Контрольная работа по правоведению
Новосибирский институт экономики и менеджмента
Правотворчество
— Понятие правотворчества
Правотворчество — этопроцесс целенаправленного формирования и юридического закреплениягосударственной воли в источниках права.
Правотворчество — этопроцесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемыхуправомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах.1
Правотворчество – этодеятельность по изданию, переработке и отмене нормативно-правовых актов.Правотворческая деятельность, так или иначе, связана с проявлениемгосударственной воли.
В результатеправотворчества праву придается качество формальной определенности.
Правотворчество включаетдеятельность по:
· изданию новыхнормативно-правовых актов;
· их совершенствованию,изменению, переработке;
· отмене действующихнормативно-правовых актов.
Признаки правотворчества:
· Сознательно-волевойхарактер.
· Объективно-историческийхарактер.
Признаки правотворчестваотражают сочетание субъективного и объективного факторов в правотворчестве.Право создается людьми, наделенными волей и сознанием, имеющими определенныйжизненный опыт, правосознание, культурный уровень. На правотворчество влияютличные и групповые интересы, задачи, потребности законодателя. Существуетмощный политический институт лоббирования выгодных с позиций отдельных социальныхгрупп нормативных актов.
Государственноеправотворчество — это правотворчество, при котором правовые нормы формируютсяуполномоченными государственными органами, то есть прямо и непосредственноисходят от государства. Это основной вид правотворчества, остальные два носятнесущественный, вспомогательный характер.
Государственноеправотворчество представляет собой формализованный процесс, состоящий из рядапоследовательно сменяющихся стадий:
· Первая — выявлениепотребности в правовом регулировании какого-либо вопроса.
· Вторая — решениекомпетентного государственного органа об издании нормативно-правового акта,определение его формы, разработка проекта, проявление правотворческойинициативы.
· Третья — предварительное обсуждение проекта нормативно-правового акта всемизаинтересованными субъектами.
· Четвёртая — официальноерассмотрение проекта нормативно-правового акта.
· Пятая — принятиенормативно-правового акта, утверждение, одобрение, подписание.
· Шестая — опубликованиенормативно-правового акта и его вступление в силу.
Несмотря на влияниесубъективных факторов, право не создается законодателем произвольно,исключительно по собственному усмотрению.
Право отражаетобъективные закономерности общественных отношений. В нормах права находятвыражение потребности общества на определенном историческом этапе. Попыткиволюнтаристски, произвольно устанавливать нормы права ведут к негативнымпоследствиям. В лучшем случае это будет просто недействующее право, напримерзакон о ветеранах. В худшем — реальный вред общественным отношениям.
— Система нормативныхправовых актов России
Система нормативныхправовых актов Российской Федерации строится согласно иерархическойсоподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.1
На вершине этой пирамидынаходится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительногохарактера, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другимиотраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся кконституционным нормам как конкретные к общим. Устанавливая правовые основы ипринципы иных правовых отраслей, Конституция выступает в качествеобщенормативной основы правовой системы в целом. Конституция обладаетверховенством и высшей юридической силой. Кроме того, ее отличает особый,усложненный порядок принятия и изменения.
На уровень ниже находятсяфедеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к инымнормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительныморганом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируютнаиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носятнормативный характер.
На следующем уровнеиерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть какнормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезднародных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту Россиичрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, чтозатронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятыев обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующегозаконодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время КонституцииРоссийской Федерации.
Далее по нисходящейнаходятся постановления Правительства. Указанные акты подписываютсяПредседателем Правительства. Постановления Правительства, так же как и указыПрезидента РФ, подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» иСобрании законодательства РФ в течение десяти дней после дня их подписания,кроме того, могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведеныдо всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственныморганам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям,учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.
Низшим уровнемфедеральной системы нормативных актов являются ведомственныенормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органамиисполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методическихуказаний и других документов.
Определенную подсистемупредставляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местногосамоуправления. Возглавляют «пирамиду» региональные законодательстваКонституции (уставы) республик, краев, областей, округов. По предметамсовместного ведения краевые, областные, республиканские, окружные законыпринимаются в соответствии с действующими федеральными законами и не могут импротиворечить.
Отдельные документыкоммерческих и некоммерческих организаций могут содержать нормы локальногохарактера, обязательные внутри этих организаций. К таким актам относятсяразличного рода уставы, положения, регламенты, правила внутреннего распорядка ит. п. Государственное санкционирование здесь проявляется в регистрации,утверждении корпоративных актов уполномоченными государственными органами.
— Систематизация законодательства
Систематизациязаконодательства — это целенаправленная деятельность государственных органов ичастных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.
Систему права и системузаконодательства не следует смешивать. Система права — это упорядоченнаясовокупность правовых норм, а система законодательства — это совокупностьисточников права, прежде всего нормативно-правовых актов. Один и тот жеисточник права может иметь комплексный характер, включая нормы различныхотраслей. Например, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ имногие другие одновременно содержат нормы административного, гражданского,природно-ресурсного права.
Наиболее распространеныдва вида систематизации.
Первый вид — этосистематизация исключительно нормативно-правовых актов.
