Реферат по предмету "Социология"


Профессия социального работника

Содержание
Исторические этапы эволюциитеоретического знания в области социальной работы
Стандарты профессий
Учебные заведения
Структура, укрепляющая гражданское право
Профессиональная этика социальногоработника
Положительные и теневые аспектыспециальности
Массовость и уникальность профессии
Источники и литература
профессия социальный педагог

Исторические этапыэволюции теоретического знания в области социальной работы
Происхождениесоциальной работы как профессии идентифицируется с возникновениемблаготворительных обществ, с которыми связываются и первые ступени еетеоретического обоснования. В ранних теоретических трудах по вопросамсоциальной работы во второй половине XIX — начале XX в. обычно рассматривалосьэффективное воздействие субъекта социальной помощи на способность личностипоправить, улучшить свои социально-бытовые и финансовые дела, особенно — вконтексте семейного благополучия, определенных обязательств.
Помощь семье обычнопредставлялась как известный моральный долг общества и государства, а такжеличности. Теоретические построения, научное осмысление проблем социальнойработы касалось в этой связи вопросов методологии обоснования справедливоститех или иных мер социальной помощи, поиска оптимальных вариантов действийсоциальных служб, которые должны опираться на достоверные данные, корректныеметоды изучения условий жизни людей, социального развития общества и отдельныхслоев населения.
В историческом плане кнаиболее известным школам в теории социальной работы относятся диагностическаяи функциональная.
Диагностическая школанепосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г.осуществляется подготовка социальных работников. В это время назреланеобходимость в специалистах, способных работать над преодолением эмоциональныхпроблем ветеранов первой мировой войны и членов их семей.
Первые практическиешаги в области теоретического осмысления социальной работы были предпринятыфеминистками во многих странах мира — Алисой Соломон в Германии, Марией Гахериво Франции, Елизаветой Фрай в Англии, Джейн Адамс в США. Но наибольших успеховв области теоретических исследований добивается Мэри Ричмонд, описавшаясущность метода индивидуальной социальной работы. Ее подходы формировались влогике картезианско-ньютоновской парадигмы науки на основе механистическойбиологии, бихевиористической школы психологии и на основе психоанализаЗ.Фрейда.
М. Ричмондрассматривала бедность как болезнь, неспособность индивида самостоятельноорганизовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразногобольного, и задача социального работника сводилась к “социальному врачеванию”индивида, находящегося в неудовлетворительном состоянии, и подготовкеподопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы.
М. Ричмонд считала, чтов социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз ивзять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценкикаждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Диагноз долженносить научно обоснованный характер в отличие от общих моральных критериев,которыми в основном руководствовались в то время благотворительные организации.Социальный диагноз предполагал оценку как личности клиента, так и егосоциального положения.
Дополняя основной тезиссоциальных работников, заключавшийся в высвобождении и развитии ресурсовчеловека и его социального окружения, М. Ричмонд рассматривала социальнуюпомощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самогоиндивида, так и социальной среды.
Социальные мероприятияМ. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на двевзаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод “лечения” инепосредственный метод.
Косвенный метод состоитв воздействии на среду, в возможности посредством изменения социальногоокружения влиять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для негонаправлении. Непосредственный метод заключается в прямом воздействии на самогоклиента при помощи предложений, советов, уговоров, а также рациональныхдискуссий с целью вовлечения клиента в выработку и принятие решений. С помощьюустановления партнерских отношений социальный работник мог воздействовать наклиента как в плане принятия решения, так и последующих конкретных действий винтересах самого клиента. Помимо разработки моделей взаимодействия на основепсихоаналитической теории, определялись принципы взаимодействия социальногоработника и клиента, которые М. Ричмонд называла “принципами ментальнойгигиены”: симпатизировать клиенту, отдавать ему предпочтение, поощрять его,строить с ним совместные ясные планы действий. Впоследствии эти принципы будутвзяты в качестве основы этического кодекса социального работника.
Дальнейшее осмысление иразвитие данного подхода связано с исследованиями В. Робертсона и Г.Хамильтона. Представители диагностической школы социальных работниковутверждали, что для определения лечения необходимо собрать как можно большеобъективных данных о клиенте и о его ситуации.
Так В. Робертсонпредлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, а ценности и смыслыего индивидуального опыта и процесс помощи строить на основе данных доминант.Основной акцент перемещается на сбор информации о прошлом опыте клиента, егодетстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становитсявторичной...
Из теории Джона Дьюибыло заимствовано понятие “самоопределение” — право клиента решать за себя.Таким образом, происходит переход к современному пониманию сущности социальнойработы и отказ от авторитарных и формальных отношений между социальнымработником и клиентом, представительницей которых являлась М.Ричмонд.Гуманистические подходы Маслоу и Хорни определили дальнейшее развитиефункциональной школы социальной работы. Данная школа берет на вооружениетеоретические конструкты о личности как системе, которая постоянно стремится ксвоему саморазвитию и позитивному росту.
Социальная работа какпрфессиональная деятельность в Латвии основана с 2003 года., когда вступил всилу закон об Социальных услугах и социальной помощи.Этим законом длясамоуправлений было принято судбное обязательство профессионализировать системусоциальной помощи и социальных услуг так, чтобы до 1 января 2008 года в нейработали только обученные специалисты социальной работы с высшим образованием всоответствующей рабочей сфере. В этом законе были указаны четыре специалистасоциальной работы – социальный работник, социальный реабилитолог, организаторсоциальной помощи и социальный работник по уходу.
Стандарты профессий
В 2002 годуМинистерство образования и науки утвердило стандарты профессий специалистов посоциальной работе. С содержанием стандартов профессий социального работника,социального работника по уходу, социального реабилитолога и организаторасоциальной помощи можно ознакомиться на домашней странице Министерстваобразования и науки www.izm.gov.lv
В стандартесоответствующей профессии отражена сущность каждой профессии, определенонеобходимое образование, квалификация, знания, умения, профессиональныеобязанности, а также характеризована соответствующая рабочая среда.

