Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Милиция в системе правоохранительных органов

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
  3
  1. История становления милиции в России
  5
        1.1. Правовые основы создания органов милиции
  5
       1.2. Содержание деятельности милиции в РФ на современном                              
              этапе
13
  2. Организация милиции в Российской Федерации
17
         2.1. Криминальная милиция
19
       2.2. Милиция общественной безопасности
      
27
        2.3. Проблемные вопросы, связанные со службой в органах милиции
43
 Заключение
47
Библиография
50
Приложение
53
                                              ВВЕДЕНИЕ
Очень часто мы, граждане России,сталкиваемся в том или ином случае ссотрудниками ГИБДД, патрульно-постовой службы, паспортно-визовых подразделений,подразделений уголовного розыска, участковыми уполномоченными и так далее.
Данные должностные лица являются работниками органов внутренних дел, а точнее — милиции. Она, являясьсистемой государственных органов исполнительной власти, входит в системуМинистерства внутренних дел Российской Федерации.
Милицияявляется одной из наиболее значимых структур в системеорганов внутренних дел. Как мы знаем из повседневной жизни, она обеспечиваетсоблюдение общественного порядка иобщественной безопасности с целью охраны прав и сво­бод граждан, законныхинтересов юридических лиц и обществен­ных объединений, охраны собственности иборьбы с преступ­ностью.
Кодексом об  административных правонарушениях Российской Федерации к компетенции органоввнутренних дел (милиции) в связи сих  существенной ролью в общественныхотношениях как правоохранительныхорганов, обеспечивающих общественный порядоки общественную безопасность, отнесены многие дела об административныхправонарушениях.
Знание правового статуса милициикак правоохранительного органа необходимо не только будущему юристу, но илюбому гражданину, поэтому тема бакалаврской работы «Милиция в системе правоохранительных органов» является актуальной.
Цельюисследования являетсярассмотрение правового статуса милиции как правоохранительного органа в системе действующих в Российской Федерацииправоохранительных органов. 
Длядостижения этой цели последовательнорешался рядзадач:
— рассмотрение истории становления милиции в России;
-             характеристика задач милиции, видов ее деятельности, организационной структуры;
-        описание правовой основы ее деятельности;
-        выявлениепроблемных вопросов  в деятельности милиции.
Предмет исследования – проблемы деятельностимилиции как структурного подразделенияправоохранительного органа в системе МВД России.
Методыисследования: историко-правовой,логический, анализа и синтеза, сравнительно-правовой, прогностический.
Информационнойбазойисследованиявыступило действующее отечественное законодательство, прежде всего Закон РФ «Омилиции», Кодекс об административных правонарушениях,Уголовный кодекс РФ, Уголовно-процессуальный кодекс России.
 Теоретическая база представлена работами А.А.Чувилева, А.М.Артемьева, М.Я. Масленникова и других ученых.
Структура работыотражает логику и последовательность исследования.Она состоит из введения, двух глав,заключения, библиографии, приложения.
Возможно, она будет интересна кактеоретикам, так и практикам, чья деятельность связанас работой милиции как правоохранительного органа в Российской Федерации.

1. ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ МИЛИЦИИ В РОССИИ
1.1.        Правовые основы созданияорганов милиции
В 1917 годупосле победы буржуазно-демократической революции на  местах в болеешироких масштабах, чем в центре, проходил слом охранных отделений жандармерии.Вместо них возникала милиция, которая подчинялась земствам и органам городского самоуправления.В связи с тем, что в местных органахмилиции Временного правительства имелось много демократических элементов, она вбольшинстве случаев либо занимала нейтральную позицию, либо сочувственноотносилась  к  трудящимся. Большевики   вели борьбу за привлечение еена свою сторону, в результате чего некоторые комиссариаты милиции  Петрограда  стали   возглавлять большевики. Например, в Минске во  главе  городской  милиции  Временного правительства стоял  видный    деятель большевистской  партии М.В.Фрунзе. Большевики возглавляли также комиссариаты милиции в ряде городов Сибири.
