Курсовая работа
Тема: Использованиекомпьютерных технологий
в деятельности милиции.План:1. Введение.
2.Использование компьютернойтехники в расследовании и предотвращении преступлений.
v
v
v
3. Современное состояние и перспективыразвития компьютеризации в УВД Приморского края.
ВВЕДЕНИЕ
Эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организацииоперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутреннихдел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационнойподдержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании,раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получениемнеобходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить системаинформационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает внастоящее время значительный объем информации. В состав системы входят около 6тысяч горрайорганов, 109 информационных центров министерств и управлений, 60информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а такжебольшое число предприятий и учреждений.
Расширился и круг потребителей, заинтересованных в полученииинформации, имеющейся в подразделениях ОВД. Если несколько лет назад еюпользовались, в основном, оперативно — следственные работники МВД, службыбезопасности, прокуратуры, то в настоящее время ею пользуются сотрудники налоговойи таможенной служб, финансовых и коммерческих структур, представители администрацийреспублик, краев, областей.
Работы по автоматизации информационного обеспечения органов внутреннихдел ведутся с начала 70-х годов. Вначале информационные центры оснащались ЭВМтипа Минск-22, Минск-32, затем ЭВМ типа ЕС и СМ, которые использовались главнымобразом для обработки статистических данных. Слабость технической базы иотсутствие развитых программных средств не позволяли реализовать концепцию единойбазы данных как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Сейчас большинство регионов России приступило к созданию региональныхинформационных систем, но эти процессы пока еще носят стихийный характер.Разрабатываемые системы зачастую реализуют собственный язык манипулированияданными, свои потоки и форматы данных, свои решения в части архитектуры ивыбора технических средств. Такой подход может сделать невозможным в дальнейшемреализацию единого информационного пространства. Очевидна необходимость единой,от уровня горрайлинорганов, отделений милиции до федеральных учетов ГИЦ[1],стройной системы информационного обслуживания массового пользователя.
До сих пор компьютеризация ОВД сводилась к поставке только персональныхкомпьютеров и создания на их базе простейших автономных систем, дорогостоящихавтоматизированных пишущих машинок и “записных книжек”. С помощью одних толькоперсональных ЭВМ не решить проблем информатизации, прежде всего необходимыкрупные хранилища колоссальных картотек — интегрированные банки данных, всяинформация, по всем категориям учета систематизируется, хранится иподдерживается в актуальном состоянии в одном месте, с обеспечениеммежрегионального обмена, а также прямого доступа к ней практических работниковс мест в пределах своей компетенции. Эти функции обеспечивают мощные базовыеЭВМ и специализированные сетевые компьютерные средства.
К сожалению, из 200 ЭВМ серий ЕС и СМ, еще эксплуатируемых в настоящеевремя в информационных центрах МВД, УВД, более половины не годятся для созданияИВС по своим техническим параметрам, многие ЭВМ не имеют запасных частей исейчас наступает момент, когда их надо срочно заменять. Учитывая этиобстоятельства, ЩИ подготовил план технического переоснащения информационных центров,рассчитывая на развитие контракта с фирмой “Сименс-Никсдорф” и получениесуперсовременных ЭВМ типа КМ-600 в качестве центральных машин для ИВС[2]зонального и регионального уровня.[3]
Высокая производительность и надежность этих вычисли тельных комплексовпозволяет включить их в качестве опорных в единую сеть МВД России с выходом накомпьютерные сети смежных ведомств в системе правоохранительных органовРоссийской Федерации, а также в страны СНГ.
В целом в органах внутренних дел России в автоматизированном режиме спомощью ЭВМ обрабатываются задачи оперативно-розыскного исправочного назначения с количеством обрабатываемых запросов примерно 10 млн. вгод, а также задачи учетно-статистического, управленческого и производственно-экономическогоназначения. Всего же в машинном контуре ежегодно обрабатывается свыше 150 млн.документов.