Учебные заведения
 
В Латвии существует нетак много высших учебных заведений, которые предлагают студентам освоитьпрофессию социального работника, реабилитолога, организатора социальной помощи.о тем не менее, такие имеются :
•        Sociālādarba un sociālās pedagoģijas augstskola „Attīstība”
•        LatvijasUniversitāte – Socioloģijas fakultāte
•        RīgasStradiņa Universitāte – Rehabilitācijas fakultāte
•        Baltijaspsiholoģijas un menedžmenta augtskola
•        Liepājaspedagoģijas akadēmija
Высшая школа социальнойработы и социальной педагогики «Attīstība» как самостоятельное высшееучебное заведение была основана в 1991 году в Риге. Первые социальные работникив Латвии закончили именно этот ВУЗ.
Структура укрепляющаягражданское право
LatvijasPilsoniskā alianse («Альянс гражданского общества Латвии» или, сокращенно,eLPA) является независимым обществом, основанным в декабре 2004 года; цельальянса — укрепление гражданского общества в Латвии, поддержка общих интересовнеправительственных организаций (НПО) Латвии и формирование благоприятной длядеятельности обществ и учреждений среды.
eLPA активно действуеткак защитник интересов сектора НПО, следя за решениями, принимаемымигосударственным аппаратом, принимая участие в собраниях государственныхсекретарей и в различных рабочих группах.
Альянс объединяет всебе 103 участника — это организации и частные лица, активно проявляющие себя всекторе НПО.