Второй вид — этосистематизация всех источников права, включая помимо нормативных актовпрецеденты, правовые обычаи, нормативные договоры.
Необходимостьсистематизации обусловлена огромным количеством источников права. Целисистематизации заключается в устранении противоречий в правовой системе, отменыили изменении устаревших нормативно-правовых актов, повышении эффективностиреализации права в ходе правоприменения. В ходе систематизации осуществляетсяпереработка и совершенствование всей системы права, ее упорядочение, устранениеколлизий, недостатков, пробелов. По субъектному критерию систематизация можетбыть официальной и неофициальной. В первом случае речь идет о деятельностикомпетентных государственных органов, во втором — о систематизации,осуществляемой частными лицами в собственных интересах.
Виды систематизации:
Учет — это сбор,обработка и хранение сведений о нормативно-правовых актах. Выделяют два видаучета:
-журнальный иликартотечный — это фиксация реквизитов и основных положений нормативно-правовыхактов в специальных журналах по хронологическому (дата, номер) илитематическому критерию;
-автоматизированный — эторазработка специализированных информационно-поисковых систем типа «Кодекс»,«Гарант», «Консультант-Плюс» и др.
Инкорпорация — этообъединение нормативно-правовых актов в хронологическом, алфавитном илитематическом порядке в различного рода сборники или собрания без изменения ихсодержания.
Консолидация — этообъединение нескольких однородных по предмету правового регулирования июридической силе нормативно-правовых актов в один, укрупненный акт. Врезультате консолидации появляется новый, объединенный нормативный акт. Приэтом вошедшие в него отдельные нормативно-правовые акты утрачивают силу.Примером консолидации может служить вторая часть Налогового кодекса РФ, котораязаменила собой целый ряд федеральных законов, каждый из которых был посвящёнправовому регулированию порядка сбора, начисления и уплаты отдельных налогов исборов.
Кодификация — этосоздание единого, систематизированного нормативно-правового акта,устанавливающего правовые основы какой-либо отрасли права (Гражданский,Уголовный, Таможенный, Земельный кодексы) или правового института (Кодекс обадминистративных правонарушениях, Лесной, Водный, Бюджетный, Жилищный кодексы).
— Юридическая техника и язык права
Юридическая техника —совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии спринятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актовдля обеспечения их совершенства. Важнейшая ее разновидность — законодательная(правотворческая), в частности кодификационная, техника
Элементы юридическойтехники — это её методы, правила, приёмы и средства.
Методы юридическойтехники — наиболее общие требования, предъявляемые юридической наукой ипрактикой к процессу создания законов и иных нормативных правовых актов. К ихчислу относятся, во-первых, методы-принципы, определяющие содержаниеправотворческой деятельности как таковой (объективность, гуманизм, научнаяобоснованность и т. д.), во-вторых, общенаучные методы познания (анализ исинтез, индукция и дедукция, абстрагирование, аналогия, моделирование и др.),в-третьих, частнонаучные методы, к которым относятся как методы юридическойнауки, так и методы тех наук, которые изучают предмет регулированиясоздаваемого нормативного акта.1
Правила юридическойтехники — конкретные требования, предъявляемые к процессу выработки правовогоакта, основанные на методах юридической техники. Поскольку в ходе разработкизаконопроекта (или иного аката) решаются вопросы точности и адекватности еготекстуальной формы подлежащим урегулированию общественным отношениям,внутренней и внешней непротиворечивости правового акта, соответствия понятий,использованных в акте, объективным явлениям окружающей действительности, топравила юридической техники подразделяются на 3 большие группы:
— языковые (правилаясности, точности, нейтральности, экономичности юридических текстов,однозначности используемых в тексте терминов, совершенства синтаксических конструкций,устойчивости способов выражения норм и др.);
— логические (правилатождества интерпретации тождественных объектов, структурирования текстаправового акта, пересекаемости правовых нормативов и т. д.);
— гносеологические(правила отражения социального явления адекватными лингвистическими средствами,точности определения предмета регулирования правового акта, познание контекстаразрабатываемого акта).
Приёмы юридическойтехники представляют собой операции разработчиков в отношении текста создаваемогоправового акта, направленные на использование средств юридической техники всоответствии с её правилами.
Средства юридическойтехники — это арсенал логико-языковых, формально-атрибутивных (реквизиты) испециально-юридических (конструкции, презумпции, фикции, отсылки, примечания ит. д.) средств, технико-юридический инструментарий, используемый дляконструирования нормативного акта.
Наряду с анализомструктуры правового акта как правового регулятора эту структуру можнорассматривать и с лингвистической точки зрения. Первичным элементомлингвистической структуры правового акта выступает предложение, состоящее изслов и знаков препинания.
Лингвистическая структуратекста правового акта — это структура текста правового акта, определяемая исходяиз его лингвистических (языковых) характеристик (свойств).
Элементы лингвистическойструктуры текста правового акта выделяются с точки зрения языкового построениятекста. Основными элементами текста правового акта, исходя из еголингвистической структуры, являются:
1) предложение;
2) слово (совокупностьслов);
3) знаки препинания.
