Реферат по предмету "Журналистика"


Языковые и стилистические особенности жанра "очерк"

Министерствообразования и науки РФ
Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего
профессиональногообразования
Костромскойгосударственный университет им. Н. А. Некрасова
Курсоваяработа
постилистике и литературному редактированию
Языковыеи стилистические особенности жанра «очерк»
Выполнила студентка 3 курс
филологического факультета
отделения журнали­стики
Канкулова Сюзанна Оганесовна
Научный руководитель
кандидат филологических наук,
доцент кафедры русского языка
Недельчо Елена Владимировна

кострома 2008

Содержание
 
Введение
1 ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
1.1. Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновид­ности очерка
1.2. Структурная организация очерка
1.3. Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
2 ГЛАВА. Языковых и стилистических особенностей жанра «очерк»
2.1. Типы речи
2.2. Языковые средства выразительности
2.3. Синтаксис
Заключение
Список литературы
Приложения
3
5
5
1
1
3
3
3
3
3
3
4

Введение
Данная курсовая работа посвящена изучению языковых истилистических особенностей жанра «очерк». Понятие«очерк» в качестве названия жур­нали­стских публикаций определенного типа имеетнеясное происхожде­ние. Хотя существует мнение, что к его появлению причастенА. М. Горь­кий, ко­торый в одном из своих писем коллеге по словесному ремеслууказы­вал, что исход­ным в определении текста, имеющего известную литератур­нуюформу, как «очерка» является глагол «очерчивать» [1, c. 145].
Точность этого мнения установить трудно. Однако то,что публикации, которые А.М. Горький называл «очерком», появились отнюдь не втот мо­мент, когда у него возникла мысль назвать их именно этим «именем», сомне­нияне вызывает.
Среди родоначальников отечественного очеркаисследователи россий­ской журналистики называют имена В.Г. Короленко («Вголодный год»), А.П. Чехова («Остров Сахалин»), Г.И. Успенского («Разорение»),Н.В.Успенского («Без языка») и др. Немалое число выдающихся мастеров этогожанра про­славили советскую журналистику, например А.М. Горький, М.Е. Кольцов,Б.Н. Полевой, К.М. Симонов, А.А. Бек, А.А. Аграновский, В.В. Овечкин, Г. Н.Бочаров и многие другие.
Очерк считается «королем»художественно-публицистических жанров, но с точки зрения подготовки его — онодин из наиболее трудоемких. И это действительно так, поскольку написатьхороший очерк журналист сможет только в том случае, если он уверенно владеетразными методами отображе­ния действительности, существующими в его ремесле[2]. При подготовке очерка мало, например, суметь найти подходящий предметвыступления, ус­пешно собрать материал, проанализировать его. Надо еще и соответствую­щимобразом переосмыслить информацию и воплотить ее в такую форму, ко­торая будетпризнана, действительно очерковой, что указывает на актуаль­ность исследования
Целью данной работыявляется изучение язы­ковых и стилистических особенностей жанра «очерк». Длядостижения по­ставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.   Осветитьсущность и разновидности очерка.
2.   Изучитьособенности структурной организации очерков различных ви­дов.
3.   Описатьхудожественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портрет­ная характеристика.
4.   Выявитьлексические, морфологические, синтаксические особенно­сти жанра
Предметомисследования являются языковые и стилистические особен­ности жанра «очерк», а объектомисследования – жанр «очерк».
Методы исследования:теоретические: изучение и анализ литературы по теме исследования;обобщение опыта; общенаучные и специфические или ча­стные методы:анализа и синтеза; сравнительного анализа и др.
Источникам исследованияпослужил проблемный очерк, опубликован­ный в сентябре 1999г., в газете«Комсомольская правда», автором которой яв­ляется М. Матвеева. При этомиспользованы труды таких авторов как Г.В. Ла­зутина, Р.П. Овсе­пян, В.Ф.Олешко, О.Р. Самарцев, А.А. Тертычный, В.Л. Цвик, Н.Э. Шиш­кин и др.
Структура исследования.Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованнойлитературы и приложения.

1. ГЛАВА. Теоретические основы изучения языковых истилистических особенностей жанра «очерк»
 
