Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Таможенный кодекс Российской Федерации 2004 года

Курсовая работа по дисциплине «История таможенногодела и таможенной политики России».
Автор работы
Северо-Кавказский государственный техническийуниверситет
Кафедра экономики и организации таможенного дела
Ставрополь, 2005
Вступление
Большиеизменения, произошедшие в политической и социально-экономической жизнисовременной России, внесли изменения во многие области деятельности и сферыуправления.
Одной из такихобластей является внешнеэкономическая деятельность нашего государства,проводником которой является таможенное дело и таможенная политика. Они сначала экономических преобразований, приобретают качественно иное, более важноезначение, становясь регуляторами и средствами формирования новых экономическихотношений и связей.
С переходом крыночной экономике возникает и постепенно реализуется новая демократическаяконцепция таможенного дела, учитывающая прогрессивные явления и тенденции вразвитии экономических отношений в стране и мировой цивилизованныйтаможенно-правовой опыт, и соответствующее ему российское таможенноезаконодательство.
Таможенноезаконодательство представляет собой один из наиболее обширных блоков в системероссийского законодательства и включает в себя нормативные акты органовгосударственной власти различных уровней.
КонституциейРоссийской Федерации (ст. 71) таможенное регулирование отнесено к ведениюфедеральных органов государственной власти, которое означает, чтозаконодательство в таможенной сфере ограничивается в основном федеральнымуровнем. Данная норма Конституции позволяет объединить единые для всех правилавнешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаровчерез таможенную границу Российской Федерации, единство таможенных процедур.
Конституционныеположения таможенного регулирования регламентируются в Федеральных законах,основным из которых является Таможенный Кодекс Российской Федерации и ЗаконРоссийской Федерации «О таможенном тарифе».
С 1 января 2004года вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая2003 года № 61-ФЗ*. Необходимость его принятия была продиктована рядомфакторов: отставанием норм таможенного права от существенно обновившегосяфедерального законодательства; проблемами в практической деятельности субъектоввнешней торговли и должностных лиц таможенных органов; громоздкостьютаможенного законодательства с запутанностью огромного массива подзаконныхактов; недостатками в технологии таможенного процесса.
1. Таможенный Кодекс 1993 года
Таможенный кодексРоссийской Федерации от 18 июня 1993 года составляет вместе с Законом отаможенном тарифе от 21 мая 1993 года принципиальную основу нового российскоготаможенного законодательства. Названные ключевые законы прошли длительный исложный путь. Период разработки и принятия названных законов затянулся на двагода. Но таможенное дело в России не приостанавливалось, оно регламентировалосьв этот период частично Таможенным кодексом СССР и Законом СССР о таможенномтарифе 1991 года, частично другими союзными правовыми актами. Причемприменялись эти законы в части, не противоречащей новым российским правовымустановлениям по таможенному делу. К ним можно отнести нормативные указыПрезидента и ряд постановлений Совета Министров — Правительства РоссийскойФедерации в период с августа 1991 года и вплоть до конца июня 1993 года, когдабыли приняты Таможенный кодекс России и Закон о таможенном тарифе.
Рассматриваяперечень и характер изданных в то время правовых актов и их значение дляформирования нового российского таможенного законодательства, выделим изданноеПрезидентом России 25 августа 1991 года распоряжение «О деятельности таможеннойслужбы на территории РСФСР», которое по праву можно считать началом созданиятакого законодательства. Позднее оно пополнилось рядом новых указов Президентаи постановлений Правительства. К их числу относятся указы Президента: от 12декабря 1991 года «О едином экономическом пространстве РСФСР»'; от 29 января1992 года «О свободе торговли»'; от 15 ноября 1991 года «О либерализациивнешнеэкономической деятельности на территории РСФСР»3; постановлениеПравительства от 15 марта 1993 г. «Об Импортном таможенном тарифе РоссийскойФедерации», а также правовой акт (приказ) от 20 марта 1993 г. ГТК России опринятии названного Постановления к исполнению и об утверждении Инструкции опорядке применения Импортного тарифа Российской Федерации с шестью Приложениямик ней: 1 — Импортный таможенный тариф Российской Федерации; 2 — Переченьнаименее развитых стран, товары которых не облагаются импортной таможеннойпошлиной при ввозе на территорию Российской Федерации; 3 — Переченьразвивающихся стран, к товарам которых применяются базовые ставки импортныхтаможенных пошлин, уменьшенные в два раза (первая колонка тарифа); 4 — Переченьстран, с которыми заключены торговые договоры и соглашения, предусматривающиевзаимное предоставление режима наиболее благоприятствующей нации; 5 — Образецгарантийного обязательства уполномоченного Банка; 6 — Перечень товаров,пропускаемых беспошлинно в ограниченных количествах при ввозе и пересылкефизическими лицами.
Принципиальноезначение для регулирования таможенного дела имели: Указ Президента РоссийскойФедерации от 18 июля 1992 года «О неотложных мерах, по организации таможенногоконтроля в Российской Федерации» и постановление Правительства РоссийскойФедерации от 25 августа 1992 г. № 624 «О мерах по реализации Указа ПрезидентаРоссийской Федерации от 18 июля 1992 г. № 788 «О неотложных мерах по организациитаможенного контроля в Российской Федерации».