Лингвистическая структуратекста имеет практическое значение для юридической техники в случаяхрассмотрения текста правового акта с точки зрения соблюдения требованийзаконодательного стиля (и вообще грамотности текста с точки зрения языка), а такжепри определении (идентификации) лингвистических структурных элементов текстаправового акта.
Законодательный стиль —это литературный стиль, присущий правовым актам как письменным литературнымпроизведениям.
Стилистика используеттермин «официально-деловой стиль», обозначающий обобщенное понятие стилядокументов. В свою очередь законодательный стиль является разновидностьюофициально-документального стиля, который в свою очередь, отличается от обиходно-деловогостиля.
Юридический аспект языка- это те естественные языковые проявления, которые «сами в себе»содержат элементы права, в каждом из которых можно увидеть определенныепотенции юридизации. Говоря о юридизированных проявлениях естественного языка,прежде всего имеются в виду языковые нормы, как стихийные, так и – особенно — кодифицированные. В определенном смысле их приближение к юридической сфереозначает необходимость достаточно высокой степени канонизации естественных«прав» языка и носителей языка, в антрополингвистическом (социальном)плане можно говорить о правах пользователей языка на удобное(недискриминационное) пользование им.
Правовой статус Президента Российской Федерации
Президент РоссийскойФедерации — высшая государственная должность Российской Федерации. ПрезидентРоссии является главой государства, не относящимся, по мнению рядаисследователей, ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прави свобод человека и гражданина в России; верховным главнокомандующим Вооружённымисилами Российской Федерации.
Правовой статусПрезидента России закреплён в четвёртой главе Конституции Российской Федерации.
Наряду с функциями главыгосударства Президент Российской Федерации наделён широкими полномочиями лица,де-факто возглавляющего исполнительную власть государства.
Президент РоссийскойФедерации обладает неприкосновенностью, отличной от понятия «личнаянеприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерациистатьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством РоссийскойФедерации.
Согласно статье 7Федерального Закона «О государственнойохране»http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%82_%D0%A0%D0%A4- cite_note-12#cite_note-12, в отличие от прочих лиц, замещающихгосударственные должности, которым предоставляется государственная охрана,«Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправеотказаться от государственной охраны».
Президент РоссийскойФедерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральнымизаконами определяет основные направления внутренней и внешней политикигосударства.
Президент РоссийскойФедерации назначает с согласия Государственной Думы Предедателя ПравительстваРоссийской Федерации; представляет Совету Федерации кандидатуры для назначенияна должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного СудаРоссийской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а такжекандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в СоветФедерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурораРоссийской Федерации; назначает судей других федеральных судов; формирует ивозглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которогоопределяется федеральным законом; утверждает военную доктрину РоссийскойФедерации; формирует Администрацию Президента Российской Федерации; назначает иосвобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации; назначаети освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами иликомиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителейРоссийской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.
Президент РоссийскойФедерации:
— назначает выборыГосударственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации ифедеральным законом;
— распускаетГосударственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных КонституциейРоссийской Федерации;
— назначает референдум впорядке, установленном федеральным конституционным законом;
— вносит законопроекты вГосударственную Думу;
— подписывает иобнародует федеральные законы;
— обращается кФедеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основныхнаправлениях внутренней и внешней политики государства.
Президент РоссийскойФедерации:
— осуществляетруководство внешней политикой Российской Федерации;
— ведет переговоры иподписывает международные договоры Российской Федерации;
— подписывает ратификационныеграмоты;
— принимает верительные иотзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.
Президент РоссийскойФедерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РоссийскойФедерации.
Президент Российской Федерациииздает указы и распоряжения. Указы и распоряжения Президента РоссийскойФедерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указыи распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречитьКонституции Российской Федерации и федеральным законам.
Президент РоссийскойФедерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги ипрекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности смомента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.
3. Административное правокак отрасль системы права РФ, понятие, предмет и метод правового регулирования,его источники
Административное право —отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере управленческойдеятельности органов и должностных лиц по исполнению публичных функцийгосударства и муниципальных образований.
Во многих странахименуется управленческим правом.
В дореволюционной Россииданная отрасль права именовалась также полицейским правом. Как отмечал В. Ф. Дерюжинский,«полицейское право принадлежит к кругу наук о государстве и предметом своимимеет изучение так называемого внутреннего управления».
Административное право — отрасль права, урегулирующая общественные отношения, которые возникают,развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (управленческиеправоотношения). Они и составляют предмет административного права.1
В управленческих правоотношенияхв принципе исключено юридическое равенство их участников. Объясняется это тем,что в них непременно участвует субъект исполнительной власти, способный в силупредоставленных ему юридически-властных полномочий подчинять поведение иныхучастников этих отношений своим односторонним волеизъявлениям.
Данную областьобщественных отношений традиционно называют сферой государственного управления,в рамках которой субъекты исполнительной власти повседневно руководятхозяйственными, социально-культурными и административно-политическимипроцессами свойственными для них средствами (методами). В её рамкахосуществляется деятельность различных по характеру органов государственногоуправления (не все из которых являются непосредственными субъектамиисполнительной власти, хотя, несомненно, относятся к числу исполнительныхорганов, например: отраслевые департаменты министерств, администрациягосударственных корпораций, холдингов и концернов), а также должностных лиц.Кроме субъектов исполнительной власти, руководство некоторыми из этих процессовявляется функцией субъектов законодательной (представительной) власти, а такжеисполнительных органов системы местного самоуправления.
