Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Участки из земель промышленности как объект права

Александр Трифонов
Посмыслу ч.1 ст. 87 ЗК РФ землями промышленности признаются земли, которыерасположены за чертой поселений и используются или предназначены дляобеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовпромышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений пооснованиям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации. Почти без изменений (за исключением указания на чертупоселения) эта норма воспроизведена в ч. 1 ст. 88 ЗК РФ, которая землямипромышленности называет земли, использующиеся или предназначенные дляобеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовпромышленности, права на которые возникли у участников земельных отношений пооснованиям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектовРоссийской Федерации.
Логическийанализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что каждая из них состоит издвух самостоятельных частей. Первая отвечает на вопрос о том, по какомупризнаку идентифицировать земли промышленности как объекты гражданских прав.Вторая касается уровня нормативных актов, в которых могут быть названыобстоятельства, являющиеся основанием для возникновения прав на земельныеучастки земель промышленности.
Рассмотрениепервых частей указанных норм свидетельствует о том, что в качестве признаказемель промышленности как объекта гражданских прав ЗК РФ называет ихиспользование (предназначение для использования) в целях «обеспечениядеятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности».
Даннаяформулировка, по причине наличия в ней разделительного союза «или»,представляется чрезмерно широкой. В гражданском законодательстве (посколькуземельное законодательство не предусматривает иного) под организациямипонимаются юридические лица, как субъекты гражданских прав (ч. 1 ст. 48 ГК РФ).Последние включают в себя, в том числе некоммерческие организации, а так жекоммерческие, но не занятые промышленным производством. И первые, и вторые,могут обладать земельными участками, необходимыми для «обеспечения ихдеятельности»; однако очевидно, что такие участки не будут относиться к землямпромышленности.
Р.Д. Боголеповым особо подчёркивалось, что основную часть земель промышленногоназначения составляют территории промышленных предприятий[1]. Действующеероссийское законодательство не даёт определения понятия «промышленноепредприятие». Например, Устав о прямых налогах Российской империи определялпромышленное заведение (фабрика, завод и т. п.) как «одно или несколькозакрытых или открытых помещений, находящихся в одной черте фабричного илизаводского устройства и состоящих между собою, по роду производства, внепосредственной связи»[2]. Однако наиболее удачным представляется определение«предприятия», данное выдающимся русским учёным-правоведом Л. С. Талем:«Организованная хозяйственная единица, рассчитанная на постоянное планомерноеобслуживание оборота посредством добывания, переработки или сбыта известныхпредметов или отправления известной деятельности в виде самостоятельногопромысла». По мнению Л. С. Таля, промышленное предприятие выступает как:
1.Индивидуально обособленная единица, вызывающая представление об отдельномсамостоятельном юридическом субъекте.
2.Как отдельная ценность, способная служить единым объектом отчуждения, залога,пользования, преемства и объектом финансового обложения.
3.Как правовая организация, социальное образование, в недрах которогоосуществляется «должный правопорядок»[3].
Вкачестве признаков промышленного предприятия приводятся следующие:
— отнесение к горнодобывающей, нефтяной и газодобывающей химической,металлургической или иной специальной отраслям промышленности;
— обладание санитарно-защитной зоной, охраняемой зоной или иной зоной с особымиусловиями труда[4].
Снашей точки зрения по своей экономической природе земли промышленностипредназначены для размещения специального оборудования, предназначенного непосредственнодля целей производства (станки, прессы, конвейеры, технологические линии и т.п.), а так же обслуживающей их промышленной инфраструктуры: здания фабричной(заводской) администрации, склады готовой продукции, транспортные линии,рабочие столовые и т. п., в частности в целях эксплуатации предприятий, какимущественных комплексов, используемых для осуществления предпринимательскойдеятельности.
Косвенноеподтверждение этому можно найти в «Методике государственной кадастровой оценкиземель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности,земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения»,утвержденной Приказом Росземкадастра от 20.03.2003 № П/49.
Всоответствии с данной методикой земельные участки промышленности — этоземельные участки, которые используются или предназначены для:
1.Размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений иобслуживающих их объектов, в целях обеспечения деятельности организаций и (или)эксплуатации объектов промышленности;
2.Разработки полезных ископаемых, предоставляемые организациям горнодобывающей инефтегазовой промышленности.
