Русецкий Александр Евгеньевич
Пороссийскому законодательству судно может быть арестовано на основе морскоготребования, возникающего из обстоятельств, перечисленных в ст.389 Кодексаторгового мореплавания РФ от 30.04.1999г., в том числе в связи с буксировкой, атакже предоставлением топлива для эксплуатации судна.
Согласност. 389 КТМ РФ морским требованием является любое требование в связи с:
причинениемущерба при эксплуатации судна;
причинениемвреда жизни или здоровью гражданина на суше либо на воде в прямой связи сэксплуатацией судна;
осуществлениемспасательной операции или любым договором о спасении;
расходамина принятие любым лицом мер по предотвращению или уменьшению ущерба, в томчисле ущерба окружающей среде, если такое требование возникает измеждународного договора Российской Федерации, закона или любого соглашения, атакже ущербом, который причинен или может быть причинен такими мерами;
расходамина подъем, удаление или уничтожение затонувшего судна или его груза;
любымдоговором использования судна;
любымдоговором морской перевозки груза или договором морской перевозки пассажира насудне;
утратойили повреждением груза, в том числе багажа, перевозимого на судне;
общейаварией;
лоцманскойпроводкой;
буксировкой;
предоставлениемпродуктов питания, материалов, топлива, запасов, оборудования, в том числеконтейнеров, для эксплуатации судна или содержания его;
постройкой,ремонтом, модернизацией или переоборудованием судна;
портовымии канальными сборами, сборами на других судовых путях;
заработнойплатой и другими суммами, причитающимися капитану судна и другим членам экипажасудна за их работу на борту судна, в том числе расходами на репатриацию иуплачиваемыми от имени капитана судна и других членов экипажа судна взносами посоциальному страхованию;
дисбурсментскимирасходами, произведенными в отношении судна;
страховойпремией, включающей в себя также взносы по взаимному страхованию и уплачиваемойсобственником судна или его фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
комиссионным,брокерским или агентским вознаграждением, уплачиваемым собственником судна илиего фрахтователем по бербоут-чартеру либо от их имени;
любымспором о праве собственности на судно или владения им;
любымспором между двумя или несколькими собственниками судна относительно использованиясудна и распределения прибыли;
зарегистрированнойипотекой судна или зарегистрированным обременением судна того же характера;
любымспором, возникающим из договора купли-продажи судна.
Этиже положения предусмотрены в пп. «i» и «k» п.1 ст.1 МеждународнойКонвенции «Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морскихсудов» от 10.05.1952 г., к которой Россия присоединилась в 1999 г. (далеепо тексту — Конвенция).
ВКонвенции говорится, что «морское требование» означает любоетребование, возникающее из одного или нескольких следующих обстоятельств:
а)причинения убытков судном при столкновении или иным образом;
b)причинения вреда жизни или здоровью лица судном или в связи с егоэксплуатацией;
с)спасания;
d)договора об использовании или найме судна на условиях чартера или иным образом;
е)договора перевозки груза на судне на условиях чартера или иным образом;
f)утраты или повреждения перевозимого на судне груза, включая багаж;
g)общей аварии;
h)бодмереи;
i)буксировки;
j)лоцманской проводки;
k)снабжения судна грузом или материалами в целях его эксплуатации илиподдержания;
l)постройки, ремонта, оборудования судна или уплаты доковых расходов и сборов;
m)заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другимчленам экипажа;
n)произведенных капитаном от имени судна или его собственника дисбурсментскихрасходов, включая дисбурсментские расходы, произведенные отправителями груза,фрахтователями или агентами;
о)споров о праве собственности на судно;
p)споров между сособственниками о праве собственности на судно, владении илипользовании им или распределении прибыли;
q)ипотеки судна.
Каквидно из вышеизложенного, обстоятельства, в связи с которыми может возникнутьморское требование, согласно Кодексу торгового мореплавания гораздо шире, чемте, которые указаны в Конвенции.
Российскоезаконодательство охватывает более широкий круг отношений, в связи с которымивозникает морское требование. Например, КТМ РФ закрепляет, что морскимтребованием является требование в связи с расходами на принятие любым лицом мерпо предотвращению или уменьшению ущерба; в связи с портовыми и канальнымисборами, сборами на других судовых путях; в связи со страховой премией.
Конвенцияпредусматривает, что ее положения применяются к любому судну, плавающему подфлагом Договаривающегося государства, в пределах юрисдикции любогоДоговаривающегося государства. Кроме того, п. 2 ст. 8 вышеупомянутой Конвенциигласит, что судно, плавающее под флагом государства, не являющегосяДоговаривающимся государством, может быть арестовано в пределах юрисдикциилюбого Договаривающегося государства по любым морским требованиям,перечисленным в ст.1 Конвенции, включая требования, указанные в пп.«i» и «k» п.1 ст.1 этой же Конвенции. Отсюда следует, чтонезависимо от флага судна, в отношении которого возникает морское требование, кданным отношениям будет применяться вышеупомянутая Конвенция.
Согласноп.1 ст. 388 КТМ РФ, а также ст.4 Конвенции от 10 05.1952 г., арест судна вовремя нахождения его в пределах юрисдикции Российской Федерации осуществляетсяна основании постановления суда, арбитражного суда или управомоченного закономналагать арест третейского суда по морским делам для обеспечения морскоготребования.
Пороссийскому праву судно, в отношении которого возникло морское требование,может быть арестовано при условии, если лицо, которому судно принадлежит направе собственности в момент возникновения морского требования, являетсяответственным по такому требованию и его собственником в момент началапроцедуры, связанной с арестом судна, или фрахтователь судна по бербоут-чартерув момент возникновения морского требования является ответственным по такомутребованию и в момент начала процедуры, связанной с арестом судна, является егофрахтователем по бербоут-чартеру или собственником (пп.4, п.1 ст.390 КТМ РФ). Вп. 4 ст. З Конвенции, которая имеет вышестоящую силу по отношению к российскимнормативно-правовым актам, предусмотрено, что «если при фрахтовании судна наусловиях бербоут-чартера фрахтователь, а не зарегистрированный собственник,несет ответственность по морскому требованию в отношении такого судна, лицо,имеющее требование, может арестовать это судно или другое судно, находящееся всобственности фрахтователя, в соответствии с положениями настоящей Конвенции,однако никакое другое судно, являющееся собственностью зарегистрированногособственника, не может быть арестовано по таким морским требованиям». В том жепункте, той же статьи Конвенции предусмотрено, что «положения настоящего пунктаприменяются к любому случаю, когда лицо, иное, чем зарегистрированныйсобственник судна, несет ответственность по морскому требованию в отношениитакого судна».
Исходяиз этого, мы можем судить, что в данном случае все зависит от обстоятельств:предъявить морское требование к фрахтователю или иному владельцу судна будетсложнее в силу того, что владелец судна изменился, такое требование может бытьпредъявлено к собственнику судна.
Необходимообратить внимание, что в соответствии с п. 4 ст. 388 Кодекса торговогомореплавания РФ «судно может быть арестовано для получения обеспечениянезависимо от того, что в соответствии с юрисдикционной оговоркой илиарбитражной оговоркой, предусмотренными соответствующим договором или инымобразом, морское требование, по которому на судно наложен арест, подлежитрассмотрению в суде или арбитраже другого государства».
Извсего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что со ссылкой насоответствующие статьи Кодекса Торгового Мореплавания и Международной Конвенции«Об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов» от10.05.1952 г. вы можете заявить морское требование, на основе которого визложенном выше порядке на судно может быть наложен арест.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.rusetsky.com