Планируется объединение на логическом уровне региональных банков данныхнескольких МВД, УВД близлежащих областей, находящихся в зоне экономическогорайона. Такие зональные центры (в пределах 10 на территорий РоссийскойФедерации) будут обеспечивать требуемый уровень интеграции информационныхресурсов и способствовать реальному формированию единого информационного пространстваподразделений ОВД.
Нормативной базой для проведения крупномасштабных работ покомпьютеризации ОВД является “Концепция развития системы информационногообеспечения ОВД в борьбе с преступностью”, утвержденная приказом МВД России от 12 мая 1993 г., на основе которой разработаныосновные принципы создания ИВС, предложены типовые архитектурные ипрограммно-технические решения, разрабатываются комплексы прикладныхпрограммных средств.
В целом концепция и техническое задание на создание ИВС ориентированы нанесколько уровней сбора, обработки и накопления информации. На уровнегоррайлинорганов рабочими местами являются персональные компьютеры IВМ РС/386, объединенные,если это необходимо, в локальную вычислительную сеть.
На более высоком уровне основой системы являются такие компьютеры, как IВМ-486, PENTIUM, МSХ-3ОО, МХ-500 фирмы “Сименс-Никсдорф” с большими объемами жесткихдисков и оперативной памяти и высокой скоростью обработки данных; этикомпьютеры работают под управлением многопользовательской операционной системы“UNIX” и используютсистему управления базами данных “ОRACLE”.
Основным достоинством ОС[4]“UNIХ” являетсявозможность системными средствами решать проблему одновременной работы многихпользователей с разграничением их доступа к системным ресурсам и данным,независимо от способа подключения этих пользователей.
Все это послужит основой формирования региональных информационных сетейОВД, объединяемых затем в единую информационно-вычислительную сеть МВДРоссийской Федерации, которая в техническом плане представляет собойсовокупность связанных каналами и линиями связи информационно-вычислительныхцентров (районов, крупных городов, республик, краев и областей, экономическихзон России в целом) с подключенными к ним терминалами в горрайлинорганах ислужбах МВД, УВД. [5]
Сейчас в органах внутренних дел России накоплен значительный массивоперативно-розыскной и справочной информации, необходимой работникамправоохранительных органов для проведения оперативно-следственных и розыскныхмероприятий, а также для решения других служебных задач. Только вавтоматизированных базах данных, а также ручных картотеках ГНИ и ИЦ МВД, УВДсосредоточено более 76 млн. объектов. В состав системы входят около 3 тысячгоррайорганов, 89 информационных центров министерств и управлений, 20информационных подразделений управлений внутренних дел на транспорте, а такжебольшое число предприятий и учреждений. Развитие электронных средств сбора,обработки и передачи информации обусловило активное внедрение новыхинформационных технологий во все сферы деятельности общества и в том числе и вправоохранительную. Ещё 5-6 лет назад маломощные персональные компьютерыприменялись в ОВД для выполнения, в основном, управленческих работ и лишь за редкимисключением могли быть использованы в качестве автоматизированных рабочих местпо профилю оперативно-розыскной деятельности, а тем более в информационныхсетях. Но уже сегодня в системе ОВД России эксплуатируется более 60 тысячперсональных компьютеров, из них около 45 тысяч в качестве АРМ оперативногоработника или следователя, в дежурных частях и в качестве терминалов в локальныхсетях.[6]
ГЛАВА 1
Основным направлением использования компьютерной техники в расследованиии предотвращении преступлений являются:
ð
ð
ð
-1-
Криминальные учеты предназначены для оперативного информационногообслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения преступлений.Эти учеты в настоящее время ведутся на межгосударственном, федеральном,региональном, республиканском, краевом и областном уровнях. Также существуютлокальные учеты, существующие в пределах определенного органа внутренних дел.Особую роль в раскрытии и расследовании преступлений играют централизованные ирегиональные учеты, ведущиеся в органах внутренних дел.
