Становление многопартийной системы в Республике Молдова… 3
Особенности формирования многопартийности в РеспубликеМолдова… 3
Становление общественно-политических движений независимойМолдовы… 5
Народный фронт РМ… 5
Интерфронт… 6
Движение Гагауз-Халкы… 7
Этапы перехода политической системы РМ от тоталитарной кдемократической… 7
Появление политических партий в РМ… 8
Свобода партий в Конституции республики Молдова… 11
Фракции парламента 2001-2005 г. 11
Список политических партий, зарегистрированныхМинистерством Юстиции… 12
Партии, перерегистрированные согласно Закону о партиях идругих социально-политических организациях 12
Новообразованные партии и социально-политические организации… 13
Вывод… 14
Литература… 14Становление многопартийной системы в РеспубликеМолдоваОсобенности формирования многопартийности вРеспублике Молдова
Отсчет современной молдавской многопартийности следуетсчитать от 19 всесоюзной партийной конференции в июне 1988 г, где М. Горбачевпровозгласил плюрализм[1]мнений, и началось создание общественно-политических организаций. На II съезде народных депутатов былаизменена статья 6 конституции для Молдовы и 9 для СССР, где было сказано, чтонаряду с КПСС могут создаваться другие политические структуры. Это означалолегализацию многопартийности в СССР. Вплоть до августа 1991г, это происходилобурно, но с оглядкой на КПСС, т.е. ведущая роль все равно принадлежала ей.Августовский путч не удался, Горбачев сложил с себя полномочия генеральногосекретаря и призвал ЦК КПСС принять решение о самороспуске.
Президент Молдовы Мирча Снегур 21 августа 1991 подписал указо прекращении деятельности организационных структур политических партий ОПД вгосударственных органах, учреждениях и организациях Республики Молдова, гдеговорилось:О прекращении деятельности существующих и запрещалось создание новых политических организаций в РМ. В республике разрешалось действовать профессиональным организациям, ветеранским, т.е. всем, кто не занимается политикой. Установлено декретом: участие или неучастие граждан в политических партиях не может служить основанием для ограничения их прав в том числе и при устройстве на работу. Правительству необходимо было трудоустроить лиц, высвободившихся при действии указа.
Президент в этом указе постановилупразднить газеты:
· Советская Молдавия
· Кувынтул
· Кишинёвские новости
· Днестровская правда (Днестровск)
· Диалог (Тирасполь)
· Победа (Бендеры)
· Новое время (Бендеры)
· Слобозийские новости (Слобозия)
Все газеты партийных органов были закрыты за то, что ониподдержали путч. Во втором пункте постановления запрещается изданиенезарегистрированных газет, упраздняется бюро агентства ТАСС, предписываетсяиздателям упраздненных газет возобновить выпуск после официальной регистрации.
23 августа 1991 президиум парламента, не имея на это права,издает постановление о компартии Молдавии:Запретить деятельность компартии на всей территории РМ. Национализировать все ее имущество, считать его государственной собственностью и передать в распоряжение правительства. Правительству поручалось взять под охрану национализированное имущество. Правительству поручалось начать переговоры с центром для передачи архивной документации о деятельности компартии Молдавии. Президенту нацбанка предписывалось приостановить все денежные операции со счетами КП, как в советской, так и в иностранной валюте. Все денежные счета передаются в распоряжение правительства в государственную казну
29 декабря 1991г. в Алма-Ате была принята декларация осоздании содружества независимых государств. Это и было последней точкой всуществовании СССР, а значит и КПСС со своими структурами.
