Александр Трифонов
Посмыслу ч.1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которыерасположены за чертой поселений и используются или предназначены дляобеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовпромышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений пооснованиям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации. Почти без изменений (за исключением указания на чертупоселения) эта норма воспроизведена в ч. 1 ст. 88 ЗК РФ, которая землямипромышленности называет земли, использующиеся или предназначенные дляобеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовпромышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений пооснованиям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации.
Логическийанализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что каждая из них состоит издвух самостоятельных частей. Первая отвечает на вопрос о том, по какомупризнаку идентифицировать земли промышленности как объекты гражданских прав.Вторая касается уровня нормативных актов, в которых могут быть названыобстоятельства, являющиеся основанием для возникновения прав на земельныеучастки земель промышленности.
Рассмотрениепервых частей указанных норм свидетельствует о том, что в качестве признаказемель промышленности как объекта гражданских прав ЗК РФ называет ихиспользование (предназначение для использования) в целях «обеспечениядеятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности».
Даннаяформулировка, по причине наличия в ней разделительного союза «или»,представляется чрезмерно широкой. В гражданском законодательстве (посколькуземельное законодательство не предусматривает иного) под организациямипонимаются юридические лица, как субъекты гражданских прав (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).Последние включают в себя, в том числе некоммерческие организации, а так жекоммерческие, но не занятые промышленным производством. И первые, и вторые,могут обладать земельными участками, необходимыми для «обеспечения ихдеятельности»; однако очевидно, что такие участки не будут относиться к землямпромышленности.
Р.Д. Боголеповым особо подчёркивалось, что основную часть земель промышленногоназначения составляют территории промышленных предприятий[1]. Действующеероссийское законодательство не даёт определения понятия «промышленноепредприятие». Например, Устав о прямых налогах Российской империи определялпромышленное заведение (фабрика, завод и т. п.) как «одно или несколькозакрытых или открытых помещений, находящихся в одной черте фабричного илизаводского устройства и состоящих между собою, по роду производства, внепосредственной связи»[2]. Однако наиболее удачным представляется определение«предприятия», данное выдающимся русским учёным-правоведом Л. С. Талем:«Организованная хозяйственная единица, рассчитанная на постоянное планомерноеобслуживание оборота посредством добывания, переработки или сбыта известныхпредметов или отправления известной деятельности в виде самостоятельногопромысла». По мнению Л. С. Таля, промышленное предприятие выступает как:
1.Индивидуально обособленная единица, вызывающая представление об отдельномсамостоятельном юридическом субъекте.
2.Как отдельная ценность, способная служить единым объектом отчуждения, залога,пользования, преемства и объектом финансового обложения.
3.Как правовая организация, социальное образование, в недрах которогоосуществляется «должный правопорядок»[3].
Вкачестве признаков промышленного предприятия приводятся следующие:
— отнесение к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической,металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
— обладание санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особымиусловиями труда[4].
Снашей точки зрения по своей экономической природе земли промышленностипредназначены для размещения специального оборудования, предназначенного непосредственнодля целей производства (станки, прессы, конвейеры, технологические линии и т.п.), а так же обслуживающей их промышленной инфраструктуры: здания фабричной(заводской) администрации, склады готовой продукции, транспортные линии,рабочие столовые и т. п., в частности в целях эксплуатации предприятий, какимущественных комплексов, используемых для осуществления предпринимательскойдеятельности.
Косвенноеподтверждение этому можно найти в «Методике государственной кадастровой оценкиземель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности,земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения»,утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49.
Всоответствии с данной методикой земельные участки промышленности — этоземельные участки, которые используются или предназначены для:
1.Размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений иобслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или)эксплуатации объектов промышленности;
2.Разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей инефтегазовой промышленности.
Такимобразом, к землям промышленности относятся земельные участки, которыепредоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической,химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами,приисками и другими горнодобывающими предприятиями.
Следовательно,на наш взгляд, землями промышленности необходимо признавать только те земельныеучастки, которые служат (или предназначены) для размещения указанных объектов,безотносительно к тому, кто является обладателем прав на них. Очевидно, что вкачестве последних могут выступать не только организации любых организационно — правовых форм, но и физические лица. Как следствие, земельные участки из земельпромышленности не являются объектами, ограниченными в обороте (ст. 129 ГК РФ),так как могут принадлежать любому лицу без получения специальных разрешений(лицензии).
Отдельнонеобходимо остановиться на правах иностранных граждан на земельные участки изземель промышленности. Часть 1 ст. 5 ЗК РФ в качестве участников земельныхотношений называет граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъектыРоссийской Федерации, муниципальные образования. При этом права иностранныхграждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение всобственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ,федеральными законами. Согласно ч. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лицабез гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на правесобственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях,перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральнымзаконодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особотерриториях РФ в соответствии с федеральными законами.