Хотя многие изперечисленных актов имели промежуточный и переходный характер, велика их рольдля последующего фиксирования стабильных таможенно-правовых институтов июридических норм в Таможенном кодексе и Законе о таможенном тарифе 1993 года.Они образовывали самостоятельные блоки, которые затем легли в основание этихзаконов.
Начиная свойанализ Таможенного кодекса Российской Федерации и Закона о таможенном тарифе,выделим вначале их важную особенность: хотя это два разных закона, отличающихсядруг от друга как по степени охвата круга общественных отношений, так и поюридическим свойствам, вместе они в широком смысле образуют единое целое,составляя правовой фундамент современного таможенного дела в России. Вторая и,пожалуй, наиболее существенная отличительная особенность состоит в том, чтоТаможенный кодекс в органическом контексте с новой Конституцией являетсяосновным законом таможенного дела времен формирования рыночных отношений иинтегрирования экономики России в мировое хозяйство. В определенной мере, хотяи не достаточно четко, эта мысль выражена в преамбуле Таможенного кодекса.Поэтому, думается, она требует пояснений. Так, в ст. 8 и 9 КонституцииРоссийской Федерации соответственно гарантируются единство экономическогопространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств,поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; признаются изащищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формысобственности. Весьма существенна также ст. 34 п. 1: «Каждый имеет право насвободное использование своих способностей и имущества для предпринимательскойи иной не запрещенной законом экономической деятельности». Формируется, посуществу, новая экономическая система, а это сложный и противоречивый процесс,включающий выявление новых направлений, целей и задач по защите экономическогосуверенитета и экономической безопасности Российской Федерации. И таможенноезаконодательство, вся совокупность юридических норм, составляющих современноетаможенное право Российской Федерации, призваны всемерно содействоватьстановлению и развитию рыночных отношений и активизации основанной на новых ицивилизованных принципах внешнеэкономической деятельности государства.
Все вышесказанноепредставляет собой самую общую и принципиальную характеристику значимостиТаможенного кодекса и Закона о таможенном тарифе в системе правовогорегулирования совокупности отношений в сфере таможенного дела.
Теперь перейдем крассмотрению некоторых деталей проблемы. Прежде всего, можно условно говорить оподразделении Таможенного кодекса на две основные части: Общую и Особенную.Общая часть — это своеобразная современная концепция российского таможенногодела, которая включает в себя преамбулу и раздел I «Общие положения Таможенногокодекса». Однако было бы неправильно ограничиться только этим. В частьОбйхукгявйо Яросйтся положения и нормы, содержащиеся в других разделахТаможенного кодекса. Например, ст. 24 «Особенности правового регулированиятаможенных режимов»; ст. 110, содержащая классификацию таможенных платежей; ст.180, определяющая содержание таможенного контроля и его формы; ст. 230,раскрывающая понятие «нарушение таможенных правил», и ряд других. В целом жеструктура Таможенного кодекса заслуживает совершенствования, о чем подробнеебудет сказано несколько ниже.
Что касаетсяОсобенной части, то в нее могут быть включены те разделы, которые образуютконкретные и относительно самостоятельные блоки таможенного дела. Этоперемещение через таможенную границу Российской Федерации товаров итранспортных средств, таможенные режимы, включая таможенные платежи; таможенноеоформление и льготы отдельным категориям иностранных лиц; таможенный и валютныйконтроль.
Другой блок —дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов РоссийскойФедерации; нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения,производство по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрение. Этосамый объемный раздел Таможенного кодекса — он включает ст. с 230-й по 386-ю исодержит как материальные нормы, так и административно-процессуальные нормыадминистративного права. Курс на детальное административно-процессуальноерегламентирование нашел в Таможенном кодексе Российской Федерации дальнейшеепоследовательное воплощение и развитие.
К последнемублоку части Особенной можно отнести раздел VII Кодекса — «Распоряжение товарамии транспортными средствами и использование полученных средств». При этом надоиметь в виду, что Таможенный кодекс по своему характеру — комплексный закон, онрегулирует разнообразные по своей природе отношения, затрагивающие различныеотрасли российского права — административное, финансовое, гражданское,уголовное и, в определенной части, международное. Поэтому с точки зрения самойархитектоники Таможенного кодекса он не может быть признан оптимальным,поскольку однотипные и базовые явления оказались разбросанными в нем поразличным, не во всех случаях взаимосвязанным, разделам и блокам. Этосущественное замечание относится в первую очередь к разделу XIV «Должностныелица таможенных органов Российской Федерации» и в значительной мере к разделуVIII «Ведение таможенной статистики и товарной номенклатуры внешнеэкономическойдеятельности». Они явно просятся в Общую часть. А проблема ТН ВЭД к тому жеможет быть самостоятельно рассмотрена в международно-правовом аспектесотрудничества Российский Федерации с другими странами в сфере таможенногодела. К Общей части должен быть причислен также раздел XI «Информирование иконсультирование. Предварительные решения». А раздел ХШ «Обжалование ирассмотрение решений, действий или бездействия таможенных органов РоссийскойФедерации и их должностных лиц» может быть «раскассирован» по двум другимблокам: по разделу X «Нарушения таможенных правил и ответственность за этинарушения. Производство по делай о нарушениях таможенных правил и ихрассмотрение» и по разделу XIV «Должностные лица таможенных органов».
