Реферат по предмету "Право"


Система налоговой службы РФ

Содержание
Введение………………………………………………………………………3
Глава1. Система налоговой службы Российской Федерации……………..5
1.1.  Функции, задачи и права налоговойслужбы России….........5
1.2.  Структура органов налоговойслужбы……………………….9
1.3.  Правовые и конституционные основыобеспечения деятельно­сти налоговых органов ………………………..…………………18
Глава2. Органы внутренних дел России…………………………………....23
2.1. Взаимодействие органов внутренних дел с налоговойслужбой Российской Федерации…………………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………31
Списоклитературы……………………………………………………………33

Введение
 
Государственная власть вовсе времена нуждалась в средствах для своего содержания, но методы привлеченияэтих средств менялись в зави­симости от обстоятельств и уровня развития общества.
Современныйпериод функционирования промышленных предпри­ятий в Российской Федерации —период изменения внешней среды хозяй­ствования, заключающийся в ужесточенииконкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего спривлечением ино­странных инвестиций); увеличении давления со стороныестественных мо­нополистов; социальной сферы (как находящейся на балансепромышлен­ных предприятий, так и в муниципальной собственности). Функциониро­ваниеГосударственных органов характеризуется наличием высоких  из­держек ведениябизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование,имеющее сложную структуру и методологию взима­ния налоговых и иных приравненныхк налогам платежей.
Действующая ныненалоговая система России практически введена с 1992 г. и основывается на болеечем 20 законах, охватывающих, по сути, все сферы экономической жизнигосударства. По своей структуре и прин­ципам построения новая налоговая системав основном отражает общерас­пространенные в мировой практике налоговые системы.Перечень приме­няемых видов налогов практически соответствует общепринятому всо­временной рыночной экономике и в значительной части набору налогов и сборов,применявшихся в нашей практике ранее.
Оценивая прошедшие годы,следует помнить, что налоговая система России возникла и с первых же днейсвоего существования развивается в условиях экономического кризиса. Втяжелейшей ситуации она сдержи­вает нарастание бюджетного дефицита,обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет,хотя и не без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, восновном от­вечает текущим задачам перехода к рыночной экономике. К созданию на­логовойсистемы РФ был широко привлечен опыт развития зарубежных стран.
Среди множестваэкономических рычагов, при помощи которых го­сударство воздействует на рыночнуюэкономику, важное место занимают налоги. В усло­виях рыночных отношений, иособенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним изважнейших экономи­ческих регуляторов, основой фи­нансово-кредитного механизмагосударст­венного регулирования экономики. Го­сударство широко использует нало­говуюполитику в качестве определенного ре­гулятора воздействия на нега­тивныеявления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощныминструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколькоправильно построена система налогообложения, зави­сит эффективноефункционирование всего народного хозяйства.
Глава 1. Система налоговой службыРоссийской Федерации.
1.1. Функции,задачи и права налоговой службы России.
 
Государственная налоговая служба — единая системаконтроля за со­блюдением налогового законодательства, за правильностьюисчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет нало­гови других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и республик,входящих в ее состав.
Налоговыми органами в РоссийскойФедерации являются Министер­ство РФ по налогам и сборам и его подразделения вРоссийской Федера­ции.[1]
В связи с тем, что кчислу основных функций таможенных органов относится взимание налогов,таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральныхналогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу снарушениями налогового законода­тельства, относящегося к товарам, перемещаемымчерез таможенную гра­ницу РФ[2] Налоговым кодеком Российской Федерации  установлено, что таможенные органы, вслучаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможеннымзаконодательством и иными феде­ральными законами обладают полномочияминалоговых органов.[3] Напри­мер, согласно п.3 ст.34 Налогового кодекса таможенные органы вправепривлекать к ответственности лиц за нарушение законодательства о нало­гах исборах в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Таким образом, вНалоговом кодексе впервые нашла закрепление норма об обладании таможеннымиорганами в определенных случаях, полномочиями налоговых органов.
Налоговаяслужба Российской Федерации основана на следующих принципах:
1.  Принцип единства.
Этот принциппостроения системы проистекает из принципа един­ства  налоговой политики: дляобеспечения единообразного применения налогового законодательства в РоссийскойФедерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба Россииосуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местныхнало­гов.                                                                                
В соответствии с п.п.«Н»п.1 статьи 72 Конституции Российской Фе­дерации в совместном ведении РоссийскойФедерации и субъектов Рос­сийской Федерации находится установление общихпринципов организа­ции системы органов государственной власти, а к ведениюРоссийской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономиче­скихслужб. [4]
По предметамсовместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии сними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации.
2. Принципнезависимости.
Независимостьпонимается, прежде всего, как независимость от ме­стных органов власти. Онаявляется конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местныхорганов власти вводить местные на­логи, устанавливать ставки платежей,определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать встрогом соответствии с законом. Налоговые инспекции выполняют только те решенияи постанов­ления по налоговым вопросам местных органов власти, которые принятыв соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органывласти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговыхорганов, а также давать им оперативные руководящие указания.
3. Принципцентрализации.
Государственнаяналоговая служба России является централизован­ной системой налоговых органов.Исключением является правовое поло­жение Госналогинспекции по г. Москве. Всоответствии с Указом Прези­дента РСФСР от 28 августа 1991 года «О полномочияхорганов исполни­тельной власти города Москвы» эта инспекция находится в двойномпод­чинении: Госналогслужбы РФ и Правительства Москвы.
СистемаМинистерства Российской Федерации по налогам и сборам условно делится на триуровня:
·    Общефедеральный- центральный федеральный орган исполнитель­ной государственной власти (МинистерствоРоссийской Фе­дерации по налогам и сборам). Оно возглавляется МинистромРоссийской Федерации, назначаемым Президентом Российской Федерации по пред­ставлениюПредседателя Правительства РФ. Заместители руководителя на­значаются по егопредставлению Правительством Российской Федерации. Министр Российской Федерациипо налогам и сборам формирует совеща­тельный орган — коллегию.