1.1Очерк как жанр публицистического стиля. Сущность и разновидности очерка.
Одним из распространенных жанров публицистикиявляется очерк.
Очерк -1. Небольшоелитературное произведение, краткое описание жиз­нен­ных событий (обычносоциально значимых). Документальный, пуб­лици­сти­ческий, бытовой очерк. 2. Общееизложение какого-нибудь вопроса. Очерк русской истории. (Толковый словарь)
Очерк – 1) Вхудожественной литературе одна из разновидностей рас­сказа, отличается большойописательностью, затрагивает преимущественно соци­альные проблемы. 2)Публицистический, в том числе документальный, очерк излагает и анализируетразличные факты и явления общественной жизни, как правило в сопровождениипрямого истолкования их автором. (Эн­циклопедический словарь)
Итак, опираясь на определения словарей, можносделать вывод, что ха­рак­терной особенностью очерка является документальность,достовер­ность фактов, событий, о которых идет речь. В нем называютсяподлин­ные имена и фамилии изображаемых лиц, действительные, а не вымышлен­ныеместа со­бытий, описывается реальная обстановка, указывается время действия. Вочерке, как и в художественном произведении, используются изобразитель­ныесредства, вводятся элементы художественной типизации.
Очерк – наиболеехарактерный для публицистики жанр, построен по за­конам драматургии и основанна фактах, он максимально приближается к ху­дожественным жанрам. Глубинаавторского осмысления – отличительная черта очерка. Он не только описывает,комментирует или анализирует факт, но и переплавляет его в творческое сознаниеавтора. Личность автора не ме­нее важна в очерке, чем факт или событие. Сюдаможно отнести творческий портрет. Правильный выбор выразительных средств имеетпринципиальное значение. К выразительным средствам относятся:
1    стиль;
2    язык;
3    подборобразов, сравнений и эпитетов;
4    композицияи т.д.
Личность в очерке приобретает особое качестволитературного героя, она обособляется. Очерк, как правило, строится по жесткимдраматургиче­ским законам. Очерк полифоничен – в нем много различных линий.
Сущность очерка во многом предопределена тем, что внем соединяется репортажное (наглядно-образное) и исследовательское(аналитическое) на­чало. Причем «развернутость» репортажного началавоспринимается как пре­обладание художественного метода, в то время как упоравтора на анализ предмета изображения, выявление его взаимосвязей выступает какдомини­ро­вание исследовательского, теоретического метода. Соответственно входе их применения создается или преимущественно-художественная, или пре­имуще­ственно-теоретическаяконцепция отображаемого предмета. И уже в рамках той или иной концепциисобираются или «перерабатываются» эмпи­рические факты. Именно непроясненностьназванного обстоятельства дол­гое время служила исходным моментом горячихспоров о том, относить ли га­зетный (журнальный) очерк к художественнымпроизведениям или же — к докумен­тально-журналистским.
Преобладание в ходе подготовки очерка того или иногометода зависит прежде всего от цели и предмета исследования. Так, еслипредметом иссле­до­вания выступает какая-то проблемная ситуация, тоцелесообразным для ее ис­следования будет теоретический метод. Если жепредметом журналист­ского интереса стала личность, то более подходящим длявыявления ее ха­рактера будет художественный метод, позволяющий, так сказать,более есте­ственным путем проникнуть в психологию личности, без представления окоторой трудно судить о достоинствах или недостатках любого человека, в томчисле и героя очерка.
Несмотря на то что во многих случаях (например, впубликациях ши­роко известного в недалеком прошлом талантливого очеркиста —извес­тинца Ана­толия Аграновского) аналитическое, исследовательское начало вочерках яв­ляется ведущим, все же представление об очерке в основном свя­зано ссу­ще­ствованием в нем применением художественного метода.
Современному очерку чаще всего свойственнадокументальная насы­щен­ность, часто — в ущерб художественности. Это, очевидно,вызвано тем, что исходный материал, т.е. фактические события, о которыхсообщает очер­кист, часто настолько драматичен, сюжеты их настолько непредска­зуемы,раскры­ваемые тайны настолько заманчивы, сенсационны, что сами по себе способныпривлекать внимание читателя и восприниматься им на уровне ин­формации,черпаемой из самых интересных художественных про­изведений. В этом слу­чаепотребность в интенсивной художественной пере­работке ис­ходной ин­формациинередко становится излишней.
Рассмотрим основные черты наиболее распространенногона сегодняш­ний день типа очерковой публикации (см. приложение 1).
Рассматривая приведённую в приложении 1 публикацию,можно отме­тить, что, несмотря на высокую насыщенность ее фактическимматериалом, она не превращается, скажем, в статью или корреспонденцию, аостается очерком. Почему? Прежде всего потому, что журналист действует по «алго­ритму»творчества, присущему именно очеркисту («писателю в газете», как его называлираньше). В чем это проявляется?
Во-первых, он избирает в качестве предметаотображения типичный для сегодняшней действительности случай. Причем выбранслучай (при всей его типичности) — наиболее яркий, показательный, обладающий«набором» гра­ней, характеризующих самое главное в явлении. На это авторуказывает спе­циально: «Если бы я писала учебники для будущих судей, я бы непре­менноцелую главу посвятила бы именно этому многотомному делу. По­чему? Да по­тому,что, во-первых, это классическое дело конца 90-х годов, и, во-вто­рых, потому,что в этом деле было все для того, чтобы вынести приго­вор, равно как и все длятого, чтобы вернуть дело на дополнительное рас­следова­ние. Все, как всегда,зависит от человека. Одного человека — су­дьи».
Во-вторых, драматургия этого произведения строитсяна классическом для художественных творений конфликте добра, справедливости,закона (с одной стороны) и зла, несправедливости, преступности (с другойстороны). Первую сторону этого конфликта представляет судья Чудова, вторую — ре­цидивистБоровков и его дружки-бандиты. И хотя конфликт этот в какой-то мере остается«за кадром», поскольку автор акцентирует свое внимание пре­жде всего наописании преступлений банды, но он в очерке присутствует. И автор дает об этомзнать, уже начиная с «врезки», предваряющей текст.
В-третьих, автор достаточно скрупулезно, подробно«разворачивает» деятельность банды Боровкова. И делается это не случайно.Именно путем детальной проработки наиболее значимых и эмоционально насыщенныхэпи­зодов, подробного описания преступлений и действий каждого из банди­товавтор высвечивает характеры преступников, показывает их бесчеловеч­ность иглубину нравственного падения. Подобного рода задачи характерны именно дляпроизведений художественно-публицистического и художест­венного планов.
Портретный очерк.Герой портретного очерка – конкретный человек, обладающий теми или другимидостоинствами и недостатками. В портрет­ном очерке автор дает не только портретв узком смысле этого слова, но и описа­ние обстановки, в которой живет иработает герой очерка, рассказы­вает о его работе, интересах, увлечениях, о еговзаимоотношениях с окру­жаю­щими. Все это вместе помогает раскрыть внутренниймир героя очерка. На­стоящий портретный очерк возникает в результатехудожественного ана­лиза личности героя, опирающегося на исследование разных еесторон (нравст­венной, ин­теллектуальной, творческой и пр.), т.е. в результатевыяв­ления ха­рактера ге­роя. Пример — портретные очерки М. Горького. Найтиполноцен­ный порт­ретный очерк на страницах современной российской прессы до­вольноне про­сто.
Публикации, подобные изложенной в приложении 2,исключительно ха­рактерны для современной российской периодической печати. Онилежат на границе художественно-публицистических и аналитических (или даже ин­формационных)жанров и напоминают собой скорее корреспонденцию, пред­метом отображения вкоторой является человек, нежели очерк.
Художественный анализ качеств героя может приводитьавтора-худож­ника к несколько иным выводам, нежели анализ, скажем, с позицииполити­ческих, деловых, интеллектуальных его характеристик. Автор-художник и ав­тор-мыслителькак бы вступают в полемику друг с другом. Художествен­ный метод помогает авторусделать свой образ более типичным, очистить его от всего случайного, наносного,поверхностного, дает возможность вы­явить глу­бинные, духовные начала личности,что не всегда будет совпадать с зада­чами политического, делового,профессионального, экономического или ка­кого-то иного анализа.
Различие в выводах, следующих из художественногоанализа и из ана­лиза иного вида (например, профессионального), выступает какразличие, су­ществующее между целями нравственно-эстетического и иного (того жепро­фессионального) развития людей, общества. Порой это различие может дос­тигатьстепени конфликта. И в этом случае автор публикации может раз­ре­шить этотконфликт «силовыми» способами, подчинив, например, художе­ст­венный анализполитическим целям. В этом случае он может спе­циально «выпячивать» какие-тохарактеристики своего героя, с тем, чтобы использо­вать их для убежденияаудитории, скажем, в нравственности своего полити­ческого вывода.
Проблемный очерк.В центре проблемного очерка социально значимые во­просы: политические,экономические, морально-этические и др. Автор очерка пытается вмешаться врешение важных проблем, вступает в поле­мику со своими оппонентами.
В этом жанре публицистического стиля речи могутиспользоваться порт­рет­ные зарисовки, но главным здесь оказывается не характертого или иного че­ловека, а его отношение к данным вопросам, различные точкизре­ния, раз­личные взгляды. В таком очерке можно встретить и путевые за­метки,зари­совки. Но они тоже служат подтверждением позиции автора в споре, выра­же­ниемопределенного взгляда, одним из средств доказатель­ства. Очерк та­кого типаносит полемический характер.
По своей логической конструкции проблемный очеркможет быть схо­ден с таким представителем аналитических жанров, как статья.Причиной та­кого сходства выступает, прежде всего, доминирование в ходеотображе­ния про­блемной ситуации исследовательского начала. Как и в статье, впро­блем­ном очерке автор выясняет причины возникновения той или иной про­блемы,пы­тается определить ее дальнейшее развитие, выявить пути решения [3, c.259-269].
В то же время проблемный очерк всегда можнодостаточно легко отли­чить от проблемной статьи. Наиболее важное отличиесостоит в том, что в проблемном очерке развитие проблемной ситуации никогда непредставля­ется, так сказать, «в голом виде», т.е. в виде статистическихзакономерно­стей или обобщенных суждений, выводов и т.п., что свойственностатье как жанру. Проблема в очерке выступает как преграда, которую пытаютсяпре­одолеть вполне конкретные люди с их достоинствами и недостатками. На по­верхноститой или иной деятельности, которую исследует очеркист, про­блема очень частопроявляется через конфликт (или конфликты), через столкновения ин­тересовлюдей. Исследуя эти конфликты, их развитие, он может добраться до сутипроблемы.
При этом наблюдение за развитием конфликта в очеркеобычно сопро­во­ждается всевозможными переживаниями, как со стороны героевочерка, так и со стороны самого автора. Пытаясь осмыслить суть происходящего,журна­лист часто привлекает всевозможные ассоциации, параллели, отступ­ления оттемы. В очерке — это обычное дело, в то время как в проблемной статье онинеуместны. Написать проблемный очерк, не разбираясь в той сфере деятель­ности,которая в нем затрагивается, невозможно. Лишь глубо­кое проникнове­ние в сутьдела способно привести автора к точному понима­нию той про­блемы, которая лежитв основе исследуемой ситуации, и соот­ветствующим образом описать ее в своемочерке [3].
Путевой очерк представляетсобой описание неких событий, происше­ст­вий, встреч с разными людьми, скоторыми автор сталкивается в ходе сво­его творческого путешествия (поездки,командировки и пр.) Разумеется, хо­роший путевой очерк не может быть простымперечислением или изложе­нием всего, что автор увидел в течение своей поездки.Да и опубликовать все увиденное журналистом вряд ли сможет себе позволить тоиздание, для ко­торого гото­вится очерк. Так или иначе, но очеркисту приходитсяотбирать самое инте­ресное, самое важное. Что посчитать таким самым интересными важным — зависит от того замысла, который складывается у него в ходе пу­тешествия.Разумеется, замысел может возникнуть и задолго до творческой поездки. Ис­ходнымматериалом для него могут стать как прошлые личные наблюдения журналиста, так иполученная вновь информация из тех же га­зет, журналов, радио и телевидения. Ноне исключено, что журналист полу­чит определенное задание от своего редактораили замысел возникнет под воздействием каких-то иных факторов (скажем, врезультате участия журна­листа в какой-то поли­тической акции). Как и в ходеподготовки любого серь­езного и объемного ма­териала (а путевые очерки именнотакими и бы­вают), в ходе подготовки очерка, уже на стадии сбора сведений, этотзамы­сел может быть скорректиро­ван или даже кардинально изменен — все зави­ситот харак­тера той информа­ции, которая попадет в распоряжение журна­листа.
Именно на этот полностью сформировавшийся замыселили, как его еще по-иному называют, основную идею будущего произведения идолжны рабо­тать все собранные автором в ходе творческой командировки факты ивпе­чат­ления. Если же они выходят за рамки такого замысла, то их прихо­дитсяоста­вить в журналистском блокноте.
Путевые очерки могут преследовать самые разные цели.Так, главным для журналиста может стать показ того, как в разных городах, районах,че­рез которые он проезжает, решается какая-то одна проблема (например, как го­су­дарствозаботится об инвалидах). Он может поставить перед собой и цель иного плана,например исследовать, как население разных городов проводит свободное от работывремя, какое хобби предпочитает. Может рассказать о том, как сохраняютсяпамятники культуры на том маршруте, которым он сле­дует. Или он можетвстретиться с проживающими в населен­ных пунктах, че­рез которые проезжает,участниками Великой Отечествен­ной войны, имею­щими звание Героя СоветскогоСоюза или являющимися полными ка­вале­рами ордена Славы. Таких целей существуетбесконечное множество. В ре­зультате их реализации могут появиться самые разныепо содержанию пу­те­вые очерки. В любом случае журналист должен уметь ис­пользоватьте пре­имущества, которые предоставляет ему путевой очерк.
 