Такимобразом, к землям промышленности относятся земельные участки, которыепредоставлены для размещения и эксплуатации предприятий металлургической,химической, обрабатывающей, горнодобывающей и других отраслей промышленности.Это земли, занятые фабриками, заводами, шахтами, рудниками, карьерами,приисками и другими горнодобывающими предприятиями.
Следовательно,на наш взгляд, землями промышленности необходимо признавать только те земельныеучастки, которые служат (или предназначены) для размещения указанных объектов,безотносительно к тому, кто является обладателем прав на них. Очевидно, что вкачестве последних могут выступать не только организации любых организационно — правовых форм, но и физические лица. Как следствие, земельные участки из земельпромышленности не являются объектами, ограниченными в обороте (ст. 129 ГК РФ),так как могут принадлежать любому лицу без получения специальных разрешений(лицензии).
Отдельнонеобходимо остановиться на правах иностранных граждан на земельные участки изземель промышленности. Часть 1 ст. 5 ЗК РФ в качестве участников земельныхотношений называет граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъектыРоссийской Федерации, муниципальные образования. При этом права иностранныхграждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение всобственность земельных участков определяются в соответствии с ЗК РФ,федеральными законами. Согласно ч. 3 ст. 15 ЗК РФ иностранные граждане, лицабез гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на правесобственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях,перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральнымзаконодательством о Государственной границе РФ, и на иных установленных особотерриториях РФ в соответствии с федеральными законами.
Помнению Г. В. Чубукова признание в Земельном кодексе РФ (п. 3 ст. 15)иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лицсубъектами права собственности на земельные участки, не находящиеся напограничных территориях и иных указанных в законах территориях, противоречитконституционному признанию земли и других природных объектов условием жизни идеятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9Конституции РФ), так как «иностранные граждане и их юридические лица, лица безгражданства — это временно проживающие, а иногда и не проживающие на российскойтерритории граждане и лица. По смыслу Конституции РФ они не имеют права иметьземельную недвижимость на праве собственности на территории РоссийскойФедерации»[5].
Этапозиция представляется дискуссионной по двум причинам.
1.Народ как субъект права существует только в конституционном праве (ч. 1 ст. 3Конституции РФ провозглашает народ носителем суверенитета и единственнымисточником власти в Российской Федерации). Право собственности – это правогражданское, а ГК РФ не знает такого субъекта права как «народ», по причинечего в Российской Федерации нет и не может быть т. н. «общенародной»собственности на землю.
2.Из провозглашения в ч. 1 ст. 9 Конституции РФ использования и охраны земли какосновы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территориине следует, что у лиц, не проживающих на территории России (это могут быть ироссийские граждане, постоянно проживающие за границей) не может возникнуть пооснованиям предусмотренным законом право собственности на земельные участки натерритории России.
Такимобразом, следует прийти к выводу о том, что как Конституция России, так идействующее земельное законодательство не предусматривают для иностранныхграждан и юридических лиц каких-либо ограничений по приобретению правасобственности на земельные участки из земель промышленности.
Перейдёмк анализу второй части рассматриваемых нами норм ч. 1 ст. 87 и ч. 1 ст. 88 ЗКРФ. Из их содержания следует, что права на данные участки могут возникнуть уучастников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ,федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В научнойлитературе предлагалось исключить из ч. 1 ст. 87 ЗК РФ данное положение соссылкой на то, что оно не является существенным для понятия[6]. При этомаргументация данного предложения отсутствует. На первый взгляд, такая поправказаслуживает поддержки, так как любые права на земельные участки, как и на всеиные объекты гражданских прав, возникают только по основанию, предусмотренномузаконом, в связи с чем специальное указание на это в тексте ч. 1 ст. 87 и ч. 1ст. 88 ЗК РФ лишено смысла.
Вместес тем, систематическое толкование данной нормы в совокупности с другимиположениями российского земельного законодательства позволяет сделать вывод отом, что смысловой центр тяжести в данной норме заключается не в словах «пооснованиям», в словах «предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законамисубъектов Российской Федерации». Это связано с тем, что право государственнойсобственности на землю в Российской Федерации до сих пор не разграничено, ипоэтому на практике часто возникал вопрос о компетенции региональных и местныхорганов власти по передаче земельных участков из земель промышленности в собственностьорганизаций. Вместе с тем, допущение установления оснований для возникновенияправ на указанные земельные участки в законах субъектов Российской Федерацииявляется по нашему мнению сомнительным с точки зрения его соответствияКонституции России и ГК РФ.