·    Региональный -  налоговые инспекции  по республикам в составе Российской Федерации краям,областям, автономным образованиям, горо­дам (т.е. инспекции по субъектамФедерации). Руководители этих инспек­ций   назначаются руководителемГосналогслужбы России. В инспекциях этого уровня также образуются коллегии.
·    Местный-  налоговые инспекции по районам, городам без район­ного деления и районам вгородах. Руководители этих инспекций назнача­ются Руководителями вышестоящихналоговых органов.
Различнымзвеньям Госналогслужбы  свойственны  различные функции. Между тем всем звеньям-  общефедеральному, региональному и местному присущи и некоторые общиефункции, поскольку все они осу­ществляют непосредственный контроль засоблюдением плательщиками налогового законодательства.
Анализзаконодательства позволяет выделить следующие общие функции всех звеньевГосналогслужбы (общие функции налоговых орга­нов):
1) соблюдатьзаконодательство о налогах и сборах;
2) обеспечиватьучет налогоплательщиков;
3) осуществлятьконтроль за соблюдением налогоплательщиками и другими участниками налоговыхотношений налогового законодательства;
4) проводитьразъяснительную работу по применению законодатель­ства о налогах и сборах;
5)осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или из­лишне взысканных суммналогов;
6) соблюдатьналоговую тайну.
 Центральныйаппарат в дополнение к тем функциям, которые вы­полняет местное звено налоговойслужбы, обладает следующими полно­мочиями:
– организует,координирует  и контролирует  работу налоговых ин­спекций;
–осуществляет аналитическую и статистическую деятельность;
–разрабатывает и издает инструктивные и методические указания и другие документыпо применению налогового законодательству
–осуществляет контроль за актами, связанными с налогообложе­нием, издаваемымиминистерствами, ведомствами и другими организа­циями;
– участвует ввыработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов имеждународных договоров о налогообложении;
– решаетвопросы международного сотрудничества.
Региональноезвено Госналогслуж6ы выполняет функции, присущие нижнему звену, а также рядфункций, присущих высшему звену, — по орга­низации, координации и контролюдеятельности нижестоящих налоговых инспекций, обобщению практики.
Налоговыйкодекс РФ устанавливает способ осуществления функций налоговых органов, с однойстороны, путем реализации полномочий, под которыми понимаются права произвестикакие-либо действия (ст.31 Нало­гового кодекса) и с другой — методом исполненияобязанностей (ст.32, 33, 34 Ко­декса, а также соответствующие статьифедеральных законов, опре­деляю­щих порядок организации и деятельностиналоговых органов).
1.2. Структура органовгосударственной налоговой службы
Единаясистема государственной налоговой службы состоит из Главной государственнойналоговой службы при Министерстве Финансов РФ, государственных налоговыхинспекций при министерствах финансов республик, входящих в состав РФ,государственных налоговых инспекций по краям, областям, автономной области,автономным округам, районам, городам и районам в городах, которые являютсяюридическими лицами. Государственные налоговые инспекции подчиняются Министерствуфи­нансов РФ, соответствующим министерствам финансов республик, входя­щих всостав РФ, и вышестоящим государственным налоговым инспек­циям.
Таким образом, вуказанном пункте повторяются положения, закреп­ленные ранее в ст.2 Закона РСФСРот 21.03.91 N 943-1 «О Государствен­ной налоговой службе РСФСР» и п.1 Положенияо Государственной нало­говой службе РФ, утвержденное Указом Президента РФ от31.12.91 N 340 «О Государственной налоговой службе РФ».[5]
Система налоговых органовпостроена в соответствии  с  админист­ративным   и  национально-территориальнымделением,  принятым    в  Российской   Федерации,  и состоит из трех  звеньев.
Основным элементом  вэтой, системе  являются  государственные налого­вые инспек­ции  по районам,  городам без  районного деления  и  районам  в  городах. Второе звено включает в  себя  районные (городские) государ­ственные налоговые инспекции.  
Возглавляет систему налоговых  органов центральный  аппарат  Го­сударственной  налоговой службы — Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.
Районные (городские)государственные  налоговые инспекции  вы­полняют  основную  нагрузку понепосредственному  контролю  за испол­нением  налогового законодательства всеми  физическими   и   юридиче­скими  лицами  на обслуживаемой  территории.В  соответствии со  ст. 18  Положения   о  Государственной налоговой службеРоссийской Федерации  они обеспечивают своев­ременный   и  полный  учет плательщиков  нало­гов и других обязательных  платежей, правильность начисле­ния платежей гражданам  Российской Федерации,  ино­странным  гражданам и лицам  безгражданства, а также поступление  этих платежей  в  бюджет; контроли­руютсвоевременность представления плательщиками  бухгал­терских  от­четов  и  балансов, налоговых   расчетов, отчетов, деклараций и других документов,связанных с исчислением  и уплатой  платежей в  бюджет, а также проверяют достоверность  этих  документов  в части правильности  определения прибыли, дохода,  иных объектов  обложения  и исчисления  налогов и  обяза­тельных платежей;  производят  осмотр,  фиксацию, со­держание и  изъятие  у организаций  документов, свидетельствующих о сокры­тии (занижении)  прибыли (дохода) или иных объектов от налогооб­ложения; получают от  предприятий, учреж­дений,организаций,  финансо­вых  органов  и банков документы, на  основании  которых ведут опера­тивно-бухгалтерский учет по каждому  плательщику  и  виду платежасумм доходов и других  платежей, подлежащих уплате и  фактически поступив­ших в бюджет, а также сумм  финансовых  санкций и  административных штра­фов;приостанавливают  операции предприятий, учреж­дений, органи­заций и граждан порасчетным  и другим счетам в  банках и иных финан­сово-кредитных учреж­дениях вслучаях непредставления (или отказа пред­ста­вить) налоговым инспекциям  и  ихдолжностным   лицам бухгалтер­ских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других  документов,  свя­занных   с  исчислением   и уплатой  налогов  и  иных обязательных  пла­тежей в бюджет.   