1.2. Структурная организация очерка
Специфика структуры газетного очерка вытекает изособенностей этого жанра, имеющего сложную и многогранную природу. С однойстороны, очерк строится по законам художественной литературы, а с другой –публи­цистики и науки. Говоря о «двойной подсудности» очерка, Е.И. Журбина всвое время писала, что «особенность художественности очерка… состоит в том,что пуб­лицистическая мысль в нем акцентирована, поднята, хотя и опирается наизо­бразительные моменты». По ее мнению, в «очерке должно произойти орга­ничноеслияние публицистической мысли и художественного приема» [4, c. 24]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn16. Чтобы достичь такого слияния, автору нужно позаботиться не толькоо создании очеркового об­раза, но и о его на­сыщении публицистической мыслью. Вданном «сцепле­нии» значительная роль отводится различным композиционнымприемам.
Основные типы композиционных форм должны соответствоватьтипам связей, характерным для окружающей действительности – временным и при­чинно-следственным.В соответствии с этим выделим следующие типы очер­ковых структур:
1. Хроникальное построение очерка (описание явлений,событий, чело­ве­ческой жизни в их временной последовательности).
2. Построение, основанное на логикепричинно-следственных связей (очерк-исследование, анализ, где нет рассказа особытии, явлении или ка­ком-либо отрезке жизни героя «во времени», а всеповествование строится по принципу не временной, а логическойпоследовательности. В основе этих структур лежит не логика изложения, как впервом случае, а логика иссле­до­вания.
3. Так называемая эссеистская, свободная формапостроения, основан­ная на сложных ассоциативных связях и образных обобщениях.Эта форма наибо­лее распространена в практике газетного очерка. Она, какправило, со­вмещает в себе элементы обоих предыдущих типов и характеризуетсянаи­большей по­лифоничностью, многогранностью, многообразием употребляе­мыхкомпози­ционных приемов и средств [5, c. 75]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn17.
Рассмотрим, как же в очерке используются подобныетипы связей.
Первый тип композиционной структуры очерка – хроникальный– отли­чается наличием событийного ядра. В данном случае очерк выстраивается ис­ходяиз последовательной смены различных периодов, эпизодов и дейст­вий. «Период –способ отражения продолжительного отрезка деятельности героя, когда передаютсятипичные для этой деятельности действия. Эпизод же – своеобразный крупный план,вырывание момента (ограниченного от­резка) из процесса или события. Единичноедействие – отражение такого от­резка дея­тельности, который при нормальныхобстоятельствах занимает не­много вре­мени и не развертывается в эпизод» [15,c. 84-85]evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn18. Существуют двапринципа отображе­ния события в очерковом произведе­нии: прямая и смещеннаяхронология.
При прямом хронологическом отображении авторразворачивает пове­ст­вование, последовательно описывая наиболее значительныемоменты из жизни героя. При внешней простоте в написании такого очеркажурналиста ожидает ряд трудностей. Первая из них связана с компоновкойжизненного материла. Ведь уместить в одном очерке рассказ о всей жизни герояневоз­можно. Поэтому незначимые периоды опускаются, не нарушая хронологи­че­скогопринципа описания. Вторая проблема связана с динамикой повест­вова­ния.Вялотекущее описание биографических данных вряд ли кого-то можетзаинтересовать. Поэтому желательно, чтобы описание в очерке имело собы­тийнуюканву. В основу хронологического очерка может быть поло­жена ярко выраженнаяфабула, за развитием которой читателю было бы ин­тересно сле­дить. Выдвигая напередний план некое динамичное действие, журналисту легче объединить вокругэтого событийного ядра самые разно­родные эле­менты.
Портретный очерк, построенный как хронологическоеописание жизни героя, требует от журналиста особого мастерства. Здесь,справедливо заме­чает Т.А. Беневоленская, прежде всего необходим самыйтщательный отбор биографических фактов. При этом «очеркиста всегда подстерегаетопас­ность увлечься чисто внешними (которые могут быть яркими, даже сенса­ционными)подробностями быта, перипетиями судьбы в ущерб главному, основному – раскрытиювнутренней сути современника, его мироощущения, его социаль­ного лица, без чегонельзя представить социальную роль героя – его профес­сию, его дела» [11, c.67]evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn19. Осо­бенно часто по­добногорода ошибки журналисты допускают в портретных очерках с ост­росюжетнымсобытийным началом. Увлекшись развитием сю­жета, авторы порой забывают донестидо читателя мысли героя, собствен­ные размышления по поводу описываемогособытия.
Хронологический принцип построения произведенияприсущ не только портретному, но и путевому очерку. В данном случае автор можетподе­литься собственными впечатлениями в прямой хронологической последова­тельно­сти.Это могут быть записи «изо дня в день», дневник наблюдений и т.д. Главное приэтом – отобразить фрагмент действительности через це­почку по­следовательносменяемых друг друга впечатлений.
В очерках со смещенной хронологией наряду ссобытием, отображаю­щим некий фрагмент действительности, может присутствовать иметасобы­тие. Данным термином обозначается «деятельность журналиста по изуче­ниюявления действительности». Эпизоды метасобытия могут, по мнению Л.М.Майдановой, «насыщаться элементами метатекста, т.е. пояснениями, почему об этомговорится теперь, а не после или раньше, о чем будет ска­зано в сле­дующихстроках и т.п. При конкретно-чувственной позиции пове­ствователя обилиеметатекстовых замечаний приводит к тому, что говоря­щий существует для читателяв двух временных планах: как собеседник в настоящем и как действующее лицопрошлых эпизодов» [15, c. 85] evartist.narod.ru/text/81.htm — _ftn20.Благодаря метатекстовым элементам ав­тор может объединить в метасо­бытии оченьразнородные по времени впе­чатления. Если в очерке от­сутствует метасобытие, торазные события объе­диняются общей темой.
Второй тип композиционной структуры очерка – логический– основан на логике причинно-следственных связей. В таких произведениях авторуважно показать развитие собственной мысли за счет выдвижения системы положе­нийи доказательств.
Выявляя различные причинно-следственные связи междуявлениями дей­ствительности или исследуя внутренний мир героев, мотивы ихповеде­ния и т.п., автор строит произведение согласно логике своей мысли. Взави­симости от того, что выступает предметом мысли, Л.М. Майданова выде­ляеттри типа логической схемы. К первой она относит описательную логи­ческуюсхему. По этому принципу, по ее мнению, выстраиваются портрет­ные очерки изари­совки. «В тексте этого жанра, – пишет она, – важно не простоконстатировать, что герой – хороший производственник и славный человек, авыявить отличи­тельную и притом социально важную черту, что и сделает портретзапоми­нающимся, индивидуализированным» [15, c. 31]evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn21.
Третий тип очерковой структуры – эссеистская,свободная форма по­строения очеркового материала – требует от очеркиста особогомастерства, так как только на первый взгляд может показаться, что здесь законыкомпо­зи­ции не действуют. Как отмечают теоретики, «третий тип композиционнойструктуры наиболее удобен для краткого газетного материала, а потому и са­мыйраспространенный, соединяет в себе элементы первого и второго ти­пов, а такжемножество других форм. Материалы третьего типа отличаются наи­большейполифоничностью композиционных приемов, наибольшей сво­бодой построения ипестротой рисунка. В журналистской практике часто бытуют выражения: веерная,мозаичная, ступенчатая, эссеистская, ассоциа­тивная композиция. Движение мыслисоединяется здесь картинкой или эпи­зодом, лирические и философские раздумья сэлементами острой фабулы. Это воль­ная цепь ассоциаций по сходству и близостимыслей, образов, мо­тивов, бли­зости по времени и пространству» [11, c. 75] evartist.narod.ru/text/81.htm
— _ftn25.
Основная трудность в выстраивании подобного родаматериалов заклю­чается в необходимости наиболее гармонично расположить вочерке разно­родные содержательные элементы. Чтобы достичь такой стройности,жур­на­листу необходимо: 1) четко продумать замысел произведения; 2) рассмот­ретьразличные варианты размещения тематических и образных единиц тек­ста; 3)определить, какие связки и отступления будут использованы в очерке; 4) про­думатьосновные способы монтирования разнородных компо­зиционных эле­ментов и т.д. Всеэто позволит избежать небрежности в изло­жении, вынуж­денных провалов между различнымичастями текста, а также фрагментарно­сти повествования.
Таким образом, разноплановая компоновкасодержательных элементов зависит в очерке от различных способов тематическогоразвертывания мате­риала.
 