2. Новый Таможенный Кодекс РФ
Процесс работынад Таможенным кодексом занял более двух лет. В итоге мы получили кодексбесспорно современный, отвечающий всем международным стандартам.
В Таможенномкодексе сосредоточены исключительно таможенные права. И если в базовых законах(Налоговый кодекс, Закон о валютном регулировании, Закон о внешней торговле,Административный кодекс), затрагивающих интересы гражданских правоотношений, неурегулированы какие-то моменты, то в Таможенном кодексе удалось ихурегулировать. За таможенными органами оставлены все присущие им функции.Таможенные органы остаются органами налогового, валютного контроля,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Это правоохранительныевоенизированные органы, это орган защиты прав лиц, поскольку в кодексепредусмотрены защитные меры от неправедных реализаций карательных функций,важных для государства. Это было необходимо, поскольку исходя из того, что разкодекс – либеральный, улучшил положение лиц, создает более благоприятнуюатмосферу свободы торговли – ведомство должно иметь такие функции. Легкиезаконы ведут к их выполнению. Администрирование становится цивилизованным,потому что Таможенный кодекс – закон прямого действия и правовые нормы читаютсявсеми участниками одинаково, в том числе и судом. Если идеализировать, тоникакого маневра для злоупотреблений не остается, а права лиц защищены.
Несколько летназад еще не было известно, что в Таможенный кодекс будут добавлены статьипрямого действия, регулирующие отношения физических лиц на государственнойгранице. В России еще с коммунистических времен считалось, что мы – обычныелюди, все стерпим как живые существа. Все было нацелено на товары, на бизнес вчистом виде. А человеческие отношения регулировались инструкциями. И вот вТаможенном кодексе, возможно, впервые добиваемся прямой регуляции поведениявласти и физических лиц на границе в самом законе.
Приняв новуюредакцию Таможенного кодекса РФ Россия сделала еще один важный шаг по путидебюрократизации властных отношений в сфере таможенного регулирования, сниженияадминистративного пресса на деловую среду, проявления воли государства навзаимообязывающие и уважительные отношения власти, бизнеса и граждан нашегообщества. Подается еще один благоприятный знак потенциальным инвесторам и всемоператорам внешнеторгового рынка в том, что стремление соответствоватьмеждународно-правовой и экономической системе во благо экономического роста истимулирования открытых и прозрачных отношений в таможенной сфере – не слова, ареальная перспектива.
По результатампочти 2-х годичной работы можно с полным основанием сказать: в разработкеКодекса, кроме Правительства и депутатов участвовали деловые люди отгосударственных и негосударственных структур, в обсуждении активное участиепринимали РСПП и ТПП, большинство отраслевых ассоциаций и простозаинтересованные граждане, так как проект документа был обнародован наспециальном сайте в сети Интернет, а значит, получил общественную экспертизу. Этосоздало замечательную небывалую атмосферу диалога, в который невольновключилось и государство. В ходе работы было устранено более 20 концептуальныхразногласий и согласовано около шести тысяч поправок.
Главный итог этойработы заключается в том, что с 1 января 2004 года бизнес стал дышать свободно,не тратя сил и средств на окольные пути обхода таможенных границ, агосударственный таможенный контроль сосредоточится на важных задачах по защитеи стимулированию отечественного рынка, повышению поступлений в федеральныйбюджет и на реализацию существующих задач по борьбе с экономическойпреступностью, терроризмом, охране общества от посягательств на жизнь, здоровьеи благополучие граждан России.
Новый Таможенныйкодекс РФ является, несомненно, достижением в российской практикевнешнеэкономической деятельности. Новый закон разработан с учетоммеждународного опыта регулирования внешней торговли. Относительно имеющей местов средствах массовой информации некоторой критики Кодекса, хочу сказать, чтоосновная слабость нового Кодекса состоит не в формулировках, в нем заложенных,а в общеэкономической и законодательной ситуации в России. Так, ни один, дажесамый прогрессивный таможенный кодекс, не справится с завышенным уровнемналоговой нагрузки. В настоящее время средняя ставка таможенных пошлин в Россиив 2 с лишним раза превышает уровень, существующий в странах, входящих в ВТО.Уверена, что принятие нового Таможенного кодекса РФ является предпосылкой дляболее быстрого вступления во Всемирную торговую организацию.
3. Положительные стороны нового Таможенного Кодекса
Чего же удалосьдостичь при подготовке Таможенного кодекса? Остановлюсь лишь на некоторыхпримерах.
