Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Испания: конституция 1978 года

Конституционное развитие
Испанияпрошла сложный период государственно-правового развития, оставаясь до середины70-х годов XX столетия последним европейским государством с фашистскимполитическим режимом. Примерно за полтора века в Испании было принято семьконституций различного содержания и направленности: 1812, 1831, 1834, 1837,1845, 1869, 1876 годов.
Совторой половины 70-х годов XX в. Испания вступила в период широкихдемократических преобразований. Этот процесс начался после тридцатишестилетнейдиктатуры генерала Франко, установленной в результате поражения республиканцевв гражданской войне. В период франкистской диктатуры механизм власти строился, преждевсего, с учетом принципов вождизма, полной централизации государственногоуправления, отсутствия каких-либо конституционных гарантий прав личности.Источником всей власти являлся диктатор Ф. Франко
Конституцияпериода франкистского режима представляла собой совокупность несколькихзаконов, принятых в разное время и получивших название основных. Среди нихвыделялись такие законы, как «Хартия труда». Закон об учрежденииКортесов, Закон об учреждении поста главы Государства, Закон о национальномреферендуме и другие.
Послесмерти каудильо начался сложный процесс демократизации всей государственной иобщественной жизни Испании.
Законодательнойбазой для дальнейшего процесса демократизации послужили Закон о политическойреформе (1976 г.) и Декрет-закон об избирательном праве (1977 г.), которыесущественно изменили структуру высших органов государственной власти и впервыеустановили всеобщее избирательное право.
Первыедемократические выборы в Кортесы 1977 года принесли победу демократическихпартий. Основной задачей новых Кортесов явилась подготовка и принятие новойКонституции Испании. Конгрессом депутатов была сформирована в июле 1977 годаКонституционная комиссия в составе 36 депутатов. Комиссия работала над проектомконституции более года. После одобрений обеими палатами Кортесов окончательныйпроект конституции был вынесен на всеиспанский референдум. 6 декабря 1978 г.проект конституции получил одобрение абсолютного числа граждан, имеющих правоголоса. После подписания ее Королем, Конституция вступила в силу в деньопубликования ее официального текста в официальном бюллетене государства 29декабря 1978 г.
Конституция
Насодержание испанской Конституции оказали влияние принятые ранее конституционныеакты ряда европейских демократических государств. В частности, КонституцияИталии 1947 г. и Основной закон ФРГ 1949 г. оказали влияние на разделыиспанской Конституции об автономных образованиях, о правах и свободах граждан,о Конституционном суде; шведская Конституция 1975 г. и Конституции другихскандинавских стран — на правовое положение главы государства — Короля и наинститут народного защитника (омбудсмана), и т. д.
Многиеконституционные положения были впоследствии дополнены органическим и обычнымзаконодательством, существенно детализировавшим конституционные нормы. Срединих: органические законы о регулировании различных видов референдума, оКонституционном суде, о народном защитнике, о Генеральном совете судебнойвласти, о Государственном совете, о религиозной свободе, о регулировании правана объединение и др.
Попорядку изменения Конституции испанская Конституция относится к разряду такназываемых «жестких» конституций. Инициатива пересмотра Конституцииосуществляется в соответствии с разделом Х «О конституционнойреформе». Право законодательной инициативы принадлежит Правительству,конгрессу депутатов и ассамблеям региональных автономных объединений. Проектыизменений Конституции должны быть приняты обеими палатами Генеральных кортесов(парламента) большинством в три пятых состава каждой палаты. Если согласиямежду палатами по поправкам к Конституции не достигнуто, то при условии, чтоСенат (верхняя палата) примет указанный текст абсолютным большинством своихчленов, Конгресс депутатов (нижняя палата) может принять его двумя третямиголосов. Одобренный Генеральными кортесами проект реформы выносится нареферендум для ратификации, если на то будет ходатайство в течение 15 днейпосле его одобрения одной десятой числа голосов любой из палат.
Есливносится предложение о полном пересмотре Конституции или частичном еепересмотре, затрагивающем вводный раздел, главу вторую «Права исвободы», часть первую раздела I «Об основных правах и публичныхсвободах» или раздел II «О короне», необходимо одобрениебольшинством двух третей числа членов каждой палаты, после чего Генеральныекортесы распускаются. Вновь избранные палаты могут одобрить проект новойКонституции большинством в две трети голосов каждой палаты, после чего проектпередается для его утверждения на референдум. Во время войны, а также припредусмотренных ст. 116 Конституции состояний угрозы, чрезвычайного илиосадного положения инициатива реформы Конституции не может быть предпринята.
Посодержанию испанская Конституция 1978 г. представляет собой развернутуюКонституцию, включающую преамбулу, 10 разделов, состоящих из 169 статейосновного текста, а также дополнительные и переходные постановления. Впреамбуле Конституции от имени испанской нации декларируется необходимостьустановления справедливости, свободы, безопасности, а также благополучие всехлюдей, составляющих эту нацию. В преамбуле определены основные цели развитиянового государства, такие, как гарантия демократического сосуществования всоответствии со справедливым экономическим и социальным порядком, установлениеправового государства с обеспечением верховенства закона, обеспечениегражданских прав, прогресса, культуры и экономики, построения передовогодемократического общества и сотрудничества в целях укрепления мирных отношениймежду народами.