1.3.Художественные элементы очерка: пейзаж, деталь, портретная характеристика
Как известно, очерк обладает многими признаками,присущими художест­венным произведениям. Впрочем, вобрав в себя лучшие художест­венныеприемы в изображении действительности, очерк отличается наличием собствен­ногоинструментария публицистической поэтики.
К художественным средствам изображения, как правило,относят пейзаж, художественную деталь, речевую характеристику, диалог, портрет,и т.д. Их «служебные» функции – выступать в виде своеобразных связующих мости­ков,скрепляющих текст в единое целое. Очеркист, пользуясь разнообразными худо­жественно-выразительнымисредствами изображения, имеет широкие возможно­сти в показе жизненных явлений,в передаче тончайших состояний человеческой души, в обрисовке внешней среды, вхарактеристике героев по­средством ярких деталей и особенностей речи, и т.д.Так воссоздается «кусо­чек» реальности во всех своих многообразных проявлениях.Кроме этого, за­кладываются важные предпосылки для эстетического восприятиядействи­тельности читателем. «При­рода художественной выразительности, –отмечает В.В. Учёнова, – реализуется главным образом в формировании специфиче­скогоэстетического феномена, в вовлечении читателя, слушателя, зрителя вэстетическое переживание, в ком­плекс эстетического восприятия. Подобноевовлечение в сопереживание предпо­лагает не только знакомство читателя сдокументально-выразительными фак­тами, не только логически убедительноевыяснение их социально полезных и со­циально-негативных связей, но и ис­пользованиедокументальных данных в осо­бой художественной интерпрета­ции. Последняяпредполагает стремление и спо­собность автора поставить до­кументальныефрагменты в такой контекст их ав­торского восприятия, в кото­ром эти фрагментыприобретают дополнительный объемный и многозначный эстетический смысл» [6, c.161]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn14.
Пейзаж в очерковыхпроизведениях применяется не только в качестве ук­рашения или своеобразногофона. Его «служебные» функции очень ши­роки. Пейзаж может использоваться в качествеобрисовки места и обста­новки, жиз­ненной ситуации, разрядки напряженногоповествования, поста­новки социально значимых проблем, передачи читателямопределенного на­строения и показа внутреннего состояния героя произведения,наконец, как композиционный эле­мент. Формы и приемы использования пейзажныхзари­совок во многом зависят от стоящих перед журналистом целей и задач.
В путевом очерке Николая Климонтовича «Румяныйгород» нет разверну­тых пейзажных зарисовок, но каждый пейзажный штрих имеет впроизведении свое конкретное назначение. В первом случае пейзаж использу­етсядля обри­совки местности. «День клонится к ранним потемкам, вьется перваяпоземка, по­рывами налетает ветер, вы стоите перед запертой гостини­цей, вкоторой уповали принять горячий душ, и податься вам ровным счетом некуда...;поземка тем вре­менем превращается натурально в метель, мороз под двадцать,дело к пяти, и, озираясь по сторонам в поисках хоть такси, ко­торых здесь,конечно же, не заве­дено, вы замечаете невероятную картину: из всех углов вваленках с галошами, телогрейках и ушанках едут по снежным мостовым люди – навелосипедах...» [16]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn15. Вовтором – для передачи непосредствен­ных авторских впечатлений: «Сквозь занавесьна окне низко било солнце, я от­дернул ее. Снегопад стих. Прямо пе­редо мнойтемнела вода не замершего еще озерного затона, на берегу вверх истертымиднищами одна на другой лежали старые лодки. Напротив – из плотно пригнанныхстоймя темных сырых досок забор, переходящий в стену сарая, и стена эта уходилав воду. И прямо в воду же отворялась в этой стене дверца – российская Венеция».В третьем – для сопос­тавления: «Прежде, в слепцовские времена, Осташковславился раками, снетком и маринованными налимами. В наши дни раков, как иналимов, сделалось мало, им нужна чис­тая вода, зато далеко за пределамиокрестностей гуляет слух о не­вероятном обилии в озере угрей». В четвертом –для описания пути: «Обитель – на ост­рове Столобенском, туда ведет живописнаядорога, вьющаяся сквозь со­сно­вый бор. Она ныряет в какой-то овраг, выныриваетв каком-то весьма благо­образно глядящемся в снежном покрове селе, огибает егопо околице, и, не заме­тив как, вы въезжаете на узкий мост и взбираетесь крутовверх, оказыва­ясь вдруг под монастырскими стенами. Вокруг на соседних островахвидне­ются и сям и там запорошенные деревеньки, а монастырь вознесен над озе­ром.Заливчики и заводи уж заморозило, хотя вода на самом озере еще чиста, и взатоне видна одинокая фигура рыбака. Пейзаж самый умиротворяющий». Эти и другиепей­зажные зарисовки, которые словно золотые россыпи обна­руживаются во многихчастях очерка, создают не только своеобразный фон журналистского путешест­вия,но и поэтичность повествования. С помощью пейзажа автор воссоздал кар­тину старинногорусского города, его характер­ные черты и особенности, а также обрисовал бытлюдей.
В путевых очерках пейзаж необходим:
1    длягеографического обозначения места действия;
2    дляобрисовки местности, чтобы читатели могли лучше ознакомиться с при­род­нымиусловиями проживания людей, с экзотическими красотами и т.п.;
3    длядинамичного описания сменяющихся картин путешествия;
4    длязапечатления различных явлений природы и т.д.
В портретном очерке пейзаж может нести какфоновую, так и смысло­вую нагрузку, раскрывая нечто новое в человеке. Дляпримера приведем очерк Олега Блоцкого «По лезвию бритвы», в которомрассказывается об из­вестной альпини­стке Рано Сабировой и о ее рискованномпереходе по горам Гиндукуша из Паки­стана через Афганистан в Таджикистан. Ееспутницей была американка Фрида. В первой пейзажной зарисовке описывается опас­ностьпредпринятого маршрута: «Три дня экспедиция по узенькой тропе под­нималась всевыше и выше в горы. Люди шли по маленькому уступчику, по­стоянно прижимаясь кскалам. Порой он был настолько узок, что стопу при­ходилось ставить на ребро. Иесли сорвешься, то никто и ничто не поможет» [17]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn16. В следую­щей пейзажной зарисовке эта опасность нагнетается: «Начетвертый день экспе­диция вышла под перевал. Начиналось царство льдов изапорошенных трещин. И вот тут-то сплошной чередой, словно неукротимая лавина сгор, пошли неприят­ности». Здесь уже используются образные сравнительныехарактеристики. В ходе трудного пе­рехода, рассказывает журналист, РаноСабирова и ее американ­ская спутница безнадежно отстали от своих проводников.Катастрофическую для женщин ситуацию очеркист передает через описание суровойокружающей при­роды: «Три огромных, неподъемных тюка остались лежать на снегу.Вокруг во все стороны простирались горы, путь через которые был неизвестен.Связи с внешним миром не было. Шел мокрый холодный снег, порывами дул ледянойветер, и помощи ждать было неоткуда… Дело шло к вечеру. Мороз опустился до 20градусов. Женщины, разбив палатку, забрались внутрь. Там, обнявшись, они даливолю слезам. Они плакали и абсолютно не стеснялись своих слез. А ма­ленькаяпалатка была крохотной цветной капелькой на фоне величествен­ных из­ломовогромных гор, вечных льдов и отвесных пропастей». С помощью подоб­ныхконтрастных красок очеркисту удалось описать внутреннее состоя­ние аль­пинисток,передать не только страх перед неизвестностью, но и отчая­нье. Обра­щение кприроде выводит журналиста на рассуждения философ­ского плана, ко­торые, содной стороны, характеризуют особенности автор­ского мировосприя­тия, а сдругой – характер героев произведения. «Именно в таких суровых и ве­личественныхгорах человек с особой остротой начинает ощущать себя микро­скопическойпесчинкой мироздания, крохотной частицей вечного мира, который он, как нипыжится, а до конца понять все равно не сможет. И он четко осознает, что сприродой шутить нельзя, переоценивая свои силы. Горы за это непременно накажут.Цивилизация осталась где-то да­леко-далеко. А здесь – свои законы». Ноальпинистки не сдались. «Все то время, – пишет автор, – когда альпинистки,лазая по горам, отчаянно искали перевал на Афганистан, их объединяла духов­наянежность». А ведь были мо­менты, когда их дороги могли разойтись. Но они,несмотря на все разногла­сия, шли дальше, подавляя в себе проявления эгоизма,отчаянья и страха...
Используя пейзажные зарисовки, автору удалось,во-первых, красочно и сочно обрисовать место действия (природный фон),во-вторых, через контраст­ные сравнения передать всю опасность предпринятогоальпинист­ками перехода; в-третьих, выразить их чувства, начиная от горестногоотчая­нья и кончая надеж­дой; в-четвертых, показать, как преодолениеестественных труд­ностей привело людей к духовному единению; в-пятых,продемонстрировать не только силу их духа, но и характера.
Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретныхочерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большейстепени на­прав­лено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие егоха­рактера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные ком­понентыесли и присутствуют в произведении, то обычно выступают в каче­стве фона,характери­зующего место действия. Введение пейзажных элемен­тов в портретныйочерк необходимо только в тех случаях, когда без этих вы­разительных средствневоз­можно передать атмосферу происходящего, про­никнуть в суть человеческогомировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этомслучае пейзаж становится смыслообра­зующим элементом.
В портретных очерках пейзаж применяется:
1    вкачестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окру­жающейего природой;
2    каксредство в раскрытии человеческого характера;
3    вкачестве фона для портрета героя;
4    какприем в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.
В проблемных очерках пейзажные компонентывстречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что на первое место здесьвыдвигается авторская мысль. Впрочем, пейзаж может использоваться в качествеэкспозиции, как, например, это сделано в очерке-расследовании АлександраЭкштейна «Оргии в городе мертвых». Экспозиция очерка начинается с пейзажнойзарисовки: «Весенний та­ганрогский парк был красив той красотой, от которой нис того ни с сего начи­нают плакать женщины, напиваться мужчины и выть собаки.Понякин, старший инспектор уголовного розыска в славном городе Таган­роге, и ясидели на скамье не зря. Когда в начале аллеи появились двое моло­дых мужчин,Понякин внут­ренне напрягся, а внешне расслаблено “заотды­хал” и “занаслаждалсяпейза­жем”...» [18]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn17. Вданном случае пейзаж несет двойную функцию: с одной стороны, он четкообозначает место и время дейст­вия, а с другой – становится для оперативника,занимающегося слежкой за нар­кодельцами, своеобразным прикрытием для отводаглаз. В качестве художест­венного средства в постановке социально значимыхпроблем пейзажные компо­ненты могут применяться в очерках на экологическуютему.
В проблемных очерках пейзаж может выступать:
1    вкачестве художественного средства в постановке социально значимых про­блем;
2    длявоссоздания социальной жизни людей и т.д.
Таким образом, пейзаж в очерковых произведенияхприменяется не только в качестве украшения или своеобразного фона. Его«служебные» функции очень широки. Пейзаж может использоваться в качествеобрисовки жизненной ситуа­ции, постановки социально значимых проблем, передачичи­тателям определен­ного настроения и показа внутреннего состояния герояпроизведения, наконец, как композиционный элемент. Формы и приемы ис­пользованияпейзажных зари­совок во многом зависят от стоящих перед жур­налистом целей изадач, а также от вида очерка.
Деталь в очерковомпроизведении является одним из средств художест­вен­ной типизации. Посредствомудачно найденной детали можно передать харак­терные черты внешности человека,его речи, манеры поведения и т.д.; выпукло и зримо описать обстановку, местодействия, какой-либо предмет, наконец, целое явление. Конечно, это требует оточеркиста особой наблюда­тельности. Истин­ный художник, отмечал Гоголь,добивается того, «чтобы вся та мелочь, которая ускользает от глаз, мелькнула быкрепко в глаза всем» [цит. по: 7, c. 36]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn18. Именно с целью воссозда­ния таких «мело­чей» многие писатели и журналистыведут записные книжки, куда заносятся наиболее примечательные детали, которые вдаль­нейшем могут быть использо­ваны в очерке. Посредством яркой детали можнозаме­нить целые описательные фрагменты, отсекая лишние и заслоняющие суть делаподробности. К основным признакам детали можно отнести ее изобрази­тельнуюемкость и конкретность. «Конкретные детали показывают жизнь не в абстрактных, ав индивидуальных проявлениях, – отмечает Г.В. Колосов. – Отдельные, пусть дажеинтересные мелкие наблюдения только тогда находят себе место в очерке, когда ихсвязы­вает сила обобщения. Описание различ­ных картин жизни, определенных чертлюдей с помощью конкретных деталей дается для раскрытия их внутреннего со­держания,состояния сущности, для выявления психологии и мировоззрения ге­роев.Конкретная деталь способст­вует законченности портрета, делает образ ося­заемым,зримым». И далее: «Живыми герои станут тогда, когда очеркист в лю­бом из нихнайдет, отметит и подчеркнет характерную, оригинальную особен­ность речи,жеста, фигуры, лица, улыбки, игры глаз и т.д. Правдивая деталь по­могает полнееизобразить предмет, повышает художественность произведения, конкретизирует его»[7, c. 35-36]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn19.