В Молдове формирование многопартийности имело своиособенности.Формирование имело взрывной характер. За период с 1989 по 1994 гг. в Молдове существовало 60 партий. Эти партии не затрагивали интересы народа и народ тоже практически ничего о них не знал. Социальная база созданы партий не соответствовала новым структурам поскольку в обществе не было классов, слоев, и т.п. В основе образования партии того периода лежал принцип объединения вокруг одного лидера, вербующего сторонников. Для этих лидеров партия была трамплином для проникновения в высшие этажи власти Новые партии были очень малочисленными. Это объясняется тем, что народом слово партия не воспринималось или ассоциировалось с КПСС. Сложность исторического этапа заключалось в том, что никто никогда нигде, ни один народ в мире не совершал переход от централизованной экономики к рыночной. Никто не знал чем руководствоваться, и действовали методам проб и ошибок. Отсутствие традиций государственности и других традиций (Молдова впервые строила государство). Молодые партии не спешат преобразовываться в нормальные парламентские партии, добиваться власти через демократические выборы. В страна молодых демократий, в том числе и в Молдове присутствует феномен возникновения партий как грибов после дождя. В канун выборов 1998г., в Министерстве Юстиции было зарегистрировано 60 партий, в 1999-2000г осталось 28. Сейчас их 32. После 1991 г. в Молдове заявили о себе два типа политических партий: новые политические партии, которых никогда не было(Партия Демократических Сих, ХДНП, Экологическая Партия, реформированная компартия) и партии, возобновившие свою деятельность (Партия Кадетов, Партия Монархистов, Национал-Либеральная Партия, Национал-Крестьянская Партия). В новых странах бывшего советского союза в центральной Европе очень убедительно прослеживается процесс слияния и раскола партий. Это свидетельствует о том, что процесс сложный, что партийные лидеры не всегда находят ответы на сложные вопросы современности, а народ все свои беды связывает с партиями. Как правило, избирательные кампании носят протестный характер.
Таким образом, в РМ после 1991г, проходит новый историческийпроцесс создания новых партий.Становление общественно-политических движенийнезависимой МолдовыНародный фронт РМ
В 1985 году после апрельского пленума начался процессдемократизации. По всему Советскому Союзу начали организовыватьсядемократические движения. В Молдове такое демократическое движение возникло в1988 году. Его целью была консолидация общественных сил Молдовы, выступающих вподдержку перестройки, курс – на демократию и гласность. Их задачами было:восстановление всех ленинских концепций социализма; выдвижение своих кандидатовдля участия в работе выборных партийных советов и хозяйственных организаций, атакже постоянное сотрудничество с государственными органами. В мае 89 г. этодвижение созвало первый съезд, был принят устав и программа новогополитического движения «Народный фронт Молдовы».
В сентябре 89 г. это движение было зарегистрированоофициально. На выборах в верховный совет СССР в 89 и на выборах в верховныйсовет МССР большое количество фронтистов получили депутатские мандаты. В 90году на выборах в парламент Молдовы фронтисты получили 125 мандатов. Во времяпроведения второго съезда в июле 90 г. был изменен устав. Теперь НФМ поменялсвои цели на борьбу за разрушение коммунистического режима, вывод оккупационныхвойск с территории Молдовы. Тогда же республика Молдавия была переименована вМолдову.
Второй съезд расколол НФМ. Произошло это потому, что былиеще изменения в уставе.
Тогда было решено закрыть доступ в состав НФ членам другихпартий. Фронт покинули Ион Хдыркэ, Георгие Гинку и еще несколько создателейдвижения. Создается новый народный фронт, председателем которого становитсяЮрий Рошка. Раскол НФМ привел к спаду его политической карьеры. Никогда более этополитическое движение не набирало в парламенте более 10% голосов. В конце 91 г.некоторые депутаты-фронтисты организовали национальный совет, в которомпринимали участие депутаты Румынии за объединение Молдовы с Румынией, во главес М. Друк. Они поставили следующие задачи: — восстановление унитарногогосударства Румынии с границами обозначенными еще в декабре 1918 г. — созданиеединого экономического пространства с единой валютой.
Инициатива предоставления гражданам РМ румынскогогражданства привела к резкому снижения авторитета НФМ В феврале 92г. на созывеобщего движения, было принято решение изменить название – Народный христианскийфронт. В 94 г. они набрали всего 7,5% голосов в парламент, в 95 не участвовалив выборах в местные органы власти. В 98 в составе демконвенции вошли впарламент с 19,4% голосов.
В 11 декабре 99г. движение становится партией во главе сЮрием Рошкой и называется ХДНП. в парламент они вошли с 8, 2% голосов Интерфронт
9 января 89 г. в Молдове появилось второе общественнополитическое движение. Произошло это на научно-практической конференции, гдебыл избран учредительный комитет. Инициативная группа в составе четырех человеквзяла на себя обязательство подготовить первый съезд нового движения 8 июля 1989.На первом съезде был принят устав и программа, избран председателем А.Лисецкий. 25 октября совет министров зарегистрировал интердвижение. Основнойцелью организации было содействие осуществлению курса КПСС, на демократизациюперестройки. Программа движения — добиваться соблюдение прав и свободчеловека, за отмену паспортов, исключение пунктов о социальном происхождении инациональности человека. Бороться за пересмотр дел граждан несправедливоосужденных сталинским режимом по религиозным причинам.