Из Таможенногокодекса исчезли обороты типа «по усмотрению таможенного органа», «при наличиииных оснований». Новый ТК — документ максимально прямого действия, заменяющийсобой более 4 тыс. подзаконных актов, порой противоречивших друг другу, исоответствующий требованиям ВТО. В Кодексе появились жесткие требования кнормативным актам в области таможенного дела. Нормативные акты ФТС не должнывводить требования или ограничения, не предусмотренные Таможенным кодексом.
В Таможенномкодексе предусмотрены упрощенные и ускоренные процедуры таможенного оформления.Срок передачи товаров импортерам сократился с десяти до одного-трех дней. Этоприведет к снижению издержек участников ВЭД, связанных с хранением товаров натаможенных терминалах и простоем транспортных средств. Мы побуждаем транспортдвигаться быстрее и не стоять на границе потому, что сокращаем срок оформления.Несомненную выгоду для участников ВЭД приносит установление новых сроков уплатытаможенных платежей. Вместо требования уплаты платежей в момент подачи декларации,как это было предусмотрено прежним Таможенным кодексом, уплата таможенныхплатежей будет требоваться непосредственно при выпуске товаров, а в некоторыхслучаях, — и после выпуска при предоставлении необходимых гарантий.
Исчерпывающийперечень сведений для таможенного оформления устанавливается Кодексом. ГТКРоссии его может только сокращать. При этом акты ГТК по этим вопросам вступаютв силу через 90 дней после опубликования.
Новый Таможенныйкодекс заменяет действующую систему лицензирования, предполагающуюадминистративные методы управления, на четкие и ясные экономические критериидопуска на этот рынок услуг. При выполнении экономических условий включениезаинтересованных лиц в соответствующие реестры должно производитьсяавтоматически, а не по усмотрению таможенных органов. Очевидно, что заменаадминистративных рычагов лицензирования на экономические критерииоколотаможенных услуг позволит оздоровить обстановку в этом секторе, искоренитькоррумпированность, создать условия для нормального развития данного сектораэкономики.
В целяхстимулирования ввоза на территорию Российской Федерации культурных ценностей мыввели в Кодекс специальное положение (ст.282 п.5), в соответствии с которым,культурные ценности, ввозимые физическими лицами, полностью освобождаются отуплаты таможенных пошлин и налогов. Данная мера должна привести к пополнениюгосударственной части музейного, архивного и библиотечного фондов России,частных коллекций.
4. Основные изменения в понятийном аппаратеТаможенного кодекса РФ
Основные понятия,используемые в ТК РФ и определяющие содержание многих его положений, а также ихприменение на практике, приведены в ст. 11. В целом в указанную статью включеныте же понятия, которые содержались в ст. 18 ТК РФ 1993 года, однако фактическоенаполнение многих из них изменилось коренным образом.
Новый ТК РФсохраняет традиционное для таможенного законодательства деление имущества,перемещаемого через таможенную границу, на товары и транспортные средства, чтоимеет важное практическое значение, поскольку их статус для таможенных целейразличен. Транспортное средство выступает объектом коммерческой деятельности,непосредственно связанной с международной перевозкой товаров. Перемещениетранспортных средств через таможенную границу осуществляется в соответствии стаможенными режимами временного ввоза и временного вывоза, что отвечает нормаммеждународного законодательства. При этом не исключается возможность помещениятранспортных средств под другие таможенные режимы, например выпуска для внутреннегопотребления, переработки на таможенной территории, вне таможенной территории,однако транспортное средство в этом случае выступает уже в ином качестве — вкачестве товара, что влечет его таможенное оформление в общем порядке. Штатныезапасные части, принадлежности и оборудование транспортных средств, перевозимыевместе с транспортным средством, рассматриваются как неотъемлемая частьтранспортного средства.
Другой подходдемонстрирует законодатель при определении статуса российских товаров. К ихчислу комментируемая статья относит три категории товаров: произведенные в РФ,выпущенные на ее территории для свободного обращения, а также изготовленные изпервых двух. При этом перечисленные товары утрачивают статус российских вмомент их вывоза с таможенной территории РФ.
Принципиальныеизменения претерпело понятие перемещения товаров через таможенную границу. Еслираньше под перемещением товаров и транспортных средств при ввозе понималосьфактическое пересечение ими таможенной границы, то по новому ТК РФ перемещениепри ввозе «растянуто» во времени и представляет собой не толькофактическое пересечение таможенной границы, но и все последующие действия стоварами и транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.Содержание понятия перемещения при вывозе в целом не изменилось, законодательтолько конкретизировал перечень действий, непосредственно направленных на вывозтоваров и транспортных средств с таможенной территории РФ.
Существеннорасширяется объем понятия незаконного перемещения через таможенную границу,которое включает совершение действий по ввозу на, таможенную территорию РФ иливывозу с этой территории товаров или транспортных средств с любым нарушениемпорядка, установленного ТК РФ, в том числе носящим процедурный характер.