/>Классификация административно-правовых отношений
В зависимости отсубъектов административных отношений:
-Отношения междувышестоящими и нижестоящими органами
-Различными органаминеподчинёнными друг другу.
-Отношения междугосударственными и негосударственными органами.
-Органамигосударственного управления и гражданами
В зависимости отхарактера отношений:
-Отношения связанные снепосредственным управлением.
-Отношения не связанные снепосредственным управлением.
По областям деятельности:
-В сфере управления народнымхозяйством.
-В сфересоциально-культурного строительства.
-В сфереадминистративно-политического строительства.
/>Метод административного права
Метод административного права— это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующеговоздействия на управленческие отношения.
Считается, что вадминистративном праве используются три юридических возможности:
Предписание — возложениеобязанности совершить активные положительные действия в пользу государства илитретьих лиц;
Запрет — возложениеобязанности воздержаться от определенных действий;
Дозволение —предоставление права на совершение активных положительных действий в своихинтересах.
Функции административногоправа
К основным функциямадминистративного права традиционно относятся:
-Правоисполнительнаяфункция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическаяформа реализации исполнительной власти;
-Правотворческая функция,являющаяся выражением наделения субъектов исполнительной власти полномочиями поадминистративному нормотворчеству;
-Организационная функция,проистекающая из организационного характера государственно-управленческойдеятельности, который постоянно «поддерживается» нормами административногоправа;
-Координационная функция,имеющая своей целью обеспечение разумного и эффективного взаимодействия всехэлементов регулируемой административным правом сферы государственногоуправления; -Правоохранительная функция, обеспечивающая как соблюдениеустановленного в сфере государственного управления правового режима, так изащиту законных прав и интересов всех участников регулируемых управленческихотношений.
Источникиадминистративного права
Источникамиадминистративного права являются внешние формы выраженияадминистративно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источникомадминистративного права, если он содержит административно-правовые нормы(регулирует общественные отношения в сфере государственного управления).
Источники административногоправа классифицируют на:-Межгосударственные соглашения
-Законодательные акты(конституция, законы)
-Подзаконные акты (указы,акты правительств, ведомств)
-Акты руководителейгосударственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективныхорганов)
А также поадминистративно-территориальному уровню на:
-Федеральные акты
-Акты субъектов федерации
-Акты местногосамоуправления
Система административногоправа – это его внутреннее строение, которое выражается в единстве и согласованностиадминистративных норм, но вместе с тем разделением административного права наотдельные правовые институты.
В доктрине российскогоадминистративного права основным событием смены советского строя на современныйвидится переход в главном вопросе о предмете административного права отконцепции «государственного управления» к концепции «исполнительной власти».
Отход от концепцийгосударственного руководства обществом означает преход к общественно-служебнойконцепции административного (публичного) права.
В смежной садминистративным материальным правом области административного судопроизводствапросматривается обновление концепции административного права в доктрине и взаконодательстве.
Административные спорырассматриваются в России судами, а не особыми присутствиями самойадминистрации. В другой смежной области, в вопросе об административныхправонарушениях, в качестве общего правила сохраняется инквизиционный подход крассмотрению дел.
Задача № 1
Губернатор области издалпостановление, согласно которому запрещался вывоз зерна, произведенного вобласти, за пределы ее территории. Основаниями такого запрета, как указывалосьв постановлении, являлись неурожай зерновых и необходимость формированияпродовольственных фондов области. Фермер Е., не согласившись с позициейгубернатора, оспорил его постановление в судебном порядке. Свои требования Е.аргументировал тем, что постановление ограничивает его правоспособность какглавы крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющегопредпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
1. Дайте правовую оценкупостановления губернатора.
2. Как следует решитьдело?
3. Напишите от имени Е.заявление в суд.
1 Правовой статусгубернаторов области установлен Конституцией РФ от 12.12.1993 года, закреплен в3 главе. Согласно п.4 ст.76 Конституции РФ вне пределов ведения РоссийскойФедерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации республики, края, области, города федерального значения, автономнаяобласть и автономные округа осуществляют собственное правовое регулрование,включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
2. Суд вынес правильноерешение по восстановлению правоспособности фермера — главы крестьянского(фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица
Согласно п.1 ст. 22 ГК РФ1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, какв случаях и в порядке, установленных законом.
Согласно п. 2 ст. 22 ГКРФ Несоблюдение установленных законом условий и порядка ограничения дееспособностиграждан или их права заниматься предпринимательской либо иной деятельностью влечетнедействительность акта государственного или иного органа, устанавливающегосоответствующее ограничение.
3. Жалоба нанеправомерные действия губернатора области
«__»__________ г.________________________
(Изданное постановлениеГуберноатором области ограничивает мою правоспособность как главы крестьянского(фермерского) хозяйства, осуществляющего предпринимательскую деятельность безобразования юридического лица
Кроме того,неправомерными действиями мне причинен ущерб, который я оцениваю
в____________________________________ руб.