В 89-90гг. интерфронт выиграл выборы во всех округах, гдевыдвигал свои кандидатуры.
В 90 году Лисецкий осудил гагаузов и приднестровцев занезаконный съезд депутатов всех уровней, в результате чего лишился места извания председателя движения.
Интерфронт выступил против перехода молдавского языка налатиницу, поддержал организаторов путча в Москве, выступал за придание русскомуязыку статуса государственный, это движение всегда было на стороне монопольнойвласти. С развалом СССР эта организация рухнула.
В 92 году интерфронт поменял свое название на движение «Заправа человека» во главе с П. Шорников. В конце 93 года Соцпартия Молдовыпредложила интерфронту объединиться в единый блок. Выборы принесли блоку 22%голосов (второе место после аграно-политической партии у тех 40%). С 94 по 98интерфронт был вместе с аграриями правящим.
Во время нахождения у власти интерфронта был принят закон обобразовании, разработаны планы приватизации, в этот период стабилизироваласьположение в стране.
Мирча Снегур расколол эту организацию и среди ее членовначались трения за этот период развалилась экономика и аграрный сектор,началась массовая безработица. На выборах 98 года ни один аграрий илиинтерфронтиец не прошли в парламент. Движение Гагауз-Халкы
На юге Молдовы в первом квартале 89 года образовались трисамостоятельные организации Берлик в Чадырлунге, Вотан в Вулканештах, и Гагауз–Хлкы в Комрате. Первый съезд этих организаций состоялся 21 мая 89 года, тогдаже и решили создать единое общественно политическое движение Гагауз–Хлкы.Приняли устав, избрали исполком и председателя исполкома. 26 октября 89г.организация была официально зарегистрирована
В уставе говорилось, что организация признает руководящуюроль КПСС и ставит задачу поддерживать все инициативы КПСС в сфере экономики,культуры и тд.
Для достижения цели члены движения должны были создатьсоциально экономические условия на юге Молдовы; укрепить союз наций инародностей юга; развивать культуру гагаузов; осуществить строительствосоциального быта; строить комплексы по переработке сельхозпродукции.
Во время выборов 89-90 ГХ провела своих кандидатов вдепутаты и в верховный совет СССР и в верховный совет в Молдове. После выборов движение раскололось на две части.
Одно течение считало возможным решать проблемы гагаузовпарламентским путем, вторая путем решительных действий. Верх взяли радикалы. Вэто время на Комрат были направлены вооруженные уголовники из Тирасполя,которых организовал М. Друк. Президент Снегур направил в Комрат войска и остановилэто безобразие. 23 декабря 94 года парламент Молдовы принял закон об особомправовом статусе Гагаузии.
В законе говорится, что Гагаузия — это автономноеобразование с особым статусом. На территории Гагаузии гарантируются все права исвободы, предусмотренные конституцией РМ. Если Молдова изменит статуснезависимого государства, что Гагаузия имеет право выйти из состава РМ.Этапы перехода политической системы РМ оттоталитарной к демократической
В начале 90-х гг. начался переход политической системыМолдовы от тоталитарного типа к демократическому. В развитии политическойсистемы РМ можно выделить несколько этапов:С ферваля по сентябрь 1990г. На этом этапе Молдова шла по пути формирования парламентской республики. С сентября 1990г по август 1994г. В Молдове бала установлена президентская республика. С сентября 1994г по июль 2000г. Молдова являлась полу-президентской республикой. С 4 июля 2000г по настоящее время. Молдова является парламентской республикой.
По форме территориального устройства, по конституции РМявляется унитарным государством. По партийной систему РМ — страна смногопартийной системой (более тридцати партий и общественных политическихорганизаций). Избирательная система пропорциональная по принципу однареспублика — один округ. Недостатками партийной системы Молдовы являются ееслабая реагирующая способность, она не всегда своевременно и адекватнореагирует на возникающие интересы и потребности населения.Появление политических партий в РМ
После краха Коммунистической Партии Молдавии началипоявляться новые политические партии Молдовы.
