Как и Европейский союз в целом, его правовая системапредставляет с собой сложное образование. Основным его компонентом являетсяправо Европейского сообщество, в которое обычно включают также учредительныедоговоры и правовые аспекты институтов ЕС, созданные в рамках Европейскогообъединения угля и стали и Евратома. В данной работе рассмотрены основныепринципы, система и источники права ЕС, являющиеся основой правовой системыэтой организации. Принципы права Европейского Союза
Принципыправа Европейского Союза зафиксированы в учредительных договорах, а также врешениях Европейского Суда. Именно последнему принадлежит решающая роль вразработке детальной классификации принципов права ЕС. Суд сформулировал изакрепил в своих решениях систему основных начал, на которой должнафункционировать и развиваться правовая система ЕС – принципы права ЕвропейскогоСообщества.
Принципы права ЕС включаютдве группы: принципы, определяющие юридическую силу норм и источников права ЕС,их соотношение с национальным правом государств-членов и общие принципы права.Принцип верховенстваправа ЕС
Принцип верховенства праваЕС означает, что правовые нормы, входящие в право, имеют приоритет передправилами, закреплёнными в законодательстве отдельного государства-члена.Данным принципом охватываются не только учредительные договора ЕС (будучимеждународными договорами, они в соответствии с конституциями стран ЕС, как ибольшинства других стран мира, обладают более высокой юридической силой по сравнениюс актами «внутреннего» права), но и все другие законодательные акты ЕС(регламенты, директивы, постановления), и они обладают на территории каждойстраны высшей юридической силой, даже если соответствующая страна голосовалапротив принятия данного документа.
Европейский Суд являетсяглавным гарантом соблюдения принципа верховенства всех правовых актов ЕС.Национальные суды в случае сомнений в соответствии внутреннего правагосударства-члена праву ЕС, принимают решения на основании учредительных договорови законодательства ЕС, либо обращаются в Европейский Суд с преюдициальнымзапросом.Принцип прямого действия права ЕС
Принцип прямого действияправа ЕС, как и принцип верховенства, в наиболее полной последовательной формеустановлен решениями Европейского суда. Данный принцип является главнымотличием права ЕС от международного права, нормы которого регулируют, преждевсего, отношения государств и международных организаций.
Регламенты, принимаемыеинститутами ЕС, являются актами прямого действия: с момента утверждения Советом(комиссией, Советом совместно с Европарламентом) и вступления в силу любогорегламента ЕС, содержащиеся в нём положения становятся непосредственнодействующим правом на всей территории Европейского Союза, обязательными как длягосударств-членов, так и для индивидуумов.
Что касается статей договорао ЕС, то для прямого действия права необходимо, чтобы содержащиеся в нихправила были изложены ясно, в императивной форме и не были дополнительнообусловлены результатами будущей деятельности государсть-членов и институтов.Если же статья имеет характер общего принципа или декларации, устанавливаетцели и программу деятельности институтов и государств ЕС, без точного ибезусловного указания на конкретные права и обязанности, возникающие в этойсвязи у государства, граждан и юридических лиц, то обладать прямым действиемона не будет.
Так, статья Договора о ЕС,устанавливающие цели ЕС и отдельных общих политик (напр. ст2, 117, посвященныецелям социальной политики), не являются непосредственно действующими правилами,т.е. не предоставляют гражданам/юридическим лицам определённых субъективныхправ и не накладывает на них обязанностей.
Напротив, ст.12, запрещающаягосударствам-членам увеличивать или вводить новые ограничения во взаимной торговле,является непосредственно действующей, так как «содержит ясный и безусловныйзапрет, являющийся не позитивной, а негативной обязанностью [органовгосударств-членов]. Более того, данную обязанность не сопровождают оговорки,ставящие её выполнение в зависимость от принятия в рамках национального праваопределённых позитивных законодательных мер. Сама природа данного запретаидеально соответствует его способности порождать определённые последствиянепосредственно в правовых отношениях государств-членов их субьектов[индивидуумов]»[1].
Аналогичные условия о «ясноми безусловном» формулировании прав и обязанностей государств и индивидуумов дляпридания им силы непосредственного действующего источника права действует и вотношении директив ЕС.Общие проинципы права ЕС
Принципы верховенства ипрямого действия направлены на обеспечения полной и единообразной реализациивсех нормативных актов, составляющих правовую систему ЕС, соблюдение прав иобязанностей, установленных в источниках права ЕС, всеми гражданами,государственными и негосударственными организациями. Другая группа принципов,это общие принципы права ЕС, также сформулированные и закрепленныепреимущественно решениями Европейского Суда, определяет содержание и порядокпринятия всех правовых актов.