В силуэтого сложилось такое положение, что Временное   правительство не могло использовать милицию дляподавления революционного движения. Уже в первые дни марта 1917  года рабочая милициябыла создана в 23 городах, как орган всеобщего вооружениянарода, пришедший на смену старой армии и полиции  и  призванныйосуществлять не только охрану порядка, но и всестороннюю защиту революции.Милицейскую службу трудящиеся несли поочередно в  свое   рабочее время; за ними сохранялся средний заработок на предприятиях. Рабочие сами избирали своих  руководителей:начальников отрядов, командиров икомиссаров.
Еще впериод подготовки Октябрьскоговооруженного   восстания вструктуре Петроградского ВРК (Военно-Революционный Комитет) существовалотдел  рабочей   милиции. Он  ведал  раскрытием преступлений,пресекал тайную  торговлю оружием и спиртными напитками,   предотвращал   хулиганство,  арестовывал     спекулянтови  т.д.
Но в ходеустановления диктатуры пролетариатавозникла необходимость образовать специальный орган охраны революционного порядка, который выполнялбы только эту функцию и  освобождалсяот других, возлагаемых на армию. 28 октября 1917 года было издано постановление Народногокомиссариата внутренних дел “О  рабочей милиции”[1],которая  учреждалась  приСовете рабочих и солдатских депутатов. Объявиво создании подлинно народных органов охраны общественного  порядка, постановление, однако, не уточняло правового положениямилиции, ее места в советском государственном аппарате. Постановление говорило  о создании рабочей милиции, не даваяникаких указаний   относительно  сельских  районов страны. Позднее, в ноябре 1917 года,при  ВРК  была  образована   Комиссияпо  ликвидации старой милиции. Этот процесс затянулся до весны 1918 года.
НКВД(Народный Комиссариат Внутренних Дел) и НКЮ (Народный Комиссариат Юстиции)  РСФСР  в октябре1918 года по поручению Совнаркома издали Инструкцию об  организации Советской  Рабоче-крестьянскоймилиции, закрепившую основные принципы ее организации и деятельности.
Основнымизадачами  милиции были: охрана революционного порядка,обеспечение соблюдения закона всеми   гражданами. Милицияпроводила  дознание по уголовным делам, осуществлялав этих целях определенныепроцессуальные  действия,выполняла  поручения судебных  и следственных органов, приводила висполнение приговоры.
Органымилиции  строились  на  основе двойного подчинения.     Центральным ееорганом стало Главное управление, организованное в составе НКВД. Борьба задальнейшее укрепление законности нашла свое   отражение  и  в  реорганизации   органов  государственной безопасности. В 1922 году ВЦИК (Всероссийский Центральный   ИсполнительныйКомитет) упразднил ВЧК (Всероссийскую Чрезвычайную Комиссию) и создал вместонее Государственное  Политическое  управление, входящее в состав НКВД.
Изменениеформ классовой борьбы определило и задачи   милиции. В 1921-22 годах  ей  наряду  сГПУ пришлось вести широкую борьбу с бандитизмом. Большую роль сыграла милиция в охране народного достояния  и  борьбе  с  хозяйственными и должностными преступлениями. В 1925-26 годах на милицию были возложены обязанности оказывать  содействие органам государственного управленияв охране лесов, сборе налогов, исполнении решений судов по гражданским делам ит.д. Также была создана ведомственнаямилиция дляохраны государственных предприятий иучреждений.
Позднее, в1931 году, было издано «Положение о Рабоче-крестьянскоймилиции Союза ССР».[2] Вэтом документе впервые регламентировалась ее  организация  и деятельностьв масштабе всего Союза, оно также предусматривало более полное  подчинение  местных органов милиции ее центральным органам. Централизация была усилена еще больше, когда в 1932 году былосоздано Главное   управление Рабоче-крестьянскоймилиции при ОГПУ (объединенное государственное политическое   управление), подчинившее    республиканские управления.
В 1934 годубыл образован общесоюзный Наркомат  внутренних дел, и Главное управлениемилиции было включено в его состав.
В конце30-х годов в составе НКВД СССР по-прежнему функционировало  Главноеуправление милиции, которое руководило общей милицией и уголовным розыском.Сохранялись принципы организации деятельности  советской  милиции, сложившиеся еще в первые годы Советской власти. В ведении НКВДСССР оказались переселенческое дело, картография,а также архивное дело. При НКВД стало действовать Главное архивное  управление, которое  руководило   широкой сетью государственныхархивов — центральных и местных.