Помнению Г. В. Чубукова признание в Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 15)иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лицсубъектами права собственности на земельные участки, не находящиеся напограничных территориях и иных указанных в законах территориях, противоречитконституционному признанию земли и других природных объектов условием жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9Конституции РФ), так как «иностранные граждане и их юридические лица, лица безгражданства — это временно проживающие, а иногда и не проживающие на российскойтерритории граждане и лица. По смыслу Конституции РФ они не имеют права иметьземельную недвижимость на праве собственности на территории РоссийскойФедерации»[5].
Этапозиция представляется дискуссионной по двум причинам.
1.Народ как субъект права существует только в конституционном праве (ч. 1 ст. 3Конституции РФ провозглашает народ носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации). Право собственности – это правогражданское, а ГК РФ не знает такого субъекта права как «народ», по причинечего в Российской Федерации нет и не может быть т. н. «общенародной»собственности на землю.
2.Из провозглашения в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ использования и охраны земли какосновы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территориине следует, что у лиц, не проживающих на территории России (это могут быть ироссийские граждане, постоянно проживающие за границей) не может возникнуть пооснованиям предусмотренным законом право собственности на земельные участки натерритории России.
Такимобразом, следует прийти к выводу о том, что как Конституция России, так идействующее земельное законодательство не предусматривают для иностранныхграждан и юридических лиц каких-либо ограничений по приобретению правасобственности на земельные участки из земель промышленности.
Перейдёмк анализу второй части рассматриваемых нами норм ч. 1 ст. 87 и ч. 1 ст. 88 ЗКРФ. Из их содержания следует, что права на данные участки могут возникнуть уучастников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ,федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В научнойлитературе предлагалось исключить из ч. 1 ст. 87 ЗК РФ данное положение соссылкой на то, что оно не является существенным для понятия[6]. При этомаргументация данного предложения отсутствует. На первый взгляд, такая поправказаслуживает поддержки, так как любые права на земельные участки, как и на всеиные объекты гражданских прав, возникают только по основанию, предусмотренномузаконом, в связи с чем специальное указание на это в тексте ч. 1 ст. 87 и ч. 1ст. 88 ЗК РФ лишено смысла.
Вместес тем, систематическое толкование данной нормы в совокупности с другимиположениями российского земельного законодательства позволяет сделать вывод отом, что смысловой центр тяжести в данной норме заключается не в словах «пооснованиям», в словах «предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации». Это связано с тем, что право государственнойсобственности на землю в Российской Федерации до сих пор не разграничено, ипоэтому на практике часто возникал вопрос о компетенции региональных и местныхорганов власти по передаче земельных участков из земель промышленности в собственностьорганизаций. Вместе с тем, допущение установления оснований для возникновенияправ на указанные земельные участки в законах субъектов Российской Федерацииявляется по нашему мнению сомнительным с точки зрения его соответствияКонституции России и ГК РФ.
Правона земельный участок по своей правовой природе – это право имущественное, правогражданское, даже если оно принадлежит публично-правовому образованию. В этомслучае оно выступает участником гражданских правоотношений (ст. 124 ГК РФ). Пословам Е. А. Суханова, в рыночной экономике, где земельные участки в известноймере становятся объектом гражданского оборота, они одновременно приобретаютрежим объектов гражданских прав со всеми вытекающими из этого последствиями.Другими словами, оборот земли (земельных участков), состоящий из совершениясоответствующих гражданско-правовых сделок, а также необходимо определяемыйэтим ее гражданско-правовой режим как главного объекта недвижимости составляютпредмет регулирования уже не земельного, а гражданского законодательства[7].Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находиться введении Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 3 ГК РФ гражданскоезаконодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иныхфедеральных законов. С одной стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФгражданское законодательство определяет правовое положение участниковгражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления правасобственности и других вещных прав, исключительных прав на результатыинтеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируетдоговорные и иные обязательства. С другой стороны, согласно с ч. 3 ст. 3 ЗК РФимущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельнымиучастками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданскимзаконодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Однакоучитывая, что владение, пользование и распоряжение являются действиями в рамкахуже возникшего права, то необходимо признать, что обстоятельства, являющиесяоснованием для возникновения права, т. е. имевших место до возникновения права,не входят в предмет регулирования земельного законодательства. Следовательно,законы субъектов Российской Федерации не могут предусматривать основаниявозникновения прав на земельные участки земель промышленности.
Всвязи с изложенным можно предложить следующую редакцию ч. 1 ст. 88 ЗК РФ:«Землями промышленности признаются земли, которые используются илипредназначены для размещения специального оборудования, предназначенногонепосредственно для целей промышленного производства (станки, прессы,конвейеры, технологические линии и т. п.), а так же обслуживающей ихпромышленной инфраструктуры: здания фабричной (заводской) администрации, складыготовой продукции, транспортные линии, рабочие столовые и т. п., в частности вцелях эксплуатации предприятий, как имущественных комплексов, используемых дляосуществления предпринимательской деятельности, права на которые возникли уучастников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящимКодексом и другими федеральными законами».