Накапливаемая в этих учетах оперативно-справочная, розыскная икриминалистическая информация именуется криминальной. Учетыклассифицируются по функциональному и объектовому признакам. Функциональноучеты разделяются на три группы: оперативно-справочные, розыскныеи криминалистические. По объектному признаку учеты разделяют на тригруппы: учеты лиц, преступлений (правонарушений) и предметов.
Информационную базу системы составляют оперативно-справочные, розыскныеи криминалистические учеты и картотеки, сосредоточенные в ГИЦ МВД России и ИЦ МВД, УВД, УВДТ и локальные учеты горрайорганов. В целом их массивы оцениваются примерно в250-100 млн. учетных документов, Главный информационныйцентр — самый крупный банк оперативно-справочной и розыскной информации в системеМВД России. Это уникальные, многопрофильные централизованные массивыинформации, в целом насчитывающие около 75 млн. учетных документов. В пофамильной оперативно-справочной картотекена судимых лиц сосредоточено свыше 25 млн. учетныхдокументов, дактилоскопической — 17 млн. ГИЦ располагаетуникальной базой данных на машинных носителях, содержащей статистические отчетыМВД, ГУВД, УВД,УВДТ по 50 формам за период с 1981 по 1998гг. Информационные центры МВД, УВД являются важнейшим звеномв системе информационного обеспечения органов внутренних дел РоссийскойФедерации. На них ложится основная нагрузка в обеспечении информационнойподдержки органов внутренних в раскрытии и расследовании преступлений, розыскепреступников. Они являются головными подразделениями в системе МВД, УВД, УВДТв области обеспечения компьютеризации и построения региональныхинформационно-вычислительных сетей и интегрированных банков данных,информационные центры выполняют возложенные на них обязанности в тесном взаимодействиис подразделениями аппарата МВД, УВД, УВДТ и горрайлинорганами, а также ГИЦ МВДРоссии. [7]
Основная оперативно-справочная и розыскная информация формируется в горрайлинорганах. Часть ее оседает на месте, а другаянаправляется в ИЦ и ГИЦ для формирования единого банкаданных.
Криминалистические учеты предназначены для оперативного информационногообслуживания раскрытия и расследования, а также предупреждения особо опасныхсерийных межрегиональных и региональных преступлений. Основой этих учетов являетсясбор, накопление и анализ углубленных (по отношению крозыскным и справочным учетам) криминалистически значимых сведений о субъектахи объектах преступлений и связанных с ними событиях. Централизованныекриминалистические учеты органов внутренних дел ведутся на межгосударственном,федеральном — в ГИЦ - и региональном, республиканском, краевом и областном уровнях — в ИЦ МВД, ГУВД, УВД.
В ГИЦ накопление и обработка криминалистически значимой информацииосуществляется вФБКИ[8], представляющем собой единуюинформационную структуру, являющуюся одним из основных компонентовинформационно-вычислительной сети общего пользования органов внутренних дел. Параллельно с ними продолжается эксплуатация нынефункционирующих автоматизированных банков данных.
Централизованные криминалистические учеты ГИЦ обслуживаютв первую очередь оперативно-розыскные и следственные подразделения органоввнутренних дел, а также подразделения других правоохранительных органов иведомств Российской Федерации. В ФБКИ ИЦ подлежат учету:
¨
¨ совершения;
¨
Централизованные розыскные учеты на федеральном уровне ведутся совместнос централизованными криминалистическими учетами. В дальнейшем они будутинформационно объединены в автоматизированном контуре на основе ФБКИ в интегрированную базу данных, в ГИЦ подлежатцентрализованному розыскному учету:
¨
¨
¨
¨ и угнанный автотранспорт;
¨ предметы антиквариата икультурные ценности;
¨ обращения и номерные вещи;
¨ представляющие оперативныйинтерес, по признакам внешности на базе видеозаписей (видеобанки и видеотеки лиц).
В централизованном учете особо опасных (квалифицированных) преступников(рецидивисты, “гастролеры”, организаторы преступныхгрупп, авторитеты уголовной среды) накопление и обработка информацииосуществляется с помощью подсистемы “Досье”. В ФБКИ подсистема “Досье” информационно связана с централизованной фототекой, вкоторой хранятся фотографии лиц, поставленных на учет. Фототека информационноможет быть связана с централизованной видеотекой (видеозаписямилиц).
