РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основы конституционного строя
(тема работы)
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
студенткиюридического факультета________________________________
НефедовойИнны Николаевны_____________________________________
Руководитель профессор, доктор юридических наук
ДавыдовГеннадий Павлович_______
г. Тамбов
2000
СОДЕРЖАНИЕ стр. I. Введение. II. Основы конституционного строя. II.1. Гуманистические основы конституционного строя. II.2. Основные характеристики Российского государства II.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления II.4. Экономические и политические основы конституционного строя III. Заключение IV. Законодательные акты V. Список литературы
I. ВВЕДЕНИЕ
Конституционное право — это совокупность правовыхнорм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целяхопределенную систему государственной власти.
Одним из важнейших постулатовсовременной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобыохранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланссвободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности,она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственностьстроится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смыслконституционного права.
Но поскольку эта отрасль праварегулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, они неизбежноприобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционногоправа начинается формирование (не обязательно исторически, но логическипоследовательно) всей системы национального права всех отраслей, и в этом егосистемообразующая роль. Ни одна отрасль национального права той или инойстраны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционныхпринципах или нормах конституционного законодательства, а тем болеепротиворечить им.
Конституционное право теснее всех других отраслейсвязано с политикой и политической системы. Властные отношения соприкасаются нетолько с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективнымидействиями людей через политические партии и общественные объединения которыепутем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затемв функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конституционногоправа со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокругфилософски-политических основ этой отрасли права, ее институтом и норм. Этоособенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный,подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскомуобществу.
В результате длительного историческогопроцесса цивилизованное сообщество осознало, что организация власти требуетразумного распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложныхорганов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительнойвласти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаимодействиямежду ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие многочисленныхзвеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнувсуществовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную итоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелойпроблемой, свойственной даже демократической системе власти, — еебюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другиесложные проблемы организации государственной власти постоянно находятся вцентре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные«правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть народномуволеизъявлению.
В тоталитарном обществе рольконституционного права ограничивается формальным, застывшим существованием,она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляетсядиктаторским приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывноразвивается, испытывая влияние политической динамики и влияя на эту динамику.Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переходобщества от тоталитаризма к демократии. Конституционное право здесь, будучисамо объектом реформ, создает необходимые условия для гражданского мира исогласия, сдерживая борьбу за власть различных политических, в том числе иэкстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российскомобществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и политическойэтики, недостаточно развиты механизмы формирования общественного мнения.
Конституционное право- юридическая основа демократии. Демократия — широкое понятие, включающееэкономические, социальный и политический аспекты. Конституционное правопризвано закреплять основы народовластия во всех этих аспектах, посколькусовременная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества,полноправие, основанное на добровольном согласии людей на определенноеограничение своей свободы во имя ее сохранения.
В демократическомгосударстве конституционно право создает специальные гарантии против опасностисползания к тоталитаризму; определенные нормы и институты, регулирующие,например, правовое положение средств массовой информации, прямо направленыпротив использования СМИ в антидемократических целях.
Предметконституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охраны прав исвобод человека (отношение между человеком и государством):
б) устройствагосударства и государственной власти (властеотношения).
а) Отношение междучеловеком и государством регулируется не только конституционным правом, но идругими отраслями нрава (административным, трудовым и др.). Но конституционноеправо содержит нормы основополагающего характера, из которых складываетсяправовой статус человека, его основные нрава и свободы. В науке широкораспространенно понимание права как меры свободы, и как раз конституционноеправо в наибольшей степени отвечает этому пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признаниемсвободы человека как естественного состояния, сложное дело. Оно предполагаетзакрепление не только прав, но и обязанностей человека — по отношению к другимлюдям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требуетограничений, чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право ктому же не только провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оноучреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа»свободы, берет на себя обязанность создать условия для благополучия людей. Всущности, этому подчинено все устройство государственной власти.
Право регулирует только небольшуючасть общественных отношений, в то время как большая их часть являетсяпредметом саморегуляции на основе морали и общественной самоорганизации.
Через права свободного человекаскладывается определенный общественный порядок: формы собственности,организация экономики, политическая система, социальные отношения и т. д.
В вопросе о регулированииконституционным нравом «основ общественного строя» зарубежная правовая мысльвесьма неоднородна. В страны, где действуют старые конституционные акты (США,Великобритания и др.), на подобного рода «основы» нет и намека, а потому,вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаютсярассуждения по этому поводу. Общественный строй здесь если и определяется, токатегориями свободы, демократии, справедливости, нрав человека исоответствующим функциям государства.
Но в странах, где конституциипринимались после второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил(Франция, Италия, Португалия и др.), в текстах основных законов появилисьразделы об «социально-этических отношениях» т. д. Они, однако, никак непоколебали институт естественных нрав и свобод человека и сводятся копределению экономических и социальных функций государства (содействоватьобразованию, охране здоровья, создавать условия для благосостояния людей и т.д.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека иустановление пределов обязанностей государства.
Модель нового российскогоконституционного права в рассматриваемом вопросе занимает как бы промежуточноеположение. Из Конституции 1993 г. изъят (в отличие от предыдущей Конституции)раздел об основах общественного строя, но в тоже время во многих статьяхустанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненныеглавной цели: охране и содействию реализации прав и свобод человека. Этообъясняется тем, что Конституция создавалась под сильным влиянием идейсоциального либерализма и социал-демократии. Таким образом, из самой структурыи содержания Конституции государства исходят определенные указанияэкономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять пределывмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению клюдям.
В нынешней, переходный период гражданскоеобщество в России еще не утвердилось, и у населения нет навыков свободы,инициативы и самоорганизации, поэтому по инерции сохраняются большаярегулирующая роль государства в обществе. Но со временем, если реформы будутуспешно продолжать и общество трансформирует в подлинно гражданское, рольгосударства будет коренным образом меняться в сторону ее снижения, правовоерегулирование в ряде сфер общественной жизни уступит место саморегулированию иинициативе свободных людей.
б) Устройство государственной властипредполагает не только учреждение органов государственной власти и управления,но и регламентацию широкого круга (угнетении между ними. Органы государственнойвласти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должнысоставлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми иих интересами, которые содействовали 6111 раскрытию роли государства вобществе.
Эта системообразующая функцияконституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий,задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, атакже органов местного самоуправления, порядка их образования, компетенции,форм деятельности и т. д.