Кардинально меняетсяподход к определению статуса декларанта и таможенного брокера. Прежний ТК РФзакреплял за таможенным брокером статус декларанта, что предполагало совершениеопераций по таможенному оформлению и выполнение иных посреднических функций вобласти таможенного дела от собственного имени. В соответствии с новым Кодексомтаможенный брокер выступает в роли представителя и совершает таможенныеоперации от имени представляемого им лица (декларанта или иногозаинтересованного лица). Такое изменение статуса таможенного брокераобусловлено попыткой исключить практику таможенного оформления товаров такназываемыми «черными брокерами», которые оказывали услуги по1заполнению таможенной декларации и других таможенных документов, однакодействовали за печатью лиц, перемещающих товары, в связи с чем не неслиответственности за достоверность заявляемых сведений, а также за уплатутаможенных платежей, в отличие от таможенного брокера, совершавшего таможенныеоперации от собственного имени. Оговорка Кодекса о том, что таможенный брокердействует от имени представляемого лица, не должна рассматриваться какисключающая его ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностейперед таможенным органом, поскольку означает, что к декларанту переходят праваи обязанности, возникающие в результате таможенного оформления товаров (правопользования товаром в соответствии с заявленным таможенным режимом, обязанностьпо его завершению определенным способом, обязанность по уплате периодическихтаможенных платежей и др.), но не в процессе его осуществления (например,обязанность заявлять достоверные сведения).
В соответствии сост. 18, 172 прежнего Кодекса в качестве декларанта могли выступать как лицо,перемещающее товары через таможенную границу, так и таможенный брокер. При этомсчиталось,, что таможенный брокер вправе, а лицо, перемещающее товары, обязанооформить товары в таможенном отношении. В связи с изменением понятияперемещения законодатель отказался от понятия лиц, перемещающих товары,поскольку фактическое наполнение последнего не соответствовало бы егосодержанию (хотя в некоторых статьях указание на таких лиц все же сделано). Дляобозначения лиц, на которых лежит обязанность по таможенному оформлениютоваров/ ТК РФ вводит понятие лиц, ответственных за совершение таможенныхопераций для выпуска товаров (ст. 16). Указанные лица, а также иные лица,правомочные в соответствии с гражданским законодательством распоряжатьсятоварами на таможенной территории РФ (с учетом ограничений, установленных п. 2ст. 126 ТК РФ), признаются декларантами и вправе декларировать товары отсобственного имени.
В соответствии сост. 18 ТК РФ 1993 года под таможенным оформлением понималась процедурапомещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим изавершения действия этого режима. При этом Кодекс различал основное таможенноеоформление (подача таможенной декларации) и предварительные операции,предшествующие основному таможенному оформлению и помещению товаров подопределенный таможенный режим (уведомление таможенных органов о пересечениитаможенной границы, доставка товаров в определенное таможенным органом место,представление товаров в месте доставки, подача краткой декларации, помещениетоваров на склад временного хранения). Новый ТК РФ не раскрывает понятиетаможенного оформления, однако анализ его положений позволяет сделать вывод отом, что под таможенным оформлением в Кодексе понимается совокупность всехтаможенных операций и процедур, проводимых в отношении товаров в периоднахождения их под таможенным контролем до момента приобретения ими неизменногостатуса для таможенных целей. Анализ положений ст. 60 и 360 ТК РФ позволяетприйти к выводу о том, что время, в течение которого в отношении товаровпроизводится таможенное оформление, фактически совпадает со временем нахождениятоваров под таможенным контролем. Кроме того, термин «таможенноеоформление» используется также для обозначения действий по оформлениютаможенных и иных документов, необходимых для таможенных целей. Понятиятаможенных операций и таможенных процедур также приведены в ст. 11 ТК РФ иявляются новыми для таможенного законодательства.
Изменено и самопонятие таможенного режима: таможенный режим представляет собой таможеннуюпроцедуру, определяющую совокупность требований и условий, включающих:
порядок примененияв отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов;
порядокприменения в отношении них запретов и ограничений, установленных в соответствиис законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговойдеятельности;
статус товаров итранспортных средств для таможенных целей в зависимости
от целей ихперемещения через таможенную границу и использования на таможенной территорииРФ или за ее пределами, то есть наличие или отсутствие запретов и
ограничений напользование и распоряжение товарами и транспортными средства
ми, установленныхТК РФ.
Большое значениедля нового ТК РФ имеет понятие выпуска для свободного обращения. В Таможенномкодексе 1993 года под выпуском товаров для свободного обращения понималсятаможенный режим, при котором ввозимые на таможенную территорию РФ товарыоставались постоянно на этой территории без обязательства об их обратномвывозе. Теперь выпуск для свободного обращения обозначает статус товаров,допускающий их свободный оборот на таможенной территории РФ без запретов иограничений, предусмотренных таможенным законодательством. Такой оборотвозможен, в частности, при заявлении таможенного режима выпуска для свободногообращения (после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений,установленных в соответствии с законодательством РФ о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности), отказе в пользу государства (послепередачи товаров, от которых лицо отказалось, таможенным органам), реимпорте(ст. 164, 234, 250).
Ряд статей ТК РФсодержит указание на транспортные, коммерческие, таможенные документы. Дляцелей единообразного понимания указанных статей их понятия также даны в ст. 11.