К компетенции  районных (городских)  налоговых инспекций  отно­сятся применение  фи­нансовых  санкций,предусмотрен­ных законодатель­ством Российской Федерации   и  ее субъектов занару­шение обязательств перед бюджетом; административных штра­фов  за  эти нарушения, допу­щенные должностными лицами организаций  и гражда­нами; возвратиз­лишне  взысканных  и  уплачен­ных   налогов, и других  обязательных  пла­тежей в бюджет  через  банки  и  иные   кредитно-фи­нансовые    учрежде­ния; учет,оценка и реализация конфискованно­го, бес­хозяйного имущества и имущества,принадлежа­щего  по  праву  наследо­вания государству, а  также    кладов.     Они  вправе предъявлять в суд и  арбитражный  суд    иски о ликвидацииорганизаций любой  организацион­но-правовой формы по  основаниям, установленным законодательством Российской Федера­ции, о признании  регистрациипредприятия недействи­тельной в  случаях    нарушения установленного порядкасоздания органи­зации или несоответ­ствия учредительных документов требованиям зако­нодательства и  взы­скании  доходов, полученных  в   этих  случаях; о  при­знании  сделок не­действительными  и  взыскании в  доход  государства   всегополученного  по  таким  сделкам; о  взыскании   неосновательно при­обретенного не  по  сделке, а  в   результате других незаконных действий.
Сотрудники районной(городской) налоговой инспекции  состав­ляют,  анализируют и   представляютвышестоящим    государственным  налоговым   органам    установленнуюотчетность, а  районным  и  город­ским  финансовым   органам  -   ежемесячные  сведения  о фактически  по­ступивших  суммах  налогов  и  других   платежах вбюджет. Часть  этих  функций  реализуется в  повседневной   деятельностиинспекторским со­ставом, часть — руководителем или  его заместителем.
Структура  и штатнаячисленность районной (город­ской)  налоговой инспекции  утверждается ееначальни­ком    на  основании    социально-де­мографических, экономических  игеографических характеристик района, объема   выполняемой   работы  и   других факторов, учитываемых  при  определении количества сотрудников и создании внутриструктурных под­разделений, в преде­лах установленного им  фонда оплаты труда. В круп­ных  городских и   районных   (в городах) налоговых  инспекциях могут быть  созданы отделы  и группы   по  видам   взимания   налогов. Их   ра­ботастроится по отраслевому принципу. Принцип  зональной организации работы может быть составным  элементом отраслевого принципа.    Со­гласно  штатной численности и  структуре районной  (городской) налого­вой инспекции   в ее состав  входят начальник, заместители начальника, начальники  отделов, где ониесть,  главные  государственные  налоговые инспекторы,  старшие государственные  налоговые инспекторы,  государ­ственные налоговые  инс­пекторы,специалисты, работники  бухгалтерии  и  вспомогательного  аппарата.
Руководитель инспекции, его  заместители  и  начальники отделов  назначаются и  освобождаются  от должности начальником  вышестоящей   налоговой  инс­пекции.  Прием   и  увольнение  на   работу  других  со­трудников районной (городской) налоговойинспекции  производится по согласованию с руководителем инспекции. Он  несетперсональную  ответ­ственность за  подбор   и  расстановку   кадров, повышение  их  квалифи­кации. Вновь  принятые  работ­ники  представляются  к классному  чину инспектора  налоговой службы III ранга при наличии высшего или  сред­него специального образования и стажа  работы  в  налоговых органахне менее  одного года.
Районная  (городская)налоговая инспекция является юридическим лицом,  имеет свой текущий   счет ипечать.   
В  Положении  о налоговой  службе  нормативно  не определяется организационное  устрой­ствоналоговых  инспекций субъ­ектов Российской Феде­рации.  Также   как   и   для районной   (городской) инспекции,  структура  и   штатное  расписание  этихзвеньев системы  ут­верждаются руководством соответст­вующей  налоговойинспекции  в пре­делах уста­новленно­го им  фонда  оплаты труда.   Необходимо   подчерк­нуть, что  структурная  схема краевой, областной и равной им  налоговой инспекции строится с учетом  региональных  особенностей: разме­ров тер­ритории и его экономического потенциала, количества налогоплательщи­ков и их со­циально-демографических  характеристик, других обстоя­тельств. Все  различия  в организационном   построении связаны,  в   ко­нечном  счете, ссозданием  такой рабочей  модели,   которая в конкретных условиях будетнаиболее эффек­тивно решать  стоящие  перед налоговой ­службой задачи.  
Однако если районная(городская) налоговая инспекция   непосред­ственно контролирует полноту  и своевремен­ность  внесения  налоговых   платежей,  правильность   исчисления налогов, то краевые, областные и равные   им  структуры решают  эти  задачи вбольшей  степени   путем реализации  организационно-методических функ­ций.
На  них  возлагаются:организация работы, нижестоящих   налоговых  инспекций   по   осуществлению  контроля за соблюдением законодатель­ства о налогах и   других  платежах  в бюджет;  обобщение   и  анализ   от­четов  инспекций  о   проделанной работе,   подготовка на их  ос­нове  ме­тодических рекомендаций   по совершенствованию практики  на­логового контроля;   организация взаимодействия налоговых  инспекций   с   дру­гими  правоохранительными  органами поусилению   контроля за соблю­дением законодательства о налогах и   другихплатежах; комплекс­ные и тематические проверки   нижестоящих   налоговых  инспекций;  обобще­ние   и   внедрение  в налоговую  практику  передовогоопыта;   проведение мероприятий  по  профессиональной подго­товке и переподго­товкекадров; осуществление мер по   созданию  информационных   сис­тем,  автоматизи­рован­ныхрабочих  мест и  других средств автоматизации и   компьютери­зации работ  вналоговых инспекциях;. коорди­нация  работы   по   взаимо­действию   с районными   (городскими)  органами   власти  и  управления   по   вопросам обеспечения налоговых инспекций служебными   помеще­ниями,  транспортом,вычислительной техникой,   другими  мате­риально-техническими средствами, а их   работников —  жильем,  дошко­льными    и  школьными   учреждениями  впорядке, установленном Пра­вительст­вом Российской Федерации и правительствамиреспуб­лик в со­ставе Российской  Федерации.