Принципохраны и защиты основных прав и свобод личности -Согласно ст. FМаахстрихтскогодоговора, ЕС «уважает основные права личности», гарантированные европейскойконвенцией о защите прав и основных свобод и вытекающие из «общихконституционных традиций государств-членов».
Принципправовой определённости – ключевым элементом этогопринципа служит недопустимость придания положениям законодательства ЕС обратнойсилы.
Принциппропорциональности – По этому принципу, любая обязанностьили запрет, наложенные органами публичной власти на граждан, не должны выходитза пределы необходимых целей принимаемых мер. Если закон или иной правовой актустанавливает обязательства, явно не соответствующие цели его принятия, то ондолжен быть аннулирован. Явное несоответствие целей правового актапредусмотренным средствам их достижения также является основанием для отменыСудом соответствующих положений правового акта или всего документа. Этотпринцип записан в Учредительном договоре ЕС: «любые действия Сообщества недолжны идти далее того, что необходимо для достижения целей настоящегодоговора» (ст.3b).
Принциправенства – т.е. недопустимости дискриминации физическихи юридических лиц в зависимости от различных социальных и правовых факторов,прежде всего принадлежности к гражданству определённого государства. Данныйпринцип закреплён в различных статьях Договора о ЕС. Например ст.119устанавливает принцип равенства мужчин и женщин в оплате труда, ст.48 гарантируетравенство трудящихся всех стран ЕС независимо от места работы в пределах общегорынка, ст.7 – запрещающая любую дискриминацию по соображениям национальнойпринадлежности.
Процессуальныепринципы – право на предоставление и заслушивание своейточки зрения перед изданием правоприменительного акта ЕС; принципконфиденциальности, согласно которому институты и органы сообщества в процессереализации своих полномочий, не вправе раскрывать посторонним лицам информацию,затрагивающую частную жизнь граждан, коммерческую тайну предпринимателей и безсогласия последних.
Принципсубсидиарности – по этому принципу ЕС и его институты должныпроявлять активность там, где государства-члены не в состоянии успешносамостоятельно решать проблемы своих народов, а также там, где действия науровне сообщества способны принести лучший результат, чем когда проблемарешается на уровне отдельных государств. Система Права ЕС
Учитывая особенностиустройства и компетенции ЕС, в системе права выделяются следующие комплексныеотрасли:
· Правоэкономической интеграции – правила, направленные на защиту и регулированиепринципов общего рынка, свободы, движения товаров, услуг, трудящихся, капиталови платежей.
· Группыправовых норм, закреплённые в учредительных договорах, в правовых актахинститутов ЕС, которыми осуществляется регулирование общественных отношений вобласти различных общих политик ЕС, в том числе валютно-экономической политики.
· Институционноеправо – положения, регулирующие порядок формирования, деятельности и полномочияинститутов Европейского Союза. В некоторых научных работах институционное правоЕС далее подразделяется на конституционное и административное право. Последнеевключает также процессуальные нормы, связанные с обжалованием в ЕвропейскомСуде действий и решений институтов ЕС.Источники Права ЕСПервичное право
Как известно, основнымисточником права в государствах является конституция, в соответствии с которойпринимаются другие законы, нормативные акты. В Европейском Союзе функцииконституции выполняют учредительные договоры ЕС, ЕОУС, Евратома, Договор оЕвропейском Союзе, другие акты, их изменяющие и дополняющие. Среди них ключевоезначение имеет Договор о ЕС, который многие европейские юристы и политическиедеятели рассматривают в качестве конституции ЕС.Вторичное право
Источником вторичного праваЕС выступают прежде всего акты, издаваемые институтами Союза в рамках ихкомпетенции, а также международные договоры Союза и соглашения, заключённые врамках ЕС его государствами-членами.
Договоро ЕС наделяет институты ЕС полномочиями издавать два вида нормативно-правовыхактов: регламенты и директивы. Различия между этими источникамизаконодательства ЕС вытекают прежде всего из двух основных методов построенияправовой системы ЕС.
Метод унификации предполагает изданиесообществом нормативного акта прямого действия, который заменяет актывнутригосударственного права, ранее регулирующих определённую областьобщественных отношений. Иными словами метод унификации предполагает созданиеединого правового режима в соответствующей области экономики, транспорта,культуры и т.д. Вместо различных законов и подзаконных актов, действовавших вгосударствах-членах, начинает действовать один закон – регламент. «Онпредназначен для общего применения, является обязательным во всех своих частяхи подлежит прямому применению во всех государствах-членах» (ст. 189 Договора оЕС)[2].