На основании изложенного,в соответствии со ст. 22 ГК РФ
ПРОШУ:
ризнать Постановление_Губернатора_незаконными _
Взыскать в мою пользуущерб сумме
______________________________руб.,
Приложения:
1. Копия исковогозаявления ответчику
2. ПостановлениеГубернатора Области
Подпись______Дата_________
Задача № 2
Полному товариществу «Рыбакови компания» было отказано в государственной регистрации по мотивунецелесообразности его функционирования в городе, где уже много подобных попрофилю коммерческих организаций.
Несмотря на это,товарищество в течение 6 месяцев осуществляло предпринимательскую деятельность,не платя налоги. Эти факты были обнаружены налоговой инспекцией.
1. Правомерен ли отказ вгосударственной регистрации предприятия?
2.Какие сведения содержитучредительный договор полного товарищества?
3.Чем полное товариществоотличается от производственного кооператива?
4.Каковы юридическиепоследствия деятельности полного товарищества в данном случае?
4.Составить учредительныйдоговор полного товарищества «Рыбаков и компания».
1. Отказ не правомерен.Согласно п.1 ст. 51 ГК РФ. Юридическое лицо подлежит государственной регистрациив уполномоченном государственном органе в порядке, опрееляемом законом о государственнойрегистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются вединый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщегоознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускаетсятолько в случаях, установленных законом.
2. Согласно п.2 ст. 52 ГКРФ В учредительных документах юридического лица должны определяться наименованиеюридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридическоголица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридическихлиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организацийи унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и другихкоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридическоголица. Предмет и определенные цели деятельности коммерческой организации могутбыть предусмотрены учредительными документами и в случаях, когда по закону этоне является обязательным.
Согласно п. 2 ст. 70 ГКРФ Учредительный договор полного товарищества должен содержать помимо сведений,указанных в пункте 2 статьи 52 настоящего Кодекса, условия о размере и составе складочногокапитала товарищества; о размере и порядке изменения долей каждого из участниковв складочном капитале; о размере, составе, сроках и порядке внесения имивкладов; об ответственности участников за нарушение обязанностей по внесениювкладов.
3. Полное товариществоотличается от производственного кооператива наименованием, учреительнымдокументом, распределением прибыли
— наименованием
Согласно п. 1 ст. 96 ГКРФ Полным признается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствиис заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени товарищества и несут ответственность по его обязательствампринадлежащим им имуществом.
Согласно п.1ст. 107 Г РФ. Производственным кооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан наоснове членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности(производство, переработка, сбыт промышленной,
сельскохозяйственной ииной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказаниедругих услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении егочленами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительными документамипроизводственного кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельностиюридических лиц.
Производственныйкооператив является коммерческой организацией.
— учредительнымдокументом
Согласно п.1 ст. 70 ГК РФПолное товарищество создается и действует на основании учредительного договора.Учредительный договор подписывается всеми его участниками.
Согласно п. 1 ст. 108Учредительным документом производственного кооператива является его устав,утверждаемый общим собранием его членов.
— распределением прибыли
Согласно п.1 ст. 74 ГК РФПрибыль и убытки полного товарищества распределяются между его участникамипропорционально их долям в складочном капитале, если иное не предусмотрено учредительнымдоговором или иным соглашением участников. Не допускается соглашение об устранениикого-либо из участников товарищества от участия в прибли или в убытках.
Согласно п.4 ст. 109 ГКРФ Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовымучастием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива.
— членством п.1 ст. 78 ГКРФ и п.1 ст. 11 ГК РФ
— ликвидация организации
Согласно п.2 ст. 63 ГК РФ. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссиясоставляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составеимущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторамитребований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационныйбаланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшимирешение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточныйликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченнымгосударственным органом.
Согласно п.1 ст. 112 ГКРФ Производственный кооператив может быть добровольно реорганизован или ликвидированпо решению общего собрания его членов. юридические последствия деятельностиполного товарищества при не уплате налога – административная и уголовнаяответственность
4. Учредительный договор«Рыбаков и компания»
УТВЕРЖДЕН
ОБРАНИЕМ УЧРЕДИТЕЛЕЙ
Протокол Nо. _________
от "__"_______199_ г.
УЧРЕДИТЕЛЬНЫЙ ДОГОВОР
полного товарищества
"____ Рыбаков икомпания ___"
г. ___________________
1. Предмет Договора
1.1. Граждане РоссийскойФедерации:
— _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
— _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
— _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
— _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
— _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
договорились создать в соответствиис действующим законодательством
оссийской Федерации Полноетоварищество "___________________________"
(именуемое в дальнейшем«Товарищество»).
1.2. В соответствии с законодательствоми настоящим договором
участник данного полноготоварищества не вправе участвовать в других
полных товариществах.
1.3. Полное товарищество "___________________________"является
юридическим лицом истроит свою деятельность на основании настоящего
Учредительного договора идействующего законодательства Российской
Федерации.
1.4. Полное фирменноенаименование товарищества на русском языке:
Полное товарищество"____________________", сокращенное наименование:
ПТ"______________".