Уже в 1989 г, заявила о себе первая Социал-демократическаяПартия Молдовы. Это была партия молодых людей. Сюда не имели доступ бывшиечлены Компартии. Она вышла из народного фронта. Ей принадлежит идея опроведении всеобщих выборов президента. Они с самого начала правильноопределились, что нужна заниматься социальными проблемами народа. Импринадлежит идея решения приднестровской проблемы за столом переговоров. Этапартия была первая принята на социал-демократическом интернационале в Европе.Председатель партии — Oазу Нантой.
Демократическая Партия Молдовы тоже вышла изНародного Фронта., но была более умеренна в социальных решения. Они неподдержали народный фронт. Председатель – Думитру Дьяков, основана в 1997г,символ — ласточка,
24 сентября 1991 была создана Аграрно-демократическаяпартия. Руководителем был избран Дмитрий Моцпан. Эта партия защищаетинтересы селян. Она мощно выступила на выборах 1994г, получил 43,18% голосовизбирателей. Это существенно больше, чем любая другая. Ныне председателем этойпарии является Анатол Попушой.
К 1992г. набирает силу Социалистическая партия Молдовы.К 1994 г., в отсутствии компартии, выдвинула очень разумные лозунги: защитачеловека, труда, детей, пенсионеров, и учитывая, что для русскоязычногочеловека эта партия была светом в окне, он проголосовал за нее. За два года онастала правящей партией (22% в парламенте 1994 г.). Это продолжалось не долго,т.к. на политическом Олимпе появится новая партия, которая отберет у соцпартиивесь электорат — это ПКРМ.
До сентября 1993г ныне правящая Партия КоммунистовРеспублики Молдова была запрещена. 25 сентября состоялся оргкомитет будущейпартии коммунистов. В главе был Владимир Воронин. 22 октября, то есть черезмесяц, состоялась республиканская учредительная конференция. Это и есть началобудущей партии коммунистов. 24 августа 1994 Министерство Юстиции официальнорегистрирует партию Воронина. 24 декабря 94г, состоялся первый съезд ПКРМ.Тогда были утверждены устав и программа партии, текст обращения к народу ивыбран генеральный секретарь. К 24 декабря 1994г. в 35 районах и городах (из41) Молдовы функционировали ячейки ПКРМ. На съезде ПКРМ объявила себя вжестокой оппозиции по отношении к существующей власти. В 1995 г. ПКРМ оченьудачно воспользовалась промахами правящей партии на выборах в местные органывласти. В 1996 г. в РМ проводятся президентские выборы. ПКРМ выдвигаеткандидатуру Воронина, который проигрывает выборы. Партия очень можно и успешнодействовала в оппозиции, ведь за неполных два года председатель Воронин выходитна 3-е место среди кандидатов в президенты. В 1998 г., на парламентскихвыборах, ПКРМ получает 40 мандатов (30%). Это больше, чем любая другая партия,участвовавшая в выборах. Но тем не менее она не стала правящей, т.к. все другиепартии объединились в конституционный блок, и коммунисты оказались в оппозиции.К выборам 2001 г. коммунисты добились 71 мандат, то есть 70% голосов. Врезультате ПКРМ стала единственной правящей партией, имеющей возможность занятьвсе правящие места в республике. Воронин стал президентом государства, ЕвгенияОстапчук — спикер парламента, Вадим Мишин — заместителем председателяпарламента.
ПКРМ выступает за[2]:
социалистическое преобразованиеобщества, против политического, экономического и нравственного насилия надтрудовым народом, попрания прав человека и гражданина. Она поддерживаетгражданское сопротивление и неповиновение беззаконию и произволу, используя приэтом адекватные формы борьбы в соответствии со «Всеобщей Декларацией правчеловека», Конституцией и законами Республики Молдова; восстановлениепрестижности честного добровольного труда, творческого отношения к делу;уважение к молдавскому, русскому и другим языкам и культурам народов Молдовы,что имеет общенациональное значение, является базой и средством духовногомежнационального общения и социальной консолидации; уважение и защитуконституционных прав граждан независимо от национальной принадлежности,обеспечение равных возможностей для их участия во всех сферах жизни республики;недопущение самосуда над историей молдавского народа и его государственности,вписавшей свою первую страницу еще в 1359 году, а также этнофобии, ксенофобии идругих социо-культурных аномалий, среди определенной части населения;прекращение очернения советской истории, памяти и учения В.И.Ленина; свободусовести всех граждан, уважение к православию и другим религиозным конфессиям,считая при этом недопустимым использование религии в политических целях;решительные меры в борьбе с преступностью, бандитизмом, другими социальнымипороками, ущемляющими свободу личности.