Деталь служит также эффективным средством типизацииочерковых обра­зов. По мнению В.В. Учёновой, «без обращения к детализации,предмет­ности, конкретизации, индивидуализации элементов бытия попытки созданияхудоже­ственно-образного представления обречены на неуспех» [6, c. 172]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn20. Чтобы деталь заняла в произведении дос­тойное место, стала«ключевой», способствовала созданию художествен­ного об­раза, характеристикегероев и художественно-эстетическому осмысле­нию дейст­вительности, журналистдолжен овладеть различными методами обыгрывания детали. В.В. Учёнова выделиланесколько этапов работы над де­талью.
Первый этап – вычленение опорной детали из обилиявпечатлений, окру­жающих журналиста в процессе сбора материала. Как можетпроисходить дан­ный процесс? На наш взгляд, многое зависит от использования техили иных ме­тодов сбора информации, многое в отборе жизненных фактов опреде­ляетсяпер­воначальным замыслом произведения и, конечно, определенными навыкамипрофессиональной работы [19, c. 28-35]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn21. Журна­лист, отправляясь на задание, должен четко представлять нетолько то, ка­кого рода информацию ему необходимо собрать, но и на какиестороны объекта обратить особое внимание. Таким образом, вычленение вы­разительныхдеталей из обилия впечатлений предполагает не только опреде­ленную зоркость, нои умение соотнести их с замыслом произведения.
Второй этап связан с выбором опорной детали,способной стать сердцеви­ной не только логической, но и художественной концепциипроизве­дения, – оп­ределяющий момент художественно-образного решения в журна­листикеи мик­родетализацию избранной опорной детали [6, c. 172-173]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn22. Таковы основные этапы отбора художе­ст­венно-выразительных деталейдля публицистических произведений.
Приемы обыгрывания деталей в очерке могут бытьсамыми разнообраз­ными. В одних случаях детали используются для образнойтрактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа,в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностейвнешних и внутренних человеческих проявлений. Вот как через опорнуюдеталь-образ с яб­локами обыгрываются в очерке Л. Лейнер различные эпизоды изжизни худож­ницы Е. Ненастиной: «Однажды зимой она работала во дворике, ук­рывшисьот ветра в складочке старого дома, и вдруг окно над ней раствори­лось, из негопро­тянулась рука с румяным яблоком, и чей-то голос ласково произнес:“Мерзнешь, художница? Вот тебе яблочко. Я его давно берегу, с лета – онотеплое”. В другом месте тот же мотив с яблоками рассказывается героиней: «А вдругой раз, летом, в Васильевке, куда Бунин к брату ездил из своих Озерок, сижув садике, рисую. Теплый дождик накрапывает. Смотрю на мольберт, но смутнымзрением вижу – какая-то женщина не спеша идет ко мне. Подходит. И вдруг натраву ложатся ог­ромные яблоки – будто падают с неба. Поднимаю голову и вижулучистые глаза. И это голубое сияние, и запах яблок, и предчувствиенадвигающейся грозы за­полнило все пространство кар­тины ощущением счастья!»[20]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn23. Обозначив всердцевине этих двух примеча­тельных эпизодов деталь с яблоками, автор кромеобразной трактовки событий охарактеризовал необычайно свежее вос­приятие мирасвоей героини. Интересна и форма передачи данной детали. Она «выхвачена» не изнепосредст­венных авторских впечатлений, а из рас­сказов художницы. При этом водном случае журналист, описывая данную деталь, повествует о случае с яблокамиот третьего лица, а в другом – приво­дит прямую речь героини.
Деталь-символиспользует в своем очерке А. Трохин. «Маленький рых­лый домик Андреевыхпримостился на отшибе. За ним – бездонные хвойные дали. Во дворе дюжинаразномастных комочков-кроликов, пара рябых несу­шек, банда усатых котищ инесколько дворняг в придачу. Сосенка, посажен­ная отцом в честь рождения сына,– жгучее напоминание свежей утраты» [21]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn24. Чем примечательна последняя деталь? Находясь в концевторостепенных перечислений, она поражает своей неожи­дан­ностью исимволичностью. Сосенка была раньше символом счастья (ро­дился первенец!), атеперь – напоминанием свежей утраты. Казалось бы, ав­тор привел маленький штрихиз судьбы героя, но в нем заложена значимая для конкретного человека смысловаяглубина.
В очерках используются не только существенные, но и несущественныеде­тали. И те и другие, по мнению Г.В. Колосова, «выполняют одинаково важ­ныероли, хотя, на первый взгляд, вызывает сомнение утверждение о право­мерностинесущественной детали. Основных, характерных деталей подчас бывает недоста­точно.И второстепенная деталь, сама по себе представляющая мало ценности, приобретаетв контексте весомость, необходимость и боль­шую значимость» [7, c. 36]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn25. Кроме этого, не­существенные детали могут подспудно подготовитьчитателя к восприятию опорной детали, или же создать некий фон, из которого ивозникнет целост­ное впечатление об описы­ваемом фрагменте действительности.Именно по­этому нельзя снижать значения несущественных деталей. Как отмечаетВ.А. Алексеев, «в реальном мире у пред­метов есть множество качеств: главные ивторостепенные, основные и несущест­венные, прямые и косвенные. В очерке, еслиавтор взял даже не главные, не ос­новные, а второстепенные, косвенные детали,они становятся основными, глав­ными в художественном образе, по­тому что на нихсосредоточено внимание чи­тателя». При этом он подчерки­вает, что нельзя путатьдетали реального предмета с художественными дета­лями в рассказе, романе илиочерке. «Деталь самого предмета и детали его изображения в художественномповествовании – это раз­ные вещи, хотя они и взаимосвязаны, вернее, деталипредмета определяют де­тали художественного образа, так как автор отбирает ихиз числа существующих в жизни» [2, c. 53]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn26.
Рассмотрим, как используются различные детали вочерке Дмитрия Бело­вецкого «Павлиныч, говоришь?». Повествование начинается сописания предме­тов, лежащих на письменном столе вице-мэра Москвы В. Шанцева.Среди раз­личных канцелярских принадлежностей журналист обратил внима­ние надевять маленьких каменных черепашек. «Они выстроились друг за другом ровненькойшеренгой, смотрят одна другой в попку и связаны между собой черной шелковойбечевой. Можно создавать какие угодно цепи, пере­мещая их в любом направле­нии».Казалось бы, совершенно несущественная деталь. Мало ли какая сувенир­наяигрушка лежит на столе у московского чи­новника? Тем не менее автор раз­ворачиваетдальнейшее повествование, от­толкнувшись именно от этой детали: «Мне почему-токажется, что в этом есть какая-то символика. Я вспомнил ви­денную втелефонно-информационном справочнике “Москва” за 1997 год схему структурногопостроения городского органа исполнительной власти: в прави­тельстве Москвыдевять заместителей премьера. На схеме черными жирными линиями обозначена ихвзаимозаме­няемость и взаимоподчиненность. Прямо­угольник с фамилией Шанцевапри­давлен только растянутым кеглем – премьер правительства». Девять черныхчерепашек вызвали у журналиста вполне кон­кретную ассоциацию. Кроме этогодеталь удачно обыграна и в диалоге: «Они за­чем? » – «Да это мне кто-то изКитая привез… Как сувенир… – Шанцев аккуратно ровняет их по верхнему краюразлинованного, мелко исписанного листа. – Вот они полностью подо­шли…Во-первых, прижимают мой рабочий план, во-вторых, их по-разному можнорасставить и вроде каким-то делом занимаешься...».
Следующие детали, которые используются в очерке,обрисовывают внеш­ность Шанцева: «На военном параде Шанцева сфотографироваликак-то в ар­мейской форме. Было жутко холодно. Кто-то заботливый принес емубушлат и фуражку. Потом в газете снимок и к нему подпись: военная форма цветахаки идет Шанцеву, как кепка – Лужкову. Шанцев обиделся. “Я, – гово­рит, –знаю, для чего это делается”. – “Для чего?” – “Впечатление создать, что я злой,некуль­турный… Человек, взгляд которого тяжел, как штанга...”. А мне кажется,что он напрасно обиделся. У Шанцева настороженно-справедливое лицо городового:Где нарушения?! Кому помощь нужна? Меня не обведешь вокруг пальца! Да­вайтеразберемся! Дела делать надо!» [5]evartist.narod.ru/text/79.htm — _ftn27.
Здесь, как и в предыдущем фрагменте, опорная деталь(«армейская форма») находится в ассоциативной связке с другими деталями («кепкамос­ковского мэра», «взгляд тяжел, как штанга»). С помощью этих деталей авторуудалось описать типичные черты столичного городового.
Таким образом, особенность работы журналиста сдеталью связана, с од­ной стороны, с тщательным отбором наиболее характерныхдеталей, а с дру­гой – с искусством их обыгрывания в тексте. Все это позволяетпридать опи­сываемой картине выразительность, конкретность и образность.
Портретные характеристики.По мнению В.И. Шкляра, «портрет в публи­цистике зачастую выступает в качествесвоеобразного аналога харак­тера героя. Он дает возможность наглядно, зримоувидеть героя и в этом плане он стимули­рует читательское воображение. Другаяего функция – по­мочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мирдуши чело­века, в мир его эмоций и чувств» [8 c. 44]. evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn28Портретная характеристика напрямую связывается с психологическимиосо­бенностями личности. Действи­тельно, внешность человека, его манера оде­ваться,привычные позы, жестикуля­ция, мимика и т.п. могут при вниматель­ном взглядемногое сказать о человеке. Основное требование, которое предъ­является к любойпортретной характери­стике – это документальная точность отображения. В данномслучае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека,но не стоит отка­зываться и от показа типиче­ского. Именно сочетание строгогодокументализма и художественного обоб­щения и рождает полноценный очерковыйобраз.
В портретных характеристиках журналисты активно используютдостиже­ния современной психологии. Например, выяснив, к какому психоло­гическомутипу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холе­рик или ме­ланхолик,они могут определить, как те или иные качества прояв­ляются в облике и поведенииличности. Именно этим методом пользуется Владимир Васильев, пытаясь создатьэскиз психологического портрета Евге­ния Примакова. По его мнению, бывшийпремьер-министр – типичный флег­матик. Что это означает? Определяющим дляфлегматика является сочетание двух качеств. Первое – ин­траверсия: обращенностьвнутрь себя, закрытость от окружающих, склонность воспринимать себя и остальныхв функциональном, неодушевленном плане. Второе – низкая эмоциональнаявозбудимость: спо­койствие, уравновешенность, умеренность переживаний. Исходяиз данных положений, автор описывает сво­его героя. «Одежда. Если он стоит илиидет, пуговицы всегда застегнуты (за ис­ключением нижней, не застегиватькоторую предписывает этикет).
Осанка. Только сидя Евгений Максимович позволяет расслабиться:отки­нуться на спинку кресла или, напротив, опереться на руки, положенные настол.
От флегматика бессмысленно ожидать интенсивнойжестикуляции, разно­образия выразительных движений. Но информативность жестовчрезвы­чайно высока.
Мимика. Наиболее характерное выражение лица –сосредоточенно-напря­женное, отражающее деловую собранность. Отклонения от этой«нормы» на­блюдается в трех основных вариантах: жесткость, обида и улыбка –каждый из этих вариантов не оставляет сомнений в искренности отражениясоответствую­щих эмоциональных переживаний...» [22]evartist.narod.ru/text/79.htm
— _ftn29.
Вот так, исходя из определенных психологическиххарактеристик, вос­созда­ется портрет человека. В описании облика используютсятакже различ­ные порт­ретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно под­черкнутькакое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические ре­акции,наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.
Художественные средства изображения необходимы нетолько для обри­совки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. Всовременной пуб­лицистике, как мы убедимся далее, усиливаются психологическиеначала в по­казе духовного мира личности.