Правона земельный участок по своей правовой природе – это право имущественное, правогражданское, даже если оно принадлежит публично-правовому образованию. В этомслучае оно выступает участником гражданских правоотношений (ст. 124 ГК РФ). Пословам Е. А. Суханова, в рыночной экономике, где земельные участки в известноймере становятся объектом гражданского оборота, они одновременно приобретаютрежим объектов гражданских прав со всеми вытекающими из этого последствиями.Другими словами, оборот земли (земельных участков), состоящий из совершениясоответствующих гражданско-правовых сделок, а также необходимо определяемыйэтим ее гражданско-правовой режим как главного объекта недвижимости составляютпредмет регулирования уже не земельного, а гражданского законодательства[7].Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находиться введении Российской Федерации. Согласно ч. 2 ст. 3 ГК РФ гражданскоезаконодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иныхфедеральных законов. С одной стороны, в соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФгражданское законодательство определяет правовое положение участниковгражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления правасобственности и других вещных прав, исключительных прав на результатыинтеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулируетдоговорные и иные обязательства. С другой стороны, согласно с ч. 3 ст. 3 ЗК РФимущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельнымиучастками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданскимзаконодательством, если иное не предусмотрено земельным законодательством.
Однакоучитывая, что владение, пользование и распоряжение являются действиями в рамкахуже возникшего права, то необходимо признать, что обстоятельства, являющиесяоснованием для возникновения права, т. е. имевших место до возникновения права,не входят в предмет регулирования земельного законодательства. Следовательно,законы субъектов Российской Федерации не могут предусматривать основаниявозникновения прав на земельные участки земель промышленности.
Всвязи с изложенным можно предложить следующую редакцию ч. 1 ст. 88 ЗК РФ:«Землями промышленности признаются земли, которые используются илипредназначены для размещения специального оборудования, предназначенногонепосредственно для целей промышленного производства (станки, прессы,конвейеры, технологические линии и т. п.), а так же обслуживающей ихпромышленной инфраструктуры: здания фабричной (заводской) администрации, складыготовой продукции, транспортные линии, рабочие столовые и т. п., в частности вцелях эксплуатации предприятий, как имущественных комплексов, используемых дляосуществления предпринимательской деятельности, права на которые возникли уучастников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящимКодексом и другими федеральными законами».
Необходимокоснуться следующего вопроса, связанного с правами на земельные участки изземель промышленности. В соответствии с ч. 2 и 3 ст. 88 ЗК РФ размеры земельныхучастков, предоставляемых в целях обеспечения деятельности организаций и (или)эксплуатации объектов промышленности, определяются в соответствии сутвержденными в установленном порядке нормами или проектно-техническойдокументацией.
Статья33 действующего ЗК РФ, посвящённая регулированию предельных размеров земельныхучастков касается лишь участков, предоставляемых гражданам в собственность изнаходящихся в государственной или муниципальной собственности земель дляведения крестьянского (фермерского) хозяйства, садоводства, огородничества,животноводства, дачного строительства. Предельные размеры этих участковустанавливаются законами субъектов Российской Федерации, а для ведения личногоподсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства — нормативнымиправовыми актами органов местного самоуправления.
Согласноч. 3 ст. 33 ЗК РФ предельные размеры земельных участков, предоставляемых дляиных целей, устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленномпорядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или всоответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной,градостроительной и проектной документацией.
Вобласти правового регулирования земельных участков сельскохозяйственногоназначения ситуация обстоит следующим образом. Согласно п. 2 ч. 3 ст. 1Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от24.07.2002 г. № 101-ФЗ оборот земель сельскохозяйственного назначенияосновывается на принципе установления максимального размера общей площадиземельных участков сельскохозяйственных угодий. Например, согласно ст. 12.1Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений вКраснодарском крае» от 5.11.2002 г. № 532-КЗ, введённой Законом Краснодарскогокрая от 23.07.2003 № 609-КЗ[8] максимальный размер общей площади земельныхучастков (приусадебных и полевых), которые могут находиться одновременно направе собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобноехозяйство, составляет 1,5 гектара; а в соответствии со ст. 23 того же Законамаксимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственныхугодий, которые расположены на территории одногоадминистративно-территориального образования Краснодарского края и находятсяодновременно в собственности гражданина, его супруга и близких родственников(родителей, детей, братьев, сестер, дедушек, бабушек и внуков), а такжеюридических лиц, в которых данные гражданин или его супруг и близкиеродственники (родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки) имеютправо распоряжаться более чем 50 процентами общего количества голосов,приходящихся на акции (вклады, доли, паевые взносы), составляющие уставные(складочные) капиталы, паевые фонды данных юридических лиц, составляет 10 %общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одногоадминистративно-территориального образования Краснодарского края на моментпредоставления и (или) приобретения таких земельных участков.