Профессиональная этикасоциального работника
Социальная работа, какособый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ейприсущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становленияпринципов и норм поведения специалистов.
Социальный работникдействует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив,средство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точкизрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества илимикросоциума о добре и зле.
Цели. Высшей цельюнравственности и деятельности может быть только благо клиента и общества. Цель,которую ставит перед собой социальный работник, в общем виде может бытьвыражена формулой: «способствовать решению проблем и улучшению условийжизнедеятельности клиента».
Мотивация. Действиясоциального работника включают в себя специфически нравственные мотивы егопрофессиональной деятельности: стремление делать добро, оказывать помощьнуждающимся, подчиненность чувству долга — человеческого и профессионального,потребность в достижении определенных идеалов, реализация ценностныхориентации. Для социального работника в силу его профессиональных обязанностейглавным содержанием его профессии и значимым конечным результатом являетсядостижение блага клиента, решение его проблем.
Легитимизация. Подлегитимизацией понимается то правовое обоснование, на которое социальныйработник или социальная служба официально опирается в основах своейдеятельности. В первую очередь это, как правило, законы Латвийской Республики,касающиеся социальной работы.
Средства. Длядостижения поставленных целей социальный работник использует все доступные емулегальные средства — от материальных до духовных. При выборе средств необходиморуководствоваться этическими принципами, главный из которых — «не навреди».Социальный работник должен предвидеть, к каким последствиям может привести нетолько достижение поставленной им цели, но и применение избранных им средствдостижения цели — «использование деструктивных средств приводит к трансформациии самой цели».
Действия. Решениесоциального работника приступить к действиям должно базироваться на понимании изнании того, какую пользу эти действия принесут клиенту и обществу. Действиядолжны осуществляться на основе уважения к клиенту и к лицам из его социальногоокружения, заботы об их достоинстве и подлинном благополучии. Этика требует,чтобы специалист всегда информировал своего клиента обо всех этапахпредпринимаемых им действий и разъяснял их сущность, рассказывал обо всехсущественных моментах, которые могут повлиять на достижение цели, а также нажелание клиента достигнуть данной конкретной цели.
Конечный результат.Приступая к работе, социальный работник уже на этапе целеполагания представляет,что именно он хочет и может получить по завершении работы. Однако, как правило,реальный конечный результат отличается от результата планируемого. В любомслучае социальный работник должен принять меры к тому, чтобы максимальнонейтрализовать негативное действие субъективного фактора. Он также долженхорошо знать о возможных объективных препятствиях на пути к достижению цели исвоевременно, в ходе разработки плана деятельности, предусмотреть вариантыдействий при их возникновении.
Социальный работник всвоей деятельности так же должен руководствоваться следующими принципами:
      соблюдениеразумных интересов клиента;
      личнаяответственность социального работника за нежелательные для клиента и обществапоследствия его действий;
      уважениеправа клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместныхдействий;
      принятиеклиента таким, каков он есть;
      конфиденциальность;
      доброжелательность;
      бескорыстие;
      честностьи открытость;
      полнотаинформирования клиента.
Положительные и теневыеаспекты специальности
Социальная педагогика,или педагогика отношений в социуме, рассматривается как базовая интегративнаяоснова в системе служб социальной помощи населению, позволяющая своевременнодиагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения всоциуме, развивать всевозможные инициативы, формировать ценностные ориентацииличности по отношению к себе, к окружающей природе, социальной среде.
В настоящее времяпрофессия социального работника и ее мастерство остро востребованы. Нужен, посути, специалист широкого профиля, владеющий основами юридических, медицинских,психологических знаний. Таким специалистом является социальный работник, восновные трудовые операции которого входит:
      Сбор ианализ информации о личности;
      Диагностикамикросреды;
      Прогноздальнейшего развития и социализации личности;
      Профилактикаи социальная терапия негативных явлений окружающей среды;
      Организационно-коммуникативнаяпедагогизация среды;
      Охранно-правоваязащита;
      Образовательно-воспитательныезадачи;
      Составлениеи ведение документации;
      Работа спедагогическим коллективом.
Социальный педагогзанимается плановой, консультативной и управленческой деятельностью, используяспециальные профессиональные методы.
Теперь это сталореально, но возникла новая проблема — угроза дискредитации профессии.
Руководителиучреждений, определяя должностной круг обязанностей социального работника,исходят из потребностей своего учреждения. Но, как это часто бывает, пытаютсяохватить все предметное поле профессии. Поэтому широко распространиласьпрактика «латания дыр». Задача же специалиста социальной работы не в этом, оназвучит так:
«Своевременно выявитьвозникающие проблемы в сфере ближайшего окружения; понять и устранить причины,порождающие их; обеспечить профилактику различных негативных явлений, могущихвыявиться в микросреде». При этом социальный работник не должен ждать, когда кнему обратятся за помощью. В этически допустимой форме он сам «выходит наконтакт» с человеком и его семьей.
Проблемное поле социальнойработы огромно и вбирает в себя все многообразие жизненных ситуаций и коллизийлюдей разных возрастов и социального положения. Проблемное поле социальногоработника конкретного учреждения формируется на основе реального социальногозаказа, специфики контингента учреждения, его ведомственной подчиненности, типаи вида, а также профессионального багажа специалиста.В своей практикеспециалист социальной работы выполняет различные социальные роли. Прежде всего,он — посредник в контексте: «человек — семья — общество», связующее звено междугражданином и государственно-социальными слоями, призванными заботиться огражданине.
Одновременно работниксоциальной сферы — защитник интересов человека, защитник его прав и прав каждойсемьи.Также, социальный работник должен быть участником совместнойдеятельности, ведущим организатором этой деятельности. Он своеобразный духовныйнаставник, который как бы ведет человека и его семью, на протяжениипродолжительного времени осуществляет психологическое сопровождение, заботитсяо формировании общественных ценностей в социуме. Одновременно он и социальныйтерапевт, предотвращающий и разрешающий конфликтные ситуации своих подопечных.
Массовость иуникальность профессии
Профессия социальногоработника в первую очередь требует высокого уровня гуманности, развитуюинтуицию, умения сопереживать чужому горю, а также способности вникнуть вкаждую конкретную сложившуюся ситуацию и, исходя из обстоятельств, заниматьсяиндивидуальным оказанием необходимых видов социальной помощи. Личностныекачества должны также включать порядочность, честность, бескорыстие. Дляполучения желаемых результатов работник должен быть целеустремлённым,трудолюбивым и ответственным. Вместе с этим эмоциональная устойчивость,спокойствие и приятный голос помогут добиться доверия нуждающихся в помощилюдей. Риски профессии:
Главный минус профессиипредставлен недостаточным уровнем заработной платы, но социальным работникамтак же предоставлены некоторые государственные льготы, и об этом не стоитзабывать.
профессия социальный педагог