1.5. Товариществоявляется коммерческой организацией.
1.6. Товарищество вправе вустановленном порядке открывать
банковские счета натерритории Российской Федерации и за ее пределами.
Товарищество имеет круглуюпечать, содержащую его полное фирменное
наименование на русскомязыке, и указание на место его нахождения.
оварищество имеет штампыи бланки со своим наименованием, собственную
эмблему и другие средствавизуальной идентификации.
1.7. Товариществоявляется собственником принадлежащего
ему имущества и денежныхсредств и отвечает по своим обязательствам
собственным имуществом. Участникиимеют предусмотренные законом и
учредительнымидокументами товарищества обязательственные права по
отношению к Товариществу.
1.8. Участники солидарнонесут субсидиарную ответственность своим
имуществом пообязательствам товарищества.
1.9. Принятие новых участниковв состав товарищества
осуществляется с согласиявсех участников товарищества.
1.10. Место нахождениятоварищества — город ___________________.
1.11. Юридический адрестоварищества — __________________________
_____________________________________________________________________.
Задача № 3
Гр-н Гуревич узнал отсвоего приятеля, что дом, в котором находится его комната, по плануреконструкции в следующем году должен быть снесен. Гуревич сделал объявление ивскоре обменял свою комнату в тридцать метров на комнату в двадцать метров впригородном поселке. Приблизительно через полгода после того, как состоялсяобмен, Гуревич из сообщений того же приятеля узнает, что дом, в котором онранее проживал, не только не будет снесен, а наоборот, будет надстроен, и в нембудут улучшены средства коммунального обслуживания (проведен газ, установленыванны и т.д.). В связи с этим, не надеяь на добровольный обратный обмен,Гуревич обратился в суд с иском о признании договора обмена жилплощадьюнедействительным в связи с тем, что при заключении указанного договоранаходился в состоянии заблуждения. Кроме того, живя в пригороде, он должентратить излишние средства и время для поездки на работу в город и обратно.
1.Дайте правовую оценкуситуации, изложенной в задаче.
2.Можно ли рассматриватьсделку Гуревича в качестве недействительной?
3.Составить от имениГуревича исковое заявление в суд.
4.Какое решение вынесетсуд?
1. Дееспособный гражданинГуревич заключил сделку обмена жилплощади, на основании чего была произведенагосударственная регистрация.
Сделку Гуревича нельзярассматривать как недействительную.
Согласно п.1 ст. 178 ГКРФ Сделка, совершенная под влиянием заблуждения, имеющего существенноезначение, может быть признана судом недействительной по иску стороны,действовавшей под влиянием заблуждения. Существенное значение имеет заблуждениеотносительно природы сделки либо тождества или таких качеств ее предмета, которыезначительно снижают возможности его использования по назначению. Заблуждениеотносительно мотивов сделки не имеет существенного значения.
Заблуждение гр. Гуревича былоотносительно мотива сделки, вследствие чего оно не имеет значения.
. Исковое заявление опризнании сделки недействительной
В________________районный(городской)
народныйсуд________________области
(края, республики)
ИСТЕЦ:_Гуревич_______________________
(ф. и. о., адрес)
ОТВЕТЧИК:______________________
(ф. и. о., адрес)
ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
О признании сделкинедействительной
“__”______200_ г. мною.была совершена сделка _____________
на обмен жилплощадью_______________________________
_______________________________________________
На момент совершениясделки я находился в заблуждении
В связи с изложенным наосновании п. 1 ст. 178ГК РФ
ПРОШУ:
Прошу считать сделкунедействительной
Приложения:
1. Копия государственнойрегистрации имущества.
4.5. Копия исковогозаявления для ответчика.
одпись
Дата
4. Суд вынесет решение оботказе в исковом заявлении гр. Гуревич, о признании сделки действительной
Задача № 4
Иванова по просьбе своегородственника Петрова передала ему 5 млн. руб. денег в долг для покупки квартирысо сроком возврата через один год. Поскольку Петров в условленный соглашениемсрок не рассчитался, Иванова обратилась в суд для взыскания указанной суммы.Суд в иске Ивановой отказал, мотивируя тем, что стороны не оформили соглашениео займе долга письменно.
1. Какая должна бытьформа договора займа?
2.Какие последствияпредусматривает законодательство при несоблюдении формы договора?
3.Правильно ли решил судданное гражданское дело?
1. ДОГОВОР
Мы, Иванова и Петровзаключили настоящий договор о
нижеследующем:
Я, Петров, занял у Ивановойпять миллионов рублей (5000000 рублей сроком на один год до (Дата)
по первое октября
2. Платеж должен бытьпроизведен (место, дата).
3. Деньги переданы иприняты
4. Если я, Петров, неуплачу занятые мной деньги к
указанному выше сроку, тоИванова вправе предъявить настоящий
договор ко взысканию.
5. Расходы по заключению настоящегодоговора оплачивает
Петров.
6. Настоящий договор составленв одном экземпляре, который
выдается Ивановой.
Подписи сторон
В расписке необходимо вобязательном порядке отразить не только время (дату) и место (город)составления расписки (заключения договора), но и факт передачи денежныхсредств, то есть, что «деньги переданы и приняты»! Такая формулировка как «однасторона передает, а вторая принимает…» не свидетельствует о факте передачи!