Выход из кризиса, видение ПКРМ[3]
На путях выхода из кризиса Партиякоммунистов видит два политических этапа последовательного достижения этойцели: На первом, общедемократическом этапе коммунисты в союзе спрогрессивными силами добиваются устранения последствий реформ, прекращениеграбительской приватизации общенародной собственности, восстановлениеэкономического и научно-технического потенциала страны, достигнутых ранеесоциальных завоеваний в интересах улучшения материального благосостояния икультурного уровня населения. Восстанавливается общественная собственность наосновные средства производства как фундамент экономики, в том числе путем куплигосударством акций приватизированных предприятий. При этом частный сектордопускается, в основном, в сфере производства и реализации потребительскихтоваров и услуг. Обеспечивается активное содействие интеграционным процессам врамках СНГ, европейских и международных экономических структур. Восстанавливаетсявласть народа, защита основных социально-экономических прав трудящихся. На этомэтапе сохраняется многоукладность экономики. На втором этапе возрождениясоциалистического общества трудящиеся все больше участвуют в управлениигосударством путем прямого народовластия, когда в этот процесс включаются нетолько профессиональные политики, но и рабочие, крестьяне, трудоваяинтеллигенция, выражающие и умеющие защищать интересы трудового народа игосударства. Осуществляется переход к преобладанию социалистического уклада вмногоукладной экономике и ее ориентирование на максимальное удовлетворениепотребностей трудящихся. На этом этапе исключается эксплуатация человекачеловеком.
Выход из кризиса предусматривает рядпервоочередных мер. В политике: принятие нового, демократическогоизбирательного закона; проведение референдумов по важнейшем вопросам жизниобщества; участие трудящихся в представительных органах власти всех уровней,что позволит политической организации общества вобрать в себя лучшийотечественный и зарубежный опыт народовластия; общенациональное согласие наоснове возрождения многовековой дружбы народов; исключение применения силы прирешении спорных вопросов; создание условий для полной реализации политическихправ и свобод граждан. В экономике: осуществление мер государственногорегулирования развития стратегических отраслей народного хозяйства, в основу которыхдолжны быть положены социалистические производственные отношения. При этомпараллельно может развиваться частное предпринимательство в мелкотоварномпромышленном производстве, сельском хозяйстве, в сфере торговли и обслуживания;борьба с коррупцией против экономического закабаления страны под видоминостранных кредитов, против распродажи ее ресурсов и утраты интеллектуальногопотенциала, превращения республики в придаток других стран; реформированиеналоговой политики и разработка адресных программ государственной поддержкиотечественных товаропроизводителей по конкретным отраслям народного хозяйства(в первую очередь наукоемким, высокотехнологичным производствам), внедрениельготного налогообложения отечественных товаропроизводителей; разработка законодательствао земле, по которому она как основное средство производства становитсяобщенародным достоянием и передается общественным и крестьянским хозяйствам, атакже под приусадебные, садоводческие и дачные участки в бессрочное пользованиес правом наследования или аренды. Государство оказывает помощь крестьянству поее обработке. Земля не может быть объектом купли-продажи, находиться в частнойсобственности; государственный контроль за деятельностью коммерческих банков,финансовых групп, фондов, других кредитно-финансовых учреждений. Всоциальной сфере: ликвидацию безработицы, восстановление гарантированныхправ граждан Молдовы на труд, отдых, бесплатное медицинское обслуживание и всевиды образования; принятие и реализация законодательных актов, гарантирующихпрожиточный минимум для всех слоев населения, постоянную индексацию заработнойплаты, пенсий, стипендий, пособий в зависимости от темпов инфляции, а такжеправо на получение жилья; государственное обеспечение стимулирования науки,образования, культуры, комплексного решения экологических проблем; государственнаяподдержка семьи, материнства и детства, восстановление сети детских имолодежных оздоровительных учреждений.
