/>Содержание
1. Классификация правпрофсоюзов… 2
2. Основные правапрофсоюзов… 3
Список литературы… 12
1. Классификация прав профсоюзов.
Все правапрофсоюзов классифицируются по сфере их деятельности. При этом основными(статутными) правами профсоюзов являются:
· Право представительстваработников.
· Право на участие в нормотворческойи правоприменительной деятельности.
· Право на защиту социально-трудовыхправ и интересов работников, в первую очередь по защите права на труд.
· Право на содействие занятости.
· Право на ведение коллективныхпереговоров, заключение соглашений, коллективных договоров и контроль за ихвыполнением.
· Право на коллективные трудовыеспоры и участиев их урегулировании.
· Право профсоюзного контроля засоблюдением трудового законодательства.
· Права в области охраны Труда иокружающей природной среды.
· Права на социальную защитуработников, на участие в управлении государственным социальным страхованием,санаторно-курортными учреждениями.
Во всех этих основных правахпрофсоюзы реализуют свою защитную функцию. Основные права профсоюзов напрактике трансформируются в субъективные права их органов. И, как доказалаСнигирева И.О., если правоспособностью в сфере труда обладают все профсоюзы, тодееспособностью, т.е. способностью своими действиями осуществлятьпредоставленные им права, обладают не профсоюзы в целом, а только их органы.Она же выделила новую юридическую категорию правообязанностей профсоюзов каксплава их юридических полномочий в сфере труда.[1]2. Основныеправа профсоюзов.
Правопредставительства работниковзакреплено за профсоюзами ст. 226 КЗоТ РФ и Законом “О коллективных договорах исоглашениях”. Они представляют интересы своих членов по вопросам труда идругим социально-экономическим вопросам. Закон “О коллективных договорах исоглашениях” в ст. 2 закрепил более широкое право профсоюза представлять нетолько членов своего профсоюза, но и всех работников, если не члены профсоюзауполномочили его представлять их интересы. Право на ведение коллективныхпереговоров предоставляется профессиональным союзам в лице их соответствующихорганов.
Профсоюзы участвуют вправовом регулировании социально-трудовых отношений на всех этапах этого регулирования: в правотворчестве,в правоприменении, в профилактике трудовых правонарушений, осуществляяпрофсоюзный контроль за соблюдением трудового законодательства, а также и ввосстановлении нарушенных индивидуальных или коллективных трудовых прав,принимая участие в рассмотрении трудовых споров, защищая при этом праваработников. Для такого участия в правовом регулировании труда профсоюзынаделены государством правом на участие в нормотворчестве и правоприменении,правом профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства.
Так, проекты законодательныхактов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваютсяфедеральными органами государственной власти с учетом предложенийобщероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций). Такие же проектырассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органамиместного самоуправления с учетом мнения соответствующего профсоюза. Такимобразом, все нормативные акты, затрагивающие социально-трудовые праваработников, должны пройти перед их принятием апробацию профсоюзов, которыемогут сделать по ним замечания, предложения.
Все нормативные условиясоциально-партнерских соглашений и коллективных договоров принимаются сучастием профсоюзов.
Первичный профсоюзный органна производстве — профком в соответствии с КЗоТ РФ принимает участие вправоприменении.
На практике до сих пор почтина всех предприятиях, в учреждениях, организациях профсоюзный контингентсовпадает, как правило, с составом трудового коллектива, поскольку почти всечлены трудового коллектива являются членами одного профсоюза, так как непривились задуманные законодателем разновидности профсоюзов на производстве.Закон о трудовых коллективах подчеркивает различие трудового коллектива ипрофсоюзной организации, указывая, что последняя есть одна из существующих врамках трудового коллектива общественных организаций, выполняющая свойственныеей функции и обладающая определенными возможностями, т.е. правами в процессеуправления социальными делами предприятия.[2]
Профсоюзы представляютинтересы работников не только коллективные, но и индивидуальные, когда,например, профком, защищая интересы работника, отказывает в даче согласия наего увольнение по сокращению штата.
Используя правопредставительства, профсоюз активно реализует свою защитную функцию, котораяявляется важнейшей гарантией трудовых прав и законных интересов всех работникови каждого из них в отдельности.
Право профсоюзовна участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности помогает им защищать интересы трудящихся, трудовыеправа работников. Участие профсоюзов в нормотворчестве выражается и в том, чтопрофкомы организаций участвуют в создании локальных норм трудового права,повышающих по сравнению с законодательством социальные гарантии для работниковданного производства.
Согласно ст.11 Закона о профсоюзах, вправе выступать спредложениями о принятии соответствующими органами государственной властизаконов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовойсферы.
Права профкома организациишироко предусмотрел КЗоТ РФ в различных его главах по его участию в примененииадминистрацией многих норм трудового права.
При этом права профкомаклассифицируются по объему прав в правоприменении на четыре вида.
1.Права исключительно его компетенции, он их не делит с администрацией. Это право назначатьпособие по больничному листку в соответствии со ст. 238 КЗоТ, котороевыплачивается через кассу организации, выдавать путевки в дома отдыха,санатории, профилактории, право контроля за охраной труда, соблюдениемтрудового законодательства.
2.Совместные с администрацией права. Это совместные подготовка и заключение коллективногодоговора, определение кандидатов на Доску почета, в Книгу почета (там, где ониесть), представление к наградам за выдающиеся результаты в труде, распределениежилплощади, установление 5- или 6-дневной рабочей недели, перерывов длякормления ребенка (до полутора лет) и др. В совместных правах воляадминистрации и профкома одинаковы как по их инициативе в соответствующихвопросах, так и по решению вопросов.
3.Права согласительного характера, когда норма права применяется волей администрации,но она должна быть согласована с профкомом. Согласительного характера прав упрофкома много: согласие профкома на перевод членов профкома на другую работу,на увольнение по инициативе администрации члена соответствующего профсоюзабез вины работника, на организацию сверхурочных работ, работ в выходные ипраздничные дни, утверждение графиков сменности, очередности отпусков и ряддругих правоприменительных действий администрации лишь с согласия профкома(установление систем оплаты труда, форм материального поощрения,утверждения Положения о премировании, замена и пересмотр норм труда и др.).
Таким образом профкомы имеютправо участвовать по некоторым
вопросам в реализацииуправленческой компетенции администрации.
4. Права совещательногохарактера, когда администрацияосуществляет правоприменение с предварительного уведомления об этом профсоюзовза определенный срок. В этот срок профсоюзный орган может высказать своемнение, рекомендации по данным правоприменительным действиям администрации.
Профсоюзы не толькопредставляют интересы работников, но и защищают их социально-трудовые права.Так, права профсоюзов по защите права на труд заключаются в следующем:
1. Принимают участие в разработке государственнойполитики занятости.
2. Защищают права своих членов от незаконных переводов иувольнений и способствуют восстановлению на работе незаконно уволенных.
3. Предлагают меры по социальной защите высвобождаемыхлиц, закрепляют эти меры в коллективных договорах, социально-партнерскихсоглашениях на основе законодательства.
4. Мероприятия по ликвидации организации, структурныхподразделений, полная или частичная приостановка производства, влекущие засобой сокращение рабочих мест или ухудшение условий труда, должны осуществлятьсяработодателем лишь при предварительном уведомлении об этом соответствующихпрофсоюзов не менее чем за три месяца и проведении с ними переговоров пособлюдению прав и интересов трудящихся.
5. Осуществляют контроль за состоянием занятости,соблюдением законодательства в области занятости.
6. Имеют преимущественное право на ведение коллективныхпереговоров с работодателями и администрацией, заключение коллективныхдоговоров и соглашений и контролируют их выполнение. В них они могут закрепитьдополнительные гарантии права на труд для работников или их отдельных групп.
Права профсоюзов насодействие занятости предусмотрены ст. 12 Федерального закона о профсоюзах ист. 21 Закона РФ о занятости. В этой области профсоюзы имеют следующие права:
1. Принимать участие в разработке государственныхпрограмм занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза,высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации.
2. Вносить в правительство республик в составе РФ,местные органы власти предложения о перенесении сроков или временном прекращенииреализации мер, связанных с высвобождением работников.
3. Осуществлять защиту социальных гарантий трудящихся ввопросах обеспечения занятости, приемана работу (службу), увольнения,предоставления льгот и компенсаций в соответствии с законодательством.
4. Соответствующие органы профсоюзов должны бытьпредварительно (не менее чем за три месяца) уведомлены работодателем о предстоящеммассовом высвобождении работников в связи с рационализацией производства,совершенствованием организации труда, ликвидацией, перепрофилированиемпроизводства, полной или частичной приостановкой производства по инициативеорганов управления, работодателя.
5. Органы управления, работодатели по предложениюпрофсоюзов проводят взаимные консультации по проблемам занятости. По их итогаммогут заключаться соглашения о мерах по содействию занятости.
6. Профсоюзные организации, их выборные органы вправетребовать от работодателя включения в коллективный договор конкретных мер пообеспечению занятости.
7. Предложения профсоюзных органов в связи с массовымвысвобождением работников, направленные в соответствующие органы власти иуправления и работодателям, подлежат рассмотрению в установленном порядке.
Указанные права профсоюзыныне, при росте безработицы в стране, должны активно использовать на всехуровнях социально-партнерских отношений.
Закон“О коллективных договорах и соглашениях” предоставил профсоюзам право от имениработников вести коллективные переговоры, заключать социально партнерскиесоглашения на всех их уровнях и осуществлять контроль за их выполнением, чтобудет более подробно раскрыто далее в гл. 8.
Права профсоюзов посоциальной защите работниковпредусмотрены ст. 22 Федерального закона о профсоюзах. Они включают их права вобласти социального страхования и охраны здоровья, социального обеспечения,улучшения жилищных условий и других видов социальной защиты работников ипредусмотрены соответствующими федеральными законами и законами субъектовФедерации.
Профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, вразработке мер по социальной защите работников, в определении основныхкритериев жизненного уровня, размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий,пособий и компенсаций и осуществлять профсоюзный контроль за соблюдениемзаконодательства в этой сфере.
Право профсоюзовучаствовать в управлении государственным социальным страхованием. В 1993 г. Правительство РФ вернуло себе правоуправления Фондом государственного социального страхования, ранее (в 1932 г.)переданное профсоюзам. Профсоюзы теперь имеют право участвовать в этомуправлении, лишь выдавая по-прежнему бесплатно или с частичной оплатой путевкив санатории, дома отдыха, выплачивать пособия по государственному социальномустрахованию — за счет Фонда в соответствии со ст. 238 КЗоТ РФ. Профкомысовместно с администрацией определяют право работников на пенсию и делаютсоответствующие представления в органы социального обеспечения о назначениипенсий.[3]
Профсоюзы управляют находящимися в их ведениидомами отдыха, пансионатами, санаториями, профилакториями, клубами, спортивнымибазами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями. Упрофсоюзов есть своя профсоюзная собственность на эти учреждения. Профсоюзывправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации,сотрудничать с профсоюзами других стран.
Статья 20Федерального закона о профсоюзах и ст. 15 Основ об охране труда предусматриваютправа профсоюзов в области охраны труда и окружающей природной среды. По этимвопросам они имеют право участвовать в формировании государственных программ ив разработке нормативно-правовых актов.
Постановление профкома поповоду составления или содержания акта о несчастном случае на производствеявляется обязательным для администрации.
При отраслевых профсоюзныхорганах имеются техническая инспекция труда, осуществляющая профсоюзныйконтроль за охраной труда на подведомственных производствах, а также правоваяинспекция труда, осуществляющая такой контроль за соблюдением трудовогозаконодательства. Обе эти профсоюзные инспекции действуют пока на основаниисоответствующих положений о них и имеют право ставить вопрос о привлечении кответственности должностных лиц администрации, виновных в трудовыхправонарушениях.
Профсоюзный орган не нижерайонного имеет право, согласно ст. 37 КЗоТ РФ, требовать смещения руководящихработников администрации за нарушение трудового законодательства, коллективныхдоговоров, волокиту и бюрократизм.
Права профсоюзов понадзору и контролю за охраной труда и соблюдением трудового законодательства имеют все органы профсоюзов. Так, профкомосуществляет повседневный контроль за охраной труда и трудовымзаконодательством, участвует в расследовании несчастных случаев на производствеи соответствующим образом реагирует на них. Совместно с администрациейразрабатывает инструкции по охране труда и контролирует их соблюдение.
Списоклитературы.
Конституция РФ М. 1998 г. Закон РФ “О профсоюзах, их правах и гарантиях их деятельности” от 20.01.96 г.// Российская газета от 02.02.96 г. КзоТ РФ. М. 1999 г. Гусов К. Н., Толкунова В. Н. Трудовое право России. М. 1997 г. Снигирева И. О. Профсоюзы как субъекты советского трудового права. Автореферат. М., 1988 г.