Закончить основной текстрасписки лучше всего словами: «Сумма передана Заемщику в полном размере, чтосоставляет _________ (____________) руб. Заемщик _________ (Ф.И.О.) кЗаймодавцу _________ (Ф.И.О.) претензий по передаче суммы займа не имеет.»
Несоблюдение указанныхправил может привести к невозможности возврата денежных средств в судебномпорядке.
2. При несоблюдении письменнойформы договора между гражданами если его сумма превышает не менее чем в десять разустановленный законом минимальный размер оплаты труд считать недействительным.
Согласно п.1 ст. 807. ГКПо договору займа одна сторона (займодавец) передает в собственность другой стороне(заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщикобязуется возвратить займодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количестводругих полученных им вещей того же рода и качества.
Договор займа считается заключеннымс момента передачи денег или других вещей.
Согласно п. 1 ст. 808 ГКРФ Договор займа между гражданами должен быть заключен в письменной форме, еслиего сумма превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальныйразмер оплаты труда, а в случае, когда займодавцем является юридическое лицо, — независимо от суммы.
Согласно п.2 ст. 808 ГКРФ В подтверждение договора займа и его условий может быть представлена расписказаемщика или иной документ, удостоверяющие передачу ему займодавцем определеннойденежной суммы или определенного количества вещей.
Суд решил дело правильно
В соответствии сФедеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ «О минимальном размереоплаты труда» базовая сумма, применяемая при исчислении стипендий, пособийи других обязательных социальных выплат, исчислении налогов, сборов, штрафов ииных платежей, исчислении платежей по гражданско-правовым обязательствам,размер которых в соотетствии с законодательством РФ определяется в зависимостиот МРОТ, составляет 100 (сто) рублей. Таким образом, при заключении договоразайма между гражданами на сумму более 1 000 (одной тысячи) рублей, этот договордолжен иметь письменную форму.
Несоблюдение данногоположения в соответствии со ст. 168 ГК РФ влечет недействительность договора — сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов,ничтожна.
Задача № 5
Уезжая в длительнуюэкспедицию, Кросин передал своему другу Морозову на хранение мотороллер иредкую коллекцию медалей и орденов. Через год по возвращении Кросина Морозовсообщил ему, что возвратить полученные вещи не может, т.к. мотороллер украден,а коллекцию он продал своему знакомому Шведову, испытывая существенныефинансовые затруднения, но готов рассчитаться сейчас деньгами.
Мотороллер был обнаруженвскоре работниками следственных органов у Воронова, который купил его унеизвестного лица на улице возле спортивного магазина
Кросин обратился в суд.
1.Назовите основныеусловия для предъявления виндикационного иска.
2.Будут ли требованиягражданина Кросина удовлетворены?
3.Кто является добросовестнымнезаконным владельцем?
4.Можно ли к условиямзадачи применить правила приобретательской давности?
1. Основные условия дляпредъявления виндикационного иска
Иск об истребованииимущества из чужого незаконного владения — один из классических способов защитыправа собственности, который реализуется собственником, утратившим владение, кфактическому владельцу имущества, не имеющему на владение (спорным имуществом)законных оснований. Такой иск называется виндикационным (от латинского vindico- заявлять претензию). Для предъявления виндикационного иска необходимособлюдение нескольких условий. Во-первых, он применяется лишь к случаям, когдаимущество фактически выбыло из владения собственника. Если этого не происходит,а препятствие выражается в пользовании или распоряжении имуществом, защитадолжна строиться на основании иного иска в порядке, предусмотренном ст. 304 ГК.
Во-вторых, имуществодолжно быть индивидуально определено, т.е. собственник должен указать, чтоименно выбыло из его владения и что он истребует.
В случае, когда извладения выбыли вещи, определенные родовыми признаками (например, определенноеколичество зерна, денег, ценных бумаг на предъявителя и т.д.), ииндивидуализировать эти вещи невозможно, следует предъявлять иски о возвратенеосновательного обогащения.
В-третьих, к моментупредъявления виндикационного иска имущество должно сохраниться у ответчика внатуральном виде, то есть должно реально существовать (о чем свидетельствуютразъяснения п. 16 Обзора практики разрешения споров, связанных с защитой правасобственности и других вещных прав, от 28 апреля 1997 г. № 13 и п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 25 февраля 1998 г. № 8). В противном случае, если к этому времени истребуемое имущество, например, уничтожено,переработано или потрблено, применение негаторного иска будет исключено из-заотсутствия самого истребуемого объекта, то есть той вещи, которую высобираетесь изъять.
В-четвертых, у ответчикадолжны отсутствовать законные основания для владения имуществом. Мне понаследству досталась 1/12 доля нежилого помещения, занимаемого предприятием.Эта доля очень незначительна, то есть ее нельзя выделить (овеществить). Как мнеможно получить за свою долю деньги, если остальные собственники данногопомещения откажутся ее купить? Могу ли я через суд заставить их выплатить мнеденежную компенсацию за эту долю?