Вторым методом, определяющимправотворческую деятельность институтов ЕС, является метод гармонизации. Гармонизация также имеетсвоей целью установление единых правовых норм, регулирующих определённыеэкономические и иные отношения на всей территории ЕС. В отличие от унификации,гармонизация более гибкий метод. Суть гармонизации заключается в установленииЕС правил, направленных на сближения положений законодательных актовгосударств-членов в определённой области. Последние затем приводят своюнормативную базу в соответствии с гармонизирующим документом, закрепляютсодержащиеся в нём правила в национальных законах, других правовых актов,самостоятельно определяя способ и формы включения в национальную правовуюсистему гармонизированных норм. Инструментом гармонизации в ЕС служит Директива. Она «обязательно для каждогогосударства-члена, которому она адресована, в отношении ожидаемого результата,но сохраняет за национальными властями свободу выбора форм и методов действий»(ст. 189 Договора о ЕС)[3].
Директива являетсянормативным актом. Принятие директивы порождает для государства ЕС обязанностьпривести их внутреннее право в соответствии с нормативными предписаниямидирективы. Эти мероприятия государства должны осуществить в течение строгоопределенного времени: в директиве чётко устанавливается срок, к моментуокончания которого нормы национального права государств-членов должны бытьгармонизированы согласно положениям директивы.
В случае еслигосудорство-член ЕС к моменту истечения срока не предприняло необходимых мерили лишь частично изменило своё внутреннее право в соответствии директиве, топротив такого государства возможно применение процедуры, предусмотренной вст.169 Договора о ЕС: Возбуждение расследования Комиссией, мотивированное заключениепоследней, передача дела в Европейский Суд и в крайнем случае наложение санкцийфискального характера.
Третий вид юридическиобязательных документов, которые могут издавать институты ЕС – постановления, которые обязательны вовсех своих частях для тех, кому они адресованы, а также являются актами прямогодействия, но в отличие от законодательных актов ЕС (регламентов и директив),содержат не правовые нормы, а индивидуальные предписания, которые государствоили конкретный гражданин (юридическое лицо) обязано выполнять.
помимо юридическиобязательных документов, учредительный договор предоставляет институтамвозможность воздействовать на интеграционные процессы, в том числе в правовойсфере, принимая рекомендации и вынося заключения. Рекомендации и заключения неявляются обязательными, они могут быть адресованы всем или отдельнымгосударствам-членам, индивидуумам, предлагать последним выполнить определённыедействия, воздержаться от некоторых шагов, способных негативно сказаться нафункционировании ЕС, развития европейской интеграции.
Рекомендации, заключения атакже иные документы, принимаемые институтами ЕС и содержащие программы будущихдействий, предложения и инициативы, резолюции и т.д. – не имеют обязательнойюридической силы, не являются источниками права ЕС и не входят в правовуюсистему ЕС.
Помимо нормативных актов,принимаемых институтами ЕС, к источникам права ЕС относятся также нормативныедоговоры:
- Международныедоговоры, заключаемые ЕС с «третьими» странами и международными организациями,в том числе и договоры, в которых одной стороной выступают совместно ЕС игосударства-члены.
- Соглашенияи конвенции, заключаемые в рамках ЕС всеми или отдельнымигосударствами-членами. Такие соглашения государства-члены как правило заключаютпо вопросам, не входящим в компетенцию институтов ЕС.РешенияЕвропейского Суда
(прецедентное право)
Особую категориюисточников права ЕС образуют решения Европейского суда. С одной стороны решенияСуда нельзя безусловно относить к вторичному праву: формально, согласноДоговору о ЕС, Европейский Суд не является правотворческим органом, его задача– обеспечивать «сохранение единообразия права Сообщества при толковании иприменении настоящего Договора» (ст.164 Договора о ЕС). Однако Суд неограничивается ролью только правоохранительного органа ЕС. Более чем за 40 летсвоего существования Европейский Суд создал обширную систему правовых нормСообщества, составляющую прецедентное право, которое дополняет и развивает какпервичное, так и вторичное право ЕС.
Список Литературы
1. «Договор о европейском Союзе» — Действующее международное право: сборникдокументов Т.3 – М, 1997;
2. Беляев С.А. «Европейское правовое пространство: обзор западноевропейскихконцепций», Правоведение №6, 1990;
3. Браво Л.Ф. «Применение международного права в правопорядке европейскихстран», Российский ежегодник международного права 1995
4. Кашкин С.Ю. «Основы права Европейского Союза» — «Белые альвы», 1997