Объектами криминалистического учета особо опасных (квалифицированных)преступников являются подозреваемые, обвиняемые или осужденные в РоссийскойФедерации граждане, иностранцы и лица без гражданства.
Постановка лиц на криминалистический учет осуществляетсяне по постатейному принципу, а исходя из важности информации дляраскрытия, расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных)серийных межрегиональных преступлений, а также для совершенствованиятактики и методики их раскрытия и расследования.
В информационные подразделения направляется информация обо всех правонарушениях (независимо от их тяжести),совершаемых лицами, ранее поставленными на криминалистический учет. В ГИЦ на криминалистический учет берутся лица:
¨
¨ особо опасные преступления,имеющие какие-либо из следующих признаков:
·
· ;
·
·
в отношении:
·
·
·
·
¨
¨
·
· взрывных устройств;
· отношении сотрудниковдипломатических, торговых и иных представительств,
·
Дляпостановки на учет основаниями являются:
· возбуждении уголовногодела;
· постановление осоединении уголовных дел;
·
· ;
·
·
·
· ФБКИ учетныхдокументов на лицо, направленных по иным уголовным делам.
Криминалистический учет преступлений с характернымиспособами совершения предназначен для информационного обслуживания раскрытия,расследования и предупреждения особо опасных (квалифицированных) видов преступлений, совершаемых рецидивистами и “гастролерами”. На учет ставятся нераскрытые и раскрытые преступления.Он может создаваться в инициативном порядке по согласованию с заинтересованными главными управлениями и ГИЦ.
Учет этих преступлений реализуется по форме как набор специализированныхинформационно-поисковых подсистем (задач). Все подсистемы криминалистическогоучета преступлений с характерным способом совершения в ФБКИГИЦ информационно объединяются между собой и с подсистемой “Досье” винтегрированную базу данных.
В ФБКИ предусмотрено поэтапное создание подсистемдля накопления и обработки данных о следующих видах особоопасных преступлений:
·
·
·
·
·
·
·
·
· и подделка документов;
·
·
·
·
·
·
Централизованный криминалистический учет хищений ценностей изметаллических хранилищ реализуется в ФБКИ с помощьюподсистемы “Сейф”, ранее функционировавшей самостоятельно,как Автоматизированная информационная система “Сейф”. Основным ее назначениемявляется централизованное информационное обслуживание раскрытия и расследованиясерийных хищений любых ценностей из металлических хранилищ (сейфов, шкафов,ящиков), совершаемых преступниками, в первую очередь рецидивистамии гастролерами. Подсистема “Сейф” ведется совместно ГИЦ, ЭКЦ и ГУ УР[9]МВД России.
“Учет лицпропавших без вести, неопознанных трупов, неизвестных больных и детей” — объектами данного централизованного учета являются граждане РоссийскойФедерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территорииРоссийской Федерации. Данный учет производится в ГИЦ путем веденияавтоматизированного информационного банка данных (АИПС “Опознание”). Учету подлежат:
·
·
· школ-интернатов, детских домов и других учреждений, а такжебежавшие из детских приемников-распределителей, спецшкол и спецучилищ;
· ,находящиеся в беспомощном состоянии и ушедшие из дома или медицинских учреждений;
·
·
Основанием для постановки на учет является заведение уголовного дела,розыскного дела или дела по установлению личности.
Информационный массив данного вида учета составляет порядка 83 тыс.опознавательных карт. С мест ежегодно поступает также свыше 1 тыс. запросов. За3 месяца 1998 г. поставлено на учет 3,1 тыс. без вести пропавших и неопознанныхтрупов граждан, исполнено 894 запроса, установлена личность 63 погибших.
Учет лиц, объявленных в федеральный розыск предназначен дляобеспечения мероприятий федерального розыска лиц, скрывающихся от органоввласти.