Когда краевые,  областные и равные  им  налоговые инспекции  не­пос­редственно осуществляютконтроль за плательщиками   налогов и дру­гих платежей  в бюджет, онипользуются теми  же  правомочиями,  что и  налоговые  инспекции по районам   в городах  и в городах  без  районного деления.    Основным   структурным элементом  налоговой инспекции   рес­публик  в  составе  России,  края, области, автономных  образований, яв­ляются  отделы.
Отделы создаются в зависи­мости от направления  деятельности и видов  налогов, по которым   они  осуществляют  контроль, имеются от­делы  по налогообложению  доходов  (прибыли)  юри­дическихлиц;  отдел налогообло­жения  агропромышленного   комплекса, природных  ре­сурсов и земельного  налога; отдел  налогообложения физических   лиц;  отдел косвенных   налогов;  отдел местных  и прочих  налогов и сборов.
Кроме этого, как и  влюбой  другой управляющей   структуре, в со­ставе краевой, областной  и равной  им  инспекций функциони­руют   от­делы кадров, контроля, финансовогообеспечения, юридический, хозяйст­венный  и другие.   
Общность   задач, стоящих   перед  структурными подразделениями  по контролю  за уплатой конкретных видов  налогов и сборов, находит свое отражение в положениях осоответствующих   отделах утверждаемых руководителями налоговых инспекций. Вэтих нормативных  документах содержатся общие  требования, определяющие   местоотдела в  структуре налоговых инс­пекций, его полномочия,  принципы организации  рабо­ты,  другие вопросы, входящие  в компетенцию   этогоструктурного подразде­ления. В положении, как правило, закрепляют­ся  и  путирешения  постав­ленных  задач, указывается, что сотрудники отдела проводят иорганизуют контроль государственных налоговых  инспекций  по  районам  игородам  без районного деления за уплатой  конкретного налога или  группы нало­гов,готовят обзорные  письма и  указания  по применению   законов  и  подзаконныхактов; проводят документальные и камеральные провер­ки  бухгалтерских отчетови  балансов юридических  и физических  лиц  по выплате  того  или иного налога; рассматривают   письма,   заявления  и   жалобы   на действиясотрудников налоговых служб района  (горо­да)  о  нарушениях  законодательства при  изыскании конкретного налога. В от­дельных случаях  в положенииуказывается перечень видов налогов, кото­рые контролируются  тем или  иным  отделом. Так, в положении об отделе налогообложения  физических лиц,  какправило,  называются: подоход­ный   налог с  доходов физических лиц  (включаяналогообложение дохо­дов от предпринимательской деятельности); налог наимущество физиче­ских  лиц; земельный  налог; государственная пошлина; налог с имуще­ства, переходящего в  порядке наследования и дарения; налоги и платежи,устанавливаемые местными   органами  власти в части, касающейся физи­ческихлиц.   
На основании  положенийоб  отделах разрабатывают­ся  и   утвер­ждаются начальником налоговой инспекциифункциональные  обязанно­сти и  должностные  обязанности сотрудников.
В  соответствии с Положением   о  Государственной налоговой  службе Российской  Федерации  вгосударственных   налоговых   инспек­циях  по   республикам  в составе России,краям, областям, автономным образованиям, городам  Москве и Санкт-Петербургусоздаются коллегии  в составе  руководителя управления налоговой инспекции  иего заместите­лей, а также других  руководящих  работников  инспекции. Персональный   состав  и  штатная численность коллегии утверждаютсяруководителем Министер­ства  Российской  Федерации  по налогам с сборам по представ­лению на­чальника  государственной налоговой инспекции. На заседанияхколлегии  рассматриваются  и принимаются решения  по  наиболее важ­ным   вопро­сам деятельности налоговых служб, заслушиваются  отчеты начальни­ков районных  игородских налоговых органов, обсуждаются во­просы  подбора и  подготовкикадров, назначения на должности, проекты  пред­ложений  по ставкам  местных.налогов и  сборов, другим вопросам нало­гообложения и деятельности налоговыхорганов.
Высшую   ступеньку в иерархии  налоговых  органов занимает цен­тральный  аппарат МинистерстваРоссийской Федерации по налогам и сборам, которая является правоприемникомГосударственной налоговой службы Российской Федерации. Его структурная схемавключает двадцать восемь департаментов по основным направлениям деятельности.
В  рамках решения  поставленных задач  отраслевые   департаменты изучают и анализируют  практикуприменения  действующего   налогового законодательства  на   местах, с учетомотечественного и зарубежного опыта   ведут разработку актуальных аспектовналоговой  политики, уча­ствуют в  подготовке законодательных актов   поконкретным видам нало­гообложения, разрабатывают инструкции, методические рекомендации, указания  о  порядке исчисления и взимания  того или  иного виданалога. Они   вправе осуществлять  либо принимать участие в   комплексных и те­матических проверках  территориальных  налоговых инспекций. В  их  ком­петенцию   входитрассмотрение писем, жалоб  и  заявлений  налогопла­тельщиков  на   действия должностных   лиц, налоговых ин­спекций, кон­троль за изданием  нормативных актов  министерствами,  ве­домствами,  если  они   имеют  отношение к платежамналогов и  сборам  в бюджет  и др.