В понятийныйаппарат нового Кодекса не вошло понятие мер экономической политики, которое былоопределено ст. 18 ТК РФ 1993 года как ограничения на ввоз в РФ и вывоз из РФтоваров и транспортных средств, установленные исходя из соображенийэкономической политики РФ и могущие включать в себя квотирование,лицензирование, установление минимальных и максимальных цен, а также другиемеры регулирования взаимодействия российской экономики с мировым хозяйством.Таможенный кодекс РФ использует формулу «запреты и ограничения,установленные в соответствии с законодательством РФ о государственном регулированиивнешнеторговой деятельности». При этом различаются запреты и ограниченияэкономического характера, а также запреты и ограничения, не носящиеэкономического характера. Последние согласно ст. 158 ТК РФ должны применятьсянезависимо от заявленного таможенного режима (одни на этапе помещения товаровпод процедуру внутреннего таможенного транзита, другие — на этапе выпускатоваров). Экономические запреты и ограничения действуют только в рамкахтаможенных режимов выпуска для свободного обращения, экспорта, переработки натаможенной территории и переработки для внутреннего потребления.
Вместе с тем,придавая запретам и ограничениям экономического и неэкономического характераразличное значение и наделяя их различными функциями, Кодекс не дает дажеобщего представления о том, каковы критерии их разграничения: нормы ТК РФ вэтой части являются бланкетными и отсылают правоприменителя к специальномузаконодательству. Нет такого четкого деления и в Федеральном законе от 13октября 1995 года № 157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговойдеятельности» (в ред. на 10 февраля 1999 года), который содержит лишьобщий перечень целей, исходя из которых могут быть установлены меры нетарифногорегулирования. Представляется, что до внесения соответствующих изменений в законодательствоРФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности при отнесенииконкретных запретов или ограничений к числу экономических или неэкономическихнеобходимо учитывать цель их установления. Так, целью установления запретовэкономического характера могут служить, например, защита внутреннего рынка,отраслей российской экономики и отдельных хозяйствующих субъектов РФ отнеблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, защита внешнегофинансового положения и поддержание платежного баланса РФ, а неэкономического —обеспечение безопасности и обороноспособности государства, охрана жизни издоровья людей и окружающей среды, защита прав потребителей и т. п. К запретами ограничениям неэкономического характера могут быть отнесены так называемыетехнические барьеры: подтверждение соответствия различным стандартам(техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным иэкологическим), опробирование, клеймение и другие меры подобного характера.
5. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе
В настоящемКодексе основные понятия используются в следующих значениях:
товары — любоеперемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемыечерез таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства.Транспортные средства, указанные в подпункте 5 настоящего пункта, к товарам неотносятся;
российские товары- товары, имеющие для таможенных целей статус находящихся в свободном обращениина таможенной территории Российской Федерации, то есть не вывезенные стаможенной территории Российской Федерации товары, полностью произведенные вРоссийской Федерации, товары, выпущенные для свободного обращения на таможеннойтерритории Российской Федерации, и товары, изготовленные в Российской Федерациииз товаров, полностью произведенных или выпущенных для свободного обращения натаможенной территории Российской Федерации;
иностранныетовары — товары, не являющиеся российскими товарами в соответствии с подпунктом2 настоящего пункта;
товары,находящиеся под таможенным контролем, — иностранные товары, ввезенные натаможенную территорию Российской Федерации, до их выпуска для свободногообращения, фактического пересечения ими таможенной границы при вывозе или до ихуничтожения, а также российские товары при их вывозе с таможенной территорииРоссийской Федерации до фактического пересечения таможенной границы;
транспортныесредства — любые морское (речное) судно (включая самоходные и несамоходныелихтеры и баржи, а также судно на подводных крыльях), суд но на воздушнойподушке, воздушное судно, автотранспортное средство (включая прицепы,полуприцепы и комбинированные транспортные средства) или единица железнодорожногоподвижного состава, которые используются в международных перевозках для платнойперевозки лиц либо для платной или бесплатной промышленной или коммерческойперевозки товаров, а также их штатные запасные части, принадлежности иоборудование, содержащиеся в их штатных баках горючесмазочные материалы итопливо, если они перевозятся вместе с транспортными средствами;
статус товаров итранспортных средств для таможенных целей наличие или отсутствие запретов иограничений на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами,установленных настоящим Кодексом;
перемещение черезтаможенную границу товаров и (или) транспортных средств — совершение действийпо ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этойтерритории товаров и (или) транспортных средств любым способом;
ввоз товаров и(или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации — фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможеннойграницы и все последующие предусмотренные настоящим Кодексом действия стоварами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами;
вывоз товаров и(или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации — подача таможенной декларации или совершение указанных в абзаце второмнастоящего подпункта действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и(или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные настоящимКодексом действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактическогопересечения ими таможенной границы.