Междутем, до настоящего времени нормы предоставления земельных участков из земельпромышленности не утверждены. Нормы, регулирующие порядок разработкипроектно-технической документации не предусматривают каких-либо ограничений поразмерам земельных участков проектируемых и строящихся промышленных объектов.
Действующийв настоящее время СНиП II-89-90 «Генеральные планы промышленных предприятий»[9]в п. 2.2 содержит лишь расплывчатую формулировку о том, что предприятия ипромышленные узлы надлежит размещать на территории, предусмотренной схемой илипроектом районной планировки, генеральным планом города или другого населенногопункта, проектом планировки промышленного района. Действующий Градостроительныйкодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ всего лишь требует отображения границземель промышленности на картах (схемах), содержащихся в генеральных планахсуществующих и планируемых (п. 4 ч. 6 ст. 23 ГрК РФ).
Напрактике это приводит к ряду негативных явлений. Во-первых, неограниченныйотвод земли для промышленных нужд неограниченно усиливает экологическуюнагрузку на окружающую природную среду. Совокупность земель промышленности сразмещёнными на них промышленными объектами образуют промзоны — громадныетерритории, сопоставимые по площади с размером городов, которые они окружают.Во-вторых, отсутствие законодательных ограничений площади земельных участков изземель промышленности даёт возможность для неограниченного чиновничьегоусмотрения, что в свою очередь создаёт почву для коррупции.
Всвязи с изложенным, нами предлагается установить в нормативном акте уровняфедерального закона предельные нормы предоставления (приобретения) всобственность земельных участков из земель промышленности. Введение подобногорода ограничения будет стимулировать «землесбережение», т. е. интенсификациюпроизводства, его развитие не в «ширину», а в «высоту», поскольку, какподчёркивалось Н. И. Красновым, «возникновение самостоятельной правовойкатегории земель специального назначения связано» именно «с индустриальным(курсив мой – А. Т.) развитием … общества»[10]. Как следствие, на практике этоприведёт к бережному и экономному расходованию земельных ресурсов.
Список литературы
 [1]Боголепов Р. Д. Правовой режим земель промышленного и транспортного назначения.Автореф. дисс. канд. юр. наук. М. 1964. С. 6.
[2]Цит. по Романов О. Е. Предприятие и иные имущественные комплексы как объектыгражданских прав. СПб. 2004. С. 13.
[3]Таль Л. С. Очерки промышленного права. М. 1916. С. 11-12.
[4]Шарапова Н. В. Земли промышленности и поселений не близнецы братья // Журналроссийского права. 2003. № 1. С. 11.
[5]Чубуков Г. В. Земельная недвижимость как правовая категория // Экологическоеправо. 2002. № 3.
[6]Колов Ю. А. Вещные права на земельный участок в России. Томск. 2004. С. 101.
[7]Суханов Е. А. Вещные права в новом Земельном кодексе Российской Федерации // Экологическоеправо. 2003. № 1. С. 51.
[8]Кубанские новости. № 128. 02.08.2003.
[9]Утверждён Постановлением Госстроя СССР 30.12.1980 г. № 213 (введён с 1.01.1982г.).
[10]Краснов Н. И. Теоретические основы правового режима земель специальногоназначения в СССР. Автореф. дисс. докт. юр. наук. М. 1966. С. 9.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта allpravo.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Договорные отношения туроператора с поставщиками услуг
Реферат Особенности применения подготовки и печати рекламных буклетов
Реферат Маньяки ХХ века. Алексей Суклетин
Реферат Принципы и стереотипы
Реферат Социология управления и социология государственной службы общее и различное
Реферат Дневник самоконтроля
Реферат Египет как направление российского выездного туризма
Реферат Маркетинг одна из систем управления предприятием
Реферат Екологічний туризм
Реферат Fried Green Tomatoes Human Nature Essay Research
Реферат Природа детства и предмет детской психологии
Реферат Заняття туризмом, як метод загартування
Реферат Зарубежный опыт развития туристической сферы в малых городах
Реферат Маркетинговый анализ ИП Айсберг изучение ассортимента товаров
Реферат Маркетинговые исследования рыночного положения ОАО Пивовар Живое пиво