2. ГЛАВА. языковыЕ и стилистическиЕ особенностИ жанраочерка
Данная глава посвящена анализу типа текста, котороеобычно относятся к «авторской» или «писательской» журналистике, подчеркивая темсамым их особый характер. Проявляется он, прежде всего, в повышенной требова­тель­ностик языку, художественной образности, эмоциональной насыщен­ности текстов,глубине авторского обобщения действительности. В силу этого ос­воения искусстванаписания очерка в художественно-публицистиче­ском жанре считается наиболеетрудной ступенью при восхождении к вер­шинам журналистского мастерства. Вданной главе идет подробный анализ языковых и стилистических особенностей жанра«очерк» (типы речи, стили­стические фигуры, синтаксические конструкциипредложений), на примере проблемного очерка М. Матвеевой «Служить иливыживать?». Данный ма­териал очень ак­туален на сегодняшний день и егоструктура типична для рассматриваемого мною жанра.
 
2.1. Типы речи
В своем очерке автор рассуждает над тем, что сегодняслужить в России опасно. В данном тексте очерка существует характерная чертаочерков. Это смешение типов речи.
Автор использует рассуждение, тезис кото­рого можновыделить в 6 предложении, что неуставные отношения и жесто­кость военногоначальства, ведет к тому, что служить сегодня в России опасно. Аргументы мывидим в примерах, доказывающих неуставные отношения солдат, в предложениях 10:«Например, заставляли без конца открывать и закрывать форточку, на­нося приэтом всякий раз «духу» удар в солнеч­ное сплетение», 11: «Или за пять се­кундприносить старшему тапочки и полотенце (за опозда­ние прови­нившийся должен былс разбегу биться головой о стену)», 12: «Просто из­бивали табу­ре­том илигантелей по темени», 13: «Чтобы не оставалось сле­дов, приказывали прикрыватьго­лову вывернутыми наружу ладонями («де­лать лося»)», 14: ««Результат такой«воспитательной работы» весьма пла­чевный: «органиче­ское поражение головногомозга травматического гене­зиса с легким интел­лектуальным снижением и стойкимастенодепрессивным синдро­мом», как сказано во врачебном заключении».Заключение, из кото­рого следует, что случаи «дедовщины» не единичны, анаоборот их очень много, заключается в предложениях 19, 20, 21, 22: «Если быэтот случай оказался единичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо­служащих,а также слепо­той, равнодушием или молчаливым пособничест­вом коман­диров, темне ме­нее продолжать доверять армии. Действительно, виновные (по крайней меренепосредственные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, влюбой стране – не застрахована от прояв­лений насилия между своими же служащими.…Однако таких подобных случаев (даже тех, что раз­бираются в судах) — сотни.Таких, о  которых знают только сами солдаты и их родители – во много разбольше»
Так как в тексте сообщается о проблеме «дедовщины» вармии, в его времен­ной последовательности, а на первый план выдвигаетсяпорядок про­текания действия, развитие сюжета, то можно сделать вывод, что итип речи повест­вование тоже присутствует в данном проблемном очерке. Завязкудей­ствия мы видим в 9 предложении («В учебной воинской части № 7527, распо­ложеннойв центре Орла, «деды» заставляли мо­лодых солдат – «ду­хов» сти­рать себеисподнее, отбирали деньги и продукты, развлекались изо­бретением разнообразных«упражнений» для новобранцев»), далее в хроно­логической последовательностиидет развитие действия. В 14 предложении («Результат такой «воспитательнойработы» весьма плачевный: «органиче­ское поражение головного мозгатравматического генезиса с легким интел­лектуальным сни­жением и стойкимастенодепрессивным синдро­мом», как сказано во врачеб­ном заключении»)кульминация повествования, и в 16 предложении («В конце концов «дедов»наказали») развязка события. Выра­зительная и изобра­зительная сила данногоповествования заключается, прежде всего, в нагляд­ном представле­нии действия,движения людей и яв­лений во времени и про­странстве. По­скольку в данномпроблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголамособенно формам прошедшего вре­мени: «за­ставляли», «отбирали», «развлекались»,«избивали», «приказывали», «нака­зали». Они, обозначая последовательносменяющие друг друга события, по­могают автору разворачивать повество­вание
 