На учет берутся лица:
· противоправные действия искрывшиеся от следствия и суда;
· лишения свободы;
· (госдолжники), либо граждан (неплательщики алиментов);
· пропавшие).
Основанием для постановки на учет разыскиваемого лица является заведениеего розыскного дела.
Учет утраченного и выявленного нарезного огнестрельногооружия осуществляется в целях обеспечения розыска утраченного,установления принадлежности выявленного оружия и содействия в раскрытиипреступлений, совершенных с его применением.
Учету подлежит утраченное (похищенное, утерянное) и выявленное (изъятое, найденное, добровольносданное) вооружение следующих видов:
·
·
· спортивное);
·
·
·
·
· электромеханического и ручного управления.
Вооружение, сдаваемое предприятиями, учреждениями и отдельнымигражданами, находившееся в их распоряжении на законных основаниях, на учет неставится.
Учет разыскиваемого и бесхозного автотранспорта предназначен длясбора, систематизации, хранения и обработки информации о разыскиваемых и бесхозныхтранспортных средствахи прицепах.
Учет используется при проведении розыскных мероприятий, а также прирегистрации транспортных средств в подразделениях ГАИ. Формирование учета ведетсяв рамках АИПС[10]“Автопоиск”, которая является составнойчастью ФБКИ ГИЦ. При введении в действие подсистеммежрегиональной специальной заградительной системы контрольных постов милициипорядок прохождения и использования информации о разыскиваемом транспортеприводится в соответствие с нормативными актами, регламентирующимифункционирование АИПС “Розыск” (ГУ ГАИ[11]МВД РФ).
Федеральному централизованному учету подлежит легковой и грузовойавтотранспорт, автобусы, прицепы, полуприцепы отечественного и иностранногопроизводства.
Система “Автопоиск” в настоящее времясодержит данные о более чем 220 тыс. похищенных автомобилях. Из всехэксплуатируемых в ГИЦ автоматизированных систем “Автопоиск” является самой эффективной и наиболееиспользуемой органами внутренних дел АИПС.
Учет похиценных предметов антиквариата икультурных ценностей организован в целях обеспечения розыска похищенных предметов антиквариата и культурных ценностей исодействия в раскрытии преступлений, связанных с их хищением.Учету подлежат следующие категории утраченных и выявленныхпредметов, представляющих историческую, художественную,научную ценность:
· , искусства);
·
·
·
·
·
·
·
· художественных промыслов;
·
· представляющиеособый интерес (исторический, художественный, научный и литературный),отдельно или в коллекциях;
·
· -, фоно-, кино — и видеоархивы;
·
·
·
·
·
Информация о похищенных и изъятых предметах искусства и старины, представляющихкультурную или историческую ценность, сосредоточена в АИПС “Антиквариат”, на учете которой состоит 42,5 тыс. объектов. Учет активноиспользуется правоохранительными органами для розыска похищенного и установленияпринадлежности предметов антиквариата, изымаемых при обыске или задержании.
Учет похищенных и изъятых документов общегосударственногообращения и номерных вещей осуществляется в целяхобеспечения розыска похищенных и изъятых документов, вещей, имеющих индивидуальныеинвентарные номера или характерные признаки, содействия раскрытию преступлений,связанных с ними. На централизованный учет в ГИЦ ставятсяпохищенные и изъятые номерные вещи, а также документы и ценные бумагиобщегосударственного обращения в связи с совершенными преступлениями,подлежащими регистрации в федеральном банке криминальной информации.
Учет лиц, представляющих оперативный интерес,по признакам внешности на базе видеозаписей (видсобанки ивидеотеки лиц)включает в себя федеральный учетвидеозаписей “воров в законе”, авторитетов уголовнойсреды и других лиц, представляющих особый оперативный интерес для органов внутреннихдел.