Социал-либеральная партия (СЛП) Зарегистрирована вМинистерстве Юстиции 17 февраля 1999. Первым председателем партии был избрандоктор доцент Олег Серебрян, проректор Независимого Университета Молдовы, являетсяполитической организацией социал-либеральной ориентации. В основе политикипартии — либеральный подход к Личности и к Обществу.[4]СЛП — правоцентристская политическая партия, основанная на доктрине социальноголиберализма[5].Стретегические задачи СЛП[6]: интеграцияРеспублики Молдова в европейские структуры, продвижение идеи европейскойфедерации по модели «Европы регионов» и достижение национальногоединства; установление и осуществление нравственного правлениясоциал-либерального толка, основанного на компетентности, профессионализме иответственности;
Христианско-демократическая народная Партия берётосновы в 1988 году как общественно-политическое движение, в мае 89 г. этодвижение созвало первый съезд, был принят устав и программа новогополитического движения «Народный фронт Молдовы». В феврале 92г. на созывеобщего движения, было принято решение изменить название – Народный христианскийфронт. В 1998 г. партия стала называться «Христианско-демократическая народнаяПартия». Председатель партии — Юрий Рошка. В программе партии[7]обозначила направлять на образование не менее 6% валового внутреннего продукта:Свобода партий в Конституции республики Молдова
Статья 41 Конституции Республики Молдова[8]декларирует свободу партий и других общественно–политических организаций:
1. Гражданемогут свободно объединяться в партии и другие общественно–политическиеорганизации, способствующие выявлению и выражению политической воли граждан иучаствующие в выборах в соответствии с законом.[9]
2. Партиии другие общественно–политические организации равны перед законом.
3. Государствообеспечивает соблюдение прав и законных интересов партий и другихобщественно–политических организаций.
4. Партиии другие общественно–политические организации, цели или деятельность которыхнаправлены против политического плюрализма, принципов правового государства,суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Молдова,являются неконституционными.
5. Тайные объединения запрещены.
6. Запрещаетсядеятельность партий, состоящих из иностранных граждан.
7. Государственныедолжности, занятие которых несовместимо с членством в партиях, устанавливаютсяорганическим законом.Фракции парламента 2001-2005 г.
Эти объединения действующего Парламента создаются согласноРегламенту Парламента в течение 10 дней после законного конституирования Парламента.Каждая фракция должна объединять не менее 5 депутатов, для образования рабочихорганов и организации деятельности Парламента на основании списков политическихформирований.
101 депутат, избранные в феврале 2001 года состоят в трехпарламентских фракциях, образованных в начале созыва: Фракция Партии Коммунистов Республики Молдова — 71 депутат (59 из них — члены Партии Коммунистов Республики Молдова, 12 — беспартийные). Фракция Избирательного Блока «Альянс Брагиша» — 19 депутатов (Социалистическая Партия Молдовы — 2, Партия Социальной Демократии «Furnica» — 3, Движение Профессионалов «Speranta — Nadejda» — 1, Центрисиский Союз Молдовы — 1, Союз труда — 1, Социально-политическое Движение «Forta Noua» — 1, 10 беспартийных). Фракция Христианско-Демократической Народной Партии — 11 депутатов.
С 23 мая 1991 г., ранее — Верховный Совет. Число депутатов,избранных в последние три созыва варьирует в зависимости от действующегозаконодательства, наблюдается тенденция к уменьшению количества депутатов. Так,в XII созыве было избрано 380 депутатов, в XIII созыве — 104 депутата. В XIV, атакже в нынедействующем XV созыве работают 101 депутат, избранных попропорциональной системе на 4 года.