В соответствии с п.п. 4 и5 ст. 252 Гражданского кодекса РФ выплата участнику долевой собственностиостальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуредопускается с его согласия. В случаях, когда доля собственника незначительна,не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса виспользовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этогособственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить емукомпенсацию.
С получением компенсациисобственник утрачивает право на принадлежащую ему долю. Если никто изсобственников указанного нежилого помещения, получив ваше извещение о продажедоли (с указанием цены), никак на него не отреагирует или даст отказ отпокупки, а покупателя со стороны вы не найдете, следует предъявить ксособственникам иск о взыскании рыночной стоимости вашей доли с прекращениемправа собственности.
2. К моменту предъявлениявиндикационного иска имущество должно сохраниться у ответчика в натуральномвиде, то есть должно реально существовать .
Требования Кросина будутудовлетворены, но не виндикационным иском, т.к одно условие для его предъявленияотсутствует.
Добросовестным незаконнымвладельцем является Морозов.
4. Для данной сделкиприменить правила приобретательской давности нельзя.
Согласно ст. 181 ГК РФИск о применении последствий недействительности ничтожной сделки может бытьпредъявлен в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение Иск о признанииоспоримой сделки недействительной и о применении последствий еенедействительности может быть предъявлен в течение года со дня прекращениянасилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка (пункт 1 статьи179), либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иныхобстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Список литературы
Конституция РоссийскойФедерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрид. лит., 1993.
ГК РФ от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ // СЗ Российской Федерации.-1994.
Александров А. С.Юридическая техника – судебная лингвистика – грамматика права // Проблемыюридической техники: Сборник статей / Под ред. д. ю. н., проф. В. М. Баранова.– Нижний Новгород, 2000. – С. 101-108
Алексеев С.С. Общаятеория права /С.С.Алексеев. — М: Норма — Инфра-М, 2000.- 350 с.
Арзамаскин Н.Н. Теориягосударства и права /Н.Н.Арамаскин, К.Б.Толкачев, А.Г. Хабибуллин. — Уфа: НИ иРИО УЮИ МВД РФ, 1996. – 259 с.
Венгеров А.Б. Теориягосударства и права /А.Б.Венгеров. — М.: Юриспруденция, 1999. – 310 с.
Волкова С. В., МалышеваН. И. Межвузовская конференция о проблемах юридической техники // Правоведение.-2006. — № 2.
Дмитриевцев К.Н. Процессправотворчества в Российской Федерации: Автореф. дис. …канд. юрид. наук /К.Н.Дмитриевцев. — Н.Новгород, 1994. – 22 с.
Дмитрук В.Н. Теориягосударства и права. Учебное пособие /В.Н.Дмитрук. — Мн.: Амалфея, 1998. – 245с.
Дюрягин И.ЛПравотворчество в советском государстве /И.Л.Дюрягин, А.С.Пиголкин. — М.:Юридическая литература, 1974. – 271 с.
Законодательная техника /Под ред. Ю. А. Тихомирова. М.: Городец, 2000. — 272 с.
Законодательный процесс.Понятие. Институты. Стадии / Отв. ред. Р. Ф. Васильев. М.: Юриспруденция, 2000.— 320 с.
Иеринг Р. фон.Юридическая техника. М.: Статут, 2008. — 231 с.
Исаков В. Подготовка ипринятие законов в правовом государстве /В.Исаков //Российская юстиция. — 1997.- №7. – С. – 12-14.
Капустина М. А.Юридическая техника: предмет, структура, методы (тезисы доклада) // Юридическаятехника: вопросы теории и истории / Под общ. ред. Д. И. Луковской. – СПб.,2005. – С. 6-7
Кашанина Т. В.Юридическая техника: учебник. – М.: Эксмо, 2007.
Корельский В.М. Теориягосударства и права /В.М.Корельский, С.С.Алексеев. — М.: Норма — Инфра-М, 1998.– 267 с.
Королев А.И. Теориягосударства и права. Учеб. для юрид. спец. вузов /А.И.Королев. — 2-е изд. — Л.:Невский проспект, 1990. – 519 с.
Лазарев В.В. Общая теорияправа и государства /В.В.Лазарев. — М.: Юристъ, 2000.- 450 с.
Нашиц А. Правотворчество.Теория и законодательная техника /А.Нашиц. — М.: Прогресс, 1974. – 495 с.
Общая теория права игосударства: Учебник / Под ред. В.В.Лазарева. – М.: Юристъ, 1996. – 638 с.
Пиголкин А.С.Процессуальные формы правотворчества /Под ред. П.Е. Недбайло, В.М.Горшенева.-М.: Юридическая литература, 1976. – 274 с.
Спиридонов Л.И. Теориягосударства и права /Л.И.Спиридонов. – М.: Юриспруденция, 1996. – 591 с.
Тарасов Н. Н. Юридическаятехника в структуре юриспруденции (методологические проблемы исследования) //Юридическая техника, 2007. — №1. — С. 7-11
Теория государства иправа: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб.и доп. М.: Юристъ, 2001. – 776 с.
Теория государства иправа: Учебник /Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Зерцало, 2004. – 527 с.
Для подготовки даннойработы были использованы материалы с сайта referat.ru/