  Вфеврале 1941   года  Главное  управление   госбезопасностиНКВД  СССР выделилось в самостоятельныйНаркомат государственной безопасности СССР.
Вконце  60-х   — начале 70-х годов была создана единая длявсей страны система органов охраны общественного  порядка. Указом  Президиума   ВерховногоСовета СССР от 26 июля 1966 года винтересах обеспечения единого  оперативного  руководства  деятельностью органов   охраны  общественного  порядкав борьбе с преступностью образуется союзно-республиканское   Министерство охраны общественного порядка СССР. Основное назначение правоохранительных  органов  определялось задачей   по    искоренению преступности в обществе.
Правовые основы создания уголовно-розыскных органов.
Система уголовного розыска возниклав октябре 1918 года, послеутверждения в составе Главногоуправления милиции Центральногоуправления уголовного розыска направах отдела. До этого уголовный розыск, безусловно, существовал в крупныхгородах, но децентрализовано, и подчинялся местным Советам. Центр розыск разработал планреорганизации всего розыскного дела в России, хотяречь шла фактически о новом создании розыскной системы, поскольку старых кадроврасстреляли, а новых не могло ибыть.
Правовой основой создания советского уголовного розыска стало «Положение оборганизации отдела уголовного розыска» НКВД,изданное 05.10.18 г.[3],по которому органы уголовного розыска учреждались в городах с населением неменее 40-45 тысяч человек. Пригубернских и городских управленияхмилиции созданы были отделенияуголовного розыска. Общее руководство системой уголовного розыска осуществлял НКВД.
Все вопросы строительства аппаратауголовного розыска ГУ милиции РСФСР решало совместно с местными Советами.
В сложные годы становления новой «рабоче-крестьянской»власти процесс становления милициипродолжался. 3 апреля 1919 года СНК РСФСР издал декрет «О советскойрабоче-крестьянской милиции»[4],по которому сотрудники милиции не подлежали призыву в Красною Армию, оставалисьна своих местах и считались прикомандированными к управлениям исполкомов Советов. На НКВД возлагалась обязанность держать в действующей армии 1/3 милиционерови 1/5 командного состава милиции. В милиции вводилась военная дисциплина и обязательноеобучение военному делу. Части милиции, находящиеся в районах боевых действий, по согласованиюреввоенсоветов армий и фронтов с местными Советами, могли привлекаться к обучению в боевых действиях.При этом они переходили в подчинение к армейским военачальникам. 15 апреля 1919 года НКВД послал на места циркуляр, разъясняющий «неразумным» практическую реализациювышеназванного декрета от 03.04.19 г. В соответствии с декретом СНК и циркуляром НКВД была произведена перестройка органовмилиции, согласно воинским уставам. Правовое закрепление порядка участиямилиции в боевых действияхосвободило ее от специальных мобилизаций, проводившихсяранее.
В соответствии с декретом СНК «Осоветской рабоче-крестьянской милиции»от 03.04.19 г.,   содержание всех видовмилиции принималось на государственный счет.
Кроме общей (уездно-городской)милиции для организации правопорядка в стране организуетсяспециализированные виды милиции. Так, 21 февраля1919 года ВЦИК издает постановление «Об организации железнодорожной милиции ижелезнодорожной охраны»[5],а еще до этого, 25 июля 1918 годаСНК принял декрет «Об учрежденииречной милиции»[6].Затем в апреле 1919 года последовал декрет ВЦИК о советской речнойрабоче-крестьянской милиции. Вначалежелезнодорожная и речная милиции формировались по территориальномупринципу, но затем, в железнодорожной милиции формирование происходило полинейным отделам на каждой из железных дорог, а речнаямилиции стала формироватьсяприменительно к бассейнам водных путей. В конце 1920 года по решению СоветаТруда и Обороны вся железнодорожная и воднаямилиции перешли в распоряжение командующеговнутренними войсками республики.
Осенью 1919 года НКВД, обследовавсостояние охраны на предприятиях,принял решение организоватьпромышленную милицию. На нее возлагались задачи борьбы с хищениями государственной собственности. 3 марта 1920 годав составе ГУ милиции РСФСР образовали отдел, в губернский управлениях — отделенияпромышленной милиции, на предприятиях — ее подразделения.