Избирательный порог — это процент голосов избирателей,который необходимо набрать партии для прохождения в парламент. В РеспубликеМолдова существуют три порога:Для одной партии — 6% (не альянса) Для альянса из двух партий — 9% Для альянса из трёх и более партий — 12% Для независимых кандидатов — 6%Список политических партий, зарегистрированныхМинистерством Юстиции[10]Партии, перерегистрированные согласно Закону опартиях и других социально-политических организациях
· Демократическая партия Молдовы. Председатель партии – Д. Дьяков. штаб:г. Кишинев, ул.Тигина, 32. тел.: 27-82-29; факс 27-82-30
· Партия коммунистов Республики Молдова. Председатель партии – В.Воронин. штаб: г. Кишинев, ул. Н. Йорга, 11. тел.: 23-36-73; 23-70-43;23-71-56; 23-46-14; 23-21-96;
· Либеральная Партия. Председатель партии – В. Унитила. штаб: г.Кишинев, ул. А. Пушкина, 62 “A”. тел.: 54-85-27; 54-62-19
· Социал-демократический альянс Молдовы. Лидер Альянса – Д. Брагиш.штаб: г. Кишинев, ул. Колумна, 61. тел.: 54-63-17; 54-62-57; 54-90-19. временныйштаб: г. Кишинев, ул. С. Лазо 21 “B”. тел.: 29-46-51; 29-27-99
· Аграрно-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – А.Попушой. штаб: г. Кишинев, пер. Театральный, 15. тел.: 22-22-74; 22-60-50;22-81-40
· Социалистическая партия Молдовы. Председатель партии – В. Морев. штаб:г. Кишинев, ул. Каля Ешилор, 61/6, кв. 15. тел.: 75-87-62
· Партия социально-экономической справедливости Молдовы. Председательпартии – М. Ливицки. штаб: г. Кишинев, ул. Студенческая, 3/2 кв. 39. тел.:22-11-10; 22-25-58
· Христианско-демократическая народная Партия. Председатель партии– Ю. Рошка. штаб: г. Кишинев, ул. Н. Йорга, 5. тел.: 23-45-47; 23-86-66;23-86-35
· Партия прогрессивных сил Молдовы. Председатель партии – Н.Кирилчук. штаб: мун. Бэлць, ул. Александру чел Бун, 5. тел.: /231/ 7-00-88;7-26-52; 7-06-00
· Движение профессионалов “Speranta-Надежда”. Председатель движения– В. Флоря. штаб: г. Кишинев, ул. В. Александри, 97. тел.: 27-88-44; 27-88-33 –г-н Флоря. тел.: 22-13-41; 24-22-36; 44-52-73 – г-жа Лощенова
· Партия реформы. Председатель партии – M. Гимпу.штаб: г.Кишинев, ул. Букурешть, 87 “a”. tel.: 23-26-89; 22-80-97; 22-83-26
· Социал-либеральная партия. Председатель партии – O.Серебрян. штаб:г. Кишинев, ул.Болгарская, 24 “b”. тел.27-66-20; 27-36-66
· Новая молдавская национальная партия. Председатель партии – И.Цуркану. штаб: г. Кишинев, ул. Т.Чорба, 26 кв.2. тел.56-32-66; 77-25-51
· Социал-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – O.Нантой. штаб: г. Кишинев, ул. Каушанская, 1, кв.36. тел.: 54-70-94; 22-56-59
· Народно-демократическая партия Молдовы. Председатель партии – M.Чебан. штаб: г. Кишинев, ул.Когылничану, 87. тел.: 24-91-10
· Общественно-политическое движение “Forta Noua”. Председательдвижения – В. Плешка. штаб: г. Кишинев, ул.Бернардацци, 64. тел.: 22-22-97;22-66-04; 23-32-14
· Партия социалистов Республики Молдова. Сопредседатели партии – В.Абрамчук, E.Смирнов. штаб: г. Кишинев бул. Штефан чел Маре, 73. тел.: 27-75-81;23-25-35
· Республиканское общественно-политическое движение “РАВНОПРАВИЕ”. Председательдвижения – В. Клименко. штаб: г. Кишинев, ул. Сармиседжетуза, 90/2, оф. 201. тел.:27-12-71
· Экологическая партия Молдовы “Alianta Verde”. Председатель партии– И. Дедиу. штаб: г. Кишинев, ул. А.Матеевич, 31. тел.: 56-26-56; 22-16-90;22-24-94
· Румынская национальная партия. Заместитель председателя – И. Буга.штаб: г. Кишинев, ул. Когылничану, 52. тел.: 22-51-21Новообразованные партии и социально-политическиеорганизации
· Крестьянская Демократическая Христианская Партия Молдовы. Председательпартии – В. Реус. штаб: г. Кишинев, Театральный пер., 1. тел.: 46-11-34
· Республиканская партия Молдовы. Президент партии – В. Ефремов. штаб:г. Кишинев, ул. А. Влахуца 11/4. тел.: 22-83-18; 22-67-73
