Реферат по предмету "Право"


Основы конституционного строя

РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Основы конституционного строя
(тема работы)
ИТОГОВАЯ ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

студенткиюридического факультета________________________________
НефедовойИнны Николаевны_____________________________________
Руководитель   профессор, доктор юридических наук
                             ДавыдовГеннадий Павлович_______
г. Тамбов
2000
СОДЕРЖАНИЕ стр. I. Введение. II. Основы конституционного строя. II.1. Гуманистические основы конституционного строя. II.2. Основные характеристики Российского государства II.3. Основы организации государственной власти и местного самоуправления II.4. Экономические и политические основы конституционного строя III. Заключение IV. Законодательные акты V. Список литературы

I. ВВЕДЕНИЕ
Конституционное право — это совокупность правовыхнорм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целяхопределенную систему государственной власти.
Одним из важнейших постулатовсовременной цивилизации гласит: государство существует для человека, чтобыохранять его свободу и содействовать благополучию. Но как обеспечить баланссвободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности,она легко может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственностьстроится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета.Нахождение баланса власти и свободы составляет главнейший и деликатнейший смыслконституцион­ного права.
Но поскольку эта отрасль праварегулирует столь важную и сложную сферу общественной жизни, они неизбежноприобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с конституционногоправа начинается формирование (не обя­зательно исторически, но логическипоследовательно) всей системы националь­ного права всех отраслей, и в этом егосистемообразующая роль. Ни одна от­расль национального права той или инойстраны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционныхпринципах или нормах конституционного законодательства, а тем болеепротиворечить им.
Конституционное право теснее всех других отраслейсвязано с политикой и политической системы. Властные отношения соприкасаются нетолько с индивидуальными проявлениями свободы человека, но и коллективнымидействиями людей через политические партии и общественные объединения которыепутем выборов участвуют в формировании органов государственной власти, а затемв функционировании этих органов. Отсюда острый интерес к развитию конститу­ционногоправа со стороны самых различных политических сил, острая борьба мнений вокругфилософски-политических основ этой отрасли права, ее институтом и норм. Этоособенно свойственно нынешнему положению в России, когда происходит трудный,подчас мучительный переход от тоталитаризма к свобод­ному гражданскомуобществу.
В результате длительного историческогопроцесса ци­вилизованное сообщество осознало, что организация власти требуетразумно­го распределения ее по вертикали и горизонтали, создания многих сложныхор­ганов народовластия, эффективной, хотя и подчиненной закону, исполнительнойвласти, независимого суда, местного самоуправления, четких принципов взаи­модействиямежду ними. Ничего более ценного, чем это взаимодействие много­численныхзвеньев государственной власти, человечество не придумало, твердо отвергнувсуществовавшую на определенном историческом этапе в ряде стран абсолютную итоталитарную власть. В то же время общество повсеместно столкнулось с тяжелойпроблемой, свойственной даже демократической систе­ме власти, — еебюрократизацией и злоупотреблениями должностных лиц. Эти и многие другиесложные проблемы организации государственной власти постоян­но находятся вцентре внимания конституционного права, которое определяет своеобразные«правила игры» в политике и государстве и подчиняет власть на­родномуволеизъявлению.
В тоталитарном обществе рольконституционного права ограничивается фор­мальным, застывшим существованием,она ничтожна, ибо вся реальная власть находится в одних руках и осуществляетсядиктаторским приемами. Но в демократическом государстве это право непрерывноразвивается, испытывая влия­ние политической динамики и влияя на эту динамику.Это особенно характерно для современной России, в которой происходит переходобщества от тоталита­ризма к демократии. Конституционное право здесь, будучисамо объектом ре­форм, создает необходимые условия для гражданского мира исогласия, сдер­живая борьбу за власть различных политических, в том числе иэкстремистских, и реставраторских сил в рамках цивилизованных правил поведения.Роль этой отрасли права постоянно возрастает также потому, что в российскомобществе еще не сложились общепризнанные стереотипы политической культуры и по­литическойэтики, недостаточно развиты механизмы формирования обществен­ного мнения.
Конституционное право- юридическая основа демократии. Демократия — широкое понятие, включающееэкономические, социаль­ный и политический аспекты. Конституционное правопризвано закреплять осно­вы народовластия во всех этих аспектах, посколькусовременная демократия это не стихийное, а упорядоченное состояние общества,полноправие, основан­ное на добровольном согласии людей на определенноеограничение своей сво­боды во имя ее сохранения.
В демократическомгосударстве конституционно право создает специальные га­рантии против опасностисползания к тоталитаризму; определенные нормы и ин­ституты, регулирующие,например, правовое положение средств массовой ин­формации, прямо направленыпротив использования СМИ в антидемократиче­ских целях.
Предметконституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений:
а) охраны прав исвобод человека (отношение между человеком и государством):