Дляактивизации борьбы с преступностью были осуществлены меры по объединениюорганов ВЧК и милиции. В июне 1919 года 3-яВсероссийская конференция ЧК приняларезолюцию «О взаимоотношениях междуместными ЧК и милицией»[7],одобренную НКВД. Она установила: «В коллегии местных отделов управления вводить в качестве членов председателей ЧК». Для укрепленияаппарата уголовного розыска из среды ЧК назначались люди на должностизаведующих уголовно-розыскными отделениями.В июле 1919 года произошло частичное объединение аппарата уголовного розыска итранспортных ЧК. Сотрудники уголовного розыска, обслуживающие железные дороги иводные пути откомандировывались в распоряжениеместных ЧК. В октябре 1920 года былисозданы самостоятельные органы уголовногорозыска на транспорте, организованные по линейному принципу. В феврале 1919года Центророзыску с согласиягубернских исполкомов и утвержденияГлавмилиции предоставлялось правооткрывать отделения в городах снаселением менее 40 тыс. человек, «… если по количеству преступлений будетнеобходимо иметь там число сотрудников уголовного розыска, достаточное для открытияособого отделения». В 1919-20-хгодах уголовный розыск фактически проводил предварительное следствие по большинствудел. В апреле 1920 года органы уголовного розыска и органы следствия были слиты в одно целое. Однако уже в конце 1920года, после введения народныхследователей в системе НКЮ, милицияперестала выполнять функции следствия.
В органах милиции начинаются создаватьсянаучно-технические подразделения. Вфеврале 1919 года коллегия НКВДутвердила смету на образование кабинета судебной экспертизы, регистрационного идактилоскопического бюро и музея.
Опыт строительства советскоймилиции отразился в Положении «Орабоче-крестьянской милиции».[8]08.06.1920г. проект Положения рассматривался на заседании СНК. После одобрения СНК проект Положения10.06.20 г. утвердил ВЦИК. В Положении закреплялся опыт первых лет строительства милиции. С изданиемПоложения, в основном, завершился период организационного становления милиции.
В Положении подчеркивалось, чтоснабжение милиции продовольствием, снаряжением,обмундированием, вооружением, а также обеспечение семей милиционеров производятся засчет государственного бюджета. Совет Труда и Обороны 11.07.20 г. принял постановление «О снабжении милициипродовольствием, фуражом и предметами первой необходимости»[9].В постановлении указывалось, что снабжение довольствием милиции происходит наобщих основаниях с частями Красной Армии.
В октябре1920 года аппарат Главного управлениямилиции РСФСР состоял из 8-миотделов: уездно-городской (общей), промышленной, железнодорожной, водной,следственно-розыскной милиции, инспекторского отдела, отдела снабжения и секретариата.
Правовыеположения  и организационные принципы построениярабоче-крестьянской милиции во время гражданской войны существенно меняются.Практика показала, что идеявсеобщего вооружения народа, создания нерегулярныхвооруженных   сил, выполняющих одновременно задачи   обороны  и  охраны  общественного порядка в современных условиях,не может быть осуществлена. И если  создание Красной   Армии основывалось  на принципах регулярной,единой, централизованной армии, то и милиция должна  была  основываться на своих специфических принципах, вытекающих из ее важнейших задач. Всоответствии с этим страна переходит от системы рабочих  отрядов  к созданию профессиональной милиции — особой системы органов, имеющих постоянныйштат специалистов, выполняющихспецифические задачи и освобожденные от иной работы.1.2.        Содержаниедеятельности милиции в РФ насовременном этапе
Милиция в Российской Федерации — система государственныхорганов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права исвободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных ииных противоправных посягательств инаделенных правом применения мерпринуждения в пределах,установленных законодательством РФ.[10]
Милициявходит в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Милицияв своей деятельности руководствуетсяКонституцией Российской Федерации,Законом от 18 апре­ля 1991 г. «Омилиции», федеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, международными договорами Российской Федерации, конституциями, уставами, законами и иными нормативнымиправовыми актами субъектов Российской Федерации, изданными в пределах ихполномочий.
В своей деятельностимилиция руководствуется также законами и иными правовыми актами Союза ССР,действующими на территории Российской Федерации в соответствии сзаконодательством Российской Федерации.
