КрушениеСССР вызвало взрыв вынужденных миграций — потоки беженцев из районоввооруженных столкновений и потоки недобровольных репатриантов, вытесняемыхэтническими конфликтами в новых государствах.
1. Законодательная база
Статусвынужденных мигрантов в России определяется на основании законов «Обеженцах» и «О вынужденных переселенцах» от 19 февраля 1993 г.Основанием для разделения этих двух категорий мигрантов служит наличие(«вынужденные переселенцы») или отсутствие («беженцы»)российского гражданства, в соответствии с Конвенцией ООН о беженцах 1951 г. иПротоколом к ней 1967 г., к которым присоединилась Россия. До принятия указанныхзаконов и присоединения к Конвенции всем недобровольным мигрантам присваивалсястатус «беженца». На статус вынужденного переселенца в России могутпретендовать и перемещенные лица («внутренние беженцы»). Обязательноеусловие получения этого статуса для мигрантов из стран СНГ и Балтии — оформление российского гражданства.
Публикуетсяпо материалам Информационного бюллетеня Центра демографии и экологии человекаИнститута народнохозяйственного прогнозирования РАН, 1997, № 18, апрель. Закон«О вынужденных переселенцах» был изменен и дополнен в новой редакцииноября 1995 г.
ТаблицаI. Численность беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации изстран СНГ и Балтии (на 1 января), чел.Страны происхождения 1993 г. 1994 г. 1995 г. 1996 г. 1997 г. ВСЕГО 160341 447933 702451 974428 1147354 в том числе: Азербайджан 32860 77339 91090 104053 113353 Армения 126 1990 5372 7025 7780 Белоруссия - 17 125 313 432 Грузия 24817 90880 108331 119109 125984 Казахстан 283 7948 71481 160170 222006 Киргизия 897 20971 53559 71328 80368 Латвия 85 4245 10174 15601 19457 Литва 44 510 1700 2419 2859 Молдавия 10341 14664 17346 20034 22510 Россия 21826 69951 92991 127862 148542 Таджикистан 65448 134046 158366 185348 206144 Туркмения 54 504 2712 7286 14153 Узбекистан 3247 21613 81187 140399 164344 Украина 19 281 2185 4447 7285 Эстония 60 2050 4834 8005 11089 Страна не указана 234 924 998 1029 1048
2. Численность и страны происхождения
Первыебеженцы в СССР, в том числе в России, появились после погромов армян в 1988 г.в Сумгаите и в 1990 г. в Баку (Азербайджан), турок-месхетинцев в 1989 г. вФергане (Узбекистан). Регистрация беженцев в России началась с 1 июля 1992 г.,со времени создания Федеральной миграционной службы (ФМС). В начале 1993 г. насчитывалось160,3 тыс. чел., а 1997 г. — 1147,4 тыс. чел., получивших статус беженца. В1995 г. статус получили 69,4% лиц, претендовавших на него. Поток беженцев неиссякает, увеличиваясь ежегодно примерно на равную величину, котораяопределяется не только уровнем конфликтности в постсоветском пространстве, но,в значительной мере, финансовыми возможностями и политикой государства.
Вдействительности количество вынужденных мигрантов (мигрантов, покинувшихпрежние места жительства под влиянием угрожающих факторов, дискриминации ит.п.) значительно превышает число зарегистрированных беженцев. Многие мигранты,зная об ограниченности государственной помощи, не претендуют на нее ипредпочитают устраиваться в России самостоятельно; у некоторых в чрезвычайныхобстоятельствах пропали документы и для оформления статуса необходимо ихвосстановить, а это долгий путь; многие не спешат отказываться от гражданствастраны происхождения и идти под юрисдикцию России, чтобы не сжигать за собоймосты; наконец, не все могут получить вид на жительство (зарегистрироваться)там, где они хотят и т.п. Все это свидетельствует о том, что миграционноезаконодательство России излишне жестко, недостаточно гуманно, часто создаетпреграды там, где легко обойтись без них.
ВРоссии есть беженцы из всех стран СНГ и Балтии. Наибольшее количество беженцевдо 1995 г. давал Таджикистан, где не прекращается гражданская война. Основнойпоток беженцев из Таджикистана пришелся на 1992-1993 гг., затем их число сталоувеличиваться медленнее, а доля этой страны в общем числе беженцев сократиласьс 40,8% в начале 1993 г. до 18% в начале 1997 г. (табл. 1). Кроме Таджикистана,в 1992-1993 гг. массовые потоки беженцев шли из Азербайджана и Грузии (из ЮжнойОсетии). Названные три страны дали более 80% беженцев, прибывших в Россию избывших республик СССР в эти годы. В последующем география вынужденных миграций,во-первых, сильно расширилась, во-вторых, непрерывно менялась, отмечаяперемещение болевых точек в постсоветском пространстве. В 1994-1996 гг.половина новых беженцев прибыли из Казахстана и Узбекистана, нарастали потокииз Киргизии, Латвии, Эстонии, Туркмении, Армении при том, что и прежние потокине потеряли своего значения.