2.2 Языковые средства выразительности
Так как данный текст посвящен ар­мейской теме, тоздесь встречается лексика, характерная для армейской среды: «призывник», «воин­скаячесть», «деды», «духи», «но­вобранцы», «делать лося», «рота», «старо­служащие»,«командиры», «сол­даты». Благодаря ним автор доказывает нам свою осве­домленностьв про­блеме неуставных отношений в армии, и у чита­теля появ­ляется больше до­верияк данной информации. Написать проблем­ный очерк, не разбираясь в той сфередеятельности, которая в нем затрагива­ется, невоз­можно.
Для более точного эмоционального выражения проблемы«дедовщины» в армии, автор использует иронию: «Результат такой «воспитательнойра­боты»…», «…развлекались изобретением разнообразных «упражнений» дляновобранцев». Слова «воспитательная работа» и «упражнения», автор ста­вит вкавычки, что позволяет аудитории искать, обратный, противополо­женный смыслвысказывания. Следовательно, под выражением «воспитательная ра­бота», читательпонимает – издевательства, которые совершали старослужа­щие по отношению кмолодым солдатам; а слово «упражнения», означает на­казания, которые пришлосьтерпеть солдатам-призывникам.
Использование антитезы в предложении 3 «Воспитываетли армия «на­стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в ка­леку?»,противопоставляет понятия «здорового молодого человека» и «ка­леки», чтоусиливает впечатление и придает тексту трагическую нотку.
Для того, чтобы показать результаты неуставныхотношений в армии, то как они могут поменять жизнь молодого человека, авториспользует ци­тиро­вание врачебного заключения: «…органическое поражениеголовного мозга трав­матического генезиса с легким интеллектуальным снижением истойким ас­тенодепрессивным синдро­мом…», что придает очерку официаль­ный исерьезный тон, и так же показывают читателям осведомленность автора в даннойпроблеме.
Точное место действия: «В учебной воинской части №7527, располо­женной в центре Орла…», делает очерк достовернее, так же точныефакто­ло­гические данные это главный признак, как проблемного очерка, так ивсего публицистического стиля в целом.
Для усиления выразительности речи, для приданиятексту красочности автор использует различные средства выразительности,благодаря которым текст становится насыщеннее и интереснее. Благодаря градации,с использо­ванием экспрессивно-оценочной лексики: «…слепотой, рав­нодушием илимолчаливым пособничеством…», Матвеева передает нам ат­мосферу жестоко­сти,бесчеловечности командиров к солда­там, которая царит в современной армии.Автор, для того, чтобы показать невыносимое, беспо­мощное состоя­ние простыхсолдат использует синонимы: «провинив­шийся», «новобранец», «пострадавший».
Олицетворение «воспитывает ли армия», «доверятьармии», использо­ванное в предложении 3 и 19, одушествляет армию, дает ейхарактеристику живого существа.
Повтор слова «любой» в 20 предложении(«Действительно, виновные (по крайней мере непосредственные) наказаны; армиявообще – при любой орга­низации службы, в любой стране – не застрахована отпроявлений наси­лия между своими же служащими.…»), делает речь авторапризывнее. Мат­веева дает читателю понять, что проблема «дедовщины» в армииесть не только в нашей стране, а с ней можно столкнуться везде. Это проблема нетолько Рос­сии. Для того чтобы язык текста был красноречивее, автор исполь­зуетхарак­терный для проблемного очерка троп- гипербола. В тексте она встречаетсячасто «…без конца открывать и закрывать…», «…за пять секунд прино­сить…»,«Однако таких подобных случаев (даже тех, что разбираются в су­дах) – сотни.Таких, о которых знают только сами солдаты и их родители – во много разбольше». Преувеличения данных фактов, выделяют данную про­блему, проблемудедовщины в армии.
Выразительная и изобразительная сила данногоповествования заклю­ча­ется, прежде всего, в наглядном представле­нии действия,движения людей и явлений во времени и пространстве. По­скольку в данномпроблемном очерке сообщается о событиях, особую роль здесь принадлежит глаголамособенно формам прошедшего времени: «за­ставляли», «отбирали», «развле­кались»,«избивали», «приказывали», «нака­зали». Они, обозначая последо­вательносменяющие друг друга события, по­могают автору разворачивать повествова­ние.
 