Федеральный учет видеозаписей информационно связывается (интегрируется) вГИЦ с федеральной фототекой особо опасных преступников,разыскиваемых граждан и неопознанных трупов. Регистрация визуальной информациио лицах служит для опознания граждан в ходе оперативно-розыскных мероприятий иследственных действий. Федеральный учет видеозаписей в ГИЦ формируетсяна основе информации, поступающей из ИЦ МВД, ГУВД, УВД,из видеотек экспертно-криминалистических подразделений (ЭКП) соответствующих органов внутренних дел. [12]
-2-
С конца 80-х гг. начались активныепопытки внедрения в деятельность ОВД автоматизированных информационныхдактилоскопических систем (АДИС) на основе персональных компьютеров, с помощьюкоторых можно автоматически кодировать отпечатки и следы пальцев рук, сохранятьих изображение в памяти и производить качественный сравнительный анализ. Однакопри создании таких систем возникли трудности, так как следы и отпечатки пальцеврук очень трудны для машинной обработки: в них нет устойчивости признаков ни понаименованию, ни по размерам, ни по топографическим и геометрическимпараметрам. Вначале этот процесс был неорганизован, хаотичен; многиеподразделения органов внутренних дел на свой страх и риск приобреталинеапробированные дактилоскопические системы, неся ненужные при этом материальныеи трудовые затраты. Этот период показал, что импортные дактилоскопическиесистемы слишком дороги, некоторые из них (например, “Дермалог”)очень требовательны к качеству следов и отпечатков пальцев рук. Многиеотечественные АДИС оказались недоработанными и на практике приносили малопользы. Лишь сначала 90-х гг. процесс начал приобретать первые признаки организованности: в1992 — 1993 гг. по инициативе ЭКЦ МВД России было впервые проведено конкурсноетестирование более десятка АДИС. Тестирование в полном объеме прошли лишьчетыре отечественные системы, которые приказом МВД Россииот3августа1993 г. № 365 были представлены к проведению опытных испытаний в ряде УВД.В мае1994 г. на научно-методическомсовете в ЭКЦ МВД России были выделены особо две из этих четырех систем:
· “Папилон”,разработчик- ТОО “Системы Папилон” (г. МиассЧелябинской области);
· “Сонда-Фрес”, разработчик- СП “Совиндейта”(г. Миасс Челябинской области).
После годичной опытной эксплуатации систем было проведено их окончательноетестирование, результаты которого подтвердили вывод научно-технического совета.В настоящее время проходит активное внедрение этих систем в деятельность ОВДРоссийской Федерации. Полученный в ходе этого опыт, а также опыт внедрения АДИСв других областях Российской Федерации позволил выявить некоторые тенденции, сложности и проблемы.
В ГОРОВД не имеется полного дактилоскопического учета на тех лиц, которыеуже формально подлежат постановке на учет. Системности в постановке и снятии сучета подучетных лиц, как правило, нет.И одной из первых проблем, возникающих в ходе внедрения АДИС, оказываетсянедостаток дактилокарт для введения в память ЭВМ. Основная часть областной базы данных в АДИС — дактилокарты, поступившиеиз следственных изоляторов, на лиц, находящихся под следствием или ранеесудимых.
Еще одна проблема — низкое качество дактилоскопирования. Отпечаткипальцев рук на дактилокартах “забиты” типографской краской или, наоборот, непропечатаны. Часто они перепутаны по расположению на дактилокарте,накладываются один на другой, выполнены со сдвигом в процессе прокатки пальца.Бумага, на которой производится дактилоскопирование, рыхлая, волокнистая, нечисто белого цвета. Записи о данных дактилоскопируемого лица выполненынебрежно, неполно. Такие важные для поиска и постановки на учет установочные данные, как Ф. И. О. игод рождения, читаются неоднозначно. Только около 10—30% дактилокарт,поступающих из ГОРОВД, удовлетворяют требованиям, предъявляемым к качествудактилоскопирования подучетных лиц.
Следующая проблема — отработка следов рук, изымаемых с мест преступлений,по отпечаткам потерпевших, материально ответственных и других лиц, следыкоторых могли быть оставлены вне связи с преступлением. Следотеки взначительной степени “засорены” подобными следами.
Многие оперработники не владеют информ