Непосредственные  задачи других подразделений  цент­рального ап­парата реализуются  в основном  в рамках   обеспечительных и  вспомога­тельных функций.  К  при­меру,юридическое   управление, которое  со­стоит из отдела правового обеспеченияналогообложения и отдела  норма­тивных   актов  и контроля  за  организацией  правовой работы в  налого­вых органах, должно обеспе­чивать  соответствие действующему    законо­дательству  всех нормативных   актов, издаваемых  налоговойслужбой  РФ,  защищать  права  и  законные  интересы налоговой службы  в судах,а также органах государственной власти  и управления, участвовать в разра­боткеи совершенство­вании законов о налогах и  налоговых органах, осу­щест­влять методическое руководство правовой работой в инспекциях, сис­тематизироватьправовые  акты,  обеспечивать правовой   информацией   руководящие иструктурные подразделения Госналогслужбы, анализиро­вать практику правовойработы на местах и  т. д.   
Для обеспечения уплатыналогов налоговые органы на­делены пол­номочиями контроли­рующего характера имерами воздействия на наруши­телей налогового за­конодательства и выполняют триосновные функции:
1. контроль заисполнением обязанности по уплате налогов;
2. осуществлениевалютного контроля;
3. административно-юридикционнаядеятельность, т.е. налоговые ор­ганы выявляют и самостоятельно рассматриваютдела об административ­ных правонарушениях.
1.3. Правовые и конституционные основыобеспечения деятельности налоговых органов.
В  соответствии с Положением   о  Государственной налоговой  службе Российской  Федерации[6]ее  централь­ный  аппарат и органы  на мес­тах в своей деятельности руководствуются Конституцией  Российской Федерации,  Законом  РФ   от 21   марта   1991  г.  «ОГосударственной на­логовой службе РФ», Налоговым кодексом РФ, законами,указами, поста­новлениями  высших   органов представительной  власти Российской   Федерации, нормами регионального законодательства.
В указанном перечне не­случайностоит Конституция РФ, т.к. содер­жащиеся в ней  нормы, регулирующие налоговые отношения,  имеют  высшую   юридическую силу,  прямое  действие  и  применяются   на  всей территории Российской Федерации. В  ст.57, 71, 72,  75, 106, 132   Консти­туции  РФ определяются  субъекты налогообложения и  ихгарантии, ис­ключительная компетенция Российской  Федерации  и компетенция субъ­ектов  федерации в  сфере  налогового регулирования,  называются   ор­ганы  налогового  правотворчества и процедура принятия  законов о нало­гообложении.
Конституционные нормыдетализируются в законах и подзаконных актах, которые касаются как организацииработы налоговых органов, так и конкретных сфер налогообложения. При характеристике правовой основы деятельности  налоговой службы  такое  деление имеет теоретическую и  практическую значимость. Принятый в  1991-1992 г.г.пакет нормативных   актов можно представить двумя  блоками. Первый  включает всебя законы  и  подзаконные  акты, определяющие   порядок формирования  изадачи налоговых органов, их систему и структуру, компетенцию, права и   обя­занностиналогоплательщиков, принципы  налогообложения и т. д. Второй   состоит из законов  по  конкретным  видам налогов, с указанием субъек­тов и объектовналогообло­жения, ставок налогов и налоговых льгот, пра­вил исчисления  и порядка  уплаты  налогов, штрафов  и иных  санкций за нарушениязаконодательства. В данной работе рассмотрен первый блок этих нормативных актови другие нормативные акты принятые в после­дующие года, изданные в следствииразвития налоговых правоотношений и необходимости их правового регулирования.
Закон РСФСР   от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР» соотносится  к первомублоку нормативно-правовых ак­тов. Фактически это и  первый российский закон,определивший задачи и структуру государственной налоговой службы в условияхначинавшихся  тогда рыночных реформ, права и обязанности налоговых органов приосу­ществлении контроля за соблюдением  налогового законодательства юри­дическимии  физическими   лицами.  Здесь  же предусматривалась ответ­ственностьгосударственных на­логовых инспекций и их должностных лиц за совершенные послужбе правонарушения, социальные гарантии сотруд­ников налоговых инспекций иих семей в случае гибели или  получения  увечий сотрудниками    при исполнении служебных  обязанностей.     
Закон РФ «Об основахналоговой системы в Российской  Федера­ции»  от  27.12.1991 г. впервые назаконодательном  уровне   определил    понятие налога  и   налоговой системы. Целый ряд положений, нося­щих  принципиальный  характер, нашли закрепление вотдельных  нормах за­кона. Так были определены права и обязанностиналогоплательщиков и налоговых органов, виды налогов, которые будут взиматьсяна территории федерации, в субъектах федерации и на местах на уровне районов игоро­дов без районного деления.
Закон РФ «Об основахналоговой системы в РФ» устанавливал право налоговых органов налагать и взыскивать с налогоплательщиков финан­совые санкции за нарушение налоговогозаконодательства.
Как инструмент реализацииосновных задач в области налоговой по­литики особую значимость приобрелНалоговый кодекс Российской Феде­рации — систематизированный законодательныйакт, призванный обеспе­чить  комплексный  подход  к  решению  насущных  проблемналогового права.  В Налоговом кодексе  РФ  действующие  нормы  и положения,  ре­гулирующие  процесс  налогообложения,  перерабатываются  в соответст­вии свыбранными приоритетами и направлениями развития налоговой системы,  приводятся   в  упорядоченную,  единую,  логически  цельную  и согласованнуюсистему.
Изменения налоговой системы,  предусмотренные  Налоговым  ко­дексом, направлены на решениеследующих важнейших задач: построение  стабильной,  понятной  и  единой вграницах Российской Федерации   на­логовой   системы,   установление   правовых    механизмов взаимодейст­вия  всех  ее  элементов в рамках единогоналогового правового простран­ства; развитие    налогового   федерализма  при   обеспечении   доходов федерального,  региональных и местных бюджетовзакрепленными  за  ними  и гарантированными налоговыми источниками; создание  рацио­нальной    налоговой    системы,    обеспечивающей сбалансированностьобщегосударственных и частных интересов, содействующей развитиюпредпринимательства,  активизации инвестиционной деятельности  и на­ращиваниюнационального богатства России и благосостояния ее граждан; уменьшение числаналогов и снижение общего налогового бремени; фор­мирование единой налоговойправовой базы; совершенствование    сис­темы    ответственности    за налоговыеправонарушения; совершенствова­ние налогового администрирования.