Необходимокоснуться следующего вопроса, связанного с правами на земельные участки изземель промышленности. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 88 ЗК РФ размеры земельныхучастков, предоставляемых в целях обеспечения деятельности организаций и (или)эксплуатации объектов промышленности, определяются в соответствии сутвержденными в установленном порядке нормами или проектно-техническойдокументацией.
Статья33 действующего ЗК РФ, посвящённая регулированию предельных размеров земельныхучастков касается лишь участков, предоставляемых гражданам в собственность изнаходящихся в государственной или муниципальной собственности земель дляведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества,животноводства, дачного строительства. Предельные размеры этих участковустанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личногоподсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления.
Согласноч. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых дляиных целей, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленномпорядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или всоответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной,градостроительной и проектной документацией.
Вобласти правового регулирования земельных участков сельскохозяйственногоназначения ситуация обстоит следующим образом. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 1Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от24.07.2002 г. № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначенияосновывается на принципе установления максимального размера общей площадиземельных участков сельскохозяйственных угодий. Например, согласно ст. 12.1Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений вКраснодарском крае» от 5.11.2002 г. № 532-КЗ, введённой Законом Краснодарскогокрая от 23.07.2003 № 609-КЗ[8] максимальный размер общей площади земельныхучастков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно направе собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобноехозяйство, составляет 1,5 гектара; а в соответствии со ст. 23 того же Законамаксимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственныхугодий, которые расположены на территории одногоадминистративно-территориального образования Краснодарского края и находятсяодновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников(родителей, детей, братьев, сестер, дедушек, бабушек и внуков), а такжеюридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкиеродственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеютправо распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов,приходящихся на акции (вклады, доли, паевые взносы), составляющие уставные(складочные) капиталы, паевые фонды данных юридических лиц, составляет 10 %общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одногоадминистративно-территориального образования Краснодарского края на моментпредоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Междутем, до настоящего времени нормы предоставления земельных участков из земельпромышленности не утверждены. Нормы, регулирующие порядок разработкипроектно-технической документации не предусматривают каких-либо ограничений поразмерам земельных участков проектируемых и строящихся промышленных объектов.
Действующийв настоящее время СНиП II-89-90 «Генеральные планы промышленных предприятий»[9]в п. 2.2 содержит лишь расплывчатую формулировку о том, что предприятия ипромышленные узлы надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой илипроектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенногопункта, проектом планировки промышленного района. Действующий Градостроительныйкодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ всего лишь требует отображения границземель промышленности на картах (схемах), содержащихся в генеральных планахсуществующих и планируемых (п. 4 ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
Напрактике это приводит к ряду негативных явлений. Во-первых, неограниченныйотвод земли для промышленных нужд неограниченно усиливает экологическуюнагрузку на окружающую природную среду. Совокупность земель промышленности сразмещёнными на них промышленными объектами образуют промзоны — громадныетерритории, сопоставимые по площади с размером городов, которые они окружают.Во-вторых, отсутствие законодательных ограничений площади земельных участков изземель промышленности даёт возможность для неограниченного чиновничьегоусмотрения, что в свою очередь создаёт почву для коррупции.
Всвязи с изложенным, нами предлагается установить в нормативном акте уровняфедерального закона предельные нормы предоставления (приобретения) всобственность земельных участков из земель промышленности. Введение подобногорода ограничения будет стимулировать «землесбережение», т. е. интенсификациюпроизводства, его развитие не в «ширину», а в «высоту», поскольку, какподчёркивалось Н. И. Красновым, «возникновение самостоятельной правовойкатегории земель специального назначения связано» именно «с индустриальным(курсив мой – А. Т.) развитием … общества»[10]. Как следствие, на практике этоприведёт к бережному и экономному расходованию земельных ресурсов.
Список литературы
[1]Боголепов Р. Д. Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения.Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1964. С. 6.
[2]Цит. по Романов О. Е. Предприятие и иные имущественные комплексы как объектыгражданских прав. СПб. 2004. С. 13.
[3]Таль Л. С. Очерки промышленного права. М. 1916. С. 11-12.
[4]Шарапова Н. В. Земли промышленности и поселений не близнецы братья // Журналроссийского права. 2003. № 1. С. 11.
[5]Чубуков Г. В. Земельная недвижимость как правовая категория // Экологическоеправо. 2002. № 3.
[6]Колов Ю. А. Вещные права на земельный участок в России. Томск. 2004. С. 101.
[7]Суханов Е. А. Вещные права в новом Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическоеправо. 2003. № 1. С. 51.
[8]Кубанские новости. № 128. 02.08.2003.
[9]Утверждён Постановлением Госстроя СССР 30.12.1980 г. № 213 (введён с 1.01.1982г.).
[10]Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специальногоназначения в СССР. Автореф. дисс. докт. юр. наук. М. 1966. С. 9.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта allpravo.ru/