б) устройствагосударства и государственной власти (властеотношения).
а) Отношение междучеловеком и государством регулируется не только конституционным правом, но идругими отраслями нрава (административным, тру­довым и др.). Но конституционноеправо содержит нормы основополагающего характера, из которых складываетсяправовой статус человека, его основные нрава и свободы. В науке широкораспространенно понимание права как меры свободы, и как раз конституционноеправо в наибольшей степени отвечает это­му пониманию.
Регулирование отношений, связанных с признаниемсвободы человека как ес­тественного состояния, сложное дело. Оно предполагаетзакрепление не толь­ко прав, но и обязанностей человека — по отношению к другимлюдям и к государству. Свобода не может быть абсолютной, она требуетограничений, чтобы предупредить злоупотребление ею. Конституционное право ктому же не толь­ко провозглашает права, но и создает их правовые гарантии, оноучреждает такое государство, которое, не превращаясь в «ночного сторожа»свободы, бе­рет на себя обязанность создать условия для благополучия людей. Всущности, этому подчинено все устройство государственной власти.
Право регулирует только небольшуючасть общественных отношений, в то время как большая их часть являетсяпредметом саморегуляции на основе мо­рали и общественной самоорганизации.
Через права свободного человекаскладывается определенный общественный порядок: формы собственности,организация экономики, политическая систе­ма, социальные отношения и т. д.
В вопросе о регулированииконституционным нравом «основ общественного строя» зарубежная правовая мысльвесьма неоднородна. В страны, где действу­ют старые конституционные акты (США,Великобритания и др.), на подобного рода «основы» нет и намека, а потому,вероятно, и в науке, следующей по пути либерализма, почти не встречаютсярассуждения по этому поводу. Обществен­ный строй здесь если и определяется, токатегориями свободы, демократии, справедливости, нрав человека исоответствующим функциям государства.
Но в странах, где конституциипринимались после второй мировой войны и под сильным нажимом левых сил(Франция, Италия, Португалия и др.), в текстах основных законов появилисьразделы об «социально-этических отношениях» т. д. Они, однако, никак непоколебали институт естественных нрав и сво­бод человека и сводятся копределению экономических и социальных функций государства (содействоватьобразованию, охране здоровья, создавать условия для благосостояния людей и т.д.). Это, следовательно, все та же сфера взаимоотношений человека иустановление пределов обязанностей государства.
Модель нового российскогоконституционного права в рассматриваемом во­просе занимает как бы промежуточноеположение. Из Конституции 1993 г. изъят  (в отличие от предыдущей Конституции)раздел об основах общественного строя, но в тоже время во многих статьяхустанавливаются экономические и социальные функции государства, подчиненныеглавной цели: охране и содей­ствию реализации прав и свобод человека. Этообъясняется тем, что Конститу­ция создавалась под сильным влиянием идейсоциального либерализма и соци­ал-демократии. Таким образом, из самой структурыи содержания Конституции государства исходят определенные указанияэкономического и социального характера. Но эти указания не создают какой-то идеологически определенный общественный строй и не пытаются определять пределывмешательства государства в общественную жизнь и его обязанности по отношению клюдям.
В нынешней, переходный период гражданскоеобщество в России еще не ут­вердилось, и у населения нет навыков свободы,инициативы и самоорганизации, поэтому по инерции сохраняются большаярегулирующая роль государ­ства в обществе. Но со временем, если реформы будутуспешно продолжать и общество трансформирует в подлинно гражданское, рольгосударства будет ко­ренным образом меняться в сторону ее снижения, правовоерегулирование в ря­де сфер общественной жизни уступит место саморегулированию иинициати­ве свободных людей.
б) Устройство государственной властипредполагает не только учреждение органов государственной власти и управления,но и регламентацию широкого круга (угнетении между ними. Органы государственнойвласти и управления, несмотря на различие их задач и разделение полномочий, должнысоставлять единую целостную систему и находиться в таких отношениях с людьми иих интересами, которые содействовали 6111 раскрытию роли государства вобществе.
Эта системообразующая функцияконституционного права требует от него четкого закрепления объема полномочий,задач и статуса органов законодательной, исполнительной и судебной власти, атакже органов местного самоуправ­ления, порядка их образования, компетенции,форм деятельности и т. д.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ состояния расчётов и платёжеспособности торгового предприятия
Реферат Строение и жизненный цикл чешуекрылых
Реферат Политические воззрения А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р. Оуэна
Реферат Золотая и медная минерализация: геохимические и физические процессы
Реферат Финансы и бюджет
Реферат Бухгалтерский учет: лизинговые операции
Реферат Euro
Реферат Зональность процессов выветривания и состав почвообразующих пород
Реферат Численное решение системы линейных уравнений с помощью метода исключения Гаусса с выбором главного
Реферат Межгосударственная русская организация "Национал- социалистическое общество" (НСО)
Реферат Новітні технології по відновленню нафтових свердловин і підвищення видобутку нафти
Реферат Влияние интерьера на эффективность работы персонала
Реферат Антикризове управ.doc
Реферат Магнитные носители информации. Запись информации на магнитные носители
Реферат Изменение рельефа Земли