Первая часть Налоговогокодекса РФ содержит базовые понятия, ус­танавливает общие правила и процедуры,которыми должны руководство­ваться все участники налоговых отношений, их праваи обязанности, кото­рые обеспечивают соблюдение этих прав и выполнениеобязанностей.
В общей  части Налогового   кодекса   в   целях   создания справед­ливой  и  эффективной налоговой  системы  много внимания отведено во­просам  создания  единого налогового  правового  порядка,  обеспечения законности  для  всех  участников налоговых отношений.  Налоговый ко­декс призван обеспечить созданиесамостоятельной  отрасли  законода­тельства  — налогового права,  имеющей свойсобственный предмет,  прин­ципы,  методы и способы регулирования отношений, связанных с уплатой налогов  и  сборов, устранить    правовой    хаос   и  пробелы   в   дейст­вующем   налоговом законодательстве.
Вторая часть Налогового кодексаустанавливает налоговые ставки по налогам, конкретные правила по исчислениюналогов и льготы. Таким об­разом, законодательство Российской Федерации оналогах и сборах со­стоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии сним Феде­ральных законов о налогах и сборах.
В Налоговом кодексеусилена роль федерального регу­лирования об­щих принципов  налогообложения  исборов с целью конкре­тизации и раз­вития конституционных основ организаций ифункциониро­вания феде­ральной налоговой системы, разграничения компетенции РФи ее субъек­тов, установления принципов и порядка совместного ведения в сферена­логообложения.
Основные разделыНалогового Кодекса устанавливают общие прин­ципы налогообложения и сборов в РФ,систему различных органов налого­вого регулирования  и налогового контроля, законность и правопорядок в сфере налоговых отношений и предотвращениеналоговых правонаруше­ний, предусматривает соответствующие методы воздействияналогового режима на социально-экономическую сферу.
Кроме того, Министерствопо налогам и сборам вправе издавать для своих органов приказы, инструкции иметодические указания по вопросам, связанных с налогообложением. Однако надоотметить, что данные доку­менты не относятся к актам законодательства о налогахи сборах, поэтому их применение налогоплательщиками не обязательно. В настоящеевремя весьма повышена роль индивидуальных разъяснений налоговых органов повопросу применения налогового законодательства.
Законодательствосубъектов Федерации включает в себя норма­тивно-правовые акты, принятые даннымсубъектом, а нормативные акты органов местного самоуправления принимаютсяпредставительными орга­нами местного самоуправления.
К ведомственным подзаконнымактам относятся приказы, положе­ния, инструкции и другие разновидностиинструктивного материала, кото­рый регулирует отношения внутри Госналогслужбы.В круг этих отноше­ний входят: вопросы совершенствования организаций идеятельности всех подразделений Госналогслужбы; структуры и штатная численностьспе­циалистов в различных службах; проблемы взаимодействия между терри­ториальнымиподразделениями Госналогслужбы с другими правоохрани­тельными органами; учет,контроль, анализ налоговой практики и т.д.
Внутриведомственныенормативные акты направленные на решение задач, стоящих непосредственно передГосналогслужбой, носят импера­тивный характер и распространяют свое действие налиц, являющихся со­трудниками государственной налоговой службы. Инструктивныйматериал может быть межведомственным, если подготовлен и издан за подписьюруководителей двух и более министерств, комитетов, служб.
Таким образом, всеуказанные нормативно-правовые акты образуют законодательство о налогах исборах, которое регулирует властные отно­шения по установлению, введению ивзиманию налогов, а также отноше­ния, которые возникают в сфере осуществленияналогового контроля.
Глава 2. Органы внутренних дел России.
В   целях  совершенствования  государственного  управления  и    реализациигосударственной политики Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003г.с 01.07.2003г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции, а еефункции были переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации по выявлению,  предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений.Так при Мини­стерстве внутренних дел создано главное управление по борьбе сэкономи­ческими преступлениями Федеральной службы по экономическим и нало­говымпреступлениям.
Теперь органам внутреннихдел по экономическим налоговым пра­вонарушениям вменяется в обязанность:
• выявление,предупреждение и пресечение налоговых пре­ступлений и правонарушений;
• обеспечениебезопасности деятельности государственных налого­вых инспекций, защиты ихсотрудников от проти­воправных посягательств, при исполнении служебныхобязанностей;
• предупреждение,выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.
Федеральная служба поэкономическим преступлениям в соответст­вии с поставленными перед ней задачамиобязана:
1. Проводить всоответствии с законодательством оперативно-розы­скные мероприятия, дознание ипредварительные следствия в целях выяв­ления и пресечения налоговыхпреступлений, осу­ществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления илиподозреваемых в их соверше­нии, а также принимать меры по возмещениюнанесенного государству ущерба;
2. Осуществлять впределах своей компетентности производ­ство по делам о налоговых преступленияхи нарушениях;
3. Обеспечиватьбезопасность деятельности государственных нало­говых инспекций, защиту их сотрудниковпри исполнении ими служебных обязанностей и собственную безопасность;
4. Исполнять в пределахсвоей компетентности определения судов, постановления судей, письменныепоручения прокуроров, следователей о производстве розыскных и иныхпредусмотренных законом действий, ока­зывать им содействие в производствеотдельных процессуальных дейст­вий;
5. Оказывать содействиеналоговым органам, органам проку­ратуры, предварительного следствия,Государственной безопас­ности, в выявлении, предупреждении и пресечениипреступлений и нарушений в области нало­гового законодательства./>/>
2.1.Взаимодействиеорганов внутренних дел с налоговой службой.