2.3 Синтаксис
Проблемный очерк М. Матвеевой начинается с каскадариторических во­просов, которые не требуют ответа, так как ответ найти на нихневозможно, и просто вопросительных предложений: «Почему? Воспитывает ли армия«на­стоящего мужчину» или превращает здорового молодого человека в калеку?Какой должна быть ар­мия, чтобы выражение «воинская честь» и «священный долг»не произноси­лись с иронией, а необходимость служить не ка­залась бе­дой?», этопозво­ляет заострить и одновременно убедить аудиторию в том, что служит сего­дняв российской армии опасно, и нужно как-то решать эти во­просы, найти ответы.
Использование предложения с умолчанием– внезапнымпрерыванием вы­сказывания («Действительно, виновные (по крайней мере,непосредст­венные) наказаны; армия вообще – при любой организации службы, влюбой стране – не застрахована от проявлений насилия между своими же служа­щими.…»),предоставляет возможность читателю догадаться, или самому поразмыслить над этимпред­ложением. И все равно автор останавливается на том, что ре­шить такуюпроблему, как «дедовщина» в армии очень сложная задача, не только в нашейстране, но и во всем мире.
Так как данный текст, написан типом речи –рассуждением, то здесь встречается большое количество предложений с вводнымиконструкциями (11,13,20,21) помогает аудитории лучше понять идею автора,которую он хо­чет до них донести. Это так же большое количествосложноподчиненных предложений: «Какой должна быть армия, чтобы выражение«воинская честь» и «священный долг» не произносились с иронией, а необходимостьслужить не ка­залась бедой?», «Те из потерпевших, кто был в состоянии про­должатьслужбу, продолжали ее в других частях.», «Если бы этот случай ока­залсяединичным, можно было бы, возмутившись жестокостью старо­служа­щих, а такжеслепотой, равнодушием или молчаливым пособничест­вом коман­диров, тем не менеепродолжать доверять армии», «Таких, о  ко­торых знают только сами солдаты и ихродители – во много раз больше». Дробление предложений 10,11,12,13: «Например,заставляли без конца от­крывать и за­крывать форточку, нанося при этом всякийраз «духу» удар в солнеч­ное спле­тение. Или за пять секунд приносить старшемутапочки и по­лотенце (за опо­зда­ние провинившийся должен был с разбегу битьсяголовой о стену). Просто избивали табу­ретом или гантелей по темени. Чтобы неос­тавалось следов, приказывали прикрывать го­лову вывернутыми наружу ла­донями(«делать лося»)», делают речь автора призывнее, настойчивее, ритмичнее идинамич­нее,  так же короткие конструкции предложений легче воспринимаются ау­диторией.
Повторение одной и той же грамматической конструкциив начале пред­ложений – анафора, а так же одинаковое построение рядом стоящихпредло­жений – параллелизм предложений («Однако таких подобных случаев (дажетех, что разбираются в судах) – сотни. Таких, о которых знают только самисолдаты и их родители – во много раз больше»), придают заключительному абзацупроблемного очерка настойчивость и незавершенность.
Внимание автора в очерке «Служить или выживать?»сосредоточено на действии, действующее лицо остается в тени, так как оно неважно для М. Матвеевой. В данном тексте подчеркиваются действия иконкретизирующие его дополнения обстоятельства, что и обуславливает наличие втексте множества неопределенно – личных предложений («Например, заставляли безконца открывать и закрывать форточку, нанося при этом всякий раз «духу» удар всолнеч­ное сплетение. Просто избивали табу­ретом или гантелей по темени. Чтобыне оставалось следов, приказывали прикрывать го­лову вывернутыми наружуладонями («делать лося»).

Заключение
Подобно искусству, публицистикареализует себя в различных жанро­вых формах. Жанр – этоотносительно устойчивая структурно-содержатель­ная ор­ганизация текста,обусловленная своеобразным отражением действи­тельности и характером отношенияк ней творца [9, c. 138]. К жанрам ин­формационной публицистики сегодня принятоотносить: заметку; интервью; событийный ре­портаж. К жанрам аналитическойпублицистики относятся: проблемная статья в печати, проблемный репортаж,корреспонденция, бе­седа, комментарий, обо­зрение в прессе, на радио и ТВ. Кжанрам художест­венной публицистики от­носятся: зарисовка, очерк, эссе,фельетон и другие сатирические жанры.
Очерк — литературныйжанр, отличительным признаком которого явля­ется художественное описание попреимуществу единичных явлений дейст­вительности, осмысленных автором в ихтипичности. В основе очерка как правило лежит непосредственное изучение авторомсвоего объекта.
Основной признак очерка — писание с натуры. В другихлитературных жанрах типизация создается путем обобщения отвлекаемых авторомхарак­терных черт множества единичных явлений; типическое конструируется здесьпри помощи вымысла, фантазии, опирающихся на наблюдения этих яв­лений. В очеркевымысел играет значительно меньшую роль, чем в других жанрах. Типизация вочерке достигается, помимо выбора типичных явлений, отбором особенно типичныхдля явления черт.
Из описательного по преимуществу характера очеркавытекает и компо­зиционное его построение. В очерке может совсем отсутствоватьсюжет или он во всяком случае ослаблен. Автор очерка часто переходит от одногоха­рак­теризуемого явления или его стороны к другому, лишь в общей форме наме­чаяих зависимость. Не связанный необходимостью наглядно, в образ­ной форме показыватьразвитие действия, автор очерка чаще, чем авторы других жанров, вмешивается вход описываемых событий от первого лица. Это дает очеркисту возможность болеесвободной группировки материала, возмож­ность многообразных сопоставлений,аналогий и пр.
В очерке гораздо большее значение, чем например врассказе, имеют публицистические рассуждения, научные обобщения, иногда дажестатисти­ческий материал.
Язык очерка в большей мере, чем язык любого другоголитературного жанра, включает элементы языка публицистического и научного.
Черты очерка как жанра не остаются постоянными. Вразные историче­ские периоды и у разных классов выступают и усиливаются то однихарак­терные стороны жанра, то другие; меняется само положение очерка средипрочих жанров. Очерк встречается в истории литературы в самые разнооб­раз­ныеэпохи. Но в определенное время очерк получает особенно важное значе­ние,выдвигаясь на передний план литературной жизни. Это бывает, прежде всего, впериод формирования пробуждающимся классом своей ли­тературной идеологии, когдаактивная позиция класса требует безотлага­тельного вмеша­тельства в новыежизненные условия. Те же обстоятельства обусловливают выдающееся значениеочерка и у класса укрепившегося, но резким поворотом истории поставленногоперед необходимостью по-новому осознать мир.
Являясь одним из жанров литературы и журналистики,очерк своими особыми средствами — показом характерных явлений, типическихизмене­ний психики людей — решает задачу создания стиля реализма.

Списоклитературы
 
1.        ГорькийM. A.-O. Жиге.// Собр. соч.: В 30 т. — М., 1953. Т. 30. С. 145.
2.        АмпиловВ.А. Современный газетный очерк. — Минск, 1972.
3.        УрокиАграновского. — М., 1976.
4.        ЖурбинаЕ.И. Теория и практика художественно-публицистических жан­ров. — М., 1969.
5.        БеневоленскаяТ.А. Портрет современника: очерк в газете. — М., 1983.
6.        УчёноваВ.В. Творческие горизонты журналистики. — М., 1976.
7.        КолосовГ.В. Поэтика очерка: Учеб.-метод, пособие к спецкурсу «Про­блемы советскогоочерка». — М., 1977.
8.        ШклярВ.И. Публицистика и художественная литература: продук­тивно-твор­ческаяинтеграция: Автореф. докт. дис. — Киев, 1989.
9.        КройчикЛ. Система журналистских жанров.// Корконосенко С. Ос­новы творческойдеятельности журналиста. — СПб., 2000.
10.     Алексеев В.А. Очерк. Спецкурс для студентов заочногоотделе­ния. — Л.,1973
11.     БеневоленскаяТ.А. Композиция газетного очерка. — М., 1975.
12.     КорконосенкоС. Основы теории журналистики. — СПб., 1995.
13.     МасловаН.М. Путевые заметки как публицистическая форма. — М., 1977.
14.     ПрохоровЕ. Введение в теорию журналистики. — М. 1998.
15.     МайдановаЛ.М. Структура и композиция газетного текста (средства вырази­тельного письма).- Красноярск, 1987.
16.     КлимонтовичН. Румяный город.// Общая газета. 1998. 4 нояб.
17.     БлоцкийО. По лезвию бритвы.// Литературная газета. 1998. 4 ноябр.
18.     ЭкштейнА. Оргии в городе мертвых.// Литературная газета. 1999. 16-23 июня.
19.     КимM.H. От замысла к воплощению: Технология подготовки журналист­скогопроизведения. — СПб., 1999.
20.     ЛернерЛ. Яблоки с неба.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
21.     ТрохинА. Вот наш Онъгинъ, сельский житель.// Общая газета. 1999. 20-26 мая.
22.     ВиноградовИ. Парадокс великого затворника.// Общая газета. 1998. 10-16 дек.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Интерьер как средство характеристики героя в поэме Н.В. Гоголя "Мертвые души"
Реферат Конспект уроку Загальна характеристика культури і літератури доби відродження
Реферат Основы ресторанного бизнеса
Реферат Аналогія: теорема Піфагора на площині і в просторі
Реферат Проектирование систем абонентского доступа на основе технологии ADSL для Мичуринского регионального
Реферат Разработка коллекции женского костюма классического стиля с элементами романтики в условиях индивидуального производства
Реферат Роль уроков информатики в развитии познавательной активности младших школьников 2
Реферат Понятие и признаки правонарушения
Реферат Товароведная характеристика ассортимента и качества вина
Реферат Причерноморский экономический район Украины
Реферат Ставрополье в древности
Реферат Девиантное поведение личности 3
Реферат Брест-літовський договір
Реферат Понятійний апарат терміну "кібернетика"
Реферат Роль государства в обеспечении безопасности жизнедеятельности граждан