Всоответствии с текстом Конституции Испания провозглашена правовым социальным идемократическим государством, в котором высшими ценностями являются свобода,справедливость, равенство и политический плюрализм, а в качестве формыправления устанавливается парламентарная монархия. Национальный суверенитет принадлежитиспанскому народу, который формирует все властные структуры государства.Закрепляется в качестве важнейшего принципа принцип автономии длянациональностей и регионов, входящих в состав Испании на принципах солидарностимежду ними. Принцип политического плюрализма также является одним из основных.В соответствии с ним политические партии участвуют в формировании и выражениинародной воли и являются основными элементами политического участия.Конституция закрепляет свободный характер их создания и функционирования, приобязательном условии демократических принципов их деятельности и структурнойорганизации. Те же принципы распространяются и на создание и функционирование итаких массовых организаций, как профсоюзы трудящихся и ассоциации предпринимателей.Конституция в специальной ст. 7 определяет в качестве главной задачивооруженных сил гарантию суверенитета и независимости Испании, защиту еетерриториальной целостности и конституционного порядка. При этом организациявооруженных сил определяется специальным органическим законом и строится всоответствии с принципами Конституции.
Генеральные кортесы (структура иполномочия)
Конституция1978 года большое значение придает роли испанского парламента — Генеральныхкортесов, — которые являются старейшим в мире парламентским учреждением нарядус английским Парламентом. Генеральные кортесы имеют двухпалатную структуру.Нижняя палата Генеральных кортесов — Конгресс депутатов, верхняя палата —Сенат.
Конгрессдепутатов по Конституции может включать от 300 до 400 депутатов, избираемыхсроком на четыре года на основе всеобщего, равного, прямого и тайногоголосования. Выборы в Конгресс депутатов осуществляются на основепропорционального представительства по избирательным округам, которыми являютсяиспанские провинции (всего их 50). Закон распределяет общее число депутатовпропорционально количеству населения провинции с обязательным обеспечениемминимум одного представителя от каждого избирательного округа. Выборы вКонгресс депутатов проводятся в период между тридцатым и шестидесятым днем смомента окончания действия полномочий парламента. Депутаты вновь избранногоКонгресса собираются на сессию в течение 25 дней со дня проведения выборов.
Верхняяпалата — Сенат — является органом территориального представительства.Конституция и Органический закон устанавливают порядок формирования Сената. Откаждой провинции избирается 4 сенатора путем всеобщего, свободного, равного,прямого и тайного голосования избирателей соответствующей провинции. Островныепровинции избирают сенаторов по установленным Конституцией нормам, арегиональные автономные объединения направляют в верхнюю палату по одномусенатору и еще по одному от каждого миллиона населения, проживающего на ихтерритории. Назначение сенаторов осуществляется законодательной Ассамблеей всоответствии со статутом регионального автономного объединения. Сенатизбирается на 4 года. Действие мандата сенатора заканчивается через 4 годапосле избрания сенаторов или со дня роспуска палаты.
Избирательныйзакон устанавливает принцип несовместимости постов сенаторов и депутатов сдолжностями членов Конституционного суда, высших должностных лицгосударственной администрации, за исключением членов Правительства, народногозащитника, членов судов, судей, прокуроров, профессиональных военных и лиц,находящихся на действительной службе в вооруженных силах, корпусе безопасностии в полиции, а также членов избирательных комиссий.
Депутатыи сенаторы в течение всего срока своего избрания пользуются парламентскимиммунитетом и могут быть задержаны лишь на месте преступления. Безпредварительного разрешения соответствующей палаты им не может быть предъявленообвинение и они не могут быть привлечены к суду. Они пользуютсянеприкосновенностью как при выполнении своих депутатских функций, так и привысказывании своего мнения. Уголовное дело в случае снятия парламентскогоиммунитета в отношении депутата или сенатора может рассматриваться лишьуголовной палатой Верховного суда страны.
Палатыустанавливают свои собственные регламенты, сами устанавливают свои бюджеты,определяют статус служебного персонала, избирают своих председателей, членовпрезидиумов палат. Палаты собираются на две очередные ежегодные сессии: первая— с сентября по декабрь, вторая — с февраля по июнь. По требованиюПравительства, постоянной комиссии Кортесов или абсолютного большинства членовлюбой из палат, палаты могут быть собраны на чрезвычайную сессию для обсужденияопределенной повестки дня. После принятия решений по повестке дня сессия своюработу заканчивает.
Другаяважная форма работы Кортесов — постоянные комиссии, которые предварительнорассматривают все законопроекты и готовят их к пленарным заседаниям палат.Конституция разрешает палатам передать постоянным комиссиям право самимпринимать законопроекты и законодательные предложения, оставляя за собойвозможность в любой момент потребовать обсуждения и голосования на своихпленарных заседаниях любого законопроекта или предложения, рассматриваемогокомиссиями. Делегирование таких полномочий комиссиям не может быть осуществленопо законопроектам о конституционной реформе, международным отношениям,органическим и базовым законопроектам, а также по законопроекту о бюджете.