Успешное решение задач,возложенных законом на Федеральную службу по экономическим и налоговымпреступлениям, невозможно без их делового сотрудничества с Государственнойналоговой службой, Феде­ральной службой безопасности, Генеральной ПрокуратуройРФ, их под­разделениями на местах и другими государственными органами. Необхо­димостькоординации деятельности данных ведомств обусловлена нали­чием у них ряда общихзадач по защите экономических интересов государ­ства. Каждый из них в пределахсвоей компетенции соответствующими средствами и методами осуществляет сборнеобходимой информации о криминогенной ситуации в экономике, проводит ееанализ, так или иначе реагирует на выявленные правонарушения.
Налоговые преступления, причиняющие значительный ущерб госу­дарству,нередко связаны с совершением других посягательств на его эко­номические интересы.Выявление и документирование уклонения юриди­ческих и физических лиц от уплатыналогов, сборов и иных платежей, фактов коррупции требуют не только активностии профессионализма ра­ботников внутренних дел, но и содействия другихгосударственных орга­нов. Объединение усилий упомянутых служб в борьбе сналоговыми пра­вонарушениями позволяет сконцентрировать их силы, средства итехниче­ские возможности, охватить поисковой работой большее число объектов,лучше использовать возможности, каждого из этих органов для выявления и разоблаченияпреступников.
/>
Рис. 1 Взаимодействие Госналогслужбыс министерствами и ведомствами по формированию налого/>войполитики
Взаимодействие можнорассматривать в двух аспектах. В широком смысле — это деловое сотрудничествонескольких государственных органов в обеспечении экономической безопасности впределах конкретной терри­тории. Такое взаимодействие осуществляется путемразработки и принятия совместных документов (приказов, инструкций, комплексныхи целевых программ, договоров, соглашений, планов), которыми определяются при­оритетныенаправления, формы, методы, сроки совместных действий; про­ведениямежведомственных совещаний, семинаров; осуществления согла­сованных мер поповышению деловой квалификации сотрудников; обмена положительным опытом работы;проведения совместных рейдов, проверок и т.д.
Под взаимодействием вузком смысле понимается координация дей­ствий подразделений внутренних дел сналоговыми инспекциями, Феде­ральной службы безопасности, следователем,прокурором в конкретных эпизодах борьбы с экономическими преступлениями,раскрытии налого­вых правонарушений и коррупции. Основными задачамивзаимодействия являются:
/>-    выявление,раскрытие и расследование налоговых преступлений;
-   привлечение к установленной законом ответственности лиц, совершив­ших налоговыепреступления и обеспечение полного возмещения мате­риального ущерба, причиненногоими государству;
-   розыск лиц,совершивших налоговые преступления и скрывшихся от следствия и суда;
-   профилактиканалоговых правонарушений;
-   выявление ипресечение фактов коррупции в налоговых органах и подраз­делениях налоговойполиции, обеспечение безопасности дея­тельности сотрудников этих служб;
-   повышение деловойквалификации кадров.
Правовую основувзаимодействия составляют: уголовно-процессу­альный кодекс России, Указы ПрезидентаРФ, ведомственные (межведом­ственные) приказы и инструкции, а такжемежведомственные договоры и соглашения.
В процессе взаимодействиястороны должны исходить из ряда об­щих положений (принципов). Важнейшими из нихявляются:
-   соответствиесовместной деятельности требованиям закона и подза­конных актов. Стороны немогут решать задачи, запрещенные соот­ветствующими нормативными актами,выходить за пределы своей компе­тенции, использовать формы, средства и методы,не предусмотренные за­коном;
-   самостоятельностькаждой из сторон в выборе дозволенных зако­ном средств и методов деятельности,в частности оперативно-розыскных, и полная ответственность за их результаты.Взаимодействие не должно при­водить к командованию, а тем более подмене одногооргана другим;
-   взаимное довериесторон при строгом соблюдении каждой из них государственной и служебной тайн,неразглашении иных сведений, охра­няемых законом. Стороны должны обеспечивать,необходимую конфиден­циальность, не допускать разглашения сведений о совместныхмероприя­тиях, используемых силах и средствах, сохранять и, в установленном по­рядке,использовать полученную информацию и материалы. Любую ин­формацию,затрагивающую интересы другой стороны, передавать иным организациям только посогласованию с нею;
-   непрерывностьвзаимодействия. Сторонам целесообразно согласо­вывать перспективное и текущеепланирование по конкретным на­правлениям совместной деятельности, объектамналогообложения, уго­ловным и оперативно-розыскным делам.
Условия, формы и порядоквзаимодействия УВД Мурманской об­ласти и Управления Министерства по налогам исборам по Мурманской области до издания соответствующих совместных нормативныхактов и регламентов регулируются временным порядком взаимодействия данныхорганов.
В целях организации взаимодействияналоговых органов внутренних дел в деятельности по выявлению, предупреждению ипресечению налого­вых правонарушений и преступлений, временно используетсяПорядок пе­редачи материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах вкрупных и особо крупных размерах, утвержденный совместным приказом налоговойполиции и налоговой службой России от 15.11.1999г. № 409.
В соответствии с названнымпорядком налоговые органы при выявле­нии фактов уклонения от уплаты налогов исборов гражданином — в размере свыше 200 минимальных размеровоплаты труда, организацией — в размере свыше 1000 минимальных размеров оплатытруда в десятидневный срок со дня выявления указанных фактов направляют материалыв органы внутренних дел для правовой оценки и принятия по ним решения в соответствиис зако­нодательством.
При определении минимальногоразмера оплаты труда для на­правления материалов в органывнутренних дел для принятия процессу­ального решения налоговые органыдолжны руководствоваться разъясне­ниями Генеральной прокуратуры РФ от 21.11.2002г.№ 37/1-582-02, дове­денным письмом МНС России от 11.12.2002г. №АС-б-06/1910.
 В соответствии суказанными правовыми актами руководители орга­нов ФСНП и МНС РоссийскойФедерации обязаны постоянно координиро­вать действия соответствующих служб иподразделений по своевремен­ному выявлению и пресечению нарушений налоговогозаконодательства, а также решению других вопросов, представляющих взаимныйинтерес. В этих целях должны создаваться рабочие группы, проводиться регулярныевстречи представителей заинтересованных подразделений для согласова­ниядействий, а наиболее важные проблемы выноситься на рассмотрение совместныхзаседаний коллегий.