Приосуществлении своей деятельностимилиция руководствуется следующими нормативными актами РоссийскойФедерации:
·   Положением о милиции общественнойбезопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденный УказомПрезидента Российской Федерации N 209 от 12 февраля1993 г. (с изменениями от 2 декабря 1998 г.)[11]
·   Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 926 «О подразделениях милиции общественной безопасности" (сизменениями от 26 июля 2001 г.)[12]
·   Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000 г. N 925 «О подразделениях криминальной милиции" (с изменениями от 24 июня2003 г.)[13]
Задачами милиции в соответствии со статьей 2 Закона РФ «О милиции» от18.04.1991 в редакции от 23.12.2003 г. являются:
·   обеспечение безопасности личности;
·   предупреждение и пресечение преступлений иадминистративных правонарушений;
·   выявление ираскрытие преступлений;
·   охрана общественного порядкаи обеспечение общественной безопасности;
·   защита частной, государственной, муниципальной и иныхформ собственности;
·   оказание помощи физическим и юридическим лицам взащите их рав и законных интересов в пределах, установленных названным законом.
Иные задачи на милицию могут бытьвозложены только названным законом. Данный перечень проиллюстрирован вПриложении 1.
Деятельностьмилиции строится в соответствии с принципами уважения прав и свобод человека и гражданина, законности,гуманизма, гласности.
В соответствии с Конституцией РФ,провозгласившей права и свободы чело­века высшей ценностью, приоритет в деятельностимилиции занимает защита прав и свобод человека и гражданина независимо от пола,расы, национальности, языка,происхождения, имущественного идолжностного положения, местажительства, отношения к религии,убеждений, принадлежности к общественным объединениям,а также других обстоятельств.
Милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому илиунижающему человеческое достоинство обращению. Всякоеограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке,прямо предусмотренных законом. Крометого, милиция не имеет правасобирать, хранить, использовать и распространятьинформацию о частной жизни лица без его согласия,за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Во всех случаяхограничения прав и свобод гражданинасотрудник милиции обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связис этим его права и обязанности.
Следует отметить, что Кодекс РФ об административныхправонарушениях относит ккомпетенции органов внутренних дел (милиции) многие дела об административныхправонарушениях.
В частности ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФустанавливает, что определенные должностные лица органов внутренних дел(милиции) вправе составлятьпротоколы об административных правонарушениях.
Кроме того,  ч. 1ст. 23.3. КоАП РФ устанавливает предметную компетенцию органов внутренних дел(милиции) по рассмотрению дел об административ­ных правонарушениях. Ранее аналогичные положениябыли предусмотрены ст. 203 КоАП РСФСР[14]от 20.06.1984 г. В Приложении 2 приводитсяперечень дел об административных правонарушениях,предусмотренных нормами Особенной части КоАП РФ, отнесенных к компетенцииорганов внутренних дел (милиции) в соответствии с ч. 1 ст. 23.3. КоАП РФ.

            2. ОРГАНИЗАЦИЯ МИЛИЦИИ ВРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
По Закону РФ «О милиции» онаподразделяетсяна крими­нальнуюмилицию и милицию общественной безопасности (мест­ную милицию).
В состав милиции входят также подразделениямилиции на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, учебные заведения и подразделениядля подготовки


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование показаний допрашиваемого: понятие, этапы, значение
Реферат Бизнес-планирование деятельности предприятия
Реферат The Ethics Behind The Challenger Explosion Essay
Реферат Особенности уголовного права в системе Российского права
Реферат Принципы права вопросы теории и методологии
Реферат Прокуратура України, Шумський
Реферат Моделі і механізми впровадження маркетингу в діяльність органів місцевого самоврядування
Реферат Правовое регулирование понятие, основные черты
Реферат Организация и совершенствование электронной формы декларирования
Реферат Правое регулирование предоставления ежегодных отпусков
Реферат Правочини та їх види
Реферат «Михаил II конец династии Романовых»
Реферат Правовое положение коммерческих организаций 3
Реферат Патологическая анатомия (Неэпителиальные опухоли)
Реферат Правовая природа фьючерсных сделок и юридические проблемы возникающие при их заключении