К действиям,непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств стаможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физическоголица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въездавтотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границуРоссийской Федерации в целях убытия его с таможенной территории РоссийскойФедерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовойсвязи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможеннойтерритории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные нафактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортнымисредствами вне установленных в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации мест;
незаконноеперемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу — совершение действий по ввозу на таможенную территорию Российской Федерации иливывозу с этой территории товаров и (или) транспортных средств с нарушениемпорядка, установленного настоящим Кодексом;
таможенные органы- федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенногодела, и подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации, за исключениемслучаев, когда в настоящем Кодексе упоминаются таможенные органы иностранныхгосударств;
лица — юридическиеи физические лица, если иное не вытекает из настоящего Кодекса;
российские лица — юридические лица с местонахождением в Российской Федерации, созданные всоответствии с законодательством Российской Федерации, а также физические лица,постоянно проживающие в Российской Федерации, в том числе зарегистрированные натерритории Российской Федерации в качестве индивидуальных предпринимателей;
иностранные лица- лица, не указанные в подпункте 13 настоящего пункта;
декларант — лицо,которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;
перевозчик — лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или)перевозку товаров под таможенным контролем в пределах таможенной территорииРоссийской Федерации или являющееся ответственным за использование транспортныхсредств;
таможенный брокер(представитель) — посредник, совершающий таможенные операции от имени и попоручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность иликоторому предоставлено право совершать таможенные операции в соответствии снастоящим Кодексом;
заинтересованныелица — лица, интересы которых затрагиваются решениями, действиями(бездействием) таможенных органов в отношении товаров и (или) транспортныхсредств непосредственно и индивидуально, если из настоящего Кодекса не вытекаетиное;
таможенныйконтроль — совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целяхобеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации;
таможенныеоперации — отдельные действия в отношении товаров и транспортных средств,совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексомпри таможенном оформлении товаров и транспортных средств;
таможеннаяпроцедура — совокупность положений, предусматривающих порядок совершениятаможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств длятаможенных целей;
таможенный режим- таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий,включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средствтаможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений,
установленных всоответствии с законодательством Российской Федерации о государственномрегулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров итранспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещениячерез таможенную границу и использования на таможенной территории РоссийскойФедерации либо за ее пределами;
выпуск товаров — действие таможенных органов, заключающееся в разрешении заинтересованным лицампользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с таможеннымрежимом;
свободноеобращение — оборот товаров на таможенной территории Российской Федерации беззапретов и ограничений, предусмотренных таможенным законодательством РоссийскойФедерации;
налоги — налог надобавленную стоимость и акциз, взимаемые таможенными органами в связи сперемещением товаров через таможенную границу в соответствии с Налоговымкодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом;
внутренние налоги- налог на добавленную стоимость и акциз, взимаемые при обороте товаров натерритории Российской Федерации;
таможеннаядекларация — документ по установленной форме, в котором указываются сведения,необходимые для представления в таможенный орган в соответствии с настоящимКодексом;
28)транспортные(перевозочные) документы — коносамент, накладная или иные документы,подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающиетовары и транспортные средства при международных перевозках;
коммерческиедокументы — счет-фактура (инвойс), отгрузочные и упаковочные листы и иныедокументы, которые используются в соответствии с международными договорамиРоссийской Федерации, законодательством Российской Федерации или обычаямиделового оборота при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности и которыев силу закона, соглашения сторон или обычаев делового оборота используются дляподтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров черезтаможенную границу, если из настоящего Кодекса не вытекает иное;
таможенныедокументы — документы, составляемые исключительно для таможенных целей;
таможенный сбор –платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможеннымиорганами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением,сопровождением товаров.
  (пп. 31 введенФедеральным законом от 11.11.2004 №139-ФЗ)
Влияние Таможенного Кодекса на работу Центральноготаможенного управления в 2004 году.