Почтине было беженцев из Белоруссии, очень мало их из Украины и Литвы, во всех жедругих бывших республиках вынужденная миграция широко распространена.Практически все мигранты, прибывшие в Россию в 1992-1996 гг. из Таджикистана,-беженцы, среди мигрантов из Азербайджана, Грузии, Молдавии — их половина,Узбекистана и Киргизии — треть, Казахстана — около четверти, Латвии — почтипятая часть. 12,9% статусных беженцев в России — это перемещенные лица, восновном из Чечни (138201 чел.) и в значительно меньшем количестве из зоныингушско-осетинского конфликта (7453 чел.).
В1996 г. миграционный прирост России за счет стран СНГ и Балтии сократился почтина 30% (439,8 тыс. чел. против 640,9), а прирост вынужденных мигрантов -почтина 40%, в том числе из Узбекистана, Киргизии и Армении более чем в 2 раза, изКазахстана, Грузии, Латвии в 1,5 раза. В этом явственно ощущаетсяпредостерегающее влияние чеченской войны, заставляющее многих желающихповременить с переездом в Россию до лучших времен.
3. Состав беженцев
Национальный.Подавляющее большинство вынужденных мигрантов в Россию -русские (70% на начало1997 г.). Среди других выделяются татары (7%), которых много жило в СреднейАзии и Казахстане, армяне (4,8%), осетины (3,8%), украинцы (3,9%, в основном изЧернобыльской зоны), грузины (1%). Доля русских постоянно увеличивается: средибеженцев, получивших статус в 1996 г., она составила 76,2%, в то время каксреди остальной части мигрантов, прибывших из стран СНГ и Балтии, толькополовину. Это может означать одно из двух: либо русские испытывают относительнобольшее, по сравнению с другими пришлыми этническими группами, давление встранах выезда, что обусловливает повышенную долю вынужденных мигрантов срединих, либо они имеют больше шансов получить статус беженца.
Возрастной.Возрастная структура беженцев не типична для мигрантов, среди которых обычнопреобладают молодые люди, а детей и пожилых сравнительно мало. В составебеженцев много больше детей, заметно больше пожилых и, соответственно, гораздоменьше трудоспособных (табл. 2). Иными словами, в вынужденную миграциювовлекается вся семья, а не только наиболее дееспособные ее члены, как этобывает обычно. Причем, если в нормальных условиях семьи с детьми наименеемобильны, то в стрессовых обстоятельствах именно такие семьи стремятся выехатьв первую очередь, чтобы избавить детей от опасности или ущемления в правах. Тоже, видимо, относится и к неполным семьям. На этот вывод наталкивает пониженнаядоля мужчин среди беженцев (46,5%, 1996 г.) по сравнению с их долей средиостальных мигрантов (53.5%). Правда, следует учитывать и то, что, с одной стороны,мужчины, вероятно, реже претендуют на статус беженца, а с другой государство,раздавая помощь не слишком щедрой рукой, стремится в первую очередь поддержатьнеполные и социально незащищенные семьи. Как бы то ни было, демографическийсостав беженцев свидетельствует, в частности, о необходимости серьезнойподдержки их со стороны государства.
Таблица2. Возрастной состав мигрантов, прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии, %,1995 г.Возрастные категории Беженцы Прочие мигранты Дети (0-15 лет) 29,2 19.3 Трудоспособные (муж. 16-59 лет, жен. 16-54 лет) 56,0 68.8 Пожилые (муж. 60 лет и старше, жен. 55 лет и старше) 14,8 11,9
Таблица3. Уровень образования мигрантов, прибывших в Россию из стран СНГ и Балтии, инаселения России, %Образование Мигранты (16 лет и старше), 1995 г. Население России, 1994 г. беженцы прочие Высшее 19,0 16,3 13,3 Незаконченное высшее, среднее специальное 32,0 30,9 23,7 Среднее полное и неполное 48,0 45,4 48,7 Начальное и не имеющие образования 1,0 7.4 14,3
Образовательный.Из бывших республик в Россию прибывает высокообразованное, квалифицированноенаселение, в котором доля лиц с высшим и средним специальным образованиемзаметно превосходит таковую в населении (табл. 3). Беженцы отличаются еще болеевысоким образованием по сравнению с обычными мигрантами, хотя различия не стольвелики, как по возрасту. Обращает внимание почти полное отсутствие средибеженцев малограмотных и неграмотных, несмотря на более высокий среднийвозраст.
4. Расселение
Большаячасть беженцев — 60% — обосновались в городах, 40% — в сельской местности.Число беженцев в расчете на 10000 населения в селе едва ли не в 2 раза больше,чем в городе, — 97,5 против 54,3 соответственно, при среднем значении, равном66. Прописка в крупных городах все еще остается проблемой для мигрантов вРоссии. Практически недоступны для них Москва и Санкт-Петербург, гдекоэффициенты нагрузки беженцами одни из самых низких в стране — 18,2 и 14,8 на10000. Ограничивают прием мигрантов многие из областных центров.