Передача материалов о нарушенияхзаконодательства о налогах и сборах в Крупных и особо крупных размерах,содержащих сведе­ния, составляющие государственную тайну,осуществляется в соответст­вии с требованиями статьей 16 и 17 Закона РоссийскойФедерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».
В соответствии с п.1 ст.36 НК РФ (вредакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ) по запросуналоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговымиорганами в проводимых налого­выми органами выездных налоговых проверках.
Аналогичное положение статьи НК РФ было определено и в от­ношении взаимодействияс органами налоговой полиции. Проведение налоговыми органами проверок с участиеморганов налоговой полиции, являвшихся правоохранительными органами, определялся Регламентом, ут­вержденнымМинистром РФ по налогам и сборам 10.10.2000 г. и Директо­ром ФСНП РФ 12.10.2000года.
В целях совершенствованиявзаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов, а такжево исполнение пункта 2 статьи 36 На­логового кодекса РоссийскойФедерации (в редакции Федерального закона от 30.06.03 г. № 86-ФЗ), при выявленииобстоятельств, требующих совер­шения действий, отнесенных НК РФ к полномочиям налоговыхорганов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельствнаправить материалы в соответствующий нало­говыйорган для принятия по ним решения.
Порядок взаимодействия поаналогичному направлению был определен совместным приказом ФСНП иМНС России от 03.01.2001 года № З/БГ-3-16/1.
/>На основании Указа …………………………..   предусмотрены сле­дующие основныенаправления взаимодействия органов внутренних дел и налоговых служб:
1.   Создание координационных рабочихгрупп из представителей заин­тересованных подразделений МВД и налоговыхинспекций. В их за­дачу входят: определение наиболее перспективных направленийсовмест­ной работы; планирование отдельных крупных мероприятий.
2.   Проведение регулярных рабочих встречоперативных работников, специализирующихся на раскрытии экономическихпреступлений в отрас­лях для координации усилий по преду­преждению, пресечениюпротиво­правной деятельности и раскрытию пре­ступлений. В ходе таких встреч ус­танавливаютсяличные контакты между оперативными работниками рас­сматриваемых ведомств,осуществляется взаимное консультирование по вопросам, входящим в компетенциюкаж­дого из них.
Заключение
 
Происходящие в Россииизменения  в  области  политики  и  эконо­мики, изменение правовых и бюджетныхотношений меж уровнями и вет­вями власти, процесс интегрирования российскойэкономики в мировую, требуют проведения адекватной  налоговой  политики ипостроения эф­фективной,  справедливой и стабильной налоговой системы.
Комплексный анализналоговых правонарушений в масштабах Рос­сии позволил создать классификаторспособов, форм и методов их совер­шения, который вооружает сотрудниковналоговых органов единым мето­дологическим подходом в выявлении фактовналоговых преступлений.
Анализируя вышесказанное,можно выделить следующие проблем­ные вопросы Государственной налоговой службына период до 2005 г.:
1. Создание эффективнойсистемы начисления и сбора налогов, учета налогоплательщиков, контрольнойработы и борьбы с нарушениями налоговой дисциплины: снижение налогового бремении упрощение нало­говой системы за счет исключения из нее неэффективных налогови отчис­лений в отраслевые внебюджетные фонды; расширение налоговой базы засчет отмены не оправдавших себя налоговых льгот и расширения круга плательщиковналогов; перемещение основной тяжести налогового бре­мени с организацией надоходы и имущество физических лиц; расширение комплекса мер, связанных сповышением собираемости налогов и улучше­нии контроля за соблюдением налоговогозаконодательства.
2. Разработка и внедрениетиповых технологий и процедур для реа­лизации функций налоговых органов.
3. Создание современнойсистемы электронной обработки данных, обеспечивающей функции учета, контроля ианализа данных по основным видам налогов.
4. Применение новых форми методов информационно-аналитиче­ской работы и научного прогнозирования дляповышения эффективности налогового законодательства.
7. Разработка иприменение методологии документальных проверок и отбора налогоплательщиков дляих проведения.
8. Внедрение типовыхмашино-ориентированных документов в прак­тику налоговых органов.
9. Обеспечениеинформационного взаимодействия налоговых орга­нов районного и региональногозвеньев с заинтересованными министерст­вами и ведомствами.
10. Применениемеждународных и государственных стандартов в информатизации налоговых органов.
11. Внедрение в механизмначисления и взимания налогов системы «Самоначисления»(самостоятельность — контроль).
12. Формирование иорганизация работы по «доброжелательной» системе взаимодействияналоговых органов с налогоплательщиками (ин­формирование, обучение,пропаганда).
13. Оптимизациядокументооборота в налоговых органах.
14. Создание эффективнойсистемы подготовки и повышения квали­фикации кадров налоговых органов на базеНалоговой Академии Госна­логслужбы России и других учебных заведений.
Список используемой литературы.
 
1.   Конституция Российской Федерации;
2.   Налоговый Кодекс РФ части первая,вторая, М.: ИНФРА-М, вы­пуск 16 (36)/2003г.
3.   Закон РФ от 27 декабря 1991 г.«Об основах налоговой системы Рос­сийской Федерации».
4.   Закон РСФСР от 21 марта 1991 г.«О Государственной налоговой службе РСФСР».
5.   Указ Президента РФ «Огосударственной налоговой службе Россий­ской Федерации.» от 31 декабря1991 г. № 340. // «Российская га­зета». 13.01.92.
6.   Петрова. Г.В. Налоговое право:Учебник для вузов.,2-ое изд., М.: Инфра-М), 2001г.
7.   Пепеляев С.Г. «Основы налогового права»,Учебник для ву­зов., М.: ИНФРА – М), 2001г.
8.   Акуленок Д.Н. Налоговый портфель.Учебное пособие для вузов. — М.: Сомитек, 2001г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.