Таможеннымиорганами Управления в минувшем году, в сложный период адаптации к условиямдействия нового Таможенного кодекса Российской Федерации, обеспечены надлежащийуровень таможенного контроля в регионе деятельности, необходимые темпы взиманияи перечисления в бюджет таможенных платежей, сохранена управляемость каждымподразделением. В 2004 году таможенные органы Управления стабильно выполнялиустановленные ГТК России контрольные показатели по сбору и перечислениюденежных средств в доходную часть федерального бюджета. По результатам работыза год в бюджет перечислено 324,9 млрд. рублей, что составляет 101,7% отустановленного задания. В целом все таможни Управления в течение года выполнялиустановленные им контрольные показатели. Основные результаты деятельности ЦТУхарактеризуются следующими показателями. В прошедшем году в зоне деятельностиУправления осуществляли внешнеэкономическую деятельность 21,9 тыс. участниковВЭД. Общий объем грузов, оформленных таможнями Управления, составил 76,2 млн.тонн. Внешнеторговый оборот со странами дальнего и ближнего зарубежья составил53,9 млрд. долларов США, что на 33,4% больше, чем в 2003 году. По всемпроцедурам перемещения товаров оформлено 948,9 тыс. ГТД (или на 6,9% больше,чем в 2003 г.), из них 747,7 тыс. штук — декларации, оформленные на ввозимыетовары (увеличение на 7,5%) и 201,2 тыс. штук.- на вывозимые (увеличение –4,9%). По объему декларирования крупнейшими в Управлении являются: измосковских таможен — Центральная акцизная (128,5 тыс. штук ГТД), Московскаяюжная (109,1), Московская западная (92,6); из таможен Московской области –Подольская (78,4); из таможен западного региона – Белгородская (29,2), Липецкая(22,9), Брянская (21,0) и Ярославская (19,9). Совокупный таможенный платеж поодной ГТД ежемесячно в среднем составил 14565,5 долл. США, тогда как впредыдущем году этот показатель равнялся 12322,48 долл. США. Каждый рубль, затраченныйна содержание должностных лиц таможенных органов центрального региона, принес вбюджет государства в 2004 году 120,4 руб. Минувший год являлся важным этапом всовершенствовании таможенной политики. Реализация положений нового Таможенногокодекса РФ предполагала коренным образом изменить взаимоотношения таможенныхорганов и участников внешнеэкономической деятельности, придав максимальнуюоткрытость процессу принятия таможней решений, значительно сократив количествонормативных актов, издаваемых таможенными органами и т. п. Анализ работыУправления в 2004 году показывает, что в целом таможенные органы центральногорегиона выполнили основные задачи по обеспечению успешной работы в условияхдействия нового Таможенного кодекса РФ. В подавляющем большинстве сроки выпускатоваров, определенные новым Таможенным кодексом РФ, таможнями ЦТУ соблюдаются.Из общего количества ГТД, оформленных в 2004 г., 93% оформлено в течение сутокот момента регистрации, 4% — в течение вторых суток, 1 % — в течение третьихсуток. Лучшие показатели по времени оформления имеют Подольская, Одинцовская,Московская восточная, Тамбовская, Белгородская и Орловская таможни. Количествотехнологических схем, действующих одновременно в таможенных органах ЦТУ,сокращено с 1254 до 350. В течение минувшего года проводилась работа поразвертыванию системы управления рисками (СУР). Более половины всехпредставленных в ФТС России проектов профилей рисков разработаны и направленыУправлением и подчиненными таможенными органами – 234 проекта. Из них утвержденыФТС России – 28. В ходе реализации мер таможенного контроля, определенныхпрофилями рисков, сумма довзысканных таможенных платежей составила 82 млн.рублей, заведено 96 дел об АП.
Важнейшимнаправлением в 2004 году являлось внедрение в таможенных органах Управленияэлектронного декларирования. В настоящее время более 50 участников ВЭД на 9таможенных постах декларируют товары в электронной форме. Оформлено около 2200электронных деклараций. 16 таможенных постов готовятся к внедрению этой формы декларирования.
Заключение
Исходя извышеизложенного, не претендующего, впрочем, на всеохватность и скрупулезностьобзора, можно заметить, что новый Таможенный Кодекс, несомненно укрепил статустаможенных органов Российской Федерации как государственной службы, призваннойблюсти порядок во внешнеэкономической деятельности российских предприятий иотвечать за сбор соответствующих финансовых средств в пользу государства.
Основныеположения таможенного кодекса вносят ясность и строгую систематизацию в вопросыправового статуса современной российской Таможни, являются базисом для сложныхи многоступенчатых надстроек таможенного законодательства. Путем введения в нихстройного категорийного аппарата создается возможность нормальногофункционирования законодательных и судебных органов России.
Из приведенныхвыше данных можно сделать вывод о серьезной работе, предшествовавшей принятиюэтого законодательного акта и достаточно полном его соответствии насущнымжизненным требованиям.
Список литературы
Авдокушин Е.Ф.Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1999. С.196
С.И. Иваненко,Ю.Г. Федоскин. Таможня: Что нужно знать деловому человеку. В 3-х томах. М.:Руссико, 1993.
Б. Н. Габричидзе,Таможенное право. Учебное пособие, М, 2004
Таможенный кодексРоссийской Федерации. / — СПб: Питер, 2003. — 304 с.
С.В.Халипов. Таможенноеправо. Учебно-методическое пособие. 2005г. 224c.
Таможенный КодексРоссийской Федерации, официальный текст, М, 2004. -246 с.
Для подготовкиданной работы были использованы материалы с сайта www.referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вклад специалистов АтлантНИРО и Запрыбпромразведки в изучение рельефа дна и донных осадков мирового океана
Реферат Демократическая и "исламская" модели государственного устройства
Реферат Формування зовнішньої політики об'єднаної Німеччини у період із 1989 по 1999 рік
Реферат Правительство
Реферат William Blake Essay Research Paper LifeThe progression
Реферат Annexation Essay Research Paper In the early
Реферат Строение и функции сердца
Реферат In Law What Are Express And Implied
Реферат Тhe history of memorial day
Реферат Формирование информационного массива для анализа финансового состояния предприятия с использованием
Реферат Как и сколько тратить на рекламу?
Реферат Единая система конструкторской документации
Реферат Война за независимость Алжира
Реферат Повышение прибыли и рентабельности предприятия на примере ОАО "Волгогазоаппарат"
Реферат Целые числа - способы представления и хранения в ЭВМ, основные операции обращения с числами