· Партия гражданского достоинства Молдовы. Председатель партии – И.Липчиу. штаб: г. Кишинев, ул. M.Костин, 7. тел.: 49-84-73; 8-291-2-87-79
· Союз труда.Председатель союза – Г. Сима. штаб: г. Кишинев, ул.Валя Кручий, 6 кв.157.тел.: 77-04-49
· Центристский союз Молдовы. Председатель союза – M. Петраке. штаб:г. Кишинев, ул. Колумна, 103 “B”. тел.: 22-46-59; 23-46-92; 23-71-59
· Социально-политическая организация «Альянс Независимых РеспубликиМолдовы». Председатель альянса – С. Урекян. штаб: г. Кишинев, ул. МарияЧиботарь, 4/1. тел.: 22-12-81Вывод
В развитие политических партий Республики Молдова я вижу триэтапа:
Началом отсчета многопартийности следует считать июнь 1988г,когда на всесоюзной партийной конференции был объявлен плюрализм мнений. В этоже время возникли первые основные общественно-политических движения: НародныйФронт, Интерфоронт, Гагауз-Халкы, которые чуть позже зарегистрировалисьофициально еще не как партии но как общественно-политических движения, иуспешно участвовали в выборах в верховный совет СССР в 1989 г. и верховныйсовет МССР, получив большое количество депутатских мандатов. Это первый этапсовременной многопартийности Молдовы.
Второй этап длился с 1989 по 1994 гг. В это времяразвитие партий имело взрывной характер, к концу 1994г. в Молдове существовало60 партий. Эти партии не затрагивали интересы народа, и народ тоже практическиничего о них не знал. Социальная база созданных партий не соответствовала новымструктурам, поскольку в обществе не было классов, слоев, и т.п. В основеобразования партии того периода лежал принцип объединения вокруг одного лидера,вербующего сторонников. Для этих лидеров партия была трамплином дляпроникновения в высшие этажи власти, на фоне краха советской системы управления.Новые партии были очень малочисленными. Это объясняется тем, что народом словопартия не воспринималось или ассоциировалось с КПСС.
На третьем этапе, с 1994 гг. и по сей день, когдапередел советской власти уже давно завершен, и политическое устройство обществаостается практически неизменным, переход политической системы Молдовы оттоталитарного типа к демократическому практически завершился, возникновение и жизньпартий носит уравновешенный характер, по сравнению со вторым этапом. Передпарламентскими выборами 27 февраля 1994 г., был принят закон, уменьшающийколичество депутатов с 380 до 104. Независимый кандидат должен был собрать неменее 1000 подписей, чтобы иметь возможность участвовать в выборах, а дляпрохождения в парламент партия должна была получить не менее 4% голосовизбирателей. В 1998 г. был принят второй закон о партиях, согласно которому длярегистрации партии необходимы подписи 5 тыс. человек, устав и программа партии,и была объявлена обязательная перерегистрация всех партий. Тогдаперерегистрировалось 28 партий и общественно-политических организаций. Ссентября 1994г по июль 2000г. Молдова являлась полу-президентской республикой,а с 4 июля 2000г по настоящее время — парламентской республикой. Политическиепартии, придя к власти в парламенте, быстро забывали о своих обещаниях, ихболее не заботило мнение избирателей, и на смену им к власти приходили другиепартии. Насколько успешно ПКРМ учла ошибки предыдущих правящих партий, мыувидим на парламентских выборах 2005г.ЛитератураГеоргий Руснак, курс лекций. Устав и политическая программа социал-либеральной партии. Statutul Partidului democrat din Moldova, Chişinău, 2003. Statutul Partidului Popular Crestin Democrat. Политическая программа ПКРМ, Кишинэу, 2001. Список партий и социально-политических организаций, Министерство Юстиции Республики Молдова, Кишинэу, 2003. Постановление КП № 37 от 10.12.98. Мониторул Офичиал N 1 от 12.08.1994.