Источники и литература
1) soc-work.ru/article/191 — информационный портал для социальных работников
2) Šiļņeva L.Sociālā darba izglītības vēsture Latvijā:„Attīstība”.// Sociālā darba vēsturiskāattīstība Latvijā 20.gs. – Rīga: SDSPA„Attīstība”, 2006, 32.-33..lp.
3) www.gorod.lv – Даугавпилссийинформационно-новостной портал. Новость от 23 июля 2007 года.
4) Информация взята с официального сайтаNVO: www.nvo.lv
5) Сараева Д. А. Этика социальнойработы.- Томск: Изд-во ТПУ, 2002. стр.15-22
6) Медведева Г.П. Этика социальнойработы. — М.: Владос, 1999. – стр.103
7) «Технология социальной работы какмастерство специалиста социальной работы»
8)http://www.kto-kem.ru/professiya/socialnyi-rabotnik/ — сайт-опросник попрофессиям.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Соматоформные психические расстройства у пациентов больницы скорой помощи
Реферат Италийские языки
Реферат Культурная антропология М. Херсковица
Реферат Международные военные конфликты и терроризм на импорт
Реферат Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта
Реферат Наукове пізнання в соціокультурному вимірі
Реферат Правовое регулирование брака и развода с участием иностранных граждан
Реферат Технология изготовления и применения газобетона и пенобетона для утепления ограждающих конструкций зданий
Реферат Обеспечение безопасности в компьютерах и корпоративных сетях
Реферат Воспроизводство природных ресурсов и эффективность их использования
Реферат Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте
Реферат Композиция и ее роль в раскрытии идеи Слова о полку Игореве
Реферат 1. Ссудный капитал, его источники и особенности. Ссудный процент
Реферат A Midsummer NightS Dream By William Shakespeare
Реферат Контроль податкових органів за оподаткуванням доходів громадян