ее регламентируют еще далеки от совершенства. Необходимопровести большую работу в целях повышения «качества» работы органов судебнойвласти, для этого необход