Таблица4
Расселениебеженцев по экономическим районам России (на начало 1997 г.)Районы Численность, тыс. чел. Доля, % Коэффициент нагрузки на 10 тыс. жителей Россия 1147,4 100,0 78 Северный 16,9 1,5 28 Северо-Западный 43,7 3,8 54 Центральный 158,3 13,8 53 Волго-Вятский 42,8 3,7 51 Центрально-Черноземный 1я9,4 10,4 151 Поволжский 217,9 19.0 129 Северо-Кавказский 200,9 17,5 113 Уральский 160.6 14.0 78 Западно-Сибирский 135,0 11,8 89 Восточно-Сибирский 29,6 2,6 32 Дальневосточный 11,2 1,0 15 Калининградская обл. 11,1 1,0 119
Беженцырасселяются по всей территории России, вплоть до Крайнего Севера и ДальнегоВостока, частично возмещая миграционный отток населения из этих регионов. Такаятерриториальная всеохватность говорит о тяжелом положении беженцев, готовых поселитьсядаже там, откуда уезжает местное население. Но все же основная часть беженцевпоселилась в юго-западной части России (Центрально-Черноземном, Поволжском,Северо-Кавказском, Центральном, Северо-Западном районах) и в полосе, граничащейс Казахстаном (южные области Урала и Западной Сибири) (табл. 4). Самый высокийкоэффициент нагрузки (740) имеет Республика Северная Осетия-Алания, куда бежалиосетины из Юго-Осетинской области Грузии. Более 200 беженцев (а в селе более300) на 10000 жителей имеют Белгородская и Оренбургская области, почти столькоже Ставропольский край. Количество беженцев в значительной степени зависит отмиграционной политики местной власти, поэтому часто соседние области сильноразличаются по коэффициенту нагрузки (например, Калужская — 152 и Тульская — 83; Белгородская — 276 и Курская — 72 и т.д.).
5. Помощь беженцам
Государственнаяпомощь в условиях экономического кризиса, переживаемого Россией, носитограниченный характер. В течение 1992-1995 гг. создано 24 центра временногоразмещения для вынужденных мигрантов. В начале 1996 г. в этих центрах проживало15878 чел. Здесь беженцам обеспечивается бесплатное проживание и в течениенекоторого времени бесплатное питание. Министерство по чрезвычайным ситуациям иФМС обеспечивают экстренную эвакуацию населения, подвергающегося насилию вфорсмажорных обстоятельствах, и размещение эвакуированных в пунктах первичногоприема.
Особонуждающиеся из зарегистрированных беженцев могут получить единовременноеденежное пособие, но размеры его мизерны, — 1 минимальная зарплата на каждогочлена семьи в городе и 2 зарплаты в селе. Беженцы, получившие статус, могутпретендовать на беспроцентную ссуду на строительство жилья, предоставляемую насемью. В 1995 г. ссуда составляла от 9 до 13,5 млн. руб. (2-3 тыс. долларов) взависимости от размера семьи и покрывала лишь незначительную часть фактическихзатрат. ФМС финансирует также строительство государственного жилья длябеженцев. В 1995 г. было введено 4333 квартиры (240,9 тыс. кв. м) при том, чтоочередь на предоставление жилья составляла 57455 семей. Еще сложнее с созданиемрабочих мест и трудоустройством. Всего по состоянию на начало 1996 г. былотрудоустроено 3332 беженца.
Международнаяпомощь вынужденным мигрантам осуществляется через Управление ВерховногоКомиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), Международную организацию по миграции(МОМ), Международный Красный крест и др. Эти организации помогают осуществитьэвакуацию населения из зон острых конфликтов, обеспечивают гуманитарную помощь,кормят беженцев, помогают обеспечить их жильем, улучшают санитарные условия,предоставляют переселенческим коллективам оборудование для созданияпроизводства, оказывают консультативную помощь и т.п. По линии УВКБ общаясумма, требуемая на проведение программ в России, составила 17,3 млн. долларов.МОМ только на помощь Чечне затратила 5 млн. долларов.
Большиемасштабы вынужденных миграций, тяжелое экономическое положение стран,образовавшихся после распада СССР, побудили международные организации, такиекак УВКБ ООН, МОМ, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОВСЕ)и ее бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) инициироватьпроцесс по проведению в Женеве в мае 1996 г. Региональной Конференции побеженцам, недобровольно перемещенным лицам, другим формам недобровольныхперемещений в странах СНГ и соответствующих соседних государствах. Конференцияприняла Программу действий, где определены основные направления и приоритетымеждународной помощи странам СНГ в области вынужденной миграции на период1996-2000 гг.
Список литературы
Ж.Зайончковская. Вынужденные мигранты из стран СНГ и Балтии