Вкаждой палате предусмотрено создание постоянной депутатской комиссии, котораясостоит не менее чем из 21 члена, организованной пропорционально численностипарламентских групп. Они обладают полномочиями созыва палат на чрезвычайныесессии, обеспечивают отправление властных полномочий палат в период междусессиями. По истечении срока действия мандатов или в случае роспуска палат,постоянные депутатские комиссии продолжают осуществлять свои функции до созывановых Генеральных кортесов. Постоянная депутатская комиссия отчитывается передсоответствующей палатой о принятых решениях.
Дляоткрытия заседания необходимо присутствие более половины членов каждой палаты,а для принятия решения необходимо согласие абсолютного большинства членовпалаты, если в соответствии с Конституцией, органическими законами илирегламентом предусматривается иное большинство. Голосование депутатов исенаторов осуществляется персонально и не может быть поручено другим лицам. Принеобходимости пленарные заседания палат по решению абсолютного большинстваприсутствующих членов могут проводиться в закрытом порядке.
Конституцияпредусматривает возможность делегирования полномочий Генеральных кортесовПравительству, предоставляя ему право издавать нормативные акты, имеющие силузакона. по заранее установленным вопросам, за исключением права издаватьзаконодательные акты, регулирующие развитие основных прав и свобод, законы,одобряющие статуты об автономии, о порядке проведения всеобщих выборов.Законодательные полномочия могут предоставляться Правительству по конкретнымвопросам и на строго установленные сроки действия. Они не могут быть предоставленыв неопределенной форме или на неопределенное время.
ПоКонституции законодательные полномочия не могут быть делегированы никому, кромеПравительства. Акты, издаваемые Правительством на основе предоставленныхзаконодательных полномочий, называются законодательными декретами. Привозникновении чрезвычайных обстоятельств Правительство может издавать временныезаконодательные акты в форме декретов-законов, которые не могут затрагиватьпорядок деятельности основных институтов государства, прав, свобод и обязанностейграждан, положения региональных автономных объединений, а также всеобщегоизбирательного права. Декреты-законы Правительства в обязательном порядкеобсуждаются и утверждаются на пленарном заседании Конгресса депутатов втридцатидневный срок со дня промульгации декрета-закона.
Конституциейзакреплена возможность народной законодательной инициативы. В данном случаетребуются подписи полумиллиона избирателей. Но такая инициатива не можетосуществляться по вопросам, относящимся к органическим законам, законам оналогообложении, о международных отношениях, о помиловании.
Законопроект,одобренный в Конгрессе депутатов, передается на одобрение Сената. Сенат вдвухмесячный срок со дня получения текста может наложить вето или внести своипоправки. Вето принимается абсолютным большинством голосов членов Сената. ВетоСената или предложенные им поправки могут быть преодолены Конгрессом депутатовабсолютным большинством голосов. Если законопроекты объявлены Правительствомили Конгрессом депутатов срочными, то двухмесячный срок, предоставленный Сенатудля осуществления права вето или внесения в законопроект поправок, сокращаетсядо 20 дней. Король Испании не обладает правом вето в отношении законов,одобренных Генеральными кортесами. В пятнадцатидневный срок он санкционируетзаконы, промульгирует их и дает распоряжение об их немедленной публикации.
Попредложению председателя Правительства, предварительно одобренному Конгрессомдепутатов, Королем может быть объявлен референдум. По Конституции всенародныйреферендум может быть объявлен по наиболее важным политическим решениям и носитконсультативный характер.
Генеральныекортесы дают предварительное согласие Правительству на заключение международныхдоговоров или соглашений, в соответствии с которыми государство принимает насебя определенные обязательства. К ним относятся договоры политического ивоенного характера, затрагивающие территориальную целостность государства илиосновные права и обязанности граждан, налагающие финансовые обязательства нагосударство, предполагающие изменение или отмену какого-либо закона илитребующие принятия новых законов для их осуществления. При этом Конституцияпрямо предусматривает, что международные договоры после их официальногоопубликования в Испании являются составной частью внутреннего законодательства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 1 Основні об’єкти Інтернету
Реферат Занятость населения РФ
Реферат Податкова політика держави: цілі, індикатори, економічний і законодавчий інструментарій регулювання
Реферат Социальная философия ЛН Толстого
Реферат Закон как нормативно правовой акт
Реферат Законодательство по регулированию преступлений связанных с оборотом наркотических средств
Реферат Мотивы преступления Родиона Раскольникова в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание"
Реферат Заходи безпеки в кримінальному праві порівняльно правовий аналіз 2
Реферат Законный интерес как форма выражения правовых возможностей дозволений и объект судебно-правовой
Реферат Заходи безпеки в кримінальному праві порівняльно правовий аналіз
Реферат Оценка результативности труда персонала
Реферат Избирательные комиссии
Реферат Приватизація зміст цілі шляхи
Реферат Аналогові електронні пристрої
Реферат Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка